Группы компенсирующей направленности в доу что это
Консультация «Группа компенсирующей направленности в детском саду: в чем отличие?»
Группа компенсирующей направленности в детском саду: в чем отличие?
В детском саду «Ласточка» функционируют две группы компенсирующей направленности: старшая группа и подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Часто эти группы называют «логопедические» так как с воспитанниками именно этих групп ежедневно занимается логопед и другие специалисты.
Среди родителей дошкольников бытуют два мнения о логопедической группе.
В отличии от «обычных» групп, логопедическую группу ребенку нужно посещать регулярно, так как программный материал подразумевает постепенное усложнение, необходимость многократного повторения. Только в таком случае коррекционная работа будет успешна и будет виден ее результат.
В логопедических группах родителям рекомендуют закреплять усвоенный материал и предлагаются задания для закрепления изученного материала, которые нужно выполнять вместе с ребенком. Такой комплексный подход обеспечивает полноценное усвоение ребенком специальной образовательной программы, у ребенка значительно расширяется словарный запас, формируются грамматический строй речи, навыки правильного письма, происходит подробное знакомство со звукобуквенным анализом. Дети обучаются связанно излагать свои мысли, рассказывать по картинкам, пересказывать тексты. А это значит, что к началу школьного обучения у дошкольника будут сформированы все компоненты необходимые для успешного обучения в школе.
Практика показывает, что современные логопедические группы лучше готовят детей к школе, чем обычные. В остальном же логопедическая группа ни в чем не отличается от обычной – тот же распорядок дня, те же прогулки, игры, те же утренники, то же самое питание.
Очень важно чтобы к 7 годам у ребенка сформировалась ясная и понятная речь. Это поможет ему в школе чувствовать себя раскованно, легко находить друзей и не стесняться отвечать на уроках.
Опыт работы в детском саду показывает, что нарушения речи у детей встречаются довольно часто. Такие дети, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи логопеда. Многие родители не понимают серьёзность речевых нарушений и значимость логопедических групп. Иногда логопед сталкиваться с такой ситуацией, когда родители 5–6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи, считая, что речь их ребенка нормальна или само собой нормализуется в школе. И родители отказываются от логопедической группы под самыми разными предлогами забывая при этом о правах ребенка.
Таким образом, логопедическая группа детского сада — не добро и не зло, это необходимость для тех детей, кто нуждается в коррекции речи. Поэтому, уважаемые родители, если педагоги детского сада предлагают вашего ребёнка перевести в логопедическую группу — не расстраивайтесь — это не катастрофа, это ему во благо! Не упускайте шанс полноценно и грамотно подготовить ребенка к самому важному и ответственному этапу жизни – школьному обучению. Желаем Вам, добра, мудрости вам и правильных решений.
Консультация «Детям о Блокаде Ленинграда» в старшей группе компенсирующей направленности 27 января – одна из самых значимых дат для петербуржцев — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. К этой исторической.
Фотоотчет «Космос» в группе компенсирующей направленности Группа компенсирующей направленности. Всю неделю с детьми проходили беседы о космосе. Показано фильмов, чтение книг, иллюстраций. Все дети.
Непосредственная образовательная деятельность «Остров дружбы» подготовительная группа компенсирующей направленности Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Физическое развитие».
Группы компенсирующей направленности в доу что это
Ребенок с особенностями развития может получать дошкольное образование:
Группы компенсирующей направленности детского сада – это группы, по сути специализирующиеся на работе с детьми со схожими особенностями развития: с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), с иными ОВЗ.
Группы комбинированной направленности детского сада – это группы, в которых организуется совместное воспитание и образование здоровых детей и детей с ОВЗ.
Группы оздоровительной направленности детского сада предназначены для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.
Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8–10,5-часового пребывания); продленного дня (13–14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Различные программы дошкольного образования могут реализовываться и в лекотеках, и в центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи, различных детских, в том числе реабилитационных, центрах, стационарных организациях социального обслуживания населения (интернатах). Деятельность по реализации образовательных программ возможна при наличии лицензии на реализацию общеобразовательной программы или программы дополнительного образования определенной направленности. Важно знать, на реализацию каких образовательных программ получена лицензия у соответствующей организации: общеобразовательных программ дошкольного образования или программ дополнительного образования определенной направленности.
Общеобразовательные программы должны отвечать федеральным стандартам общего образования, что обеспечивает определенные требования к содержанию образования, условиям его предоставления, включая коррекционные занятия, требования к результаты обучения по ним. Требования и результат обучения по дополнительным образовательным программам зависят от содержания конкретной программы, задействованных педагогов и специалистов, других ресурсов, выбор которых полностью зависит от усмотрения организации, ее реализующей. Разница важна: общеобразовательная программа – обязанность государства. Общеобразовательная программа не может быть заменена на дополнительную, поскольку общее образование обязательно. Т.е. предложение заниматься реабилитацией в центре психолого-медико-социального сопровождения по дополнительной образовательной программе не является исполнением обязанности по обеспечению доступа ребенка к общему образованию – к обучению по общеобразовательной программе дошкольного образования.
Важно: получение дошкольного образования в стационарной организации социального обслуживания населения (доме-интернате) не может рассматриваться как условие воспитания, наиболее благоприятное для ребенка, и возможно только с согласия родителей.
Выбор родителями конкретной дошкольной образовательной организации или группы обусловлен соответствием условий обучения в организации, включая реализуемую в ней образовательную программу, – интересам ребенка и семьи.
Ребенок с особенностями развития может получать дошкольное образование в обычной (общеразвивающей) группе детского сада. Правовых преград для этого нет. Однако, если особенности развития ребенка таковы, что для его успешной социализации и обучения нужны специальные условия, то эти специальные условия дошкольная организация может создать только на основании заключения ПМПК (дошкольная организация будет получать на создание специальных условий дополнительное финансирование на основании заключения ПМПК). Родители могут выбрать обычную группу детского сада для обучения ребенка, но если педагоги дошкольной организации придут к выводу, что они не справляются с поставленными задачами по воспитанию и обучению ребенка имеющимися в их распоряжении ресурсами, то встанет вопрос о том, что обучение и воспитание ребенка в таких условиях не отвечает его интересам. И тогда будет необходимо заключение ПМПК для создания ребенку специальных условий в этой дошкольной организации или группе или для перевода ребенка в дошкольную организацию, где имеются необходимые для его обучения условия.
Поэтому нам надо взвесить способности и возможности ребенка и, опираясь на рекомендации специалистов:
— либо попробовать получать дошкольное образование без создания специальных условий (для чего не требуется заключение ПМПК);
— либо пройти ПМПК и получить заключение с рекомендациями о специальных условиях обучения, чтобы устраиваться в группу или дошкольную организацию, где будут созданы ребенку специальные условия обучения.
Если у нас есть заключение ПМПК, то выбор родителями конкретной дошкольной образовательной организации и группы обусловлен рекомендациями ПМПК о том, по какой программе ребенку рекомендовано обучаться, какие методы обучения и воспитания должны использоваться при обучении, специальные учебные пособия, технические средства обучения, потребность в услугах ассистента (помощника), коррекционных занятиях, а также условия доступности (возможность передвигаться, воспринимать информацию доступным способом) и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Т.е. задача родителей – найти образовательное учреждение, в котором созданы те условия, которые необходимы ребенку, или они могут быть созданы.
Если мы желаем, чтобы ребенок обучался в отдельной (специализированной) дошкольной организации, например для детей с задержкой психического развития, или соответствующей группе компенсирующей направленности неспециализированной дошкольной организации, то необходимо заключение ПМПК. Только на его основании ребенок может быть в них принят.
Если мы желаем, чтобы ребенок обучался в группе комбинированной направленности, то мы должны решить, пойдет ли ребенок в такую группу как ребенок, не нуждающийся в специальных условиях, или как нуждающийся в них. Если особенности развития ребенка таковы, что для его успешной социализации и обучения нужны специальные условия, то эти специальные условия ДОУ для нашего ребенка может создать только на основании заключения ПМПК. Таким образом, мы можем просить направление в группу комбинированной направленности для ребенка без запроса на те специальные условия, которые будут создаваться другим детям в группе; но если педагоги придут к выводу, что они не справляются с поставленными задачами по воспитанию и обучению ребенка имеющимися в их распоряжении ресурсами, то встанет вопрос о том, что обучение и воспитание ребенка в таких условиях не отвечает его интересам.
В случае с группой комбинированной направленности значение имеет число детей с ОВЗ и число детей без потребности в создании специальных условий. Соотношение количества детей строго регламентировано. Поэтому если возникнет ситуация, когда в соответствии с заключением ПМПК ребенок, находясь в группе комбинированной направленности, переходит из категории «здоровых» детей в категорию детей с ОВЗ, то дошкольная организация и органы образования при превышении нормативов тех и других детей в группе может поставить вопрос о переводе ребенка. Поэтому если возникнет ситуация, когда в соответствии заключением ПМПК ребенок, находясь в группе комбинированной направленности, переходит из категории «здоровых» детей в категорию детей с ОВЗ, то дошкольная организация и органы образования при превышении нормативов тех и других детей в группе может поставить вопрос о переводе ребенка.
Образовательный стандарт дошкольного образования
Что означает детский сад “комбинированного”, “компенсирующего” и “общеразвивающего” вида?
Подходя к возрасту ребенка в 3 года, работающие родители вынуждены искать ответ на вопрос «с кем оставить малыша, пока мы будем на работе?». Оставить с бабушкой или дедушкой, нанять няню или отдать в детский сад? Сомнения возникают по каждому варианту, но многие родители склоняются к определению своего сокровища в сад. Бабушка не сможет выдержать долгого пребывания с малышом по состоянию здоровья, няня окажется неподготовленной или, того хуже, грубой и наглой, остается единственный выход – детский сад.
Доверие к учреждению, где работают специалисты, обученные воспитанию малышей, перевешивает. Ребенок получает возможность общения со сверстниками, узнает много нового, в ДС идет его всестороннее развитие. Тем не менее, и в этом варианте обнаруживаются подводные камни в виде разных типов детского учреждения. Какой вид выбрать, в чем их особенности, что лучше для вашего ребенка – во всем этом мы и попробуем разобраться.
Общеразвивающий детский сад
Сегодня детский сад общеразвивающего вида – это стандартный детский сад, сохранивший свое значение с советских времен. Развитие ребенка ведется по трем направлениям: интеллект, эстетика, физическое воспитание.
Подобная организация детского воспитания проверена годами, позволяет полностью подготовить ребенка к школе, сформировав его как гармонично развитую личность.
Отметим, что руководство общеобразовательного детского сада самостоятельно, но на законном основании выбирает превалирующую в воспитании категорию. Сохраняя общеразвивающие программы, даваемые в полном объеме, упор делается на социальное и личностное развитие, используются познавательно-речевые методики, ведется физическое или художественно-эстетическое воспитание деток.
Комбинированный детский сад
Ориентируясь на потребности общества, детский сад комбинированного вида занимает первое место по распространенности. Характерная для него смешанная структура позволяет организовать группы и по общеобразовательному принципу, и компенсирующего типа, включая оздоровительные группы. Соотношение групп не регламентируется, устанавливается оно исходя из необходимости и наполненности. Классификация педагогов, работающих в детских садах комбинированного вида, разрешает им работать со здоровыми малышами и с детками, ограниченными в своих возможностях. Прием таких детей ведется в детский сад комбинированного вида по установленным правилам.
Группа логопедического развития также входит в состав подобного учреждения. Создается она для малышей, у которых отмечены нарушения речевых навыков. Некоторые сады организуют специальные развивающие группы, в которые поступают дети с задержкой психического или физического развития.
Направление для оформления в ДС выдают органы местного управления образования. Для его получения необходимо представить справку от врача об осмотре ребенка.
В комбинированном детском садике родители могут отдать ребенка в специализированную группу – например, логопедическую
Детское учреждение компенсирующего вида
Давайте разберемся: детский сад компенсирующего вида – что это такое, каким деткам он необходим? Компенсирующее обучение подразумевает организацию реабилитационных занятий, ведущих к устранению различных нарушений, не включающих умственные отклонения. Группы формируются из деток, испытывающих выраженные трудности в освоении общеобразовательных программ.
Главная задача, которую решает детский сад компенсирующего вида – помощь малышам в восстановлении и укреплении нормального нервно-психического и физического здоровья. Показания для посещения подобного учреждения:
Занятия с детьми проводятся по методикам, специально разработанным для каждого типа нарушений. Формирование групп, как и в общеобразовательном садике, ведется по возрастному принципу. Помимо перечисленных показаний, направление в группы выдается малышам, часто болеющим острыми респираторными заболеваниями и деткам с ослабленной иммунной системой.
Принцип работы компенсирующего садика
Работа учреждения невозможна без профессионально подготовленных педагогов-воспитателей и оснащения специализированным оборудованием. Это значит, что в таком ДС обязаны быть: зал для проведения физических занятий, оснащенный специальным снаряжением, кабинет для массажа, бассейн. Входные площади оборудуются пандусом, в кабинеты, залы и спальни устанавливаются широкие дверные проемы, чтобы облегчить передвижение малышей с проблемами опорно-двигательной системы.
Штат состоит из специалистов различного направления. В него могут входить:
Основная нагрузка лежит на плечах воспитателей, предварительно обученных занятиям с проблемными детками. Организация работы сада подразумевает составление специального рациона питания малышей. Это означает, что сад с компенсирующим обучением показан и детям с проблемами ЖКТ или тем, кому необходима особая диета по другим показаниям.
В компенсирующем детском садике для детей может быть разработано специальное диетическое меню
Как оформить ребенка в компенсирующий ДОУ?
Поступить в оздоровительное учреждение с компенсирующим типом обучения только потому, что вы проживаете рядом с ним, нельзя. Просто подать заявление в орган управления образования на определение ребенка в ДОУ тоже не получится. Разрешение дается в том случае, если ваш ребенок прошел специальную комиссию, которая и дает «добро» на оформление малыша. Как правило, группы набираются небольшие, около 8-10 человек. Обусловлено малое количество детей в группе особенностью подхода к каждому ребенку. Кроме того, с детьми проводятся индивидуальные занятия.
Какие еще виды ДС существуют?
Описанные выше учреждения занимают основную нишу в системе детского дошкольного воспитания. Существуют и другие ДС, менее распространенные, но не пустующие. Отнесем к ним:
Подготовительные группы
Группы и учреждения, основная деятельность которых направлена на подготовку ребенка к школе. Представлены следующими формами:
Значимость группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольной организации
Татьяна Петрова
Значимость группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольной организации
С целью осуществления коррекционной работы, помимо групп общего развития, на базе нашего детского сада «Колосок» функционирует группа компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у 12-ти детей, зачисленных в эту группу психолого-медико-педагогической комиссией в 2019 учебном году.
Преимущества данной группы в том, что занятия в детском саду организовываются учителем-логопедом как групповые, подгрупповые, таки индивидуальные. Специалист «ведет» этих детей, знает специфику имеющихся проблем каждого из них и подбирает индивидуальную коррекционную программу для их устранения. Это очень важно, так как своевременное исключение у детей дошкольного возраста нарушений звукопроизношения ведет к правильному становлению устной речи. На основе устной впоследствии формируется письменная речь, что без этих процессов невозможно дальнейшее полноценное обучение в школе.
Важным принципом работы с воспитанниками группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) является комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, что и предполагает установление сотрудничества всех специалистов. Поэтому в общую коррекционную работу включается совместное сотрудничество учителя-логопеда со всеми педагогами дошкольной организации, законными представителями воспитанников и на протяжении всего учебного года применяется комплексный подход в коррекции речи детей.
Воспитанники, имеющие заключения общего недоразвития речи, в нашем саду занимаются по примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) под редакцией Н. В. Нищевой. Эта программа направлена на всестороннее развитие детей с ОНР с применением коррекционного обучения. За два учебных года, воспитанники,находящиеся в группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)получают следующую логопедическую коррекционную помощь: исправляется звукопроизношение, т. е. ставятся и закрепляются в связной речи отсутствующие звуки; проводится коррекция и развитие физиологического и речевого дыхания; развивается общая, мелкая и артикуляционная моторики; развиваются фонематический слух и фонематическое восприятие, правильное представление о зрении, интонационная сторона речи, а также ведется работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова; пополняется и активизируется словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; расширяется представление о предметах, явлениях и событиях, не имевших места в собственном опыте детей. Помимо формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, большое внимание уделяется предпосылкам обучения грамоте, которым предшествует комплексная диагностика речевого и познавательного развития. Воспитанникам предоставляется возможность активного экспериментирования со словом, при этом тактично подсказывается общепринятый образец слова; развиваются навыки словоизменения (согласно принятым нормам); дети знакомятся с разными способами словообразования. У воспитанников вырабатываются навыки осознанного и уместного употребления слов, формируется элементарное представление о предложении. Ведется работа над развитием речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова, слога и звука; формируются графо-моторные навыки. С учетом полученных результатов логопедической диагностики осуществляется планирование дальнейшей коррекционной работы, отбираются наиболее эффективные методы и формы для работы с детьми с общим недоразвитием речи. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития воспитанников в дошкольной организации: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Помимо этого, существенное место отводится развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, воображения, формированию пространственного восприятия, развитию творческих способностей детей с ОНР и формированию у них положительных личностных качеств.
Следует отметить,что для наиболее эффективной работы в нашем саду широко используются вспомогательные наглядные средства: информационные стенды в уголке учителя-логопеда и уголках для родителей, где демонстрируется информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье и т. д.
Группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР) дает детям дальнейшую возможность полностью реализовать свой потенциал в коллективе класса. Ребенок будет испытывать ощущение психологического комфорта, что он не отстающий, желание посещать школу, получать и усваивать новые знания.
Таким образом, благодаря специальной программе, усилию всех педагогов и плотному взаимодействию с законными представителями, дети, выходящие из группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) идут подготовленными к школьному обучению, имея уже определенную базу знаний, в чем и заключается главная цель данной работы.
Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: «Волшебный цветик-семицветик». Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.
Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Тема: «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Группа: Подготовительная, компенсирующей направленности (ОНР) Оборудование для педагога: Доска.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.
Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта: «Весенние изменения в природе». Проблемное.
Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Город мастеров» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта:«Город мастеров». Проблемное поле.
Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Осень золотая» Тема проекта: «Осень золотая».Проблемное поле проекта: В период детства дети только начинают познавать мир, явления природы. В этот период.
Совместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленности Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья МААМОВЧАНЕ! Спешу представить вам совместные работы родителей и детей группы компенсирующей.
Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.
Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.