Инагенты что это такое в россии

Иностранный агент. Кого могут признать, чем грозит этот статус, можно ли от него избавиться?

Инагенты что это такое в россии. Смотреть фото Инагенты что это такое в россии. Смотреть картинку Инагенты что это такое в россии. Картинка про Инагенты что это такое в россии. Фото Инагенты что это такое в россии

Кратко

Давайте сперва разберемся, кто такой иностранный агент с точки зрения закона?

Изначально это некоммерческая организация, у которой есть иностранное финансирование. Плюс, чтобы получить этот статус, необходима так называемая «политическая деятельность», причем ей считается не участие в выборах, а любой текст на сайте. Поскольку у НКО должен быть сайт, как минимум чтобы публично выкладывать отчетность (иначе штраф), то, по закону, любая НКО занимается «политической деятельностью». Строго говоря, ей можно признать любой текст в интернете.

А можно ли каким-то образом заниматься неполитической деятельностью?

Фактически, это невозможно, так как НКО обязана иметь сайт, на котором размещает годовые отчеты. Значит в них будет какой-то текст, а значит деятельность уже может считаться политической.

По новым законам иностранным агентом может быть не только организация, но и СМИ, и физические лица. То есть действительно абсолютно любому могут дать этот статус?

СМИ могли признать иноагентом уже несколько лет, а в 2019 году в Закон о СМИ добавили поправки, которые распространяют этот статус и на физических лиц. Впервые их применили в конце 2020 года. А после принятия поправок в закон «о нежелательных организациях» (закон о санкциях к лицам, причастным к нарушениям прав человека) можно признавать людей иноагентами по тем же критериям, что и некоммерческие организации. Так что граждане-иноагенты теперь могут быть двух типов: граждане-иноагенты-СМИ и граждане-иноагенты-НКО.

Кроме того, по закону об общественных объединениях могут признаваться иноагентами незарегистрированные общественные объединения, если они получают имущество из-за рубежа. Хотя они по определению не могут получать никакое имущество хоть из-за рубежа, хоть из России, так как не могут открывать банковские счета, нанимать персонал и так далее.

Можно точно понять, за что мне, как организации или просто гражданину, дадут такой статус?

Нет. Закон сформулирован таким образом, чтобы любого человека или любую организацию можно было признать иноагентом, если это необходимо, например, для сдачи отчетности в вышестоящие органы.

Какие проблемы создает иноагенство?

Многочисленные: для НКО — это дополнительная отчетность и аудит, а для небольших организаций — это тяжелое бремя. Еще обязанность везде указывать, что ты иностранный агент, и сопутствующие риски взаимодействия с государственными организациями или бизнесом. Любое упущение карается большими штрафами, причем они накладываются многократно. А граждане должны еще и создавать юридическое лицо, которое будет отчитываться как иностранный агент.

Допустим, власти признали меня иностранным агентом. Но почему они не говорят в интересах какого государства я работаю? Или хотя бы чьим агентом являюсь?

Они не видят такой необходимости — доказывать, что вы работаете в чьих-то интересах. Закон сформулирован по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька», а доказывать связь бузины с дядькой не требуется.

Поподробнее про штрафы. За что именно может прилететь, какие наказания самые суровые?

С февраля 2021 года появилась статья (ч. 3 ст. 19.34 КоАП) для граждан, которые являются участником, членом, учредителем, руководителем, если они пишут что-то, «связанное с политической деятельностью», публично или направляют это в госорганы без указания на свое участие в НКО-иноагенте. Штраф — 5000 рублей. Причем неизвестно, что нужно написать для правонарушения.

Инагенты что это такое в россии. Смотреть фото Инагенты что это такое в россии. Смотреть картинку Инагенты что это такое в россии. Картинка про Инагенты что это такое в россии. Фото Инагенты что это такое в россииЮрист Кирилл Коротеев, фото из личного архива.

Кроме того, есть штрафы за непредоставление отчетности НКО-инагентом (ст. 19.7.5-2 КоАП) и незарегистрированной НКО-иноагентом (ст. 19.7.5-3 КоАП). Последняя статья наказывает и граждан, если они участвуют в незарегистрированных организациях, распространяют материалы без указания на иноагентство «при осуществлении политической деятельности». Штраф тоже 5000 рублей.

Если не указать, что вы обладатель статуса иноагента, то у вас могут конфисковать «предмет административного правонарушения» — то есть будут забирать телефоны и компьютеры.

Наконец, за неуказание всех этих прекрасных статусов в СМИ может наступать ответственность и для граждан (видимо, журналистов и гостей, интервьюируемых), и для СМИ (чч. 2.1-2.3 ст. 13.15 КоАП РФ).

Давайте остановимся на СМИ-гражданах-иноагентах. Кто они такие и как ими становятся?

Этот статус можно получить за перепост публикаций СМИ-иноагента и просто денежный перевод из-за границы, причем неважно от кого. Постить про деньги нет необходимости, за всеми иностранными переводами наблюдает Росфинмониторинг, невозможно получить деньги на счет в России без того, чтобы об этом переводе не знал Росфинмониторинг.

То есть если я, обычный гражданин, перепостил себе на личную страницу в Фейсбуке информацию от иноагента и не указал об этом статусе, меня тоже могут оштрафовать?

Если вы постите на личных страницах в соцсетях, то нет, не могут. Ответственность по ст. 13.15 КоАП возникает только за распространение в СМИ такой информации без указания на ярлык.

А если я работаю в НКО-иноагенте, то тоже обязан в личных постах указывать, что являюсь сотрудником организации с таким ярлыком?

Закон говорит, что вы обязаны это делать только когда распространяете материалы, «связанные с политической деятельностью». Но как их отделить от котиков и мемасиков, что сочтут такой деятельностью, неизвестно.

Есть ли какие-то последствия для волонтеров, стажеров или людей, сотрудничающих по гражданско-правовым договорам с НКО-иноагентами?

Пока волонтеры, студенты и контракторы по гражданско-правовым договорам не попадают в сферу контроля. Но предоставлять в Минюст сведения надо теперь не только о членах организации, но и о работниках.

Сейчас появилась норма, что НКО-агенты обязаны все публичные мероприятия согласовывать с Минюстом. Но как это делать? Уже есть регламент?

Пока закон от 5 апреля 2021 года говорит о необходимости предоставлять документы о программах и мероприятиях НКО, а Минюст сможет запрещать неугодные. Еще могут штрафовать за несвоевременное предоставление такой информации.

Если вы проводите “программу”, то каждый раз должны уведомлять до ее начала (Минюст может ее запретить в любой момент). А про “мероприятия” необходимо отчитываться ежегодно по итогам года.

Минюсту будет удобно назвать ваше мероприятие “программой” и запретить его или оштрафовать за непредоставление информации заблаговременно, хотя вы думали, что обязаны делать это раз в год.

Если сотрудник НКО-иноагента, например, идет на митинг, обязан ли он каким-то образом маркировать свою причастность к организации с ярлыком?

Сейчас это еще не признано «производством материалов» или «обращением в государственные органы». Думаю, пока будут санкции по все расползающейся ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).

Возможно ли исключить себя из реестра иностранных агентов? И как это можно сделать?

Для некоммерческих организаций выход — ликвидироваться. Иногда можно выписаться из реестра, если за год не было иностранного финансирования, но здесь нет никаких гарантий. По российскому праву, отказ от иностранного финансирования признается иностранным финансированием. Это позиция судов, хотя она и выглядит нелепой. В деле ассоциации «Голос» ( признана иностранным агентом в РФ ) был отказ от иностранного финансирования, но Мосгорсуд признал этот отказ получением иностранного финансирования, поскольку «отказ» — реализация полномочий собственника. Так записано в судебном решении.

Инагенты что это такое в россии. Смотреть фото Инагенты что это такое в россии. Смотреть картинку Инагенты что это такое в россии. Картинка про Инагенты что это такое в россии. Фото Инагенты что это такое в россии

И что за новое определение « лица, аффилированные с иноагентами » ? Зачем это нужно?

Это все часть выборного законодательства, чтобы опорочить оппозиционных кандидатов, сказав, что они на самом деле выдвинуты при поддержке ФБК ( Фонд борьбы с коррупцией признан Минюстом иностранным агентом, а «Штабы Навального» включены в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму ). Это особенно смешно, потому что сейчас все силы будут положены, чтобы их не допустить до регистрации.

В чем логика таких ужесточений? Всех запугать?

Думаю, в Минюст пришла разнарядка: предложить меры по ограничению иностранного влияния на выборы. Минюст взял под козырек. Такое бюрократическое производство тупых репрессий.

Зачем этот закон нужен и может ли он работать нормально?

Нет, этого закона не должно существовать. Он не может работать иначе, чем это происходит сейчас.

Что про это говорит международное право и ЕСПЧ?

ЕСПЧ уже восемь лет не может принять решение по этому поводу. Очень похожий, хотя куда более мягкий венгерский закон все же стал предметом международно-правового анализа. Суд Европейского Союза («другой» Европейский Суд, в Люксембурге) не оставил камня на камне от позиции венгерского правительства в прошлогоднем деле «Комиссия против Венгрии» (Прозрачность ассоциаций), признав, что даже требование нейтральной маркировки «организация, финансируемая из-за рубежа» нарушает права и свободы как самой организации, так и ее доноров. ЕСПЧ теперь в роли догоняющего.

Источник

Новый приказ про иноагентов. Кого коснется, чем грозит, что говорит ФСБ

Инагенты что это такое в россии. Смотреть фото Инагенты что это такое в россии. Смотреть картинку Инагенты что это такое в россии. Картинка про Инагенты что это такое в россии. Фото Инагенты что это такое в россии

В частности, лицо может быть признано иноагентом, если собирает сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки, информацию о дислокации, вооружении и численности армии, полиции, военных следственных органов Следственного комитета, прокуратуры, воинских подразделений противопожарной службы и т.д., данные о «строительстве и развитии» войск и воинских формирований, сведения о закупках, проводимых армией, и многое другое. Полный список включает в себя 60 пунктов.

Какое объяснение дает ФСБ

«Таким образом, перечень никоим образом не нарушает права на свободу слова и выражение гражданской позиции», — утверждает служба.

Указывали службе и на конкретные пункты, которые «должны быть открыты для общественности внутри страны, должны быть подконтрольны общественности и не должны составлять тайну». Например, пункт о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках (силах). Комментарий ФСБ: «Издание перечня не налагает ограничений на опубликование указанных сведений».

Как на инициативы влияет общественное обсуждение

В России процедура оценки подготовленных законопроектов и проектов других нормативных актов проводится только на сайте regulation.gov.ru. Она подразумевает, что при подготовке документов их разработчик, будь то правительство, ведомства или госкорпорации, оценивает потенциальные издержки и выгоды от нового акта и обсуждает его содержание с участниками экономических отношений, которые он может затронуть. Комментировать и оценивать проекты, размещенные на regulation.gov.ru, могут все обладатели аккаунтов на сайте «Госуслуги» и зарегистрированные пользователи. Общественное обсуждение законопроектов, проектов постановлений правительства и ведомственных актов на сайте regulation.gov.ru может сильно повлиять на их судьбу, указывали эксперты Центра перспективных управленческих решений.

Что говорят эксперты

На аналогичную проблему обратил внимание и бывший министр печати и информации, экс-председатель СПЧ Михаил Федотов. По его словам, в случае с законодательством об иноагентах действует механизм административной дискреции: лицо может быть признано таковым, а может не быть признано. «Такая юридическая конструкция существует не одно тысячелетие и считается для органов публичной власти неправовой, поскольку она придает любому нормативному акту обратную силу, — заявил Федотов. — Человек лишен возможности предвидеть правовые последствия своего поведения. С убийствами, например, такого же нет. В Уголовном кодексе не написано, что, если вы убили человека, вы «можете быть» признаны убийцей».

Простор для интерпретаций дает и еще один критерий в «законе Димы Яковлева», а именно факт воздействия, которое иностранный источник оказал на потенциального иноагента. Такое воздействие может проявляться в самой разной форме: предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи. Это, по словам Федотова, означает, что, если вы ученый, журналист или просто человек, увлеченный космической тематикой, станете собирать абсолютно открытые сведения в этой сфере, то можете быть признаны иноагентом, если на вас будет оказано «иностранное воздействие». «Представьте, что вы пишете статью об освоении Луны, запросили комментарий NASA или ЮНЕСКО, вам прислали ответ по e-mail, тем самым вы получили информационно-методическую помощь от иностранного источника, — объяснил Федотов. — Список таких источников очень широкий: и другие государства, и их органы власти, и международные организации. Например, ВОЗ или ЮНИСЕФ тоже являются иностранными источниками. Это может быть даже иностранный гражданин: ваша бабушка из Беларуси переводит вам тысячу рублей на день рождения — и вот вам получение денежных средств от иностранного источника. Получается, что вы иноагент, а ваш принципал — ваша белорусская бабушка. Но таков закон».

В пресс-службе Роскомнадзора на запрос РБК на момент публикации материала не ответили.

Источник

Что меняется в законодательстве об иноагентах?

Инагенты что это такое в россии. Смотреть фото Инагенты что это такое в россии. Смотреть картинку Инагенты что это такое в россии. Картинка про Инагенты что это такое в россии. Фото Инагенты что это такое в россии

Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в законодательство в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности. Они были подготовлены депутатами – членами Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России во главе с ее Председателем Василием Пискаревым

Инагенты что это такое в россии. Смотреть фото Инагенты что это такое в россии. Смотреть картинку Инагенты что это такое в россии. Картинка про Инагенты что это такое в россии. Фото Инагенты что это такое в россии

Кто такие «иностранные агенты»?

Это понятие появилось в законодательстве в 2012 году, изменения были внесены в Закон «О некоммерческих организациях». В соответствии с ними иностранным агентом может быть признана некоммерческая организация, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан.

А отдельный гражданин может считаться иноагентом?

Да, позднее законодательство было усовершенствовано, и в случае, если физическое лицо в интересах иностранного СМИ-иноагента создает и распространяет для широкого круга лиц текстовые, аудио- и видеоматериалы, получая при этом поддержку из‑за рубежа, оно может быть признано иноагентом.

При этом по итогам работы Комиссии стало очевидно, что эта норма нуждается в совершенствовании, пояснил Василий Пискарев, потому и был разработан и принят новый закон. В соответствии с ним «физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, может быть признан гражданин, в том числе иностранец, который осуществляет на территории РФ в интересах другого государства […] политическую деятельность […], и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности РФ», — сказано в законе. При этом такой гражданин должен получать на свою деятельность поддержку из‑за рубежа – финансовую, материальную или организационно-методическую.

Какие для них вводятся обязанности?

Такие граждане обязаны подать уведомление о включении их в перечень иностранных агентов, а затем раз в полгода предоставлять отчет о своей деятельности и о тратах зарубежных средств.
Физлица, выполняющие функции иноагентов, до прекращения своей деятельности как иностранный агент не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.

Кроме того, распространение ими информации о политической деятельности, в том числе через СМИ, должно соответствующим образом маркироваться.

Что еще меняется в законе?

Одобренными ГД поправками, по аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, установить уведомительный порядок учета общественных объединений, функционирующих на территории РФ без госрегистрации и получающих при этом иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности.
Сведения, содержащиеся в представляемых уведомлениях, составят реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. На общественные объединения, включенные в указанный реестр, возлагается обязанность ежеквартально информировать уполномоченный орган об объеме и целях получаемого иностранного финансирования и его фактическом расходовании.

Материалы, издаваемые или распространяемые таким общественным объединением, в том числе с использованием средств массовой информации, должны будут сопровождаться указанием на то, что они произведены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента.

Уточняется понятие политической деятельности. По словам Василия Пискарева, «предлагается прямо в данном законопроекте записать», что относится к политической деятельности, «чтобы не было расширительного толкования, двоякого толкования, чтобы было понятно, что такое «политическая деятельность».

Кроме того, предлагается исключить из законопроекта норму, которая запрещает НКО-иноагентам входить в состав общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Обязанность маркировать информацию об иноагенте распространяется только на СМИ и никак не затрагивает блогеров или пользователей соцсетей.

Почему изменения необходимы?

Закон направлен на усиление безопасности и защиту суверенитета России. «Предлагая пакет поправок, мы говорим: получаете деньги на вашу политическую деятельность из‑за рубежа — пожалуйста, зарегистрируйтесь в качестве иностранного агента и работайте, но при этом информируйте государственные органы и граждан России о том, в интересах какого государства вы действуете, какие политические мероприятия и акции планируете и проводите, как тратите деньги, выданные иностранными спонсорами», — подчеркивает Василий Пискарев.

Парламентарий напомнил, что этот закон соответствует мировой практике и содержит аналогичные нормы, которые есть в законодательстве других стран. «Законопроект как раз и является результатом исполнения конституционных положений о защите суверенитета РФ и недопущения вмешательства во внутренние дела нашего государства», — сказал Василий Пискарев.

Источник

Шпион поневоле. Почему практически любой россиянин может оказаться «иностранным агентом»

Первые пять человек 28 декабря были включены Минюстом в список СМИ — «иностранных агентов». При этом, как поясняют эксперты, чтобы физическому лицу присвоили подобный статус вовсе не обязательно иметь какое-то отношение к журналистике. Достаточно поделиться чьей-то публикацией или озвучить свои мысли в комментарии для СМИ. The Insider поговорил с юристом Правозащитного центра «Мемориал» Татьяной Глушковой о том, как в России становятся «иностранными агентами», что теперь делать и есть ли аналоги подобного закона в других странах.

Инагенты что это такое в россии. Смотреть фото Инагенты что это такое в россии. Смотреть картинку Инагенты что это такое в россии. Картинка про Инагенты что это такое в россии. Фото Инагенты что это такое в россии

Кого и за что могут признать иностранным агентом?

В любой из этих реестров может угодить практически каждый житель РФ, если он публикует в интернете хоть что-то, кроме фотографий котиков. Никакой разницы между руководителем правозащитной организации или участником акции закон не делает.

Если говорить о первом реестре, то чтобы в него попасть, достаточно, во-первых, распространять какие-либо информационные материалы для неограниченного круга лиц (например, вести открытый блог, даже если его читает десяток друзей), а во-вторых, получать финансирование из иностранного источника. Такое финансирование – это необязательно получение гранта, например. Если человек работает в международной компании, имеет акции зарубежной фирмы и получает от них дивиденды или даже получает новогодний подарок от родственника, который после распада СССР стал гражданином одной из бывших союзных республик, то такой человек уже считается получающим финансирование от иностранного источника.

Чтобы стать физлицом-иноагентом второго типа, нужно соответствовать следующим условиям: во-первых, и это главный критерий, получать иностранное финансирование (критерии «иностранности» те же, что в предыдущем случае), во-вторых, осуществлять «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации» или заниматься «политической деятельностью» в интересах иностранного бенефициара.

Под определение «политической деятельности» подпадают, в том числе, участие в митинге, наблюдение на выборах, выражение мнения (любого, в том числе положительного) о государственной политике, любой публичный призыв к органам госвласти и местного самоуправления и так далее.

Как физическое лицо узнает о том, что оно включено в список иностранных агентов? Приходит постановление по почте?

В законе не закреплена форма уведомления физических лиц о включении в любой из реестров. Однако оба реестра являются публичными и доступны в сети интернет.

Что происходит после того, как тебя признали иноагентом? Какие юридические процедуры?

Помимо этого, необходимо маркировать все распространяемые материалы иноагентским ярлыком. За неисполнение этих обязанностей следует наказание. Оно для разных видов людей-иноагентов разное.

Как власти могут наказывать «иноагентов», которые не захотят или не смогут выполнить требования Минюста?

Ответственность физлиц-иноагентов, не являющихся СМИ, устроена иначе. Прежде всего, закон предусматривает обязанность потенциальных физлиц-иноагентов записаться в соответствующий список добровольно. Если человек этого не хочет делать и будет включен в реестр по решению Минюста, то санкция зависит от того, за что он признан иноагентом. Если он осуществляет «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации», то он может сразу попасть в тюрьму на срок до 5 лет. А если он попал в реестр за политическую деятельность, то сначала его оштрафуют на сумму от 30 до 50 тысяч рублей. И если в течение года после выплаты этого штрафа он допустит ошибку в своей иноагентской отчетности (например, просрочит сдачу отчета) – тут на срок до 5 лет могут посадить и его.

А санкция за немаркировку публикаций составляет от 10 до 30 тысяч рублей с возможной конфискацией предмета административного правонарушения (в данном случае речь идет о печатной продукции).

Еще одно ограничение для физлиц-иноагентов – они не могут занимать должности на государственной и муниципальной службе.

Человек должен теперь себя везде маркировать? Это как? Во всех соцсетях написать, что ты иностранный агент?

Да, обязанность маркировать «издаваемые или распространяемые материалы» распространяется на оба вида людей-иноагентов. Причем стоит отметить, что никаких ограничений в этой части закон не содержит. В том, что придется маркировать соцсети, сомнений нет. Но как быть, например, с ситуациями, когда человек-иноагент, например, отправляет кому-то поздравительную открытку или дарит книгу? Это ведь тоже распространяемые им информационные материалы.

Отдельно стоит сказать о требованиях к форме и порядку такой маркировки. В этом году Роскомнадзор издал приказ с точной формулировкой иноагентского «лейбла» для СМИ: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

Кроме того, там указывается, где и как он должен размещаться. Например, при распространении текстового материала размер шрифта, которым напечатано это сообщение, должен вдвое превышать размер текста сообщения, и располагаться оно должно под заголовком текста. А в звуковых и видеоматериалах аналогичное сообщение должно воспроизводиться в начале материала и длиться не менее 15 секунд.

В отношении физлиц-иноагентов подобных требований пока не разработано. Они могут маркировать свои материалы так, как посчитают нужным.

А если его фотографию или текст напечатают в прессе, то изданию необходимо будет ставить плашку с пометкой, что автор иностранный агент или нет?

При распространении материалов, созданных людьми-иноагентами обоих видов СМИ должны делать соответствующую пометку.

А в случае с физлицами требования еще жестче: СМИ не могут даже рассказывать о них без указания на иноагентский статус.

А можно репостить тексты людей, признанных иностранными агентами? Или за это могут оштрафовать? И надо ли другим людям отмечать, что это пост иностранного агента?

Для рядовых граждан ответственности за репост публикации человека-иноагента без соответствующего указания пока не предусмотрено. Но важно понимать, что такие репосты в принципе могут привести к тому, что в какой-нибудь из иноагентских реестров включат уже репостящего.

Иностранным агентом признают пожизненно? Можно ли оспорить это решение в суде?

Решение о признании человека иностранным агентом – любого вида, – разумеется, может быть оспорено в суде, как и любое другое решение государственного органа. Однако шансы на успех, как показывает практика по делам об НКО-иноагентам, практически нулевые.

Закон предусматривает возможность выхода физлица-иноагента (не являющегося СМИ) из соответствующего списка «в случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента». Для СМИ-иноагентов такого порядка не предусмотрено.

Что грозит людям, которые вступают в рабочие или личные отношения с физическим лицом, признанным иностранным агентом?

Главная опасность любых отношений с человеком-иноагентом любого вида состоит, конечно, в том, что того, кто с ним общается, тоже могут признать иноагентом.

Есть ли аналоги подобного закона в других странах?

Российские чиновники любят говорить, что российское законодательство об иностранных агентах является аналогом американского закона FARA–Foreign Agents Registration Act. Однако это не так – и на законодательном, и на правоприменительном уровне, хотя в американский список иностранных агентов могут быть внесены не только организации, но и физические лица.

Во-первых, американский закон требует, чтобы финансирование было полностью или в большей части от иностранного инвестора. Как свидетельствует американский правительственный сайт для лоббистов, «в большей части» означает 20% и более. Согласно российскому закону сумма не имеет значения.

Во-вторых, согласно FARA принципиальное значение имеет осуществление деятельности именно в интересах иностранного бенефициара. А если деятельность организации или человека направлена на удовлетворение потребностей и интересов общества в целом, то в список иностранных агентов такая организация или человек не попадет.

Мы же много лет наблюдаем, как в реестр иноагентов попадают за правозащитную деятельность, деятельность по охране окружающей среды и т.п., которая, очевидно, имеет значение в первую очередь для российского общества и российских граждан, а не для мифических иностранных заказчиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *