для чего делают пустые прозвоны
Телефонные спамеры атакуют татарстанцев: как защититься
Бесконечные дозвоны и сбросы от неизвестных номеров выводят из себя абонентов операторов «большой четверки»
Вам звонят на мобильный телефон с неизвестного номера из отдаленного региона, не успеваете снять трубку, тут же сбрасывают. Потом опять звонят, но с другого телефона. И такая спам-эпопея происходит почти каждый день. Пожалуй, многие сталкивались с подобной проблемой. Кто-то уже свыкся с этим и воспринимает как неизбежное зло, а кто-то ищет пути ухода от услуги «Добей абонента». «Реальное время» разбиралось в ситуации и выясняло, как можно избавить себя от назойливых спамеров.
Главное — не перезванивать
Многие сталкивались с такой ситуацией: на мобильный телефон звонят с неизвестного номера. Когда берете трубку, звонящий сразу сбрасывает. Реже — молчание в течение нескольких секунд, а потом отключаются. Чаще всего происходит просто звонок на одну-две секунды.
К сожалению, такие «пустые» звонки перестали быть редкостью, и мало кого ими удивишь. Кого-то такие неожиданные звонки застают врасплох во время работы, а кого-то — во время сна. Однако абоненты, предполагая, что звонок срочный, начинают перезванивать на пропущенный вызов.
Что делать в таких случаях? Главное — ни в коем случае не перезванивать. Если кто-то действительно желает срочно с вами связаться, он вновь позвонит или напишет в мессенджере (WhatsApp, Telegram, Viber, WeChat и т.п.) или в соцсетях. Либо просто отправит SMS — такая функция имеется даже у 20-летних телефонов, не говоря уже про самые современные смартфоны.
Есть версия, что так проверяют активность абонента при помощи специальных программ сами сотовые операторы. Фото pxhere.com
«Пробивают» номер или зарабатывают деньги?
У таких спам-звонков может быть несколько целей. Основная — «пробивают», насколько номер «живой». Есть версия, что так проверяют активность абонента при помощи специальных программ сами сотовые операторы, и если номером долго не пользуются, его перепродают новому клиенту.
Еще один вариант — продажа данных. Таким путем звонящий (зачастую это бот) проверяет активность абонента перед тем, как продать кому-нибудь базу. Периодически в даркнете всплывают объявления о торговле персональными данными абонентов операторов сотовой связи, клиентов банков и т.д.
Не стоит удивляться, если через несколько часов или дней вам снова позвонят уже из какого-нибудь кол-центра, чтобы навязать товар или услугу. Это может быть предложение взять «выгодный» кредит, подключить домашний интернет, пройти медицинское обследование (зачастую «бесплатное»).
Наиболее распространенное обращение, ставшее уже мемом, — от «службы безопасности Сбербанка». Разумеется, звонящие не имеют никакого отношения к крупнейшему в России банку. Мошенники пытаются из первых рук получить доступ к вашему банковскому счету.
Не стоит удивляться, если через несколько часов или дней вам снова позвонят уже из какого-нибудь кол-центра, чтобы навязать товар или услугу. Фото Максима Платонова
Кроме того, вашим ответным звонком вы можете помочь кому-то заработать денег не совсем честным способом либо покрыть часть расходов на услуги связи. А за несколько секунд упорного молчания на том конце провода можно лишиться нескольких сотен или тысяч рублей.
— Если такой вызов приходит с зарубежного номера, то для абонента есть риск оплатить обратный звонок владельцу номера. Если номер российский, то речь идет, как правило, о компаниях, которые пытаются минимизировать затраты на совершение массовых вызовов при рекламе своих услуг. В этом случае абонент, перезвонив на номер, услышит в ответ сообщение от автоответчика, — объяснили «Реальному времени» в пресс-службе ПАО «Мегафон».
В интернете пишут, что таким ответным звонком можно нарваться на платную услугу, из-за чего заметно «похудеет» ваш баланс. Только платным номером нельзя сделать любой набор цифр. В России такие номера начинаются с 8-803… или 8-809… При звонке вас должны предупредить о том, что разговор будет платный для звонящего. Более того, подключение такого номера — удовольствие затратное и забюрократизированное: требует прохождения проверок юридическим лицом. Поэтому эффективность такой формы мошенничества весьма низка.
Акция «Заколебли абонента»
Некоторые люди начинают подозревать сотовых операторов в акции «Заколебли абонента» (как вариант — «Добей клиента»), чтобы пользователь сдался и подключил платную услугу, огораживающую его от спам-звонков. Нередко после очередного такого звонка приходит сообщение: «Мы знаем, кто вам звонил. Это «массовый обзвон». Хотите определять незнакомые номера? Включите услугу «Знаю, кто звонит» за 2,5 руб./день. ».
Однако сами операторы опровергают такие домыслы. При этом не отрицают, что присылают SMS с таким содержанием.
— Если система распознает массовый обзвон, клиент в автоматическом режиме может получить предложение о подключении дополнительных услуг, чтобы обезопасить себя от подобного рода звонков. Однако решать, воспользоваться рекомендацией или нет, может только сам абонент, — отвечают в «Мегафоне».
Аналогичный сервис, отсеивающий нежелательные звонки, есть и у МТС — «Блокировка спам-звонков». За спокойствие приходится платить, поэтому услуга будет стоить денег.
Некоторые люди начинают подозревать сотовых операторов в акции «Заколебли абонента» (как вариант — «Добей клиента»), чтобы пользователь сдался и подключил платную услугу, огораживающую его от спам-звонков. Фото Максима Платонова
Как защититься?
Как бороться с такими спам-звонками? Есть ли на таких звонящих управа?
Можно, конечно, каждый раз такой номер вносить в черный список на своем телефоне, но это будет борьба с ветряными мельницами, поскольку нечасто звонят с одного и того же номера. Однако для смартфонов (на базе Android и iOS) существуют приложения с функцией автоопределения номеров. Когда вам звонит номер из базы данных нежелательных номеров, то звонок блокируется. Среди таких популярных АОН-приложений можно выделить «Яндекс», Kaspersky Who Calls, TrueCaller, «Не бери трубку» и другие.
Другой вариант — обращаться к своему оператору.
— При поступлении подозрительного звонка рекомендуем ни в коем случае не перезванивать и сразу сообщать в службу по предотвращению мошенничеств [оператора сотовой связи], чтобы компания смогла оперативно принять меры по решению проблемы, — подсказывают еще один способ в «Мегафоне». — Сообщая информацию о подобных звонках, клиент помогает обезопасить себя и других абонентов от сомнительных номеров.
Как правило, на сайтах компаний существует раздел «Безопасное общение», куда можно через форму обратной связи сообщить о проблеме.
Когда вам звонят и предлагают какой-либо товар или услугу, можно перебить (пусть это будет и нетактично) и уточнить, что за организация, и обязательно спросить, откуда у них ваш номер. Вероятно, вам расскажут байку, что вы оказались в клиентской базе их партнеров, потому что заполняли анкету в каком-нибудь магазине (что вряд ли). Тогда нужно ответить, что никому не давали согласия на обработку своих данных и на получение рекламы. И далее требуйте сразу же удалить информацию о вас из своей базы, поскольку их звонок без вашего согласия незаконен. Предупредите, что будете обращаться в компетентные органы.
И тогда можно (и даже нужно) применить третий способ защиты — писать жалобу в Роскомнадзор. Ведомство ведь не только выписывает «страйки» провинившимся СМИ или борется с Telegram. Для этого не надо куда-то ходить ногами и стоять в очередях, достаточно зайти на сайт РКН. В письме нужно подробно описать ситуацию, сообщив, что вам постоянно поступают спам-звонки от организации (указать название, номер телефона), которая нарушает закон о персональных данных. Желательно приложить скрин детализации звонков и аудиозапись разговора. Роскомнадзор достаточно эффективно борется с такими спамерами и выписывает им штрафы.
В письме в ФАС необходимо сделать акцент на нарушении закона о рекламе. Фото fas.gov.ru
Еще рекомендуется обратиться в Федеральную антимонопольную службу с аналогичной жалобой. При этом в письме в ФАС необходимо сделать акцент на нарушении закона о рекламе.
Спамеров ждут приличные штрафы: до 75 тыс. рублей, если звонят без вашего согласия; до 200 тыс. рублей, если ваши контакты добыты незаконно (купили на черном рынке в интернете). А те, кто навязывает рекламу, пусть раскошелятся от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Неизвестные вам номера можно «пробить» и по различным базам — neberitrubku.ru, zvonili.com, кто-звонит.рф и другим. Базу пополняют сами пользователи.
Вместе с тем человек сам не должен лишний раз «светить» свой номер, приобретая дисконтные/бонусные карты в магазинах, салонах, сервисных центрах.
Для чего на телефон поступают «немые» звонки и в чем их опасность
С «немыми» звонками сталкивались даже те, кто не знает такого термина. Но из названия очень легко понять, о чем идет речь: на телефон гражданина поступает звонок с неизвестного номера, который прерывается, пока тот пытается понять, кто ему звонит, или молча сбрасывается сразу после того, как гражданин отвечает на вызов.
Большинство людей, пожав плечами, уберет телефон обратно в карман, но особо впечатлительные могут начать волноваться, вдруг это кто-то из родственников или знакомых по срочному делу. Но в большинстве случаев попытка перезвонить по скинувшему «прозвон» номеру оказывается безуспешной. Будет постоянно занято, что может добавить еще больше беспокойства.
Давайте разберемся, что это за звонки и насколько их стоит опасаться.
Кто и зачем совершает такие звонки
В подавляющим большинстве случаев такие звонки осуществляются для сбора базы актуальных телефонных номеров. Если проходит гудок – значит, номер действующий. Собранные базы впоследствии продаются распространителям рекламного спама, и велика вероятность, что после таких «прозвонов» абонент столкнется с наплывом уже более длинных и навязчивых звонков с предложениями сменить интернет-провайдера, пожертвовать деньги в «фонд милосердия», купить пылесос, подключить целебный фильтр для воды, прийти на презентацию чудо-косметики и т.д.
Да и сами рекламщики могут сбрасывать вызов после ответа. При использовании автодозвона аппаратура имеет возможность делать по несколько звонков одновременно и переключать в случае ответа соединение на свободного оператора. Но если свободных нет, то произойдет сброс, и абоненту перезвонят позже.
В обоих случая, звонки, скорее всего, абоненту не нужны, и ничего кроме раздражения они не вызывают. Но бывают у «прозвонов» и другие цели.
Более вредные цели
Звонки могут использовать для психологического давления. Например, коллекторы могут скидывать «прозвоны» с неизвестного номера должнику, предпочитая делать это в ночное время. Делается это для нагнетания чувства тревоги.
Но и о мошенниках забывать не стоит. Они могут заполучить выделенную платную линию: за каждую минуту входящего звонка на такой номер со счета звонящего списывается определенная сумма. Это и есть главная возможная опасность «немых» звонков.
Преступники звонят абонентам и сбрасывают вызов. Если гражданин берет трубку, то ему отвечают и пытаются затянуть время разговора. После со счета абонента в пользу мошенников списывается набежавшая таким образом сумма.
В таком случае следует помнить, что, в соответствии с законом № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставить потребителю подробную информацию об услуге до заключения договора. Так что в случае внезапного списания следует незамедлительно обратиться к оператору.
Ну и, конечно же, есть малая доля вероятности, что кто-то из родственников или знакомых неожиданно бросил «прозвон» с незнакомого номера по важному и срочному делу. Впрочем, стоит понимать, что сейчас средства связи есть везде, и в случае чего любой человек может найти нормальный способ связи вместо описанного сомнительного.
А как считаете вы? И поступали ли вам «немые» звонки с неизвестных номеров? Вы их всегда игнорируете или иногда отвечаете/перезваниваете? Приглашаю в комментарии.
Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав «ДА».
Будьте здоровы и берегите себя. Спасибо за внимание!
Поступали ли вам «немые» звонки с неизвестных номеров?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Поступали, я принципиально не отвечаю на звонки незнакомцев
Полезно знать: зачем звонят и сразу сбрасывают
Новое зло
Этот вопрос возникает всякий раз, когда создается досадная ситуация с входящими звонками. Ты спешишь поднять трубку, но звонок уже сброшен, хотя прошел только один звонок, либо сброс произошел сразу при ответе (фиксируется факт соединения). Или даже вызов не прошел вообще, только есть отметка о пропущенном звонке с неизвестного номера.
Такой звонок еще называют «немой звонок», поскольку даже если вы успели поднять трубку, то в ней ничего не слышно, иногда в трубке слышно чье-то дыхание, играет музыка, автоинформатор периодически просит не класть трубку и ожидать соединения и пр.
Некоторые ревнивые супруги могут заподозрить в этом признаки романа на стороне, но прошу таких горячих людей не спешить устроить скандал. Это явление сейчас приняло массовый характер и, как правило, вызвано другими причинами. Но что бы это ни было, люди тревожатся, опасаясь неизвестности, отсутствия понимания причин, последующих неприятностей.
Так кто и зачем преследуют такие звонки?
В Сети распространено популярное мнение, что цель немых звонков — побудить человека совершить обратный звонок и тем самым получить соединение за его счет, при этом со счета абонента могут снимать деньги. Нужно, конечно, соблюдать максимум предосторожности. Но в подавляющем большинстве случаев номера, с которых осуществляются немые звонки, не являются платными.
Более того, в мошеннических схемах часто используют бесплатные номера, чтобы сделать обратный звонок как можно более удобным для «жертвы». Часто оказывается, что на такой звонок вообще невозможно перезвонить.
Тогда тем более непонятно, кому это надо.
Вот возможные причины.
• Создание и актуализация баз данных номеров. Целью многих немых звонков является создание и актуализация баз данных номеров. Такие звонки производятся в автоматическом режиме и не ставят целью получение обратного звонка. Кто потом эти базы использует – это отдельный вопрос.
• Психологическое давление. Такие звонки могут совершаться для нагнетания тревожного состояния в неудобное время: ночью, утром, поздним вечером, по выходным. Если перед этим вам сообщали о долгах, просроченных кредитах, требования оплаты, то это ваш случай.
• Технические особенности систем автодозвона колл-центров. Автомат не знает точно, когда оператор завершит текущий разговор и сколько людей ответят на входящий вызов, поэтому он совершает одновременно несколько звонков разным абонентам (и в случае соединения перераспределяет абонентов по операторам). Если оператор не может ответить в данный момент, то происходит сброс звонка с последующим автоматическим набором.
• Реклама или мошеннические действия. Действительно, некоторая часть немых звонков направлена на то, чтобы за счет абонента сделать «выгодное» предложение. При обратном звонке возможно звучание записанного на автоответчик текста, который навязывает услугу.
Откуда берут номера, а часто и личную информацию для немых звонков
Вы сами оставляете их на сайтах частных объявлений (телефон, район города, имя абонента). Непомерное увлечение социальными сетями – еще один источник ценной информации. Утечки (кража данных, взлом, продажа третьим лицам) баз данных интернет-магазинов, различных сервисов. Если вам предлагают зарегистрироваться с указанием телефона и других данных взамен на сомнительную возможность выиграть приз, задумайтесь немного. И наконец, обзвон наугад по случайным номерам.
В данной статье не даются советы, как не попасть в неприятную ситуацию, а только объясняются возможные механизмы происхождения немых звонков.
Удачи всем и берегите себя и близких!
Вам звонят на телефон и сразу сбрасывают?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Нет проблем: у меня проводной телефон 1989 года выпуска
Зачем вам звонят и сбрасывают? Есть несколько причин
Наверняка каждый хоть раз с этим сталкивался: кто-то звонит, вы берёте трубку, но потенциальный собеседник тут же её сбрасывает. В особо запущенных случаях такое происходит примерно раз в неделю. Кто и зачем это делает?
Звонки нежеланные
В большинстве случаев вам звонит не живой человек, а робот. Он просто проверяет телефонную базу. Если кто-то берёт трубку, робот сразу обрывает связь. Но если вы сами позвоните по входящему номеру, то на том конце трубки окажется живой человек. Кто пускает робота простукивать базу и зачем? Есть несколько вариантов. Как утверждает эксперт по конкурентной разведке Евгений Ющук, это могут быть мошенники. По его мнению, они обзванивают «в холодную», чтобы получить уже готовых к общению жертв.
«Перезванивая, человек сам инициирует разговор, он уже психологически готов пообщаться. И это, с одной стороны, позволяет резко увеличить клиентскую базу. А с другой — разговаривать сразу же с тем, кто в принципе хоть как-то готов общаться», — уточняет специалист.
Однако сложно сказать, насколько верна такая оценка. Профессионалы в сфере кибербезопасности утверждают, что в последнее время подобные случаи участились, однако мотивация у аферистов иная. «Злоумышленники набирают и сбрасывают, чтобы обманывать системы автоматической фильтрации звонков. История новая, ещё год назад такого не было», — рассказывает Сергей Голованов, ведущий сотрудник «Лаборатории Касперского».
В любом случае есть другая причина, почему звонящие кидают трубку. Штука в том, что, согласно российскому законодательству, нельзя просто так взять и позвонить вам с предложением какой-то услуги. Сперва вы должны предварительно согласиться на это. Иногда так и случается — заполняете какую-то анкету в магазине, вписываете туда свой номер, не читаете мелкий шрифт, а потом вам названивают.
Но чаще всего организации получают номер непонятно откуда. Причём этим не брезгуют даже крупные организации вроде федеральных банков. И вот здесь тонкий юридический момент: звонить вам и что-то навязывать они не имеют права. Если вы обратитесь в суд, то штраф может составить до 200 тысяч рублей.
Поэтому большие компании поступают иначе: звонят на нужный номер и скидывают. Вы перезваниваете, после чего вам можно что-то навязывать. Ведь сами набрали и претензий уже быть не должно.
Как при этом бороться с нежелательными звонками? Способы стандартные: регулярно пополняйте книгу заблокированных номеров, а также не поленитесь установить сервис вроде TrueCaller. Тогда будете видеть, кто набирает ваш номер.
А вам часто звонят и сбрасывают? Как с этим боретесь? Делитесь в комментариях!
Зачем молчат в трубку и как бороться с немыми звонками?
Зачем молчат в трубку и как бороться с немыми звонками?
Windows 11
Не отображается текст в ячейке Excel
Как отобразить строки в Excel
Как закрыть Эксель, если не закрывается
Как сделать, чтобы Эксель не округлял числа
Немые звонки — для чего они нужны? Распространенные причины — актуализация номеров базы данных, психологическое давление, работа колл-центра, реклама за чужой счет или мошенничество. Для защиты от таких звонков можно добавить номер в черный список, пожаловаться оператору или обратиться в уполномоченный орган. Ниже подробно поговорим о подобной схеме, что означает, и как бороться с такими нарушениями.
Что такое немые звонки
Для начала разберемся, что такое немой звонок, в чем его смысл. К этой категории относятся типы звонков, когда звонящий сразу сбрасывает трубку или молчит. Как правило, такие ситуации происходят в дневное время, чтобы человек мог ответить на вызов. Хотя последнее время всё чаще звонок может раздаваться и поздним вечером. При получении обращения человек пытается понять, зачем делают немые звонки, и как действовать в подобной ситуации — перезванивать другому человеку или проигнорировать обращение?
Ситуация осложняется тем, с каким номеров поступают такие вызовы. Чаще всего звонки раздаются с мобильных операторов МТС, Мегафон, Билайн и других. Но иногда бывают другие ситуации, когда абонент звонит с телефона 611 или 900. В любом из случаев необходимо знать выход из сложившейся проблемы. И проблема ли это на самом деле?
Для чего звонят и молчат в трубку
Многие пользователи находятся в недоумении, для чего люди делают немые звонки с разных номеров. Попытка перезвонить часто не дает результата. Причина в том, что немые обращения, как правило, совершаются в автоматическом режиме. Это не простой вызов, который пользователь совершить с какой-то целью, а набор с помощью IP-телефонии. В таком случае цифры на экране не видны, а сам телефон скрыт.
Выделим несколько причин, зачем нужны немые звонки. Главные причины:
Наиболее распространенные ситуации — предложения от кредитных компаний, сообщения коллекторов / инфо центров, услуги юридических или адвокатских фирм, реклама, сообщение о выигрышах и т. д. Бывает, что немые звонки поступают с одного телефона, но имеют разную тему, к примеру, медицина, выигрыши билетов и другое.
Звонок с номера 900 и молчание может быть не только рекламным трюком, но и обычным обзвоном. При этом отвечать или перезванивать не нужно.
В чем опасность
Главное правило, которое необходимо усвоить — никогда не перезванивать на немые запросы. Если на телефоне не определяется номер, лучше вообще отказаться от поднятия трубки. В большинстве случаев такой звонок является единичным явлением, поэтому его лучше всего игнорировать.
Если не обращать внимание на это требование, возможны следующие риски:
Как правило, немые запросы не несут риска, а перезвон на входящий номер не приводит к снятию денег (если телефон не платный). Но лучше все-таки воздержаться и не перезванивать.
Как избавиться от молчаливых звонков
С учетом сложившейся ситуации возникает вопрос, что делать, если звонят с разных номеров на сотовый и молчат. В таком случае доступны следующие шаги:
В случае мошенничества необходимо обращаться уже в полицию. При этом учтите несколько простых советов:
Если звонят с номера 900 и молчат (или звонят с другого телефона), не торопитесь паниковать. В большинстве случаев такой случай является единичным. В сложных ситуациях воспользуйтесь рекомендациями в статье, а в комментариях поделитесь своим опытом борьбы с подобными проблемами.