думпер что это такое
Что такое строительный думпер?
Что считать думпером? Это не праздный вопрос на фоне некоторой неразберихи с определением, вызывающим трудности у многих покупателей и даже продавцов. Кто-то называет этим термином полноразмерные сочлененные самосвалы. Отчасти эта путаница в названиях связана с таможенной терминологией, где не нашли ничего лучше, как назвать думперами (от англ. dumper – «самосвал») сочлененные самосвалы для того, чтобы отличать их от обычных самосвалов. Тем не менее, строительный думпер – это отнюдь не обычный самосвал, а иной, совершенно определенный вид техники со своими специфическими задачами и особенностями конструкции.
Назначение
Популярные в Европе строительные думперы происходят от мототележек для перевозки раствора от бетоносмесительных установок к месту укладки бетона. Перевозка различных, главным образом сыпучих и жидких, грузов на стройплощадках на небольшие расстояния – их основное назначение. Конкретная величина допустимого плеча перевозки (до 1–2 и даже 5 км) зависит от типоразмера машины, особенностей ее ходовой части и других характеристик.
В последние десятилетия думперы приобрели большую популярность и интенсивно развивались. Их достоинства были замечены, и сфера применения расширилась. Теперь думперы могут выполнять на стройке и функции тягачей, их применяют при работах внутри зданий, при садово-парковых и ландшафтных работах, при ремонте дорог и тротуаров, при подземных работах – везде, где из-за тесноты и бездорожья обычные самосвалы работать не могут. Отсюда следует, что думперы меньше обычных самосвалов.
Особенности конструкции
Характерная черта думперов – это компактность. Думперы оснащаются самосвальным кузовом, который часто имеет вид ковша или бункера. Именно по форме кузова думпер можно с первого взгляда отличить от дорожного самосвала. Как правило, кузов расположен впереди, а место водителя – сзади, и машина едет кузовом вперед. Кузов может разгружаться вперед либо на три стороны, может при разгрузке опускаться до земли для уменьшения потерь материала (например, бетона) от просыпания, может подниматься подобно ковшу погрузчика на рычагах для выгрузки в кузова самосвалов. Угол подъема кузова почти вертикальный, за счет чего выгрузка происходит быстро.
Существуют думперы с оборудованием для самопогрузки, в дополнение к кузову оснащенные манипулятором с грейфером либо стрелой с небольшим ковшом, как у погрузчика. Кузов может демонтироваться, и на поворотный стол устанавливается сменное оборудование: бетономешалка, ковш погрузчика и другие навески. Ходовая часть думпера может быть колесной или гусеничной. Шасси 4-колесное (у самых малых 3-колесное), как правило, полноприводное (но есть модели с колесной формулой 4х2), с широкой колеей, могут быть управляемыми все 4 колеса, многие модели имеют шарнирно-сочлененную раму.
Односкатные колеса оснащены внедорожными шинами с развитым протектором. Дорожный просвет большой. Гусеницы, как у всей мини-техники, резиновые, благодаря им думперы могут перемещаться даже по ступеням лестниц в зданиях. У гусеничных моделей, как правило, типоразмеры и грузоподъемность меньше, чем у колесных. На Западе думперы, как потомки мототележки, обычно имеют открытые кабины. Однако для российского рынка производители опционно снабжают машину закрытой кабиной с отопителем. У многих современных думперов место водителя с органами управления может поворачиваться на 180 градусов: машине не нужно разворачиваться в узких местах.
Работа на стройплощадке, под землей и в других местах, где трудятся думперы, достаточно опасна. Для защиты оператора при переворачивании машины и от падающих сверху предметов кабины думперов оборудуются системами ROPS и FOPS, которые могут временно демонтироваться, если машина работает в очень ограниченном по высоте месте. Трансмиссия гидростатическая или механическая, с реверсом либо с одной или несколькими передачами заднего хода. Могут использоваться раздаточные коробки, устройства блокировки дифференциалов, планетарные редукторы в ступицах колес. Тормоза чаще всего гидравлические, многодисковые, в масляной ванне.
Думперы, особенно больших типоразмеров, могут ездить по дорогам общего пользования, и в некоторых из них предлагается опционная комплектация необходимыми стандартными осветительными приборами. В штатную комплектацию дорожные приборы освещения обычно не входят. Думперы могут даже комплектоваться аутригерами для повышения устойчивости при работе с землеройными навесными орудиями. В конструкции думпера есть черты, как дорожного самосвала, так и строительного фронтального погрузчика. Это связано с функциями, которые выполняет данная машина, и нишей, которую она занимает: как раз между погрузчиками и самосвалами.
Классификация
Как и во многих других случаях, не существует официально утвержденной терминологии и определений по думперам. Часто используется классификация думперов по грузоподъемности.
Стоит упомянуть, чем больше типоразмеры моделей, тем удобнее место оператора: от площадки, на которой он может стоять, и до сиденья с навесом. Ввиду малых размеров и простоты конструкции микродумперы не имеют многих узлов и агрегатов, которыми комплектуются настоящие строительные думперы, – гидростатической трансмиссии, сложной гидросистемы и т. д. Тем не менее, известны модели, для которых в качестве опции к приводу от дизеля предлагается электропривод, что очень удобно для работы в помещениях.
Преимущества
Преимущества думперов проистекают из особенностей их конструкции. При перевозках на коротком плече на стройплощадках производительность и экономичность думперов выше, чем дорожных самосвалов, благодаря хорошей маневренности (могут не разворачиваться в узких местах, а просто двигаться «задом наперед», за счет этого экономятся топливо и время), сравнительно невысокой мощности двигателей и небольшой массе, быстро разгружающемуся кузову и высокой проходимости.
На стройках часто перевозят материалы с помощью фронтальных колесных погрузчиков и погрузчиков с бортовым поворотом. Однако эти машины предназначены, прежде всего, для погрузки, а не транспортировки материалов, поэтому их производительность и экономичность при транспортировке ниже, чем специализированного самосвального транспортного средства. Думпер способен перевезти за один рейс большее количество материала, чем погрузчик с бортовым поворотом.
Кроме того, из ковша погрузчика при перевозке просыпается больше материала, чем из кузова думпера, значит, перевозка в погрузчиках влечет за собой дополнительные расходы по очистке дорог и территории от просыпавшихся материалов. Думперы эффективно работают в паре с погрузчиками разных типов и экскаваторами, цикл погрузки занимает мало времени. Поэтому за счет использования думпера можно повысить производительность, уменьшить время рабочего цикла и сэкономить топливо.
Думперы меньше полноразмерных и тяжелых машин разбивают верхний слой почвы и не повреждают элементы инфраструктурных коммуникаций. Использовать думперы можно круглогодично, имея необходимое сменное оборудование, к примеру, вместо подметальных щеток и поливомоечных установок монтировать снежные отвалы и другие навески. Хочется надеяться, что популярность думперов в России будет расти по мере того, как строители станут лучше узнавать об их преимуществах.
В статье использованы материалы сайта «Основные средства»
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Значение слова «думпер»
Бо́льшая по сравнению с автосамосвалами производительность думперов при работе на коротких расстояниях обусловлена специфической конструкцией этих машин, обеспечивающей им малый радиус поворота, быструю разгрузку и возможность работы «челноком» (без разворота) с одинаковой скоростью движения вперёд и назад. Думперы широко применяются при строительстве дорог, на земляных работах и т. п.; небольшие по сравнению с обычными самосвалами габариты, хорошая маневренность и возможность челночной работы позволяет эффективно применять их в условиях сильно ограниченного пространства горных выработок и строящихся тоннелей.
Думперы имеют короткую базу, что дополнительно увеличивает их маневренность. Ходовая часть машин — обычно колёсная двухосная с широкопрофильными шинами, с большими углами поворота управляемых колёс (иногда имеющих меньший диаметр по сравнению с неуправляемыми), реже — гусеничная (известны также случаи создания в 1930-х годах думперов с полугусеничным движителем, не получивших, однако, сколь-нибудь существенного распространения). Для выполнения челночной работы думперы часто оснащены дублированными органами управления и поворотным сиденьем водителя, как правило — расположенными открыто. Некоторые наиболее компактные модели думперов управляются водителем, идущим следом за машиной, подобно мотоблокам.
ду́мпер
1. самосвальная машина для перевозки сыпучих грузов на короткие расстояния
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
В данной статье мы поговорим о строительных думперах, интересных и оригинальных машинах, которые в настоящее время интенсивно развиваются и все шире используются в различных отраслях.
Прежде всего отметим, что в умах отечественных продавцов и покупателей подчас царит неразбериха – что считать думпером. Многие называют этим термином полноразмерные сочлененные самосвалы. Отчасти эта путаница в названиях связана с таможенной терминологией, где не нашли ничего лучше, как назвать думперами (от англ. dumper – «самосвал») сочлененные самосвалы для того, чтобы отличать их от обычных самосвалов.
Тем не менее на Западе да и у нас строительный думпер – это отнюдь не обычный самосвал, а иной, совершенно определенный вид техники со своими специфическими задачами и особенностями конструкции.
Назначение
Популярные в Европе строительные думперы (site dumper – англ.) происходят от мототележек для перевозки раствора от бетоносмесительных установок к месту укладки бетона. Перевозка различных, главным образом сыпучих и жидких, грузов на стройплощадках на небольшие расстояния – их основное назначение. Конкретная величина допустимого плеча перевозки зависит от типоразмера машины, особенностей ее ходовой части и т. д. В литературе называют цифры – до 1–2 и даже 5 км.
В последние десятилетия думперы приобрели большую популярность и интенсивно развивались. Их достоинства были замечены, и сфера применения расширилась. Теперь думперы могут выполнять на стройке и функции тягачей, их применяют при работах внутри зданий, при садово-парковых и ландшафтных работах, при ремонте дорог и тротуаров, при подземных работах – везде, где из-за тесноты и бездорожья обычные самосвалы работать не могут. Отсюда же следует, что думперы, как правило, меньше обычных самосвалов.
Назначению думперов соответствуют специфические особенности их конструкции.
Особенности конструкции
Характерная черта думперов – это компактность. Думперы, как и следует из их названия, оснащаются самосвальным кузовом, который часто, из-за специфики машины, имеет вид ковша или бункера. Именно по форме кузова думпер можно с первого взгляда отличить от дорожного самосвала. Как правило, кузов расположен впереди, а место водителя – сзади, и машина едет кузовом вперед. Кузов может разгружаться вперед либо на три стороны, поворачиваясь на шарнире или на поворотном столе, может при разгрузке опускаться до земли для уменьшения потерь материала (например, бетона) от просыпания, может подниматься подобно ковшу погрузчика на рычагах для выгрузки в кузова самосвалов. Угол подъема кузова почти вертикальный, за счет чего выгрузка происходит быстро. Существуют думперы с оборудованием для самопогрузки, в дополнение к кузову оснащенные манипулятором с грейфером либо стрелой с небольшим ковшом, как у погрузчика. Кузов может демонтироваться, и на поворотный стол устанавливается сменное оборудование: бетономешалка, ковш погрузчика и т. д.
Ходовая часть думпера может быть колесной или гусеничной. Шасси 4-колесное (у самых малых 3-колесное), как правило, полноприводное (но есть модели с колесной формулой 4х2), с широкой колеей, могут быть управляемыми все 4 колеса, многие модели имеют шарнирно-сочлененную раму. Углы поворота управляемых колес или складывания сочлененных рам большие. Односкатные колеса оснащены внедорожными шинами с развитым протектором. Дорожный просвет большой. Гусеницы, как у всей мини-техники, резиновые, благодаря им думперы могут перемещаться даже по ступеням лестниц в зданиях. У гусеничных моделей, как правило, типоразмеры и грузоподъемность меньше, чем у колесных.
На Западе думперы, как потомки мототележки, обычно имеют открытые кабины. Однако для российского рынка производители опционно снабжают машину закрытой кабиной с отопителем. У многих современных думперов место водителя с органами управления может поворачиваться на 180°, таким образом, машине не нужно разворачиваться в узких местах.
Работа на стройплощадке, под землей и в других местах, где трудятся думперы, достаточно опасна. Для защиты оператора при переворачивании машины и от падающих сверху предметов кабины думперов оборудуются конструкциями ROPS и FOPS, которые могут временно демонтироваться, если машина работает в очень ограниченном по высоте месте.
Трансмиссия гидростатическая или механическая, с реверсом либо с одной или несколькими передачами заднего хода, могут использоваться раздаточные коробки, устройства блокировки дифференциалов, планетарные редукторы в ступицах колес. Мосты обычно жестко крепятся к раме. Тормоза чаще всего гидравлические, многодисковые, в масляной ванне.
В принципе, думперы, особенно больших типоразмеров, могут ездить по дорогам общего пользования, и в некоторых из них предлагается опционная комплектация необходимыми стандартными осветительными приборами. В штатную комплектацию дорожные приборы освещения обычно не входят. По некоторым сведениям, думперы могут даже комплектоваться аутригерами для повышения устойчивости при работе с землеройными навесными орудиями.
Как видим, в конструкции думпера есть черты как дорожного самосвала, так и строительного фронтального погрузчика. Это связано с функциями, которые выполняет данная машина, и нишей, которую она занимает: как раз между погрузчиками и самосвалами.
Классификация
Как и во многих других случаях, не существует официально утвержденной терминологии и определений по думперам. Существуют строительные транспортные средства с самосвальными кузовами совершенно разных типоразмеров и грузоподъемности, вплоть до самых малых. Некоторые специалисты склонны любую, даже самую малую моторизованную транспортировочную машину с самосвальным кузовом огульно называть думпером. Другие считают, что малые транспортные средства, которые управляются идущим сзади оператором с помощью рукояток мотоциклетного типа, – это все же не думперы, а моторизованные тачки (wheelbarrow – англ.) и мототележки (power buggy – англ.) для подвоза бетонного раствора. Классический думпер – это маленький автомобиль с сиденьем для водителя и прочими атрибутами.
В литературе распространена классификация думперов по грузоподъемности. Неизвестно, кто и когда ее ввел, не очень понятно, зачем она нужна, но авторы статей, посвященных думперам, добросовестно переписывают цифры друг у друга. Для сведения пытливого читателя приведем эту классификацию и мы, внеся в нее определенные коррективы.
Микродумперы – машины грузоподъемностью (г/п) примерно до 850–1000 кг. В сущности, это мототележки, так как управляются по большей части идущим сзади оператором, и чем больше типоразмеры моделей, тем удобнее место оператора: от площадки, на которой он может стоять, и до сиденья с навесом. Ввиду малых размеров и простоты конструкции микродумперы не имеют многих узлов и агрегатов, которыми комплектуются настоящие строительные думперы, – гидростатической трансмиссии, сложной гидросистемы и т. д. Тем не менее известны, например, модели, для которых в качестве опции к приводу от дизеля предлагается электропривод, что очень удобно для работы в помещениях.
Мини- и миди-думперы имеют г/п примерно от 850 до 8000 кг. По мнению автора, это и есть классические строительные думперы, о которых мы говорим в данной статье.
Макси-думперы – модели г/п свыше 8000 кг. Налицо отличия от признаков классического думпера: это полноразмерные мощные машины, и предназначены они для горных работ и крупных строек. Известны думперы г/п до 16 т, очевидно, пока это верхний предел возможностей данной техники. Машины г/п свыше 16 т по всем характеристикам уже настоящие сочлененные самосвалы, со скоростью движения около 50 км/ч, штатными световыми приборами и т. д.
Конечно, поскольку стандартов на эти классы не установлено, все приведенные цифры очень приблизительные и каждый производитель создает думперы с грузоподъемностью в зависимости от потребностей покупателей.
Преимущества
Как уже говорилось, думперы занимают нишу между дорожными самосвалами и погрузчиками и обладают определенными преимуществами перед «соседями», что позволяет строительным компаниям за счет применения думперов сократить некоторые статьи производственных расходов. Преимущества думперов проистекают из особенностей их конструкции.
При перевозках на коротком плече на стройплощадках производительность и экономичность думперов выше, чем дорожных самосвалов, благодаря хорошей маневренности (могут не разворачиваться в узких местах, а просто двигаться «задом наперед», за счет этого экономятся топливо и время), сравнительно невысокой мощности двигателей и небольшой массе, быстро разгружающемуся кузову и высокой проходимости.
На стройках часто перевозят материалы с помощью фронтальных колесных погрузчиков и погрузчиков с бортовым поворотом. Однако эти машины предназначены прежде всего для погрузки, а не транспортировки материалов, поэтому их производительность и экономичность при транспортировке ниже, чем специализированного самосвального транспортного средства. Думпер способен перевезти за один рейс большее количество материала, чем погрузчик с бортовым поворотом. Кроме того, из ковша погрузчика при перевозке просыпается больше материала, чем из кузова думпера, значит, перевозка в погрузчиках влечет за собой дополнительные расходы по очистке дорог и территории от просыпавшихся материалов. Думперы эффективно работают в паре с погрузчиками разных типов и экскаваторами, цикл погрузки занимает мало времени. Поэтому за счет использования думпера можно повысить производительность, уменьшить время рабочего цикла и сэкономить топливо.
Вот показательный пример из практики. Одна из строительных компаний при обустройстве полей для гольфа использовала для перевозки материалов сельскохозяйственные мини-тракторы с прицепами. Однако длительность цикла перевозки была высокой, и компания решила попробовать использовать думперы. Благодаря их применению длительность рейса уменьшилась на 40%. А учитывая, что для обустройства одного поля для гольфа требуется более 15 000 т песка, существенная экономия времени и средств налицо.
Думперы меньше полноразмерных и тяжелых машин разбивают верхний слой почвы и не повреждают элементы инфраструктурных коммуникаций.
Использовать думперы можно круглогодично, меняя навесное оборудование: вместо подметальных щеток и поливомоечных установок монтировать снежные отвалы и т. д.
Так как же их называть?
В отечественной литературе встречаются такие названия: мини-самосвалы, компактные мини-самосвалы(!), дамперы, но автору представляется все же самым правильным использовать термин «думперы». Слово «дампер» широко используется для обозначения компьютерных программ. Применение термина «думпер» тем более логично, что слово dumper вошло во многие европейские языки именно как название строительного думпера, а для обозначения дорожного самосвала в этих языках, так же как и в русском, есть собственные слова.
Итак, современный думпер – это строительная машина, оснащенная самосвальным кузовом, предназначенная для перевозки различных грузов (главным образом сыпучих и жидких) на небольшие расстояния на территории стройплощадки. Думперы – многофункциональные машины и могут выполнять ряд других работ в дополнение к основной.
Хочется надеяться, что популярность думперов в России будет расти по мере того, как строители станут лучше узнавать об их преимуществах. Лучшего, чем думпер, средства для быстрой и экономичной перевозки материалов по стройплощадке, пожалуй, не найти. После того как строительная компания попробует использовать эту замечательную машину, она не захочет взамен ничего другого.
Думперы Bergmann
ООО «Эдвардсон эквипмент» (г. Тула) представляет думперы немецкой компании Bergmann Construction Equipment, которая занимается производством этих машин более 40 лет. В производственной линейке Bergmann есть думперы различных типоразмеров для работ разного масштаба, предназначенные как для строительства, так и для коммунальной сферы, сельского хозяйства, горных работ. Все думперы Bergmann характеризуются компактностью и небольшой снаряженной массой, оснащаются гидростатической бесступенчатой трансмиссией. Сиденье оператора располагается сбоку от двигателя, за счет этого уменьшается габаритная высота машин.
Предлагается несколько серий думперов Bergmann.
Серия 1000 из трех моделей г/п 1,6–2,0 т, кузова вместимостью 1,1–1,3 м 3 могут быть с передней либо многосторонней разгрузкой (т. е., поворачиваясь на столе, могут разгружаться под любым углом к продольной оси машины в пределах дуги 180°). Машины оснащаются двигателем мощностью 18,5 кВт, привод на одну ось, скорость – до 23 км/ч. Представлена большая гамма сменного навесного оборудования: вилы для поддонов, подметальная щетка, снежный отвал, солепескоразбрасыватель, водяной бак с дождевальной установкой, дополнительный ковш погрузчика и т. д.
Серия 2000 из шести моделей г/п 3,0–9,0 т, кузова вместимостью 1,15–4,4 м 3 с многосторонней разгрузкой, могут быть на подъемнике. Двигатели мощностью 26,1–74,0 кВт, полный привод, скорость до 23–33 км/ч. Рама жесткая (одна модель) и сочлененная, тормоза дисковые в масляной ванне.
Серия 3000 из трех моделей г/п 9,0–12,0 т, кузова вместимостью 5,1–8,5 м 3 с 3-сторонней, многосторонней и задней разгрузкой. Двигатели мощностью 75,0–119,0 кВт, полный привод, скорость до 30–40 км/ч. Сочлененная рама, тормоза дисковые в масляной ванне. В кабине сиденье оператора поворачивается на 360°.
Предлагается также «коммунальная» мод. GT3006 г/п 5 т, двигатель 119 кВт, скорость – до 40 км/ч, с тремя точками крепления многочисленной гаммы навесного оборудования. Кабина двухместная.
Готовится к выпуску первая гусеничная мод. Bergmann 4010.
Что такое мини-самосвал думпер?
Самосвал — это грузовой автомобиль, прицеп или полуприцеп с механическим устройством для опрокидывания кузова. В большинстве случаев используется гидравлическая система. Кузов бункерного типа или платформа. У некоторых моделей в передней части рамы расположены телескопические подъемники, которые осуществляют наклон всего автомобиля. Есть машины с принудительной выгрузкой (без наклона кузова), для чего на них установлен шнековый конвейер, система эжекторной разгрузки.
Самосвал предназначен для транспортировки сыпучих (насыпных) или навалочных грузов, пригодных для подобного способа выгрузки: грунт, песок, щебень, строительный мусор, зерновые, картофель, удобрения и т.д. Одна из его отличительных особенностей — чрезвычайно прочный материал кузова. В результате, сдача самосвала в аренду является делом выгодным, вследствие надежности «рабочего органа» машины. Для эффективности рекомендуется загружать самосвал не более чем за 4-5 рабочих циклов погрузочной техники.
Классификации самосвалов
По способу выгрузки:
По направлению выгрузки:
По типу кузова:
По назначению:
Особенность конструкции самосвала определяет преимущества: не требуется бригада грузчиков или спецтехника для выгрузки, значительно сокращается время на разгрузочные работы.
Подробнее про мини-самосвалы
Думпер (от англ. Dump – сваливать) – это мини-самосвал повышенной маневренности и проходимости. Такой самосвал может работать по челночной схеме (без разворота). Предназначен для перевозки малых объемов сыпучих грузов на небольшие (1 – 2 км) расстояния. Шасси обычно колесное, с двумя осями. Но может быть и гусеничным. У многих моделей сочлененная рама. Используется в строительстве.
Вопрос не праздный. Дело в том, что в России такие машины не очень распространены, и многие путают их с другой техникой. В частности, указанным термином называют полноразмерные сочлененные самосвалы. Это потому, что так их нарекли таможенные чиновники – чтобы как-то отличать от самосвалов с обычной рамой. Некоторые считают, что правильнее будет сказать – «компактные мини-самосвалы». Это все равно, что «масло масляное». И, наконец, немало тех, кто говорит «дампер». Тоже неверно, потому что данным термином называют компьютерные программы. Единственный вариант – «думпер», уже хотя бы потому, что именно такое слово во многих европейских языках уже закрепилось как наименование строительного мини-самосвала.
Конструктивные особенности мини-самосвала
Отличительная черта думпера – небольшие размеры. Из-за специфики работы самосвальный кузов часто делается в форме бункера или ковша. На многих моделях он располагается перед местом водителя, поэтому машина двигается, как советский Т-16, кузовом вперед. Выгрузку можно производить вперед или на три стороны. В последнем случае кузов поворачивается на специальном столе или на шарнире. Есть модели, в которых при разгрузке ковш опускается до самой земли – чтобы груз меньше просыпался. У других он, как у фронтального погрузчика, способен подниматься вверх на рычагах – если надо высыпать грунт или щебень в кузов «большого» самосвала. Сама выгрузка выполняется быстро, потому что бункер или ковш поднимается почти вертикально. У некоторых думперов есть кран-манипулятор. Для расширения функциональности, вместо кузова можно поставить сменное оборудование: фронтальный ковш, бетономешалку и прочее.
Ходовая часть мини-самосвала гусеничная или колесная. В последнем случае в ней 4 колеса (самые маленькие машинки обходятся и тремя). Она обычно полноприводная, с большим дорожным просветом и широкой колеей. Колеса односкатные, с внедорожными шинами, нередко – все управляемые, с большими углами поворота. Рама часто делается сочлененной. Гусеницы резиновые. По словам очевидцев, благодаря этому, думпер в здании может даже на второй этаж по лестнице взобраться. По сравнению с колесными, гусеничные модели обычно имеют меньшую грузоподъемность. У машин, работающих за рубежом, кабина открытая. В России опционально ставится закрытая, с отоплением. Органы управления, вместе с креслом водителя, могут поворачиваться на 180 град, что очень удобно в узких проходах – машина двигается «челноком», не разворачиваясь.
Поскольку работа на стройплощадке опасна, то, для защиты от падающих предметов и от переворачивания, кабина мини-самосвала оборудуется системами ROPS и FOPS. Если на дороге, по которой ездит думпер, имеются ограничения по высоте, то защиту можно временно демонтировать.
Трансмиссия думпера механическая или гидравлическая. Для движения в обратном направлении предусмотрены передачи заднего хода (одна или несколько) либо реверс. Также могут применяться блокировка дифференциала, раздаточная коробка, планетарные редукторы. Мосты к раме обычно крепятся жестко. Самая популярная конструкция тормозов – многодисковые, гидравлические, в масляной ванне.
Мини-самосвалы, особенно те, что покрупнее, вполне могут передвигаться по дорогам общего пользования. Поэтому думперы комплектуются осветительными приборами – но только опционально, в стандартный набор фары обычно не входят. На некоторых машинах, способных работать с навесным землеройным оборудованием, устанавливаются аутригеры.
Классификация думперов
Какого-либо официального деления мини-самосвалов на ранги не существует. Вот самая распространенная классификация по грузоподъемности (г/п):
Она не слишком верна, потому что среди техники с г/п до 1000 кг часто встречаются модели, которые управляются оператором, идущим сзади. Это мототележки. Они не имеют многих агрегатов и узлов, которые обязательны для «настоящих» думперов. А модели с г/п более 8000 кг представляют собой мощные полноразмерные автомобили. У них тоже есть принципиальные отличия, и назначение совсем другое. Так что классическим думпером надо, все-таки, считать небольшую машину с г/п в среднем диапазоне, которой присущи конструктивные признаки, перечисленные выше.
Преимущества думперов
Думпер, фактически, занимает нишу между фронтальными погрузчиками и дорожными самосвалами. Если он работает по назначению, то есть, перевозит небольшие объемы груза на малые расстояния, то оказывается для своего хозяина очень выгодным. Положительный эффект достигается благодаря особенностям конструкции. По сравнению с дорожным самосвалом, думпер более легкий и маневренный, быстрее разгружается. У него лучше проходимость и сравнительно маломощный двигатель. Все это позволяет экономить время и топливо.
На стройплощадках нередки случаи, когда материалы перевозят фронтальными погрузчиками, которые для транспортировки совсем не предназначены. Поэтому их производительность, а значит, и экономичность будет во всех случаях ниже, чем у специализированного мини-самосвала. К тому же, у погрузчика во время перевозки сыпучих веществ из ковша просыпается больше груза, чем из думпера. А это дополнительные расходы от потери материалов и по очистке территории.
Сказанное можно подкрепить практическим примером. Строительная компания при засыпке полей для гольфа использовала мини-тракторы с прицепами. После применения думперов, время на выполнение одного рейса сократилось на 40%. Нетрудно представить размер полученной выгоды, если учесть, что на одно поле надо завезти около 15 000 тонн песка.
Думпер – это современная многофункциональная машина. Для «своих» условий работы он более полезен, чем техника другого типа. А с учетом его многофункциональности и при наличии полного комплекта сменного оборудования, мини-самосвал можно использовать круглый год. Хотелось бы верить, что популярность этих маленьких тружеников в нашей стране вырастет после того, как владельцы строительных компаний лучше узнают об их достоинствах.