дети обетования что значит
Два завета. Галатам 4 глава. Рабство и свобода. Дети обетования
Мы видим образ, который Дух нам показывает, чтобы объяснить, почему есть два завета. Давайте порассуждаем.
Сын рабы
Мы читаем о нем, что он рожден по плоти. И все наши познания об этом дают нам ясное понимание, что это обычное рождение человека. Далее об этом сыне по плоти говорится, что он рожден от горы Синайской, от завета, который был на этой горе провозглашен. И соответствует НЫНЕШНЕМУ Иерусалиму. Иерусалим – столица Израиля. Именно израильтяне заключали завет на горе Синай и имели символы этого завета в Иерусалиме, в храме, в ковчеге. Можем сделать небольшой вывод – Авраам, отец многих народов, имел двух сыновей. Один из них рождался через завет с Богом, который был утвержден на горе Синай и подчинялся закону и поэтому находится в рабстве.
Сын свободной
Это тот, кто рожден по обетованию, и в Слове мы видим СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ действие для рождения Исаака – Сарра ФИЗИЧЕСКИ не могла родить ребенка. Слово говорит, что мы дети по обетованию, то есть рожденные сверхъестественным образом, БЕЗ УЧАСТИЯ ПЛОТИ.
Гонение
… Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне…
Иудеи сегодня и ранее гнали христиан. Они не принимали того, что они дети по плоти. Не принимали ПЕРВЕНСТВО христиан, не могли смириться с тем, что они поставлены ниже. Очень важно увидеть, ЧТО это за гонение. Это НЕ гонение ЭТОГО МИРА за проповедь Христа. Это гонение тех, кто имеют связь со старым заветом. Они всегда будут говорить о своём превосходстве над вами, потому что они раньше родились, первенцы, имеют Слово от Бога. Они всегда будут учить о том, что ветхий завет имеет главенство и очень многие сегодня связывают наши обетования с ветхим заветом. Но это не так. Два завета не могут иметь одинаковую юридическую силу.
Что говорит Писание?
К сожалению, это место Писания было в темные века интерпретировано по плоти и евреев стали отовсюду гнать, убивать. Уничтожалась религия иудейская, обряды… давайте внимательно прочитаем.
Изгони рабу
Агарь – это та самая раба, образ которой использует Павел. Она рождает в рабство, она рождает по плоти. По закону ты мог войти в общество Израильское, если соблюдал заповеди, делал обрезание. То есть, по плоти, ты мог стать частью народа Божьего. То есть Агарь – это тот самый закон, который РОЖДАЛ, благодаря которому ПОЯВЛЯЛИСЬ последователи закона. Этот закон рождал в рабство, потому что открывал нашу греховность
Выполнение обрядов – это и было рождение в семью. Сегодня, к сожалению, многие стараются подражать еврейским традициям, как бы причисляя себя к народу избранному. Но на практике получается обратное – они теряют то, что получили от Христа – …отпали от Христа, отпали от благодати. Получается, что изгнать рабу – это ЗНАЧИТ ИЗГНАТЬ ЗАКОН, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕГО.
Изгнать сына Агари
…Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной…
Почему я должен изгнать сына – потому что он НЕ БУДЕТ НАСЛЕДНИКОМ ВМЕСТЕ СО СМНОЙ, рожденным по обетованию. Выше мы читали.. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно…
Что я должен сделать? Как это делали Апостолы? Делал ли это Иисус?
Из человека должно было исчезнуть то, что вело его к смерти – человек должен был умереть.
Смерть именно потому, что ПЛОТЬ И КРОВЬ НЕ НАСЛЕДУЮТ ЦАРСТВА. Наш духовный человек НЕ БУДЕТ иметь НАСЛЕДИЕ с нашей плотью и кровью.
Апостолы
Мы видим, что Апостолы изгоняли из Церкви подобного рода учения. Закон более не имел права на существование среди тех, кто умер и воскрес со Христом.
Как вывод
Изгнать рабу – изгнать то, что рождает в рабство – то есть старый завет с его законами и заповедями. И осознать, что у нас теперь новое рождение с новым учением, которому мы должны стать послушны.
Мы дети свободной
Сам Павел был частью старого завета, рожденный от Агарь, от рабства. Но теперь пришла вера и мы стали свободны через ИЗГНАНИЕ как того, что связывало – закона, так и плода – рабства.
Раньше люди делились на тех, кто принял закон, завет и стал частью народа Божьего, и язычников. Ныне всё по-другому.
Я принадлежу Христу и ПОЭТОМУ являюсь наследником.
ДРЕВНЕЕ ПРОШЛО, ТЕПЕРЬ ВСЁ НОВОЕ
Чем будет полезен для нас этот урок? Во-первых, Бог в свое время не покинул Израильский народ, несмотря на все их грехи, слабости и отступления. Почему? Потому что Бог избрал иудеев для того, чтобы через них спасать всех остальных людей на земле. Кто сегодня избран Богом для спасения других народов? Это интересно. Давайте попробуем в этом уроке ответить на этот вопрос; и сделаем некоторые выводы.
Прочитаем текст Писания из Ветхого Завета:
Теперь, во свете этого текста, посмотрим, что пишет ап. Павел:
Отвержение израильтянами Иисуса Христа не означает, что слово Божие не сбылось. Оно лишь вновь подтверждало на конкретном примере, как действует принцип суверенного Божьего избрания, установленный Богом в ветхозаветные времена. Павел напоминает истину, которую изложил своим читателям ранее: «Ибо не все те Израильтяне (то есть, духовные израильтяне; сравните 2:28-29), которые от Израиля».
Еще до сотворения мы были избраны быть святыми и непорочными. Павел находится в великой печали. Его сердце скорбит о народе израильском. У нас всегда вызывает недоумение вопрос: достойны ли мы? Это относится к разным аспектам нашей духовной жизни — достойны ли мы такого поощрения, достойны ли мы тех благословений, которые изливаются на нас, а самое главное, достаточно ли мы достойны быть частью тех немногих, кого избрал Бог? Зная об отделении овец от козлов и пшеницы от плевел, мы никогда не сможем определить, к какой категории относимся, если не примем тот факт, что Он Своей смертью даровал нам спасение. Мы видим, Павел стремится показать, что Божий замысел в отношении Израиля не полностью разрушен и что все еще существует «остаток» семени Авраама.
Итак, хотя за Богом остается право избирать, Его намерение спасти погибающих медленно, но верно осуществляется. Например, Авраам, отец иудейского народа, был избран. У него по вере в Божьи обетования и силу родился сын по имени Исаак. У Исаака по вере родился Иаков, который стал прародителем колен Израиля. Поэтому, несмотря на препятствия, Бог постоянно, упорно, по Своему провидению воздвигает верное «семя», или спасенных детей. И эти дети, «рожденные по вере», становятся Божьими основателями Израиля и инструментами для спасения мира, охваченного грехом и отчаянием.
Прочитаем текст Писания:
Это свидетельствует, что избрание Божие «не от дел, (не только не от тех дел, которые сделаны, но даже и не от тех, которые будут сделаны в будущем и о которых Бог знает заранее), но от Призывающего», то есть, основанием для избрания является Божий план (Его «изволение»; 8:28; 9:11), а не заслуги избираемого (4:2-6). Бог сказал Ревекке: «Больший будет в порабощении у меньшего» и в подтверждение Своего выбора провозгласил: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».
Здесь надо учесть, что речь не идет о вопросе спасения, Бог расставил приоритеты этих близнецов в вопросе земных привилегий преемственности первородства и в последующем рождение в потомстве одного из них обетованного Мессии.
Апостол цитирует эти слова. Всемогущий Бог имеет право миловать тех, кого хочет миловать. Он не обязан простирать Свою милость на всех людей без исключения. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося или, другими словами, «не от желания человека и не от стараний и усилий его». Никто из людей не может заслужить или заработать Божественную милость.
Прочитаем текст Писания:
Основывает свою мысль Павел на двух текстах Писания:
Нечто подобное читаем мы у Исаии:
Это всё риторические вопросы, ответ на которые однозначен: «Конечно же, нет». Человек, будучи творением, не имеет права ставить вопросы Творцу.
Далее Павел цитирует из Ис. 29:16 «Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» Продолжая эту аналогию, Павел снова спрашивает: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» Как известно, горшечник из одной и той же глины часть ее берет для того, чтобы сделать красивую, тонко украшенную вазу, а другую часть пускает на ночной горшок. И нет у глины права жаловаться, оспаривать решение горшечника! Так и всемогущий Творец не меньше власти имеет над Своими созданиями, тем более, что человек сотворен Им из праха земного (Быт. 2:7).
Естественно, Бог не испытывает удовольствия в гневе; от начала Он не избирает тех или иных людей к погибели. И какая-то часть людей приготовлена Им к вечному осуждению не потому, что Его радует предстоящие им гибель, а по причине их греха. Из-за него-то, обрекающего их на погибель, хочет Бог явить Свой гнев; и в назначенное время Он явит его.
Альтернативой первой возможности является обращение Бога с «сосудами Его милосердия»: «Дабы вместе (то есть, одновременно) явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе». Выражение «Он приготовил к славе» в 23 стихе означает, что Бог заранее приготовил их к славе, даровав им спасение.
Какой вывод можем сделать мы? Насколько легко нам простить того, кто нас обидел? Мы быстро списываем таких людей со счетов. И даже если они просят прощения, нам сложно принять их извинения и простить за то, что они сделали. Но Бог до конца ищет возможность восстановить сосуды, сделанные для благородного использования, в их прежнее благородное состояние.
Прочитаем текст Писания:
Однако, не навсегда отверг Бог Израиля. В стихах, цитируемых Павлом, Он обещает вновь восстановить его как «возлюбленный» Им народ. Этнически язычники не были Божиим народом, потому-то Святой Дух и внушил Павлу применить эти стихи к ним, а также к тем евреям, которые были избраны и призваны Богом как Его народ во Христе Иисусе. Текст Осии 2:23 апостол приводит в свободном цитировании, чтобы применить этот стих к язычникам. Он именно применяет его, а не интерпретирует в том смысле, что ветхозаветный Израиль стал, мол, частью новозаветной Церкви.
Вечное намерение Божие искупить человека во Христе, ныне открыто нам, живущим в христианскую эру. Таким образом, всё христианское откровение Павел изображает, как тайну. Воплощение Христа и союз Христа с церковью символизируется брачным союзом (Ефес. 5:32), преображение святых во время Второго пришествия (1Кор. 15:51), разрушительная работа антихриста (2Фес. 2:7) и, особенно, приобщение язычников к царству Христа (Ефес. 3:16; Кол. 1:26, 27). Тайна, о которой пишет здесь Павел, есть намерение Божие ввести как Иудеев, так и язычников в Своё царство.
Павел всегда прибегает для подтверждения своих выводов к Писаниям Ветхого Завета, особенно, когда они могут показаться спорными. В данном случае он показывает, что как признание язычников, так и спасение лишь остатка Израиля было предсказано пророками.
В 27 стихе Павел берет мысли у Исаии и развивает их. В частности, он берет текст Ис.10:22-23. Я процитирую его:
В словах пророка Исаии отражается обетование, данное Аврааму (Быт. 22:17). Учение об остатке было важной частью всего учения пророка Исаии. Его он стал уже проповедовать с того момента, когда был послан Богом быть вестником для Израиля (Ис. 6:13), позднее в своих Писаниях он неоднократно говорит об остатке (гл. 1:9; 10:20-22; 11:11-16; 37:4, 31, 32; 46:3). По вдохновению Господа он даже назвал одного из своих сыновей Шеар-ясув (Ис. 7:3), что означает «остаток возвратится». Под этим возвращением подразумевалось не только возвращение из изгнания, но и обращение к Богу сильному (Ис. 10:21). Поэтому в выражении текста правильно отражается суть пророчества.
Павел заимствует слова у пророка Исаии для описания состояния Израиля, которое было в точности похоже на состояние Израиля того времени, когда жил пророк. И в том и в другом случае слова пророчества Ис. 1:9 подходят к мысли Павла.
Еврейский вариант Ис. 1:9 гласит «небольшой остаток». Перевод LXX так же, как и Павел изображает их как семя, от которого снова произойдёт народ. Смысл приведённых слов стиха в том, что если бы не остаток, то отвержение Израиля было бы настолько полным и окончательным, как и истребление Содома и Гоморры. Однако в течение столетий небольшой остаток оставался непорочным. Несмотря на процветающее неверие и отступничество, этот непоколебимый круг свидетелей оставался верным Богу и условиям заветов, данных Аврааму.
Выводы Павла заставляют нас задуматься над вопросом остатка. Сегодня христиан как песок морской на берегу моря. Но кто войдет в число остатка Божия? В Рим.9:27 говорится: «А Исаия провозглашает об Израиле: “хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется“». Нам сказано, что оставшихся будет не много, поэтому мы должны сделать твердым наше «звание и избрание», что означает: нам следует делать все возможное, чтобы быть частью этого Остатка. Но в таком случае, спасаемся ли мы верой (благодатью) или делами? Если мы — хорошие люди, но не наделены при этом благодатью Божьей, чего же нам удалось добиться? Когда Христос придет за Своим народом (остатком), на что Он будет смотреть? Приведу текст Писания:
«Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).
Прочитаем текст Писания:
Павел снова задается знакомым нам риторическим вопросом: «Что же скажем?», подготавливая читателей к выводу из сказанного им выше. Интересно отметить, что «язычников» (буквально (другие) «народы») апостол определяет, как тех, которые «не искали праведности», но получили ее – «праведность от веры».
Мы видим, что как иудеи, так и язычники собирались вместе на богослужение, однако, все возраставшее в дни третьего миссионерского путешествия Павла ожесточение евреев против Христа и преобладание в Церкви язычников явилось причиной того, что апостол, говоря о «язычниках», противопоставлял их Израилю.
А Израиль, искавший (буквально «искавший и ищущий») закона праведности, не достиг до закона праведности. Желающие достичь праведности по закону, должны были соблюдать все написанное в законе (Иак. 2:10). Но почему же Израиль не достиг такой праведности? – «Потому что искали не в вере, а в делах закона».
Евреи, при этом, не хотели понять, что они просто не в состоянии исполнить закон во всем и до конца, а потому нуждаются в прощении по вере. Некоторые из них упорно надеялись исполнить закон ценою собственных усилий. Ибо преткнулись (Рим. 11:11) о камень преткновения. Этим «Камнем преткновения» является Иисус Христос. Он, по мнению иудеев, был не тем, кого они ожидали, а потому они и отвергли Его, вместо того, чтобы принять Его верою. Желая показать, что Бог предвидел это, Павел цитирует из книги пророка Исаии (8:14 и 28:16; сравните Рим. 10:11); будучи объединены им, эти два места говорят о двух противоположных реакциях людей на Камень, положенный Богом в Сионе.
Порой легко бывает потерять веру и сосредоточиться на делах как возможности пройти процесс очищения или покаяния, потому что результат будет наглядным. С верой все сложнее. Нам труднее понять, спасает ли нас наша вера, так как она физически неосязаема. Я считаю, что для нас, верующих, дела и вера идут рука об руку, мы не можем полагаться на что-то одно и пренебрегать другим. Когда мы верим в то, что спасаемся благодатью, и держимся за это обетование, нас немедленно охватывает желание быть хорошими и поступать соответственно. Это естественный процесс, который не ограничивается словами: «Хорошо, с духовной стороной я разобрался, теперь посмотрим, что у нас с делами. Я потратил столько-то часов на это и такое-то количество времени на то».
Кроме того, есть люди, которых можно определить, как неверующих (хотя бы потому, что они не ходят к нам в дом молитвы). Их вера может отличаться от нашей, но в сердце живут искренность и доброта. Посмотрев на них и их поступки, мы поймем, о чем говорится в Рим.9:30-31: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры». Причина этих слов доступно объясняется в Рим.9:32: «Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения».
Итак, Божьи пути поистине загадочны, и мы не всегда понимаем причины Его поступков. Но так как Бог есть любовь, благодаря Его действиям мы обретаем мир. Как прекрасна благодать Божья! А самый главный план Его заключается в восстановлении отношений между Ним и человечеством. Это для нас весьма утешительные слова.
Толкование на Галатам 4:28
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Галатам 4:28 / Гал 4:28
Иоанн Златоуст (
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Что значит: «обетования»? Как его не природа родила, так и нас родила не природа, но благодать Божия. И еще: «а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4:26), — а это есть церковь, потому что «но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев» (Евр. 12:22−23).
Источник: Беседа о том, что никому не должно отчаиваться.
См. также Толкование на Гал. 4:24
Феофан Затворник (1815−1894)
Мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы
Сказав, что мы чада нового Иерусалима, потом привел пророчество, возвеселяющее мать, рождающую нас; теперь говорит, что мы чада по Исааку, то есть рождаемся так, как тот родился; как тот родился не по плоти, а по обетованию, действием силы Божией, так и мы рождаемся благодатным действием Святаго Духа. Не очевидно ли, что поставленное среди сих указаний пророчество не на другое что указывает, как на духовное рождение?
Святой Златоуст видит в сих словах именно образ духовного рождения христиан. Он говорит «святому Павлу и сего не довольно (пророческого указания); он показывает еще и то, каким образом неплоды стала материю, чтобы и отсюда показать близость образа к рассматриваемой истине. Почему и прибавляет: мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы. Ибо как Сарра сделалась материю не по природе, а по обетованию Божию; ибо Тот, Кто сказал: в сие время прииду, и будет Сарре сын (ср.: Быт 18:10, 14), Тот, Сам пришед, образовал в утробе Сарры младенца: так и в возрождении нашем ничего не принадлежит естеству; но Божественные слова, произносимые священником, сии самые слова в купели водной, как бы в утробе матерней, воссозидают и возрождают крещаемого».
Что касается до сочетания сих слов с предыдущими, то с сего стиха начинается у святого Апостола приложение указанного (стихи 22−23) события и предложенного (стихи 24−27) изъяснения таинственного его знаменования,— приложение, в котором, как замечено выше, показывается преимущество или преславность веры пред подзаконностию, для привлечения и склонения к ней воли Первая черта преславности есть духовное, сверхъестественное рождение чад веры. Почему оборот речи: мы же — можно понимать и как следствие: так, вот кто мы! — и как подведение под предыдущее толкование. Объяснил он, что Агарь, рождающая по плоти, есть образ Синайского завета, рабской подзаконности, качествующей ныне в Иерусалиме; а Сарра, рождающая по обетованию, есть образ нового, Евангельского, завета и полной духовной свободы, качествующей в новом Иерусалиме — Церкви Христовой. Теперь решает как бы вопрос: куда же мы должны принадлежать, клониться, льнуть? Туда, каковы мы по рождению. По рождению нашему в Церкви, которое всякий из вас принял делом и знает по опыту, Духа благодати сподобясь, мы никак не можем принадлежать к плотскому, рабскому, Агарину роду и, следовательно, рабствовать в подзаконности, как делается это в Иерусалиме, откуда пришли смутившие вас лжеучители. Мы чада по Исааку, Саррино потомство, рождаемое силою свыше, как Исаак. Следовательно, нечего нам в ту сторону и очи обращать, находясь в таком преславном положении и подлежа опасности потерять его, если склонимся туда.
Источник: Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Иероним Стридонский (
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Спрашивается: почему галатов, которых он назвал несмысленными (Гал. 3:1) и о которых говорил, что они начали духом, а окончили плотью (Гал. 3:3), теперь Павел называет чадами обетования по Исааку? Итак, мы говорим: апостол называл их чадами обетования по Исааку потому, что еще не вполне отчаялся в их спасении и полагал, что они снова обратятся к духу, которым начали, и будут сынами свободной (Гал. 4:23).
Источник: Комментарий на Послание к Галатам.
Феодорит Кирский (386/93−
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Ибо рождены мы не по естеству, но по благодати. Как Исаак произведен не законом естественным, но по слову обетования, так и нас породило обетование, данное Аврааму.
Источник: Толкования на послания святого Павла.
Феофилакт Болгарский (
Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне
Церковь, говорит он, будучи неплодна, подобно Сарре, не только стала многочадной, как та, но и родила таким же образом, как последняя. Как ее не природа, но обетование сделало матерью (ибо Тот, Который сказал: Я опять буду у тебя в это же время (Быт. 18:10), вошел в чрево и сотворил плод), так и у нас, как и выше сказано, божественные слова, произносимые при крещении, совершают новое творение. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: какая эта свобода, когда иудеи бичуют верующих, а те, которые думают быть свободными, подвергаются гонению? — он говорит, что и тогда так же было. Измаил гнал Исаака, но, тем не менее, это нисколько не помешало преследуемому быть законным сыном Авраама и господином преследуемого. Итак, из самого этого преследования нас иудеями открывается наше сходство с Исааком и родство с Авраамом.
Источник: Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Гал. 4:28
Свт. Иоанн Златоуст
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Что значит: «обетования»? Как его не природа родила, так и нас родила не природа, но благодать Божия. И еще: «а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал. 4:26), – а это есть церковь, потому что «но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев» (Евр. 12:22–23).
Беседа о том, что никому не должно отчаиваться.
См. также Толкование на Гал. 4:24
Свт. Феофан Затворник
Мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы
Сказав, что мы чада нового Иерусалима, потом привел пророчество, возвеселяющее мать, рождающую нас; теперь говорит, что мы чада по Исааку, то есть рождаемся так, как тот родился; как тот родился не по плоти, а по обетованию, действием силы Божией, так и мы рождаемся благодатным действием Святаго Духа. Не очевидно ли, что поставленное среди сих указаний пророчество не на другое что указывает, как на духовное рождение?
Святой Златоуст видит в сих словах именно образ духовного рождения христиан. Он говорит «святому Павлу и сего не довольно (пророческого указания); он показывает еще и то, каким образом неплоды стала материю, чтобы и отсюда показать близость образа к рассматриваемой истине. Почему и прибавляет: мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы. Ибо как Сарра сделалась материю не по природе, а по обетованию Божию; ибо Тот, Кто сказал: в сие время прииду, и будет Сарре сын (ср.: Быт 18:10, 14), Тот, Сам пришед, образовал в утробе Сарры младенца: так и в возрождении нашем ничего не принадлежит естеству; но Божественные слова, произносимые священником, сии самые слова в купели водной, как бы в утробе матерней, воссозидают и возрождают крещаемого».
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Блж. Иероним Стридонский
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Спрашивается: почему галатов, которых он назвал несмысленными (Гал. 3:1) и о которых говорил, что они начали духом, а окончили плотью (Гал. 3:3), теперь Павел называет чадами обетования по Исааку? Итак, мы говорим: апостол называл их чадами обетования по Исааку потому, что еще не вполне отчаялся в их спасении и полагал, что они снова обратятся к духу, которым начали, и будут сынами свободной (Гал. 4:23).
Комментарий на Послание к Галатам.
Блж. Феодорит Кирский
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Ибо рождены мы не по естеству, но по благодати. Как Исаак произведен не законом естественным, но по слову обетования, так и нас породило обетование, данное Аврааму.
Толкования на послания святого Павла.
Блж. Феофилакт Болгарский
Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне
Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.
Лопухин А.П.
Мы, братия, дети обетования по Исааку
Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан.
Толковая Библия.