Интерчейндж в эквайринге что такое
Что такое интерчейндж и почему о нем все говорят
С конца прошлого года продолжается полемика вокруг комиссии интерчейндж. Крупные ритейлеры выступают за ее снижение, а банкиры и представители платежных систем — против
Интерчейндж — комиссия, которая взымается при безналичных расчетах. Фото: pixabay.com
В конце прошлого года в Верховной Раде зарегистрировали два законопроекты, которыми предлагается установить максимальную ставку интерчейндж. Дискуссия не утихает до сих пор, разделив бизнес и финансовый сектор на два лагеря. Чтобы разобраться в теме, для начала нужно понять суть определений.
Итак, интерчейндж — это комиссия, которую банк, обслуживающий магазин (в том числе онлайн), перечисляет банку, чьей карточкой выполнена оплата за товар или услугу. Она составляет 60 — 75% размера комиссии, которую бизнес платит за эквайринг, то есть за возможность принимать безналичную оплату.
Ставку интерчейндж определяет платежная система, а отношения бизнеса с его банком регулируются соглашением. Таким образом, торговец может платить и больше, но не ниже ставки интерчейндж. Этот процент предприниматель закладывает в стоимость товаров и услуг. Если покупатель расплатился карточкой финучреждения, обслуживающей эту торговую точку, то комиссия, как правило, не начисляется.
Для крупных ритейлеров ставка интерчейндж составляет от 1,7%. Фото: podelu.ru
Полученные за интерчейндж средства банк использует для развития безналичных платежей — выпускает карточки, закупает и обслуживает терминалы для торговых точек. Кроме того, за счет интерчейнджа он имеет возможность предлагать своим клиентам различные программы лояльности.
Какие изменения предлагают депутаты
В настоящее время для крупных ритейлеров ставка интерчейндж составляет от 1,7% с каждой уплаченной банковской картой покупки, для средних и малых — 2-3%. Депутаты инициировали снижение этих ставок. Так, авторы законопроекта №4178 предлагают установить максимальный размер интерчейндж на уровне 0,3% от стоимости покупки. По идее, изменения будут внедряться постепенно: с 1 января 2021 интерчейндж составит 1% от суммы транзакции, с 1 июля 2021 — 0,65%, а с 1 января 2022 — 0,3%.
Вместе с тем, комиссия за эквайринг (составляющей которой является интерчейндж) тоже будет снижаться в три этапа: с 1 января по 30 июня 2021 «потолок» составит 1,5% от суммы транзакции, с 1 июля по 31 декабря 2021 — 1%, а с 1 января 2022 — 0,5%.
По мнению инициаторов законопроекта, нововведение поможет снизить финансовую нагрузку на бизнес и привести ставки комиссии до европейского уровня, где интерчейндж не превышает 0,3% с каждой транзакции.
Депутаты хотят снизить интерчейндж до 0,3%. Фото: cleverence.ru
Авторы альтернативного законопроекта предлагают менее радикальное снижение. А именно — опустить планку интерчейндж до 0,9% с 2023-го, и установить максимальный размер комиссии за карточные транзакции на уровне 1,4%.
Обе инициативы все еще рассматриваются в комитетах. Помимо этого, обсуждается мнение включить нормы о максимальной ставке интерчейндж в законопроект о платежных услугах (№4364), который уже прошел первое чтение.
Интерчейндж: регулируемый или рыночный?
За снижение ставки интерчейндж активно выступают представители ритейла. Они сетуют на то, что вынуждены платить существенные сумы комиссий, поскольку принимать оплату карточкой их обязывает законодательство. По подсчетам депутатов, расходы ритейлеров на комиссии за проведение безналичных операций в последние годы стремительно возросло — с 11,4 млрд грн в 2016 году до 20,7 млрд грн в 2019-м. Таким образом, говорят представители бизнеса, вынуждены поднимать цены на товары, что делает их менее конкурентоспособными по сравнению с предпринимателями из ЕС.
Банкиры и представители платежных систем выступают против регулирования комиссий. Поскольку именно средства от интерчейндж дают им возможность бесплатно выдавать карточки, предлагать программы лояльности. Поэтому в случае принятия инициатив, о возвращении части средств за покупку в определенных торговых точках (кэшбек), о кредитных лимитах, льготных кредитных периодах по карте можно будет забыть.
НБУ: интерчейндж поддерживает систему безналичных платежей. Фото: ranak.me
В Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА говорят: если депутаты поддержат законопроекты, платежный бизнес станет убыточным для банков. Поэтому им придется вводить новые тарифы и комиссии. Таким образом, стоимость обслуживания зарплатных карт для бюджетников, студентов и пенсионеров возрастет с нынешних 80 грн в год до более чем 1349 грн.
НБУ выступил против регулирования комиссии интерчейндж. В качестве аргумента привел анализ результатов снижения этой комиссии в ЕС несколько лет назад. В частности, такая инициатива привела к росту стоимости годового обслуживания кредиток и введение оплаты за обслуживание дебетовых карт. Вместе с тем увеличилась стоимость овердрафтов и займа, подорожали тpaнсграничные операции. Кроме того, сократились программы кешбэка и уменьшилось количество карт в обращении.
В НБУ отмечают: интерчейндж, установленный участниками рынка, является залогом развития безналичных платежей и сокращения теневой экономики. Поэтому в качестве компромисса предлагают банкам и платежным системам самостоятельно постепенно снижать комиссию.
Что такое интерчейндж. Объясняем простыми словами
Интерчейндж (от англ. interchange — «взаимообмен») — комиссия, которую платят банки друг другу за совершение безналичных расчётов.
Чаще всего интерчейндж платится при безналичном расчете в магазине. Покупатель расплачивается картой, а продавец платит своему банку за эквайринг — большую часть этой комиссии банк-эквайер возвращает банку, который выпустил карту покупателя. Это и есть интерчейндж.
Средства, полученные от интерчейнджа, банки используют для развития программ лояльности и, например, начисляют кешбэк покупателю.
В некоторых странах размер интерчейнджа регулируется на законодательном уровне: в США — 2% от транзакции, в Европе — 0,2–03% в зависимости от того, кредитная карта или дебетовая.
В России величину интерчейнджа определяют банки и платёжные системы. Размер интерчейнджа устанавливает платёжная система. Он может варьироваться в зависимости от типа карты (кредитная или дебетовая, обычная или премиум) и от способа покупки (за покупки, при которых покупатель не присутствует лично, комиссия выше из-за риска мошенничества).
Пример употребления на «Секрете»
«Доля премиальных продуктов, которые попадают под исключение из льготы, очень невелика и существенно не повлияет на общую стоимость. По супермаркетам увеличение повлияет на комиссию, но необходимо отметить, что ставки интерчейнджа Visa не выше других».
(Руководитель дирекции эквайринга «Альфа-банка» Андрей Пелин — о комиссии Visa.)
Существует также обратный интерчейндж — в этом случае банк-эмитент платит процент обслуживающему банку. Такое возможно, если клиент снимает деньги в банкомате другого банка с комиссией — часть этой комиссии отправится как интерчейндж банку, которому принадлежит банкомат.
Нюансы
Интерчейндж — предмет оживлённых дискуссий. Ретейлеры жалуются на слишком высокие проценты интерчейнджа и даже видят в этом картельный сговор. К тому же разные продавцы оказываются в неравных условиях: для маленького бизнеса плата за эквайринг может быть выше, чем для крупного ретейлера, и забирать значительную часть выручки. Эти комиссии также скрыты от покупателя, и он не может выбирать, какой способ оплаты и какая карта были бы ему выгоднее.
Однако эксперименты по регулированию ставки интерчейнджа в разных странах показывают, что в ответ на снижение комиссионных доходов банки увеличивают плату за обслуживание карт и сверачивают программы лояльности, чтобы компенсировать потери.
Visa повышает интерчейндж: что это значит и к чему приведёт
Крупные российские банки совсем скоро могут начать кампанию по распространению карт Visa. Новым клиентам будут предлагаться интересные акции, призы и приятные кешбэки.
Такой вывод делают аналитики после новости о том, что Visa намерена повысить в 2022 межбанковскую комиссию при расчетах картами. С 1 февраля – для покупок в супермаркетах, а затем – в течение всего 2022 – для курьерской доставки и крупных продавцов мебели и бытовой техники. Об этом сообщает портал РБК.
Что из чего здесь вытекает? Комиссию, которую называют еще «интерчейндж», платит банк, в котором обслуживается торговая точка, банку, который выпустил пластиковую карту для покупателя. Причем размер этой комиссии устанавливают не банки, а сугубо оператор платежной системы, отмечает руководитель аналитического департамента Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
ОСАДЧИЙ : Представьте себе: в России – сотни банков, в мире – многие тысячи, и если каждый банк будет устанавливать вот эту комиссию по своему разумению, будет совершеннейший беспорядок. Кому хочется делиться деньгами? Естественно, банки-эквайеры будут стремиться обратить долю банка-эмитента в ноль. Приходится инициативу брать на себя платежной системе. Хотя от этих денег – от “интерчейнджа” – платежной системе ничего не достается.
В нашем примере ставка вырастет на треть. Хотя в абсолютных цифрах вроде бы немного – с 1% до 1,3%, но, поскольку в расчетах проворачиваются сотни миллиардов рублей, каждая мельчайшая доля будет иметь немалый денежный вес. И в результате несложно понять, что ведущие банки, которые выпускают много карт, будут заинтересованы в еще большем их тираже, чтобы увеличить свои доходы, говорит Максим Осадчий.
ОСАДЧИЙ : Больше денег будет доставаться банкам-эмитентам. Ну и, естественно, они будут более заинтересованы в продвижении именно этих карт – именно Visa, а не MasterCard и “МИРа”.
Так что промоакции, есть немалое подозрение, очень скоро громко прошумят на рынке.
Но у этой монеты есть и другая сторона. Платить комиссию придется другим банкам, а они, как следствие, увеличат сборы с торговых точек – своих клиентов. А тем – тоже деваться некуда, и придется повысить цены. Прямая “трансляция”, впрочем, тех самых 0,3% на ценники не произойдет (пока). Ведь карты Visa – умозрительно – занимают около трети объема расчетов “пластиком”. Надо еще помнить, что четверть всех расчетов – до сих пор наличные. И теоретически перевод потерь на плечи покупателей от решения Visa обернется удорожанием некоего 100-рублевого товара на 5 – 6 копеек. У крупных ретейлеров цены не изменятся, их банки обслуживают комплексно и отрегулируют доход-расход к прежнему балансу. А вот в мелких магазинах все подорожает сильнее. Банкам нужны от них только деньги за обслуживание терминалов. А кто-то из владельцев лавочек и киосков вовсе откажется от безнала. Так, к примеру, часто уже продают сигареты. Цена их – фиксированная, и комиссия при оплате картой порой превышает размер скромной маржи от табачной торговли.
Нужно подчеркнуть, что, помимо “интерчейнджа”, есть еще одна комиссия – совсем незначительная, которую все банки-эмитенты карт платят оператору. И если выпуск карт одной системы начнет резко превалировать над другими – то конкуренты задумаются, чтобы сделать и свои карты более привлекательными для банков. А способ такой – один: как раз увеличение межбанковской комиссии. Но это – пока из сферы предположений. Пусть даже и логичных.
И еще одно: совсем недавно Центробанк получил законное право эту комиссию регулировать. Если от банков поступят жалобы или регулятор посчитает, что комиссионные выплаты давят на розничные цены, он эти выплаты ограничит. Не более чем 1% от суммы операции. И так, кстати, уже было: летом прошлого года, в период жесткого карантина, для всех расчетов за продукты питания, одежды, обуви, детского ассортимента и лекарств размер “интерчейнджа” был нормативно установлен в 0,7%.
Популярное
«На Украине поняли, что их судьба США не волнует»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: У США остался единственный вариант – затолкнуть Украину, и не только Украину, в войну. Но за это время украинские элиты, тупые-тупые, но они тоже что-то увидели. Они за это время увидели своего друга Саакашвили. Хорошо, когда ты на него смотришь издалека, и он тебе рассказывает, как его холят и лелеют США. А когда ты видишь, что его практически выбросили на помойку, а потом еще списали в утиль и сдали его врагам в Грузии.
Современный капитализм к рынку не имеет отношения
АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Мы видим очень странную картину. Появляется информация о новом вирусе, и все эти Pfizer, AstraZeneca и все остальные, которые говорили, что они спасут мир и не нужен им «Спутник V». И вдруг оказывается, что они не работают против этого штамма или работают, но не так. Три триллиона денег из этого пузыря фондовых активов в мире исчезло за три секунды.
«Американская политическая культура исключает компромисс»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Понятно, зачем американцам нужен Китай. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё – это моё, про твоё – мы поговорим. Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен – когда он построен на реальной силе.
Глава Visa объяснил решение поднять комиссии за оплату в супермаркетах
Существующий в настоящее время размер межбанковских комиссий за прием карт к оплате является оптимальным для России и выполняет важную функцию баланса между участниками платежного рынка. Об этом заявил глава международной платежной системы Visa в России Михаил Бернер в интервью телеканалу РБК.
По его словам, межбанковские комиссии — это механизм перераспределения доходов между банками, которые занимаются эквайрингом, и банками, которые занимаются эмиссией карт. Они выполняют две важные функции: способствуют расширению точек приема карт, а также увеличивают долю безналичных платежей. «Когда межбанковские комиссии находятся на одном относительно небольшом уровне, они должны способствовать развитию приема карт. В России этой проблемы сейчас не стоит», — сказал Бернер, добавив, что благодаря усилиям участников рынка прием карт осуществляется повсеместно. По его словам, сейчас стоит вопрос дальнейшего роста безналичных платежей и этой цели способствуют межбанковские комиссии, размер которых может быть и чуть выше, чем на стадии расширения сети приема.
Сколько безналичной оплаты в России
По данным ЦБ, по итогам 2020 года доля безналичных платежей в России в общем торговом обороте составила около 70%. Глава Банка России Эльвира Набиуллина считает, что этот показатель продолжит расти, но скорее на единичные процентные пункты: «Степень проникновения безналичных платежей в нашей стране достаточно высокая, и каждый процентный пункт будет даваться чуть сложнее». Однако, как ранее прогнозировал Михаил Бернер, доля безналичных платежей в России может превысить 90% через три-четыре года.
Вновь возникший спор
Межбанковская комиссия, или интерчейндж, — это часть эквайринговой комиссии, общего тарифа за прием карт, который банк взимает с магазина. Размер интерчейнджа устанавливает платежная система, но он является доходом банка покупателя (эмитента), а перечисляет ее банк продавца (эквайер). В эквайринговой комиссии доля интерчейнджа составляет примерно 70%. В среднем по рынку ставки за эквайринг варьируются в пределах 1,5–2,5% от стоимости товара.
В августе Visa предупредила партнеров, что в 2022 году повысит межбанковскую комиссию для супермаркетов — с 1 до 1,3%, а также отменит льготный межбанковский тариф для крупных продавцов бытовой техники, мебели и курьерских служб.
Повышение произошло на фоне вновь разгорающегося спора между ретейлерами и игроками платежного рынка о размере интерчейнджа. Крупнейший российский маркетплейс Wildberries в середине августа объявил о том, что теперь при оплате заказов картами «Мир», Системой быстрых платежей или SberPay покупатели смогут сэкономить на покупках 2% от их суммы. В компании это решение объяснили тем, что у международных платежных систем более высокие межбанковские комиссии за прием карт к оплате и поэтому теперь они будут отображаться в стоимости товара. После начала акции на сайте онлайн-ретейлера стала отображаться не скидка к цене товара при оплате российскими платежными системами, а комиссия в размере 2% при оплате картами Visa и Mastercard. Представители международных платежных систем назвали это решение нарушением их правил и попросили банки-эквайеры разобраться в ситуации.
О высоких эквайринговых комиссиях заявили недавно и в сети АЗС Shell. По словам директора по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталия Маслова, сложившаяся система ставок по эквайрингу для сетей АЗС давно устарела и требует пересмотра в сторону снижения до уровня эквайринговых ставок в ресторанах быстрого питания. Так, если для Shell этот тариф составляет около 1,5%, то для ресторанов быстрого питания — 0,9–1%. При этом он указал на то, что комиссия за эквайринг в странах Восточной Европы составляет лишь 0,3–0,4% от стоимости товаров, что является наиболее приемлемым с точки зрения маржинальности бизнеса АЗС и перспектив долгосрочного развития.
Зачем нужен интерчейндж
Решение об изменении интерчейнджа принимается с учетом анализа рынка, уточнил Михаил Бернер: «Те изменения, которые мы произвели, нам кажутся правильными, они будут дальше стимулировать банки переводить как можно больше оборотов на безналичные платежи. Создадут возможности для увеличения программ лояльности, создадут новые предпосылки для того, чтобы рост безналичных платежей проходил в еще более ускоренном формате». Он также напомнил, что Visa постоянно видоизменяет программы, часть из них прекращает свое действие, а часть сохраняется и расширяется, например льготная ставка межбанковской комиссии для малых предприятий.
Во многих европейских странах размер эквайринговой комиссии регулируется государством, и она ниже, чем в России. Но, как пояснил РБК Бернер, такое регулирование негативно сказывается на потребителях и количестве преимуществ, которые они получают от своих банковских карт. Так, при низких комиссиях отменяются практически все программы лояльности, возрастает стоимость использования финансовых услуг, а также снижаются инвестиции в развитие безналичных платежей. «Если раньше использование карт было бесплатным, то сразу же появляются или ежемесячные комиссии за использование карты, или годовые комиссии, которые могут быть достаточно ощутимые, €30–50», — рассказывает о европейском опыте Бернер. В качестве примера он привел Польшу, где многие банки ввели плату за звонки в call-центр поминутно или предлагали приобрести подписку для частых звонков.
Межбанковская комиссия сейчас действительно находится на оптимальном уровне, который позволяет эмитентам предоставлять своим клиентам кешбэк и выпускать карты на выгодных условиях, считает председатель комитета Ассоциации банков России по платежным системам Алексей Маслов. Но с ним не согласен руководитель отдела продаж международного платежного провайдера Ecommpay в России Максим Макаров — эквайринг себе не может позволить начинающий и мелкий бизнес, говорит он: «Далеко не во всех небольших магазинах, особенно за пределами крупных городов, есть терминал для оплаты картой». По его версии, для совсем небольших магазинов эквайринг пока еще дорогой, а переложить комиссию на покупателей они не могут, так как это сделает их неконкурентоспособными.
По мнению Макарова, если интерчейндж не изменится, то в какой-то момент рост доли безналичных платежей и их покрытие на территории России остановится. «Если эквайринговые комиссии в России будут установлены и зарегулированы на низком уровне, как в Европе, рынок в целом от этого выиграет», — считает собеседник РБК. Регулирование может привести к снижению стоимости товаров, а также к развитию здоровой конкуренции. «Тогда не только один игрок, который сейчас, по сути, является монополистом, сможет предлагать более низкие комиссии. В этом случае все станут равны, и выбор партнера будет происходить не на ценовом уровне, а на уровне оказываемого сервиса, и это, на мой взгляд, самое важное», — объяснил он.
Российский рынок услуг торгового эквайринга операций по платежным картам является высококонкурентным, что многократно подтверждалось представителями ФАС, а применение механизмов тарифного регулирования на высококонкурентных рынках негативно влияет в первую очередь на конечного потребителя, не согласен Маслов. Он напомнил, что в прошлом году ЦБ в рамках поддержки бизнеса в пандемию коронавируса на несколько месяцев вводил регулирование ставок эквайринга для онлайн-торговцев, и этот опыт наглядно показал, что потребитель ничего не выигрывает. Тогда ряд крупных банков отменили начисление кешбэка и бонусов за покупки в интернете.
По мнению председателя Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктора Достова, рост безналичных платежей продолжится в том числе потому, что карты начинают принимать те сферы услуг, которые традиционно использовали только наличку. «Например, такси и чаевые: такси уже повсеместно принимают карты, чаевые сейчас находятся на этапе развития безналичного приема», — указал Виктор Достов.
Как устроен бизнес приема карт в России
В начале 2010-х гг. банковские карты в России уже не были в диковинку, но не все крупные торговые сети были готовы их принимать – сейчас сложно представить, что тогда в Metro или «Ашане» можно было расплатиться только наличными.
Уговорить «Ашан» стоило большого труда: торговая сеть заявляла, что из-за комиссий за прием карт ей пришлось бы повысить цены или пойти на снижение рентабельности на 1,5–2%. В итоге Visa сделала «Ашану» специальное предложение: тариф в 2–3 раза ниже рынка.
«Ведомости» разбирались, как устроена экономика приема карт.
Обезболивание платежа
Безналичные платежи помогают потребителям принимать оптимальные решения благодаря мгновенному доступу не только практически ко всем своим средствам – за счет дебетовых карт, но также и к заемным – за счет кредитных, пишут авторы исследования «Влияние электронных платежей на экономический рост», проведенного Moody’s Analytics для Visa. Продавцы же получают доступ к большей аудитории с большими средствами, а для интернет-магазинов прием электронных платежей критически важен. Государству безналичные платежи помогают бороться с серой экономикой: они оставляют след операции, стимулируя торговцев отчитываться о реальном обороте, что повышает собираемость налогов.
Люди тратят с помощью карт больше в том числе потому, что снижается ощущение «болезненности» платежа – негативных эмоций, вызванных необходимостью потратить деньги, считают специалисты по изучению поведения. Эта «боль» – один из элементов саморегуляции потребителей, она помогает контролировать расходы. Неприятнее всего тратить столь осязаемые наличные, а при оплате картой восприятие связи между покупкой и тратой денег ослабевает. Ну а лимит на кредитке – это уже сродни «деньгам из «Монополии».
Карточная экономика
За это увеличение оборотов торговцам приходится платить. Комиссия за прием карт (эквайринг), или торговая уступка, устанавливается в виде процента от суммы операции, ее торговая точка платит обслуживающему ее банку, или эквайеру. Тот оставляет часть вознаграждения себе, но большую часть передает эмитенту карты, которой расплатились. Кроме того, оба банка – и эмитент, и эквайер – за каждую операцию платят комиссию платежной системе.
Торговую уступку эквайеры назначают клиентам самостоятельно. Она, как правило, учитывает вознаграждение, которое получает эмитент (интерчейндж), – его устанавливают уже платежные системы. Интерчейндж рассчитывается как процент от суммы операции и зависит от типа торговой точки и карты (например, на премиальных картах эмитент зарабатывает больше).
Интерчейндж – критически важная составляющая этой системы: за счет него эмитенты могут снижать стоимость обслуживания карт для потребителя, предлагать программы лояльности, подсаживающие человека на использование карт, инвестировать в технологии и новые сервисы. Выбор такой: чем больше интерчейндж – тем дороже прием карт для торговцев; чем он ниже – тем меньше услуг и бонусов банки могут предлагать клиентам.
Большая ставка для малого бизнеса
У турагентства, продуктового магазина у дома, большого сетевого ритейла ставки за прием карт разные. На эквайринговый тариф торговой точки прежде всего влияет профиль ее деятельности, объясняет вице-президент ВТБ Алексей Киричек, так как платежные системы устанавливают для каждой индустрии свой интерчейндж.
Его пришлось дифференцировать, поскольку рентабельность того или иного бизнеса может отличаться, на интерчейндж влияют и обороты предприятия, указывает Киричек. А у онлайн-магазинов торговая уступка выше: в интернет-эквайринге риски больше, поскольку покупатель не предъявляет карту физически – ему достаточно знать ее реквизиты. «При текущем развитии систем безопасности и наработанной экспертизе эту ставку можно приравнять к тем, что действуют для офлайн-ритейла, тем более что интернет-торговля активно развивается», – уверен Киричек.
Некоторые торговцы считают существующий расклад несправедливым. «Комиссия за оплату одного и того же чайника для ритейлеров разных форматов может отличаться вдвое», – говорил представитель «М.видео-Эльдорадо».
Чтобы рассчитать итоговый тариф для торговой точки, банк подбирает похожего клиента в своем портфеле и ориентируется на него, продолжает Киричек. Например, в бутике на Рублевке люди расплачиваются дорогими премиальными картами – по ним выше интерчейндж, что отразится на ставке. А в магазине одежды в среднестатистическом городе люди используют другие типы карт. В среднем на долю интерчейнджа в эквайринговой ставке приходится более 80%, поэтому в регионах, где много премиальных карт, ставка выше, подтверждает директор по эквайрингу «Русского стандарта» Инна Емельянова.
Кроме типа карты на ставку влияет размер чека, продолжает Киричек: чем он меньше, тем больше удельный вес комиссий банка платежной системе – они фиксированы, а с торговца банк взимает проценты. На ставку влияет и стоимость оборудования: если магазин приобретает его самостоятельно, то тариф ниже. Такой клиент, по оценке Киричека, может рассчитывать на скидку 0,05–0,1 п. п., раньше могло быть больше, но в последнее время вырос средний оборот на терминал и интерчейндж, а оборудование подешевело и его вес в комиссиях снизился.
В зависимости от типа торговой точки сейчас ставка за эквайринг может варьироваться от 0,5 до 2% и выше, говорит руководитель дирекции развития эквайринга Альфа-банка Денис Хренов. В крупном сетевом ритейле он в среднем составляет 0,7–1,5%, указывает он, зачастую банки обслуживают крупные предприятия с нулевой или даже отрицательной рентабельностью, рассчитывая заработать на их комплексном обслуживании. Для малого бизнеса эквайринг, по словам Хренова, может стоить больше 2% плюс 300–1500 руб. в месяц за использование терминала.
Почему растут ставки
В последние годы стоимость эквайринга для торговых точек падает, но его себестоимость для банков растет, указывает Хренов. Виноваты фиксированные комиссии платежных систем: с падением среднего чека их влияние все сильнее. Другой фактор, влияющий на себестоимость эквайринга, – перевод эмиссии карт в премиальный сегмент, где интерчейндж выше.
По подсчетам Киричека, несколько лет назад комиссия платежных систем составляла 0,11% от суммы операции, а интерчейндж в среднем – 1,46%, в 2019 г., по его оценкам, они вырастут до 0,17 и 1,81% соответственно.
Интерчейндж рассчитан без учета участников спецпрограмм, для которых вне зависимости от типа карт платежные системы устанавливают низкие ставки (фастфуд, крупный продуктовый ритейл и др.). В остальных случаях цену определяет прежде всего категория карты. За прием премиальной карты в ресторане или непродовольственном магазине эквайер должен вернуть в платежную систему минимум 2,25%, приводит пример Хренов: интерчейндж по такой операции – 2,1%, тариф для самого банка – 0,12%. А с торговой точки он удерживает среднюю комиссию около 2%.
Эту разницу эквайеры частично компенсируют за счет своих доходов. «Раньше у нас был ориентир по марже 0,1%, сейчас нет и этого», – сетует сотрудник крупного банка. Эквайеры фактически кредитуют торговцев, указывает Киричек: деньги за купленный товар поступают на счет торговца, как правило, на следующий рабочий день, а расчеты с банком – эмитентом карты проходят лишь на третий день после покупки.
Отчисления платежным системам растут и из-за падения рубля: тарифы устанавливаются в валюте. К тому же по премиальным картам совершается гораздо больше операций, ведь по ним, как правило, предусмотрен кэшбэк.
Средний интерчейндж вырастет до 2% в 2020 г., прогнозирует руководитель отдела продуктов по управлению денежными потоками Райффайзенбанка Алексей Крохин. И добавляет, что рост доли премиальных карт сопровождается отказом от простейших – Visa Electron и Maestro.
Самый высокий интерчейндж сейчас по кобрендинговым премиальным картам – 2,3%, говорит Киричек. На его рост влияет и усиливающаяся конкуренция, в том числе за счет появления нового игрока – национальной карты «Мир». Чтобы увеличить долю в эмиссии и привлечь потребителя за счет кэшбэков и бонусов, платежные системы предлагают эмитентам карты с большим интерчейнджем, объясняет Киричек. Базовые средние ставки в торговом эквайринге в течение трех лет вырастут до 2,2–2,4%, уверен Крохин.
Сколько банки выигрывают в карты
Особенность карточного бизнеса в России – доминирование одного игрока: Сбербанк – безоговорочный лидер и в эмиссии, и в эквайринге. На конец 2018 г. он выпустил 140,2 млн карт – 51% от всех в стране (его доля в активных картах – 71%, по данным ФАС). Его доля в эквайринге еще выше – 67,1% по обороту в 2018 г., за год она выросла на 2 п. п., следует из материалов ФАС (представитель ведомства подтвердил корректность данных). Результат: у Сбербанка много операций, где он одновременно и банк, обслуживающий торговца, и эмитент карты, которой расплатились. В таких случаях банк может обрабатывать транзакции сам, не обращаясь к платежной системе (операции us-on-us), лишь направляя ей отчеты об операциях.
Такой трафик выгоден банкам: они платят меньше комиссий платежным системам по таким операциям, а размер интерчейнджа не важен, ведь банк платит его сам себе. Поэтому эквайер с высокой долей такого трафика может предлагать торговцам ставки за гранью рентабельности. У Сбербанка доля внутрибанковских операций, по данным Morgan Stanley, около 60%.
Есть в этом и риски, пишут аналитики Morgan Stanley в февральском отчете о карточном бизнесе Сбербанка и «Тинькофф банка». Высокая доля банка в эквайринге и эмиссии снижает возможность компенсировать падение комиссий (что актуально в свете недавних требований ритейлеров снизить цены эквайринга). Аналитики Morgan Stanley проводят аналогию с вертикально-интегрированными компаниями, которые не могут компенсировать падение доходов (например, от эквайринга) за счет сокращения внутренних издержек (интерчейнджа), поэтому любое сокращение комиссий чувствительно для Сбербанка. Согласно модели Morgan Stanley сокращение эквайринговых комиссий и интерчейнджа на каждые 10 базисных пунктов (при сопоставимом снижении затрат банка на программы лояльности) приведет к падению чистой прибыли Сбербанка на 0,7%, «Тинькофф банка» – на 0,1%.
В 2018 г. доход Сбербанка от эквайринга и эмиссии составил 232 млрд руб. (отдельно результаты по этим статьям банк не раскрывает), еще 60 млрд он заработал на комиссиях, связанных с обслуживанием карт, говорится в его отчетности по МСФО. На программу лояльности банк потратил 33,1 млрд руб. За вычетом других расходов операционный доход банка от карточного бизнеса составил 157,4 млрд руб., это 9% всех его операционных доходов. Сбербанк от комментариев отказался.
ВТБ и «Тинькофф банк» эти данные не раскрывают. Последний, по оценке Morgan Stanley, мог заработать на эмиссии и эквайринге 2,7 млрд руб. за девять месяцев 2018 г.
Карточный бизнес важен для банков еще и потому, что он помогает снизить стоимость пассивов за счет бесплатных остатков на карточных счетах. Интерчейндж, остатки на счетах и комиссии за обслуживание карт занимают примерно одинаковые доли в общих доходах эмиссионного бизнеса, говорит представитель «Открытия». Однако весь получаемый доход от карточного оборота (интерчейндж), а часто даже больше выплачивается клиентам в виде бонусов, уверяет он.
Обыграть президента, но проиграть турнир
Ритейл недоволен стоимостью эквайринга и требует перераспределения доходов между банками и торговцами. Нынешние ставки эквайринга «серьезно ухудшают финансово-экономическое положение розничных компаний», говорил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. Чистая прибыль участников рынка розничной торговли составляет в среднем 2–3% от выручки, отмечал он. А плата за эквайринг в зависимости от вида магазина – 1–3% от суммы платежа, стоимость приема карт в интернете для малого бизнеса выше – от 2,5 до 3,5%, рассказывал Беляков и предлагал ограничить плату за эквайринг 0,2% для дебетовых карт и 0,3% для кредитных.
В ноябре 2018 г. торговцы пожаловались на дороговизну приема карт вице-премьеру Дмитрию Козаку, а в феврале дискуссия дошла до президента. Член генерального совета «Деловой России» Анна Нестерова рассказала Путину, что «зарубежные партнеры» платят за прием карт 0,3%, а в России ставки доходят до 3%. Президент согласился, что это много, и назвал «квазиналогом» на бизнес. Банкиры ответили, что президента дезинформировали: об этом заявил предправления «Открытия» Михаил Задорнов, его поддержали президент Сбербанка Герман Греф и первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Кроме того, названные Нестеровой 0,3% – это не стоимость приема карт в торговых точках, а интерчейндж, который регулируется в Европе законодательно.
В марте на совещании у Козака банкиры, АКОРТ и профильные чиновники решили отказаться от регулирования эквайринга. «Торговые предприятия не подтвердили готовность снижать тарифы для потребителя. Некоторые сказали, что они все равно будут продолжать повышать тарифы, даже если бы снизили интерчейндж, что, естественно, неинтересно нам как гражданам», – говорила ранее Скоробогатова: снизится доля безналичных платежей, а Россия должна переходить к безналичному обществу. В качестве компромисса платежные системы решили снизить интерчейндж для «социально важных» отраслей – медицины, образования, аптек, а также для крупных покупок (авто и недвижимость).
Почему не помогает ограничение ставок
Пользы это не принесло, указывает он: только 11% американских торговцев отметили, что после введения регулирования их расходы на прием карт снизились, еще 30% заявили об обратном. Не выиграл и потребитель. По словам Достова, согласно статистике, менее 11% продавцов снизили цены, а 12,4% их даже повысили. Банки добрали выпавшие расходы, закрыв программы лояльности и повысив тарифы за обслуживание платных счетов, а количество бесплатных сократили. Доля банков, предлагающих бесплатное обслуживание счета, сократилась с 80% в 2009 г. до 37% к 2013 г., говорит Достов.
В 2015 г. регулирование интерчейнджа ввел и Евросоюз, банки которого зарабатывали на этом 13 млрд евро в год, установив предел 0,2% для дебетовых карт и 0,3% – для кредитных. Результат пока неизвестен: Европейская комиссия представит Европарламенту отчет о влиянии нового регулирования к середине 2020 г.
Альтернатива безналу
Возможно, эффективнее регулирования окажется рынок – снизить стоимость обслуживания приема карт может вынудить конкуренция с новыми сервисами. «Мы считаем, что, вместо того чтобы регулировать интерчейндж сейчас при таких негативных сценариях, надо внедрять как можно быстрее Систему быстрых платежей (СБП)», – говорила Скоробогатова.
Эта система переводов между счетами в разных банках по номеру телефона заработала в феврале, ее оператор – Центробанк. Пока деньги переводятся между счетами физлиц, ЦБ собирается распространить ее на оплату товаров и услуг: по словам участников СБП, планируется, что это станет дешевой альтернативой классическому эквайрингу.
Если СБП в самом деле окажется для торговцев дешевле, часть оборотов постепенно будет переходить туда. С другой стороны, в этой системе у банка-эквайера появится гарантированный доход, хотя в классическом понимании эквайера уже не будет: будет банк – владелец расчетного счета торговой точки. У эмитентов же при переходе на СБП доходы сильно упадут.
Ставки эквайринга будут снижаться не только из-за СБП, но и из-за расширения участников спецпрограмм платежных систем, считает Емельянова.
СБП – более дешевая альтернатива безналу. Но тут перед торговцем стоит задача заинтересовать клиента расплатиться именно этим способом, – говорит Киричек: самое непростое – научить пользоваться новым сервисом, так как понадобится заменить привычный сценарий оплаты картой (по которой есть бонусы), а значит, нужно давать какие-то скидки. По его словам, торговые сети ждут этот сервис.