дизайн предметно пространственной среды что это такое

Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям

дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть фото дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть картинку дизайн предметно пространственной среды что это такое. Картинка про дизайн предметно пространственной среды что это такое. Фото дизайн предметно пространственной среды что это такое Ирина Забелина
Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника.Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

Предметно-пространственная развивающая средав детском саду должна:

• иметь привлекательный вид;

• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

• положительно влиять на эмоциональное состояние;

• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть.В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

• Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

• На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям с учетом

1) Социально-коммуникативное развитие:

2) Познавательное развитие:

— Центр сенсорного развития

— Центр конструктивной деятельности

— Центр математического развития

3) Речевое развитие:

— Центр «Говори правильно»

4) Художественно-эстетическое развитие:

— Центр музыкальной деятельности

— Центр театрализованной деятельности

5) Физическое развитие:

— Центр физического развития

Рассмотрим подробнее оборудование и значение некоторых зон.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

Примерное оснащение театрального уголка группы:

1.Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф.

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок.

4.Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, теневой театр, тростевые куклы,

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей.

В музыкальных уголках должны находиться:

— Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

— Музыкально дидактические игры:

— Всевозможные картинки: книжки-малютки «Мы поем», музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года», иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Что мы помещаем в книжный уголок?

— Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей младшего возраста обязательно подбирать книги в 2—3-х экземплярах: это поможет избежать конфликтных ситуаций.

— Познавательная и детская энциклопедическая литература.

— Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.

— Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе.

— Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.

— Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.

— Слайды, диски с детскими сказками.

— Наборы открыток (тематические, сюжетные).

— Настольно-печатные, речевые игры.

— Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.

— Атрибуты для сюжетно-ролевой игры

Исходя из требований ФГОС,отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:

— содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

— гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов;

— вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

— периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Теоретический материал физкультурного уголка.

— картотека подвижных игр;

— картотека малоподвижных игр;

— картотека утренних гимнастик;

— иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

— символика и материалы по истории Олимпийского движения;

В старших группах к данному материалу добавляется:

-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы);

Практический игровой материал и оборудование:

— материал для подвижных игр;

— дидактические игры о спорте;

— пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

— коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.

— пособия для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, ленты с кольцами.

— пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей,метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты,которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

— осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;

— зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;

— весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Кроме этого,в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

— Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

— Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

— Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

— Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

— Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

— Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

— Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие

Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным и является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть фото дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть картинку дизайн предметно пространственной среды что это такое. Картинка про дизайн предметно пространственной среды что это такое. Фото дизайн предметно пространственной среды что это такоеОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть фото дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть картинку дизайн предметно пространственной среды что это такое. Картинка про дизайн предметно пространственной среды что это такое. Фото дизайн предметно пространственной среды что это такоеОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть фото дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть картинку дизайн предметно пространственной среды что это такое. Картинка про дизайн предметно пространственной среды что это такое. Фото дизайн предметно пространственной среды что это такоеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть фото дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть картинку дизайн предметно пространственной среды что это такое. Картинка про дизайн предметно пространственной среды что это такое. Фото дизайн предметно пространственной среды что это такоеОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть фото дизайн предметно пространственной среды что это такое. Смотреть картинку дизайн предметно пространственной среды что это такое. Картинка про дизайн предметно пространственной среды что это такое. Фото дизайн предметно пространственной среды что это такоеПроект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Источник

Иностранному абитуриенту

Все, что необходимо знать о поступлении в БГУ

Специальности БГУ

Выбирайте факультет и специальность (бакалавриат)

Магистерские программы

Обновленный перечень специальностей магистратуры

Стоимость обучения

Для иностранных граждан

Специальности БГУ
Выбирайте факультет и специальность (бакалавриат)

Магистерские программы
Обновленный перечень специальностей магистратуры

Дизайн (предметно-пространственной среды)

Высшее образование I ступени (бакалавриат)

Код специальности по классификатору Республики Беларусь1-19 01 01-04Название специальности

Дизайн

Дизайн (предметно-пространственной среды)

Принципом подготовки студентов по специальности «Дизайн» является сочетание профессионального тренинга в области современных визуальных стратегий, компьютерного моделирования, дизайн-проектирования с развитием креативного видения и средового воображения, использованием актуальных проектных стратегий мирового дизайна и виртуальных технологий. Соединение классических и современных проектных стратегий, отечественной и мировой художественных и дизайнерских практик.

Студенты изучают современный мировой дизайн и креативные индустрии, технологии и конструкции (дерево, металл, стекло, синтетические материалы, нано-материалы и др.), теорию и историю мирового и белорусского искусства и дизайна, дизайн-проектирование и современное формообразование. На старших курсах студенты профилизируются в дизайне интерьера и городской среды, эксподизайне, арт-дизайне. Регулярно проводятся лекции и мастер-классы с приглашенными зарубежными специалистами.

Студенты проходят практику в ведущих проектных институтах, дизайнерских мастерских, салонах мебели и дизайна. В тематике курсовых и дипломных проектов отражены как образно-футурологические темы, связанные с моделированием среды будущего и новых концептов дизайна, так и «реальные» темы — проектирование городской среды, интерьеров индивидуальных жилых домов и апартаментов, офисных пространств, визуально-графических коммуникаций в среде, дизайнерских арт-объектов. Обучение проходит в здании позднего конструктивизма 1930-х годов в центре Минска.

Полное среднее образование.

Владение языком обучения (определяется по итогу собеседования, на котором определяется, знает ли абитуриент язык на уровне, достаточном для усвоения программы обучения).

Способность к креативному мышлению, элементарные навыки владения графикой ( дополнительное собеседование по «Творчеству», где абитуриент показывает свою творческую работу).

Обучение проводится в период с 1 сентября по 30 июня.

Зимой, между семестрами предусмотрены 2 недели каникул.

В 9 семестре студенты сдают государственный экзамен по Теории, истории и методологии дизайна, Теории и восприятию эргономики, Конструированию.

В процессе учебы студенты проходят следующую практику: учебную, производственную, преддипломную. Практики как правило проводят на предприятиях, учебных центрах, школах или музеях.

Обучение проводится в две смены.

Выпускники успешно работают в дизайн-студиях, проектных институтах, технологических центрах, архиетектурно-дизайнерских компаниях, салонах дизайна и моды, образовательных учреждениях и т.д. Направлениями профессиональной деятельности дипломированного специалиста являются:

Olga Ramanava, Degriffstock, Marceille:

— Учиться было сложно. До сих пор я иногда вижу во сне, будто что-то не успеваю сделать к просмотру, и просыпаюсь в холодном поту. Но все же, вспоминая студенческие годы, я благодарна нашим профессорам и их высокому профессионализму. Учёба в университете укрепила во мне тягу к самосовершенствованию. Оглядываясь назад, понимаю, что многие профессиональные качества, за которые меня ценит сегодня работодатель, были отшлифованы именно во время получения высшего образования в стенах моей альма-матер. Сейчас работаю ключевым графическим и веб-дизайнером в крупной коммерческой компании на юге Франции. Также параллельно работаю как дизайнер и художник-фотограф с частными клиентами и организациями.

Источник

Тема:4 Особенности дизайна предметно-пространственной среды

План лекции

2. Смена научных, философских, культурных парадигм.

3. Структурная единица проектирования.

Содержание лекции

Теория дизайна делит неохватный мир «большого дизайна» на несколько «малых дизайнов», специализирующихся в одной сфере.

В современной дизайнерской деятельности всё большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который разделяют на дизайн интерьеров и внешней архитектурной среды.

Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудо­вание общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание дизайнер уделяет отделочным материалам, которые во многом определяют внешний вид интерьера, его образ. Зачастую здесь используются цен­ные породы древесины, натуральный камень и другие[4, с.8-9].

Смена научных, философских, культурных парадигм, естественно, приводит к смене парадигм проектных. Дизайнер предметно-пространственной среды, проникшийся «средовым» подходом, несколько иначе воспринимает подлежащую его профессиональному воздействию окружающую реальность, он по-иному видит внутренний мир своего адресата, собственные задачи, акцентирует внимание на несколько иных проблемах. В его творческом воображении возникает не столько идеально спроектированная вещь или комплекс вещей, сколько некое «средовое состояние», та атмосфера, которую ему следует создать, используя свои профессиональные средства.

В провоцировании такого состояния, в созидании атмосферы задействуются не только материальные объекты, имеющие форму, цвет, фактуру и т. п., но и такие формирующие компоненты среды, как, например, температура и освещение, соположение в пространстве объёмов различной конфигурации, включаются закодированные в объектах и формах символические значения, влияющие на их восприятие, и пр.

Но и такого расширения палитры проектировщику предметно-пространственной среды ещё недостаточно. Следовательно, в этом случае продукт дизайна обязан быть не только адресным и востребованным своим адресатом (как и при традиционном проектировании отдельных вещей), но он должен изначально включать в себя этого «субъекта» со всем его внутренним миром и всеми его природными склонностями в качестве неотъемлемой части объекта проектирования. Это означает, что в своей работе дизайнер должен учитывать и прогнозировать не только сознательные и бессознательные ожидания адресата, но и его будущую активную осваивающую и преобразовательную деятельность в проектируемой среде.

Последняя особенность определяет принципиальную позицию средового дизайнера, резко отличающуюся от позиции проектировщиков эпохи становления известных дизайнерских школ. Такой специалист не разделяет претензий на полное, целостное решение проблемы «на чистом месте», ему, как уже говорилось, чужды идеи тотального проектирования, претендующего на системный охват всех сторон жизни. В противовес этому, для него актуальны идеи «включенного» проектирования, когда за основу окончательного решения берётся уже сложившееся состояние объекта, а его проектная трансформация строится на переосмысле­нии уже существующих параметров среды, на деликатной корректировке их путём внесения минимальных, но точно направленных изменений. В процессе такой скрупулёзной работы средовое проектирование впитывает критику со стороны экологии, антропоэкологии. учитывает сознательные и бессознательные ожидания средового субъекта, исторические особенности, местные традиции и т. п.

Источник

Особенности дизайн-проектирования внутренней предметно-пространственной среды общественных зданий

Дизайн внутренних архитектурных пространств, особенности его формирования, используемые методы и инструментарий, принципы формирования. Специфика общественных интерьеров, эстетические и функциональные требования. Освещение и выставочная деятельность.

Особенности дизайн-проектирования внутренней предметно-пространственной среды общественных зданий

дизайн архитектурный помещение общественный

Суть возникшей в настоящее время проблемы заключается в том, что предметная среда, формируясь в момент строительства здания, со временем видоизменяется, часто стихийно, утрачивая единство эстетического восприятия. Предметное окружение со временем перестает удовлетворять современным требованиям и возложенному на него функциональному назначению.

Опасность безликости многочисленных образцов стандартизированной архитектуры, несет повторяющееся однообразие форм, равнодушно заполняющих пространство, окружающее человека. В этой тенденции пространства, где целое теряет свой образ, а предмет теряет свою индивидуальность, важна активность эстетического подхода. Решение обозначенной проблемы возможно только через комплексный, системный поход к дизайну сложившейся пространственной среды.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости выявления тенденций и закономерностей организации современного общественного интерьера для учебного заведения художественного профиля, а также изучение методов, указывающих целесообразные пути решения дизайнерских задач в области эстетизации сложившихся пространств.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть определение предметно-пространственной среды в дизайне;

— изучить особенности дизайна внутренних архитектурных пространств;

— изучить типологию интерьерных пространств;

— рассмотреть особенности общественных интерьеров;

— выявить основные требования к естественному и искусственному освещению в учебных заведениях.

— особенности выставочной деятельности;

— типологию пространств в экспозиции;

— особенности пространственного членения экспозиции;

— виды конструкций оборудования для экспозиции;

— роль света в выставочной деятельности.

1. Определение предметно-пространственной среды в дизайне

— моральной амортизацией сложившихся даже недавно предметных систем и комплексов [4].

Глубокую связь между внешне разнородными предметами можно встретить в сфере личной жизни человека. Кроме фабричной мебели и книг, на полках есть еще фотографии близких людей, разрозненные унаследованные или же приобретенные вещи. Все зависит от личности хозяина, его индивидуальности, культуры, характера увлечений, вообще, от его внутреннего содержания. Если человек бессодержателен, безлик, то он и создает безликое, «размытое» вещное окружение, которое будет свидетельствовать об этом красноречивее всяких слов.

Гармоническая среда характеризуется не только ансамблем предметов (мебели или станков, садовых скамей или детских аттракционов), но и организацией объединяющего все это пространства.

Пространство может быть внутри помещения, а может быть и под открытым небом, и тогда его соответственно называют открытым пространством.

На основе своего личного опыта человек умеет оценивать и сопоставлять с собой пространство, и для этого ему вовсе не обязательно обходить его, осязая его границы в буквальном смысле этого слова.

Люди очень чутки к размерам пространства, оно влияет на их психологическое состояние. Непосредственно окружающее их микропространство подсознательно ощущается всегда как «свое». Поэтому человек так болезненно реагирует на неожиданное вторжение в это пространство даже безобидного насекомого. В некоторых случаях тесное, закрытое пространство (кабина телефона-автомата, например) вполне устраивает человека. Эта стесненность соответствует его психологическому состоянию в момент, когда он общается с собеседником, ведя с ним интимный разговор.

При разных склонностях людей, разнице в их предпочтениях и вкусах существуют и усредненные величины и нормы. Так, человека обычно удовлетворяет площадь порядка 9 кв. м., и он чувствует себя в ней естественно. Если помещение, больше 50 кв. м., то человек его уже не воспринимает целиком, и оно зрительно распадается на отдельные фрагменты.

Если предмет удален не далее чем на 30 метров, то он еще находится в сфере непосредственного восприятия человека. Поэтому городок с таким порядком величин кажется уютным.

Пространство имеет много самых различных характеристик: оно может быть длинным и коротким, высоким и низким, широким и узким и т.д. Пространство может быть замкнутым (ограниченным стенами, потолком), может быть замкнутым не полностью, как лоджия дома, например.

Между родом деятельности, связанным с ним психологическим настроем, с одной стороны, и формой пространства с другой, есть определенная связь.

Близость объекта вызывает напряжение органов зрения и соответствующее нервно-психическое состояние человека. Поэтому, находясь в замкнутом пространстве, человек по-разному относится к удаленным или, наоборот, близким от него предметам или плоскостям. Удлиненная форма помещения получает направленность вдоль своей продольной оси. Считается, что при соотношении сторон меньше чем 1:2, пространство статично (рисунок 1). Когда же это соотношение больше чем 1:2, то пространство побуждает к передвижению вдоль помещения (рисунок 2).

С другой стороны, состояние человека обусловлено той или иной работой, которой он занят. Если он пишет, считает, рукодельничает, занимая при этом определенное место, в этой ситуации статическое пространство будет соответствовать его психическому состоянию: человек нуждается в прочной ориентации в пространстве, ощущая его размеры, расстояние от его границ и свое положение в этом пространстве. Ему хочется находиться как бы в четкой системе координат, хорошо чувствуя невидимые, находящиеся за его спиной предметы, расстояние до них. Ощущение стабильности усиливается криволинейными, выгнутыми очертаниями предметов сзади сидящего, а также близостью к стене.

Занимаясь статичной работой (письмом или тем же рукоделием) и находясь при этом в вытянутом, побуждающем к движению помещении, человек будет испытывать на себе противоречие между формой пространства и родом своей деятельности, а в связи с этим и со своим состоянием. Это рождает чувство неудовлетворенности, дискомфортности.

Связь формы предмета и формы пространства можно проследить более или менее зримо и в жилом интерьере, и в городском парке.

Таким образом, создание гармонически слаженной предметной среды соединяет в себе две задачи: создание ансамбля предметов (мебели и станков, садовых скамей) и осмысление самого пространства (цеха, комнаты, парка) [5].

2. Дизайн внутренних архитектурных пространств

Таким образом, само по себе деление на интерьер архитектурного объекта и внешнее пространство достаточно условно. Даже в традиционных архитектурных объектах интерьер не обязательно замыкается в оболочке здания, он может прорываться наружу, захватывая примыкающие к зданию пространства, или, наоборот, запускать внешнюю среду внутрь здания, визуально объединяя интерьер с окружающей здание природной или городской средой. Гармоничный пример взаимодействия архитектурного пространства с окружающей его природой отображен на рисунке 3. Также примерами первых могут служить музейные или выставочные комплексы, экспозиция в которых существует как внутри здания, так и вне его, торговые объекты, рестораны. В качестве примеров проникновения внешней среды в интерьер можно назвать атриумы, зимние сады. Существует особая категория пространств, служащих пограничными, между внутренней и внешней средой: входные зоны, террасы, лоджии и т.д. [5].

Основой для объемных решений зданий и комплексов художественных вузов являются прямоугольные объемы (наиболее традиционный вариант); внутренний двор-атриум (или центральный открытый двор); освобожденное пространство земли и прямоугольные объемы, поднятые на опорах; отдельные объемы, соединенные между собой различными переходами (открытыми и остекленными); сложные архитектурные формы с интеграцией различных криволинейных объемов; транспортные коммуникации, определяющие развитие композиционных осей комплекса. С точки зрения компоновочной организации зданий и комплексов творческих вузов можно выделить три основные группы: компактные решения, блочно-павильонные решения, адаптивные компоновочные решения.

В структуре творческого вуза все большую роль занимают социально-ориентированные зоны различного назначения: учебная зона первокурсников; зона отдыха (рисунок 4); индивидуальные комнаты для персональной работы дипломников (оснащенные зоной отдыха, кухней, душевой); комнаты для рецензентов; торговые зоны для студентов и сотрудников (с отдельными входами). Административная зона (рисунок 5) зачастую изолирована и может быть вынесена в отдельное здание со своим входом, соединенное с учебным блоком.

Бережно хранимые академические приемы и методические основы профессионального воспитания и обучения художников сегодня способствуют созданию стабильной и многогранной творческой обстановки в вузах, являются залогом успешной подготовки будущих мастеров.

3. Типология интерьерных пространств

Между внутренним и внешним пространством здания существует размытая грань. Большая часть активных процессов жизнедеятельности человека происходит во внутренних помещениях. Именно их поверхности и предметное наполнение наиболее тесно взаимодействуют с человеком, содержание этих процессов определяет структуру интерьерных пространств. Как следствие, типология этих пространств определяется, в первую очередь, их функциональным назначением.

Процессы жизнедеятельности человека, как общественного существа можно условно поделить на три основные группы:

Помещения, предназначенные для протекания в них производственных процессов (человеческой деятельности), сущностью которых является преобразование исходного материала в определенный конечный продукт, классифицируются в зависимости от характера этой деятельности на собственно промышленные, а также предназначенные для научной, проектно-технической, административной и художественной деятельности.

По степени участия человека в производственном процессе выделяются три характерных вида труда.

В первом случае в производстве используются физические возможности человека, часто усиливаемые посредством соответствующих орудий труда. Подобное производство отличается большим количеством занятых в нем работников, что должно учитываться при проектировании интерьера: в организации рабочих мест и доступа к ним, в решении естественного и искусственного освещения и т.д.

Переработка первичного товарного сырья в изделия (металлообработка, машиностроение, легкая промышленность, точное приборостроение и радиоэлектронная промышленность, пищевое производство, стройиндустрия и т.д.). В производстве этого типа используется преимущественно станочное оборудование. Среда такого производства менее агрессивна, чем при первичной обработке материала, однако и здесь проблемы снижения вредных воздействий на человека вполне актуальны. Рабочее место человека на таком производстве более фиксировано в пространстве, что позволяет лучше решать его защиту, освещение, отвод вредных выделений и т.д.

Специфичны интерьеры помещений для научно-исследовательской и проектной деятельности.

Научная деятельность делится на две взаимосвязанных формы: теоретические и экспериментальные исследования. Теоретический процесс традиционно требовал помещений кабинетного типа, основным отличием которых, помимо наличия рабочих мест, являлась потребность в большом количестве стеллажей для специальной литературы; при этом часть работы все равно проходила в библиотеках и прочих информационных центрах (рисунок 8). Развитие информатики и компьютеризация радикально меняют характер помещений для теоретической научной деятельности человека, связывая отдельные рабочие места, помещения и даже отдельные здания едиными компьютерными сетями и облегчая этим доступ к информации.

Менее жестки требования административных помещений также к естественному освещению, зато больше внимания здесь необходимо уделять проблемам шумопоглощения и изоляции, а также кондиционирования воздуха.

По схожести условий проведения процессы общественного обслуживания можно сгруппировать в несколько основных видов: зрелище, обучение (рисунок 10), питание, торговля, экспозиция, рекреация (рисунок 11).

4. Особенности общественных интерьеров

Предназначение интерьера общественных зданий (театра, библиотеки и т.д.) диктует выбор своеобразных архитектурно-художественных, конструктивных и декоративных средств построения интерьерного пространства.

Ведь проект здания, предназначенного для занятий спортом, например, существенно отличается от строения, где проходят театральные представления или совершаются торговые операции. Уникальность порождает трудность проектирования и строительства, обязывает дизайнера искать выразительный образ каждого такого сооружения. С другой стороны, возведение общественных зданий по типовым проектам заставляет разнообразить внутреннюю отделку, использовать детали индивидуального исполнения, присущие региональным особенностям, национальным традициям. В этом случае создать запоминающееся общественное сооружение возможно при условии творческого подхода, поисков оригинальных выразительных средств.

Рассмотрим общие принципы проектирования требований, предъявляемые к интерьеру общественных зданий.

Размеры здания, его тектонический вариант, образную структуру определят параметры залов, помещений, вестибюлей и главного объема, ради которого создается конкретное строение. Соотношение всех внутренних пространств будет максимально подчинено предназначению здания. Театр, к примеру, должен иметь кассовый зал, вестибюль, гардероб, фойе, зрительный зал и комплекс артистических, вспомогательных помещений, репетиционные залы, сценическую коробку.

Варианты композиционных решений внутри зданий могут быть различными: это построение помещения в глубину, вдоль оси (театры), оно может быть развернуто фронтально (вокзалы), иногда комнаты располагаются по обе стороны коридора (гостиницы). Кроме того, план иногда диктуется особенностями местности, где ведется строительство.

Нередко внутренние пространства разделяются перегородками (рисунок 13), экранами, мебелью, лестничными пролетами. Все эти конструктивные элементы обеспечивают функциональное назначение помещений и одновременно художественно оформляют интерьеры.

Названные приемы и принципы организации пространства применимы для всех зданий, включая типовые сооружения. В конкретных типах помещений существует возможность использования и других способов организации пространства.

Оригинальные идеи планировки не являются самоцелью. Они результат архитектурных поисков, направленных на улучшение типовых решений, или появившихся новейших технологических возможностей: строительные, отделочные материалы позволяют улучшить старые проекты. Важно при этом творчески подходить к использованию имеющегося опыта.

Широко распространенными объектами культуры и образования являются библиотеки (рисунок 14). Это не мертвый склад рукописей и книг, а постоянно находящееся в движении средоточие глубоких идей и знаний. Поэтому система хранения, имеющихся единиц информации, призвана наилучшим образом обеспечить функциональные процессы, оперативный поиск нужных читателю материалов.

Оптимальный режим обеспечивается рациональным объемно-пространственным и техническим решением. Все большее внимание уделяется автоматизации доставки и поиска книг, использованию более компактных средств информации, например микрофильмов. Высокие гигиенические требования включают в себя шумоглушение и воздушный обмен. Оформление интерьеров читальных залов отвечает не только их функциональному предназначению, но отличается строгостью, красотой.

В организации среды предприятий общественного питания особое внимание уделяется искусственному свету. При этом тщательно продумывается декоративный эффект, которого можно достигнуть, используя разнообразие форм, способы изготовления художественного оформления плафонов. При этом важно учесть взаимовлияние света и цвета. Частое использование света в сочетании с оттенками синего, голубого, зеленого цветов с белым подчеркивает чистоту помещений, но одновременно визуально изменяет цвет еды, отчего она может показаться не съедобной.

Гостиницы, хотя и относятся к категории гостевых домов (к жилищу), исполняют функции общественных зданий, в них предусматриваются вестибюли, пункты бытового обслуживания, помещения для торговли, рестораны и кафе.

Современные гостевые комплексы являются украшением города, а отделке их интерьеров придается особенно важное значение. Это и понятно: по жилью приезжий составляет мнение о хозяине. Потому здесь часто можно увидеть произведения народного творчества, работы лучших мастеров.

Схожая функция у домов отдыха и домов творчества. Предусматриваются зоны творческого общения, что важно для жизни профессионала. Этим назначением продиктовано и строительство Домов архитекторов, журналистов, деятелей театра и кино.

Существуют книжные, промтоварные, хозяйственные, продовольственные точки торговли. Назначение их диктует набор оборудования, характер планировки, систему обслуживания. Чтобы покупатель смог выбрать товары с минимальной затратой времени, в магазинах делаются прилавки, витрины, на которые раскладываются предметы торговли.

В универсальном обслуживании большая заслуга организаторов внутреннего пространства торговых центров. К прилавкам, витринам дизайнер стремится привлечь внимание покупателей. Остальные элементы пространства делаются скромно, за исключением панно, декоративного убранства, подсветки. Продуманное размещение современного оборудования, витрин, рабочих мест, обслуживающего персонала, способствует культурной организации торговли.

Для экспозиции важен продуманный маршрут, умелое раскрытие кульминационных пунктов. Допустимы эффекты театрального плана: свет, колористика, музыка. Именно этими средствами пользуются признанные мастера-оформители.

Выставочные залы предполагают смену экспонируемых изделий. Но и общий вид интерьера играет существенную роль. Щиты имеют строгую форму, характер используемого материала, как правило, не претендует на внешний эффект. Все направлено на просмотр произведений искусства.

Очень ответственно следует подходить к формированию музеев. Порой в музеях основным является дизайн малых форм. Например, витрины конструируются так, чтобы лучшим образом показать всевозможные реликвии: украшения, посуду, рыцарские доспехи, монеты. В залах воссоздается атмосфера эпохи.

Во все времена роли музеев придавалось большое значение. Еще в 18 веке Ж.Л. Давид говорил: «Не заблуждайтесь, граждане, музей отнюдь не бесполезное собрание предметов роскоши и развлечения, которые способны лишь удовлетворять любопытство. Он должен сделаться серьезной школой. Учителя пошлют туда своих юных питомцев; отец поведет туда сына. При виде гениальных творений юноша почувствует, как загорят в нем те способности к наукам или искусству, которые вдохнула в него природа».

5. Освещение интерьеров общественных зданий

5.1 Требования к естественному и искусственному освещению в учебных заведениях

Как правило, учебный процесс тесно связан со значительным напряжением зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения учебных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала и т.д.) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся.

Солнечный свет, в частности ультрафиолетовые лучи, способствуют росту и развитию организма, снижают риск распространения инфекционных болезней, обеспечивают образование витамина D в организме.

При недостаточном освещении учебных помещений ученики (студенты) слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и др. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения учебных заведений и строго соблюдать нормы искусственного освещения [8].

Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

Следует использовать следующие цвета красок:

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

— не закрашивать оконные стекла;

— не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

— очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ [9].

5.2 Особенности освещения интерьеров общественных зданий

Типология общественных зданий весьма широка, и каждый тип предъявляет свои требования к освещению в зависимости от его функции и пространственной организации. Однако, есть и общие, фундаментальные требования, связанные с психофизиологией зрительного восприятия, которые обуславливают те или иные эмоциональные оценки.

— в определённом диапазоне освещённостей, характерном для дневного (предпочтительно в пасмурный день) времени (это количественная характеристика);

— при определённых значениях, распределениях и соотношениях яркостей в поле зрения, характерных для дневного пейзажа в бесснежный сезон (светлое небо, тёмная земля и средняя по яркости зона центрального зрения вдоль линии горизонта), что обуславливает преимущественную направленность светового потока сверху и соответствующее световое моделирование материальных форм (разное в ясный и облачный дни);

— при благоприятном распределении излучения по спектру (ещё одна характеристика качества освещения);

— при постоянной изменяемости с определённой скоростью одной или всех характеристик освещения.

Принципиальным преимуществом искусственного освещения является его полная программируемость на стадии проектирования и управляемость в процессе эксплуатации осветительной установки (ОУ). Эти качества наиболее полно выражаются в сценариях кинетических режимов освещения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *