дсп подорожал почему так сильно
«Коммерсантъ» сообщил о дефиците и подорожании ДСП
Сооснователь Hoff Михаил Кучмент отметил, что с дефицитом ДСП сталкиваются практически все поставщики сети и плиты подорожали в среднем на 30%. По его прогнозу, в результате в среднесрочной перспективе каркасная мебель подорожает для конечных потребителей на 15%.
По оценкам портала «Росфирм», средняя стоимость ДСП в России на конец ноября составляет 1 250 рублей за плиту против 880 рублей в начале года.
Коммерческий директор Череповецкого фанерно-мебельного комбината Валерий Перхин уточнил газете, что весной производство из-за отсутствия спроса останавливалось на три недели, а мебельные компании простаивали два месяца.
Росту цен способствовал не только дефицит плит после локдаунов, но и рост спроса, объяснил президент АМДПР Александр Шестаков: «рубль падал, и, опасаясь потерять сбережения, люди готовы были вложить их в новую мебель». Поэтому мебельщики стали активно наращивать производство, и на рынке начался дефицит сырья для мебели. Росту цен способствовали дилеры, которые закупали дешевые плиты на рынке в низкий сезон и позже продавали с наценкой, добавил Шестаков.
Еще одной причиной дефицита эксперты назвали рост экспорта ДСП из России на европейские фабрики.
Резко нарастить выпуск ДСП предприятия не могут, заявил источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией на рынке. Очевидного решения проблемы дефицита у участников рынка пока нет. Производители мебели предлагают поставщикам плит отказаться от уже заключенных контрактов и перейти на аукционы ДСП.
Нет и не будет
С отмены локдауна в России прошло уже без малого полгода, а ситуация на рынке древесных плит не только не стала лучше, а, судя по всему, все больше обостряется. Производители мебели сообщают о непрерывном повышении цен на ДСП и MDF: «письма счастья» от поставщиков плит приходят в среднем каждые две недели, по некоторым данным, на сегодняшний день цены выросли уже на 20-26%. По словам коммерческого директора группы компаний «Древиз» Сергея Житенева, сохраняется сильнейший дефицит плиты, и такое положение, считает он, продлится минимум полгода:
— Все уже смирились. Цены повышают постоянно, кто раз в месяц, кто — каждую неделю. Поставщики объясняют это ростом цен на сырье и комплектующие.
Тимур Иртуганов, генеральный директор АМДПР, не видит в ситуации ничего экстраординарного. Проблема эта возникает каждый год, говорит он:
— В высокий сезон мебельщики наращивают производство, вырастает спрос на древесные плиты, соответственно, ежегодно возникает дефицит. Изготовители плит, в отличие от мебельщиков, не могут резко увеличивать объемы производства, этого не позволяет технология. Какого-то заговора плитников нет, у каждой компании своя ценовая политика, цены они повышают максимум 2 раза в год, вне зависимости от сезона. К тому же, все крупные плитные компании входят в международные холдинги, и ценовая программа у них согласована.
Главная проблема в том, полагает, Тимур Иртуганов, что мебельщики не закупают плиту в низкий сезон, в отличие от дилеров, которые именно так и поступают, благодаря чему могут позволить себе гибкую ценовую политику:
— Мебельщики переплачивают за логистику в сентябре, фактически они платят дилерам за логистику. Совет производителям мебели: купите плиту в марте и храните у себя на складе. Многие крупные мебельные компании уже над этим задумались и создают у себя складские запасы.
24 ноября АМДПР собрала конференцию с участием производителей древесных плит и крупных мебельных компаний, где присутствовали представители всех главных игроков российской плитной отрасли — «Кроношпан», «Эггер», «Кастамону», «ЧФМК» и «Свисс Кроно». Мебельщиков представляли «Шатура», «Ангстрем», «Феликс» и «Дятьково». Несмотря на то, что вопрос о дефиците плиты стоял на повестке обсуждения первым, ничего сенсационного на конференции не случилось. Плитники ссылались на сезонность и утверждали, что экспорт практически не подрос.
Однако сезонность так не выглядит, говорит Максим Валецкий, тоже побывавший на вчерашнем мероприятии. По итогам конференции г-н Валецкий пришел к выводу, что «плит нет и не будет».
Динамика цен производителей
в сентябре 2020 года (Германия)
2015 =100 | К одному месяцу | К одному году | К двум годам | К трем годам | |
Древесные плиты | 97,4 | –0,1% | –2,5% | –6,5% | -2,4% |
Правда, несмотря на столь приятную во всех отношениях статистику, немецкие мебельщики тоже относятся к производителям плит, мягко говоря, настороженно, и не без оснований — немецкие власти не раз ловили плитные холдинги на картельных сговорах. В ходе сентябрьского собрания немецкого Союза производителей кухонной мебели VdDK его председатель Штефан Вальденмайер обвинил, как он выразился, «олигополию производителей плит» в том, что она сокращает предложение, чтобы провести повышение цен. Не исключено, что немецкая мебельная отрасль в ближайшем времени тоже столкнется с ростом цен на плиты.
Древесные плиты подорожали на 35%. Возможно, их экспорт запретят.
В России могут ограничить экспорт древесно-стружечной плиты – с таким предложением выступает Министерство промышленности и торговли. Возможно, это поможет улучшить критическую ситуацию на рынке древесных плит.
Дефицит плиты наблюдается в нашей стран уже полгода, цены на ДСП и MDF непрерывно растут (за 2020 год плита подорожала в среднем на 35%). Министерство подготовило проект постановления, которое внесет плиту в список товаров, важных для нашего внутреннего рынка, а на такие товары накладывается или полный запрет экспорта, или ограничения, которые действуют какое-то время. Эксперт министерства обращает внимание на тревожную тенденцию: с одной стороны, за прошлый год объем производства ДСП сократился на 1,5%, с другой – экспорт ДСП за год вырос на 15,8.
На ситуацию влияет еще одно обстоятельство: некоторые производители плиты не пережили локдаун и больше не открылись. Так, иск о банкротстве подало ОАО «Карелия ДСП», закрылись два предприятия группы «Русский ламинат».
Дефицит плиты подогревается растущим спросом на мебель, который из-за пандемии выглядит каким-то безумным. По данным портала экономической статистики «СберИндекс», в марте 2020 года спрос на мебель был на 72,6% меньше, чем в марте 2019 года. А уже в последнюю неделю июня, когда отменили ограничения для непродовольственной торговли, россияне тратили на мебель и предметы интерьера на 24,7% больше, чем в сопоставимый период 2019-го. И даже на вторичном рынке спрос на мебель вырос: по данным аналитиков «Авто», на 48%.
Весной прошлого года российские предприятия мебельной промышленности простаивали из-за пандемии коронавируса, а летом сработал так называемый «отложенный спрос».
В мае—июне, после открытия мебельных центров, спрос резко вырос: рубль падал, и, опасаясь потерять сбережения, люди готовы были вложить их в новую мебель.
Людям нужна мебель, а мебельным предприятиям нужна ДСП. Уже в конце прошлого года мебельщики стали обращать внимание правительства на эту ситуацию. На цене готовой мебели все это пока не отразилось, но эксперты уверены, что это произойдет, если не получится справиться с дефицитом плиты и стабилизировать ее стоимость.
ДСП не единственный материал, важный для рынка загородного жилья, который сильно подорожал в последнее время. Мы рассказывали про критическую ситуацию с арматурой.
ФАС возбудила дело против крупнейшего производителя древесных плит
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) возбудила дело против крупнейшего производителя древесных плит для строительства домов — группы компаний Kronospan. Об этом говорится на сайте службы.
Как указала ФАС, в 2021 году стоимость плит взлетела более чем на 300%. Служба установила, что группа компаний Kronospan является крупнейшим производителем этого товара и занимает доминирующее положение на рынке.
«Анализ показателей хозяйственной деятельности компаний показал, что себестоимость производства ОСБ (ориентированно-стружечных) плит значительно не увеличилась в отличие от цены. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии необоснованно высокой наценки на производимую группой компаний «Кроношпан» продукцию», — уточняется в сообщении.
ФАС завела дело о нарушении антимонопольного законодательства против ООО «Кроношпан Башкортостан», ООО «Кроношпан», ООО «Кроношпан ОСБ» и ООО «Кроношпан ГМХ». Им грозят оборотные штрафы.
В этом году цены выросли не только на древесные плиты, но и в целом на стройматериалы. ФАС была вынуждена подключить к проверкам на рынках стройматериалов все свои территориальные управления. «В апреле текущего года ведомство возбудило три дела по признакам установления и поддержания монопольно высокой цены на рынке плоского проката, одно дело по признакам заключения антиконкурентного соглашения на рынке металлопроката», — отмечается в сообщении.
По мере проведения проверок, как указала ФАС, «появилась тенденция к снижению цен» на стройматериалы на отдельных рынках.
В сентябре ФАС заявила, что текущие условия позволяют производителям снижать цены на отдельных рынках. «Сохранение высоких цен на продукцию приводит к дестабилизации ситуации как на смежных рынках, так и в потребительском секторе», — указала служба.
Росстат сообщил, что инфляция в июле составила 6,5% годовых, показатель остался на уровне июня, когда рост цен в годовом выражении побил пятилетний рекорд. Непродовольственная инфляция обогнала продовольственную, составив 7,6 против 7,4% по сравнению с прошлым июлем. Самой дорожающей категорией среди непродовольственных товаров в июле оказались стройматериалы. Рост цен на них составил 5,1% к июню и 30% год к году, древесные плиты, в частности, подорожали на 10,5%.
Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов связал изменения цен на стройматериалы с сезонными колебаниями и дорожающими грузоперевозками. «Так, ценовой пик обычно приходится на середину лета (июль—август), а осенью наблюдается тенденция к снижению стоимости. Продолжившийся в августе рост цен на строительные материалы также вызван резким скачком стоимости грузоперевозок», — пояснил он.
Как следует из обращений производителей строительных материалов, передал Евтухов, стоимость логистики автотранспортом выросла на 10–25%, стоимость транспортировки железнодорожным транспортом выросла от 20 до 90% в зависимости от направления и вида материала. Стоимость транспортировки в конечной цене стройматериалов составляет для стекла — 10–20%, для теплоизоляции — 20–30%, цемента — 30–40%, нерудных материалов — от 50 до 90%.
«Мебель по цене будет золотой»: производитель рассказал о дефиците ДСП
Лента новостей
Все новости »
Уральский производитель мебели рассказал, что столкнулся с дефицитом древесно-стружечной плиты, при этом ее цена выросла примерно на 40%. Ждать ли сильного подорожания мебели?
Уральский бизнесмен Константин занимается производством мебели, а конкретно мебели для домашних животных, для котиков. В письме предприниматель написал, что столкнулся с дефицитом древесно-стружечной плиты, ДСП — это один из самых ходовых товаров у мебельщиков.
Прямое следствие дефицита — рост цен. Плита, по словам предпринимателя, подорожала примерно на 40%. Еще месяц назад лист стоил 1150 рублей, сейчас на 500 рублей дороже, рассказывает Константин.
«Дефицит возник еще до Нового года, началась такая тенденция, что все ДСП уходит в Казахстан, как они мне поясняют. Если проехаться по оптовым, где продают ЛДСП, МДФ и остальное, то их практически нет. Либо цена уже такая, что мебель будет просто золотая, — на 40% он подорожал. Есть мебельные фабрики, которые чуть ли не встают из-за этого. Стоимость значительно возрастает».
Наш герой припоминает бензин. В 2018 году внутренние топливные цены взлетели. Причин было несколько, но одна из самых важных — высокие мировые нефтяные цены, которые сделали очень выгодным экспорт. И после этого власти ввели механизм, который регулирует стоимость бензина.
Точно так же, видимо, и с сырьем для мебельщиков — из-за привлекательности экспорта сложился дефицит и пошли вверх цены. Но рынок ДСП, в отличие от топлива, государство не регулирует. Впрочем, не все считают ситуацию драматичной. Вот что говорит генеральный директор и основатель Lesprom Network Алексей Богатырев.
Алексей Богатырев генеральный директор и основатель Lesprom Network «Я не думаю, что цены будут расти долго и это будет сильно влиять на внутренний рынок. Рост пока что не такой уж огромный. С учетом строящихся новых мощностей на внутреннем рынке цены стабилизируются. В любом случае, как мы видим, рост цен идет на многие товары на внутреннем рынке, на продовольственные товары, как мы наблюдали. В первую очередь это связано с некой инфляцией, которая есть в экономике в целом. Это такой системный процесс, не только одного рынка».
Тем не менее 15 января ТАСС со ссылкой на письмо в правительство Торгово-промышленной палаты писал, что на рынке ДСП сложился дефицит. А опрошенные участники говорили, что основные производители плит — филиалы иностранных компаний. И их не очень заботят проблемы российских мебельщиков.
В Минпромторге в конце прошлого года сообщали, что дефицит плит в первом квартале — это традиция. И в правительстве ожидают, что к концу января ажиотаж спадет. Время, конечно, покажет. И, быть может, это не самая большая проблема для российского бизнеса. Но она непосредственно коснется тех, кто в скором времени будет покупать российскую мебель. Что для себя, что для котика. А пока производитель плит, которые покупает уральский бизнесмен Константин, сообщил ему, что в феврале цены вырастут еще на 8%.