девятаев кто такой подвиг
Михаил Девятаев
Биография
Легендарный советский летчик Михаил Девятаев, который участвовал в Великой Отечественной войне, прославился за счет дерзкого побега из-под носа немецких захватчиков. За выдающиеся подвиги его наградили орденом Героя Советского Союза.
Детство и юность
Михаил Петрович родился летом 1917 года в рабочем поселке Торбеево, который на тот момент входил в состав Тамбовской губернии. По национальности он мокшанин. Помимо него, в семье было еще 12 детей. Хотя жизнь была трудной, отец семейства Пётр Тимофеевич всю жизнь трудился, он был мастеровым человеком, работал на помещика. Мать Акулина Дмитриевна вела хозяйство и воспитывала детей.
Хотя в школе Михаил учился хорошо, проблемы возникали с поведением мальчика. Но в один момент его характер поменялся. Это произошло после встречи с летчиком, посетившим поселок на самолете. Увидев его, юноша спросил, как получить такую профессию. На что получил ответ, что нужно учиться, быть смелым, спортивным и здоровым.
Михаил Девятаев в молодости и зрелом возрасте
С того момента Девятаев все время посвящал спорту и учебе, а после 7-го класса отправился в Казань для поступления в авиационный техникум. Так в биографии юноши появилась история становления будущего летчика. Подавая заявление в училище, Михаил уже представлял, как начнет осваивать азы управления самолетом, однако из-за путаницы с бумагами, по ошибке, его зачислили в речной техникум, где он и остался. Но мечта парня не угасла, поэтому Девятаев записался в аэроклуб в Казани.
Иногда ему приходилось до ночи проводить время в моторном или самолетном классе клуба, а утром бежать на занятия в училище. А вскоре случился тот день, когда юноша впервые оказался в небе. Правда, первый полет происходил с инструктором, но это не уменьшило впечатлений Михаила.
Окончив речной техникум, Девятаев поступил в Оренбургское авиационное училище — это время он вспоминал как самую счастливую пору жизни. При обучении он не пропускал ни одного занятия, много читал и усердно тренировался. Когда учеба закончилась, детская мечта молодого человека сбылась, он стал военным летчиком-истребителем. В молодости ему приходилось служить сначала в Торжке, а позднее его перевели в Могилев.
Младший лейтенант Михаил Девятаев в начале войны
К началу войны из 12 детей семьи Девятаевых в живых осталось только 8, и все внесли вклад в защиту Родины. Четверо братьев Михаила погибли на фронте, остальные дети тоже ушли из жизни, не дожив до преклонных лет.
Военная служба
В ходе очередной военной операции на самолетах «Як-1» летчики перехватили противника, который собирался сбросить смертоносный груз на столицу. Однако мужчине не всегда так везло. Однажды он получил военное задание, при возвращении с которого в Москву подвергся атаке фашистских бомбардировщиков. Один «Юнкерс» противника все же был сбит, однако и самолет Девятаева пострадал. Пилоту удалось приземлиться, несмотря на ранение в левую ногу. Так Михаил Петрович попал в госпиталь, а позднее единодушным решением врачебной комиссии его определили в тихоходную авиацию.
Шлем и фотоальбом Михаила Девятаева
Некоторое время Девятаев работал в составе полка ночных бомбардировщиков, затем его перевели в санитарную авиацию. И только в 1944 году, после встречи с Александром Покрышкиным, он вернулся в отряд истребителей. После еще не раз поднимал свой самолет в воздух, находясь в звании старшего лейтенанта, в общей сложности Михаил Петрович сбил 9 самолетов врага.
В июле 1944 года судьба Девятаева оказалась в руках противника. Совершая очередной вылет, он сбил немецкий самолет на западе от украинского города Горохова — сам получил ранение, а его самолет загорелся. Ведущий летчика Владимир Бобров приказал тому покинуть воздушную машину с парашютом. Выполнив команду, летчик попал в плен.
Плен и побег
Оказавшись в руках фашистов, Девятаев был отправлен в разведотдел абвера, а позднее в Лодзинский лагерь пленников. Все время там прошло в издевательствах, пытках и голоде, поэтому, объединенные военнопленные летчики планировали побег, который, к слову, так не состоялся.
Аэрофотосъемка острова Узедом. Побег оттуда считался невозможным
Группа в составе 10 человек, в том числе Михаил Петрович, заприметили самолеты на рядом располагавшемся аэродроме Пнемюнде. Советский летчик взял пилотирование на себя.
После угона за пленными был отправлен бомбардировщик, получивший задание сбить одинокий «Хейнкель». И хотя за штурвал сел опытный летчик, уничтожить беглецов не удалось. А подлетая к линии фронта, самолет Девятаева подвергся атаке советских зенитных орудий.
Как и других пленных фашистской Германии, вернувшихся на территорию Советского Союза, Михаила Девятаева поместили в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД, а после завершения проверки отправили на службу в РККА.
Михаил Девятаев со школьниками в День знаний
Позднее знаменитый конструктор ракетно-космической промышленности Советского Союза Сергей Королев разыскал Михаила Петровича и вызвал на аэродром, с которого тот совершил угон самолета. На месте летчик показал ему, где изготовляли узлы ракет и откуда они стартовали. За предоставленную помощь и совершенный подвиг в 1957 году Девятаева наградили званием Героя СССР.
По окончании военных действий Михаил Петрович вернулся в Казань и начал развивать карьеру в речном судоходстве в Казанском порту. Уже имея диплом капитана судна, через несколько лет стал капитаном катера.
Личная жизнь
Несмотря на тяжелые военные и послевоенные годы, личная жизнь героя сложилась хорошо. Женой летчика стала Фаина Хайрулловна, которая родила супругу троих детей — двух сыновей и дочь. И хотя брак был крепким, женщина ревновала возлюбленного. Ведь когда он прославился на весь Советский Союз, ему часто писали женщины. Уже в преклонном возрасте супруг признавался, что свою жену не променял бы ни на одну другую красавицу.
В 1946 году женщина родила первого ребенка, которого назвали Алексеем. Для изучения он выбрал медицину, работал в глазной клинике врачом-анестезиологом, а позднее стал кандидатом медицинских наук. Через 5 лет родился его брат Александр, который тоже выбрал эту сферу. Отец то время работал в Казанском медицинском институте и также стал кандидатом медицинских наук.
Дочь Девятаевых родилась в 1957 году. Нэля не пошла по стопам братьев, ее талант открылся в другой области. Девушка окончила Казанскую консерваторию и в театральном училище преподавала музыку.
Михаил Девятаев с семьей
После войны Михаил Петрович написал книгу «Побег из ада», в которой описал наиболее яркие события пребывания в немецком лагере смерти, а также рассказал историю самого побега. На обложке книги размещено фото Девятаева, которое пересекает колючая проволока.
Смерть
До последних дней Михаил Девятаев жил в Казани и, несмотря на подорванное на войне здоровье, работал, пока позволяли силы. Летом 2002 года он даже приезжал на тот самый аэродром, с которого когда-то совершил побег. Там снимали документальный фильм о великом подвиге пленника.
В ноябре того же года Михаил Петрович умер, точная причина смерти неизвестна, вероятно, возраст (85 лет) и сопутствующие заболевания тому поспособствовали.
Памятная доска на доме Михаила Девятаева
В память о герое-летчике еще при жизни и после смерти сняли не один документальный фильм. Среди них «Догнать и уничтожить», «Не факт. Подвиг советского летчика» и другие.
Побег на секретном самолете, допросы и ревнивая жена: судьба Михаила Девятаева
Трудное детство и проблемы с законом
Михаил родился 8 июля 1917 года в Тамбовской губернии. Помимо него в семье было 12 братьев и сестер. Он был младшим. Михаил окончил 7 классов. Как-то в поселке приземлился самолет. Девятаева это настолько потрясло, что он решил во что бы то ни стало освоить профессию летчика. В 17 лет он собирал колосья пшеницы в поле. Парня заметили. Ему грозила тюрьма за хищение колхозной собственности. Он был вынужден бежать из дома.
Перепутали документы
Оказавшись в Казани, Михаил подал заявление в авиационное училище. Однако из-за путаницы с документами его зачислили в речной техникум. Парень окончил его, но от своей мечты не отказался. Он ходил в местный аэроклуб, а потом поступил в Чкаловское авиационное училище.
Потеря родных
Мальчики и девочки в многодетной семье страдали от недоедания, часто болели. К началу войны из 12 братьев и сестер Девятаева в живых остались только восемь. Четыре старших брата Михаила отправились на фронт. Все они погибли. Остальные дети тоже ушли из жизни, не дожив до преклонных лет. Так что из многодетной семьи остался только Михаил.
Война
Молодой человек попал в действующую армию в первый день войны. Уже через два дня он сбил свой первый бомбардировщик. За первые месяцы Великой Отечественной Девятаев уничтожил девять самолетов противника. Отважного летчика наградили орденом Красного Знамени. После ранения его перевели в санитарную авиацию. Только в мае 1944 года Михаил добился, чтобы его вновь определили в истребители.
13 июля 1944 года самолет Девятаева был подбит в районе Львова, над территорией врага. Михаил успел спрыгнуть с парашютом, но при падении ударился головой. В бессознательном состоянии он был пленен.
Дважды обманул смерть
Летчик попал в Лодзинский лагерь, откуда уже через месяц попытался сбежать. В итоге его объявили смертником и отправили в лагерь Заксенхаузен. Советский офицер-танкист, который числился при лагере парикмахером, помог ему избежать гибели. Он подменил нашивной номер на лагерной робе. Девятаев сменил статус смертника на статус штрафника и стал Степаном Григорьевичем Никитенко.
Побег
8 февраля 1945 года советский летчик и еще девять человек угнали немецкий бомбардировщик «Хейнкель». Фашисты выслали следом своего самого опытного пилота Гюнтера Хобома, но тот даже не смог обнаружить самолет с беглецами. В тот день Девятаеву повезло еще один раз. Их встретил воздушный ас Вальтер Даль. Он получил приказ уничтожить самолет. Однако тот возвращался с задания и у него не осталось ни одного снаряда.
Девятаев пролетел триста километров. На линии фронта ему пришлось посадить немецкий самолет из-за плотного обстрела советскими зенитными установками. Это произошло на территории Польши.
Бежавшие из ада: вся правда о подвиге Михаила Девятаева и его товарищей
В канун Дня Победы на широкие экраны вышел фильм о подвиге советского лётчика Михаила Девятаева и его товарищей, которые в 1945 году бежали из плена на немецком самолёте. Сам фильм комментировать не буду – считаю, что это очередная современная и неудачная экранизация событий военной эпохи, буквально напичканная всевозможными мифами…
Впрочем, будем справедливыми – и без кино этот подвиг был предельно мифологизирован. Началось всё в советское время, когда из бежавших сделали неких былинных богатырей, которым было всё по плечу – и обман опытной немецкой охраны, и умение утащить на захваченном немецком самолёте сверхсекретные данные о разработках реактивных ракет ФАУ-2. А потом наступило время иных мифов – якобы бежавшие пленные были встречены на советской стороне очень враждебно, их тут же отправили в лагеря на десять лет. И только после смерти тирана Сталина им вернули свободу и вручили награды…
Так что же на самом деле произошло тогда, в 1945 году? Попытаемся восстановить реальные факты…
Обыкновенная биография в необыкновенное время
Михаил Девятаев был опытным советским лётчиком-истребителем, родом из Пензенской губернии. В 1940 году в возрасте 23 лет окончил лётное военное училище. С началом войны Девятаев практически не выходил из боевых вылетов. В сентябре 1941 года его самолёт был сбит в бою, а сам Девятаев получил тяжёлое ранение. Лечился долго, а когда выздоровел, медкомиссия признала его непригодным к службе на истребителях. И пару военных лет Михаил служил в санитарной авиации, управляя самолётом У-2, прозванным в народе кукурузником. Всё это время он добивался возвращения в истребители. И в начале 1944 года его просьба была удовлетворена. Михаил попал в авиаполк, которым командовал знаменитый советский ас Александр Покрышкин. Всего за несколько месяцев службы в дивизии старший лейтенант Девятаев сбил девять вражеских самолётов.
Однако 13 июля 1944 года в районе города Броды (Львовская область) самолёт Михаила Девятаева попал в плотный зенитный огонь, машина загорелась… Лётчик выбросился с парашютом и, приземлившись, сразу же попал в руки немцев. Первоначально его заключили в концлагерь близ Кенигсберга. Согласно советским мифам, Девятаев оттуда пытался бежать, но его замыслы раскрыло гестапо. Якобы Девятаеву грозила смертная казнь, но лагерный парикмахер подменил номер Девятаева на чужой. Отныне он стал числиться как «пленный Никитенко, украинец». Под этим номером его перевели сначала в лагерь Заксенхаузен, а потом – в лагерь Карлсхаген, который находился на острове в Балтийском море…
Однако эта история вызывает сомнения, так как сохранилась учётная карточка Девятаева из лагеря Карлсхаген. В ней он чётко фигурирует под своим именем – Mikhail Dewjatajew, под номером 11 024. То есть немцы просто переводили Михаила из лагеря в лагерь под его родной фамилией чисто по своим бюрократическим соображениям, вне какой-либо связи с предполагаемым «побегом»…
Концлагерь Карлсхаген находился рядом с засекреченным полигоном Пенемюнде, где проводились испытания новейших образцов техники, включая реактивные ракеты ФАУ. Лагерей с названием Карлсхаген было два. В одном трудились специально отобранные пленные инженеры-специалисты – они как раз работали над ФАУ. А другой находился в ведении германской военной авиации люфтваффе – его заключённые использовались для аэродромных работ. Девятаев находился во втором лагере, поэтому ни к каким секретам ФАУ он доступа просто не имел.
Тем не менее Михаил не собирался безропотно и покорно трудиться на немцев. С самого начала он стал готовиться к побегу. Для чего и сколотил группу товарищей по плену. Всего их было десять: сам Девятаев, Иван Кривоногов, Иван Олейник, Владимир Немченко, Фёдор Адамов, Владимир Соколов, Михаил Емец, Трофим Сердюков, Николай Урбанович и Пётр Кутергин. Семеро из них были пленными рядовыми красноармейцами, а Михаил Девятаев, Михаил Емец и Иван Кривоногов – советскими командирами. Особо выделялся младший лейтенант Кривоногов…
Сильные духом
Иван Павлович Кривоногов – наш земляк. Родился в 1916 году в деревне Коринка Семёновского уезда. В 1937 году призван в Красную армию, служил в Киевском военном округе. Во время службы окончил курсы младших лейтенантов, участвовал в советско-финской войне, а в начале 1941 года переведён в укреплённый район рядом с городом Перемышль (Западная Украина). Кандидат в члены ВКП(б).
В канун войны Ивана Кривоногова назначили командиром взвода 21-й отдельной пулемётной роты, занимавшей доты вдоль пограничной реки Сан. Взвод Кривоногова принял бой в 4 часа утра 22 июня 1941 года. Целых две недели, находясь в полном окружении, бойцы Кривоногова отбивали одну вражескую атаку за другой. Позднее, уже в 50-е годы, Иван Павлович отмечал в одном из своих писем:
В живых остались только сам лейтенант и сержант Молотков. Они сумели вырваться из окружения, но поскольку были ранены, а Кривоногов ещё и сильно обожжён, далеко уйти им не удалось. В одном из украинских сёл наших бойцов захватили националисты-бандеровцы и передали их немцам. В плену товарищей разлучили (к счастью, оба в итоге выжили)…
Иван Кривоногов прошёл все круги ада в самых разных концлагерях Польши и Германии – не раз пытался бежать, но неудачно, сидел в гестаповских тюрьмах, ему грозил смертный приговор за непокорный характер (убил лагерного полицейского, издевавшегося над заключёнными)… В конце 1944 года оказался в лагере Карлсхаген, где и познакомился с Девятаевым.
Иван Кривоногов стал правой рукой лётчика в организации побега – именно он и собрал группу беглецов, которых отбирал лично и очень осторожно. Выбор оказался на редкость удачным, так как все отобранные были неблагонадёжными штрафниками в глазах немцев, потому что имели склонность к неповиновению и к побегам…
Сначала они хотели бежать на лодке через море, но потом решили воспользоваться немецким самолётом He-111. Побег произошёл 8 февраля 1945 года. Скорее всего, удачным он стал потому, что в тот момент охрана была не такой профессиональной, как потом рисовала советская пропаганда – якобы там служили матёрые эсэсовцы, натасканные на любое пресечение побегов. По словам военного историка Евгения Антонюка:
«В конце войны немцы испытывали страшную нехватку личного состава, все, кто умел держать ружьё, были отправлены на фронт, и охраной Карлсхагена занимались преимущественно части ландесшютцена. Это что-то вроде территориального ополчения, набранного из негодных для полноценной армейской службы мужчин… В день побега десятерых беглецов вообще охранял всего один конвоир».
Вот этого конвоира и ударил по голове железной палкой Иван Кривоногов, выведя того из строя. Обратной дороги уже не было, и беглецы быстро загрузились в самолёт. Хоть взлететь удалось и не с первого раза, но всё же самолёт поднялся в воздух… Немцы спохватились слишком поздно, и организованная погоня результатов не дала…
Понять и простить
8 февраля около 15 часов угнанный немецкий бомбардировщик приземлился в расположении 61-й советской армии. На подлёте его обстреляли советские зенитки, машина получила пробоины, и по этой причине её пришлось сажать в чистом поле…
В общем-то, военное командование встретило беглецов радушно – их как следует накормили и отправили отдыхать. А He-111 внимательно осмотрели специалисты. Вопреки поздним рассказам, что самолёт якобы был напичкан некой суперсекретной аппаратурой, чуть ли не раскрывшей секреты производства ФАУ, на самом деле ничего такого наши спецы не нашли – то был обычный немецкий бомбардировщик.
А вот далее пошли жёсткие проверки беглецов со стороны контрразведки СМЕРШ. Конечно, сегодня легко рассуждать о том, что советская власть отнеслась к беглецам несправедливо и предвзято. Но в условиях того страшного времени всё выглядело совсем иначе. Прежде всего, контрразведка исходила из того, что в годы войны немцы массово забрасывали свою агентуру в наши тылы, и эти агенты в большинстве своём были именно из числа наших пленных. Это было суровым фактом, не считаться с которым было просто невозможно и даже преступно.
Да и сам перелёт выглядел настолько необычно, что поневоле могло возникнуть подозрение о том, что враг разыграл какую-то хитроумную шпионскую комбинацию. Полковник СМЕРШа Мандральский, который вёл расследование, писал в своём отчёте: «Допросы задержанных ведём в направлении изобличения их принадлежности к разведывательным органам противника».
Не исключалось и другое обстоятельство. К концу войны поражение Германии было очевидным даже для самых отъявленных нацистских фанатиков. В 1945 году от немцев массово бежали многие из их пособников, выдавая себя за узников концлагерей. Так, к итальянским партизанам однажды ушла целая группа таких «узников». И только после войны выяснилось, что это были переодетые украинские эсэсовцы, охранявшие нацистские лагеря смерти Собибор, Майданек, Бухенвальд, Освенцим – на их руках была кровь тысяч невинных людей… Так что беглецов Девятаева вполне могли подозревать и в такой маскировке.
Впрочем, проверку все они прошли благополучно. Почти все беглецы пополнили ряды Красной армии, только Девятаева, Кривоногова и Емеца, как офицеров, проверяли ещё дополнительно. Парадокс, но, наверное, эта допроверка и спасла им жизнь – все их товарищи, кроме Фёдора Адамова, погибли в последних боях с фашистами. В ноябре 1945 года проверки были закончены, всех троих восстановили в воинских званиях, после чего уволили из армии – война к тому времени уже победно закончилась… Так что, вопреки разного рода постперестроечным антисоветским мифам, никого из участников побега не осудили и в сталинские лагеря не отправили.
Правда, официальное признание их подвига пришло только спустя десять лет после войны. Думаю, что причина не только в том, что при Сталине к бывшим пленным власти относились с определённым недоверием – к сожалению, было и такое. Но была ещё одна важная причина, о которой сегодня не очень любят говорить. Страна потеряла миллионы жизней (чуть ли не каждая семья понесла такую потерю), поэтому всё наше общество испытывало самый настоящий посттравматический шок, который очень трудно понять ныне живущим. Отсюда не только массовая людская боль, но и массовое недоверие. Особенно к бывшим пленным, которые, по мнению как воевавших солдат, так и потерявших своих близких людей, якобы трусливо сдались немцам и отсиделись всю войну у них в тылу. Об этом мне лично и с большой горечью рассказывали сами бывшие пленные, которые в первые послевоенные годы старались не афишировать этот факт своей жизни. Кстати, зла за это на людей они никогда не держали – надо было просто пережить, говорили они мне.
В общем, требовалось время, чтобы общество душевно излечилось от войны и начало трезво её оценивать. Что, собственно, и произошло в 50-е годы, когда в Советском Союзе, наконец, высоко оценили подвиг группы Девятаева (да и не только её). Михаил Девятаев получил высокое звание Героя Советского Союза, другие – ордена и медали (наш земляк, нижегородец Иван Кривоногов, был восстановлен в партии и награждён орденом Отечественной войны первой степени). Так что Родина по достоинству воздала своим верным солдатам!
Подвиг лётчика Девятаева
Михаил Девятаев, тринадцатый крестьянский сын, родился в Мордовии – окончил семь классов, а потом Казанский речной техникум (здесь-то его и «перекрестили»). Во время учёбы он ходил в аэроклуб – потому, после призыва в армию попал в Чкаловскую военно-авиационную школу. Войну начал 22 июня 1941-го – а уже 24-го сбил под Минском «Юнкерс», и удостоился ордена Красного Знамени. Вскоре лётчик был ранен, и продолжал службу в тихоходной авиации – однако в мае 1944-г, благодаря Покрышкину, вернулся в истребители…
…К сожалению, продлилось это недолго – уже 13 июля под Львовом Девятаев был подбит, выбросился с парашютом, и попал в плен. Его отправили в лагерь – ровно через месяц, 13 августа, лётчик пытается бежать – его ловят и переводят в зловещий Заксенхаузен. Вероятно, этот лагерь смерти стал бы для Девятаева последней строчкой в биографии – но некий сочувствующий лагерный парикмахер меняет ему нашивку… таким образом «смертник» Девятаев действительно исчезает – и появляется «штрафник» Никитенко…
Под этим именем он вскоре и попадёт на германский остров Узедом – в лагерь Пенемюнде. По словам самого Девятаева, мысль о побеге на самолёте возникла у него практически сразу – однако некоторое время ушло на сбор команды. (Надо сказать, тут старшему лейтенанту сильно повезло – он пытался завербовать доброжелательного с виду немца-зенитчика – тот отказался; перед самым побегом откололся и один из участников группы… так что многие в лагере знали или подозревали о плане – но никто не выдал заговорщиков!)
Лётный персонал был на обеде – и бесстрашной десятке удалось без проблем проникнуть в бомбардировщик «Хейнкель». Проблемы начались потом – сначала выяснилось, что на самолёте нет аккумуляторов (их оперативно нашли где-то поблизости); затем Девятаеву никак не удавалось взлететь! Самолёт пробежался по полосе – но штурвал не желал подниматься! Лётчик развернул машину и погнал её обратно – распугивая выбежавших полюбопытствовать немцев – в процессе нового захода, выяснилось, что руль находится в посадочном режиме; его отжали насильно – и «Хейнкель» взлетел! По воспоминаниям Девятаева, вся операция заняла двадцать одну минуту.
С этого момента нашим и вовсе сопутствовала удача – во всяком случае, посланный на перехват ас Хобих попросту не нашёл (с ним Девятаев встретится в Пенемюнде незадолго до смерти, в 2002-м); другой ас, Даль, возвращался с задания без боеприпасов, и смог только проводить угнанный самолёт тоскливым взором. Зато не подкачали советские зенитчики – при подлёте к линии фронта «Хейнкель» встретят точным огнём; он загорится, и совершит жёсткую посадку. Весь «экипаж» снова окажется в плену…
Некоторые источники утверждают, что Девятаев надолго загремел в лагеря – но всё было иначе… Правда, сам он вспоминал проверку, как «длительную и унизительную» – но именно на этих двухмесячных допросах лётчик укажет точные координаты установок «Фау», и в считанные дни их благополучно разбомбят. Что касается его товарищей, то они все вернутся на фронт – а вот с него, к сожалению, только один…
В сентябре на Пенемюнде будут уже наши, и Девятаева привезут на встречу с полковником Сергеевым (то есть – Королёвым). Впоследствии он демобилизуется – и вернётся к первой профессии; именно капитан Казанского речного порта Михаил Девятаев первым начнёт водить легендарные суда на подводных крыльях: «Ракету» и «Метеор». В 1957 году ему (как говорят, с подачи Королёва) присвоили Героя Советского Союза…
PS: …Не совсем понятно, почему Главный конструктор так промедлил – конечно, мы не знаем, чем они с Девятаевым занимались на острове, но факт остаётся фактом: наша первая ракета – точная копия «Фау». Добавим: угнанный «Хейнкель» был не просто самолётом – на нём находилась секретнейшая радиоаппаратура по сопровождению этих самых «Фау»! К сожалению, Михаил Девятаев так и не рассказал, насколько осознанным был выбор (ведь беглецы поначалу чуть не сели в стоявший неподалёку «Юнкерс». ) Впрочем, это – совсем другая история.