если нет европротокола при аварии что делать
Как оформить ДТП без бланка по Европротоколу?
С развитием законодательства в сфере правил дорожного движения одним из самых часто встречающихся слов стало – Европротокол. Это документ, разработанный и принятый в действие в европейских странах, а теперь и в России. Он позволяет оформлять дорожно-транспортное происшествие без привлечения инспекторов ГИБДД. Все прекрасно знают, как долго, порой, приходится ожидать ведомственный автомобиль даже если участники аварии только соприкоснулись бамперами.
Для того, чтобы воспользоваться правом оформить ДТП самостоятельно, нужно учесть пять условий:
Итак, если все условия соблюдены, оформляем извещение о ДТП. Обычно бланки выдают в страховой компании, когда вы приходите оформить ОСАГО. По стандартам Европротокола достаточно заполнения одного такого бланка, чтобы пострадавший мог приложить его к своему заявлению о возмещении убытка.
А что делать, если у участников аварии такого бланка не оказалось?
Главный риск – то, что виновник, например, может не доехать до ГИБДД с Вами, а может сослаться на занятость и отстать по дороге. Конечно, впоследствии можно будет привлечь его за скрытие с места аварии, но время и нервы понадобятся в тройном размере.
В инспекции оба участника дадут объяснения. По итогам опросов и просмотра фото-видео, будет составлена справка о ДТП, а на виновника составлен протокол об административном нарушении. Все полученные документы пострадавшему будет необходимо предоставить в страховую компанию вместе с заявлением о возмещении убытков.
Интересное видео
ДТП без европротокола: быть или не быть
Вопросы, рассмотренные в материале:
К оформлению ДТП без европротокола можно и нужно прибегать, если есть ряд условий. Например, если причинен значительный ущерб, если есть пострадавшие или же участники не могут прийти к согласию касательно того, кто из них виновен в происшествии. В случае небольшой потертости на бампере оформление европротокола избавляет участников ДТП от необходимости подолгу ждать вызванных инспекторов ГИБДД, выслушивая ругань вставших в вынужденную пробку других автолюбителей.
Однако до сих пор многие автомобилисты предпочитают оформлять ДТП по старинке. Все дело в том, что некоторые повреждения сложно оценить визуально, да и страховые компании пока еще настороженно относятся к европротоколам, подозревая в них попытку получить деньги за подставные аварии. Давайте же разберемся, стоит ли оформлять ДТП без европротокола.
Условия оформления европротокола
Не каждый автомобилист понимает, что такое европротокол. Данная процедура представляет собой оформление дорожно-транспортного происшествия без вызова полиции. Участники аварии на месте производят заполнение нужной документации, чтобы получить денежную компенсацию по страховке.
Оформление европротокола привычное действие для жителей европейских стран, именно поэтому данная процедура так называется. Воспользоваться упрощенной схемой оформления аварии можно в любой точке нашей страны. Ваш автомобиль может быть зарегистрирован в Санкт-Петербурге, при этом авария произойдет в Красноярске, не важно, зафиксировать аварию таким способом все равно получится.
Ранее до 1.10.2019 по закону допускалось заполнение европротокола на бумажном носителе. Однако с 1.10.2019 информацию об аварии нужно вносить в автоматизированную систему с помощью приложения. Важно, чтобы в страховую фирму были отправлены реальные фото, а также данные со спутника.
С 10.11.2019 разрешено вносить информацию о ДТП в электронную форму извещения, используя приложение «Помощник ОСАГО». Оно было создано Банком России вместе с Российским союзом автостраховщиков. Воспользоваться данным приложением смогут только те граждане, кто зарегистрирован на сайте gosuslugi.ru в следующих регионах: Татарстан, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
В каких случаях можно оформить европротокол:
В таком случае, когда автомобилисты решили, кто виновен в ДТП, можно оформить европротокол, не обращаясь в полицию. Действовать нужно следующим образом: оба водителя вносят информацию в бланк извещения, в нем необходимо описать участников аварии, а также транспортные средства, детали произошедшего. Важно сделать фотографии, приложить видео ДТП.
Затем вместе с этим извещением водитель, признанный потерпевшим, отправляется в страховую фирму, где ему должны предоставить материальную компенсацию.
Однако у европротокола есть и другие особенности. Например, если участники аварии решили не обращаться в полицию и зафиксировали ДТП сами, размер денежных выплат по страховке составит до 100 000 руб. Если после аварии вы понимаете, что ремонт машины обойдется дороже, стоит вызвать работников полиции.
По европротоколу можно получить компенсацию от страховой компании в размере до 400 000 руб., когда оба автомобилиста согласны с тем, почему произошла авария, кто виноват, а также сделали фотографии с помощью приложений «Помощник ОСАГО» либо «ДТП Европротокол».
Обратите внимание! При заполнении извещения вносите верные данные, в противном случае страховая фирма не будет выплачивать компенсацию. Если же у одного из водителей нет полиса ОСАГО, получить материальные выплаты не получится.
Действия водителей после ДТП
Если случилось дорожно-транспортное происшествие, многие автомобилисты начинают паниковать. Важно оставаться собранным и вести себя правильно, иначе вы допустите непростительные ошибки и не сможете получить материальное возмещение от страховой фирмы.
Как действовать, если произошла авария? Каждый шаг водителя прописан в ПДД. Не важно, кто был инициатором ДТП, алгоритм действий всегда одинаковый:
Если действовать не по описанному выше алгоритму, страховая фирма не станет выплачивать возмещение. Когда один из участников ДТП покинул место аварии, его могут лишить водительских прав.
Достоинства и недостатки европротокола
Из-за этого некоторые автомобилисты предпочитают вызывать полицию, если произошла авария, а не оформлять ее по упрощенной схеме, чтобы оградить себя от подобных проблем. Однако в большинстве случаев, если сделать все правильно, составление европротокола выгоднее, чем обращение к сотрудникам ДПС. Если извещение будет грамотно заполнено, страховая фирма выплатит возмещение.
Оформление ДТП без бланка европротокола
Как оформить ДТП без европротокола, к примеру, когда у водителей нет бланка?
В этом случае следует позвонить друзьям или родственникам, они привезут вам бланк. Либо можно обратиться к другим автомобилистам на месте, где произошла авария.
Даже если бланка ни у кого нет, важно сразу же сделать фото- и видеосъемку места ДТП, зафиксировать, как расположены машины.
Важно! Если у вас нет бланка либо у виновника аварии отсутствует полис ОСАГО, вы уверены, что лимит возмещения по европротоколу не покроет расходы на ремонт авто, звоните сотрудникам ДПС.
Может быть и такое, что в ходе телефонного разговора полицейские порекомендуют на месте составить схему ДТП без европротокола и без вызова ГИБДД (если участники согласны с тем, кто виновен), поставить подписи, заверить документ подписями свидетелей, если они есть, а затем отправиться в полицию.
Однако в таком случае, если виновник аварии недобросовестный, он может не поехать в полицию, сказав, что у него нет времени. Если такое произойдет, его привлекут к ответственности за то, что он скрылся с места происшествия.
В полиции водители должны описать аварию. После получения необходимой информации и оценки фотографий, видеосъемки сотрудники полиции составят справку об аварии. На виновника также оформят протокол об административном нарушении. Эту документацию пострадавший должен принести в страховую фирму и написать заявление о выплате компенсации.
С 10.11.2019 можно оформить электронный европротокол с помощью мобильного приложения. Таким образом данные о ДТП, причиненном вреде, водителях сразу попадут в единую систему обязательного страхования, также будет оформлено электронное извещение. Сделать это можно с помощью приложений «Помощник ОСАГО» либо «ДТП Европротокол». Они действуют в Республике Татарстан, Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В каких случаях можно воспользоваться приложением «Помощник ОСАГО»:
Как оформить аварию по упрощенной схеме с помощью приложения «Помощник ОСАГО»:
Почему многие водители предпочитают оформлять ДТП без европротокола, вызывая ГИБДД
Достаточно часто происходят ДТП без оформления европротокола, потому что водители не знают, как правильно действовать. Специалисты рекомендуют фиксировать аварию самостоятельно, если она небольшая, при этом соблюдены все условия для использования упрощенной схемы оформления ДТП. Такой подход позволит быстро освободить дорогу от поврежденных авто и сразу же заполнить извещение.
Однако важно проверить, что у второго водителя не поддельный полис ОСАГО, для этого следует позвонить по номеру, указанному в документе. Случается такое, что полис настоящий, но страховая фирма обанкротилась. В этой ситуации возмещение будет выплачивать РСА. Единственный минус — компенсацию придется ждать в течение длительного времени.
Сотрудники страховых компаний считают, что следующие действия помогут обезопасить себя от мошенничества тех, кто организует подставные аварии с европротоколом:
Работники полиции предлагают ввести экзаменационные билеты с вопросами о том, как правильно оформлять ДТП по упрощенной схеме.
Поэтому нужно быть готовыми к тому, что этот способ фиксации аварий будет запущен повсеместно. Специалист по страхованию сообщил, что однажды с ним произошло ДТП, однако второй водитель не захотел составлять европротокол. В результате пришлось в течение нескольких часов ждать полицию, при этом на дороге стояли авто, попавшие в аварию, и мешали проезду других автомобилистов.
Если бы стороны договорились оформить аварию по упрощенной схеме, ситуация разрешилась бы в считанные минуты. В этом заключается главное достоинство данного способа фиксации: если после ДТП у вашего авто поцарапано крыло, не стоит часами ждать приезда сотрудников ДПС.
Как оформить ДТП по европротоколу
1. В каких случаях можно оформить ДТП по европротоколу?
Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.
2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?
В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:
Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.
Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.
Такими средствами могут быть устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильное приложение, интегрированное с порталом государственных услуг РФ.
3. Как оформить ДТП по европротоколу?
1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения — включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.
2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО. Сфотографируйте место ДТП и повреждения автомобилей, полученные в результате столкновения.
3. Вместе со вторым участником ДТП оповестите свои страховые компании о ДТП одним из способов:
Обратите внимание! Эти способы подходят, если потерпевший рассчитывает на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей, но у вас и второго участника ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, либо если нет разногласий и потерпевший рассчитывает на страховое возмещение до 400 тысяч рублей.
Если нет разногласий, но сообщить о ДТП указанными выше способами невозможно, потерпевшая сторона вправе рассчитывать на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей. В таком случае уведомить страховую компанию о ДТП можно по телефону. Проследите, чтобы второй участник ДТП сделал то же самое.
4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) — штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).
5. Вместе со вторым участником ДТП заполните извещение о ДТП (европротокол) в мобильном приложении или бумажном виде. В первом случае детали ДТП внесите в электронную форму, во втором — в бумажную.
4. Как заполнить бумажный европротокол?
Правила заполнения европротокола (извещения о ДТП):
5. Нужно ли после оформления ДТП по европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?
Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору каско при оформлении ДТП по европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.
6. Что делать после того, как ДТП оформлено?
Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия, вы должны в течение пяти дней уведомить (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) свою страховую компанию о ДТП.
Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.
Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).
Как я ремонтировала автомобиль по европротоколу
И почему пожалела, что оформила его
В ноябре 2020 года под знаком «Уступи дорогу» в мою машину врезался Опель.
Дело было в Казани. В центре оформления ДТП страховщики порекомендовали оформить ДТП по европротоколу. Повреждения автомобиля казались незначительными, и я согласилась. Но когда мне пришлось восстанавливать автомобиль по ОСАГО, я пожалела о своем решении.
Расскажу в статье, стоит ли соглашаться на облегченную процедуру оформления.
Как я попала в аварию и почему выбрала европротокол
На момент аварии мой водительский стаж составлял 2,5 месяца, и на дороге я вела себя максимально осторожно: по городу не разгонялась больше 60 километров в час; на перекрестках притормаживала, если сомневалась, что успею проехать на зеленый.
Удар получился несильный: подушка безопасности у Опеля не сработала, но повреждения были на обеих машинах. На моей треснул и слетел с креплений задний бампер, разбился светоотражатель и выпала лампочка подсветки номера. На дверце багажника образовалась вмятина и повредилось лакокрасочное покрытие. На машине виновницы аварии были похожие повреждения, но спереди: помялся капот, слетел с креплений и треснул бампер, разбилась правая фара.
Я хорошо помнила правила дорожного движения, поэтому действовала по инструкции: включила аварийку, поставила знак аварийной остановки и начала звонить в страховую, чтобы уточнить, что делать дальше.
В это время мимо проезжала машина ГИБДД. Сотрудники инспекции остановились, выяснили обстоятельства, но оформлять ДТП отказались. Посоветовали сфотографировать место аварии, нарисовать схему и посетить центр оформления ДТП. Они помогли виновнице аварии завести машину — поправили клемму аккумулятора, которая сдвинулась из-за удара — и отправились по своим делам.
Как я оформляла аварию по европротоколу
В Казани есть Центр оформления ДТП — совместный проект ГИБДД и компании-продавца автомобилей с пробегом «Автосеть-рф». Центр расположен в большом помещении с кучей кабинетов и несколькими терминалами. Есть кабинет, где сотрудники ГИБДД оформляют ДТП по стандартной схеме. В других кабинетах сидят представители разных страховых компаний, консультируют по вопросам, связанным с автогражданкой. Там же есть платежный терминал, в котором виновник аварии может заплатить штраф.
Мне кажется, что Центр сильно разгружает дороги и облегчает процесс. Если участники аварии останутся на месте ждать экипаж ГИБДД, они надолго перекроют или ограничат движение. Если между участниками нет спора, кто виноват в аварии, проще зарисовать схему, а формальности оформить в Центре.
Людей в Центре всегда очень много. У входа сидит администратор, к которой мы с виновницей аварии обратились с вопросами. Она выяснила страховую компанию виновницы ДТП; спросила, есть ли у нас схема аварии, и предложила оформить европротокол — облегченную процедуру оформляют без участия ГИБДД.
Представитель «Ренессанса» визуально оценил ущерб в 30—40 тысяч рублей. Он не переставал между делом нахваливать европротокол:
Я подумала и согласилась: решила сэкономить время.
Мы вернулись в офис, нам выдали бланк для оформления ДТП. Схема, которую мы нарисовали на месте аварии, нужна, чтобы точно перерисовать ее в бланк. Фотографии с места аварии вообще не потребовались. Наверное, они нужны, если возникнут разногласия с виновником аварии или если страховщики засомневаются, что авария действительно была. Дальше с этой схемой нужно идти либо к сотрудникам ГИБДД, либо к страховщикам. Поскольку мы выбрали европротокол, нам предстояло потратить время в очереди к страховщикам и самостоятельно заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии.
Чтобы не терять время на очередь, администратор предложила свои услуги: за 1000 Р она сама заполняет извещение и передает его в мою страховую — «Росгосстрах». Виновница аварии через терминал оплатила услугу, администратор за 10 минут заполнила извещение. Нам осталось проверить, правильно ли вписаны сведения, и подписать документ.
Действительно, все было очень быстро. Минуты через три мне на телефон пришло сообщение от страховой: дело зарегистрировано, вот ссылка на страницу компании, где можно отслеживать статус.
Как я получила возмещение по ОСАГО
Сразу после смс мне позвонила сотрудница «Росгосстраха» и сказала, что мне нужно пройти диагностику повреждений автомобиля. Для этого требовалось подогнать машину к партнеру «Росгосстраха».
Сотрудница предложила несколько адресов на выбор и записала меня на удобное время.
В интернете много страшилок о том, как страховщики занижают сумму возмещения и настаивают на ремонте в непонятном сервисе. Поэтому накануне осмотра я подготовилась к диагностике: перечитала массу информации, как вести себя со страховщиками и какие права у меня есть. К сожалению, информация оказалась противоречивой. На одних сайтах пишут, что я могу выбирать — забрать возмещение деньгами или согласиться на ремонт; на других — что с 2019 года страховые не перечисляют деньги на личные счета потерпевших.
С ремонтом тоже много непонятного. Например, я так и не поняла: можно выбирать любой автосервис или только партнера страховой? Единственное, что я четко уяснила, — необходимо проконтролировать, чтобы в акте осмотра указали все повреждения.
Но главное, информация в интернете не помогла решить, настаивать на возмещении деньгами или соглашаться на ремонт. На всякий случай, если в денежной компенсации категорически откажут, я нашла автосервис, который меня устроил. По отзывам пользователей мне больше всего понравился сервисный центр официального дилера Рено. К тому же он числится партнером «Росгосстраха», и я была уверена, что хотя бы с сервисом проблем не возникнет.
Как диагностировали повреждения
Визуальная диагностика. В назначенное время я подъехала в диагностический центр. Специалист сразу спросил, хочу ли я получить деньги на счет или обратиться в автосервис. Выбрать можно любой сертифицированный автосервис, а не только среди партнеров «Росгосстраха». Сертификация автоцентра — услуга добровольная, то есть владелец мастерской сам решает, получать ему документ или нет. Но если автоцентр не прошел сертификацию, страховщики с ним не работают. Например, если я хочу отремонтировать машину в гараже у соседа, мне придется получить возмещение на свой банковский счет, а потом этими деньгами расплачиваться с соседом за ремонт.
Я честно призналась специалисту, что не знаю, как лучше поступить: согласиться на компенсацию или на ремонт. Он предложил сначала провести диагностику повреждений, а потом уже решать.
В итоге в акте осмотра автомобиля специалист перечислил ремонт только видимых повреждений:
Хорошо, что разбитый светоотражатель я подобрала на месте аварии и сунула в багажник. Иначе мне пришлось бы доказывать, что он разбился при аварии. Но не уверена, что я смогла бы это доказать: светоотражатель не попал на фотографии с места аварии, потому что залетел под машину.
В последний раз я взвесила все за и против и выбрала ремонт у официального дилера.
Диагностика в автосервисе. Примерно через неделю после визуального осмотра мне позвонили из автосервиса и попросили подъехать для повторной диагностики. В этот раз машину нужно было оставить в сервисе на несколько часов.
В сервисе менеджер заполнил акт приема-передачи автомобиля. Когда заполнял документ, спросил, чистая машина или грязная. Я не успела ее помыть и думала, что меня отправят на мойку, которую нужно будет оплатить. Но оказалось, что на грязной машине нельзя увидеть царапины, сколы и вмятины. Поэтому после диагностики я не смогу обвинить сервис, что они поцарапали мне машину. Я подписала пункт, что не буду предъявлять претензии к повреждениям — не хотела тратить время на поиски мойки. Перед диагностикой машину помыли сотрудники сервиса и засняли на видео все повреждения.
Менеджер рассказал, что будет дальше. В течение двух недель после диагностики менеджер автосервиса составляет смету расходов, согласовывает ее со мной и передает страховщикам на оплату. Страховая перечислит деньги по смете, менеджер заказывает детали для ремонта. Когда детали поступят в автосервис, машину загоняют на ремонт.
Я имела право взыскать эти 20 000 Р с виновницы в ДТП через суд, но тогда я об этом не знала. Для этого мне пришлось бы предоставить документы, подтверждающие размер страхового возмещения и стоимость ремонта. Виновник ДТП в свою очередь имеет право привлечь стороннего эксперта и оспорить эти цифры.
Я объяснила менеджеру ситуацию и попросила тайм-аут: обещала связаться с ним и дать ответ, когда вернусь в Россию. Попросила распечатать смету или переслать документ мне на почту. Правила автосервиса запрещают так делать, но менеджер разрешил сфотографировать экран компьютера с открытой программой 1С. Документов было три: в одном — калькуляции автозапчастей, во втором — калькуляция кузовного ремонта, в третьем — калькуляция на покраску с материалами. Но меня интересовала только стоимость автозапчастей, поэтому я сфотографировала только соответствующую страницу.
На рынке автозапчасти стоят дешевле, но когда ремонтируешь машину по ОСАГО, сервис рассчитывает ремонт по прайсу Российской ассоциации страховщиков (РСА) — в прайсе цены в 1,5—2 раза выше, чем на рынке.
Как я отремонтировала автомобиль
За две недели у меня была возможность остыть, внимательно рассмотреть смету и понять, почему выросла цена. Например, во время визуальной диагностики специалист даже не заглядывал в багажник — и это странно. Если ты каждый день осматриваешь автомобили после аварии, должен предполагать возможные повреждения. Оказалось, что от удара пол багажника немного сместился — это видно без диагностики скрытых повреждений и можно сфотографировать.
Дополнительные 10 000 Р стоили эмблема бренда и надписи Renault и Sandero. Эти элементы снимают, чтобы выправить вмятину и покрасить дверь багажника. Но они одноразовые и дилер не стал бы приклеивать их снова. Возможно, если бы я взяла деньги, мне бы переклеили старые эмблемы с помощью двустороннего скотча, но официальный дилер так не заморачивается. Оставлять машину без надписей и эмблемы мне не хотелось. Плюс при капитальной диагностике мастер обнаружил скол краски на внутренней стороне заднего левого крыла, поэтому смета на кузовные и покрасочные работы тоже подросла.
я заплатила за ремонт автомобиля после аварии
При расчетах мы с менеджером не учли, что из сметы надо убрать еще и среднюю часть панели задка и пересчитать стоимость работы. Наверно, менеджер пересчитал все позже, потому что доплачивать в итоге мне ничего не пришлось.
Согласованную смету отправили в «Росгосстрах». Когда страховщики оплатили счет, менеджер заказал автозапчасти. На перечисление средств страховщика и ожидание запчастей ушло чуть больше месяца.
Я ставила машину на ремонт по стандартной схеме: позвонил менеджер, согласовали время, подписали акт приема-сдачи автомобиля. Но меня впечатлила процедура осмотра автомобиля. Менеджер попросил включить зажигание, чтобы сфотографировать пробег и индикатор уровня топлива, а также — вещи в бардачке и багажнике. На подголовник надел пакет, а на водительское сиденье и на пол постелил одноразовые пеленки. Возможно, это стандартная процедура, но мне не с чем сравнивать. Так сервис страхует себя от возможных претензий, например: слили бензин, украли из бардачка кошелек с деньгами или вытащили запаску из багажника.
Менеджер пообещал, что машину отремонтируют за 3—5 дней. В итоге отремонтировали за 4.
Я осмотрела машину и подписала акт выполненных работ. Единственный момент, который сейчас мне не нравится — все бумаги я подписывала в двух экземплярах: один — для автосервиса, второй — для «Росгосстраха». У меня на руках никаких подтверждающих документов не осталось.