Инвест отель что это такое
Инвестиции в апарт-отель: доходность и подводные камни
В последние годы в Москве и Санкт-Петербурге активно развивается строительство апартаментов. Апартаменты юридически — это нежилые помещения, но фактически в них можно жить или сдавать их в аренду. В апартаментах нельзя постоянно зарегистрироваться, не предусмотрены места в детском саде, школе и поликлинике. Но в отличие от квартир апартаменты стоят дешевле, и, поскольку нет социальных обязательств, располагаются в более удобных местах близко к центру. У Кремля жилой дом не построишь, а вот апартаменты — вполне.
Апартаменты бывают двух типов, но я бы сказал, что даже трёх:
2. Сдавать в аренду помесячно или посуточно
3. Сдавать в аренду посуточно в формате отеля (апарт-отель)
Я пробегусь по первым двум и подробно остановлюсь на третьем.
1. Жить самому
Если вам не нужен детский сад, школа, районная поликлиника, но вы хотите жить в центре или купить «жильё» дешевле — это ваш формат.
2. Сдавать в аренду помесячно или посуточно
Апартаменты — это самый удобный вариант для сдачи в аренду: стоят дешевле квартиры, часто продаются с отделкой, не нужно «прописывать» арендаторов, совсем нет или гораздо меньше проблем с соседями при сдаче посуточно.
Можно сдавать в аренду самому. Это достаточно легко делать помесячно, но становится очень хлопотно посуточно: кто-то должен заселять гостей, убираться в номерах, стирать белье, ремонтировать сантехнику, принимать оплату и т.д. Самостоятельная посуточная сдача в аренду — это вторая работа или бизнес, но никак не инвестиция.
Для того, чтобы освободить собственников от забот, существует управляющая компания (управляющий, консьерж-сервис). Зачастую эти функции выполняет аффилированная компания застройщика, который построил апартаменты. Но если застройщик таких услуг не предоставляет, найти честного управляющего проблематично.
Обычно за свои услуги управляющий берет 20-30% выручки от аренды номера. Дополнительно собственник оплачивает расходы на обслуживание апартаментов: бронирование, уборку и т.п., а также коммунальные услуги по счетчикам.
Помесячная сдача в аренду апартаментов менее выгодна, чем посуточная: месячная цена примерно равна аренде квартиры, а посуточная в 2-3 раза выше. При посуточной сдаче критически важна честность управляющего: чтобы он не сдавал апартаменты в аренду в тайне от собственника.
Помимо работы за проценты, некоторые управляющие предлагают доходные программы. Управляющий берет в аренду апартаменты и сам сдает их сколько хочет, а собственнику платит установленный % от стоимости апартаментов или фиксированную сумму в месяц. В очень редких случаях управляющий даже обязуется выкупить апартаменты через 5 лет.
3. Сдавать в аренду посуточно в формате отеля (апарт-отель)
В таком формате апартаменты (т.е. номера) сдаются управляющей компанией только посуточно под брендом гостиницы (отеля). Собственник лишен возможности сдавать их самостоятельно. Управляющая компания предлагает собственнику работать за % от выручки (25-30%) или по доходной программе.
Выручка
Выручка зависит от локации апарт-отеля. Предпочтительно, чтобы он располагался в 5-10 минутах ходьбы от центра или от метро (не очень далеких от центра станций).
На выручку влияет сезонность. Например, в Санкт-Петербурге самые большие цены и заполняемость номеров с мая по июль.
Но далеко не все 365 дней в номере будут гости. В сезон заполняемость больше (например, 90%), а несезон меньше (например, 30-60%). В среднем по году от 60% до 80% в зависимости от отеля и стараний управляющего.
На выручку влияет площадь и категории номеров. 14-16 кв.м. — это совсем маленький номер эконом-категории, от 20 кв.м. уже идет комфорт. Категория предполагает соответствующий ремонт и оснащение номера.
Например, среднемесячная выручка (не прибыль!) от аренды номера до 20 кв.м. в СПБ может составлять 40-55 тыс. руб. Здесь и далее берем для расчетов номер до 20 кв.м.
Расходы
Из выручки нужно вычесть расходы. Они включают в себя эксплуатацию номера (например, 200 руб./кв.м.), коммунальные услуги по счетчикам. Можно рассчитывать на 40-50 тыс. руб. в год.
Учтите, что номер при посуточной сдаче подвергается ускоренной амортизации: стареет и разрушается. Его нужно раз в 5-7 лет ремонтировать. На ремонт может потребоваться 300-600 тыс. руб. и более. Эти суммы нужно распределить по годам при подсчете доходности инвестиций в номер.
Не нужно забывать, что сдача в аренду нежилых помещений — это уж точно предпринимательская деятельность. Налоговая о вас непременно узнает из данных Росреестра. Поэтому нужно регистрировать ИП или ООО.
Если выручка небольшая (меньше 700-900 тыс. руб.), то лучше платить 6% с дохода. Если больше, в т.ч. когда сдаете несколько номеров, то лучше взять патент на аренду (ок. 50 000 руб. в год).
Помимо налога 6%, нужно заплатить страховые взносы 28 000 руб. + 1% с дохода, превышающего 300 000 руб.
А… самое главное: 25% от выручки управляющему. Но он себя не обидит: первым возьмет свое вознаграждение, затем оплату эксплуатационных расходов, а уж потом выплатит вам.
Доходность
После уплаты всех расходов доходность от аренды номера может составлять от 8% до 15% в месяц. Это гораздо больше, чем при сдаче квартиры (3-4%).
Но не нужно забывать про рост стоимости номера. От котлована до сдачи в эксплуатацию она вырастает на 20-30%. А затем растет по рынку. Я бы закладывал рост на уровне инфляции, т.е. 3% сейчас.
С учетом более низкого роста стоимости номера, общая доходность инвестиций в номер апарт-отеля может составлять до 12% в год. Это гораздо лучше вклада и сравнимо с некоторыми акциями на бирже. С выходом на рынок апартаментов инвестиции в квартиры становятся менее интересными: кто захочет получать 3-4% в год по квартире, если есть доходность по апартаментам в разы выше и без хлопот.
Многие граждане путают инвестиции в квартиру и психологическое успокоение. Если вы покупаете квартиру, чтобы была (зато надежно, стабильно и в кризис не пропадет), а доходность/возврат инвестиций не считаете, то это уже не инвестиция. Это удовлетворение психологического желания владеть вещами.
Но оставим психологию для психологов. Наша цель получить бОльшую доходность с меньшим или тем же риском, разбогатеть по-простому. Для этого больше подходят апартаменты.
Цены
Рассказывать публично, где и у кого купить апартаменты я не буду, так как агентом не являюсь и за рекламу мне не платили. Моим клиентам я предоставил подробные расчеты по одному объекту для ознакомления.
На стадии строителства маленькие студии (14-16 кв.м.) можно купить за 2,5 млн. руб., 20-22 кв.м — 3-3,5 млн. руб. Где то может быть дороже, но диапазон понятен.
Подводные камни
1. Апартаменты могут быть не построены
Это главный риск. Вспомним обманутых дольщиков.
2. Неудачное расположение апартаментного комплекса
Гостей и выручки будет мало.
3. Нечестная управляющая компания
Нечестность может выражаться в том, что свои апартаменты управляющая компания будет сдавать, а ваши будут простаивать. Для защиты от этих ситуаций есть компьютерные программы, которые бронируют номера «равномерно». Но давно уже доказано, что человеческий фактор побеждает любой компьютер.
Про тайную сдачу в аренду апартаментов я уже писал.
4. Халатный прием гостей: плохая уборка, невежливость и т.п.
5. Завышенные тарифы на эксплуатацию номера
Как бы без дохода не остаться. Смотрите отзывы о существующих объектах управляющей компании.
Как не попасть на мель:
Схема Кийосаки по покупке недвижимости в кредит
В связи с высокими ставками по кредитам даже на апартаментах не работает. Да, возможно, ежемесячный арендный доход будет превышать выплаты по кредиту.
1. 2 года ожидания строительства
Вы отдадите деньги, будете платить ипотеку каждый месяц, а дохода не будет
2. При покупке в ипотеку первоначальный взнос составит не 15%, а 40-50%
Многие застройщики в целях своей безопасности разделяют цену апартаментов на 3 договора: строительство, отделка и мебелировка. Причем последние 2 составляют 20-30% от всей цены апартаментов. Ипотечный кредит дадут только на строительство. Отделку и мебелировку вы должны будете оплатить отдельно.
Таким образом, вы вложите своих средств в ипотеку 40%, что никак не соответствует схеме Р. Кийосаке по бесплатному приобретению недвижимости в кредит. Поясню: Кийосаки вкладывает 10% первоначальный взнос, аренда покрывает ипотечный платеж, а первоначальный взнос он выводит путем рефинансирования кредита. А именно, делает ремонт, стоимость недвижимости повышается, и он увеличивает сумму кредита на размер повышения стоимости. Увеличение кредита снимает со счета.
Поэтому, когда вы посчитаете, что арендный доход покрывает ипотечный платеж — не радуйтесь! Не забудьте, что вы вложили 40% своих средств — они тоже стоят денег. Их можно было инвестировать альтернативно. Поэтому доходность нужно считать именно на них. Никакой бесплатной недвижимость явно не получится, а скорее вы недозаработаете.
Выводы:
Что такое инвест-отель
Рассказываем, что это за новый формат жилья, и чем он отличается от апарт-отелей и ЖК.
Инвест-отель – это по сути гостиница. Основное отличие от апарт-отелей в том, что инвест-отели рассчитаны на краткосрочное пребывание. Жильцы проведут в его стенах от одного дня до месяца, но вряд ли больше. В таком проекте предусмотрено все необходимое для туристов, командировочных и других постояльцев. Квартиры здесь называются юнитами. Это компактные и комфортные апартаменты с ремонтом, мебелью и всем необходимым для проживания.
Главное отличие инвест-отелей от классических гостиниц в том, что номера принадлежат разным собственникам. Инвестор может приобрести в таком проекте хоть один юнит, хоть весь этаж. Покупатель имеет дело с гостиничным оператором, который ежемесячно выплачивает ему вознаграждение. Все остальные заботы (поиск арендаторов, уборку) администрация отеля берет на себя.
Инвест-отели обычно строят в удобных местах, востребованных у будущих арендаторов. Чаще всего такие гостиницы возводят в центре города или недалеко от аэропорта. Подобных проектов в Петербурге не так много, поэтому рынок не перенасыщен. Это значит, что инвест-отели будут востребованы у постояльцев, а юниты при желании легко перепродать.
Управляющая компания предложит инвестору разные доходные программы и посчитает прогноз заполняемости. Обычно он составляет 70% для четырехзвездочной гостиницы. Чаще всего инвестору предлагают фиксированный ежемесячный платеж, или процент от сдачи номера в аренду. Во втором случае доход будет плавающим в зависимости от сезона и заполнения номера. Заранее оговаривается, будет ли собственник платить коммуналку в период простоя.
На мебель и интерьер номера есть гарантийный срок, до истечения которого ремонтом занимается управляющая компания. После – собственнику будут приходить уведомления о том, что нужно что-то заменить или исправить. Заниматься этим будет УК, а заплатить придется инвестору. Если же что-то сломает постоялец, УК должна добиться от него оплаты за повреждения.
Цены на юниты начинаются от 2,5 млн в строящемся проекте. В готовом отеле со всей обстановкой цена стартует от 6,5 млн за юнит. Доходность подобных проектов от 10 до 15% в год. Для сравнения, квартира в аренду приносит только 3-4%.
Важно помнить, что юнит в инвест-отеле – это коммерческая недвижимость, поэтому придется заплатить НДС при покупке. Если собственник захочет продать юнит, он сможет это сделать через управляющую компанию. Обычно у нее есть лист ожидания покупателей, готовых приобрести номер с потоком арендаторов.
Инвест отели
Инструментов инвестирования много. Например, можно купить облигации Сбербанка, акции Роскосмоса или ГАЗПРОМА или отдать деньги в управление девелоперской компании, которая построит для вас квартиру. Это тоже инвестиция в результате которой вы получаете квартиру в новострое.
Также можно вложить деньги в отельный бизнес. Например, напрямую и через посредников, купить объект полностью или вложиться вместе с другими участниками.
В этом материале вы узнаете:
Что такое инвест отели?
Это апарт-отели или гостиницы в которые вы можете инвестировать и получать долю от прибыли. Инвест отель может быть уже функционирующим или новым/будущим объектом (находиться в процессе строительства). В обоих случаях владелец продает доли в объекте и привлекает инвесторов.
Зачастую при сотрудничестве по такой схеме вам предлагаются разные программы инвестирования в тот или иной апарт-отель, отель. Сумма инвестиций может быть минимальной для нескольких участников или в полном размере стоимости объекта. Ее устанавливает управляющий и/или организатор проекта инвест отеля.
Обычно вам предлагают покупать доли, юниты или токены в каждом объекте. А в договоре прописывают, что дает такая покупка.
Инвестиция может быть короткой или долгосрочной. Все зависит от предложения инвестору, которое готовит управляющая компания.
При данной схеме сотрудничества к инвестору может переходить часть права собственности на объект. То есть вы получаете право на долю в прибыли или фиксированные платежи от управляющей компании.
Все условия инвестирования в инвест отель прописываются в инвестиционном договоре между инвестором и управляющей компанией.
Чем выше риск, тем больше прибыль. Этот принцип никто не отменял и в отельном бизнесе. Когда инвестируешь в проект на этапе проектирования, начала строительства или покупки старого здания, цена доли в 2-3 раза ниже работающего объекта.
Мифы об инвестировании в такие отели
И это верно. Но в инвест отеле за хлопоты отвечает управляющая компания. Точнее вы ей платите за хлопоты, заполняемость, продвижение, управление. И в итоге даже за прибыль которую мы получаем в инвест отеле на посуточной аренде жилья.
4. Управляющая компания не сможет обеспечить нужную заполняемость.
Сегодня в Санкт-Петербурге нехватка жилья для посуточной аренды или мини-отелей уровня 3‑х звезд. Год назад из этого сегмента ушли хостелы и жилье посуточно не может их полностью заменить. Инвест отели отлично подходят как для иностранных туристов, так и для деловых людей, которые приехали на пару дней и хотят сэкономить. Чаще всего проект под инвест отель уже работает и видна статистика заполняемости за год. Ее дает управляющая компания. Располагая информацией, легче принять решение.
Учтите, что рынок апарт-отелей, апартаментов посуточно за последние 5 лет растет более чем в 7 раз за год. К примеру, за 2019 год он вырос аж на 810%.
5. Мой номер будет простаивать.
Это и вправду миф. В инвест отелях вы приобретаете не номер, а долю в отеле и получите долю от прибыли всего отеля. Этим вложение в инвест отел отличается от инвестирования в квартиру для сдачи посуточно.
Как и в любом бизнесе налоги вы платите после получения прибыли. Зарегистрируйте ИП и платите 6% с дохода на инвестицию. Если вы не узаконите свой бизнес, то как физическое лицо вам придется платить 13% от прибыли. Если вы ИП, то избавляетесь от налога на имущество. В случае если нет ИП то его ставка 0.1% от кадастровой стоимости апартаментов. Если их цена 1 млн, то ваш налог на имущество в России составит 1000 рублей.
Доли в инвест отелях или гостиница в собственности, что лучше?
«Храните яйца в разных корзинах», ведь так разделяете риски. Диверсификация важна для управления прибылью от инвестирования в отельный бизнес и бизнес посуточной аренды квартир. Наука и жизнь нам говорит, что лучше инвестировать по частям в три объекта отельного бизнеса, чем владеть и управлять одним. С учетом сезонности и продвижения какой-то из объектов точно даст хорошую прибыль.
Поэтому управляющие компании привлекают инвестиции в развитие своего номерного фонда через запуск инвест отеля. Если хотите инвестировать в бизнес посуточной аренды жилья, обратите внимание на этот формат вложений.
Портфолио Сокрома (Презентация)
Часто предлагаем наши проекты инвест отелей с долевым участием. Доходность объектов 13-41%. Чем выгоднее предложение, тем больше желающих. И тем быстрее доли разбирают. Если вам интересен такой формат, свяжитесь с нами.
И немного инсайдерской информации. Ниже показан уровень сервиса, который предоставляем в каждом из отелей, апарт-отелей или апартаментов. Это преимущество, которое важно в бизнесе посуточной аренды жилья.
Мы повышаем стандарты отельного бизнеса в России, развиваем гостеприимство и доводим сервис до совершенства. Продвигаем франшизу по регионам, чтобы помочь отельерам продвигать их бизнес. У нас много решений, которые позволяют выстоять даже в самый серьезный кризис.
Постоянно тестируем и внедряем новые методы управления объектами. И это работает ведь наши клиенты экономят и зарабатывают миллионы рублей! Если хотите так же, давайте сотрудничать и продвигать зарабатывать вместе.
Ольга Смирнова: «Инвест-отели – это жизненный траволатор для инвесторов и резидентов, финансовый инструмент для собственников и площадка роста для будущих постояльцев»
Операционный директор девелоперской группы PLG Ольга Смирнова об истоках формата инвест-отелей, готовности российского рынка к такому предложению и программах доходности.
– Ольга, давайте начнем с формата, потому что, я полагаю, не все про него знают – он достаточно нов для рынка. Что это такое инвест-отель и в чем его уникальность?
– Действительно, это новая категория на рынке недвижимости – следующая эволюционная ступень традиционного гостиничного предложения. На российском рынке эта категория сейчас представлена только нашей компанией. А с точки зрения международного опыта, этот формат похож на известный всем тип кондоминимума. Они начали развиваться по инициативе Дональда Трампа в конце прошлого века, когда была запущена первая сеть отелей Mariott.
Мы доработали этот формат – сделали его более интересным для соинвестирования, приблизили к российским реалиям. Мы предлагаем управление на уровне 5 звезд, независимо от того, по какой категории гостиница будет сертифицирована, ведь сами услуги и уровень гостеприимства не ограничиваются финансовыми критериями. Это, в том числе, внимательно проработанный набор сервисов, отвечающий задачам резидентов, это инфраструктура, которая позволяет решить все бытовые вопросы, не снимая отельных тапочек.
В каждом инвест-отеле мы организуем многофункциональные общественные пространства, адаптированные как для работы, так и для отдыха. Важным бизнес-направлением для нас станет и educatainmnet-туризм.
Ключевой особенностью формата стала гибкая линейка инвестиционных программ, которые до сих пор не существовали на рынке. Мы расширили свою аудиторию, предлагая 4 программы – S, M, L и XL инвестирование. Первая предполагает вход для инвестора от 300 тыс. руб. за 3 кв. м коллективной собственности. В рамках программы вы становитесь собственником нескольких квадратных метров в коммерческих помещениях отеля, предназначенных под сдачу в аренду. Управляющая компания выплачивает собственникам доходность в соответствии с количеством приобретенных метров; также мы даем возможность получать доходность до ввода отеля в эксплуатацию. Так, если вы сегодня приобретете по программе S 20 кв. м. за 2 млн руб., то ежеквартально, начиная с июня, будете получать 45 тыс. руб. А по истечении трехлетнего периода мы выкупим у вас эти квадратные метры: инвестор гарантировано выводит деньги из программы, получая итоговую доходность от 9 до 12%. Это выше, чем может вам предложить любой банк.
– Существует точка зрения, что гостиничный бизнес требует вовлеченности инвесторов в него, потому что это довольно сложная сфера и надо досконально в ней разбираться. Я так понимаю, что инвест-отели позволяют все-таки устраняться, раз речь о пассивном доходе?
– Да, действительно – главный плюс в том, что есть делегирование полномочий профессиональному оператору. И да, я согласна, что это узкоспециализированная деятельность и она должна быть экстра-профессиональной для того, чтобы и клиенты оставались довольны, и она имела под собой финансовые основания. Но привлекательность нашего предложения заключается именно в том, что вы, вкладываясь в недвижимость, избавляете себя от головной боли: вы не ищете себе арендаторов, не ремонтируете площади, не занимаетесь коммунальными платежами. Вы просто вложили деньги – и программа позволяет вам получать доход сейчас, в тот момент, когда объект еще строится.
– Практически как банковский вклад.
– Это альтернатива. Мы рассматриваем банковских вкладчиков как свою аудиторию и предлагаем им не менее доходные варианты вложений денежных средств – как по процентным ставкам с точки зрения доходности по предлагаемым программам, так и по инвестиционному приросту. Потому что мы понимаем, что недвижимость – это вложение, которое растет в стоимости и всегда может обеспечить выход этого инвестиционного проекта с плюсом. Это гарантировано.
– Вы сказали, что Россия не является первопроходцем. Где есть такие отели, кроме США?
– В Европе достаточно много предложений по кондоотелям. Даже если мы вспомним свои туристические опыты, то часто во время поездок нам предлагают вступить в какие-то кондо-проекты, когда у объекта много собственников, но управляется он кем-то одним. И по решению собственников это звено можно либо поменять, либо оставить, либо скорректировать условия управления.
– Насколько именно российский рынок готов к такому предложению, каковы перспективы инвест-отелей у нас?
– В августе прошлого года мы начали строительство первого нашего объекта, который назвали IN2IT («Интуит»). Он возводится в Санкт-Петербурге на углу Витебского и Дунайского проспектов. Тогда же стартовали и продажи. Судя по отклику, который мы получили от инвесторов, – рынок не только готов, он жаждет этого предложения. Об этом говорит и большой процент повторных обращений – порядка 30% инвесторов приходят к нам второй раз.
– Давайте поговорим подробнее о вашем проекте – каковы сроки реализации, затраты, как привлекаете клиентов?
– Мы являемся стратегическим инвестором в Санкт-Петербурге по реализации сети отелей доступного ценового сегмента. С нашей помощью город решает задачу по обеспечению туристов 3-4-х звездочным размещением. IN2IT– первый объект сети отелей, которая будет построена нашей компанией. Общий размер инвестиций во всю сеть составит 30,5 млрд руб. На IN2IT придется около 3,5 млрд руб. В эксплуатацию мы его введем в 2020 г. В марте началось строительство второй очереди проекта.
Ключевая идея всей сети заключается в том, что каждый объект будет посвящен определенному этапу жизненного развития будущих резидентов, которые смогут от студенчества до зрелого возраста перемещаться из одного нашего объекта в другой и одновременно увеличивать уровень своих активов и дохода. Получается своеобразный жизненный траволатор, в котором мы хотим предложить удовлетворение всех бытовых потребностей и задач развития наших резидентов.
– То есть они могут начать с какой-то одной программы, а потом перейти на другую?
– Да – и на другую программу, и на другие объекты – в зависимости от своих инвестиционных планов.
– Как у вас проходит процесс поиска клиентов?
– В PLG работает служба по маркетингу, где люди имеют большой профессиональный опыт. Мы вообще гордимся всеми своими сотрудниками. Плюс на нас работает «сарафанное радио». Наши клиенты становятся нашими партнерами – я уже говорила, что у нас много повторных обращений. И, разумеется, реклама, рассказ о концепции проекта и нашем подходе к бизнесу.
– Кто основные арендаторы коммерческих площадей?
– На настоящий момент мы ведем предварительные переговоры, но профиль я назвать могу. Это общественное питание, фитнес, стрит-ретейл, коворкинги. Многофункциональные пространства будут заселены операторами, генерирующими трафик.
– Достаточно интересно, потому что, мне кажется, коворкинги с гостиницами мало где «сращены».
– К тому же есть определенный дефицит в качественных деловых и лекционных пространствах – не огромного масштаба, для пафосных событийных мероприятий, а для деловых встреч, переговоров, презентаций, мастер-классов. И эти площади также будут представлены в инфраструктуре отеля – их можно будет использовать резидентам, просто арендуя непосредственно на само мероприятие.
– Давайте уточним про доходность. Сумму вы назвали – с 300 тыс. начинается вход. Какова выручка по разным программам?
– Вход по программе S начинается от 300 тыс. руб., доходность 9-12,23% в год. М-инвестирование начинается от 1,7 млн руб., позволяет приобрести 17 кв. м или один юнит, с доходностью до 18% в год. L-инвесторам вход в проект обойдется от 10,2 млн руб., что эквивалентно покупке 100 кв. м или нескольких юнитов с доходностью 12-17% в год.
– На кого ориентируется PLG с точки зрения заполняемости инвест-отелей?
– В высокий сезон ориентируемся на туристическое заполнение и видим стабильную динамику по увеличению туристического трафика. Если сравнить Петербург с Москвой, можно сказать, что столица существенно выигрывает в области туристического контента – возможности провести время, качеству площадок, которые предусмотрены для гостей столицы. И даже в этом случае туристический трафик Петербурга растет. А если мы предложим качественные доступные по цене площадки размещения, то конечно же появятся основания рассчитывать на укрепление положительной динамики. С точки зрения остальных сезонов – работаем со спортивными организациями, событийными (фестивальными) форматами, а также традиционными туристическими операторами и агрегаторами. Ведем переговоры с крупным бизнесом и прорабатываем договоренности по размещению студентов с университетами. Наш отельный оператор к настоящему моменту уже имеет пул договоров о намерении по загрузке.
– Как бы вы оценили сроки окупаемости?
– По нашим оценкам, инвестиция, которую делают наши партнеры, окупится за 6,5 лет. С точки зрения недвижимости – это высокий уровень.
– Как отразится на гостиничном рынке запрет хостелов в жилых домах?
– Конечно же – увеличением спроса на другие гостиничные форматы.
– То есть рынок в тень не уйдет – скажем, та же аренда квартир?
– Я думаю, что нет, потому что, к примеру, у нас есть несколько клиентов, которые продают квартиру на вторичке для того, чтобы войти в инвестиционные программы. Потому что все-таки аренда – это очень большой труд, временные затраты, нервы. А инвестиционный плюс от этого неочевиден. Мы уверены, что владельцы квартир, сдаваемых на вторичке, со временем станут нашими клиентами.