Что аристотель относил к сфере хрематистики

Экономическое учение Аристотеля

Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть фото Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть картинку Что аристотель относил к сфере хрематистики. Картинка про Что аристотель относил к сфере хрематистики. Фото Что аристотель относил к сфере хрематистикиНаиболее крупной фигурой среди представителей экономической мысли античного мира является ученик Платона – Аристотель (384–322 гг. до н. э.).

Рабы не включались им ни в один из перечисленных классов; он не считал их гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы.

Хозяйственную деятельность Аристотель относил либо к экономике, либо к хрематистике.

Экономика (экономия), по Аристотелю, это – создание «истинного богатства», накопление потребительских стоимостей. Эта деятельность является важнейшей и почетной; заслуживает одобрения и уважения, поскольку она удовлетворяет насущные жизненные потребности человека. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребительские стоимости.

Хрематистика – искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических операций. Такую деятельность Аристотель называл противоестественной; делание денег он рассматривал как противоречащую интересам натурального хозяйства. Он осуждал ростовщичество, считая его противным человеческой природе, справедливо вызывающим у людей ненависть. Правда, Аристотель признавал хрематистику как накопление запасов в количестве, необходимом для ведения хозяйства.

Аристотель (вслед за Ксенофонтом) отмечал наличие у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения какой-то потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рассматривался как единство потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен товаров, Аристотель обратил внимание на то, что для обмена необходимо, чтобы товары были равными. «Гений Аристотеля, – писал К. Маркс, – обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

Источник

Хрематистика и экономика в идеях Аристотеля

А что же такое сама экономика в социально-экономических взаимоотношениях граждан общества и как к нему относятся буржуазные экономисты? Аристотель ставил этические, морально-нравственные принципы и другие высокие человеческие ценности над главенствующими в товарной экономике законами обмена и потребления, а потому является «врагом бизнеса». А в современном мире именно товарный бизнес ради денежной прибыли, а не братская экономическая взаимопомощь для счастливой жизни всего общества, зачастую ассоциируется с экономикой. Объяснением этого может также служить то, что экономисты не находили должной мотивации и усердия, чтобы вчитываться в довольно сложные тексты Аристотеля, посвященные больше проблемам этики и философии, политики и психологии, чтобы в них найти основы экономической доктрины великого греческого философа, а настоящим философам интересней была позиция Аристотеля как философа от товарно-денежной экономики, а не экономиста ищущего пути более справедливого удовлетворения насущных потребностей людей по заслугам перед обществом.

Профессор экономики Роттердамского университета Ирен ван Ставерер в своей работе «Ценности Экономики: Аристотелева перспектива» в 2001 году апеллирует больше к социально-экономической и этической значимости экономических воззрений Аристотеля, представляет попытку построения новой экономики, более базирующейся на морально-нравственных ценностях. А опубликованная в журнале «Клаузура» статья Милы Ильиной «Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации» в 2012 году является публицистической статьей, рассматривающей современное состояние экономики как осуждаемую Аристотелем хрематистику и призывающей к выработке нового, более нравственного и экологического взгляда на экономику. Именно в качестве подтверждения необходимости внедрения нравственного и гуманного подхода Аристотеля к экономике и написана эта статья.

Для Аристотеля естественным было присутствие двух сущностей в социально-экономических взаимоотношениях граждан и принципиально разных видов производства и распределения благ в обществе. Первый вид, названный им экономикой, подразумевает систему, целью которой становится удовлетворение насущных потребностей конкретных людей, которые занимаются различными видами деятельности в производстве разных материальных ценностей и появляется обмен этими ценностями по их равнозначности от затрат труда, от мастерства изготовления, от престижности мастера, от долговечности изделия и пр., пока не появились деньги. Очень важно подчеркнуть, что с позиции системы экономики, по Аристотелю, такой инструмент как деньги оказался необходим именно и только для обеспечения удобства обмена, а не для извлечения прибыли или для порабощения других людей за долги.

Термин экономика появился от сочетания греческих слов хозяйство и правило, история которого восходит к Домострою Ксенофонта Афинского (430-354 гг. до н.э.), буквально означает «правила управления домашним хозяйством». А так как на заре развития человечества многие жили семейными и родственными общинами, что известно многим современным экономистам, то экономика рассматривалась как система знаний, ориентированная на общественно-полезные решения и на удовлетворение естественных потребностей человека и населения общества в целом.

Само сочинение Ксенофонта построено в традиционной тогда форме диалога с Сократом, в котором ученики просят Сократа научить их основам экономики для своей счастливой жизни. Важно, что такая система знаний не может быть локально замкнутой, частной теорией или практической дисциплиной, ибо осуществлялось как моделирование экономических взаимоотношений, которые почти тут же можно было применить на практике. Причём осуществлялось это по принципу самодостаточности и должно было иметь в своей основе высшие человеческие цели и ценности для формирования благополучной жизни всего общества, а не только власть и богатство имущих, которые живут, в основном, изощряясь в методах порабощения других людей, используя их низменные инстинкты или насущную потребность просто выживать в этом опасном для жизни мире.

А для Аристотеля экономика была не столько наукой, сколько учением для деятельности направленной на удовлетворение насущных потребностей всех членов общества! Его интересовала способность людей к совершению этой деятельности, что должно было определять привычку, формирующую экономический тип поведения направленного прежде всего на благо всего общества, когда каждый искренне надеется за свой труд иметь необходимые блага для своей жизни достойно труда. А вот здесь и начинались разногласия в понимании того, как определять вознаграждение за труд и как сформировать социально-экономические взаимодействия граждан страны, чтобы с правом на труд у каждого было право жить не бедствуя и достойно труда.

А в «Никомаховой Этике» Аристотель определяет цель хозяйствования в обществе как накопление богатого опыта для благополучного развития всех членовобщества, где он под этим богатым опытом понимает не бесконечное накопление материальных богатств, а богатство, необходимое для «хорошей и благополучной жизни и развития общества», то есть он здесь пытается показать, что должно достигаться в полисе как в равноправном гражданском обществе. По Аристотелю это имеет точное моральное значение: «это жизнь в труде и добродетели, за счет которой достигается счастье всего общества.»

Второй вид производства и распределения благ Аристотель называет «хрематистикой», подразумевая ситуацию, когда прибыль и накопление денег становятся основной целью деятельности (как, например, банковская система ростовщичества как наживание богатства на высокопроцентном кредитовании, мошеннические схемы добывания денег, спекулятивная торговля, формирование дефицита для увеличения прибыли и прочее). Сам термин «хрематистика», автором которого является Аристотель, буквально означает умение обогащаться за счёт других людей их косвенной эксплуатацией на морально-психологическом уровне, воздействуя на низменные инстинкты людей.

Вот пример из первоисточника Аристотеля, который раскрывает деятельность нынешних гениев финансового мошенничества:

— «Некий Фалес, предвидя на основе астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы раздал в задаток имевшуюся у него небольшую сумму денег всем владельцам маслобоен в Милете и Хиосе, законтрактовав их дёшево, так как пока некому было с ним конкурировать. Когда наступило время сбора оливок и сразу многим одновременно потребовались маслобойки, то они вынуждены были выкупать у него время для своих нужд на желательных ему условиях и Фалес собрал много денег».

Вот и в России сейчас многие норовят так жить, только не все могут воплотить это в жизни в силу нереальности для всех таких условий, поэтому обогащаются самые пронырливые и бессовестные.

В любом случае это скрываемое хитростью мошенничество, является античеловечным и антиобщественным деянием, которое не имеет ничего общего с братскими и гуманными действиями, что только разжигает жажду наживы и недоверие между людьми, уводит от развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости. Именно хрематистика лишает людей высоких морально-нравственных качеств необходимых для счастливой жизни всего общества.

А разные демагогические измышления по поводу появления разных понятий и терминов не приближают российское общество к жизни социально благополучных стран, а только двигают в дебри схоластики и демагогии, что только способствует увеличению числа россиян сближающихся с малосознательной и хищнически настроенной частью народных масс.

В более широком смысле под хрематистикой Аристотель понимает вид деятельности, который нацелен на обогащение любыми, не запрещёнными законом путями, т.е. когда человек ставит себе цель именно обогатиться за счёт других людей, независимо от использования этого богатства. Именно при товарно-денежном распределении материальных ценностей по капиталу, а не по количеству и квалификации труда, люди в силу специфического устройства человеческой психики, стремятся любыми средствами добывать деньги! А поскольку в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, часто большинство людей стремится любыми способами добывать деньги, а не добросовестно трудиться на благо общества, чтобы иметь от общества необходимое для своей счастливой жизни! Как в братской и дружной семье любящих и уважающих друг друга людей!

В рамках этой системы получается, что цель хрематистики не служение высшим духовным задачам жизни людей, а побуждение стремления к неограниченной наживе, порочной с точки зрения Аристотеля. Жажда наживы и стремление к беспредельному приобретательству и накопительству эксплуатируют не только порочные стороны человеческой природы, но и саму природу Земли, не понимая, что её ресурсы не безграничны. Когда алчность одних ведёт к богатству, а других к бедности вместо золотой середины, что уводит от добродетели и делает и тех и других не лучше, а хуже, то что же ждёт россиян в скором будущем?

Когда получаемая прибыль считается единственным критерием эффективности и правильности применяемых схем ведения дела, а не удовлетворение всё возрастающих потребностей всех членов общества при организации распределения базовых средств для жизни по количеству и квалификации труда, то происходит инверсия этической оценки двух видов хозяйствования – экономики и хрематистики. Начиная с «экономического человека» А.Смита, именно эгоистическое стремление к обогащению стало представляться мотором хозяйственной жизни в обществе. Это буржуазно-либеральное воззрение, потеснившее добродетельные взгляды на экономику, стало рассматривать хрематистику как естественную и единственно полезную форму хозяйствования, её же позже перенесли и в систему глобальной экономики.

А для Аристотеля важна была добрососедская связь привычек и типа поведения одних людей с привычками и типами других членов общества, поскольку человек не может осуществлять действия по использованию благ в полной изоляции от других людей, ибо жить в обществе и не зависеть от жизни общества невозможно! Таким образом важно появление общественных институтов, то есть институциональной экономики со своими законами развития в современном понимании.

Хорошие привычки делают поведение людей более предсказуемым, а это способствует консолидации общества. Через меры поощрения и наказания своим добрым примером правящая элита может способствовать реализации одних типов поведения и не поощрять другие, таким образом, воспитывая общественно полезные привычки и житейские навыки. По Аристотелю хорошее образование и справедливые законы помогают формированию хороших привычек и житейских навыков. Образование и подготовка человека к труду в Древней Греции было основным институтом формирования личности, готовой и дальше идти по пути самосовершенствования в условиях наличия ЗАКОНОВ способствующих этому самосовершенствованию и поощряющих такое развитие личности!

Но это не для варваров России, которые могут объединиться, чтобы ограбить кого-нибудь, а потом передраться между собой за более жирный куш. А вот объединиться в политическую партию с такими целями, победить на выборах в парламентской борьбе, внедрить мудрые социально справедливые законы и сделать свою страну социально процветающей, об это пока большинство россиян даже не мечтают, иначе бы объединялись для борьбы за внедрение хороших мудрых законов.

Источник

Аристотель: экономика и хрематистика

Наше общество претерпевает значительные социально-экономические преобразования. Для такого времени свойственно переосмысление представлений об окружающем мире и обращение к истокам. В свете этого совсем неудивительным выглядит и обращение к Аристотелю. Тем более, что экономика и хрематистика – это два явления, истоки противостояния которых восходят именно к нему как к выдающемуся древнегреческому мыслителю. В статье мы рассмотрим, что означают оба понятия и как они взаимодействуют.

Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть фото Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть картинку Что аристотель относил к сфере хрематистики. Картинка про Что аристотель относил к сфере хрематистики. Фото Что аристотель относил к сфере хрематистики

Аристотель: экономика и хрематистика

Древнегреческий мыслитель разделял использование денег для удовлетворения естественных человеческих потребностей и их накопление как самоцель. Хрематистика – это, с его точки зрения, поклонение прибыли. Аристотель понимал под этим термином ситуацию, когда деньги теряют свою основную функцию средства обмена, а превращаются в самоцель. Хрематистика – это, например, ростовщичество, а также спекулятивная торговля. К обеим сферам деятельности Аристотель относился отрицательно. Он считал, что они не являются естественными и только эксплуатируют людей.

Совсем другая по сущности, как ее видел Аристотель, экономика. Деньги, по его мнению, должны быть средством, а не целью. Они должны облегчать торговлю. А ростовщический процент, наоборот, усложняет ее, делая деньги менее доступными там, где в них нуждаются. Поэтому хрематистика как наука об обогащении для Аристотеля выглядит извращением, еще одним способом эксплуатации богатыми бедных.

Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть фото Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть картинку Что аристотель относил к сфере хрематистики. Картинка про Что аристотель относил к сфере хрематистики. Фото Что аристотель относил к сфере хрематистики

Истоки концепции

Вплоть до Великой французской революции торговля считалась достаточно предосудительным занятием. Принять это сейчас достаточно тяжело, поскольку новейшая история ставит в центр экономики как раз предпринимателя. Но в прошлом спекуляция считалась грехом, а все формы эксплуатации осуждались церковью. В Средневековье торговцев презирали. Для того чтобы выжить, они формировали профессиональные альянсы.

Аристотель считал, что торговля товарами по своей природе не является хрематистикой. Но только до того времени, пока она распространяется на предметы, которые необходимы для продавцов и покупателей. С расширением меновой торговли возникают деньги. Они облегчают и ускоряют обмен. Однако с изобретением денег меновая торговля неизбежно превращается в товарную. А это открывает возможность для множества спекуляций. Определенная категория людей начинает заниматься хрематистикой. Так Аристотель первым установил различие между деньгами как средством обращения и накопления, то есть капиталом.

Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть фото Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть картинку Что аристотель относил к сфере хрематистики. Картинка про Что аристотель относил к сфере хрематистики. Фото Что аристотель относил к сфере хрематистики

Экономика Аристотеля

Аристотель абсолютно отрицательно относился к накоплению денег как к сверхзадаче. Он считал ростовщичество и спекулятивную торговлю противоестественными видами деятельности, которые обесчеловечивают тех, кто ими занимаются. Как и его учитель Платон, Аристотель порицает накопление денег. Ростовщики, считал он, не создают ничего, их богатство появляется практически из воздуха. Поэтому такое занятие является предосудительным.

В экономике торговля должна происходить непосредственно между производителем и покупателем по правильной цене. В этом случае она не создает добавленную стоимость из ничего. Экономическое учение Аристотеля подразумевает создание благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Деньги являются только средством ускорения обмена между производителями и улучшения его качества.

Аристотель считал, что настоящее богатство состоит из благ, которые удовлетворяют естественные потребности. По своей природе оно не может быть бесконечным. Именно блага, а не деньги, по мнению Аристотеля, являются главной характеристикой богатства.

Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть фото Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть картинку Что аристотель относил к сфере хрематистики. Картинка про Что аристотель относил к сфере хрематистики. Фото Что аристотель относил к сфере хрематистики

В Средневековье

В этот период хрематистика – это прерогатива церкви. Для простых людей такая деятельность считалась нежелательной. Однако капитал можно накапливать, если он в будущем пойдет на нужды благотворительности. Католическая церковь поддерживала данную экономическую доктрину на протяжении всего периода Средневековья. Такой взгляд на хрематистику разделял и Фома Аквинский.

Современное представление

Как писал в своих работах Аристотель, экономика и хрематистика – это две науки. Однако в наше время последняя рассматривается только в рамках общей теории. Такие понятия, как «капитал», «рента» и «процент», считаются традиционно экономическими. Вряд ли бы с такой трактовкой мог согласиться Аристотель. Однако хрематистика – это неотъемлемая часть современного капиталистического способа ведения хозяйства. Хотя Мартин Лютер и выступал против узурпации и эксплуатации, однако в своем исследовании протестантской этики Макс Вебер доказывает ключевое значение для буржуазии потребления и сбережения. Термин «хрематистика» Карл Маркс использует для обозначения капитализма.

Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть фото Что аристотель относил к сфере хрематистики. Смотреть картинку Что аристотель относил к сфере хрематистики. Картинка про Что аристотель относил к сфере хрематистики. Фото Что аристотель относил к сфере хрематистики

Экономические учения Аристотеля

Среди основных постулатов Аристотеля можно выделить следующие:

Источник

Ядгаров Я. История экономических учений: Учебник для вузов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тестовые контрольные вопросы по дисциплине

1. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали;
1) рыночные экономические отношения;
2) натурально-хозяйственные отношения;
3) крупную торговлю и ростовщические операции.

2. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:
1) скорейшего перехода к рыночной экономике;
2) обеспечения роста налоговых поступлений в казну;
3) не допустить разрушения основ натурального хозяйства.

3. Аристотель относит к сфере хрематистики:
1) земледелие и ремесло;
2) ростовщичество и торгово-посреднические операции;
3) мелкую торговлю.

4. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги — это;
1) совершенно бесполезный товар;
2) результат соглашения между людьми;
3) стихийно возникший товар.

5. Согласно концепции «справедливой-цены» Ф.Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:
1) затратный принцип;
2) морально-этический принцип;
3) затратный и морально-этический принцип одновременно.

6. Автором термина «политическая экономия» является:
1) Аристотель;
2) Ф.Аквинский;
3) А.Монкретьен;
4) А.Смит;
5) К.Маркс.

7. Кольбертизм — это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка:
1) не меняется;
2) сужается;
3) расширяется.

8. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:
1) рост заграничных инвестиций;
2) превышение импорта над экспортом;
3) превышение экспорта над импортом,

9. Предметом изучения меркантилизма является:
1) сфера обращения (потребления);
2) сфера производства (предложения);
3) сфера обращения и сфера производства одновременно.

10. Предметом изучения классической политической экономии является:
1) сфера обращения;
2) сфера производства;
3) сфера обращения и сфера производства одновременно.

11. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является:
1) эмпирический метод;
2) каузальный метод;
3) функциональный метод.

12. В классической политической экономии приоритетным методом экономического анализа является:
1) эмпирический метод;
2) каузальный метод;
3) функциональный метод.

13. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет:
1) к физиологическому минимуму;
2) к прожиточному минимуму;
3) к максимально возможному уровню.

14. В соответствии с классической политической экономией деньги — это:
1) искусственное изобретение людей;
2) важнейший фактор экономического роста;
3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен.

15. Категорию «деньги» У.Петти рассматривает как сторонник:
1) номиналистической теории денег;
2) металлической теории денег;
3) количественной теории денег.

16. У.Петти и П.Буагильбер — родоначальники теории стоимости, определяемой:
1) затратами труда (трудовая теория);
2) производственными издержками (теория издержек);
3) предельной полезностью.

17. По предложенной Ф.Кенэ классификации фермеры представляют:
1) производительный класс;
2) класс собственников земли;
3) бесплодный класс.

18. Согласно учению Ф.Кенэ о «чистом продукте» последний создается:
1) в торговле;
2) в сельскохозяйственном производстве;
3) в промышленности.

19. Первым автором теории воспроизводства и первым, кто подразделял капитал на основной и оборотный, а труд — на производительный и непроизводительный, является:
1) У.Петти;
2) Ф.Кенэ;
3) А.Смит;
4) К.Маркс;
5) А.Тюрго.

20. А.Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд:
1) торговца;
2) земледельца (фермера);
3) ремесленника;
4) ростовщика;
5) купца.

21. По мысли А.Смита, гораздо большую стоимость к действительному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый:
1) в торговлю;
2) в земледелие;
3) в промышленность.

22. Согласно методологической позиции А.Смита частный интерес:
1) не отделим от общего интереса;
2) стоит выше общественного;
3) вторичен по отношению к общественному.

23. «Невидимая рука» А.Смита — это:
1) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества;
2) действие в условиях свободы конкуренции предпринимателей не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов;
3) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением.

24. В структуре торговли на первое место А.Смитом поставлена:
1)внутренняя торговля;
2) внешняя торговля;
3)транзитная торговля.

25. Согласно А.Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена:
1) затратами труда;
2) затратами труда и капитала;
3) суммой доходов.

26. А.Смит считает труд производительным, если он приложен:
1) в сельскохозяйственном производстве;
2) в любой отрасли материального производства;
3) в отраслях материального и нематериального производства.

27. В структуре капитала А.Смит выделяет следующие части:
1) первоначальные и ежегодные авансы;
2) основной и оборотный капитал;
3) постоянный и переменный капитал.

28. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К.Маркса в связи с тем, что А.Смит:
1) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике;
2) допускает деление капитала на основной и оборотный;
3) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара».

29. При определении стоимости Д.Рикардо придерживается:
1) трудовой теории;
2) теории издержек;
3) теории полезности.

30. Категорию «рента» Д.Рикардо трактует в следующих вариантах:
1) как доход с земли;
2) как прибыль фермера;
3) как прибыль в промышленной сфере;
4) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в сфере его деятельности;
5) как «свободный дар земли».

31. По мнению Д.Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что:
1) предприниматели занижают цену труда рабочих;
2) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда;
3) машины и механизмы вытесняют труд рабочих.

32. Тенденцию нормы прибыли к понижению, согласно Д.Рикардо, порождают следующие причины:
1) перелив капитала из одного занятия в другое;
2) снижение относительного уровня «рыночной цены труда»;
3) рост относительного уровня «рыночной цены труда»;
4) рост дороговизны продуктов земли из-за постоянного снижения ее плодородия;
5) снижение темпов народонаселения;
6) повышение темпов народонаселения.

33. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б.Сэя являются:
1) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;
2) предложение создает соответствующий ему спрос;
3) деньги как важнейший самостоятельный фактор вое производственного процесса;
4) деньги нейтральны;
5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки, подвижны;
6) допускается вмешательство государства в экономику;
7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер.

34. «Закон Сэя» исчерпал свою актуальность с возникновением экономического учения:
1) К.Менгера;
2) А.Маршалла;
3) Дж.Б.Кларка;
4) Дж.М.Кейнса;
5) М.Фридмена.

35. Согласно теории народонаселения Т.Мальтуса главными причинами бедности являются;
1) несовершенство социального законодательства;
2) постоянно высокие темпы роста численности населения;
3) неизменно низкий уровень заработной платы;
4) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса;
5) «закон убывающего плодородия почвы».

36. Теорию народонаселения Т.Мальтуса из числа ниженазванных авторов категорически отвергали:
1)Д,Рикардо;
2) С.Сисмонди;
3) П.Прудон;
4) Р.Оуэн;
5) Дж.С.Милль;
6) К.Маркс;
7) А.Маршалл,

37. По мысли Т.Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе — это:
1) производительная часть общества;
2) непроизводительная часть общества;
3) фактор, содействующий созданию и реализации общественного продукта;
4) фактор, сдерживающий полное использование капитала;
5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство.

38. Первыми из авторов классической политической экономики обратились к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма:
1) А.Смит;
2) Д.Рикардо;
3) Дж.С.Милль;
4) К.Маркс;
5) Т.Мальтус.

39. В концепции реформ Дж.С.Милля рекомендуется:
1) изменить законы производства;
2) изменить законы распределения;
3) ограничить право наследования;
4)уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации;
5) ниспровергнуть систему частной собственности;
6) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога;
7) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества.

40. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость:
1) А.Смит;
2) Д.Рикардо;
3) Ж.Б.Сэй;
4) К.Маркс;
5) Ф.Кенэ.

41. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К.Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению:
1) перелив капитала из одного занятия в другое;
2) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия;
3) рост относительного уровня заработной платы рабочих;
4) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала;
5) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре капитала доли постоянного капитала.

42. Какими из перечисленных вариантов положений руководствуется К.Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается:
1) трудом, капиталом и землей;
2) неоплаченным трудом производительных рабочих;
3) постоянным капиталом;
4) переменным капиталом.

43. В теории воспроизводства К.Маркса обосновываются такие положения, как:
1) тождественность ценности «годичного продукта» и создаваемых за год доходов;
2) различия простого и расширенного типов воспроизводства;
3) несостоятельность доктрин экономических кризисов недопотребления;
4) случайный характер экономических кризисов при капитализме.

44. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концепции, в соответствии с которыми естественной объявляется:
1) экономика свободной конкуренции;
2) экономика мелких собственников;
3) социалистическая экономика.

45. Причиной минимизации заработной платы рабочих С.Сисмонди считает:
1) занижение цены труда предпринимателями;
2) избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости;
3) вытеснение труда рабочих машинами и механизмами.

46. Из числа ниженазванных непосредственно П.Прудону принадлежат идеи о целесообразности:
1) ведущей роли в экономике общенародной собственности;
2) организации банков народа;
3) упразднения денег и создания конституированной стоимости;
4) предпочтения функционального метода анализу каузальному;
5) введения беспроцентного кредита;
6) ликвидации государственной власти.

47. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение имеет собственность:
1) частная;
2) мелкая;
3) общенародная.

48. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:
1) сферу производства;
2) сферу производства и сферу обращения;
3) экономические и неэкономические факторы.

49. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базируется на исследовании:
1) суммарных экономических величин;
2) средних экономических величин;
3) предельных экономических величин.

50. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:
1) сферы обращения (спроса);
2) сферы производства (предложения);
3) сферы обращения и сферы производства.

51. Приоритетным методом экономического анализа субъективного направления экономической мысли является:
1) эмпирический;
2) каузальный;
3) функциональный.

52. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является:
1) сфера обращения (спроса);
2) сфера производства (предложения);
3) сфера обращения и сфера производства.

53. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления экономической мысли является:
1) эмпирический;
2) каузальный;
3) функциональный.

54. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе:
1) трудовой теории;
2) теории издержек;
3) теории предельной полезности;
4)выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

55. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать:
1) У.Джевонса;
2) Л.Вальраса;
3) А.Маршалла;
4) Дж.Б.Кларка;
5) В.Парето.

56. Термин А.Маршалла «репрезентативная фирма» характеризует разновидность фирмы:
1) мелкой;
2)средней;
3)крупной.

57. Стоимость товара А.Маршаллом характеризуется на основе:
1) трудовой теории;
2) теории издержек;
3)теории предельной полезности;
4)выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

58. Автором учения о статике и динамике и теории предельной производительности является:
1) У.Джевонс;
2) А.Маршалл;
3) Дж.Б.Кларк;
4) В.Парето;
5) Л.Вальрас.

59. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В.Парето, следует считать:
1) максимизацию полезности;
2) выявление суммарной полезности;
3) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов; 4> выявление предельной полезности.

60. В качестве предмета экономического анализа институционализм
выдвигает:
1) сферу производства;
2) сферу производства и обращения;
3) экономические и неэкономические факторы.

61. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются:
1) каузальный;
2) историко-экономический;
3) функциональный;
4) эмпирический;
5) логической абстракции;
6) социальной психологии.

62. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи:
1) с неизменными ценами;
2) со снизившимся уровнем цен;
3) с возросшим уровнем цен.

63. В результате рекомендуемых реформ Т.Веблен предвещает:
1) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса»;
2) переход к «индустриальной системе»;
3) переход к социалистическому обществу.

64. Согласно Дж.Коммонсу стоимость формируется:
1) затратами труда;
2) соотношением спроса и предложения;
3) юридическим соглашением «коллективных институтов».

65. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж.Коммонс выделяет следующие:
1) капитализм свободной конкуренции;
2) денежное хозяйство;
3) финансовый капитализм;
4) кредитное хозяйство;
5) административный капитализм.

66. Антимонопольные концепции Т.Веблена и Дж.Коммонса были впервые апробированы:
1) до мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.;
2) в период «нового курса» Ф.Рузвельта;
3) после второй мировой войны.

67. У.К.Митчелл — родоначальник одного из течений институци-онализма, получившего название:
1) социально-психологическое;
2) социально-правовое;
3) конъюнктурно-статистическое.

68. Экономическое учение У.К.Митчелла явилось основой:
1) теории предельной полезности;
2) концепции бескризисного цикла;
3) теории эволюции природы Ч.Дарвина.

69. Теории рынка с несовершенной конкуренцией возникли:
1) в середине XIX в.;
2) в конце XIX в.;
3) после мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

70. В теории монополистической конкуренции Э.Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара (услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака, который может быть:
1) реальным;
2) воображаемым;
3) как реальным, так и воображаемым.

71. Согласно Э.Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен:
1) ниже уровня издержек;
2) на уровне издержек;
3) превышающих издержки.

72. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж.Робинсон, размеры (мощности) фирм:
1) превышают оптимальный уровень;
2) оптимальны;
3) не достигают оптимального уровня.

73. Из нижеприведенных положений основу методологии исследования Дж.М.Кейнса составляют:
1) приоритет микроэкономического анализа;
2) приоритет макроэкономического анализа;
3) концепция «эффективного спроса»;
4) приверженность «закону рынков» Ж.Б.Сэя;
5) мультипликатор инвестиций;
6) склонность к ликвидности.

74. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М.Кейиса с ростом доходов темпы прироста потребления:
1) опережают темпы прироста доходов;
2) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы;
3) остаются на прежнем уровне.

75. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М.Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента:
1) в сторону увеличения;
2) в сторону снижения;
3) до конкретного уровня.

76. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает:
1) государственные меры по инвестированию убыточных и низкорентабельных отраслей экономики;
2) либерализацию экономики;
3) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов;
4) свободное ценообразование;
5) приоритет частной собственности.

77. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал:
1) Дж.М.Кейнс;
2) А.Мюллер-Армак;
3) М.Фридмен;
4) П.Самуэльсон;
5) К.Менгер.

78. Оренбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов:
1) конкуренция везде где возможно, регулирование — там, где необходимо;
2) автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяйства»;
3) синтез между свободным и «социально обязательным общественным строем»;
4) концентрация власти и коллективизм;
5) социальное выравнивание посредством справедливого распределения.

79. Лидер Чикагской школы неолиберализма М.Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:
1) приоритетности неденежных факторов;
2) приоритетности денежных факторов;
3) стабильности «кривой Филлипса»;
4) нестабильности «кривой Филлипса»;
5) стабильности темпа роста количества денег с учетом «естественной нормы безработицы» (ЕНБ).

80. Из числа названных авторов нобелевскими лауреатами по экономике являются: •
1) Дж.М.Кейнс;
2) В.В.Леонтьев;
3) Э.Чемберлин;
4) П.Самуэльсон;
5) М.Фридмен.

В качестве итоговых рекомендуются тестовые вопросы:
№ 1, 6, 7, 9-14, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 30, 32, 33, 35, 37, 39, 41, 42, 44, 46, 48, 50-53, 55, 57, 58, 61, 62, 66, 68, 71, 73, 75, 76, 79.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *