Д19 к 60 проводка что означает
Счет 19. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
В правилах бухгалтерского учета активный счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» используется для выделения налоговой суммы по приобретенным товарам и по поступившим материальным ценностям. Рассмотрим используемые проводки со счетом 19 и разберем пример на основе конкретной операции.
Какие счета в бухучете взаимосвязаны со счетом 19?
Счет 19 относится к категории наиболее важных, поскольку сумма, объединенная на нем, используется для уменьшения налога к уплате. На балансе счета отражается величина НДС, которая была перечислена продавцу товаров совместно с оплатой за услуги или товары.
Обязанность каждого продавца, работающего с НДС, выделять сумму налога в отдельной строчке в счете-фактуре.
В бухучете покупателя для отражения этой процедуры используются проводки:
Последняя проводка необходима для компаний, которые также работают с НДС. Они продают свои товары не по себестоимости, а по итоговой цене, в которую обязательно входит НДС. В результате по счету 19 учитываются следующие суммы:
Предприятие оплачивает лишь сумму налога, уменьшенную на размер налогообложения произведенной продукции. Такой подход позволяет избежать двойного налогообложения.
Порядок получения вычета по НДС требует соблюдения особых правил, которые подробно описаны в НК РФ.
Типовые проводки по счету 19
Рассмотрим проводки, которые формируются с участием счета 19 и опишем их основное назначение в представленной таблице:
Проводка Дт 19 и Кт 60 (нюансы)
Счет 19 — особенности применения
Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» активный, его используют для аккумулирования данных о суммах налога, выделенных в составе цены приобретаемого имущества. К нему открывают субсчета 19/1 (для ОС), 19/2 (для НМА), 19/3 (для МПЗ и товаров). По Дт отображаются суммы налога, уплаченного (подлежащего уплате) поставщику — плательщику НДС (Дт 19 Кт 60).
Особенность счета — то, что возмещение НДС из бюджета (по Кт счета) формируется на основе строго регламентированного документа — счета-фактуры (или универсального передаточного документа, используемого гораздо реже). Списание производится в Дт 68 счета «Расчеты по налогам и сборам».
Какие документы сопровождают учет НДС?
НДС выставляется поставщиком на основании ст. 168 НК РФ в счете-фактуре, который он обязан предоставить в течение 5 дней с момента отгрузки.
ВНИМАНИЕ! Если обязательные реквизиты счета-фактуры заполнены с ошибками либо отсутствуют, неправильно посчитаны суммы налога и т. п., организация не сможет в дальнейшем возместить налог по такой покупке.
В случае, когда продавец не является плательщиком НДС, счет-фактуру он может не предоставлять, но тогда покупатель сможет принять суммы к вычету лишь в исключительных случаях.
В каких случаях можно принять к вычету НДС без счета-фактуры, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Случается, что стороны сделки находятся в разных городах, документооборот между ними затруднен, а пакет бумаг на отгрузку предоставлен не в полном объеме либо в них обнаружены существенные ошибки. В такой ситуации покупателю дается 3 года, чтобы привести документы в порядок и возместить налог.
Кроме того, возместить налог нельзя в случаях, когда приобретаемые ценности не приняты к учету либо не предназначены для сферы деятельности предприятия, не облагаемой НДС.
Подробнее о том, как вести раздельный учет по налогу, читайте в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».
Применение Дт 19 Кт 60 в случае выявления несоответствия документам продавца
Когда приходит товар, покупатель осуществляет его приемку по качеству и количеству. Если фактическое количество товара меньше, чем указано в документах, покупатель составляет акт, где фиксирует действительное количество (форма ТОРГ-2, ТОРГ-3, М-7). При обнаружении недостачи во время приемки товара покупатель фиксирует в учете количество, сумму и НДС в том объеме, в котором товар был фактически поставлен. Если по каким-то причинам недостача обнаружена позже, потребуется корректировать проводки.
ООО «Агентство кадровых решений» закупило 10 коробок бумаги для бухгалтерии общей стоимостью 10 000 руб. (в т. ч. НДС 1 666,67 руб.) Продавец доставил товар на склад покупателя, однако при приемке покупатель сразу не пересчитал количество коробок, отразив в учете покупку всей партии:
На следующий день работник склада обнаружил, что коробок получено не 10, а 9. Бухгалтерия составляет корректирующие записи:
Если выявлены излишки, то создаются те же бухгалтерские записи, однако суммы излишков не сторнируются, а принимаются к учету, как и основная поставка. Далее с продавцом можно составить допсоглашение, устанавливающее новые условия поставки.
Итоги
Таким образом, проводка Дт 19 Кт 60 применяется во всех случаях, когда в документах поставщика присутствует НДС как составляющая цены товара. Применение операции Дт 19 Кт 60 имеет свои нюансы, так как отгрузка не всегда проходит без нарушений со стороны продавца: возможны отличия фактического качества от того, что предусмотрено в документах.
Счет 19 в бухгалтерском учете: для чего применяется, субсчета, характеристика, проводки
Хозяйствующий субъект при осуществлении своей деятельности приобретает материальные ценности, работы и услуги. При этом перечисляя поставщикам их стоимость, в большинстве случаев компания уплачивает и заложенные в них сумм НДС. В соответствии с действующими правилами данный налог не должен отражаться в затратах на приобретение товаров, работ, услуг. Для этих целей применяется счет 19 в бухгалтерском учете.
Для чего применяется счет 19 в бухгалтерском учете
В соответствии с НК РФ субъекты бизнеса на общем режиме должны включать в стоимость произведенной продукции, оказанных услуг и выполненных работ налог НДС. Его называют исходящим налогом.
С другой стороны, субъект хозяйствования является потребителем продукции, работ и услуг, в стоимость которого их поставщики также заложили данные суммы обязательного сбора. Этот налог называют входящим НДС.
Входящий НДС подлежит исключению из стоимости приобретаемых материальных ценностей, работ и услуг. Организация или ИП имеют право при уплате в бюджет своего исходящего НДС произвести зачет входящего НДС по поступившим товарам, работам, услугам.
Поэтому входящий НДС подлежит отдельному отражению согласно Плану счетов на счете 19. Информация, собранная на данном счете имеет большое значение при определении НДС к уплате, поэтому показатели отраженные на счете находятся под пристальным вниманием при осуществлении налоговых проверок.
Суммы отраженные на счете 19 должны включаться в налоговый регистр, который называется книга покупок. Сведения в него вносятся на основании полученных от поставщиков счет-фактур.
Данный счет применяется также и субъектами при УСН. Связано это с тем, что они также могут приобретать товары, работы, услуги, в цену которых заложен входящий НДС. Так как эти субъекты не могут производить зачет в счет исходящего НДС, по причине его отсутствия, накопленные суммы списываются отдельной статьей в расходы компании.
После такого события необходимо произвести пересчет всех налогов, в том числе НДС. Не использование счета 19 в такой ситуации приведет к перепроведению всех поступивших документов с выделением налога.
При определении что отражается по дебету и по кредиту данного счета, нужно помнить, здесь может отражаться НДС по перечисленным поставщикам авансовым суммам.
Если организация или ИП одновременно применяет несколько систем налогообложения, например ОСНО и ЕНВД, то она должна на счете 19 организовать раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, которые относятся к разным режимам.
Характеристика счета
Чтобы ответить на вопрос какой счет 19 активный или пассивный, нужно знать, где он отражается в бухгалтерском балансе.
Счет 60 в бухгалтерском учете (нюансы)
Бухучет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Применение счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» регулируется Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Этот счет необходим для отражения данных по расчетам за:
Операции по отражению кредиторской задолженности проводятся в момент возникновения обязательства, момент оплаты на запись по кредиту счета 60 в бухгалтерском учете не влияет. Когда показывать обязательство в бухучете, зависит от условий перехода права собственности на приобретаемые ТРУ в соответствии с договором между покупателем и поставщиком. Отражение обязательства в бухучете происходит тогда же, когда и отражение поступления ТРУ. При оприходовании ТРУ бухгалтер записывает транзакцию по кредиту счета 60 и по дебету счетов учета купленного имущества (а также счета 15) или затрат на сумму, указанную в первичных документах поставщика. НДС, входящий в стоимость ТРУ, выделяется отдельно проводкой:
Когда обязательства исполняются, то есть производится оплата поставщику, делается запись на сумму оплаты:
Дт 60 Кт 50, 51, 52, 55.
Если покупатель осуществляет оплату до поставки ТРУ, проводка записывается по дебету счета 60 субсчета «Авансы выданные». Таким образом, на отдельном субсчете счета 60 аккумулируется дебиторская задолженность, которая погасится при поступлении ТРУ. При этом в балансе кредиторская задолженность по счету 60 показывается в пассиве, а дебиторская — в активе, а потому нельзя показывать в отчетности свернутое сальдо 60 счета.
Образец оформления ОСВ по счету 60 в разрезе субсчетов см. в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Здесь же описаны правила оформления бухгалтерских регистров. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Если покупатель передает собственный вексель в качестве гарантии оплаты ТРУ, то кредиторская задолженность со счета 60 не списывается, а отражается на отдельном субсчете, например, проводкой:
Дт 60 субсчет «Расчеты по поступившим ТРУ» – Кт 60 субсчет «Расчеты по векселям выданным».
При погашении собственного векселя делается проводка:
Дт 60 субсчет «Расчеты по векселям выданным» – Кт 50, 51, 52, 55.
Отражение кредиторской задолженности при выявлении разногласий с контрагентом
При приемке ТРУ могут быть обнаружены недостачи, не выполнен полный объем заказанных работ, при этом в расчетных документах указана полная стоимость. Кроме того, ошибка может содержаться в самих документах, например, некорректная цена или количество. Покупатель должен сообщить контрагенту о произошедшем нарушении и выставить претензию. Поскольку поставщик может как согласиться, так и не согласиться с предъявленными требованиями, в бухучете покупателю придется отразить обязательство на полную сумму в соответствии с первичными документами, показав спорную сумму на счете 76, субсчет «Расчеты по претензиям»:
Какие проводки составить и какие нюансы учесть при списании кредиторской задолженности, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
Также возможна обратная ситуация, когда на поступившие товары не получены сопроводительные документы, либо при приемке выявлены излишки, либо объем выполненных работ был превышен. Если организация, соблюдая закон, отказывается оплачивать и решает вернуть такие товары поставщику, то их учет ведется за балансом, на счете 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Если организация решает принять такие ТРУ, то она должна их оприходовать, используя цены поставщика, и показать задолженность по кредиту счета 60. Цены могут быть взяты из договора, сопроводительных документов на аналогичные ТРУ либо исходя из экспертной оценки.
Об одном из наиболее часто используемых регистров бухучета для счета 60 читайте в статье «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 60».
Итоги
Существуют разные виды кредиторки. Один из них и часто наиболее существенный — обязательства перед поставщиками и подрядчиками. Для их учета выделен отдельный счет 60 в плане счетов. Необходимо помнить, что счет 60 может быть также и активным при отражении авансов и предоплаты.
Дополнительную информацию о кредиторской задолженности читайте в статье «Как кредиторская задолженность отражается на счетах?».
Счет 60 бухгалтерского учета
По счету 60 показывают взаиморасчеты с организациями и предпринимателями, которые продают какие-либо ценности, оказывают услуги или выполняют работы. Предлагаем материал, который поможет бухгалтеру работать с этим счетом, в том числе оформить оборотно-сальдовую ведомость и карточку.
Что такое 60 счет в бухгалтерии
Согласно плану счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н), счет 60 называется «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем отражают все операции, связанные с приобретением и оплатой товарно-материальных ценностей, работ, услуг. Вот несколько частных случаев:
Счет 60 является активно-пассивным. Остаток на нем может быть как дебетовым, так и кредитовым. Увеличение и уменьшение средств может быть показано или по дебету, или по кредиту (подробнее см.: « План счетов бухгалтерского учета в 2021 году »).
Аналитический учет обычно организован в разрезе поставщиков, подрядчиков и счетов, выставленных контрагентами. Иногда, в зависимости от специфики компании, аналитику ведут в разрезе договоров, товаров и проч. Главное, чтобы был доступ к сведениям о просроченных долгах перед продавцами, а также о долгах, срок погашения которых еще не наступил.
Какие применяют субсчета
В большинстве случаев открывают следующие субсчета:
При необходимости открывают и другие субсчета, например, 60.03 «Расчеты по выданным векселям».
Что отражает дебет счета 60
Обороты по дебету — это суммы, которые организация выплатила своим партнерам — поставщикам. К таким суммам относится оплата состоявшихся поставок (ее проводят по субсчету 60.01) и авансы продавцам (их проводят по субсчету 60.02).
СПРАВКА. Дебетовое сальдо по счету 60 чаще всего говорит о том, что компания перевела аванс, а контрагент еще не сделал отгрузку (не выполнил работу, не оказал услугу). В результате за продавцом числится долг перед организацией.
Что отражает кредит счета 60
Обороты по кредиту — это стоимость полученных от контрагента поставок. Если отгрузка идет в зачет сделанного ранее аванса, ее проводят по субсчету 60.02. Если оплаты пока не было, поставку проводят по субсчету 60.01.
Когда продавец находится на общей системе налогообложения и платит НДС, по кредиту счета 60 отражается также входной налог на добавленную стоимость.
СПРАВКА. Кредитовое сальдо по счету 60 означает, что контрагент отгрузил продукцию (оказал услугу, выполнил работу), но компания с ним еще не рассчиталась. В итоге за организацией числится задолженность перед поставщиком.
Бухгалтерские проводки по счету 60
ДЕБЕТ 41 (07, 08, 10) КРЕДИТ 60 — получены и оприходованы товары (оборудование, внеоборотные активы, материалы)
ДЕБЕТ 20 (25, 26) КРЕДИТ 60 — работы и услуги списаны на стоимость изделий (на общепроизводственные, общехозяйственные расходы)
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 — отражен входной НДС
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60 — отражена недостача, выявленная при приемке ТМЦ
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 50 (51) — произведена оплата поставщику
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91 — просроченная кредиторская задолженность списана на прочие доходы
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62 — произведен взаиморасчет с контрагентом.
Пример применения счета 60
ООО «Магазин» закупает оптом продукты у двух партнеров: ООО «Склад» (по предоплате) и ООО «База» (оплата после отгрузки). Оба поставщика применяют общую систему налогообложения.
Аналитика ведется по каждому продавцу и по каждому счету.
По состоянию на 31 октября 2021 года:
«Склад» должен «Магазину» 240 000 руб. (аванс, перечисленный в октябре, по счету № 20 от 16.10.21).
«Магазин» должен «Базе» 480 000 руб. (неоплаченная поставка, сделанная в октябре; счет, накл., сч.ф. № 65 от 23.10.21).
В ноябре 2021 года «Магазин» совершил следующие хозяйственные операции:
Бухгалтер «Магазина» сделал проводки:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60.02
— 200 000 руб. — получен товар от ООО «Склад» в счет аванса;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60.02
— 40 000 руб. — отражен входной НДС.
ДЕБЕТ 60.02 КРЕДИТ 51
— 360 000 руб. — перечислена предоплата на счет ООО «Склад».
ДЕБЕТ 60.01 КРЕДИТ 51
— 480 000 руб. — оплачена поставка, полученная в октябре от ООО «База».
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60.01
— 100 000 руб. — получен товар от ООО «База»;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60.02
— 20 000 руб. — отражен входной НДС.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60
Бухгалтер «Магазина» составил ОСВ за ноябрь 2021 года (см. табл. 1).
ОСВ, составленная ООО «Магазин» за ноябрь 2021