Инагенты что это такое простыми словами
Кругом агенты: почему теперь можно назвать инагентом практически любого
На прошлой неделе Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект № 345523-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». 25 ноября законопроект был одобрен Советом Федерации.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он «разработан в целях совершенствования правого регулирования распространения массовой информации иностранными средствами массовой информации». Статья 1 законопроекта предусматривает правки в пункт 3 ст. 6 Закона о СМИ, который и регулирует вопрос, кто же может стать СМИ-инагентом.
Как стать иностранным агентом?
К сожалению, в законопроекте ответ на центральный вопрос — когда человек может стать СМИ-инагентом? — урегулирован крайне смутно. Сначала статья 6 Закона о СМИ в новой редакции дает широкое определение, согласно которому любой человек, получающий иностранное финансирование и распространяющий информацию для неопределенного круга лиц, может быть признан СМИ-инагентом.
Затем статья снова возвращается к вопросу физлиц-инагентов, определяя их как людей, которые получают финансирование из иностранных источников и распространяют материалы СМИ-инагентов или их российских «дочек», а также участвуют в их создании. Пока в списке СМИ-инагентов такие издания, как «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии» и телеканал «Настоящее Время». Однако из текста статьи не следует, что только эти люди подпадают под определение СМИ-инагента. Поэтому потенциально у правоприменителя есть возможность применять закон широко. В этом случае назвать инагентом можно любого человека, который:
Таким образом, если человек распространяет информацию, например, пишет в Facebook или в «ВКонтакте», снимает ролики для канала в YouTube или дает комментарий СМИ, он уже соответствует первому критерию. Законопроект не дискриминирует контент: любое сообщение, предназначенное для широкой публики, подпадает под первый критерий агентства. Не важно, провластное это высказывание, оппозиционное или мнение о том, как выращивать саженцы яблонь.
Под второй критерий подпасть тоже просто. Достаточно получить дивиденды от иностранных акций, доход от сдаваемой квартиры в Минске, компенсацию расходов от организаторов международной конференции. А если человек, например, работает с иностранными компаниями, их российскими «дочками» или иностранными гражданами и еще за это получает деньги, то второй критерий «агентства» тем более налицо. Важно, что за свои услуги человек получает оплату из иностранных источников или от российской организации с иностранным финансированием.
Законопроект не требует доказывать, что человек распространял информацию в интересах иностранного принципала. Разработчик закона Леонид Левин указал, что «во всех случаях при принятии решений о включении физического лица в реестр иностранных агентов орган власти должен будет обосновывать связь между поступлением платежа из-за границы и распространением информации СМИ-иностранного агента». Однако законопроект напрямую нигде не требует установления такой связи. По опыту признания иностранными агентами НКО, госорганы и в прошлом никогда не обосновывали какую-либо связь.
Размер полученной суммы или имущества не имеет значения. Когда признавали иностранными агентами НКО, то даже перевода из-за рубежа от неустановленного лица в размере 10 000 рублей было достаточно для обнаружения иностранного финансирования.
Следовательно, законопроект написан нечетко, давая возможность назвать иностранным агентом любого, кто имеет хотя бы минимальные контакты с иностранными организациями или людьми, а также с российскими организациями, имеющими иностранное финансирование. Естественно, не до всех дойдут руки. Очевидно, признавать будут, исходя из необходимости. В группу риска входят:
Судьба агента
Какие последствия влечет за собой признание человека иностранным агентом? Ст. 2 законопроекта предполагает обязанность маркировать любую информацию сообщением о том, что она исходит от инагента. Даже если информация публикуется на информационном ресурсе иного лица. То есть если журналист «Коммерсанта» возьмет комментарий у физлица-инагента, то журналист в статье должен будет указать на инагентство, например: «господин Иннокентий Капланов, основатель стартапа «Ай-ти Про», доктор технических наук, иностранный агент, утверждает, что. ». Если маркировка отсутствует, то законопроект предусматривает блокировку публикации.
Пока законопроект не предусматривает штрафа за отсутствие маркировки, но, вероятно, это дело поправимое. Во-первых, законодатель может такой штраф ввести. Во-вторых, даже в нынешней редакции ст. 1 законопроекта предусматривает, что «положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций». Поэтому можно ожидать, что к физлицам-инагентам будут применять штрафы за отсутствие маркировки, как и в ситуации с НКО.
Кстати, штрафы весьма велики. На юридическое лицо налагается штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей. На должностное лицо — от 100 000 до 300 000 (ч. 2 ст. 19.34 КоАП). Сейчас в отношении «Международного Мемориала», который организует ежегодную акцию «Возвращение имен», возбуждено девять производств за отсутствие маркировки в соцсетях (минимальная совокупная сумма штрафов 2,7 млн рублей). Столько же производств в отношении должностного лица «Мемориала» (минимальная совокупная сумма штрафов 900 000 рублей).
Кроме маркировки информации, законопроект требует, чтобы физлицо, признанное «СМИ-иностранным агентом», учредило юридическое лицо, которое с момента регистрации автоматически признается «иностранным агентом». Пока законопроект не предусматривает санкции за отказ зарегистрировать такое юридическое лицо. Но это, на мой взгляд, не проблема. Когда ввели обязанность для НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов, то сначала никаких штрафов за невключение в реестр не было. Но когда поняли, что НКО не встали дружными рядами в очередь за регистрацией в списке «агентов», ввели штрафы. Теперь за невнесение себя в реестр на юридических лиц накладывается штраф в тех же размерах, что и за отсутствие маркировки (ч. 1 ст. 19.34 КоАП).
Содержание юридического лица может обходиться в копеечку. С момента регистрации оно приобретает обязанности НКО-иностранного агента, то есть должно раз в квартал сдавать отчетность в Минюст о своей деятельности. А раз в год ему придется проводить аудит и сдавать аудиторское заключение в Минюст. За непредоставление — штраф до 300 000 рублей.
Помимо учреждения юридического лица, маркировки и отчетности, есть еще один неприятный момент — отношение людей. В опросе, проведенным «Левада-центром» (в нем участвовало 1600 граждан), был задан вопрос: «Что, по-вашему, значит сочетание «иностранный агент»?». 62% опрошенных ответили, что иностранный агент — это «шпион, представитель иностранных спецслужб, агент, работающий под прикрытием», или «скрытый внутренний враг, действующий в России в интересах других стран, пятая колонна». Этим недоразумением широко пользуются журналисты второсортных СМИ, когда снимают пасквили-репортажи о работе НКО-«иностранных агентов».
Впрочем, не только журналисты: госорганы тоже этим пользуются. Вот, например, раньше на сайте Минюста красовалась такая публикация, где сообщение о признании НКО иностранным агентом было недвусмысленно проиллюстрировано образом шпиона.
Сейчас на сайте Минюста этой публикации нет, однако она до сих пор есть на сайте управления Минюста в Пермском крае, которое продублировало эту публикацию на своем сайте.
Виды на будущее
Россия — не первая страна, в которой ищут иностранных агентов среди обычных граждан. В США всю первую половину XX века искали «красных агентов» среди американцев. В 1947 году президент Гарри Трумэн подписал указ №9835, также известный как «Приказ о лояльности». Целью приказа было выявить и убрать из государственных органов людей, сочувствующих коммунизму. С начала 1950-х и до 1954 года антисоветская паранойя в США достигла пика. Лицом паранойи был сенатор из Висконсина Джозеф Маккарти.
К 1952 году расследования по «Приказу о лояльности» были проведены в отношении более 4 млн человек. 378 человек были уволены. С мая по декабрь 1953 года около 2700 федеральных служащих лишились мест. К 1954 году еще 6900 лишились работы. Их либо уволили, либо они сами уволились из-за проведенных в отношении них расследований (источник: Rackow, F. (1961). The Federal Loyalty Program: Politics and Civil Liberty).
Однако когда в 1954 году Маккарти замахнулся на армейских лидеров и сотрудников администрации президента, то получил резкий публичный отпор, который ознаменовал конец эпохи маккартизма. Через шесть месяцев, в июле 1954 года, его лишили статуса сенатора за посрамление репутации законодательной власти. Поиск «красных агентов» сошел на нет.
Но вернемся в современную Россию.
Очевидно, надежды на то, что президент не подпишет законопроект о СМИ-инагентах, нет. Остается лишь, по аналогии с американской историей 50-х, ждать, когда через пару-тройку лет какого-нибудь важного и системного человека признают СМИ-инагентом. Это приведет к громкому скандалу. Возможно, это подтолкнет к отмене или изменению этого странного, всеобъемлющего и неясного закона. Но до этого момента количество иностранных агентов на квадратный метр Москвы и Петербурга, где сосредоточены люди из группы риска, может взлететь к небесам.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Кто такие иноагенты и за что можно получить такой статус?
Картотека / Фото: unsplash.com
Иноагенты – это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению одного государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Словосочетание «иностранный агент» стоит в одном ряду с понятиями «разведчик» и «шпион».
В России статус «иноагента» могут присвоить не только иностранцам, но и гражданам РФ. Достаточно заниматься политикой, используя зарубежную помощь, в том числе материальную. Если человек или организация, получающие такое финансирование, не заявят о своём статусе иноагента, это может привести к неприятным последствиям: серьёзному штрафу, а затем – при повторных нарушениях – к тюремному заключению сроком до пяти лет.
Вообще, понятие иностранного агента в российском законодательстве появилось в 2012 году и изначально относилось только к некоммерческим организациям, однако позднее расширилось до физических лиц и СМИ. В настоящий момент в России суммарно порядка 150 объединений, журналистов, средств массовой информации и организаций, признанных иностранными агентами. Всего в нашей стране существует четыре реестра, куда включают иноагентов.
Самым первым в России был создан реестр НКО-иноагентов. Он появился в 2014 году и в него Минюст включает организации, которые ведут «политическую деятельность» (к ней относятся не только участие в пикетах и организация митингов, но и проведение дискуссий, наблюдение за выборами и даже распространение в соцсетях оценок действующей власти).
Размеры и кратность материальной помощи значения не имеют, достаточно будет даже одного такого факта. Сейчас в реестре числится более 70 организаций. Спустя три года появился реестр СМИ-иноагентов. Его Минюст начал формировать после поправок в закон «О СМИ», выявляя «засланных казачков». В этот список включают за распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц. При этом обязательным условием является одновременная финансовая поддержка или получение «иного имущества» от иностранцев или иностранных государств и организаций. Если два этих условия соблюдены – это иноагент. Кроме того, статус могут присвоить, если такая помощь поступит от российских юрлиц, получающих деньги от указанных источников, пишет «Коммерсантъ».
Попасть в этот список могут не только редакции, но и журналисты и другие граждане. Так, 29 сентября впервые за время существования этого реестра он пополнился сразу 24 позициями, из них 22 физлица, сообщил Минюст.
В 2021 году создали третий и четвёртый реестры. Один – для незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Туда Минюст вносит объединения граждан, которые ведут «политическую деятельность» и финансируются из-за рубежа. При этом у них нет статуса НКО или СМИ, что не позволяло включить их в два других реестра.
Для физлиц, осуществляющих «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ» или «политическую деятельность» в интересах иностранного государства, а также получающих финансирование из-за рубежа, существует четвёртый реестр. Закон обязывает граждан самостоятельно подать уведомление в Минюст РФ о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Если этого сделано не будет, Минюст может включить человека в список принудительно.
Все они обязаны отчитываться о работе, прибыли и расходах, публиковать отчёты в интернете. Физлицам необходимо создать юрлицо и тоже держать отчёт перед государством о личных доходах и расходах.
Все публикации должны выходить с маркировкой, что их размещает иноагент. Сама плашка-предупреждение включает в себя 24 слова и для СМИ с таким статусом она должна присутствовать на всех публикациях, даже на страницах с рекламой. Кстати, издания, которые распространяют сообщения лиц, признанных СМИ-иноагентами, тоже обязаны сообщать об их статусе.
В итоге СМИ теряют рекламодателей, бюджет сокращается, а журналисты, чаще всего, решают уволиться. Ведь они тоже могут попасть в этот реестр. И тогда и им придётся отчитываться перед Минюстом.
Физлица все свои публикации (даже в соцсетях) тоже обязаны маркировать этим предупреждением.
Кроме того, иностранные агенты должны маркировать все свои обращения в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.
Также внесение лица в список автоматически блокирует его возможность занимать должности в госорганах и органах местного самоуправления.
Абсолютно для всех иноагентов за нарушение этих правил предусмотрены серьёзные штрафы, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.
Чтобы стать СМИ-иноагентом, необязательно работать в СМИ. Теоретически такой статус может получить, например, любой российский учёный, который ведёт научные исследования на зарубежные гранты и при этом даёт экспертные комментарии СМИ-иноагенту. Юристы указывают, что таким образом «агентами» могут стать десятки тысяч россиян, пишет «Коммерсантъ». Поэтому многие эксперты отказываются от сотрудничества с редакциями, которым уже присвоили статус «иноагент».
По идее читать и репостить публикации иноагентов, а также поддерживать их материально (о чём они сейчас все просят, чтобы выжить) не запрещается. Но нет никаких гарантий, что такую поддержку или упоминание не расценят как самостоятельную деятельность иноагента. То есть вам лично могут присвоить статус иностранного агента, если вы получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам.
Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Иностранный агент. Кого могут признать, чем грозит этот статус, можно ли от него избавиться?
Кратко
Давайте сперва разберемся, кто такой иностранный агент с точки зрения закона?
Изначально это некоммерческая организация, у которой есть иностранное финансирование. Плюс, чтобы получить этот статус, необходима так называемая «политическая деятельность», причем ей считается не участие в выборах, а любой текст на сайте. Поскольку у НКО должен быть сайт, как минимум чтобы публично выкладывать отчетность (иначе штраф), то, по закону, любая НКО занимается «политической деятельностью». Строго говоря, ей можно признать любой текст в интернете.
А можно ли каким-то образом заниматься неполитической деятельностью?
Фактически, это невозможно, так как НКО обязана иметь сайт, на котором размещает годовые отчеты. Значит в них будет какой-то текст, а значит деятельность уже может считаться политической.
По новым законам иностранным агентом может быть не только организация, но и СМИ, и физические лица. То есть действительно абсолютно любому могут дать этот статус?
СМИ могли признать иноагентом уже несколько лет, а в 2019 году в Закон о СМИ добавили поправки, которые распространяют этот статус и на физических лиц. Впервые их применили в конце 2020 года. А после принятия поправок в закон «о нежелательных организациях» (закон о санкциях к лицам, причастным к нарушениям прав человека) можно признавать людей иноагентами по тем же критериям, что и некоммерческие организации. Так что граждане-иноагенты теперь могут быть двух типов: граждане-иноагенты-СМИ и граждане-иноагенты-НКО.
Кроме того, по закону об общественных объединениях могут признаваться иноагентами незарегистрированные общественные объединения, если они получают имущество из-за рубежа. Хотя они по определению не могут получать никакое имущество хоть из-за рубежа, хоть из России, так как не могут открывать банковские счета, нанимать персонал и так далее.
Можно точно понять, за что мне, как организации или просто гражданину, дадут такой статус?
Нет. Закон сформулирован таким образом, чтобы любого человека или любую организацию можно было признать иноагентом, если это необходимо, например, для сдачи отчетности в вышестоящие органы.
Какие проблемы создает иноагенство?
Многочисленные: для НКО — это дополнительная отчетность и аудит, а для небольших организаций — это тяжелое бремя. Еще обязанность везде указывать, что ты иностранный агент, и сопутствующие риски взаимодействия с государственными организациями или бизнесом. Любое упущение карается большими штрафами, причем они накладываются многократно. А граждане должны еще и создавать юридическое лицо, которое будет отчитываться как иностранный агент.
Допустим, власти признали меня иностранным агентом. Но почему они не говорят в интересах какого государства я работаю? Или хотя бы чьим агентом являюсь?
Они не видят такой необходимости — доказывать, что вы работаете в чьих-то интересах. Закон сформулирован по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька», а доказывать связь бузины с дядькой не требуется.
Поподробнее про штрафы. За что именно может прилететь, какие наказания самые суровые?
С февраля 2021 года появилась статья (ч. 3 ст. 19.34 КоАП) для граждан, которые являются участником, членом, учредителем, руководителем, если они пишут что-то, «связанное с политической деятельностью», публично или направляют это в госорганы без указания на свое участие в НКО-иноагенте. Штраф — 5000 рублей. Причем неизвестно, что нужно написать для правонарушения.
Юрист Кирилл Коротеев, фото из личного архива.
Кроме того, есть штрафы за непредоставление отчетности НКО-инагентом (ст. 19.7.5-2 КоАП) и незарегистрированной НКО-иноагентом (ст. 19.7.5-3 КоАП). Последняя статья наказывает и граждан, если они участвуют в незарегистрированных организациях, распространяют материалы без указания на иноагентство «при осуществлении политической деятельности». Штраф тоже 5000 рублей.
Если не указать, что вы обладатель статуса иноагента, то у вас могут конфисковать «предмет административного правонарушения» — то есть будут забирать телефоны и компьютеры.
Наконец, за неуказание всех этих прекрасных статусов в СМИ может наступать ответственность и для граждан (видимо, журналистов и гостей, интервьюируемых), и для СМИ (чч. 2.1-2.3 ст. 13.15 КоАП РФ).
Давайте остановимся на СМИ-гражданах-иноагентах. Кто они такие и как ими становятся?
Этот статус можно получить за перепост публикаций СМИ-иноагента и просто денежный перевод из-за границы, причем неважно от кого. Постить про деньги нет необходимости, за всеми иностранными переводами наблюдает Росфинмониторинг, невозможно получить деньги на счет в России без того, чтобы об этом переводе не знал Росфинмониторинг.
То есть если я, обычный гражданин, перепостил себе на личную страницу в Фейсбуке информацию от иноагента и не указал об этом статусе, меня тоже могут оштрафовать?
Если вы постите на личных страницах в соцсетях, то нет, не могут. Ответственность по ст. 13.15 КоАП возникает только за распространение в СМИ такой информации без указания на ярлык.
А если я работаю в НКО-иноагенте, то тоже обязан в личных постах указывать, что являюсь сотрудником организации с таким ярлыком?
Закон говорит, что вы обязаны это делать только когда распространяете материалы, «связанные с политической деятельностью». Но как их отделить от котиков и мемасиков, что сочтут такой деятельностью, неизвестно.
Есть ли какие-то последствия для волонтеров, стажеров или людей, сотрудничающих по гражданско-правовым договорам с НКО-иноагентами?
Пока волонтеры, студенты и контракторы по гражданско-правовым договорам не попадают в сферу контроля. Но предоставлять в Минюст сведения надо теперь не только о членах организации, но и о работниках.
Сейчас появилась норма, что НКО-агенты обязаны все публичные мероприятия согласовывать с Минюстом. Но как это делать? Уже есть регламент?
Пока закон от 5 апреля 2021 года говорит о необходимости предоставлять документы о программах и мероприятиях НКО, а Минюст сможет запрещать неугодные. Еще могут штрафовать за несвоевременное предоставление такой информации.
Если вы проводите “программу”, то каждый раз должны уведомлять до ее начала (Минюст может ее запретить в любой момент). А про “мероприятия” необходимо отчитываться ежегодно по итогам года.
Минюсту будет удобно назвать ваше мероприятие “программой” и запретить его или оштрафовать за непредоставление информации заблаговременно, хотя вы думали, что обязаны делать это раз в год.
Если сотрудник НКО-иноагента, например, идет на митинг, обязан ли он каким-то образом маркировать свою причастность к организации с ярлыком?
Сейчас это еще не признано «производством материалов» или «обращением в государственные органы». Думаю, пока будут санкции по все расползающейся ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).
Возможно ли исключить себя из реестра иностранных агентов? И как это можно сделать?
Для некоммерческих организаций выход — ликвидироваться. Иногда можно выписаться из реестра, если за год не было иностранного финансирования, но здесь нет никаких гарантий. По российскому праву, отказ от иностранного финансирования признается иностранным финансированием. Это позиция судов, хотя она и выглядит нелепой. В деле ассоциации «Голос» ( признана иностранным агентом в РФ ) был отказ от иностранного финансирования, но Мосгорсуд признал этот отказ получением иностранного финансирования, поскольку «отказ» — реализация полномочий собственника. Так записано в судебном решении.
И что за новое определение « лица, аффилированные с иноагентами » ? Зачем это нужно?
Это все часть выборного законодательства, чтобы опорочить оппозиционных кандидатов, сказав, что они на самом деле выдвинуты при поддержке ФБК ( Фонд борьбы с коррупцией признан Минюстом иностранным агентом, а «Штабы Навального» включены в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму ). Это особенно смешно, потому что сейчас все силы будут положены, чтобы их не допустить до регистрации.
В чем логика таких ужесточений? Всех запугать?
Думаю, в Минюст пришла разнарядка: предложить меры по ограничению иностранного влияния на выборы. Минюст взял под козырек. Такое бюрократическое производство тупых репрессий.
Зачем этот закон нужен и может ли он работать нормально?
Нет, этого закона не должно существовать. Он не может работать иначе, чем это происходит сейчас.
Что про это говорит международное право и ЕСПЧ?
ЕСПЧ уже восемь лет не может принять решение по этому поводу. Очень похожий, хотя куда более мягкий венгерский закон все же стал предметом международно-правового анализа. Суд Европейского Союза («другой» Европейский Суд, в Люксембурге) не оставил камня на камне от позиции венгерского правительства в прошлогоднем деле «Комиссия против Венгрии» (Прозрачность ассоциаций), признав, что даже требование нейтральной маркировки «организация, финансируемая из-за рубежа» нарушает права и свободы как самой организации, так и ее доноров. ЕСПЧ теперь в роли догоняющего.