Что автор вкладывает в понятие культ личности сталина
Культ личности Сталина
Культ личности Сталина — возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, в государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола. [1] Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Содержание
Проявления культа личности
Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского положения о равенстве. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием практического социализма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделённого диктаторской властью». После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы «вожди революции» и просто «вожди» применительно к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому. С обретением всей полноты власти Сталиным, применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель». Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза. Он именовался также «отцом народов», «великим полководцем», «гениальным учёным», «лучшим другом (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т. п.
В Сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный [2] [нужна атрибуция мнения] ореол непогрешимого вождя. Именем Сталина (а также его ближайших соратников) назывались бесчисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды. Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.
«А в те же дни на расстояньи
За древней каменной стеной
Живёт не человек, — деянье:
Поступок ростом с шар земной.
Судьба дала ему уделом
Предшествующего пробел.
Он — то, что снилось самым смелым,
Но до него никто не смел.
За этим баснословным делом
Уклад вещей остался цел.
Он не взвился небесным телом,
Не исказился, не истлел..
В собраньи сказок и реликвий,
Кремлём плывущих над Москвой,
Столетья так к нему привыкли,
Как к бою башни часовой.
Но он остался человеком,
И если, зайцу вперерез
Пальнёт зимой по лесосекам,
Ему, как всем, ответит лес».
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил,
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР. Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.
Сталиниана постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы. В дни государственных праздников обязательным и широко отражённым в кинематографе стал ритуал поднятия над Москвой на аэростатах огромного портрета Сталина, подсвечиваемого прожекторами. Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграли массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях и на транспорте.
Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, шахт, колхозов, дворцов культуры и прочих объектов, а также военная и прочая техника. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». В 1937—1938 годах выдвигались предложения переименовать Москву в город Сталинодар.
— Ф. Чуев. Сто сорок бесед с Молотовым
В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права», изданном авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина [8] :
Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х годов тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.
После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам) [9] [10] [11] : «Да, был культ… Но была и личность!».
Мифологизация картины истории
Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией, «Краткий курс истории ВКП(б)».
Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чём не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года* [12] (см. День защитника Отечества).
Десталинизация
XX съезд КПСС
Самым известным разоблачителем культа личности был Н. С. Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:
Культ личности приобрёл такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.
Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойдённого полководца всех времён и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.
Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагромождённые в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.
В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина — Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе (см. также Список мест, названных в честь Сталина). Почти повсеместно также произведен демонтаж памятников Сталину.
Были переименованы паровозы ИС (Иосиф Сталин) в ФД п (Феликс Дзержинский, пассажирский вариант) и прочие объекты.
Перестройка
В годы правления Л. И. Брежнева не было ни дальнейших разоблачений, ни возрождения культа; дабы не накалять страсти в обществе по поводу столь противоречивой и резонансной темы, о Сталине без лишнего повода старались просто не вспоминать. О нём осталась нейтральная статья в Большой советской энциклопедии. В 1979 году сообщили о 100-летии Сталина в советских СМИ, но особых торжеств не устраивали.
Во второй половине 80-х годов ситуация изменилась: на волне Перестройки и Гласности тема Сталина и его правления вновь стала одной из самых обсуждаемых.
Культ вне СССР
Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После «разоблачения» культа в СССР, проявления культа личности Сталина остались в Албании, Китае и КНДР. После смерти Энвера Ходжа в 1985 г. культ личности Сталина в Албании начал убывать. В Китае есть ряд памятных изображений Сталина, выпускаются сувениры с его изображением. В КНДР центральная улица Пхеньяна носила название Сталинская улица.
Сталин до сих пор прославляется в коммунистических партиях многих стран мира.
Образ Сталина в культуре и искусстве
Сталин, будучи амбициозным человеком, создавшим свой культ, оставил свой образ во всех сферах культуры и искусства. Некоторые портреты Сталина, его памятники и почтовые марки, а также медали с его изображением представлены ниже:
Иосиф Сталин и Климент Ворошилов в 1938 году. Картина Герасимова.
О культе личности Сталина
Разглагольствовать на тему, «что было бы, если бы. «, не имеет никакого смысла, ибо история не имеет сослагательного наклонения.
Об этом докладе написаны сотни статей и монографий, не исключено, что кто-то сдал кандидатский минимум и защитил даже диссертации.
У меня уже есть работа о Сталине, правда, в сравнении с Гитлером, во время Великой отечественной войны. http://www.proza.ru/2017/05/07/316.
Я не скрываю свою симпатию к этому самому выдающемуся государственному деятелю ХХ века, о котором все чаще и чаще говорят в настоящее время, когда простой трудовой люд живет все хуже и хуже, несмотря на обещания президента Путина. За последние год-полтора я немало прослушал лекций и бесед о Сталине, которые проводили историки Андрей Фурсов и Евгений Спицын, другие историки и публицисты, прочитал книгу Юрия Жукова «Иной Сталин» и у меня есть, что добавить к написанному ранее.
Иосиф Сталин первый, кто разбил постулаты Карла Маркса о необходимости мировой революци, как необходимого условиях построения социалистического общества. Он сделал правильные выводы из неудачного похода Красной армии под командованием Тухачевского в 1920 году на Польшу. Тогда и главковерх Красной армии Троцкий, и поддерживающий его Ленин считали, что как только Красная армия пересечет границу Польши, так весь трудовой люд этой ставшей независимой страны поддержит своих братьев по классу. Но оказалось, что национальные интересы выше классовых, и Красная армия не только потерпела унизительное поражение, но и отдала Польше западные Украину и Белоруссию, которые были возвращены лишь в 1939 году.
Сталин и при создании СССР имел свою позицию, которая не совпадала с позицией Ленина. Тот настоял, чтобы СССР стал государством с национальными республиками, которые имели право выхода из Советского Союза. Сталин же говорил о необходимости вхождения того же Закавказья, Средней Азии в РСФС, и без возможности выхода. Видимо, он больше Ленина, который провел большую часть жизни за границей, знал о националистических настроениях на окраинах царской России. Ленин же обосновывал свою позицию опять же с позиций марксизма, что те государства, где свершатся социалистические революции, будут входить в СССР на правах отдельных социалистических республик. Но Ленин ошибся. Попытки совершить такие революции в Германии, Венгрии, Австрии с треском провалились, и Советский Союз оказался в окружении агрессивно настроенных к нему государств. И если бы все страны Европы не находились в состоянии разрухи после Первой мировой войны, и во всех странах, измученных войной, не было пацифистских настроений, Советский Союз не получил бы передышки, которая позволила провести индустриализацию и коллективизацию, начать модернизацию армии, и лучше подготовиться к войне с Германией. И здесь Сталин тоже проявил государственную мудрость.
Он внимательно изучил книгу Адольфа Гитлера «Майн Кампф», об этом свидетельствуют многочисленные пометки на полях, сделанные рукой Иосифа Виссарионовича. Он понял, что у нацистов есть реальные возможности захватить власть в Германии, хотя в те годы, когда вышла книга, конец 20-х и начало 30-х годов, к Гитлеру было такое же отношение, как у нас к Жириновскому. Никто не верил, что национал-социалистическая рабочая партия (НСДРП) станет у власти в демократической Германии. Сталин понял, что нашей стране придется воевать с Германией, высокоразвитой в экономическом отношении страной, которая успешно вела войну на два фронта, и если бы не вступление в Первую мировую войну США на стороне Антанты, еще неизвестно, чем бы закончилась та война.
Поэтому Сталин взял курс на ускоренную индустриализацию, против которой выступали многие члены Политбюро, в том числе Николай Бухарин, который предлагал эволюционный путь индустриализации. Но Сталин сказал на очередном съезде ВКП(б) в 1930 году, что если мы не пройдем за 10 лет тот путь, что западные страны прошли за 50-100 лет, нас сомнут. И партия поверила Сталину, приняла план первой пятилетки.
Отсталая в промышленном отношении страна не могла сама провести индустриализацию. Не было ни металлургических заводов, которые бы производили металл для других отраслей промышленности, не хватало электростанций, не было инженерных кадров, в СССР только начиналась культурная революция и борьба с неграмотностью. Все это было за границей, и Сталин, вначале проведя коллективизацию и повысив урожайность сельскохозяйственного производства, стал продавать зерно, золото, пушнину, лес за границу, завозя в СССР станки, целые готовые заводы типа Горьковского, инженеров, которые помогали проводить индустриализацию. На Западе, где разразилась Великая депрессия конца 20-х годов, им просто негде было работать и получать средства на жизнь. А СССР предоставлял им такую возможность. И в сталинском СССР почти каждый день в строй вводили новые заводы, фабрики, электростанции и другие объекты народного хозяйства. СССР, в котором из-за неустойчивой погоды каждые три года была засуха и нехватка продовольствия, победил голод, и лишь в 1946 году, уже после войны, которая принесла огромный урон нашей стране, снова голодали люди.
Так что когда в Германии к власти пришел Гитлер, наша страна вовсю готовилась к войне. Кстати, Германия, которая до прихода к власти Гитлера очень активно торговала с СССР, перестала это делать по политическим мотивам, хотя очень нуждалась в том же хлебе и древесине. Но наша страна немного не успела, хотя много что делала для этого. На первом этапе индустриализации немало саботировали проведению этой работы недобитые троцкисты, которые, как известно, мечтали о мировой революции. Для них Россия была пучком хвороста, который разожжет мировой пожар. Многие из них возглавляли региональные комитеты ВКП(б). А Сталин мечтал о построении социализма в отдельно взятой стране – в СССР. И поэтому многие региональные бароны, первые секретари республиканских, краевых и областных комитетов ВКП(б), как могли, саботировали выполнение планов первой и второй пятилеток. Они не давали расти молодым и амбициозным кадрам, которые верили Сталину.
Но перевод Лаврентия Берии из Грузии на пост вначале заместителя наркома НКВД, а потом и наркома, остановил вал «ежовских репрессий», и началась первая волна реабилитаций невиновных, в числе которых был и будущий маршал Рокоссовский. Кстати, именно тогда был реабилитирован мой дед, Иван Щербаков, которого раскулачили в 1931 году по доносу односельчан. Каким кулаком мог быть засольщик рыбы на нижнем Амуре, все многочисленная семья которого с утра до вечера, не покладая рук, трудилась на своей земле, которую получила еще во время освоения этих краев в середине XIX века? В те годы многие попадали под репрессии именно по доносам, полстраны писали их на соседей из корыстных побуждений. Об этом хорошо написано у Юрия Жукова, историка, профессора, автора книги «Иной Сталин».
Но Сталин не успел подготовиться к войне на 100%, это было невозможно в стране, которая только стала подниматься на ноги. И если танков, самолетов, пушек и винтовок у нас стало много, но вот подготовить танкистов, летчиков, артиллеристов и пехотинцев не успели. Главное, командиры не имели понятия о маневренном бое, который предложили немцы, и который помог им в три недели разбить армию Польши, и за 42 дня поставить на колени Францию. Тогда как с этой страной они воевали 4 года в Первую мировую войну. Тактика «блицкрига» с массовым использованием авиации и танков на направлениях главных ударов помогла немцам в первый год войны добиться больших успехов и в боях с Красной армией.
А о том, как Сталин взял бразды правления в свои руки после поражения Красной армии под Харьковом в 1942 году, я написал весьма подробно в том материале про Гитлера и Сталина, не хочу повторяться. Результат на лицо – мы не только сломали хребет фашистам, но и дошли до Берлина. И после войны Сталин продолжал вести Советский Союз свои путем, образовал в странах восточной Европы несколько стран социалистической ориентации, как тогда их называли, стран народной демократии. В первую очередь, не поддался Западу в введении новой формы денежных отношений, а именно Бреттон-Вудской системы. Вот что об этом написано в Википедии:
Бреттон-Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) — международная система организации денежных отношений и торговых расчётов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года. Сменила финансовую систему, основанную на «золотом стандарте». Названа от имени курорта Бреттон-Вудс (англ. Bretton Woods) в штате Нью-Гэмпшир, США. Конференция положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ).
СССР подписал соглашение, но не ратифицировал.
В 1971—1978 годах Бреттон-Вудскую систему сменила Ямайская валютная система, основанная на свободной торговле валютой (свободной конвертации валют).
Именно эта система позволила США после войны закабалить весь мир, вместо золота обменным эквивалентом стал доллар США, простая бумажка, которая со временем стоила все меньше и меньше. А так называемый «План Маршала» позволил США стать самой сильной экономикой мира. Но Сталин не участвовал в этой операции США по распространению своего влияния по всему миру. Он хотел сделать золотой рубль конвертируемым, резервной валютой. Создание Совета Экономической Взаимопомощи позволило вести расчеты в рублях между странами, входящими в СЭВ. Но завершить свои задумки Сталин не успел.
Все, что не успел сделать Сталин, а вернее, ему не позволило это сделать ближайшее окружение, я написал в отдельной статье. http://www.proza.ru/2018/10/01/519. Мне нечего к этому добавить. Но вернусь к критике «культа личности Сталина». Впервые этот термин произнес Маленков на Пленуме ЦК КПСС вскоре после смерти Сталина. Но он вложил в свои слова совсем другой смысл. Он предлагал вместо одного Генерального секретаря ввести коллективное руководство в партии, а партию, как и завещал Сталин, отстранить от реального управления страной, оставив за ней пропаганду и подбор кадров. Именно поэтому Маленков, который считался вторым человеком в стран после Сталина, взял пост председателя Совета Министров СССР. На самом верху к этому времен развернулась борьба за власть между Маленковым, Берия и Хрущевым, в которой победил последний. Завтра у меня будет материал о борьбе за власть в СССР в период 1953-1955 годов под названием «Не состоявший вождь СССР».
Но никто их этой тройки не знал, каким курсом вести СССР дальше. Не зря Сталин говорил своему окружению: «Без теории нам смерть», заставляя и партийных руководителей, и науку, работать над теорией построения социализма. Классики марксизма-ленинизма дали теорию классовой борьбы для захвата власти, Сталин развил, как построить социализм в отдельно взятой стране, а вот каким путем идти дальше, никто не мог сказать. Думаю, что Сталин со своим умением учиться смог бы найти верный путь, но не успел, вернее, ему не дали.
В те годы ходил по стране такой анекдот. Попал какой-то гражданин в ад. Там все в дерьме стоят, те, кто ушел в мир иной. И Ленин, и Гитлер, и другие исторические личности. Кто-то по колено, кто по пояс, и лишь Хрущев стоит почти не испачкавшись, разве что подошвы ботинок ушли в дерьмо. Гражданин спрашивает: «Никита Сергеевич, как вам удалось не испачкаться?». А Хрущев отвечает: «Я на Сталине стою». Грубоватый анекдот, но очень точный.
Завершая свой материалом с моими соображениями на счет культа личности Сталина, хочу сказать, что именно партийная верхушка и партийная пропаганда вместе реального дела всемерно раздувала этот культ, прячась за не такую уж широкую спину вождя. А сами почивали на лаврах, создавая для себя, любимых, тот социализм, и даже коммунизм, который обещали построить для всего советского народа. И к чему это привело, все мы знаем. Так давайте не будем зря хулить великого государственного деятеля Иосифа Виссарионовича Сталина, создавшего Коммунистическую империю, благодаря которому Россия не превратилась во второстепенную державу.
«О культе личности И.В. Сталина и его последствиях…»: зачем был нужен самый влиятельный доклад XX века?
Возникновение культа личности
Возвеличивание личности И.В. Сталина средствами СМИ, пропаганды, в произведениях культуры и государственных документах началось примерно в середине 1920-х годов. Этот нескончаемый информационный поток формировал общественное представление о том, что своему экономическому или социальному успеху страна обязана лично вождю. Более того, даже своим личным счастьем каждый простой советский гражданин был обязан Иосифу Виссарионовичу! Своего пика культ личности И.В. Сталина достиг после окончания Великой Отечественной войны. В многочисленных проблемах послевоенного времени, в личных бедах и невзгодах советские люди, как правило, винили местную власть (директора заводов и председатели колхозов, руководители советов и партийных органов), а верховная власть в лице вождя воспринималась последней надеждой к спасению. Такая почтительность и обожествление Сталина объяснялись не только личным выбором или убеждениями: это пропагандировалось всей советской идеологической машиной, а контроль в этой области осуществляли исполнительные органы власти, МВД и МГБ.
Пользуясь доверием населения, власть откладывала и откладывала столь остро необходимые преобразования в сфере политики, экономики, идеологии… Когда требовалось активно обновлять советское общество, государство включило пластинку с песнями про «трудную внешнеполитическую обстановку» и «временные сложности с восстановлением разрушенного войной хозяйства», а через некоторое время переключило внимание общества на поиски внешних и внутренних врагов. Конечно, этим восстановление разрушенной страны не ограничилось, но большинство преобразований послевоенного периода оказались неэффективными или же носили больше политический характер. Денежная реформа обернулась обыкновенной деноминацией и не смогла выровнять спрос и предложение, а ежегодные сталинские снижения цен на товары в 1948-1953 годах могли выглядеть как забота о благе народа, но для экономики были совершенно иррациональными. Да, произошла отмена карточной системы, но дефицит товаров и продуктов никуда не делся. Больше половины населения – крестьяне – продолжали жить на грани нищеты и голода. А новые репрессии, восстановление «железного занавеса», идеологический и моральный диктат над обществом не заставили себя ждать…
Король умер – да здравствует король!
С гибелью И.В. Сталина в Советском союзе появилась реальная возможность обновления жизни страны в политической и социальной сферах. Эту необходимость понимали и оставшиеся политические элиты, для которых важно было сохранить контроль над обществом. К самым явным проблемам страны можно отнести массовые репрессии, ГУЛАГ, крайне тяжелое положение сельского хозяйства и национальный вопрос. Однако отсутствие прямого «наследника» во власти породило весьма напряженную ситуацию с «престолонаследием»: сформировалась целая группа политиков, претендовавшая на верховную власть в стране. Тремя наиболее влиятельными фаворитами были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущёв. Вероятность «получить» страну определялась, с одной стороны, реальными полномочиями занимаемой должности, а с другой – личным авторитетом. По инициативе Берия, а затем и Маленкова, в 1954-1955 годах начала проводиться реабилитация заключенных ГУЛАГа, уменьшались полномочия и сокращался штат силовых органов. Однако фигура самого Сталина никаким негативным комментариям не подвергалась.
Совсем иная ситуация сложилась после того, как положение на политической арене стал завоёвывать Хрущёв. После ареста и расстрела Берия в 1953-м и отставки Маленкова в 1955-м Хрущев сумел выдвинуться на верховные позиции в государстве. Следующий, 1956 год, стал вершиной борьбы с культом личности и наследием сталинской эпохи. Зимой, в феврале, состоялся XX съезд КПСС, оказавший весомое влияние на общественные устои в стране.
Совет учителю: важно понимать, что ликвидация Берия избавила Советский союз от силовой модели управления обществом, которую собирался выстроить главный силовик страны, предварительно очистив её от культа личности Сталина. Противостояние Маленкова и Хрущёва представляло собой борьбу двух бюрократических ведомств: Совета министров СССР и ЦК КПСС. Хрущёв, руководивший партией, смог привлечь на свою сторону молодые партийные кадры и довольно быстро победить в этой борьбе.
Докладу предшествовала серьезная подготовка: в декабре 1955 года на заседании Президиума ЦК была создана особая комиссия под руководством партийного деятеля П. Н. Поспелова, чьей задачей стало изучить материалы дел о массовых репрессиях сталинского периода. Через два месяца доклад был готов и представлен Президиуму. Выводы доклада оказались неутешительными: аресты и заключения в тюрьмы проводились на основании дел, сфабрикованных следователями НКВД, которые не гнушались пыток и истязания заключенных. Такое жестокое обращение с подозреваемыми санкционировал лично Сталин, который планировал массовые чистки в партийном аппарате. Президиум постановил, что Хрущёв обязан выступить с этим докладом на грядущем съезде партии.
Во время своего выступления 25 февраля 1956 года на съезде КПСС Хрущев осветил множество общественно-политических тем, не прибегая к критике Сталина. Первый секретарь говорил о проблемах во внешней политике и мерах их преодоления, рассказывал о небывалых высотах, которых Советский союз достиг в политическом и социально-экономическом плане. Иронично, что происходило это на фоне только что завершившейся пятой пятилетки 1951-1955 года, чьи невыполнимые завышенные показатели не отвечали реальным потребностям общества. Затем начались прения. Они проходили в традиционном русле: из них складывалась картина успешного развития СССР под «мудрым руководством» ЦК КПСС.
После основного выступления следовало закрытое заседание, на котором Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Впервые зазвучали слова о несправедливых массовых репрессиях и грубых ошибках Сталина во внутренней и внешней политике.
«После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладавшего сверхъестественными качествами, подобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать, он непогрешим в своих поступках. Такое понятие о человеке и, говоря конкретно, о Сталине, культивировалось у нас много лет. »
Доклад Хрущёва с критикой Сталина включал в себя следующие положения:
По своей сути, этот доклад критиковал в первую очередь Сталина и его личность, а такие вещи, как единоличное право коммунистической партии на власть и отсутствие демократии, игнорирование законов объективного развития экономики сомнениям не подвергались.
Разоблачая культ личности, и Хрущёв, и высшая партийная номенклатура преследовали несколько целей: модернизировать систему, не меняя её сущности. К тому же стало возможным списать на Сталина все преступления и последствия внешней и внутренней политики 1930-1950-х годов, которую разрабатывал, к слову, не один Сталин лично. На него же возложили всю ответственность за катастрофу на границе летом 1941 года. В интересах политических элит было обелить себя и переложить на Сталина всю ответственность за проблемы страны и страдания людей. Хрущев был уверен, что ему разоблачение не грозит, хотя существовали документы, компрометирующие нового главу государства. Но, пожалуй, главной целью Хрущева на XX съезде было укрепление собственных позиций в качестве безоговорочного лидера в государстве, а разоблачение «культа личности» рассматривалось им как единственно возможное орудие борьбы с политическими противниками.
Доклад Хрущева о культе личности произвел ошеломляющее впечатление на делегатов съезда. Было принято решение ознакомить с ним всех членов партии, комсомольский актив, работников советского аппарата, руководителей зарубежных коммунистических партий. После XX съезда десталинизация, демократизация советской политической системы была продолжена. Как тогда выражались, настала «оттепель».
После съезда в стране начались активные преобразования. Первым, с чего начал Хрущев, стала децентрализация системы управления и построение модели «общенародного государства». Целью была постепенная передача функций государства общественным организациям: профсоюзам, комсомолам, производственным совещаниям на предприятиях и т.д. Однако эта задумка была обречена на неудачу, так как ей препятствовала сама структура советского государства с её однопартийностью и отсутствием альтернативы на выборах в государственные органы. Кроме того, возрос идеологический диктат во всех сферах общественной жизни: любая общественная инициатива должна была быть вмонтирована в идеологию «построения коммунизма».
Активно стали проводиться реабилитации заключенных сталинской эпохи и восстановление прав депортированных народов, расширялись права союзных республик. Стала появляться возможность публикации многих литературных, научных и публицистических произведений, рассказывающих о трагической эпохе Сталинского правления. Одним из самых знаменитых произведений об этом времени стал опубликованный в период оттепели «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Обновленное законодательство второй половины 1950-х годов отличалось большим либерализмом и заметным смягчением уголовных наказаний. Через несколько лет своего правления реформаторский потенциал Хрущева начал угасать, а его амбиции по покорению новых властных вершин только набирали обороты. Проведенные изменения не принесли главного: люди ждали улучшения элементарных условий жизни, а вместо этого видели, что руководящие партийные и государственные работники наделяют сами себя большими привилегиями, что их материальный уровень жизни значительно выше уровня жизни простых людей.
А много ли «оттаяло»?
Развенчание «культа личности» имело для общества глобальные последствия, расколов его на сторонников и противников «сталинизма» и наследия вождя. Хрущев в первую очередь преследовал конкретные цели по установлению собственного лидерства в государстве и не собирался идти по пути десталинизации основательно и планомерно. Однако всё его правление, все его действия как руководителя оказали негативное влияние на общество. Если «сталинисты» не могли простить ему XX съезд, а «либералы» – недостаточную и непоследовательную демократизацию советского общества, то значительная часть общества в целом перестала доверять власти. Жизнь людей и чиновников начала протекать в разных измерениях. В целом же, и сталинские беззакония, и непоследовательные преобразования Хрущёва больно ранили советское общество, уязвили его нравственность и душу.