Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница

Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница

Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть картинку Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Картинка про Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть картинку Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Картинка про Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница

Министерство социального развития Московской области

Портал создан при поддержке

Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть картинку Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Картинка про Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница

Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Подари Любовь Миру»

Ресурсный центр поддержки НКО и волонтеров

Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть картинку Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Картинка про Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница

Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам «Дар»

Московский Губернский театр

Коллегия адвокатов «TACTIC PRO»

ООО «Синергия Движения»

Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть картинку Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Картинка про Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница

Дети с ОВЗ и дети – инвалиды, в чем отличие?

Многие родители спрашивают, что означает поставленный диагноз – ребенок с ОВЗ и означает ли это, что он инвалид?

Сегодня государством очень большое внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями, но тем, кто не работает с детьми-инвалидами, наверняка, термин «ОВЗ» известен только в общих чертах. Давайте вместе разберемся.

Ребенок с ОВЗ – это ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у которого временное или постоянное отклонение в физическом или психическом развитии.К их числу относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью.Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией и он может быть изменен, если у малыша наблюдается положительная динамика.

А ребенок-инвалид — это лицо не достигшее 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированным последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, которые привели к ограничению жизнедеятельности.

Так чем же ребенок с ОВЗ отличается от ребенка – инвалида и так ли существенна эта разница? На самом деле разница очень важна.

Путаница в понятиях приводит не только к неправильным цифрам в статистике, но и к тому, что при обучении в школе и социализации не учитываются особенности этих двух групп детей.

Понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ» предполагают наличие патологии или заболевания, которое ограничивает возможности ребенка. Но при этом разница заключается только в наличии или в отсутствии официально установленной инвалидности. Ведь, по сути, инвалид – это не только медицинское понятие, но и юридическое. Поэтому, ребенок-инвалид является лицом с ОВЗ, но не все дети с ОВЗ – инвалиды.

С точки зрения психологов термин «ОВЗ» звучит более корректно, чем термин «инвалид». Потому что, первый – это не раскрытый потенциал ребенка, а второй – окончательный диагноз.

Но вопрос о разнице этих понятий должен решаться на законодательном уровне. Это позволит сделать жизнь детей немного счастливее.

специалист по социальной работе в социальной сфере

Источник

Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ. Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

Предложен следующий вариант разграничения понятий:

· Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

· Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.

Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий

В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.

Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше. Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.

При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности. К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности. Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:

· полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;

· утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.

То, в какой мере нарушены функции организма, влияет на присвоение малышу той или иной группы инвалидности.

Потребность в социальной защите и резко выраженное ограничение любого вида жизнедеятельности в силу стойкого нарушения здоровья — ключевой критерий отнесения ребенка к первой группе инвалидности. Несовершеннолетний причисляется к I группе, когда не способен к:

Ограничение одного или нескольких видов жизнедеятельности, социальная недостаточность, зависимость от других из-за расстройства функций организма — факторы отнесения ребенка ко II группе инвалидности. Показаниями является способность с помощью вспомогательных средств или других людей к:

Умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и потребность в социальной помощи, спровоцированные травмами, дефектами и заболеваниями. III группа инвалидности устанавливается, если с использованием вспомогательных средств ребенок способен:

Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.

Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.

Ограниченные возможности здоровья

К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Статистика степеней нарушений функций организма:

· незначительные стойкие нарушения здоровья наблюдается у 30% детей;

· умеренные стойкие нарушения — у 60%;

· стойкие нарушения — у 80%;

· значительные нарушения — до 100%.

Категории детей с ОВЗ

Несовершеннолетние со стойким двусторонним нарушением слуха (глухотой или тугоухостью). Общаться с ними с помощью речи сложно, в зависимости от степени выраженности патологии, малыши не воспринимают шепотную или даже речь разговорной громкости.

Психофизические отклонения спровоцированы нарушениями речи. Функция общения и познания у них нарушена. Остальные физиологические показатели развития у них находятся в пределах биологической нормы.

Слепые несовершеннолетние, которым зрение не помогает в в познавательной деятельности, с остротой зрения:

Слабовидящие с остротой зрения:

Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с врожденными и приобретенными расстройствами двигательного спектра периферического и органического генеза. Они отличаются низким темпом движений, слабостью и малоподвижностью, проблемами с координацией, в силе чего нередко не могут двигаться.

Задержка психического развития

Самое распространенное отклонение психического развития (80% всех детей с ОВЗ), к которому относят замедленное психическое развитие, интеллектуальную недостаточность, состояние незрелости эмоционально-волевой сферы. У малышей нарушена интеллектуальная работоспособность, наблюдаются стойкие, но негрубые нервно-психические расстройства.

Несовершеннолетние с необратимым стойким нарушением психического развития, которое спровоцировано органической недостаточностью ЦНС.

Множественные системные нарушения, сочетанные нарушения

Если у ребенка диагностировано одно или более психофизических нарушений, у него фиксируются множественные нарушения развития.

Расстройства аутического спектра — это подвид нарушений психического развития, характеризующееся сложностями с коммуникацией и приобретением социальных навыков. Дети испытывают сложности в построении взаимоотношений с окружающей средой.

Источник

Понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид»

Определение понятий. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом?

Важно

Обучающегося с ОВЗ могут не признать инвалидом, а ребенок с инвалидностью не всегда нуждается в специальных условиях обучения

Ответ. Ребенок с ОВЗ – это ребенок с недостатками в физическом или психологическом развитии. Недостатки должны быть подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствовать получению образования без спецусловий. К обучающимся с ОВЗ относят детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных) и зрения (слепых или слабовидящих); с тяжелыми нарушениями речи; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития); с умственной отсталостью.

Статус инвалида присваивает Бюро медико-социальной экспертизы. Наличие справки об инвалидности, индивидуальной программы реабилитации или абилитации не всегда требует менять условия и программу образования ребенка.

Например: дети с соматическими заболеваниями могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК. В перечне болезней – заболевания сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта.

Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности, и заключение ПМПК. Например, глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дополнительно по теме

Решение пройти ПМПК принимают родители. Цель – выявить особенности в физическом или психическом развитии, отклонения в поведении ребенка. Чтобы обследовать ребенка, родители предъявляют в территориальную или центральную комиссию:

лет –

возраст, с которого дети дают согласие на медицинское обследование

1. Заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка.

2. Копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка.

3. Направление образовательной или медицинской организации.

4. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии).

5. Заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии).

6. Выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей поликлиники по месту жительства.

7. Характеристику ребенка, которую готовит школа или детский сад.

8. Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

По результатам обследования специалисты ПМПК выдают родителям заключение и рекомендации. В заключении описывают состояние речи, мышления, восприятия, воображения и памяти ребенка; делают выводы, есть ли у него отклонения в развитии и поведении. Сведения относят к персональным данным. В рекомендациях определяют образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Заключение носит рекомендательный характер. Родители самостоятельно решают, предоставлять ли его в школу или детский сад. Если решают предоставить заключение, в котором сказано, что у ребенка есть отклонения и ему необходимы спецусловия для образования, то образовательная организация обязана такие условия создать.

Важно

Родители добровольно представляют заключение ПМПК в школу или детский сад

Заключение комиссии действует один календарный год. Если родители не передали его в школу или детский сад в течение года, то придется получать заключение заново.

Минимальный срок, на который ПМПК может рекомендовать создать специальные образовательные условия – от трех до шести месяцев. Точный срок определяют члены комиссии. Максимальный срок – длительность освоения уровня образования. Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень и претендует на специальные образовательные условия, то ему нужно повторно посетить ПМПК, чтобы уточнить рекомендации или получить новые.

© Материал из Справочной системы «Образование».

Источник

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Смотреть картинку Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Картинка про Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница. Фото Инвалид и лицо с ограниченными возможностями здоровья в чем разница

В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.

При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.

К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *