МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию интегрированной информационно-коммуникационной среды в гуманитарной школе
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИИКС В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.5. ИЗ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.5.4. Формы деятельности учителя при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга
Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга – это система учебной, внеклассной и внешкольной работы. Большую информативность содержат уроки, классные часы, внеклассные мероприятия.
Для эффективного изучения предмета История и Культура Санкт-Петербурга (ИиКСПб) требуется много наглядности и дополнительной информации. Использование наглядного материала повышает точность восприятия, формирует представление о культурном пространстве города; развивает у учащихся наблюдательность, память, воображение, способствует эмоциональному восприятию учебной информации.
Для преподавания ИиКСПб эффективно использовать ресурсы ИИКС:
Цель использования этих ресурсов – познание своего жизненного пространства, умение ориентироваться в культурном пространстве города, востребовать его культурный потенциал, осознание ценности, значимости наследия Санкт-Петербурга, восприятие его как часть всемирного и российского культурного наследия, умение самостоятельно находить информацию об объектах. В процессе работы у учащихся формируется познавательная активность, интерес к изучению предмета, самостоятельная познавательная деятельность по изучению Санкт-Петербурга, его истории и культуры.
Средства ИИКС позволяют усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Одним из продуктивных путей преобразования современной школы, устранения противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможностью их усвоения является интеграция. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
В процессе изучения истории и культуры Санкт-Петербурга мы активно используем интегрированные уроки:
Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели – системность, комплексность, целостность, синтез и гармония. В основе этой целостности лежит технологическая платформа ИиКС.
Для обобщения изученного, применения учащимися полученных знаний, умений проводятся олимпиады, конкурсы, викторины. Это результат изучения истории и культуры Санкт-Петербурга, практической деятельности учеников, умение выразить своё отношение к родному городу. При подготовке к таким мероприятиям эффективно использовать учебные игры, тесты на компьютере. Такую работу можно проводить в группе или индивидуально. Выполняя творческие задания (творческие проекты, рефераты, сообщения, фотовыставки, презентации) в процессе исследовательской деятельности по предмету, для получения дополнительной информации школьники используют Интернет ресурсы, электронные энциклопедии.
Обязательный компонент учебного предмета – экскурсии, образовательные путешествия и учебные прогулки. Благодаря использованию средств ИИКС, они могут проводиться в виртуальной форме. При помощи средств интернет учащиеся знакомятся с электронной интерактивной картой города. С помощью карты выполняются разнообразные задания: найти достопримечательности, проложить маршрут, составить план экскурсии; появляется возможность совершать виртуальные прогулки по городу. Это особенно важно, когда объекты исследования не находятся в зоне шаговой доступности и не могут быть изучены при непосредственном знакомстве с памятником зодчества, историческим местом или ар хитектурным ансамблем.
Системно развивая экскурсионную работу, мы стремимся:
При подготовке экскурсий активно привлекаются силы учащихся, как для проведения отдельных частей экскурсионной поездки, так и при поиске и отборе материала, используемого на экскурсии. Во время проведения экскурсий ведётся фотографирование, которое позволит иллюстрировать историю проведённых мероприятий, предоставит возможность собрать фотоархив, будет способствовать закреплению материала, формированию исторической памяти. После проведения экскурсий полезно составить отчет по изученной теме, собрать краткую историческую справку о посещённых культурно-исторических объектах, выполнить различные творческие задания, разработать творческие проекты. Частью системы экскурсионной работы является просветительская программа «Музей школе» в региональном проекте » Исаакиевский собор».
При изучении ИиКСПб применяются игровые технологии. Игра – это нестандартная в современной школе форма ведения урока. Учащиеся средней школы почти не играют, у них уже другие увлечения, но именно поэтому она вызывает у них живой интерес. Причём первоначально он проявляется к самой игре как таковой, как к чему-то необычному и непривычному, и лишь потом распространяется на конкретную тему, предмет, дисциплину. Явление это не случайно. Ведь именно в игровой ситуации у учащихся возникает возможность проявить умственную активность, свои индивидуальные качества (такие как начитанность, находчивость, эрудированность и др.). Уроки повторения по изученной теме можно целиком построить в виде игры «Что? Где? Когда?», «Брейн Ринг», КВН, игры по станциям.
Такая комплексная работа находит отклик у детей. Ниже мы приводим две иллюстрации: галерею детских рисунков, посвященных Санкт-Петербургу и исследовательскую работу по архитектуре здания школы.
Раздел 1: Наш край до основания Санкт – Петербурга (с древнейших времен до 1703 года)
Тип урока: комбинированный
Тема урока:«Древняя Ладога»
Цель: сформировать представление обучающихся о древнейшей столице Руси – Древней Ладоги в VIII – XIII веках.
1. Расширять знания учащихся о древней истории нашего края: истории возникновения и внешнем облике Ладоги; основных занятиях жителей города и строительстве первых каменных православных храмов;
2. Формировать умения пользоваться картой, извлекать необходимую информацию из текста, давать описание города используя иллюстрации.
1. Прививать любовь к истории и культуре нашего города;
2. Формировать коммуникативную культуру через умение слушать учителя.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (тексты, иллюстрации, практические задания).
Основные понятия и определения: купец, ремесло, крепость.
Предполагаемый результат: обучающиеся называют место и время возникновения Ладоги; перечисляют основные занятия жителей города; показывают/называют и/или различают Георгиевский, Никольский и Успенский православные храмы.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Опираясь на записи в конспекте, ответьте на вопросы:
1. Какие племена являются предками русского народа? (славяне/ восточные славяне)
2. Объясните, почему славяне селились по берегам рек или озер? (вода – источник жизни людей)
3. Перечислите, основные занятия жителей нашего края (охота, собирательство, рыбная ловля, земледелие и скотоводство)
5. Что такое производящее хозяйство, объясните (это все то, что человек делает сам:
посуда, орудия труда, выращивание зерна и т.д.).
6. Как называется древняя летопись, которая рассказывает нам о жизни восточнославянских племен? («Повесть временных лет»)
Индивидуальное задание для 1-2 учеников.
Ф.И. _________________________ класс ____________
Задание 1. Выбери правильный ответ.
1. Какие племена являются предками русского народа?
Задание 2. Вставь пропущенные слова в тексте используя слова в скобках (озера, реки, очаг, землянка).
Древние обитатели нашего края селились по берегам _______________, потому что вода- источник жизни человека. На берегу рек, славяне строили свои жилища, которые назывались ___________________. Окон в домах не было. В центре землянки на полу сооружался __________________ из камня. Дым от него выходил через дверь.
Задание 3. Рассмотри картинку и запиши названия основных занятий славян.
1. _________________________
3.Подготовка учеников к усвоению нового материала.
Огромное количество свидетельств тысячелетней истории таится в земле Древней Ладоги. Именно в этом селе до наших дней сохранилось около 40 средневековых памятников. Старая Ладога, словно музей, хранит уникальные памятники средневековья.
Итак, сегодня на уроке мы с вами говорим о древнейшей столице Руси – Древней Ладоги в VIII – XIII веках.
На уроке мы узнаем, историю возникновения и внешний облик Ладоги, поговорим об основных занятиях жителей города и строительстве первых каменных православных монастырей.
Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.
4.Объяснение нового материала.
1.Географическое положение Древней Ладоги.
В двух часах езды от Петербурга находится село Старая Ладога. Давайте найдем его на карте. Древнейшее поселение возникло на левом берегу реки Волхов при впадении в него реки Ладожки. Чем же было удобно это место? Здесь делали остановку купцы, плывшие по международному торговому пути «из варяг в греки».
По данным археологов, датой основания Ладоги считают 753 г.
Первичное закрепление материала.
Выполнение задания №1.
Задание №1. Вставь пропущенные слова в тексте используя слова в скобках (Волхов, Старая Ладога, Ладожское озеро, 753год.)
Один ученик зачитывает текст, все проверяют. Акцентируем интонацией информацию для запоминания. Повторно проговариваем.
862 г. В Ладогу приглашают Рюрика. Но жил он в «Рюриковом городище» не долго. Вскоре он переходит под Новгород. Но Ладогу, «откуда пришла Русская земля», называют первой столицей Рюриковичей.
2.Основные занятия жителей города.
Прочитай текст. Подчеркни в тексте занятия жителей Ладоги. Ответь на вопрос, какие виды ремесел были развиты в Старой Ладоге?
Выполнение задания № 2.
Задание № 2. Прочитай текст. Подчеркни в тексте занятия жителей Ладоги. Ответь на вопрос, какие виды ремесел были развиты в Старой Ладоге?
Через Старую Ладогу, проходил один из самых главных международных путей «путь из варяг в греки». Поэтому в Старой Ладоге было много купцов – торговцев из разных стран. Они привозили товары из Западной Европы, Средней Азии и Ближнего Востока. Поэтому основным занятием жителей Ладоги была торговля. Ладожские славяне, занимались и ремеслом – изготовлением товаров на продажу. В Ладоге мы можем встретить представителей разных видов ремесел: ювелиров, стеклодувов, гончаров и кузнецов. Ладожские славяне занимались и судостроением. На своих кораблях они отправляли свои товары в заморские страны.
Совместная работа с классом. Читаем текст. Выполняем задания.
Вывод: основными занятиями жителей Древней Ладоги были: торговля и ремесло.
3.Внешний облик Ладоги.
Работа с иллюстрацией. Реконструкция панорамы Ладоги.
Ладога была типичным средневековым городом. Ее центром являлась крепость. В крепости возвышался Георгиевский храм.
Вокруг крепости находились поселения ремесленников и торговых людей. В каждом поселении имелся свой храм. Между поселениями находились огороды и пустыри. Жилые дома были двух типов: славянские полуземлянки и большие длинные деревянные дома для воинов. Дома строили из толстых сосновых бревен. Крышу выкладывали из дерна. Постройки окружали канавами, чтобы в помещениях не было сырости.
На берегу Волхова построили деревянную пристань, к которой причаливали корабли. По – видимому, в Ладоге была торговая площадь.
Выполнение задания № 3.
Работа с иллюстрацией.
Задание № 3. Рассмотрите иллюстрацию.
Найдите объекты, о которых шла речь:
крепость, Георгиевский храм, поселения торговцев и ремесленников, жилые дома славян – полуземлянки, жилые дома воинов.
Что еще вы можете добавить к описанию Ладоги?
4.Георгиевский храм в Ладоге.
X- начало XII вв. столицей древней Руси становится Киев. Ладога стала одним из центров, куда для киевского князя свозили дань.
1136 г. Новгород отделился от Киева. Ладога вошла в состав новгородских владений.
Ладога – пограничный город. Защищала подступы к господину Великому Новгороду от шведов.
В честь победы над шведской флотилией в 1164 г., в центре Ладожской крепости была воздвигнута церковь Святого Георгия – храброго, сильного и непобедимого воина, защитника слабых.
Выполнение задания № 4.
Работа с иллюстрациями
Задание № 4. Выбери и обведи в кружок первые храмы, построенные на территории нашего края.
5.Усвоение нового материала и его закрепление.
Дидактическая игра «Да», «Нет»
1. Старая Ладога – древнейшая столица Руси? (Да);
2. Старая Ладога располагалась на берегу реки Волхов? (Да);
3. Старая Ладога возникла в XXI веке? (нет);
4. Жители Старой Ладоги занимались торговлей и ремеслом? (да);
5. Они селились в многоэтажных домах? (нет);
6. В центре Старой Ладоги была крепость (да);
7. В центре крепости был построен кинотеатр (нет);
8. В центре крепости была построена Георгиевская церковь (да);
9. Рядом с Ладогой были построены Успенский и Никольский монастыри (да);
10. Вам понравился сегодня урок?
6.Подведение итогов урока.
Итак, подводя итог нашего урока, мне бы хотелось, поблагодарить вас за активную работу. Особенно вы мне помогли во время объяснения нового материала. Все отвечавшие получают следующие оценки…
7.Сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к домашней работе.
— Подготовить рассказ о Старой Ладоге по плану.
1. Где находилась Старая Ладога?
2. Чем занимались жители Старой Ладоги?
3. Какие храмы были построены в Старой Ладоге в 11-13 веках?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация по ИиКСПб «Повторение первого полугодия»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПРОВЕРЬ СВОЮ ПАМЯТЬ
Блиц-опрос 1. Назови дату основания крепости
Блиц-опрос 2. Как называются стены Петропавловской крепости? Что такое бастион?
Блиц-опрос 3. Как называется первая городская площадь?
Блиц-опрос 4. Кто является архитектором домика Петра Первого, Петропавловского собора?
Блиц-опрос 5. Опиши, что находится на шпиле Петропавловского собора и Адмиралтейства.
Блиц-опрос 1. Как называется верфь для постройки военных кораблей? Для частных судов?
Блиц-опрос 2. Напиши архитектора Адмиралтейства.
Блиц-опрос 3. Что олицетворяют колонны на башне Адмиралтейства?
Блиц-опрос 1. Как называются домики в Летнем саду?
Блиц-опрос 2. Напиши архитектора Летнего дворца Петра Первого
Блиц-опрос 3. Где находится Зимний дворец?
Блиц-опрос 4. Напиши архитектора Зимнего дворца?
Блиц-опрос 5. Как называлась изначально Парадная Иорданская лестница?
Блиц-опрос 6. Что такое музей?
Блиц-опрос 7. Какой музей находится в Зимнем дворце?
Блиц-опрос 8. Что такое экспонат?
Блиц-опрос 9. На какой площади находится Главный штаб?
Блиц-опрос 10. Кто построил Главный штаб?
Блиц-опрос 11. Какая колонна на Дворцовой площади?
Блиц-опрос 12. Кто архитектор Александровской колонны? Какова высота колонны?
кАЗАНСКИЙ СОБОР 1. нАПИШИ ИМЯ АРХИТЕКТОРА СОБОРА 2. кОГДА БЫЛ ПОСТРОЕН СОБОР? 3. кАКОЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ ПОХОРОНЕН В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ? 4. кАКИМ ИЗВЕСТНЫМ ЛИЧНОСТЯМ ПОСВЯЩЕНЫ ПАМЯТНИКИ ПЕРЕД СОБОРОМ?
Исаакиевский СОБОР 1. КТО АРХИТЕКТОР ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА? 2. КОГДА БЫЛ ПОСТРОЕН СОБОР? 3. ЧТО ЕЩЕ БЫЛО ПОСТРОЕНО В ПЕТЕРБУРГЕ АРХИТЕКТОРОМ СОБОРА? ГДЕ НАХОДИТСЯ ЭТОТ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЪЕКТ?
ГОСТИНЫЙ ДВОР 1. КОГДА БЫЛ ПОСТРОЕН ГОСТИНЫЙ ДВОР? 2. ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ИСТОРИИ ГОСТИНОГО ДВОРА? 3. КТО БЫЛ АВТОРОМ ПРОЕКТА СОВРЕМЕННОГО ГОСТИНОГО ДВОРА?
СПАС-НА-КРОВИ 1. В ПАМЯТЬ О КАКОМ СОБЫТИИ ПОСТРОЕН ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА? 2. КТО АВТОРЫ ПРОЕКТА ХРАМА? 3. КОГДА БЫЛ ПОСТРОЕН ХРАМ? 4. НА НАБЕРЕЖНОЙ КАКОЙ РЕКИ СТОИТ ХРАМ?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-519107
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Программа коррекционно-развивающих занятий по математике. Вариант 7.1. С 2 по 4 классы.
муниципальное общеобразовательное учреждение Песоченская средняя общеобразовательная школа
Рыбинского района Ярославской области
от «_____»_____________20___г Приказ по школе ________________
Зам. директора по УВР от «______»_____________20____г.
_____________ О. Ю. Троеглазова Директор школы____________С.А.Сенченко
коррекционно-развивающий занятий по математике
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Срок реализации 4 года,
учитель начальных классов
Воробьева Юлия Николаевна
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) по математике составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576).
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
3. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4. Адаптированной основной общеобразовательной программой НОО для обучающихся с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для 1 – 4 классов. Программа имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
· развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
· освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
· воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
· формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел; знакомство с десятичной системой счисления;
· формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
· формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использование рациональных способов вычислений; применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач;
· развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
· формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач;
· знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
· формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
· формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
· формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий.
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (повторяется один или несколько раз). Ученик должен сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Общие закономерности психического развития лиц с ОВЗ
Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития: трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушениями развития личности; меньшей скоростью приёма и переработки сенсорной информации; меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимися в памяти; недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленным темпом психического развития в целом; повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью. С учётом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия.
Специфические особенности развития ребёнка с ОВЗ
· Замедленное ограниченное восприятие.
· Недостаточное развитие моторики.
· Недостатки речевого развития.
· Недостатки развития мыслительной деятельности.
· Недостаточность познавательной активности (с позиции добывания знаний).
· Пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире.
· Недостатки в развитии свойств личности, состояниях.
· Неумение регулировать собственную деятельность и поведение.
Условия обучения детей с ОВЗ
Они выражаются в конкретных требованиях к специальным образовательным условиям, содержанию и темпу педагогической работы, необходимых для всех детей с ОВЗ:
1. Подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий (т. е. формирование у них необходимых знаний);
2. Формирование у них познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
3. Замедленный темп преподнесения новых знаний;
4. Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных её формах, включение практической деятельности, применение не доступном уровне проблемного подхода);
5. Организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей;
6. Максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
7. Контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала.
Учебная деятельность детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения:
· Отсутствием достаточного стойкого интереса к предложенному занятию;
· Необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящим к многочисленным ошибочным действиям;
· Недостаточной целенаправленностью деятельности;
· Малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Отставание в мыслительной деятельности: преобладание более простых мыслительных операций, снижении уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к понятийным формам мышления. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность, что становится причиной многочисленных ошибок.
Особенности памяти: у всех школьников с ЗПР отмечаются изъяны в памяти, причём это касается всех видов запоминания – непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, продуктивность непроизвольного запоминания.
Зависимость восприятия от уровня внимания: снижение внимания замедляет скорость восприятия. Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте, недостаточной сформированностью произвольного внимания.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:
· Расстройство регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
· Более низкий уровень развития восприятия;
· Отставание в развитии всех форм мышления;
· Недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
1. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Образовательные условия: в обучении школьников с ОВЗ делается большой акцент на наглядных и практических методах обучения. А также применяются игровые методы, приёмы опережающего обучения, приёмы развития мыслительной активности, приёмы выделения главного, приём комментирования и пр.
Важно:в период проведения занятия используются здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, частота смены деятельности.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умение учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формирует способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Программа определяет максимальный объем знаний и умений, который доступен учащихся с ОВЗ. Для коррекции знаний могут быть предложены облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Личностными результатами изучения курса «Математика» является формирование следующих умений:
1) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.