Игра что загрязняет воздух
Интегрированная НОД «Грязный и чистый воздух» (старшая группа)
Светлана Васильева
Интегрированная НОД «Грязный и чистый воздух» (старшая группа)
Цель: дать детям представление, о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.
В городах много домов, зданий, фабрик, ездит много машин (воспитатель показывает по картине, на которой изображен город). Стоял чистый город, небо голубое. Но вот проснулись водители, отправились на машинах на работу, а кто по важным делам. Машины едут, газуют (воспитатель пририсовывает дым из выхлопных труб машин). Заработали фабрики, заводы – из труб пошел дым (воспитатель пририсовывает дым из труб кверху, дым поднимается кверху, и небо стало не голубым, а серым. Воздух был чистым, а стал грязным. Все загрязняющие вещества, очень вредные для всего живого, оказались в воздухе. И получается, что мы с вами дышим таким воздухом.
Что же делать, чтобы в городе воздух был чистым? Можно закрыть заводы, но их закрывать нельзя – на них изготавливают то,что необходимо людям: мебель, игрушки и т. д. машины остановить тоже нельзя.Но есть один способ: на заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества. Давайте проведем опыт и посмотрим, как же фильтры задерживают ненужные нам вещества. (Воспитатель поджигает бумагу, обращая внимание, что самим детям такой опыт проводить ни в коем случае нельзя, а сверху держит марлю. Затем показывает, что осталось на марле)
— Где же все время бывает чистый воздух? (высказывания детей) Давайте представим, что мы оказались в лесу.
Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза и «оказываются» на лесной лужайке, их окружают деревья, веточки от деревьев.
— В лесу тихо и спокойно, нет городского шума от машин, заводов, только слышно пение птиц да шелест листьев. (послушать «звуки леса» в записи)
Какие деревья вы знаете? (Дети называют деревья, читают стихи о деревьях, растениях леса)
-Давайте превратимся в могучих дубов, в стройных березок и т. д.
В лесу дышится легко, воздух чистый, приятно пахнет.
Игра «Узнай дерево по запаху»(дети с закрытыми глазами нюхают веточки и называют от какого они дерева)
-В лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений. Ведь именно они выделяют кислород. Лес – огромная фабрика кислорода. Растения наши помощники, наши спасатели.
Игра «Раз, два, три, к названному дереву беги /лети» (дети под музыку ходят, как животные/птицы, воспитатель называет дерево – дети должны найти его и подбежать к нему)
Дети усаживаются на лужайку
— Что можно сделать для того, чтобы в городе воздух был чище? Как помочь городу? (Рассуждения детей)
-Надо посадить деревья, кустарники. Не ломать деревья, не губить кусты, оберегать молоденькие деревца, создавать парки. (Воспитатель показывает проросшие корешки на веточках)
-Когда человек долго не бывает на свежем, чистом воздухе, что с ним происходит? Он себя плохо чувствует, у него болит голова. Прогулки на свежем воздухе укрепляют здоровье человека, но гулять лучше, конечно, в лесу.
Воспитатель показывает две картинки с изображением улиц-на одной много деревьев, на другой нет, дома, трубы, фабрики.
-На какой улице вы бы хотели жить? (ответы детей)
-Вот мы и сравнили воздух в городе и в лесу. Где воздух чище, а где нет. Когда вы подрастете, то обязательно посадите хоть одно дерево.
Интегрированная образовательная деятельность по экологии Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Чистый воздух и вода.
Конспект занятия в старшей группе по экологии. «Свойства воздуха» ЦЕЛЬ: Через опыты наблюдения выявить свойства воздуха, закрепить их. Развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику. Учить бережно.
Детский познавательно-исследовательский экологический проект «Загрязнение воздуха»
Анастасия Караганова
Детский познавательно-исследовательский экологический проект «Загрязнение воздуха»
1. Представляю детский познавательно-исследовательский проект «Загрязнение воздуха».
Автор: Александрова Анастасия, 6 лет
Руководитель: Караганова Анастасия Владимировна.
2. Проблема. В прошлом году представляла проект «Невидимка, который нужен всем», а теперь я хочу узнать от чего загрязняется воздух.
3. Цель. Выяснить, какие источники загрязнения существуют;
— собрать информацию о негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
— узнать причины загрязнения воздуха.
4. Гипотеза. Я предположила, что загрязнение- это большое количество отходов, которые содержат вредные и ядовитые вещества, которые выбрасываются в окружающую среду.
5. Для этого я искала информацию в книгах, интернете, журналах, энциклопедиях, из телевизионных новостей, наблюдениях.
6. Сначала я решила выяснить источники загрязнения воздуха. Они бывают естественные и искусственные.
7. Лесные пожары. Загрязняют воздух дымом.
8. А также я узнала, что воздух ещё загрязняют вулканические извержения, пыльные бури.
9. Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами.
10. Промышленные предприятия, заводы, фабрика загрязняют воздух вредными токсичными веществами.
11. Табачный дым также является источником загрязнения воздуха.
12. Загрязнение воздуха разложением бытовых отходов, грязными стоками воды.
13. К чему же это всё приведет нашу планету и всех живых существ на ней.
14. 15. Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу здоровью населения, способствует снижению качества жизни. Воздействие токсичных веществ, загрязняющих воздух вызывают серьёзные заболевания организма человека, животных и растений.
16. Как же можно уменьшить загрязнение воздуха. Увеличение площади зеленых насаждений в городах — одно из важнейших природоохранных мероприятий. Высаживать деревья, кустарники, травы и цветы во дворах домов, в парках, скверах и вдоль дорог. Озеленять территории школ и больниц, промышленных предприятий.
17. 18. Вывод. Моя гипотеза полностью подтвердилась, что загрязнение- это большое количество отходов, которые содержат вредные и ядовитые вещества. Все источники загрязнения воздуха не совместимы с жизнью на земле всех живых существ. Ведь мир в наших руках, давайте беречь природу и бережно относиться к планете, на которой мы живём.
19. Спасибо за внимание. Предлагаю вам буклет «Береги окружающую природу».
Проект «Что загрязняет воздух?»
Проблема: «Выявить источники загрязнения воздуха».
Цель: дать детям элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
— учить детей разрабатывать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;
— развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);
— расширять знания об источниках загрязнения;
— помочь детям научиться выбирать места для прогулок (подальше от заводов);
— закрепить ранее полученные знания о воздухе, о том, как человек использует воздух.
Предварительные этапы проекта:
1. Беседа «Зачем нам нужен чистый воздух»
2. Экскурсия «Предприятия нашего города. Завод НПО Машиностроения»
3. Беседа «Польза и вред транспорта»
4. Проведение опытов и экспериментов по очистке воздуха.
1. Введение в проблему.
Вдруг раздается стук в дверь. Входит Карлсон грустный. Вся одежда у него грязная, в саже. Он чихает, кашляет. Воспитатель сажает его на стул и расспрашивает, что случилось.
2. Поэтапное решение проблемы.
К. – Я пролетал над большой дорогой, по ней ехало много машин. Впрочем, они и не ехали, а почти стояли и дымили выхлопными трубами.
Ребята, я пока летел к вам, сочинил стих, но он немного грустный.
Кто от пыли задохнулся,
Едким дымом поперхнулся,
Будет кашлять и хрипеть,
И совсем не сможет петь!
Не поможет ни варенье,
Ни конфеты, ни печенье!
Я по воздуху летел,
И моторчик мой гудел.
Оказался я над ним.
Здесь вопрос любому ясен:
Грязный воздух нам опасен.
К. – Да, как – нибудь, обойдемся!
В. Заводы нам необходимы, потому что на заводах изготавливают обувь, продукты, мебель и.д. Ребята, как вы думаете, где у нас в городе Реутов может быть загрязнен воздух? /Предполагаемые ответы детей: дороги, стоянки автомобилей, промышленные предприятия/.
— Ребята, а кто знает, что изготавливают на нашем заводе?/Ответы детей/
В. – Продукция нашего завода очень нужна всей нашей стране. Его нельзя закрывать. Но, посмотрите, возле нашего завода находится зона отдыха: пруд, парк, кафе и даже поликлиника. Скажите, стали бы люди гулять и лечится там, где опасно? /ответы детей/. Значит, можно сделать вывод, что наш завод практически не загрязняет окружающею среду. Как же так получилось? /ответы детей/
Дети выполняют задание. Дарят рисунки Карлсону и прощаются с ним.
Презентация к уроку
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия:
Ход занятия
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)
НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.
– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
ВЫВОД: Воздух находится везде.
НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)
– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.
– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?
Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?
– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.
Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?
(нет, нос бал закрыт)
Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить
Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?
Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.
Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.
– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)
НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.
Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.
Откуда взялся ветер?
Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)
– Что такое ветер? (движение воздуха)
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)
– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)
Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.
Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.
Литература:
Конспект занятия по курсу «Юный Эколог» «Воздух, его состав и свойства. Загрязнение воздуха»
Добро пожаловать на наше открытое мероприятие по курсу «Юный Эколог».
Целью курса является формирование у воспитанников, на интеллектуальной и эмоционально- чувственной основе сознательного,нравственно-этнического отношения к окружающей среде.
Организация начала урока
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
С ними нам вдвойне теплей,
И успешности в придачу!
Постановка темы и цели урока
Богата наша Земля разными сокровищами, и я принесла вам одно из них. Хотите взглянуть? (Да.)
Учитель демонстрирует пустую коробку.
— А что за сокровище внутри вы узнаете, отгадав загадку.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
— Что же это? (Воздух.)
— Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, его свойствах и значении для человека, растений и животных.
Сегодня у нас необычный урок.
Конференция (от лат. конферо –собираю в одно место) – собрание, совещание представителей каких – либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных (часто теоретических) вопросов.
-На конференции будут присутствовать ученые различных отраслей знаний.Позвольте представить:
1 группа – химики (ученые, изучающие состав, строение и свойства веществ и их превращения)
2 группа – экологи (ученые, изучающие взаимодействие природы и человека).
3 группа ученых – географы (ученые, изучающие географическую оболочку Земли)
. Давайте скажем правила работы в группе.
1. Работать надо дружно.
2. Спокойно высказывать своё мнение и выслушивать мнение других, не перебивая.
3. Вместе находить правильное решение.
Цель нашей сегодняшней конференции – изучить свойства воздуха и значение его для человека, растений и животных. Ученые должны ответить для чего нам нужен воздух и как его беречь.
-Чтобы хорошо разобраться в изучаемом вопросе, нужно изучить все, что касается воздушной оболочки. Каждая группа ученых расскажет о воздухе с точки зрения представленной ими науки. Слово представляется химикам, которые расскажут о составе и свойствах воздуха.
Как вы думаете, из чего состоит воздух?
(ТАБЛИЧКА СОСТАВ ВОЗДУХА)
Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего 78%, кислорода поменьше 21%, а углекислого газа – совсем мало 1 %.
Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный?
Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.
— Итак, для чего нужен воздух всему живому? (Чтобы дышать, жить)
— Весь ли воздух использует человек для своего дыхания?
Более двухсот лет назад французский ученый-химик Антуан Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода.
Азот – означает «безжизненный». Эта часть воздуха не поддерживает дыхание и горение. Но без азота не могут расти растения.
Азот жизненно необходим растениям для правильного развития, в первую очередь, корневой системы.
Все обменные процессы, происходящие в организме растения, такие как усвоения витаминов активизируются благодаря азоту. Недостаток азота может привести к неполноценному урожаю или даже гибели растения.
Азот содержащийся в атмосферном воздухе, не все растения способны поглощать это вещество в газообразной форме. Здесь на помощь приходят бактерии, которые могут усваивать азот в молекулярном виде непосредственно из воздуха и затем переводить его в подходящий для питания растений вид. Данные бактерии в большом количестве содержатся в корнях бобовых культур.
Кислород – человек способен неделями жить без еды, несколько дней без воды, а без воздуха – самое большее 5 минут. Однако если быть точным, то необходим не сам воздух, а лишь содержащийся в нем элемент – кислород. Человек не в состоянии жить без кислорода, потому что без него не могут существовать клетки организма. Исключительная важность воздуха объясняется тем, что наш организм не умеет извлекать кислород из жидкости или твердого вещества. А из воздуха, т. е. из газа – умеет. Кстати, в воздухе кислорода меньше, чем в воде или в почве.
Широко используется в хозяйственной деятельности кислород: при сжигании топлива в двигателях автомобилей, самолетов, кораблей. В аптеках выдают больным людям кислородные подушки. Новорожденных детей, у которых затруднено дыхание, помещают в кислородный кюветик.
— Кроме того, в воздухе содержится углекислый газ. Он необходим для питания растений. Человек дышит кислородом и выделяет углекислый газ, т. е. отработанный кислород. А растения поглощают этот газ. Всем необходимо большее количество растений, чтобы воздух стал чище.
— Позже в конце 19 века, исследованиями было доказано, что в состав воздухавходят еще 5 простых газообразных веществ: аргон, гелий, криптон, ксенон, неон. Эти газы назвали инертные (малоактивные)
— Инертные газы научились получать химическим путем и использовать в народном хозяйстве.
Легкость и горючесть гелия используют при заполнении воздушных шаров и дирижаблей.
В среде аргона производят электросварку металлов.
Неоном, аргоном, криптоном, ксеноном заполняют электрические лампочки.
Смесь гелия с кислородом применяют для дыхания при подводных работах.
А теперь, лаборанты покажут наглядно какими свойствами обладает воздух.
— Давайте проверим, действительно ли в бутылке находится воздух.
Горлышко пластиковой бутылки опустить в банку с водой. Сжать бутылку. В воде появились пузырьки.
— Что вы увидели? (Из горлышка побежали пузырьки.)
— Что за «невидимка» сидел в бутылке? (В бутылке находился воздух.)
— Размешайте ложкой воду в стакане. Что вы заметили? (Пузырьки.) Откуда они появились? (В воде есть воздух.)
Бросить в банку с водой комочек земли.
— Что вы наблюдаете? Что доказывают эти пузырьки? (В почве есть воздух.)
— Бросьте в стакан с водой кусочек мела. Что вы увидели? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)
— Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
— Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)
— Мы проделали опыты и выяснили, что воздух есть в пустой бутылке, в воде, в почве, в меле, в человеке. А вокруг нас есть воздух? (Да.)
— Встаньте и походите по классу. Мешает вам воздух передвигаться? (Нет.)
— Правильно. Воздухне мешает нам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили.
Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон. Он заполняет все пустоты. Воздух густым толстым слоем покрывает нашу планету
— Наберите в пакет воздух и закрутите его. Сравните цвет листа бумаги и воздуха внутри пакета. Какого цвета воздух? (Он бесцветный.)
(На доску прикрепляется карточка.)
А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?
Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
Посмотрите сквозь пакет на доску, на дверь, на часы, на цветок. Воздух мешает нам видеть предметы? (Нет, воздух прозрачный.)
(На доску прикрепляется карточка.)
— Давайте понюхаем воздух. Чем он пахнет? (Ничем.) А как же получается, что когда готовят завтрак на кухне, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
(На доску прикрепляется карточка.)
Учащиеся зажимают нос и стараются не дышать. Учитель засекает время.
— Без воздуха вы не смогли прожить даже одной минуты. Зачем нам нужен воздух? (Воздух необходим для жизни.) Кому еще он нужен? (Животным и растениям.)
На столе у меня разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
-Возьмём кусочек резины и опустим его в чашку с водой. (он утонул)
— А теперь опустим в воду резиновую игрушку. (она не тонет)
— Почему, ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.
Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?
В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.
Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?
Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.
Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.
Поэтому в домах делают двойные рамы.
При нагревании воздух расширяется
— Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которым есть промежутки. Частицы постоянно двигаются, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется.
— На колбу натянем шарик и поднесем к огню. Через некоторое время мы увидим, что шарик стал надуваться. Почему?
Вывод! При нагревании воздух расширяется.
При охлаждении воздух сжимается
— Уберем колбу с огня. Что заметили? Правильно. Воздух остыл в колбе и шарик сдулся.
— Зажигаю 3 свечи. Одну закроем стаканом, вторую – банкой, в третью оставим открытой. Что мы увидели? Какая свеча потухла быстрее?
— Под стаканом воздуха очень мало и свеча быстро потухла. Под банкой больше и свеча горела дольше, но и она потухла. А открытая свеча сгорает полностью.
Воздух поддерживает горение.
— Сколько случаев было в нашем городе пожаров? Из-за чего происходят пожары?
— Чтобы в нашем доме не случилась беда, нужно внимательно следить за электрическими приборами, соблюдать правила безопасности при пользовании газовыми баллонами, печами и не играть со спичками и горючими веществами.
— Чтобы потушить пожар, нужно прекратить доступ воздуха к горящему предмету: засыпать песком, накрыть одеялом, покрыть пеной из огнетушителя.
Итак, изучив все, что касается воздуха,мы подошли к главному вопросу нашей конференции :
Как загрязняется воздух и об охране воздуха.
В этом нам поможет группа Экологов.
Что такое ЭКОЛОГИЯ?
— Слово «ЭКОЛОГИЯ»образовалось от греческих слов:
— Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны в нём жить. Любое живое существо множеством невидимых нитей связано с тем, что создано руками человека. Вот эти невидимые связи как раз и исследует наука экология.
Ребята, людям и животным, заводам и машинам- всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.
Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
Группа экологов приготовила для нас информацию о том, как и чем загрязняется воздух.
Атмосферный воздух сильно загрязняется в результате увеличения в воздухе примесей, например углекислого газа. Его становится в воздухе все больше и больше! Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи различных газов. Выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства горожан.
Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Обратите внимание (на доску прикрепляется модель машины, рядом с ней – карточки с цифровыми данными): один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.
-Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Послушаем репортаж с одного из комбинатов по производству химических материалов.
Мы находимся рядом с химическим комбинатом. Вокруг него почти нет растительности, погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ при сжигании топлива. При сгорании 10 тонн угля выделяется 1 тонна сернистого газа, при этом на 1 км за сутки выпадает 1 тонна пыли. Вывозятся в отвалы миллионы тонн золы.
-Какое влияние оказывает загрязненный воздух на растения и животных? К чему это приводит?
У меня такие данные для вас. В 1986 году в Голландии была поражена кислотными дождями 1/3 (ОДНА ТРЕТЬ) деревьев. В разгар лета вдруг опала листва, отмерли корни, деревья пожелтели, посохли, исчезла рыба в озерах. На юге Норвегии в половине озер рыбаки не могли поймать рыбу. Из-за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Но самое главное – страдает здоровье человека.
-Объясните, пожалуйста, как образуются кислотные дожди?
Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора серной кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на тысячи километров. Так выпадает кислотный дождь.
— Кто же виноват в том, что происходят указанные причины загрязнения?
-А вы считаете, только человек загрязняет воздух?
Существуют и естественные загрязнения воздуха- пожары, извержения вулканов, пыль, пыльца, выделения животных.
— Если бы вы были президентом, что вы бы предприняли, чтобы защитить атмосферу?
В Республике Дагестан ведется работа по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Республиканским управлением экологии и биоресурсов осуществляются проверки предприятий и организаций по выполнению требований Закона Российской федерации «Об охране атмосферного воздуха«. По фактам нарушений предъявляются штрафы, иски о возмещении предприятиями ущерба, нанесенного окружающей природной среде, выдаются предписания об устранении загрязнителей.
Благодарю Вас за репортаж. Всего доброго,до свиданья.
Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называют АТМОСФЕРОЙ.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинаковая. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от изменений солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи Солнца сожгли бы все живое.
Прежде чем мы перейдем к результатам нашей конференции, давайте сделаем физическую паузу.
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе класс готов!
Итак, мы подошли к главной части нашего урока. Вы должны вынести резолюцию по вопросу конференции.
Резолюция (лат. resolution — решение, разрешение) — решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией (например, Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций или же Генеральной конференцией ЮНЕСКО).
Группа географов представляют свои проекты!
Тест на закрепление:
Ответьте на вопросы и выберите правильный вариант.
1. Самый распространненый в воздухе газ?
2. Какой газ жизненно необходим человеку?
3. Какую форму имеет воздух?
4. Какого цвета воздух?
5. Какой газ поглощают растения?
6. Чем пахнет воздух?
7. Откуда в воздухе кислород?
Прилетает из космоса
Испаряется из воды
Изготавливается на заводе
8. Какое изобретение человека стало злейшим врагом природы?
9. Сколько времени может прожить человек без воздуха?
10. При нагревании воздух имеет свойство:
• Все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ.
• Чтобы сохранить чистоту воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу.
• Для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой.
• Вокруг нас должно быть много растений)
— Этот урок мне хочется закончить такими словами:
На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа- не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит!
Перед вами две картинки- солнышко и тучка.
Если урок вам понравился и все было понятно поднимите солнышко.
Если урок был для вас скучным и что то было не понятно – поднимите облачко.
Давайте споем песню о нашей богатой разными сокровищами Земле!
ДИВЬЯ РОСА- МОЯ ЗЕМЛЯ!
Прикреплённые файлы:
Календарное планирование тематической недели «Юный эколог» в младшей разновозрастной группе Цели: знакомить с особенностями внешнего вида и назначениями деревьев в леса; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; знакомить.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.
Конспект открытого занятия по экологии «Свойства воздуха» в старшей группе Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.
ОС «Свойства воздуха». Средняя группа Сценарий образовательного мероприятия с использованием игровой образовательной технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон. Тема: «Знакомство с.
Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.