Игра на что потратить жизнь

Классный час-игра «На что потратить жизнь?»

“Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря”

О. Винсент Думинуко (итальянский философ)

Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Но прежде, чем мы приступим к изучению этой темы, хотелось бы задать вопрос: “Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”? Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?

Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей.)

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут разбившись на группы по три-пять человек обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

В течение одной-двух минут постарайтесь ответить на вопрос: “Если бы кто-нибудь проанализировал решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы смог бы сделать этот человек о ваших жизненных ценностях”.

Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:

Мнения других людей обо мне

— Забота о благополучии других

— bМои собственные потребности

Сейчас предлагаю вам разбиться на пары и провести интервью: один из вас будет выполнять роль репортера, другой – интервьюируемого. При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80 – 90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление.

(Учащиеся садятся парами и по очереди берут интервью друг друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.)

— Что было самым важным в жизни?

— Какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?

— Что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?

— Что вы сделали для своей семьи?

Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.

Вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы.

— Находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?

— Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?

В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.

Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей, на ваш взгляд, не являются ценностями для других?

4. Все ли люди исповедуют одинаковые ценности?

(Ответ: Милтон Роукич считает, что да. Однако точнее было бы сказать, что всех людей объединяет один и тот же комплекс основных ценностей с очень небольшими различиями (этот комплекс может быть дополнен лишь несколькими другими ценностями).

5. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?

(В иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)

Источник

Классный час-игра на тему «На что потратить жизнь?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методическая разработка классного часа

Классный час-игра на тему «На что потратить жизнь?»

Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.

• познакомить студентов с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;

• развивать духовно-нравственные качества студентов через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

Контингент : 2 курс, группа ОПИ 31с

Мастер производственного обучения: Симапшко Л.А.

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фломастеры, наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями (для каждой группы), жетоны (по 10 для каждой группы), ветки с «дерева жизни», классная доска, KMPLAYER.

Место классного часа в воспитательном процессе учебной группы: классный час, отражающий нравственную тематику, – одно из важных направлений воспитательной работы для формирования духовно-нравственных основ личности. Это направление особенно значимо сейчас, так как в молодёжной среде всё большее значение приобретают ценности материально-бытового плана и в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства (инструментальные).

Содержание классного часа:

1. Понятие «Ценности», его традиционное определение и классификация.

2. Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей. Китайская притча про сосуд.

3. Групповая игра «На что потрат ить жизнь?».

4. Иерархия ценностей.

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

На экране – тема классного часа: «На что потратить ж изн ь?» (слайд 1).

Мастер: Здравствуйте! Тема нашего классного часа – На что потрати ть жизнь?

Мастер: Как вы думаете, о чем пойдет речь в сегодняшнем классном часе?

Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни.

Также мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Но перед началом игры, давайте выясним, что же такое ценности и какие они бывают.

II. Основное содержание

Понятие «ценности», его традиционное определение и классификация.

Мастер: Эпиграфом к нашей беседе будут высказывания выдающихся философов:

«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря» Винсент Думинуко (итальянский философ) (слайд 2).

«… как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание ». (Сенека) и т.д.

Несколько иначе звучит традиционная трактовка понятия «ценности».

Мастер: Что такое «ценности» и какие они бывают? (выступления студентов, Приложение 1).

Категорию ценностей ввел в социологию Макс Вебер. Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний. Социологи предлагают такую классификацию ценностей: (слайд 4)

1 • витальные (жизненные) ценности : ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общественное признание, жизнь, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

2• экономические (материальные) ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископаемые, рабочая сила, ресурсы.

3• социальные ценности : социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

4• политические ценности : патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.

5. Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.

Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души .

6. Культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.

Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее, история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.

Классный руководитель : Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

Далее классный руководитель предлагает студентам послушать притчу.

Перед тем, как начать игру послушайте и проанализируйте притчу про сосуд. (слайд 4) Притча про сосуд.

Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.

В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.

-Да! – соглашаются студенты.

Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.

Классный руководитель : Мне бы хотелось задать вопрос:

На что бы вы променяли свою жизнь”?

Сейчас мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос (слайд 5).

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите группе слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара на двоих. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка, на которой вы мечтаете жениться, действительно в недалеком будущем станет вашей женой. (2 жетона)

а) Самая большая популярность в кругу знакомых. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

а) Карьера, власть, статус (2 жетона)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Классный руководитель: В течение одной-двух минут постарайтесь проанализируйте решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы вы можете сделать о ваших жизненных ценностях.

Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры: (слайд 16).

— Мнения других людей обо мне

— Забота о благополучии других

— Мои собственные потребности

Классный руководитель: В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?

(В иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)

А сейчас каждой группе нужно определить, какие пять ценностей (из купленных Вами сегодня) вы считаете наиболее важными. Нужно расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. (Работа идёт на музыкальном фоне). При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей.

Классный руководитель делает обобщение, говоря о том, что люди по- разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни (слайд 17).

Классный руководитель: Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы: (слайд 18).

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”.

Классный руководитель: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.

Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Классный руководитель : Давайте посмотрим еще одну притчу о ценности жизни и проанализируем ее. (слайд 19) http://www.youtube.com/watch?v=x3CcgzrsM_Q

III. Подведение итогов

Классный руководитель: В заключение нашей встречи, я предлагаю вам закончите фразы.(слайд 20)

3.Если человек не имеет…. то, он не состоялся (прожил жизнь зря).(ума,совести)

4.Если человек имеет……….,то он состоялся. (разум, ответственность, совесть..)

Студенты заканчивают фразы.

Классный руководитель : Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

Источник

Игра-тренинг предназначена для учащихся 7-8 классов с целью мотивации подростков к приобретению и сохранению своих жизненных ценностей.

“Без ценностей человек уносится потоком,

как дерево в бушующих водах моря”

О. Винсент Думинуко

— мотивировать подростков к приобретению и сохранению своих жизненных ценностей.

-формирование жизненных ценностей и влияние их на жизнь.

— развитие логического мышления и коммуникативных умений.

— привитие умения самоанализа.

Материалы: по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей.

CD – проектор, компьютер, слайд-шоу презентация “Жизненные ценности”

Ребята, пройдет совсем немного времени, когда каждый из вас пойдёт своей дорогой. Сегодня мы вместе попробуем увидеть свои желания, потребности и жизненные ценности, которые нужны для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог оставаться Человеком.

Открылись двери на вокзале,
И мы вошли билет купить.
Не все тогда осознавали,
Куда нам ехать и с кем быть.

Билет забрала проводница,

Колеса плавно покатились.
И лет пошел шальной разбег.
Все рядом с нами суетились,
А за окном всё падал снег.

Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени.

День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь. Вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. А какие важные вопросы (о жизненных ценностях) стоят перед вами?

(Что в жизни…? Кем бы я…? Что для меня…? Чего бы я…? Зачем людям…? Кто должен…? Можно ли обойтись без…? Какие качества…? Хорошо ли жить…? С кем мне…? Что мне…? В чём моя…? Как выбрать…? Как преодолеть…? Как получить…? Почему приходится…? Что человеку…? Смогу ли я…?)

— А для чего необходимо задуматься над этими вопросами, о своём жизненном пути? Ответы детей.

Да, перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, вопросов очень много стоит. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей жизни, на некоторые из них попробуйте ответить уже сейчас, принимая собственное решение.

Итак, сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Но прежде, чем мы приступим к рассмотрению этой темы, хотелось бы задать вопрос: “Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”? Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?

Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

(Раздаются каждому подростку жетоны. Заранее заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей.)

Перед началом игры, ставится перед подростками выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Играющий вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вам уже ничего нельзя купить.

Первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.

Вторая пара ценностей:

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). 2 жетона

Третья пара ценностей:

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Четвёртая пара ценностей:

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

Пятая пара ценностей:

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Шестая пара ценностей:

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Седьмая пара ценностей:

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Восьмая пара ценностей:

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Девятая пара ценностей:

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

Десятая пара ценностей:

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут, разбившись по два человека, обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

В течение одной-двух минут постарайтесь ответить на вопрос: “Если бы кто-нибудь проанализировал решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы смог бы сделать этот человек о ваших жизненных ценностях”.

Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:

— Мнения других людей обо мне

— Забота о благополучии других

— Мои собственные потребности

Сейчас предлагается вам разбиться на пары и провести интервью: один из вас будет выполнять роль репортера, другой – интервьюируемого. При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80 – 90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление.

Подростки садятся парами и по очереди берут интервью друг у друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.

— Что было самым важным в жизни?

— Какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?

— Что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?

— Что вы сделали для своей семьи?

Подростки по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.

Вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы.

— Находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?

— Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?

В результате обсуждения, подростки приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.

Заключительная часть игры

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в игре. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

VIII. Подведение итогов

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей, на ваш взгляд, не являются ценностями для других?

4. Все ли люди исповедуют одинаковые ценности?

5. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?

Итак, вы выбрали, какие вершины вы будете преодолевать на своей жизненной дороге. Встретятся вам и горы, овраги, пропасти, непроходимые ущелья, дремучие леса. Как быть? Как преодолеть ущелье над пропастью жизненных трудностей?

Люди издавна придумали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.

Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему- то учит, что-то создаёт.

Ничего не делай против своей воли.

Ничего не предпринимай в гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти. Если очень рассердишься – до ста.

Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, всё ли сделал, что намечал.

Никогда не отступай перед трудностями.

Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нечестность, правдивость.

(Убрать качества, от которых нужно избавляться, аргументировать свой выбор.)

Используя оставленные слова, прочитать пословицы и высказывания:

Лучше горькая …, чем красивая ложь (правда).

Видит око далеко, а … ещё дальше (ум).

… ум рождает, а бесчестье последний отнимает (честь).

Злой плачет от зависти, а … от жалости (добрый).

… к себе относится строго, к другим – снисходительно (справедливый).

… человек знает только долг, а низкий человек только выгоду (благородный).

Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свече.
. Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.

Так беседуя, они достигли вершины лестницы и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.

Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя вашего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если вы сами этого еще и не осознаёте в полной мере. Просто будьте светом для окружающих вас людей, как тот маяк, который радостно направлял корабли в безопасную гавань».

Давайте закончим нашу игру песней Юрия Антонова, она, так или иначе, продолжает тему о жизненном пути.

Песня «Поверь в мечту» Ю. Антонов

1.Мы выбираем путь идем к своей мечте,
И надо не свернуть в пути уже нигде.
И стоит шаг пройти заносит время след.
Обратного пути у жизни просто нет.
И стоит шаг пройти заносит время след.
Обратного пути у жизни просто нет.
Припев:

Поверь в мечту поверь в мечту,
Поверь в мечту скорей.
Поверь в мечту поверь в мечту
как в доброту людей.
Поверь в мечту как в красоту,
Поверь когда-нибудь.
Поверь в мечту поверь в мечту,
Поверь в мечту и в путь.

2.Усталость иногда сожмет у сердца грудь.
Настигнет нас беда, чтоб осложнить нам путь.
Пройдем любви закат и встретим с ней рассвет.
Поймем, пути назад у жизни просто нет.
Пройдем любви закат и встретим с ней рассвет.
Поймем, пути назад у жизни просто нет.
Припев:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *