Что ассоциируется с музыкой
Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние
Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.
Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.
Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.
Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?
Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны, – и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».
Колорит тональности ми-бемоль мажор – «темный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор – «яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок». Ля минор – «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор – «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч».
Соль минор – «без определенной окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор – «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».
Композитор Адам Героу (Adam Gerow) говорит, что для него музыка несет особый смысл: «Ощущение того, что кто-то испытывает те же ощущения, что и ты, при прослушивании одной и той же песни, нельзя описать словами. В такие моменты между музыкантом и слушателем возникает своя особая связь».
«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», – делится Адам.
Так как музыка влияет на нас? Бернд Уиллимэк (Bernd Willimek), музыкальный теоретик, считает, что ответить на данный вопрос достаточно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, – объясняет Уиллимэк, – она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.
Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).
Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдется такая мелодия, которая на всех произведет одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это – свадебный гимн».
В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.
Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях – это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако все это, опять же, зависит от культурной принадлежности слушателя.
Это связано с тем, что, в общем случае, музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя, корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», – сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон (Michael Sidney Timpson).
Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).
По вертикали – это шкала «интенсивности эмоции», по горизонтали – шкала «валентности»
«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная – низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность – это положительная валентность, а минорные – отрицательная», – объясняет Клэр.
Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.
Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.
Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:
Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:
Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.
Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.
У нас в офисе есть сотрудники контент отдела, которые слушают тяжелую музыку. У меня создаётся ощущение, что она «грузит», но они под такой «запил» работают лучше, во всяком случае, так говорят.
А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.
Лилиана Пертенава, директор по маркетинговым коммуникациям в компании «Новые облачные технологии» – разработчика решений в области обработки и хранения электронных документов:
В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.
Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.
В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.
Олег Анисимов, генеральный продюсер финансового форума нового формата «FinNext» и член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Мне доставляет удовольствие находить малоизвестные группы, которые, однако, играют интересную музыку. Например, через сервис «Яндекс.Музыка» я недавно вышел на группу The Duritti Column, основанную в Манчестере в 1978 году.
Слушая такое, понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у любимой нами группы «Кино», которая развила пост-панк традиции получше многих британцев, добавив нашей советско-российской печали и надежды.
С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.
Какие мелодии ассоциируются у вас с разными моментами жизни? Часть 3
Говорят, самые сильные ассоциации у человека вызывают запахи и звуки. Мне это показалось интересным, и я составила свой собственный список ассоциативных параллелей. В качестве примера я решила «допросить» свою лучшую подругу. Итак… Продолжаем знакомиться с тем, что из этого получилось.
Мурашки по коже
Вы, наверно, обратили внимание, что в списке Лены отсутствуют симфонические или классические произведения. Возможно, потому, что она росла в семье, где больше любили популярную музыку, соответственно, любовь передалась и дочери.
Но для одного произведения моя подруга сделала исключение — это «Адажио Альбиони» (Ремо Джадзотто), которое сегодня хоть раз в жизни слышал любой неравнодушный к музыке человек. Оно впервые было опубликовано в 1958 году, но в те годы в Советском Союзе вожди больше почитали балет и оперетту, по радио или в телеэфире произведение не прозвучало.
Интересна история этого адажио. Современный композитор Джадзотто не присвоил себе чье-то детище, а, наоборот, приписал своей музыке имя композитора эпохи барокко Tomaso Giovanni Albinoni.
Сам Ремо был не только композитором, но и искусствоведом, в частности, автором биографии не очень известного ценителям музыки Т. Альбиони. Джазотто уверил всех, что, очутившись в 1945 году в земельной библиотеке разрушенного нацистами Дрездена, случайно нашел фрагмент музыкально произведения, явно принадлежавший венецианскому композитору эпохи позднего средневековья Альбиони (1671 — 1751). Сам же Джадзотто лишь несколько перестроил музыкальное произведение, изменил аранжировку, и сегодня пьеса стала достоянием широкой публики.
Адажио Альбиони или композиции, основанные на нем, исполняли такие кумиры, как скрипач Давид Гаретт, британская сопрано Сара Брайтман, тенор Давил Д’Ор, популярнейшие в разное время эстрадные звезды певец Демис Руссос и Лара Фабиан, группа Doors и многие другие.
Но Лена выделила то исполнение, от которого и у меня замирает сердце. Это Дмитрий Хворостовский (светлая память великому певцу!) и российская группа КВАТРО, основанная в 2003 году четырьмя друзьями-музыкантами.
А еще в ее списке была потрясшая весь Советский Союз песня «Люди мира, на минуту встаньте!». Это песня-эпоха «Бухенвальдский набат», слова Александра (Исаака) Соболева, музыка Вано (Ивана) Мурадели. Композитор был признан властью и народом, имел звания Народного артиста РСФСР и Народного артиста СССР.
Из Википедии: Бухенвальд (нем. Buchenwald, буквально — «буковый лес») — один из самых больших концентрационных лагерей на территории Германии. Был основан в июле 1937 года, и до апреля 1945 года в нём было уничтожено более 50 000 евреев и людей других национальностей.
Стихи же поэтом-евреем Исааком Соболевым были написаны буквально за пару часов — он услышал по Всесоюзному радио сообщение о том, что на месте Мемориала памяти жертв нацизма «Бухенвальд» возвели увенчанную колоколом башню. Но ни в одном издательстве его стихи принимать не хотели. И только в газете «Труд» в 1958 году стихотворение увидело свет. Вот тогда Соболев и решился послать его непосредственно знаменитому Вано Мурадели. Последний, получив текст, позвонил малоизвестному поэту и сказал, что пишет на его стихи музыку и плачет…
В 1963 году песня прозвучала в передаче «Голубой огонёк» в исполнении Муслима Магомаева, причем было упомянуто только имя композитора песни, автора слов как будто и не существовало. И. Соболев умер в 1986 году практически в нищете, хотя пластинки с его песней продавались миллионными тиражами. Неназванному автору гонорар не полагался.
Вот такая выборка получилась. Я, грешным делом, села за компьютер и кое-что прослушала еще по разу. То, что когда-то цепляло, больше не задевает, а что-то неожиданно вызвало слезы.
А каковы ваши любимые и не очень ассоциации с песнями и музыкой?
Все люди в мире одинаково ассоциируют цвета с музыкой
Исследователи Калифорнийского университета в Беркли обнаружили, что люди ассоциируют весёлую музыку с жёлтым и оранжевым цветами, а грустную — с серым и синим. Учёные надеются, что их открытие прольёт свет на явление синестезии, то есть воздействия на один орган чувств и возникновения специфических ощущений, соответствующих другому органу восприятия. Кроме того, предполагается, что эти научные изыскания будут полезны для рекламистов и арт-терапевтов.
Исследование проводилось при помощи классической музыки — Бах, Брамс и бессмертный Моцарт (Концерт для флейты с оркестром № 1 соль-мажор и «Реквием»). В нём приняли участие около ста мужчин и женщин, половина из которых проживает в Сан-Франциско, а другая — в Гвадалахаре (Мексика). Участников просили выбрать пять из 37-ми цветов (от красного до фиолетового), наиболее соответствующих настроению прослушиваемой музыки. В результате оказалось, что жители США и Мексики мажорные мелодии одинаково ассоциировали с тёплыми жёлтыми и оранжевыми оттенками, а минорные — с холодными серыми и синими. Таким образом, был сделан вывод, что слуховые синестезии не зависят от культурных, возрастных, гендерных и других особенностей человека — музыка передаёт единую для всех эмоциональную палитру, для неё не существует расовых барьеров.
Результаты исследования могут быть полезны для арт-терапии, рекламы и самих музыкантов: к примеру, создавая визуальный ряд, сопровождающий блюз-концерт, лучше использовать голубой и серебристый цвета — это значительно увеличит эмоциональный отклик зрителей.
Почему мы так любим музыку нашей молодости?
Новое исследование показывает, почему мы так любим музыку из прошлого. Полученные данные свидетельствуют о том, что песни нашей юности могут быть связаны с позитивными воспоминаниями о событиях того времени.
Люди, как правило, очень ностальгируют по музыке, которую они слушали в молодости. Если вы были подростком в 1970-х годах, скорее всего, вы полюбите Queen, Стиви Уандера или ABBA. Если ваша юность пришлась на 90-е годы, то вам будет хотеться танцевать под Spice Girls.
Но почему? Действительно ли мы думаем, что музыка из прошлого лучше, или это как-то связано с нашими воспоминаниями о том времени?
Недавнее исследование, опубликованное в журнале Music and Science, дало интригующий ответ.
Музыка тесно связана с памятью и эмоциями. Существует причина популярности давно идущей радиопрограммы Би-би-си «Диски с необитаемого острова», в которой знаменитости делятся саундтреком своей жизни. Или почему недавнее видео с отставной балериной с болезнью Альцгеймера, вершшейся в прошлое с помощью музыки, стало вирусным.
Музыка, по-видимому, особенно ассоциируется с позитивными эмоциональными воспоминаниями на социальные темы, что делает ее актуальной для повышения удовлетворенности жизнью в тяжелые периоды жизни.
Психологические исследования показали, что события жизни одного периода лучше запоминаются, чем события другого. Одним из особенно примечательных феноменов является “реминисценция”: тот факт, что люди склонны непропорционально часто вспоминать, когда им было от 10 до 30 лет.
Этому феномену было предложено несколько теоретических объяснений, в том числе и то, что этот период жизни содержит много новых и определяющих себя переживаний, которые могут быть закодированы в мозге более глубоко и их легче извлекать. Биологические и гормональные изменения также могут повысить эффективность воспоминаний в этот период.
Было показано, что когда людей просят выбрать свою любимую пластинку, то они, скорее всего, приходят из периода реминисценций, и что пожилые люди знают больше о музыке своей юности, чем современные песни. Но означает ли это, что музыка этого периода, скорее всего, связана с автобиографическими воспоминаниями?
Результаты исследования
В данном исследовании ученые изучали наличие “шишки музыкальной реминисценции” в группе из 470 взрослых в возрасте от 18 до 82 лет. Цель состояла в том, чтобы исследовать, как возраст человека, когда песня была популярна, влияет на три взаимосвязанных, но различных понятия: степень, в которой песня ассоциируется с автобиографическими воспоминаниями, насколько знакома песня и насколько она им нравится.
Участникам исследования были представлены названия и исполнители 111 поп-песен, которые фигурировали в чартах за последние 65 лет (1950-2015), и даны рейтинги трех интересующих композиций.
В ходе исследования было обнаружено, что в выборке участников в целом музыка, которая была в чартах в подростковом возрасте, не только оценивалась как более знакомая, но и ассоциировалась с большим количеством автобиографических воспоминаний. Этот всплеск воспоминаний, связанных с музыкой, достиг своего пика примерно в 14 лет: песни, популярные в этом возрасте, вызывали больше всего воспоминаний в целом.
Кроме того, взрослые люди (около 40 лет и старше) также любили песни из своей юности больше, чем другие песни. Однако молодые люди (в возрасте 18-40 лет) не демонстрировали такой же тенденции, а в некоторых случаях давали еще более низкие оценки симпатии к музыке с подросткового возраста, чем музыке, выпущенной до их рождения.
Всё это свидетельствует о том, что песни из нашей юности могут быть тесно связаны с воспоминаниями из прошлого, даже если мы лично не ценим эту музыку. Это может быть связано с тем, что музыка сопровождала различные памятные события этого периода (школьные танцы, встречи с друзьями, выпускные вечера и т.д.).
Однако некоторые песни были предпочтительны независимо от возраста участника, когда они были в чартах. Например, с конца 1970-х до начала 1980-х годов мы наблюдали общее увеличение количества людей, которым нравились эти песни, даже среди участников, которые еще не родились в этот период.
Это говорит о том, что поп-музыка из определенных периодов времени ценится из поколения в поколение. Примеры песен, которые мы использовали в этот период времени: Hotel California группы the Eagles, I Will Survive Глории Гейнор, и Billie Jean Майкла Джексона.
Таким образом, кажется, что мы в первую очередь интересуемся музыкой нашей юности не потому, что думаем, что она лучше, чем музыка других эпох, а потому, что она тесно связана с нашими личными воспоминаниями. Тем не менее, некоторые песни стирают границы поколений.
Рекламодатели, которые хотят вызвать ностальгическую реакцию у определенной группы потребителей, с легкостью могут применить эти данные в своей работе. Так же это будет полезно и клиницистам, которые стремятся восстановить связь пациентов с самоопределяющимися воспоминаниями из их прошлого.
Оригинальная статья: Kelly Jakubowski — Why We’re Obsessed With Music From Our Youth, February 2021
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pixabay.com
Ключевые слова: психология, память, музыка юности, реминисценция, клиническая психология.