елей освященный что это значит
Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.
Миропомазание
Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.
Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.
Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Елеосвящение (Соборование)
Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.
Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.
Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.
Елеопомазание
Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.
Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Помазание елеем
(Иак 5:14) Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
В Храме Соломона было три уровня — это комнаты или ярусы. На первом этаже хранили зерно, вино и масло. Второй этаж — это место отдыха для священников храма. На верхнем этаже в трёх комнатах хранилось всё золото и серебро — это сокровищница.
В сокровищнице находится ответ Бога, и мы будем черпать из богатства Его славы. Сейчас эти три комнаты находятся на небесах.
Мы сейчас находимся в месте с зерном, вином и маслом — на первом этаже.
Зерно, вино и масло 
Зерно и вино всегда идут вместе — это Причастие .
Масло — елей, символ Святого Духа.
Пора людям нанести елей на себя, на дома, на своих близких. Возможно, это звучит странно и похоже на какое-то суеверие или елей — это что-то из Ветхого Завета? Елей имеет символическое значение, но Бог никогда не пренебрегает самим средством.
(Мк 6:12-13) Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
Иисус всё ещё был с учениками, но они мазали больных маслом и имели результат.
Каким был результат? Было много исцелённых. Там, где применялось масло, здоровье восстанавливалось.
Иисус вознёсся на небо, и началась эра Церкви.
Помазание елеем в Новом Завете
(Иак 5:14-15) Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему.
Священники и прокажённые
Прокажённых помазывали кровью и маслом.
(Лев14:14) И возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит священник на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его.
Это означало, что теперь их ухо и то, что они слышат, освящено. Также благословенно то, что они делают (палец руки) и куда идут (палец ноги). Далее, поверх крови священник наносил масло.
(Лев 14:15-18) И возьмет священник из лога елея и польет на левую свою ладонь; и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа; оставшийся же елей, который на ладони его, возложит священник на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на места, где кровь жертвы повинности; а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, и очистит его священник пред лицем Господа.
Как применять масло в наше время
Сегодня мы не применяем кровь, потому что Кровь Иисуса Христа уже применена к нам. Но мы можем применять масло. Мы можем применять его к нашему дому, помазав двери и косяки. Если вы переживаете за какую-то часть вашего тела, вы можете прикоснуться к ней елеем помазания. Можно нанести масло на лоб.
Когда на Иерусалим должно было обрушиться несчастье, Бог сказал Своим Ангелам:
(Иез 9:3-4) И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак ( масло ).
Как Иаков применил масло
В первый раз масло упоминается в книге Бытие, когда Иаков ушёл из дома, потому что боялся брата. Он остановился в месте, называемое Вефиль — Дом Божий. Там он взял несколько камней и уснул на них. Во сне к нему проговорил Бог.
(Быт 28:14-15) И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
Одни сплошные обещания и никакого условия. Только подумайте — Иаков только что обманул своего отца и брата, но при этом Бог проявил к нему благодать — незаслуженную благосклонность.
Если вы видите в Библии написано «Бог Иакова», а не «Бог Израиля», то эта фраза указывает на благодать Бога.
Бог Иакова защитит тебя и поможет тебе — Он Бог благодати.
Иакову приснилась лестница, идущая в небеса. По ней поднимались и спускались Ангелы.
Когда на землю пришёл Иисус, сказано: «Я видел Духа, сходящего с неба и пребывающего на Нём», — это намёк на лестницу Иакова.
(Ин 1:32) И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
(Ин 1:51) И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Иаков возливал елей на камень.
(Быт 28:18) И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
Вефиль — Дом Божий
Масло тесно связано с Домом Божьим. Именно там вы найдёте Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Где найти елей и все обещания Божьи о защите и заботе? В Доме Божьем. Дом Божий — это не стены из кирпича и не здание. Дом Божий — это когда все мы собираемся вместе.
(Пс 90:9) Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.
Будет правильно, если вы сделаете Дом Божий своей обителью.
Зачастую люди читают Библию поверхностно, но её необходимо исследовать. Если читать псалом 90:9 на иврите, то там можно увидеть слово «масло».
Если вы применяете масло к чему-то, то зло к вам не пристанет.
(Пс 90:9-10) Ибо ты сказал : «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.
Помажьте маслом дом свой и близких. Под благословением и помазанием Господа масло становится елеем помазания — святым маслом.
Святой — отделённый для особой цели.
Диавол не может прикасаться к тому, что свято. Он имеет дело лишь с грязным и нечистым — с тем, на чём есть отметина греха.
Неверие в прощение грехов тоже является пищей сатаны.
Болезнь — это не естественное состояние. Бог никогда не планировал, чтобы человек болел. Бог желает, чтобы человек всегда был здоровым и целостным.
Святой — отделенный, особенный.
Когда вы будете молиться во имя Иисуса Христа, помазание сойдет на масло.
Как появилось масло
Для того, чтобы появилось масло, нужно что-то раздавить. Именно это и произошло с Иисусом в Гефсиманском саду — Он был «раздавлен».
Раньше главным предназначением масла было разжигание миноры в храме. Иисус был «раздавлен» в темноте Гефсиманского сада, чтобы принести свет во тьму мира.
(Лук 22:44) И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Во времена Иисуса, масло второго отжима использовалось в медицинских целях.
После этого Иисус был «раздавлен» еще. Его спина была исполосована плетью. Его ранами мы исцелены.
Третий отжим использовали в качестве мыла, то есть для очищения.
На кресте, Иисус был «раздавлен» под грузом нашего греха. Он пострадал за нас, и мы получили очищение от всех наших грехов.
То же можно сказать о хлебе и вине. Мы не собираем хлеб прямо на поле и не получаем вино прямо с лозы.
Виноград должен быть раздавлен, а хлеб нужно молотить, просеивать и снова молотить, а потом его бросают в печь. Так было и с нашим Господом Иисусом.
Виноград нужно давить и топтать. Священное масло не растёт на оливковом дереве, его нужно выжимать. Также было и с Иисусом. Он любит нас. И масло тоже говорит о Его любви.
Можно обратиться к Господу прямо сейчас.
Молитва 
Отец! Мы приносим Тебе это простое масло и просим Тебя: благослови это масло и сделай его святым елеем помазания, освященным для Твоих целей, предназначенным для славы Господа Иисуса Христа.
Отец! Мы просим, чтобы всё, к чему прикасается это масло, менялось. Пусть болезни сменяются здоровьем и целостностью. Пусть мёртвые воскресают. Во имя Иисуса мы молимся, чтобы этот елей превращал неудачи в успех, бесплодие в плодовитость. Отец! Мы благодарим Тебя за Твою защиту, обеспечение и восстановление.
Что значит слово елей. Елей: что это? Елей церковный
Что такое?
Елеем называют священное масло. Получают его очень непростым способом. Сначала нужно собрать миро, которое источают некоторые иконы и мощи святых. После этого его добавляют в растительное (оливковое) или вазелиновое масло. Кроме этого, в эти составы капают лампадное масло из негаснущих светильников, расположенных строго рядом с иконами. Получившеюся вязкую жидкость разливают в освященные сосуды и продают.
Чаще всего верующие используют елей для исцеления от разных недугов. Его можно использовать для лечения и детей, и взрослых. Чтобы добиться положительного эффекта, нужно знать, как правильно использовать елей.
Целебная сила елея — что такое?
Елеем может быть любое масло, которое было освящено. Теперь нужно узнать и о его свойствах. Во-первых, освященное масло улучшает физическое состояние, снимает болевой синдром, избавляет от головой боли. Во-вторых, он успокаивает. Эффект от применения такого масла наступает очень быстро и сохраняется на длительный промежуток времени.
Самыми сильными целебными свойствами обладает масло, полученное после проведения елеосвящения. Многие люди, страдающие от недугов, приходят в церковь в день проведения обряда, чтобы потом испробовать на себе его чудотворный эффект.
Елей, который был освящен у лампад в местах великой силы, также считается сильнодействующим. То же говорят и о священном масле, которые было привезено вместе с мощами православных святых и иконами.
Для избавления от головной боли нужно наносить на виски. При сильных аллергиях, экземах и кожных высыпаниях поврежденные участки кожи обрабатываются марлей или ватным тампоном, обмакнутым в священный состав. После этого тампон или марля обязательно сжигается! Выбрасывать их категорически запрещено.
Церковный елей подходит для лечения всех заболеваний. Он может исцелить даже от бесплодия. Для этого достаточно наносить его на низ живота.
Хранить елей дома нужно рядом с иконами. Важно помнить при пользовании елеем, что такое масло нельзя ставить в холодильник и рядом с сильными источниками тепла (печь, батарея, нагревательные приборы), но это действительно так. Это может негативно сказаться на его свойствах.
Как приготовить это масло и как хранить его
Теперь рассмотрим, как готовится елей, что это за состав такой? Готовится оно очень строго. Главным тут является чистое оливковое масло, при необходимости добавляются благовонные компоненты. Затем священнослужитель читает особые молитвы в зависимости от того, для чего предназначен будет елей.
Также есть масла, которые были освящены на мощах, они могут обладать чудотворной силой. И очень полезны для тех, кто болен духовно или телесно.
Хранить такое масло нужно возле домашнего алтаря или там, где стоят иконы. Для него можно приобрести особую емкость, которая продается при храмах. Не рекомендуется держать его в холодильнике или в аптечке.
Как пользоваться освященным маслом?
Применять состав в лечебных целях прежде всего могут истинно верующие христиане. Так как исцеление приходит не только от самого елея, но и от веры и молитв. Люди, следующие по Божьему пути, быстрее всего ощутят на себе чудотворные свойства масла. Если болезнь сильная и долгое время не отпускает, важно посещать все причастия и исповеди, читать молитвы перед сном и с утра, а также изучать библию.
Наносить масло нужно на больной участок тела перед сном. Делать это нужно крестообразно, начиная от правой стороны к левой четко над местом, нуждающимся в исцелении. После нанесения нужно втирать масло до полного впитывания. Также наносить елей можно с помощью освященной церковной кисти или фитиля свечи, купленной в церкви.
Символизм елея
Отдельного рассмотрения заслуживает библейское понимание и четкий ответ на вопрос о том, это что такое. Елеем в Священном Писании называли оливкое масло. Он упоминается в книге 20 раз. В Ветхом Завете он использовался для помазания головы первосвященника и его потомков, окропления Скинии и для того, чтобы отметить святых и избранных.
В Новом Завете помазание елеем встречается лишь четыре раза. Причина всех этих процедур остается неясной, хотя и говорится о том, что священное масло наносили на голову в период благополучия, достатка, изобильного урожая, празднеств и торжеств. Человек с елеем на голове считался благословенным и успешным.
Также масло наносили для того, чтобы снискать радость, силу и защиту от Бога, его благословение и расположение. Такой елей нужно было обновлять каждый день через помазание.
Сам процесс помазания являлся актом передачи сверхъестественной силы и способностей определенному человеку.
Если говорить о том, важно ли использование елея современными верующими, то однозначного ответа нет. В Библии нет никаких четких указаний в отношении этого, хотя и запрета на данный обряд тоже нет.
Образ елея по важности и частоте упоминания занимает в Библии одно из ведущих мест. Давайте рассмотрим, как елей использовали в библейские времена.
РАДОСТЬ, ИСЦЕЛЕНИЕ, ОСВЯЩЕНИЕ
Елей – это оливковое масло, которое получается путем отжима плодов масличного дерева. Нам всем знаком этот плод, сейчас его можно купить в любом магазине. В современных Палестине и Израиле (на их территории и происходит основное действие библейского повествования) маслина – самое распространенное плодовое дерево. А оливковое масло – один из важнейших продуктов питания как в древности, так и теперь.
Однако елей использовали не только для приготовления пищи, на основе его изготовлялись благовония и притирания. Самого дорогого и почетного гостя на Ближнем Востоке в древности чествовали тем, что на голову выливали елей. Кожа и волосы при этом становились блестящими, лоснящимися, что должно было символизировать материальный избыток и радость, от которых сияет лицо. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Пс. 133:1-3). Об Иисусе Христе сказано: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 45:6-7). Одним из признаков скорби, сильной печали или покаяния был у древних евреев отказ от использования елея.
Елеем также обрабатывали в древности раны, чтобы смягчить их и снять воспаление. Вспомните, что сделал добрый самарянин для человека, избитого разбойниками: он «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).
Елей также является образом исцеления. В Писании неоднократно описывается, как больных мазали елеем. В Новом Завете есть специальное установление об этом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:14-15). Следует четко осознавать, что сам по себе елей не обладает никакой исцеляющей силой. Важен не ритуал помазания больного, даже не столь важно, кто именно совершает помазание – пресвитер, пастор или епископ. Елей лишь символизирует исцеляющее действие Бога, которое происходит по вере человека.
Еще один образ елея – освящение. В ритуалах, касающихся скинии собрания, жертвенника и храма, освящение занимало одно из важнейших мест. Это была целая процедура, включающая в себя множество элементов, но завершалась она специальным помазанием елеем. «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его» (Лев. 8:10-12). Также и в установлении очищения от проказы помазание елеем заканчивало обряд, совершаемый священником.
ЦАРЬ, СВЯЩЕННИК И ПРОРОК
Первосвященника, как мы уже упоминали, помазывали елеем в знак того, что он освящался Богом, но еще это символизировало особые полномочия и положение перед Богом.
Царей также помазывали на царство елеем. Так было с Саулом, Давидом и Соломоном. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его» (1 Цар. 16:13). «И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!» (2 Цар. 1:39).
Илия помазал Елисея на пророческое служение. «Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы помажь в пророка вместо себя» (1 Цар 19:16).
Елей поэтому символизирует особые полномочия и статус священников, царей и пророков в Израиле.
ГЛАВНЫЙ ОБРАЗ ЕЛЕЯ
Все эти образы елея очень важны, но не они являются главными. Дух Святой — самое важное, что символизирует елей. Ведь именно перечисленные символы – исцеление, освящение, радость, избыток – относятся к действию, производимому Духом Святым. И елей напрямую в Библии связывается именно с пребыванием Духа Божьего на человеке. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13).
Дух Святой до пришествия Христа на эту землю действовал в мире иначе, чем теперь. Он нисходил только на священников, царей и пророков, производя особое действие, которое сопровождалось помазанием елеем, поэтому они назывались помазанниками.
Это были прообразы Иисуса Христа, Который соединил в Себе Первосвященника, Царя и Пророка. Само Его Имя – Христос – означает не что иное, как Помазанник. Так звучит в греческом написании древнееврейское слово «машиах» (от глагола машах – мазать маслом), что означает «помазанный». Христос, придя в синагогу, прочитал о Себе из книги Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19).
В Новом Завете после служения, крестной смерти и воскресения Христа действие Духа Святого вступило в новое качество, стало более мощным и всеобъемлющим. Теперь каждый, принявший Иисуса Христа в сердце как Спасителя, получает Духа Святого, Который пребывает с человеком постоянно, совершая в нем Свое действ ие. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян 2:17).
ПОМАЗАННИКИ НОВОГО ЗАВЕТА
Помазание (особое действие Духа Святого), пребывающее на всяком христианине, наставляет и учит его. «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2:27). Это не значит, что имеющему Святого Духа нет нужды слушать поучения наставников или не нужно учиться, здесь речь идет не об этом. Христос говорил о том, в чем будет наставлять людей Дух Святой: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:7-14). Дух Святой безошибочно подскажет христианину, если в учение проникнет что-либо, принижающее славу Христа, обесценивающее Его жертву.
Теперь всякий верующий в Иисуса Христа имеет Духа Святого и, значит, имеет особые полномочия и способности, которые в Ветхом Завете были доступны только помазанникам: царям, священникам и пророкам, потому что все это производит тот же самый Дух Святой. Об этом прямо говорится в первом послании Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Помазание елеем означает постоянное пребывание Духа Святого в жизни верующего, его отождествление с Помазанником – Иисусом Христом. Но если в Ветхом Завете это действие производилось физически, то есть на голову особо избранного человека возливался елей, то теперь помазание следует воспринимать в духовном смысле, и оно пребывает на всяком верующем.
Итак, образ елея – это символ Духа Святого, Его радости, исцеляющей силы, утешения, назидания и освящения, которое Он дарует верующим. Христиане – новозаветные помазанники Божьи, на которых постоянно пребывает елей Духа Святого, «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Станислав БУЛАНОВ
Вы можете редакции, отправив письмо по адресу или или [email protected]
Значения слова елей. Что такое елей?
Еле́й (др.-греч. ἔλαιον — оливковое масло) — церковнославянское название оливкового, а позже и другого растительного масла в православном церковном обиходе. Елей (оливковое масло) применялся с древних времен для ухода за кожей.
ЕЛЕЙ [от греч. ἔλαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением.
Елей – освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление.
Православная энциклопедия «Азбука веры»
Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994
ЕЛЕЙ Старинное русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX в., объединяло два вида оливкового масла — высший сорт, называемый прованским, и низший сорт — «деревянное» масло.
Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства
Елей-Игай — река в России, протекает в Томской области. Устье реки находится в 957 км по правому берегу реки Васюган. Длина реки составляет 12 км. По данным государственного водного реестра России относится к Верхнеобскому бассейновому округу.
Маслина, масло, елей
Маслина, масло, елей I. М. — вечнозеленое дерево, широко распространенное в Палестине, а также его плод. М. культурная, именуемая оливой ((Olea europaea sativa) евр. зайит; греч. элайа)…
Библейская энциклопедия Брокгауза
ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ — в правосл. богослужении общее наименование различных видов помазания освященным елеем (см. статьи Елей, Елеосвящение, Крещение), в первую очередь помазания верных елеем на всенощном бдении.
ЕЛЕОПОМА́ЗАНИЕ — обряд, совершаемый в правосл. ц. на празничном всенощном бдении. Во время литии происходит благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (оливкового масла, употребляемого для горения в лампадах перед иконами).
Гуманитарный словарь. — 2002
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование; греч. τὸ εὐχέλαιον (ἅϒίον ἔλαιον), букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия…
Елеосвяще́ние (или собо́рование) — таинство православной и католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, одно из семи таинств, служащее по учению православной и католической церквей духовным врачеванием от телесных недугов.
Соборование (елеосвящение) Соборование, или Елеосвящение, – одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.
ЕЛЕЙ, МАСЛО (OIL)
О елее, или масле, в Библии упоминается около двухсот раз. Эти упоминания располагаются на двух полюсах ряда: одни относятся к употреблению масла в повседневной жизни, а другие – к его использованию в особых или даже священных случаях.
В библейские времена масло получали из разных источников – животных, растительных и минеральных. Во Втор. 32:13 и Иов. 29:6 есть поэтический образ елея, который источается из скалы как символ плодородия и процветания. В некоторых иудейских преданиях дерево жизни в Едеме считалось масличным деревом, символизирующим значение масла в повседневной жизни. Масло было одним из основных продуктов в обетованной земле (4Цар. 18:32; Иер. 40:10). Оно употреблялось для множества целей: как составная часть пищи (3Цар. 17:12), как косметическое средство (Еккл. 9:7–8), как горючее для светильников (Исх. 25:6), как лекарство (Ис. 1:6). Масло было также важным экспортным товаром (3Цар. 5:11). Кроме того, елей использовался в жертвоприношениях и при помазании для введения в должность.
Самым распространенным источником масла были маслины. Их сбивали с деревьев шестами (Ис. 17:6), а затем превращали в мягкую массу. Когда эту массу помещали в плетеные корзины, из них вытекало самое чистое масло самого высокого качества, называвшееся «выбитым елеем», о котором не раз упоминается в Библии (Исх. 27:20, 29:40; Лев. 24:2; Чис. 28:5; 3Цар. 5:11). После извлечения самого чистого масла более низкосортное масло получали выдавливанием и нагреванием массы.
Масло в повседневной жизни
. Наряду с другими продуктами, такими как зерно и вино, масло считалось выражением самой сути жизни, знаком благословления и милости Бога, которые можно было утратить в результате непослушания (Втор. 11:13–17). Оно употреблялось в пищу, а также при выпечке хлеба и жарке. Вкус манны напоминал лепешки с елеем (Чис. 11:8).
В некоторых случаях помазание елеем носило вполне обыденный характер. В климате, в котором сухость кожи вызывала проблемы, особенно для путников, помазание елеем освежало и восстанавливало силы (Пс. 22:5, где в буквальном смысле имеется в виду лечебное масло, которым смазывали пораненную овцу в загоне в конце дня). В других местах помазание елеем служит образом веселого и праздничного настроения (Пс. 103:15; Еккл. 9:8). Есть также намеки на помазание елеем как на честь, которую оказывают гостю (Лк. 7:46).
Масло широко употреблялось также как лечебная мазь. Пс. 22:5 показывает это в пасторальной обстановке с пастырем, умащивающим порезы или ушибы овцы. Масло ценилось и как целебное средство для людей. Масло смягчало раны, и в Иак. 5:14 оно связывается с Божьим активным вмешательством в ответ на молитвы людей.
Еще одним светским применением масла было его использование как горючего для светильников. Во времена Иисуса обычно пользовались небольшими ручными лампами. С учетом их малой вместимости важное значение имел запас горючего, и такая ситуация легла в основу одной из притчей Иисуса (Мф. 25:3–8).
Использование масла в особых случаях
. На другом конце спектра елей в Библии связывается с одним из самых торжественных и впечатляющих обрядов ветхозаветной религиозной и гражданской жизни. Елей использовался в ритуальном помазании для отделения пророка (Ис. 61:1), священника (Лев. 8:30) или царя (1Цар. 10:1). О елее помазания говорится как о «елее радости», учитывая праздничную атмосферу события.
Яркая тема помазания проходит через весь Ветхий Завет в виде упоминаний об обещанном избавителе, который дважды называется «Помазанником», или Мессией (Дан. 9:25–26). Помазание это метафорическое, его совершает Святой Дух (Пс. 2:2; Ис. 61:1). В Новом Завете символика помазания связывается с Иисусом, Мессией (Евр. 1:9), в том числе с помазанием Его ног Марией (Ин. 12), а также с помазанием Его тела (Ин. 19:39–40).
Другим примером значения елея служит ветхозаветное поклонение, в котором он приобретает сакральный смысл. Елей использовался во всесожжении и смешивался с различными пищевыми приношениями. Он занимал также видное место в обрядовом очищении. Ощущение привкуса елея вызывают у читателя около сотни упоминаний о нем в последних четырех книгах Пятикнижия.
Даже физические свойства елея помазания демонстрировали богатство этого образа. Прежде всего елей был ароматным. Основой различных душистых лосьонов служило оливковое масло, но в Исх. 30:22–33 при описании особого елея помазания из редких и дорогих благовоний говорится о тончайших примесях. Большинство из них привозили из таких далеких стран, как Индия. Ароматическими благовониями славились Персия, Индия и Аравия. Елей из смирны (Исх. 30:23) отличался особенно душистым запахом (Пс. 44:9; Притч. 7:17). Другими ингредиентами ароматного елея помазания были корица и бальзам.
. Такие особенности древней культуры и жизни, естественно, становились богатыми источниками символов. Обладание елеем было признаком процветания и изобилия, равно как и Божьего обеспечения (Иов. 29:6; Иоил. 2:24). Масличное дерево в Суд. 9:9 хвасталось, что его туком «чествуют богов и людей». Обольстительные слова врага сравниваются с мягкостью масла (Пс. 54:22). Завлекающие речи неразборчивой в половых связях жены мягче елея (Притч. 5:3).
Божье благоволение сравнивается с помазанием головы елеем (Пс. 22:5, 44:8, 91:11), и такое же сравнение используется при изображении единения паломников (Пс. 132:1–2). В Песни песней превозносится любовь женщины, наполненная благоуханием ее аромата, в котором выражается сама любовь (Песн. 4:10). Доброе имя лучше дорогой масти (Еккл. 7:1, здесь образ основывается на игре слов – «имя» [sem
См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, МАЗЬ, ПОМАЗАНИЕ, СВЕТИЛЬНИК.
ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ. См. ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ.
Значение слова елей
елей в словаре кроссвордиста
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. церк. лат. и немецк. оливковое, деревянное масло. Святой елей, освященный по обрядам церкви, для помазания христиан в разных случаях.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
елея, мн. нет, м. (греч. elaion).
Оливковое масло, употр. в церковной службе (церк.).
перен. О чем-н. успокаивающем, исцеляющем душевные боли и т. п. (поэт.). Ранам совести моей твоих речей благоуханных отраден чистый был елей. Пушкин.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я, м. Оливковое масло, употр. в церковных обрядах. Помазание елеем.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Оливковое масло, используемое в церковном обиходе.
Низший сорт оливкового масла; деревянное масло.
перен. То, что успокаивает, исцеляет душевные боли.
перен. Преувеличенная любезность, приторная ласковость в речах, в обращении; слащавость.