Чернышевский что делать история создания

История создания романа Что делатьЧернышевский

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

“Что делать?” – роман философа и критика Николая Гавриловича Чернышевского. Период работы над романом – с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года. Место написания – Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, где Чернышевский находился под заключением.

Чернышевский сидел в одиночной камере. Между допросами и попытками выйти на свободу он работал над романом. Всего работа над произведением заняла 112 дней.

С января 1863 года роман Чернышевского начинают по частям передавать в следственную комиссию. За счет того, что роман анализировали по частям, комиссия не усмотрела его скрытый смысл, обратив внимание лишь на любовную линию. Но самом же деле в романе присутствуют революционные идеи, новое видение социальной жизни, экономики и политики.

Так произведение избежало цензуры. Работа Чернышевского начала публиковаться в журнале “Современник”, которым на то время руководил поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Оплошность цензоров стала заметна только после попадания романа в печать. Цензора Бекетова, который был ответственный за допуск рукописи в печать, уволили с должности.

Все номера “Современника”, в которых публиковался роман, тут же оказались под запретом. Но все попытки властей запретить произведение оказались тщетными. Роман переписывали от руки, он обрел чрезвычайную популярность среди читателей.

Работа Чернышевского бурно обсуждалась в обществе. Реакция на роман была неоднозначной. Одним произведение пришлось по душе, другие же критиковали автора. Но все равно “Что делать?” зацепил читателей и заставил их задуматься о жизни.

До 1905 года в России роман был под запретом. Его нельзя было пускать в печать. Однако известно, что в Швейцарии роман опубликовали еще в 1867 году. Сделали это русские эмигранты.

До 1917 года в печати было уже четыре издания “Что делать?” Подготовил их сын Чернышевского, Михаил Николаевич.

Одним из показателей популярности произведения можно считать наличие множества переводов “Что делать?” Так, роман доступен на голландском, польском, венгерском, английском, итальянском, французском, шведском и сербском языке.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий. Главная героиня – Вера Павловна Розальская. Чернышевский не зря сделал центровым персонажем именно женщину. Женщинам было гораздо сложнее добиться значимого положения в обществе.

В основе романа – реальная история из жизни. Друг Чернышевского, доктор Петр Иванович Боков, фиктивно женился на своей студентке Марье Александровне Обручевой. Девушка стремилась к независимости и получению знаний.

Потом Марья Александровна влюбилась в физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Видя, что между Сеченовым и Обручевой вспыхнуло настоящее чувство, Петр Иванович Боков не стал препятствовать их отношениям.

Источник

Роман Чернышевского — Что делать?

Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу. Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889)

История создания

Роман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги.

Сюжетная линия

На первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями.

Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера.

Смысл романа

Основной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова.

По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества.

Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы.

Жанр произведения

По своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим.

Основные раскрытые темы

В романе освещено несколько тем:

Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей.

Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений.

Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем.

Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством.

Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова.

Проблематика

В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:

Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка.

Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации.

Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции.

Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки.

Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера.

Характеристики главных героев

Поступки и поведение

Вера Павловна Розальская

Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны).

Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию.

Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой.

Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию.

Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью.

Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь.

Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой.

Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная.

Марья Алексеевна Розальская

Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов.

Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем.

Оценка романа современниками

После выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным.

Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин.

Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию.

Актуальность для современного читателя

Тематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы.

Источник

Своеобразие истории создания романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

История создания

Николай Чернышевский в свое время слишком радикально высказался в адрес властвующей верхушки. За это его заключили в Петропавловскую крепость, где он и написал свой роман. Работу автор начал в 1862, а закончил книгу через год. История создания романа «Что делать» была связана с произведением «Отцы и дети» Тургенева, где появился образ нового человека — нигилиста Базарова. Хотя персонаж закончил свою судьбу трагически, ему в противовес Чернышевский создал Рахметова. Его герой обладал таким же складом ума, но при этом занимался делами, а не страдал по Одинцовой.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Для обмана судебной комиссии и слишком бдительных читателей автор ввел любовный треугольник в политический сюжет. Отношениям он посвятил большую часть книги. Чиновники запутались в сюжете и разрешили опубликовать произведение. Обман раскрылся слишком поздно: идея романа «Что делать» стала известной тысячам читателей благодаря журналу «Современник». Запреты оказались бессильными — книга продолжала распространяться уже в виде рукописных копий.

И только в 1905 году власти официально разрешили публиковать произведение. Но на русском языке впервые его напечатали в Женеве еще в 1867 году. Роман оказался значимым для читателей того времени. Ленин говорил, что произведение заставило его по-новому посмотреть на окружающие его вещи.

Зачем помнить о Чернышевском

Произведение Чернышевского давно не изучают в школах, да и вообще, мало кому известно даже краткое содержание романа «Что делать?» Его можно отнести к «забытой» литературе. По своим художественным достоинствам он, действительно, несравним с книгами под авторством большинства современников Николая Гавриловича. Было время, когда Рахметова сравнивали с князем Мышкиным. Действительно, это имеет смысл. Два «идеальных» героя появились в читательском обиходе почти одновременно. Один олицетворял смирение и всепрощение, другой – непримиримую борьбу за лучшее будущее, которое должно облагородить каждого человека. Революционер взял верх над христианином, но пришло время осознания невозможности изменения сознания условиями жизни. Тем не менее, Чернышевскому удалось добиться своей цели, и важно знать, каким образом.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Он показал в романе людей, которые независимы от правил и даже закономерностей жизни. Они, прежде всего Рахметов, меняют себя по собственной воле, но во имя блага других. Именно необходимость этого автор стремился донести до читателей. Поэтому много говорят о том, что главное в его сочинении – публицистика, а не художественность. Вряд ли сам Чернышевский стал бы это отрицать. Задача искусства – облагораживание человека. Примерно так звучало его утверждение в более ранних произведениях. Эффекта он добился, смешивая в романе самые разные стилистические и композиционные элементы. Как только не определяли жанр его главного произведения, но ни одно не признано окончательно верным. Оригинальность во многом была предопределена и необходимостью обойти цензуру. Иносказания, беседы с читателем, эзоповский язык. Он особенно используется в последней главе. Ведь заканчивается роман оптимистически. «Перемена декораций» означает победу революции. Все счастливы, в том числе и сам Рахметов, не считавший себя вправе даже мечтать о будущем для себя. Его танец на свадьбе означает, что пришло время, когда даже «железный» человек может задуматься о собственной жизни.

На этом мы окончим пересказывать краткое содержание романа «Что делать?» Единственно, что можно сказать с уверенностью, так это то, что произведение не должно быть забытым. Его нужно прочесть и задуматься над тем, что хотел сказать автор.

Литературное направление

Направление и жанр книги отличаются. Произведение «Что делать» относится к социологическому реализму, при этом это утопия. В этом романе тесно связаны настоящие события и вымыслы автора, будущее. Из-за этого читатели восприняли книгу неоднозначно, их пугали перспективы, которые выдвинул Чернышевский.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Роман считается также философско-публицистическим. Автор использует в тексте много скрытых смыслов, тщательно прячет их в любовной линии. Чернышевский не был профессиональным писателем, он просто облек в литературную форму свои мысли о будущем справедливом социальном строе.

В романе рассматриваются философские вопросы, заметен публицистический накал страстей. Беллетристический сюжет только прикрывает истинные мысли автора от придирчивых цензоров. Сам смысл названия романа Чернышевского «Что делать» заключается в том, что произведение является инструкций для революционеров. Писатель подталкивает их к определенным действиям.

Благо для народа и отказ от счастья

Чернышевский разделяет его жизненный путь на три стадии. Во-первых, это теоретическая подготовка. Он очень много читает, но категорически отрицает пользу книг, в которых «разжёвывается» истина, данная в трудах, подобных сочинениям немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха. Только такие книги могут приносить пользу, остальное – зря потраченное время. Второе, что необходимо, это приобщение к народной жизни. Рахметов стал своим для таких людей, как горничная Маша. Для остальных, даже таких, как Лопухов и Кирсанов, он всё-таки непонятен и даже немножко страшен. Третья стадия – профессиональная революционная деятельность. Рахметов время от времени куда-то пропадает, у него собираются непонятные люди. Среди них многие преданы своему лидеру душой и телом. Большего об этой стороне его жизни автор, конечно, написать не мог. Ну и ещё одно: Рахметов считал невозможным для себя союз с женщиной. В том числе потому, что в любой момент может быть арестован и вырван из обычной жизни. В таком отказе от любви нет даже намёка на жертвенность. Это тот самый «разумный эгоизм». Если так нужно для достижения благой цели, то это благо и для него. Таких людей во все времена было крайне мало, а Чернышевский считает возможным, чтобы подобными качествами обладали все члены общества. Это одно из проявлений утопизма знаменитого социал-демократа.

Новое общество – дело будущего, но не такого уж далёкого, если уже сейчас начать делать первые шаги к его построению. Автор пытается это доказать, рассказывая о судьбах женщин, работающих в мастерских Веры Павловны. В них всё основано на кооперации, то есть «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». В этом более позднем тезисе тоже можно усмотреть влияние романа Чернышевского. Его «Рассказы о новых людях», каково второе название романа, во многом провидческие. Именно люди, подобные Рахметову, аскеты, готовые жертвовать во имя достижения великой цели собой и другими, стали героями последующей эпохи. Но Чернышевский не разглядел многого в ближайшем будущем России. Пролетариат, на который сделали ставку большевики, он не рассматривает в качестве существенной силы. Крестьянская революция, вот что, по его мнению, должно встряхнуть страну.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Сюжет романа

Действие романа начинается с самоубийства молодого прогрессивно мыслящего человека, которого зовут Дмитрий Лопухов. Он выстрелил в себя, к чему его подтолкнули проблемы в любви и дружественных отношениях. После выстрела он упал в реку.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

В следующей главе появляются главные персонажи. Вера Павловна живет вместе со своей семьей, где бразды правления взяла в свои руки властная и алчная мать. Ее супруг работает в доме богача управляющим. Женщина мечтает выдать дочь замуж за сына этого зажиточного человека, ради этого она согласна даже пожертвовать честью девушки.

Но гордая Вера ищет просвещения и спасения у репетитора своего брата — того самого Лопухова. Парень согласился заключить с ней фиктивный брак и помог девушке сбежать из дома. На самом деле интимных отношений и любви между ними нет, пара живет как брат и сестра.

Муж и жена часто гуляют в компании единомышленников, где Вера знакомится с Александром Кирсановым — лучшим другом супруга. Между ними вспыхивают чувства, но они не позволяют им развиваться. В это время Дмитрий привязывается к своей жене. Она кажется ему интересной и сильной личностью.

Девушка не желает зависеть от него материально, поэтому с помощью друзей открывает швейную мастерскую. Здесь читатель знакомится с описанием образов многих женщин, узнает об обстоятельствах их жизни, проблемах. Каждой из швей приходится бороться за свои права, отстаивать честь.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Дмитрий узнал, что между его супругой и другом особенные отношения. Он уважает и искренне любит Веру, но решает не мешать ее счастью. Лопухов инсценирует самоубийство, но автор намекает, что на самом деле парень уехал за границу.

В день мнимой смерти Дмитрия к Вере пришел Рахметов — идеал революционера. Писатель рассказывает, что этот человек продал все, что у него было ради помощи народу. Именно его характеристика и лежит в основе книги. В финале романа возвращается в город Лопухов. Он воссоединяется с товарищами и продолжает вести прошлый образ жизни.

Стилистические особенности

Чернышевский широко использует два средства художественной выразительности – аллегорию и умолчание. Сны Веры Павловны полны аллегорий. Тёмный подвал в первом сне – аллегория несвободы женщин. Невеста Лопухова – это великая любовь к людям, грязь реальная и фантастическая из второго сна – обстоятельства, в которых живут бедные и богатые. Огромный стеклянный дом в последнем сне – иносказание коммунистического счастливого будущего, которое, по мнению Чернышевского, обязательно наступит и подарит радость всем без исключения. Умолчание связано с цензурными запретами. Но некоторая таинственность образов или сюжетных линий ничуть не портит удовольствие чтения: «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю». Смутным остаётся смысл финала романа, который трактуют по-разному, образ дамы в трауре. Все песни и тосты весёлого пикника иносказательны.

В последней крошечной главе «Перемена декораций» дама уже не в трауре, а в нарядной одежде. В юноше лет 30 угадывается освобождённый Рахметов. Эта глава изображает будущее, пусть и недалёкое.

Более ста лет назад в могучем и вечном саду мировой литературы выросло удивительное создание человеческого гения — роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?».

Множество раз склонялся над набором этой уникальной книги наборщик, буквы десятков языков мира вновь и вновь составляли страницы романа, который оказывал, оказывает сегодня и будет оказывать всегда немалое влияние на духовную жизнь людей и целых народов.

Умея любить человека и человечество, глубоко понимая нужды и тяготы жизни родного народа, Н. Г, Чернышевский искал новые пути развития России, мечтал о ее прекрасном социалистическом будущем. Огромный талант Чернышевского — мыслителя, филолога и историка, публициста и организатора, критика и писателя — был направлен на осуществление этой мечты.

Роман «Что делать?» — поразительный документ человеческого духа, личного мужества автора, неколебимой его убежденности в правоте дела, которому отдана жизнь, в исторической неизбежности социального прогресса.

В первоначальном варианте «Что делать?» в главу «Новые лица и развязка» Чернышевский ввел диалог, который объясняет причину появления среди «новых людей» «особенного человека» — Рахметова.

Этот диалог не вошел в журнальный текст «Современника», видимо, по цензурным соображениям. Профессиональный революционер Рахметов — герой, шагнувший в литературу, несомненно, из жизни, — по мысли автора, рожден исторической необходимостью, обстановкой тогдашней революционной действительности.

Вот этот сдержанный, подернутый флером конспиративных соображений, но все-таки вполне ясный читателю любой степени проницательности диалог, в котором речь идет о Рахметове, находящемся за границей:

«- А пора б ему воротиться!

I. Не беспокойтесь, не пропустит своего времени.

Да, а если не возвратится?

Так что ж? (Ты знаешь, свято место не бывает пусто.) За людьми никогда не бывает остановки, если будет им дело; — найдется другой, — был бы хлеб, а зубы будут.

II. А мельница мелет, сильно мелет! — Готовит хлеб!»

Да, революционная мельница в 50-60-е годы XIX века молола в России сильно и неутомимо. Горизонты русской истории непрерывно полыхали то неутихающей волной крестьянских бунтов, то красным петухом пожаров в усадьбах с неукротимой и беспощадной расправой над их хозяевами, то магматическими толчками идеологии «безбожных вольтерьянцев», группировавшихся вокруг Петрашевского, то непокорством возбужденного студенчества, то голосом герценовского «Колокола», призывно звонившего из туманной дали Лондона, то тяж-ким поражением в Крымской войне, в которой нелепая колымага царизма показала свою скрипучую никчемность и отсталость. Казалось, история жаждала перемен и рвалась к ним. Революционная Россия выдвинула в ответ сначала Белинского и Герцена, а потом породила из недр своих гигантскую фигуру — Чернышевского.

Передачу революционного жезла, своеобразной эстафеты в области литературно-критической мысли от Белинского к Чернышевскому хочется сравнить с тем поразительным фактом в истории русской литературы, когда поэтическое перо, выбитое из рук великого Пушкина, было на лету подхвачено молодым гением Лермонтова.

Через несколько лет после смерти «неистового Виссариона» Н. Г. Чернышевский, воздавая должное великому значению его деятельности в русской критике и истории, писал в «Очерках гоголевского периода русской литературы»: «Кто вникнет в обстоятельства, среди которых должна была действовать критика гоголевского периода, ясно поймет, что характер ее совершенно зависел от исторического нашего положения; и если представителем критики в это время был Белинский, то потому только, что его личность была именно такова, какой требовала историческая необходимость. Будь он не таков, эта непреклонная историческая необходимость нашла бы себе другого служителя, с другою фамилиею, с другими чертами лица, но не с другим характером: историческая потребность вызывает к деятельности людей и дает силу их деятельности, а сама не подчиняется никому, не изменяется никому в угоду. «Время требует слуги своего», по глубокому изречению одного из таких слуг»

Время требовало появления Чернышевского, и он пришел, чтобы свершить свой удивительный жизненный подвиг, который навсегда вписан в историю России, революционного движения, в историю литературы.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Впервые отдельной книгой самое знаменитое произведение Чернышевского — роман «Что делать?» — вышло в 1867 году в Женеве. Инициаторами выхода книги стали русские эмигранты, в России роман к тому времени был запрещен цензурой. В 1863 году произведение еще успели опубликовать в журнале «Современник», но те номера, где были напечатаны его отдельные главы, вскоре оказались под запретом. Краткое содержание «Что делать?» Чернышевского молодежь тех лет передавала друг другу из уст в уста, а сам роман — в рукописных копиях, настолько произведение произвело на них неизгладимое впечатление.

Характеристика персонажей

Для детального анализа «Что делать» Чернышевского нужно ознакомиться с характерами персонажей романа. Автор изобразил главных героев честными, умными, отзывчивыми, преданными своим идеям. Во главе всех стоит Рахметов — личность с революционной сущностью. Основные персонажи книги:

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Вера Павловна предстает перед читателем как красивая смуглая девушка с темными длинными волосами. В семье она всегда чувствует себя виноватой и чужой, так как ее матери не терпится выдать ее замуж за богатого жениха. Героиня книги спокойна, вдумчива, уравновешена.

Но при этом она может быть хитрой, проявлять силу воли и непреклонность. Хотя она принимала ухаживания, не прекращала хотеть свободы, искала выход из ситуации. Благодаря полученному образованию и хорошим друзьям она преображается внутренне и внешне, несколько раз Вера видела вещие сны. Это девушка нового типа — она занимается собственным бизнесом, развивает свой интеллект.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Интеллигент Александр Кирсанов стал первой любовью брюнетки. Сначала он стесняется своих чувств, ведь Вера — жена его друга. Молодой человек не хочет предавать товарища, он избегает встреч с девушкой. Именно он стал вдохновителем Рахметова на революционное самоотречение. После инсценированной смерти Лопухова Кирсанов поддерживал Веру.

Рахметов до 1917 года был обычным человеком, но позже занялся своим образованием, развивался интеллектуально и физически. Он приблизился к народу, решил закалить характер спартанскими условиями: ел простую еду, спал на войлоке, отказался от дорогой одежды. Рахметов трудился ради счастья других, а сам довольствовался малым.

О таких персонажах приятно читать, ведь они добры, искренни и ответственны. Но последний герой все же возвышается над остальными, он задает им новую планку, заставляет проявлять оптимизм в трудных ситуациях. Рахметов — настоящий революционер, который может повести за собой менее целеустремленных людей.

Характеристика личности автора через его героев

И у писателей, и у читателей, а также всезнающих критиков, бытует мнение, что главные герои произведения — своего рода литературные копии их создателей. Даже если не точные копии, то очень близкие по духу автору. Повествование романа «Что делать?» ведется от первого лица, а автор — действующий персонаж. Он вступает с другими героями в беседу, даже спорит с ними и, словно «голос за кадром», объясняет и персонажам, и читателям многие непонятные для них моменты.

В то же самое время автор доносит до читателя сомнения в своих писательских способностях, говорит, что «даже и языком-то владеет плохо», и уж точно в нем нет ни капли «художественного таланта». Но для читателя его сомнения неубедительны, это опровергает и роман, который создал сам Чернышевский, «Что делать?». Вера Павловна и остальные персонажи настолько точно и разносторонне выписаны, наделены такими уникальными индивидуальными качествами, чего автор, не обладающий истинным талантом, создать был бы неспособен.

Тема произведения

В романе «Что делать» раскрыто сразу несколько тем. Автор сделал так, чтобы под любовной линией читатели смогли заметить пути решения политических проблем. Основные темы книги:

Силу воли проявил в книге Рахметов. Он отказался от вредных привычек, богатства, общества красивых женщин. Вместо этого молодой человек посвятил себя решению проблем народа. Любовь в романе открывается с новой стороны. Один из треугольника уступает свою жену другому ради ее счастья. Такое самопожертвование создавалось Чернышевским специально, ведь в реальной жизни люди не уступают друзьям тех, которыми увлечены сами.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Отзывчивость и равнодушие отражаются в поступках Лопухова и матери Веры. Последняя не считалась с дочерью, а думала только о наживе. Дмитрий — чужой девушке человек — озаботился ее судьбой и помог выйти из сложной ситуации. Писатель таким образом разделил старое поколение алчных мещан и новых бескорыстных людей.

Тема революции раскрывается во снах Веры и образе Рахметова. Девушка видит по ночам смысл жизни нового поколения: нужно выводить других из-под влияния тиранов. Счастливое существование заключено в просвещении, новых знаниях, обретении свободы. Молодые люди в книге умны, образованы, они с удовольствием учатся. Но на этом они не останавливаются — Дмитрий, Рахметов, Вера занимаются с другими, помогают им обрести правильный жизненный путь.

Любовь во имя революции

Вера, дочь Марьи Алексеевны, против воли матери выходит замуж за Алексея Лопухова. Брак фиктивный, это единственный шанс девушки обрести свободу. Потом встречает Кирсанова, который становится её истинной любовью. И Алексей сам устраивает её счастье с тем, кто, вроде бы, стал его соперником. Делает он это не совсем обычным способом. Он разыгрывает своё самоубийство. Любовная линия в романе занимает важное место. Благодаря этому чувству Вера избавляется от мещанского существования, да и последующая любовь Лопухова и Кати Полозовой приносит им ощущение полноты жизни. Но это не то чувство, которое описывали тогда в традиционных романах. Оно подчинено самому важному делу в жизни человека, революции. Именно поэтому эти люди и являются для Чернышевского «новыми». Но они только переходной этап к людям «высшим», каковым является Рахметов.

Художественное своеобразие

Роман «Что делать?» меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь[6].

Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

Л. Ю. Брик вспоминала о Маяковском:

Одной из самых близких ему книг была «Что делать?» Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью[7].

Новое в блогах

Несколько лет в родном Петербурге мне довелось жить на площади Чернышевского. Из окон квартиры был виден памятник Николаю Гавриловичу. Каждый раз выходя из дома и возвращаясь, я проходил мимо литератора-революционера, мысленно здороваясь с ним. 24 июля исполнилось 190 лет со дня рождения автора культового для нескольких поколений революционеров романа «Что делать?». В школе мы изучали этот роман, но нам сложно было понять непростые любовные отношения героев, а уж тем более расшифровать сны Веры Павловны. Мне особенно запомнился рассказ учителя литературы о том, как в одиночной камере тюрьмы Чернышевский писал роман «Что делать?», как рукопись была потеряна, но потом найдена, как проходила защита диссертации и гражданская казнь писателя-демократа. Сейчас в школе роман «Что делать?» не изучают. Но как и сто, и двести лет назад, перед Россией опять «проклятый вопрос». Так и хочется спросить у Николая Гавриловича: что же нам делать, Чернышевский, что делать? 16 марта 2021 года в Русской христианской гуманитарной академии выступил доктор философских наук Владимир Карлович Кантор с докладом на тему «Достоевский и Чернышевский: неожиданные сопоставления». Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 (12) июля 1828 г. в Саратове в семье священника и до 14 лет получал домашнее образование под руководством отца. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии Николя прозвали «дворянчик», хотя он и не чуждался общих игр. Николай был развит не по годам и образован гораздо более, чем сверстники-семинаристы. Начитанность его поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. «По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования», — писал литературовед Павел Лебедев-Полянский.

Через три года Чернышевский бросил духовную семинарию, не закончив, и поступил в 1846 году на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Именно там сформировался убеждённый материалист и социалист Чернышевский, который станет известен всей России.

В университете Чернышевский познакомился с Михаилом Илларионовичем Михайловым. Тот свёл молодого студента с представителями кружка петрашевцев. Членом этого кружка Чернышевский не стал, однако нередко бывал на других собраниях — в обществе отца русского нигилизма Иринарха Введенского. После ареста петрашевцев Николай Чернышевский записал в своём дневнике, что посетители кружка Введенского «о возможности восстания, которое бы освободило их, и не думают».

Окончив в 1850 году Петербургский университет, Чернышевский несколько раз пытался устроиться на службу, но потерпел неудачу и вернулся в родной Саратов, где стал учителем в гимназии. Свою должность Чернышевский использовал в том числе для пропаганды революционных идей, за что прослыл вольнодумцем и вольтерьянцем.

В 1853 году на свадьбе родственника Чернышевский познакомился с Ольгой Сократовной Васильевой. Ольга произвела на него неизгладимое впечатление. Она была жгучая брюнетка, в её жилах отчасти текла итальянская кровь. Ольга Васильева родилась в городе Камышине 15 (27) марта 1833 года. Она была дочерью саратовского врача Сократа Васильева. От отца она унаследовала свободолюбивый характер и горячий темперамент; её даже звали «гусар в юбке». В тоже время, она была весела, кокетлива и находчива, имела успех на всех саратовских балах, от поклонников не было отбоя. Однако Ольга почему-то выбрала неловкого и тихого Николая Чернышевского.

Вскоре после знакомства, Чернышевский записал в своём дневнике, что Ольга Сократовна — «первая красавица на свете». Такой он считал её до конца своих дней. И о.

Ещё до женитьбы Чернышевский предупреждал Ольгу: «У меня такой образ мыслей, что я должен с минуту на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость бог знает на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгой, — я такие вещи говорю в классе».

В советское время, во времена моей юности, отношения Чернышевского и его жены Ольги Сократовны преподносились как пример беззаветной любви и преданности. Переписка Ольги Сократовны с мужем служила эталоном эпистолярного жанра и тонкости духовных отношений.

Чернышевский писал жене: «Милая радость моя, благодарю Тебя за то, что одарена Тобою жизнь моя… Крепко-крепко обнимаю Тебя, моя несравненная, и целую, и целую Твои ненаглядные глаза».

Отношения их были весьма оригинальны для своего времени. Чернышевский разъяснял друзьям: «Если моя жена захочет жить с другим, если у меня будут чужие дети, это для меня всё равно… Я скажу ей только: «Когда тебе, друг мой, покажется лучше воротиться ко мне, пожалуйста, возвращайся, не стесняясь нисколько».

Когда у Ольги Сократовны Чернышевской случился роман с Иваном Савицким, хорошим приятелем мужа, тот уговаривал Чернышевскую бежать с ним. Ольга не знала, что и делать. В итоге она призналась во всём мужу. Николай Гаврилович сказал жене: «Ты вольна выбирать себе жизненный путь. Я же хочу одного: чтобы ты была счастлива. И буду рад, если ты обретёшь счастье». Ольга выбрала Чернышевского. Такое величие духа не оценить трудно.

«Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобою, прочь от меня»; смотри на неё так, и она через девять лет после твоей свадьбы будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста, нет, более поэтическое, более идеальное в хорошем смысле слова», — писал Чернышевский в романе «Что делать?».

Первые литературные произведения будущий автор романа «Что делать?» начал писать в конце 1840-х. Переехав в Cеверную столицу, Чернышевский публиковал небольшие статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». Покончив с карьерой учителя, Чернышевский пришёл в «Современник» и уже в 1855-м стал фактически руководить журналом наряду с Некрасовым. Чернышевский был одним из первых критиков, раскрывших в творчестве Толстого так называемую «диалектику души».

10 мая 1855 года в Петербургском университете происходит защита диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он критикует теорию «искусство для искусства». Перед самой защитой (она проходила в форме диспута) диссертация попала в руки министра просвещения, который пришёл в ужас. Но отменить обсуждение диссертации не удалось: оно уже было официально объявлено. Учёную степень магистра Чернышевскому присудили лишь в 1858 году.

Истинный художник, по Чернышевскому, не только воссоздаёт и объясняет жизнь, но и оценивает её с позиций своего идеала. Долг писателя — подвергать критическому анализу всё, что мешает жизни быть прекрасной. После защиты к Чернышевскому пришла известность. Передовая общественность того времени ему аплодировала. Тургенев же называл этот труд «гнусной мертвечиной» и «порождением злобной тупости и слепости».

В 1860 году в свет выходит главный философский труд Чернышевского — «Антропологический примат в философии». Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», Николай Гаврилович, используя данные естественных наук, обосновывал положения о материальном единстве мира и объективном характере законов природы.

По Чернышевскому, главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию.

«То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе». (Чернышевский «Что делать?»)

Этические воззрения Чернышевского основаны на концепции «разумного эгоизма» (открытие французской философии). Концепция «разумного эгоизма» в школе мне понравилась. Философ утверждает: индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала.

«То, что делается по расчёту, по чувству долга, по усилию воли, а не по влечению натуры, выходит безжизненно. Только убивать что-нибудь можно этим средством, как ты и делал над собою, а делать живое — нельзя». (Чернышевский «Что делать?»)

Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признаёт действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединённых причинной связью». Просвещение должно служить тому, что люди научались выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу.

«Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова. Не покажи я фигуру Рахметова, большинство читателей сбилось бы с толку насчёт главных действующих лиц моего рассказа. Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности по слишком высокому благородству. Нет, друзья мои, злые, дурные, жалкие друзья мои, это не так вам представлялось: не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал лёгкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите». (Чернышевский роман «Что делать?»)

Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага. Он отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей. Чернышевский не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.

После оглашения Манифеста об отмене крепостного права, Николай Гаврилович выступает с целым рядом статей, критикующих реформу. Формально не являясь членом кружка «Земля и воля», Чернышевский тем не менее стал его идейным вдохновителем.

С сентября 1861 года писатель находился под тайным надзором полиции. Шеф жандармов дал такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству».

Учёные до сегодняшнего дня не пришли к единому выводу о том, был ли Чернышевский действительно автором этого революционного воззвания. Ясно одно – таких доказательств не было и у властей, поэтому им пришлось осудить обвиняемого на основании ложных показаний и сфальсифицированных документов.

Подозревался Чернышевский и в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией он назывался «врагом Российской Империи номер один».

«… с моею пламенною любовью к добру не можно не быть «мрачным чудовищем». (Чернышевский «Что делать?»)

В мае 1862 года «Современник» закрыли на восемь месяцев «за вредное направление», а вскоре под арест попал сам Чернышевский. 12 июня 1862 года Николай Гаврилович был арестован по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» и помещён в одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Чернышевского обвинили в связях с революционной эмиграцией. Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

«Я принимаю правило: против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни». (Чернышевский «Что делать?»)

Следствие по делу «врага Российской Империи номер один» продолжалось около полутора лет. Всего за 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов.

Роман «Что делать?» Чернышевский создавал с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Ему было 34 года!

Н.Г.Чернышевский оказался среди числа писателей, создавших своё литературное произведение в тюрьме, также как Мигель Сервантес, Фёдор Достоевский и другие. Я пытался выяснить у современных писателей, влияет ли как-то факт тюремного заключения на формирование настоящего писателя и создание гениального произведения?

С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Произведение чудом пропустила цензура, приняв историю о «новых людях» за обычную семейную драму. Оплошность вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3-5).

Начинается роман словами: «Посвящается моему другу О. С. Ч.». Это инициалы Ольги Сократовны Чернышевской, жены писателя. Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, а крамольные номера журнала были изъяты, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

«Что делать?» вызвал как бурю восторгов, так и резкую критику со стороны современников. Николай Лесков писал: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т.п. — всё на разные тоны».

Чернышевский на первых страницах романа признаётся в отсутствии высоких художественных достоинств произведения; для него это прежде всего возможность выразить свои мировоззренческие взгляды. Роман ругали за отсутствие художественных достоинств и тяжеловесный стиль, но это не помешало ему стать одной из самых влиятельных книг в России XIX века. При том что, по общему мнению, художественные достоинства романа не велики, он признаётся великим романом русской литературы.

Рассказ Достоевского «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже» (1865) был воспринят как язвительный памфлет на недавно осуждённого Чернышевского.

Уже в ХХ веке Владимир Набоков в своём романе «ДАР» (1937) весьма зло прошёлся по произведению Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Он не считал это художественным творением. IV глава романа «Дар» воспринимается как памфлет, шарж, язвительная пародия-карикатура на жизнь революционера-демократа. «Удивительно, как всё горькое и героическое, что жизнь изготовляла для Чернышевского, непременно сопровождалось привкусом гнусного фарса»…

Книга успела произвести эффект разорвавшейся бомбы в общественной жизни России. В течение последующих 40 лет её распространяли в нелегальных рукописных копиях и читали в зарубежных изданиях. Впервые отдельной книгой роман «Что делать?» издали российские эмигранты в Швейцарии в 1867 году.

В феврале 1864 года за сочинение «возмутительного воззвания» и «злоумышление к ниспровержению существующего порядка» Чернышевский был приговорён к каторжным работам сроком на 14 лет без права возвращения из Сибири. И хотя император Александр II сократил каторгу до семи лет, в целом литературовед пробыл в тюрьме более двух десятилетий.

«Порядочные люди сами думают о себе всё то, что можно сказать в осуждение им, потому-то, государь мой, они и порядочные люди». (Чернышевский «Что делать?»)

Перед ссылкой он подвергся гражданской казни, которая состоялась на Мытнинской площади в Петербурге. Повесив на грудь Чернышевского доску с надписью «Государственный преступник», его возвели по ступеням на эшафот. Писателя поставили на колени, палач сломал над его головой шпагу в знак лишения всех прав состояния.

Почему же общество отвергает гениальных писателей, которые пытаются сказать правду об обществе? Я спросил об этом доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой уголовного права РГПУ Якова Ильича Гилинского.

20 мая 1864 года, на следующий день после гражданской казни, Чернышевский был отправлен на каторгу в Восточную Сибирь. Он был поселён на Кадаинском руднике Нерчинского горного округа, у далёкой монгольской границы. Жена и дети за ним не последовали. Чернышевский об этом и не просил.

«Всякий пусть охраняет свою независимость всеми силами от всякого, как бы ни любил его, как бы ни верил ему». («Что делать?»)

Когда в 1869 году кончился срок каторжных работ, его перевели в город Вилюйск и поселили … в помещении тюрьмы! У него не было книг, ему не давали бумаги для работы, по году и больше не получал он известий от близких ему людей, мучительная цинга и ревматизм увеличивали его страдания.

Долгими зимними ночами он что-то писал, под утро всё написанное сжигал. Когда его спросили, для чего он это делает, он ответил: «Если бы всё это время я ничего не писал, то я мог бы сойти с ума или всё перезабыть, а то, что я раз написал, этого уже не забуду».

В 1866 году жена навестила мужа в Якутии. При встрече он сказал ей: «Голубочка, не повторяй больше таких путешествий, не подвергай себя трудностям! Откажись от меня! Выйди замуж за другого!» Ольга Сократовна рекомендации мужа не последовала. Во время 20-летней вынужденной разлуки с мужем она жила в Саратове. Свидетели утверждали: Чернышевская себе в удовольствиях не отказывала.

«Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой это не нужно». (Вера Павловна – Чернышевский «Что делать?»)

«Пока женщины не будут стараться о том, чтобы разойтись на много дорог, женщины не будут иметь самостоятельности». («Что делать?»)

«Но надобность доказывать себе, что в любимом человеке нет недостатков, уже ведёт к тому, что они скоро будут замечены». («Что делать?»)

Николай Чернышевский любил свою жену. Даже в ссылке он не прекращал думать, как порадовать её. Выкраивая крохи денег из своего скудного питания, он сумел сэкономить и купить ей замечательный лисий мех.

«Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости». («Что делать?»)

Чернышевский жене писал письма: «…Милая радость моя, благодарю Тебя за то, что озарена тобою жизнь моя. Много я сделал горя Тебе. Прости. Ты великодушная. Крепко, крепко обнимаю тебя и целую Твои ручки. В эти долгие годы не было, как и не будет никогда, ни одного часа, в который бы не давала бы мне силу мысль о Тебе. Прости человека, наделавшего много тяжелых страданий Тебе, но преданного Тебе безгранично, мой милый друг. Я совершенно здоров, по обыкновению. Заботься о своём здоровье – единственном, что дорого для меня на свете».

«Люди были, как животные. Они перестали быть животными, когда мужчина стал ценить в женщине красоту». (Чернышевский «Что делать?»)

В своих письмах он просил жену следить за своим здоровьем и гигиеной. Он писал, что половое воздержание противопоказано женщинам и отрицательно на них влияет. Ольга так и делала. Более того, она писала ему об этом: «А вот Иван Федорович ловко вёл свои дела, никому и в голову не приходило, что он мой любовник…».

«Отчего же на чужих-то жён зарятся? Оттого, что их в наряде видят, а свою в безобразии». «Умри, но не давай поцелуя без любви!» (Чернышевский «Что делать?»)

Ольга Сократовна воспитывала детей в уважении к отцу: «Главное — помнить, что вы сыновья самого честного из честнейших людей… Не марайте имени своего отца!» — говорила она Александру и Михаилу.

В 1871 году Г.А.Лопатин, и в 1875 году И.Н.Мышкин пытались освободить Чернышевского из ссылки. Лишь в 1889 году, после долгих 27 лет тюрьмы, каторги и ссылки, Чернышевский смог вернуться в родной Саратов. Но через год 29 (17) октября 1889 года он умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

После погребения писателя Ольга Сократовна нашла его письмо из Петропавловской крепости. «Об одном только прошу тебя: будь спокойна и весела, не унывай, не тоскуй… Скажу тебе одно: наша с тобой жизнь принадлежит истории; пройдут сотни лет, а наши имена все ещё будут милы людям; и будут вспоминать о нас с благодарностью, когда уже забудут почти всех, кто жил в одно время с нами. Так надобно же не уронить себя со стороны бодрости характера перед людьми, которые будут изучать нашу жизнь».

Ольга Сократовна вдовствовала почти 30 лет. Скончалась в Саратове на 86-м году жизни 11 июля 1918 года. Она смогла увидеть воплощение большевиками революционных идей своего мужа.

«Публика. Ты охотница кланяться тем, которые пренебрегают тобою». (Чернышевский «Что делать?»)

«Что делать?» — философско-публицистический роман. Жанр – утопия, направление — социологический реализм. Чернышевский использовал литературную форму романа для выражения своих политических взглядов и мыслей о справедливом социальном устройстве. Книга стала настоящей памяткой русского революционера. Революционер-анархист князь Пётр Кропоткин писал: «Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».

С идеями Чернышевского, в частности с его мыслями о будущем человечества спорил Ф.М.Достоевский в «Записках из подполья». Образ «хрустального дворца» стал распространённым мотивом мировой литературы XX века.

Роман «Что делать?» был одной из самих близких Маяковскому книг. Лиля Брик вспоминала: «Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью».

«Истина — хорошая ведь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей». («Что делать?»)

В СССР Чернышевский стал культовой фигурой истории революционной борьбы в связи с лестными отзывами В.И.Ленина: «Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». «Его бесполезно читать, когда молоко на губах не обсохло».

Первоначально Чернышевский задумывал роман о новых людях «Что делать?» как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. В противовес ему был создан совершенный герой того же склада ума – «особенный человек» Рахметов.

Со школы запомнилось, как Рахметов спал на доске с гвоздями. Он продал имение и вёл спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В образе Рахметова и скрыт истинный смысл книги. Чернышевский создал пример для подражания, как воплощение ответа «что предпринять», «кем быть», «к чему стремиться».

Чернышевский затронул злободневные политические проблемы. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения. Он призывал выводить людей из подземелья, где они заточены условностями и тираническим режимом.

В романе показаны новые любовные отношения и новые производственные отношения между людьми. Вера Павловна открывает швейную мастерскую «нового типа», где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия (коммуна).

Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. В снах Веры Павловны раскрывается смысл бытия, как он виделся Чернышевскому. Основные идеи Чернышевского, кроме гендерного равенства, не осуществились. Исторический опыт показал, что коммуна не прижилась, эгоизм оказался неразумным, а инстинкты взяли верх над очередной культурной утопией.

Кажется, что история повторяется, и мы всё ходим по кругу в поисках наиболее оптимальных решений.

Полагаю, и сейчас была бы не лишней книга наподобие романа «Что делать?»

Как и Чернышевский, я тоже начал писать свой первый роман в 33 года, оказавшись после катастрофы совсем один в больнице другого города. И я тоже использовал жанр романа для выражения своих мировоззренческих взглядов. В моём романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» воплощены почти все приёмы социологического исследования.

Чернышевский писал для «проницательного читателя»: «Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их — их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь — наблюдать ее интересно, думайте думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не спрашивается — их не нужно. Желайте быть счастливыми — только, только это желание нужно».

«Каждая прочтённая мною книга такова, что избавляет меня от надобности читать сотни книг». («Что делать?»)

«…всякая книга — плод страданий и раздумий автора, и она должна иметь для читателя ценность практическую. Поэтому писать нужно и можно лишь то, что самолично пережил и выстрадал. Причём если не уверен, что твои произведения будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать. Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки. Так что справедливо, когда настоящий талант оценивается после смерти. Купить посмертную славу невозможно. Только Вечность даёт истинную оценку». (из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях: 1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что 2\ Смысл – он везде 3\ Любовь творить необходимость

Для меня изучение истории и литературы всегда имело цель понимание современной ситуации. Работая над этой статьёй, я часто вопрошал: что же нам делать, Чернышевский, что делать?

А по Вашему мнению, как бы сегодня ответил Чернышевский на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru

Главные герои

Отражение действительности через сны

В довольно необычной форме написал свой роман «Что делать?» Чернышевский. Сны Веры — всего их в романе четыре — раскрывают глубину и своеобразность тех мыслей, которые вызывают в ней реальные события. В первом своем сне она видит себя освобожденной из подвала. В этом некий символизм ухода из собственного дома, где ей была уготована неприемлемая для нее участь. Через идею освобождения таких же, как она, девушек Вера Павловна и создает свою мастерскую, в которой каждая швея получает равную долю от общего ее дохода.

Чернышевский что делать история создания. Смотреть фото Чернышевский что делать история создания. Смотреть картинку Чернышевский что делать история создания. Картинка про Чернышевский что делать история создания. Фото Чернышевский что делать история создания

Второй и третий сон объясняют читателю через реальную и фантастическую грязь, чтение Верочкиного дневника (которого она, кстати, никогда не вела) то, какие мысли о существовании различных людей овладевают героиней в разный период ее жизни, что она думает о своем втором замужестве и о самой необходимости этого замужества. Объяснение через сны — удобная форма изложения произведения, которую выбрал Чернышевский. «Что делать?» — содержание романа,

отраженноечерез сны, характерыглавных действующих лиц в снах- достойный образец применения Чернышевским этой новой формы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *