Гоголь пропавшая грамота чему учит
Анализ произведения Пропавшая грамота Гоголя
Произведение является составной частью сказочного сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанной в жанре народного фольклора.
Повествование в повести ведется от лица красноречивого дьяка по имени Фома Григорьевич, рассказывающего увлекательную историю в стиле украинских традиций с использованием фантастического сюжета и оригинального писательского стиля, сочетающего страшное, интересное, необычное.
Композиционная структура повести выстраивается посредством рассказа о жизни отдельно взятых героев, которые в целом создают единый собирательный образ, при этом завязка повести представляется в виде пропажи важного послания для императрице.
Сюжетная линия произведения разворачивается вокруг путешествия казака к потусторонним силам с целью возврата украденной шапки, в которую зашит ценный документ в виде грамоты, представленного писателем в юмористической форме.
Отличительной особенностью повести является мастерское использование писателем фольклорных традиций, создающих живые картины, зримые, ощутимые, самобытные, захватывающие читательское воображение. При этом автор применяет яркий пафос, колоритные зарисовки, а также принцип романтизма, позволяющий разделить реальную действительность с вымыслом.
Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении простого человека, любящего жизнь, верящего в торжество справедливости, умеющего бороться со злом и заслуживающего уважения даже при наличии отдельных пороков и отрицательных качеств.
Своеобразием повести является использование фантастических элементов, которые приближаются автором к реальной действительности и народному быту. Кроме того, применение авторских лирических и философских отступлений позволяет писателю охарактеризовать запорожское население, а также отдельных украинцев, представляющих собой уникальное явление.
Средствами художественной выразительности в повести представляются прибаутки, присказки, подчеркивающие оригинальность и колоритность произведения, ярко демонстрирующие бесовские происки, являющиеся мотивом договоренности человека и нечистой силы.
2 вариант
Повесть “Пропавшая грамота” была написана Н.В.Гоголем предположительно в 1828-1831 голах. Рукописный вариант произведения значительно превышал по размеру печатную редакцию. Писатель исключил из повести некоторые фрагменты, описывающие путешествие деда дьячка, при этом Гоголь полностью сохранил рукописный сюжет и стиль повествования. Первая публикация повести состоялась в 1831 году в первой книге “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
Повесть учит держать свое слово, ответственно подходить к поручениям. В произведении показано, что сперва нужно сделать дело, а потом уже можно гулять.
Диканьский дьяк Фома Григорьевич рассказывает историю, которая приключилась с его дедом.
Однажды вельможный гетман посылал к царице грамоту с дедом рассказчика. Дед не любил долго собираться, зашил грамоту в шапку, вывел коня, да и поехал по поручению. На другой день он уже был в Конотопе, где в ту пору стояла ярмарка. Дед решил раздобыть себе огниво и табаку. На ярмарке герой повстречал запорожца, вместе они устроили попойку. Дальнейший путь уже продолжили втроем: запорожец, дед и приставший к ним гуляка.
Вечером запорожец рассказал приятелям о том, что продал душу нечестивому. Он попросил их не поспать одну ночь и не выдать его черту. Казаки с готовностью согласились. Однако ночью всех сморил мертветский сон. Наутро они увидели, что запорожец пропал, а вместе с ним исчезли конь деда и шапка.
Дед сильно сокрушался о пропаже шапки, в которой была зашита грамота. Но никто не могу ему помочь. Обратился тогда он за советом к шинкарю. Тот научил деда, как отыскать черта, чтобы потребовать у него назад гетманскую грамоту. Шинкарь посоветовал казаку в глухую ночь отправиться в лес. Ночью цыгане выходят из нор и куют железо. Однако дед должен не обращая внимание на стук идти по узкой тропинке, никуда не сворачивая. В конце наказал шинкарь деду взять собой золото, которое нечисть любит.
Сделал дед все, что советовал ему старик. Набил карманы золотом и отправился в лес, как-только начало темнеть. Узкая тропинка привела казака к реке, на берегу которой вокруг костра сидели мрачные, страшные люди. На его приветствия они не обращали внимание. Тогда достал дед деньги и кинул им. Все сразу переменилось. Оказался дед в пекле, вокруг него черти и ведьмы плясали. Нечисть пригласила его за стол, уставленный яствами. Но не одно блюдо, за которое брался казак, не попадало ему в рот.
Потребовал дед у нечисти свою шапку с грамотой. Предложила одна ведьма ему сыграть на нее в дурня три раза с условием, что если казак выиграет хоть раз, то ему ее вернут, а если нет, то навсегда в пекле останется. Дет согласился. Два раза он проиграл. На третий, незаметно перекрестив карты, выиграл. Упала тут шапка деду прямо в лицо. Потребовал тогда он коня своего, но нечисть показала ему лишь кости. Казак уговорил чертей и ведьм вернуть его на землю. Дьявольский конь вынес его из пекла. Не удержавшись в седле, казак упал на крышу своего дома. Отдохнув несколько дней, герой снова отправляется с грамотой. Ехал он и день, и ночь не останавливаясь, пока не доехал до самой царицы и не отдал ей грамоту.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Пропавшая грамота
Популярные сегодня темы
Многие европейские художники писали картину на религиозную тематику. На Руси больше было принято писать иконы и религиозных картин не так много, так как они относятся все-таки больше к искусству, а не к религии
Радда является главной героиней рассказа Горького о жизни настоящих цыган «Макар Чудра». Молодая, дерзкая и своенравная цыганка дочка солдата Данилы.
Одним из основных персонажей произведения является Прокл Севастьянович, супруг главной героини Дарьи, недавно скончавшийся.
Виталий Валентинович Бианки – всемирно известный детский писатель о природе, о ее проявлениях, на счету которого тысячи издательств, которые не теряют своей актуальности и в настоящее время.
Во время войны, люди которые просто не могли сидеть, сложа руки, начали партизанскую войну против армии Наполеона.
“Пропавшая грамота”, анализ повести Гоголя
Повесть Николая Васильевича Гоголя “Пропавшая грамота” является заключительным произведением в первой книге “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Впервые она была напечатана в 1831 году. Если сравнивать печатный вариант повести с рукописью, то он существенно сокращен: исчезли детали в описаниях и характеристиках персонажей.
Но от этого произведение не утратило свой колорит и оригинальность. Гоголь в “Пропавшей грамоте” не берет факты из одного источника, а щедро использует фольклор, создает образы и характеры персонажей,
Повествование идет от лица дьяка Фомы Григорьевича. Именно он в деталях и красках передает читателям захватывающую историю. Такой прием очень удачно соединяет народный фольклор, украинские традиции, фантастический сюжет и оригинальный писательский стиль.
Автор устами дьяка предупреждает читателя, что его ждет смесь страшного, интересного и необычного, интригует с первых слов. Далее Гоголь своим уникальным стилем повествования (где простым, где философским, а где с юмором) рассказывает читателю о жизни отдельно взятых героев, создавая собирательный образ.
История о путешествии казака к потусторонним силам за украденной шапкой близка известной легенде о Разбойнике Мадее. Сюжет схож, но Гоголь добавил в текст повести непередаваемый малороссийский колорит, сделав произведение понятней и ближе простому человеку. Выгодно отличают повесть фантастические элементы, ведь события и герои не всегда вписываются в рамки понятного и реалистичного.
Писатель легко освобождает себя от штампов и шаблонов, реализовывает свой творческий потенциал с большой долей свободы. Огромную услугу оказывает автору его юмор, который приближает самое фантастическое к реальной жизни и быту. Со временем это станет визитной карточкой Гоголя, будет привлекать к его творчеству новых поклонников.
Демонологический персонаж персонифицирован и максимально отождествляет выходцев из народа, придавая им характеры обычных людей. Только у Гоголя “черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек”. Темное потустороннее и реальное светлое сосуществуют у Гоголя в одном пространстве.
Вместе с тем, автор не забывает разделять реальность с вымыслом, напоминать всем о границе между двумя мирами, придерживаясь принципа Романтизма.
В финале повести светлые силы побеждают темные. Герой выполняет свою миссию по спасению грамоты только благодаря тому, что вовремя вспоминает о силе крестного знамения. Грамота спасена, демон побежден, справедливость восторжествовала.
Исследователи творчества Гоголя утверждают, что Николай Васильевич был глубоко религиозен, досконально знал Библию, поэтому мог легко и красочно создавать образы, близкие христианству.
Гоголь знает и умело пользуется украинскими фольклорными традициями. Источником его литературного багажа стали собственные наблюдения, впечатления и анализ. А сила художественного слова помогла писателю создать живую картину – зримую, ощутимую, самобытную, захватывающую воображение.
Имея в своем арсенале такие знания, автор дополняет их пафосом, колоритными зарисовками, заставляет каждого читателя проникнуться жизнью народа, прочувствовать все ее особенности.
В “Пропавшей грамоте” Гоголь еще раз показал, что простой человек с его тягой и любовью к жизни, верой в торжество справедливости и умением сражаться со злом заслуживает огромной любви и уважения, несмотря на отдельные пороки и отрицательные черты.
Related posts:
Фантастическое и реальное в произведениях Н.В. Гоголя. Повесть «Пропавшая грамота». 5-й класс
Разделы: Литература
Класс: 5
Вид урока: Обучение анализу художественного произведения.
Форма урока: Беседа проблемного характера с элементами анализа художественного произведения.
«А нуте яку-нибудь страховинну казочку!»
Н.В. Гоголь
1. Организационный момент.
Установка: (звучит музыкальное вступление – украинские мелодии)
– Произведение какого автора вы читали к этому уроку? (Повесть Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота”)
– А какая книга Н.В.Гоголя была выпущена в 1831 году? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”).
Учитель: Дорогие ребята! По музыкальному вступлению к уроку вы, конечно же, догадались, что сегодня нам снова предстоит встреча с полюбившимися уже героями гоголевских «Вечеров на хуторе близь Диканьки». Когда эта книга вышла в свет, она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. На прошлом уроке мы прочитали повесть Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота «, завершающую первую часть цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть имеет подзаголовок «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви». Сегодня мы познакомимся с ней поближе, попробуем разобраться в ней. Да, ребята, Н.В.Гоголь родился более 200 лет тому назад. А мы до сих пор помним этого автора благодаря его произведениям. Вот сегодня мы с вами на примере повести, которую вы прочитали, попробуем доказать: За счёт чего автору удаётся достичь “искренней, непринуждённой весёлости”? Что в повести фантастическое и что реальное?
2. Рассказ о писателе (говорят по очереди ученики)
– Один раз лет эдак 180 тому назад задумалось вельможному гетьману послать зачем-то к царице грамоту. Позвал тогдашний полковой писарь к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом. Дед не любил долго собираться и отправился в путь, не предполагая, что придётся ему пережить намало приключений. Так начинается повесть “Пропавшая грамота”. “Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!” Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт-Петербурге пасечника Рудого Панька. “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов” – писал А.С. Пушкин.
– Столь высоко оценённые Пушкиным повести вышли в 1831 году, а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Николаю Васильевичу Гоголю 22 года.
Родился же автор “Вечеров…” то ли в самих Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорождённого Марию Ивановну: “Славный будет сын”. Так оно и вышло.
Детство Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую “Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию”, куда заносил любопытные словечки, фамилия, прозвища, предания, бытовые сценки.
Уже в Петербурге, стремясь быть полезным человечеству, учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях.
– Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки, Татьяны Семёновны. В её комнатах было полным-полно всяких коробочек, шкатулочек и безделушек, так что Никошу, как его тогда называли, так и тянуло в её комнаты. Сами знаете, какие сокровища бывают у бабушек. Так вот, она могла подолгу рассказывать про запорожских казаков, среди которых был и его славный предок Остап Гоголь. А ещё знала бабушка массу народных песен и сказок, которые не всегда оканчивались всеобщим пиром да свадьбой.
Когда Гоголь был маленьким, Татьяна Семеновна, рассказывала ему о божественной лестнице: ее спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего… Последними словами Гоголя были: “Лестницу! Поскорее давай лестницу!”
3. Актуализация знаний. Сюжет и композиция.
О чём рассказывается в повести? (дети по очереди передают содержание выполненных дома иллюстраций и дублируют их на доске, чтобы материал оставался перед глазами в течение урока).
В центре повести – история о том, как дед играл с чертями в дурня (составление перепутанных частей учениками)
План повести | Элементы повести |
Вступление | |
1. Деду поручено отвести грамоту к царице. | I. Экспозиция |
2. Знакомство с запорожцем. | II. Завязка |
3. Грамота пропала. | III. Кульминация |
4. Дед возвращает грамоту и отвозит царице. | IV. Развязка |
Заключение. |
Композиция этой повести рассказ в рассказе, т. к. автор передаёт историю Фомы Григорьевича, а Фома Григорьевич – историю деда. Вступление и заключение – обрамление повести
4. Рассказ учителя (история создания повести)
Черновой автограф повести написан чернилами на четырёх листах большого формата (с оборотом) убористым почерком с многочисленными поправками и помарками. Заглавие отсутствует. Текст черновика “Пропавшей грамоты” значительно превышает по размеру окончательную, печатную редакцию, не имея сколько-нибудь принципиального отличия от неё в сюжетном и в стилевом отношении, однако даёт многочисленные варианты и разночтения. При отделке повести отпали целые фрагменты, не включенные Гоголем в окончательную редакцию. Так, в печатный текст не вошло ни подробное описание путешествия деда из пекла на хромом, ни эпизод с горшками, надувавшими щёки. Отброшен ряд колоритных деталей. Так, при характеристике деда в черновой редакции указывалось, что он “один, бывало, иной раз выходил на медведя, а подчас и пяти человек умять ему было так же, как нашему брату отпеть воскресный кондак”. Автограф повести не даёт достаточных данных для определения времени её написания. Начата, по-видимому, в 1828 году. Подтверждением этому служит письмо Гоголя к матери от 23 мая 1829 года, в котором он просил описать подробности различных карточных игр, популярных в украинском обиходе. Публикация “Пропавшей грамоты” в первой книге “Вечеров…” (цензурное разрешение датировано 26 мая 1831 года) означает, что работа над повестью была завершена не позже апреля — мая 1831 года..
5. Жанр произведения.
Работа с таблицей с использованием литературоведческого словаря.
Фома Григорьевич | Н.В. Гоголь | Некоторые исследователи | |
Точка зрения на жанр | Сказка | Быль | Легенда |
Обоснование | На первом месте – фантастические события, нечистая сила | Главная – реальная часть, в центре внимания – история деда с грамотой | Соединяет реальное и фантастическое |
Чья точка зрения вам ближе? Почему Н. В. Гоголь называет своё произведение былью? (Писатель выдвигает на первый план реальную историю, она для него является главной в произведении, т.е. повесть, действительно, призвана обратить внимание читателя на её нравственную сторону).
6. Словарная работа.
(Выходит ученик под украинскую музыку в костюме черта и проводит данную игру)
1. Что дед потерял по дороге к царице? (Шапку)
Что было в руках у жены деда, когда он вернулся домой? (Веретено)
Какие музыкальные инструменты упоминаются в повести “Пропавшая грамота”? (Валторна, бубен) (см. Рис. 1)
2. Дивчина-девушка
Жупан – род кафтана
Люлька– трубка
Оселедец – длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо
Парубок – парень
Хутор – небольшая деревушка
Чуб – длинный клок волос на голове
Шинкарь – хозяин питейного заведения, трактирщик (см. Рис. 2)
Пекло – ад
Чумаки – обозники, едущие в Крым за солью и рыбой
Пасичник – пчеловод
Гопак, горлица – украинские танцы
7. Краткий пересказ повести “Пропавшая грамота” по плану с выборочным чтением.
8. Чтобы лучше понять смысл произведения, обратимся к его образам.
– Кто является главным героем произведения?
– Почему именно ему поручили такое важное дело – грамоту царице увезти? Торопится исполнить поручение гетьмана, ценит его доверие, ведь быть гонцом к царице – почётно!
– Что случилось с дедом после встречи с запорожцем? («Не успел пройти двадцати шагов – навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля, и тюлька с медною цепочкою по самые пяты – запорожец, да и только!»)
– Какие чувства испытывает дед, проснувшись утром и обнаружив пропажу и запорожца, и грамоты, и даже коня? (Дед не сдержал казацкого слова, данного запорожцу: «Больно было ему крепко, что не сдержал казацкого слова!» Он не выполнил поручения гетьмана, не оправдал его доверия: «Вот тебе и гетьманский гонец! Вот и привёз грамоту царице!» Герою стыдно за свой поступок).
– Какие черты характера проявил дед в этом эпизоде «Дед играет с ведьмами в дурня»? (Дед проявил в данном эпизоде такие качества характера, как находчивость, смекалку, самообладание. Благодаря этим качествам и ему удалось разгадать хитрость нечистой силы, вызволить шапку с грамотой, вернуться домой, выполнив поручение гетьмана).
Дома вы должны были составить план истории, “как ведьмы играли с покойным дедом в дурака”.
– Какой урок получил главный герой повести? Чему учит Н.В. Гоголь и нас с вами?
Путешествие в ад совершает герой “Пропавшей грамоты”, где подвергается “бесовскому обморачиванию”. (см. Приложение 1)
9. Фантастическое и реальное в повести.
– Какие герои “Пропавшей грамоты” встретились вам ранее в народных, волшебных сказках? (ведьмы, черти). Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках.
– Где грань реального и фантастического в произведении? (Найти в тексте)
10. Заключение урока. Выводы.
– О чем это произведение?
– Постарайтесь определить его главную идею.
– Как Гоголь в подзаголовке называет это произведение? (“быль, рассказанная дьячком”)
– Верите ли вы автору?
– Как бы вы сами определили жанр произведения, которое прочитали?
Сможем ли мы ограничить это произведение одним литературным жанром? Почему?
(Быт (жизнь украинского народа) и Юмор – здесь слились воедино, образуя новый жанр – “Гоголевский жанр”)
– Виновата ли нечистая сила в пропаже грамоты? (В пропаже грамоты виноват дед, т. к. он, загулявшись на ярмарке, забыл о порученном деле настолько, что поменялся с запорожцем шапкой, в которой была зашита грамота гетьмана царице. Этим автор ещё раз указывает нам на то, что всё зависит от самого человека. Значит, образы нечистой силы даны для того, чтобы сделать повесть интересной, увлекательной для читателя. Сверхъестественные силы в повести кажутся нестрашными, потому что похожи на людей (едят, пьют, танцуют, издеваются, шалят, играют в карты, веселятся); изображены с юмором: комические прозвища, обращения (шельма, хрычовка, старый бес, два поросёнка), ситуации и речь (игра в карты, танцы нечисти, переговоры на пароме); герой одолевает их, подчиняет себе (Дед пугает крестным знамением, добивается грамоты и коня).
– Можно ли сказать, что это «страховинна казочка». (Это поучительная история в форме занимательного рассказа)
– Чему учит повесть «Пропавшая грамота»? Почему она так называется?
(Повесть Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» учит и развлекает: ненавязчиво, в форме занимательной истории преподносит урок читателю. Пропавшая грамота в повести – напоминание о долге, об ответственности за порученное дело, данное обещание).
11. Домашнее задание. Сочините веселую сказку, в которой происходят невероятные происшествия, герои попадают в смешные положения и само повествование вызывает смех.
«Пропавшая грамота», анализ повести Гоголя
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Пропавшая грамота» является заключительным произведением в первой книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые она была напечатана в 1831 году. Если сравнивать печатный вариант повести с рукописью, то он существенно сокращен: исчезли детали в описаниях и характеристиках персонажей. Но от этого произведение не утратило свой колорит и оригинальность. Гоголь в «Пропавшей грамоте» не берет факты из одного источника, а щедро использует фольклор, создает образы и характеры персонажей, которые близки представителям простого народа.
Повествование идет от лица дьяка Фомы Григорьевича. Именно он в деталях и красках передает читателям захватывающую историю. Такой прием очень удачно соединяет народный фольклор, украинские традиции, фантастический сюжет и оригинальный писательский стиль. Автор устами дьяка предупреждает читателя, что его ждет смесь страшного, интересного и необычного, интригует с первых слов. Далее Гоголь своим уникальным стилем повествования (где простым, где философским, а где с юмором) рассказывает читателю о жизни отдельно взятых героев, создавая собирательный образ. Ведь такие случаи и такие персонажи были практически в каждом селении.
История о путешествии казака к потусторонним силам за украденной шапкой близка известной легенде о разбойнике Мадее. Сюжет схож, но Гоголь добавил в текст повести непередаваемый малороссийский колорит, сделав произведение понятней и ближе простому человеку. Выгодно отличают повесть фантастические элементы, ведь события и герои не всегда вписываются в рамки понятного и реалистичного. Писатель легко освобождает себя от штампов и шаблонов, реализовывает свой творческий потенциал с большой долей свободы. Огромную услугу оказывает автору его юмор, который приближает самое фантастическое к реальной жизни и быту. Со временем это станет визитной карточкой Гоголя, будет привлекать к его творчеству новых поклонников.
Демонологический персонаж персонифицирован и максимально отождествляет выходцев из народа, придавая им характеры обычных людей. Только у Гоголя «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек». Темное потустороннее и реальное светлое сосуществуют у Гоголя в одном пространстве. Вместе с тем, автор не забывает разделять реальность с вымыслом, напоминать всем о границе между двумя мирами, придерживаясь принципа романтизма.
В финале повести светлые силы побеждают темные. Герой выполняет свою миссию по спасению грамоты только благодаря тому, что вовремя вспоминает о силе крестного знамения. Грамота спасена, демон побежден, справедливость восторжествовала. Исследователи творчества Гоголя утверждают, что Николай Васильевич был глубоко религиозен, досконально знал Библию, поэтому мог легко и красочно создавать образы, близкие христианству.
Гоголь знает и умело пользуется украинскими фольклорными традициями. Источником его литературного багажа стали собственные наблюдения, впечатления и анализ. А сила художественного слова помогла писателю создать живую картину – зримую, ощутимую, самобытную, захватывающую воображение. Имея в своем арсенале такие знания, автор дополняет их пафосом, колоритными зарисовками, заставляет каждого читателя проникнуться жизнью народа, прочувствовать все ее особенности.
В «Пропавшей грамоте» Гоголь еще раз показал, что простой человек с его тягой и любовью к жизни, верой в торжество справедливости и умением сражаться со злом заслуживает огромной любви и уважения, несмотря на отдельные пороки и отрицательные черты.