Интерпретация что это такое в музыке простыми словами
Интерпретация в музыке. Примеры интерпретации
В переводе с латыни интерпретация — «разъяснение». Интерпретировать можно все что угодно. Интерпретация в музыке это превращение нотного текста в уникальное творение. Работа над музыкальным сочинением есть тонкий кропотливый процесс.
Интерпретация в музыке
Примеры интерпретации в музыке нельзя описать, это надо слушать и уметь слышать. Один и тот же нотный стан, а варианты исполнения различные. Даже у одного музыканта исполнение одного произведения будет отличаться. Это зависит от многих факторов. Талант, индивидуальность, самочувствие, настрой и даже время суток — все это влияет на интерпретацию в музыке.
Художественная реализация трактовки произведения зависит от квалификации исполнителя, его формы мышления, способностей, характера, опыта, сосредоточения внимания. Индивидуальный подход музыканта к произведению создает неповторимое его звучание.
Талантливый музыкант не просто раскрывает мысли автора посредством своего восприятия, но и также показывает свою собственную творческую идею воплощения авторского замысла.
В современном музыковедении существует разграничение исполнителей. По особенности истолкования произведения они делятся на два типа.
Интерпретация в музыке
Когда исполнитель предельно точно воссоздает музыкальный текст, то тогда такой тип носит название «атрибуция». А когда вследствие собственной одержимости, эмоциональности и пылкости музыкант старается изменить нотный стан, то это «инвенция».
В случае, когда музыкант отклоняется от точного воплощения оговорок, названных в нотном тексте, то это приводит к изменению содержания композиции и дает понять о непрофессиональном понимании музыкального творения.
Так какая же интерпретация будет правильной? Существуют различные мнения по данному вопросу. Одна точка зрения гласит, что на самом деле толкований столько, сколько исполнителей их претворяют.
Вторая же заявляет, что существует всего два вида интерпретации в музыке — это правильная, или неправильная. Притом правильная трактовка только та, которая идентична задумке автора.
Интерпретация в музыке
Так что делать музыканту? Как узнать, что автор хотел сообщить своим произведением, в особенности, если он творил не в наше время?
Существует мнение, что, как только композиция написана, она уже не достояние автора, а становится принадлежностью исполнителя. Причём это убеждение присуще не только некоторой части музыкантов, но также и некоторым авторам.
Известный композитор Рихард Штраус являлся композитором с таким мнением. В случае, когда он был дирижёром, то никогда не указывал исполнителю на его определенные промахи, а всегда фокусировался на общем чувственном восприятии звучания.
Интерпретация в музыке
Несомненно, не сплошь все выдающиеся композиторы имели такую тактику. Были и такие, которые обязывали музыкантов следовать строгой трактовки произведения. Джузеппе Верди, например, в течение своей творческой деятельности, особенно в последние ее годы, даже прогонял исполнителей, которые не соблюдали точно нотный текст.
Цель исполнителя профессионально и адекватно сопоставить произведение с его творцом и промежутком времени, в котором оно написано. Музыкальная интерпретация это достаточно сложный и многообразный творческий этап.
И этот этап побуждает музыканта развивать в себе такие качества, как воображение, музыкальная память, слух, усидчивость, целеустремленность, восприятие музыки. А владение различными техническими способами и опытом исполнительской работы дает возможность музыканту с абсолютной точностью раскрыть интерпретируемое им произведение.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (В МУЗЫКЕ)
Музыкальное произведение, существующее в виде завершённой композиции как идеальный объект (в оригинальном, записанном композитором, либо отредактированном виде), с неизбежностью влечёт за собой интерпретацию и в процессе исполнения подвергается конкретному субъективному истолкованию. Вербальная характеристика интерпретации затруднена, поэтому научный анализ интерпретации ограничивается регистрацией формальных, поддающихся учёту и классификации параметров воспроизведения: чистота интонации, интонационные и динамические оттенки (см. Динамика в музыке), приёмы исполнительской техники (штрихи, атака, вибрато), темп и продолжительность звучания, отклонения от фиксированного нотной записью текста (в т. ч. агогика) и др.
При выявлении характерности данной интерпретации применяется метод сравнения с другими интерпретации того же музыкального произведения тем же исполнителем, того же музыкального произведения другим исполнителем. Богатый материал для такого рода сравнений даёт, например, исполнение «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха С.Т. Рихтером, Г. Гульдом, А.М. Волконским. Наиболее крупные исполнители способны создать яркие, легкоузнаваемые интерператции, которые наряду с самим музыкальным произведением приобретают непреходящее художественное значение.
К музыке, не имеющей законченного нотного оригинала, термин «интерпретация» неприменим; процесс музицирования, где значит. роль отводится стилистически выдержанной импровизации, может быть охарактеризован как создание художественного произведения в процессе его исполнения, как творческое «пересочинение» (музыка европейского Средневековья и Возрождения, некоторые виды новейшей музыки), «воспроизведение» (народная музыка, неевропейская профессиональная музыка устной традиции). См. также Аутентичное исполнительство, Алеаторика.