Иппотерапия что это такое

Иппотерапия что это такое

Для пациентов с ограниченными возможностями реабилитация становится ежедневным трудом. Процесс социальной адаптации личности ребенка-инвалида, имеющего ограниченные возможности, сложен и длителен. Это связано с недостатками интеллектуального и физического развития самого ребенка, а также с определенными ограничениями в социальной среде. Одной из инновационных методик реабилитации лиц с инвалидностью является иппотерапия.

Иппотерапия что это такое. Смотреть фото Иппотерапия что это такое. Смотреть картинку Иппотерапия что это такое. Картинка про Иппотерапия что это такое. Фото Иппотерапия что это такое

Отличительные особенности иппотерапии

Иппотерапия характеризуется рядом дополнительных преимуществ перед традиционными методиками восстановительного лечения. Как вариант лечебной физической культуры, иппотерапия базируется на использовании естественной биологической функции лошади — движения, имеющей огромное социальное значение. Реабилитация с применением иппотерапии – это комплексное воздействие на человека с той или иной патологией, тогда как основные восстановительные методики действуют односторонне. Иппотерапия дает огромные перспективы восстановления для лиц с недостаточностью функции двигательного аппарата, помогает решить тяжелейшие психолого-педагогические задачи, а также является оптимальной методикой интеграции и психосоциальной реабилитации инвалидов.

Положительное воздействие иппотерапии на инвалидов с ДЦП

Одним из самых значимых факторов воздействия верховой езды считают нагрузку координации. При нахождении на лошади формируется особая схема фиксации тела. В процессе естественного удержания тела в прямом, вертикальном положении ведущую роль играет система координации, а также активность мышц спины и таза. Человек удерживается работой приводящих мышц бедер, которые фиксируют таз на теле животного или в седле. Нагрузка на мышцы ног регулируется степенью опоры стопы на стремена — при сильной степени опоры напряжение приводящих мышц снижается, при слабой — повышается. Поступательные движения животного изменяют нагрузку на мышцы тела и конечностей всадника, непосредственно участвующие в удержании на лошади, что является естественным элементом тренинга. Нагрузка симметрична по всем осям, что предусматривает одинаковое функционирование всех групп мышц, участвующих в удержании вертикального положения. Выделяют также воздействие на мышечный аппарат занимающегося низкочастотных колебаний, исходящих от тела движущегося животного. Эти движения снижают повышенный тонус мышц и способствуют возрастанию амплитуды движений в конечностях, как верхних, так и нижних. Дозированная, но точечная нагрузка на вестибулярный аппарат несет элементы тренинга, стимулирует его естественную функцию. В конечном итоге совершенствуется статико-кинетическая организация моторики, появляется уверенность в движениях. Нейрофизиологическое действие, оказываемое колебательными движениями животного на вестибулярный анализатор, проявляется усилением проведения импульсов по проводящим путям. Благодаря этому подвергаются стимуляции глубокие структуры головного мозга, отвечающие за функциональное состояние двигательного анализатора. Достижение значительных результатов в корректировании двигательных нарушений оказывает положительное действие на социально-психический статус инвалида: повышается самооценка нарастает мотивация ко всему процессу реабилитации увеличивается жизненная активность. Таким образом, реабилитация лиц с ДЦП при помощи иппотерапии способствует более эффективному и максимально возможному восстановлению нарушенных функций аппарата движения.

Иппотерапия и ее положительное действие при различных патологиях

Опыт проведения иппотерапии доказал огромную роль этой методики в становлении поз и движений. Больные обретают произвольный контроль над собственным телом, нарастает произвольное внимание, уменьшается тонус мышц, тренируется вестибулярный аппарат, развивается возможность вертикального удержания тела и сохранения баланса. В процессе езды на лошади в работу непроизвольно включаются основные группы мышечного аппарата. Происходит это на рефлекторном уровне. При нахождении на лошади тело человека приходит в движение вместе с передвижением животного. Инстинктивно организм человека пытается сохранить равновесие, побуждая тем самым к активной работе как работающие, так и пораженные группы мышц. Под влиянием такой физической нагрузки отмечается колоссальное усиление функционирования вегетативных систем. При этом иппотерапия действует на организм посредством двух факторов: биомеханического и психогенного. Соотношение доли этих механизмов зависит от болезни и задач, которые должна решить реабилитация. Так, при терапии неврозов, умственной отсталости, детских церебральных параличей, раннего аутизма ведущим действующим фактором является психогенный. При восстановлении постинфарктных больных, людей с нарушениями осанки и сколиозами, остеохондрозами ведущим фактором выступает биомеханический. С психотерапевтической стороны взаимоотношений лошадь является: естественным посредником в диалоге иппотерапевт-всадник; получателем и усилителем информации (реакция животного на команду); незамедлительным передатчиком ответа (послушание лошади и выполнение конкретных команд). Использование метода иппотерапии для реабилитации больных с разнотипными видами нарушений умственного развития приводит к следующим результатам:

Критерии оценки эффективности иппотерапии

Критерии оценки эффективности иппотерапии условно подразделяют на две группы: медицинские и социальные.

Укрепление и особая тренировка мышц. Происходит одновременная стимуляция ослабленных или неработающих мышц и расслабление групп мышечного аппарата, находящихся в спастическом состоянии;

Укрепление равновесия. Вследствие необходимости сохранять равновесие в течение всего занятия происходит тренировка вестибулярного аппарата;

Улучшение координации и ориентации в пространстве. Во время тренировки пациент ориентируется на площадке или в манеже, возникают зрительные и инстинктивные ассоциации. Развивается слухо- и зрительно-моторная координация;

Улучшение психо-эмоционального состояния, повышение уровня самооценки. Во время занятий уходит ощущение того, что человек болен и слаб. Благодаря нахождению верхом на лошади и управлению животным формируется лидерская нотка, улучшается настроение и появляется желание жить и бороться с заболеванием. Помимо этого, при верховой езде не используются предметы, сопровождающие инвалида в повседневной жизни (трость, костыли, ходуны и т.д.), что приближает человека к раскрепощенному пребыванию в мире здоровых людей.

Реабилитация при помощи иппотерапии не имеет возрастных ограничений. Противопоказаний к занятиям иппотерапией очень мало. Более того, иппотерапия разрешена при сложнейших заболеваниях, когда противопоказано большинство реабилитационных приемов. В заключение следует отметить, что иппотерапия дает неограниченные восстановительные возможности больным людям и представляет собой уникальную реабилитационную методику.

Иппотерапия что это такое. Смотреть фото Иппотерапия что это такое. Смотреть картинку Иппотерапия что это такое. Картинка про Иппотерапия что это такое. Фото Иппотерапия что это такое

Версия для слабовидящих

Государственное учреждение здравоохранения
«Гродненский областной центр медицинской реабилитации детей-инвалидов и больных детей психоневрологического профиля»

Республика Беларусь, г. Гродно, 230009 бульвар Ленинского комсомола, 35

Источник

Иппотерапия

Иппотерапия что это такое. Смотреть фото Иппотерапия что это такое. Смотреть картинку Иппотерапия что это такое. Картинка про Иппотерапия что это такое. Фото Иппотерапия что это такое

Иппотерапия – это психофизический метод абилитации и реабилитации, который выполняется посредством адаптивной верховой езды. Для его проведения требуется соблюдение двух условий:

Идущая шагом лошадь служит терапевтическим средством воспроизведения двигательной активности и позволяет укреплять организм, стимулировать развитие моторики и развивать ряд физических и коммуникативных навыков.

Чем полезна иппотерапия

Терапевтическое воздействие методики обусловлено несколькими механизмами:

Таким образом, эффективность иппотерапии обусловлена комплексным воздействием на функционирование вестибулярного аппарата, опорно-двигательной системы, нервной системы и внутренних органов, а также воздействием на чувственную сферу человека.

Показания к иппотерапии у детей и взрослых

Процедура в составе комбинированной терапии показана для лечения и восстановления при следующих состояниях и заболеваниях у детей и взрослых:

Лечебный эффект иппотерапии

Основные функции процедуры заключаются в следующем:

Терапия позволяет добиться следующих результатов:

Положительный эффект наблюдается даже после медленной конной прогулки, поэтому пациенту не обязательно перемещаться активно.

Специалисты нашего центра сделают все возможное, чтобы иппотерапия как можно быстрее принесла заметные результаты. Выбирая нас, вы можете быть уверены в индивидуальном подходе и применении безопасных методик восстановления. Записывайтесь на прием, чтобы лично убедиться в эффективности наших процедур!

Противопоказания

Лечение при помощи иппотерапии имеет некоторые противопоказания:

Перед прохождением терапии требуется обязательная консультация специалиста.

Источник

Иппотерапия что это такое

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Иппотерапия что это такое. Смотреть фото Иппотерапия что это такое. Смотреть картинку Иппотерапия что это такое. Картинка про Иппотерапия что это такое. Фото Иппотерапия что это такое

Иппотерапия, или, иначе, адаптивная верховая езда, показана при состояниях, связанных с проблемами работы опорно-двигательного аппарата, психическими и ментальными нарушениями.

Бесплатные занятия с логопедом

История «симбиоза» человека и лошади насчитывает примерно пять тысяч лет. А с 1960-х годов лошадей стали целенаправленно использовать для восстановления после травм и улучшения состояния при различных недугах. Врач-реабилитолог и инструктор по иппотерапии центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Ксения Дерябина рассказывает, на чем основано действие этого метода, кому он может быть полезен и на что обратить внимание при выборе площадки для занятий.

Кому могут быть полезны занятия с лошадьми

Иппотерапия, или, иначе, адаптивная верховая езда, показана при состояниях, связанных с проблемами работы опорно-двигательного аппарата, психическими и ментальными нарушениями. Это, прежде всего, расстройства аутистического спектра (РАС), поражения центральной нервной системы (например, эпилепсия), ЗПР, слабый тонус мышц, церебральный паралич, различные нарушения развития и генетические сбои — такие, как синдром Дауна, например.

У взрослых иппотерапия в сочетании с другими методами используется для реабилитации после инсультов и инфарктов, черепно-мозговых и спинномозговых травм, при рассеянном склерозе и амиотрофии. Конечно, каждый случай индивидуален — неважно, идет ли речь о взрослом или ребенке. Чтобы занятия с лошадью не навредили, а принесли пользу, нужно обязательно заранее обсудить все за и против с врачом.

К сожалению, в нашей стране адаптивная верховая езда не входит в пакет услуг, предусмотренных обязательным медицинским страхованием, и поэтому официально в лечебной физкультуре не используется. Однако врачи нередко рекомендуют своим пациентам именно этот метод как более щадящий и эффективный. Конечно, он применяется не сам по себе, а в комплексе с другими мерами.

Кстати, во Франции, в Сорбонне, специалистов по иппотерапии готовят на специальной кафедре биолого-медицинского университета. В Россию этот метод был «завезен» в начале 1990-х годов коррекционным педагогом и психологом Игорем Шпицбергом (сегодня он руководит центром «Наш солнечный мир» в Москве) и его коллегами.

Как работает иппотерапия

Этот метод построен на сочетании физического воздействия и эмоциональной составляющей. Сама по себе лошадь выступает в роли очень эффективного и при этом щадящего реабилитационного тренажера. Это большой сенсорный объект: она теплая, покрыта шерстью, а еще по-разному двигается. Это важно в работе с детьми и с церебральным параличом, и с синдромом Дауна, и особенно при расстройствах аутистического спектра.

Дело в том, что иппотерапия не перевозбуждает чувствительную психику детей с РАС. Малышам она помогает успешнее решать задачи раннего возраста — например, верховая езда опосредованно воздействует на артикуляционные мышцы и поэтому повышает речевые возможности. Детям постарше лошади помогают развивать навыки взаимодействия с окружающим миром. Ведь людям с РАС тяжело общаться с другими людьми, а животное может стать «проводником» между ним и окружающими.

Кроме того, для детей с аутизмом адаптивная верховая езда — это хороший метод сенсорной интеграции. Обычно стимулы, поступающие из внешней среды, при РАС обрабатываются неточно — приглушенно или, наоборот, слишком избыточно. Иппотерапия словно регулирует этот баланс, готовит сенсорную систему ребенка к более полноценному контакту с внешней средой и помогает лучше управлять собственным состоянием, избегать мелтдаунов (срывов) и сохранять самоконтроль.

Данные исследований подтверждают: занятия иппотерапией улучшают навыки социального взаимодействия детей с РАС, снижают вероятность агрессивного поведения и положительно влияют на стволовые структуры головного мозга.

Еще одно особое свойство верховой езды — лошадь совершает движения одновременно в трех плоскостях, покачивается вверх-вниз, вперед-назад и вправо-влево. Это хорошо тренирует и вестибулярную систему, и все основные группы мышц. Возможно, когда-нибудь получится создать тренажер, который сможет стать полноценной заменой настоящей лошади, но пока сделать этого никому не удалось.

Биомеханика движений передних ног лошади примерно такая же, как у человека. А значит, верховая езда имитирует движения нижних конечностей. Если у ребенка есть трудности с прямохождением, занятия с лошадью помогают мозгу и мышцам «научиться» ходить — или «вспомнить», как это делается, если речь идет о восстановлении после травмы.

Для детей поменьше лошадь может выступать как тренажер ползания. Для того чтобы ползти правильно, ребенку нужно освоить так называемые контралатеральные движения (когда правая рука и левая нога движутся вперед, а левая рука и правая нога остаются позади, и наоборот). Если контралатеральность не выработана, тело не сможет полноценно развиваться дальше.

Чтобы выработать этот навык, ребенка ставят на четвереньки на спину лошади и придерживают. Двигательные импульсы лошади дают сигнал головному мозгу, как надо двигаться правильно. В этом плане иппотерапия также уникальна по сравнению с другими видами реабилитации.

Как выбрать площадку и иппотерапевта

Интерес к адаптивной верховой езде растет с каждым годом во всем мире, в том числе и в нашей стране. К сожалению, нередко иппотерапией называют обычное катание на лошади. В действительности это целый набор упражнений на развитие и двигательной, и интеллектуальной, и коммуникативной сферы. К тому же для иппотерапии используют специально отобранных и обученных лошадей: с правильным ходом, воспитанных, обладающих спокойным темпераментом.

В принципе, катание на лошади практически всегда развивает и приносит пользу. Но хороший инструктор применяет весь арсенал средств и увеличивает эту пользу многократно.

Нужно насторожиться, если во время занятий родителей просят страховать ребенка или, более того, самим вести лошадь — это грубое нарушение техники безопасности. Все-таки лошадь — большое и сильное животное, которое при неправильном обращении может нанести вред. В таком случае лучше поискать для занятий другое место.

Совсем другое дело, когда на первых занятиях инструктор просит маму или папу просто идти рядом с лошадью и оставаться в поле зрения ребенка, чтобы эмоционально поддержать его и помочь справиться со страхом нового. Иногда на начальных этапах терапии детям и родителям специально дают поменяться местами: например, мама садится на лошадь, а ребенок идет рядом. Это нужно, чтобы он удостоверился: мама едет, с ней все в порядке — а значит, и мне будет уже не так страшно сидеть верхом.

Источник

Иппотерапия что это такое

Иппотерапия что это такое. Смотреть фото Иппотерапия что это такое. Смотреть картинку Иппотерапия что это такое. Картинка про Иппотерапия что это такое. Фото Иппотерапия что это такое

В настоящее время детский церебральный паралич встречается с частотой семь случаев на тысячу новорожденных. Детский церебральный паралич – это понятие неоднородное. Под данным термином рассматривается нарушение деятельности двигательной анализаторной системы, но подходов к определению данного понятия существует достаточно много. В процессе развития учения о данной проблематике, можно увидеть различные подходы, представленные такими авторами, как Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, И.Н. Иваницкая, М.В. Ипполитова, В.И. Козявкин, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, М.Н. Никитина, Т.Н. Осипенко, B.C. Подкорытов, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семёнова, И.А. Скворцов, Д.С. Футер, М.Б. Цукер, Л.М. Шипицына, Л.Ф. Шестопалова, М.Б. Эйдинова, и многими другими. Этим термином обозначается ряд патологических состояний, которые возникают, как правило, в период перинатального развития в результате повреждения пирамидных, экстрапирамидных и других систем головного мозга, отвечающих за движения и положение тела в пространстве, что обусловливает возникновение трудностей в формировании двигательной системы.

Если рассматривать патогенез данного нарушения, то можно отметить что в анамнезе сохраняются те безусловные рефлексы, которые должны быть редуцированы после трех месяцев жизни. Их своевременное угасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений. Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики. Таким образом, в структуре нарушения при детском церебральном параличе характерным является отсутствие редуцирования безусловных рефлексов и отставание в темпе созревания или невозможности формирования двигательных функций. Нарушение мышечного тонуса, наличие гиперкинезов, синкинезий, слабость мускулатуры, некоординированность движений и прочая симптоматика двигательной несформированности приводят к трудностям в формировании умений и навыков в бытовой, учебной и других сферах жизни.

Диапазон выраженности степени тяжести при данной патологии достаточно широк. У определенной группы детей сформирована большая часть двигательных умений и навыков. Они способны к самостоятельному передвижению в пространстве, у них есть навыки самообслуживания. Они могут получить достаточно высокий уровень образования и социально адаптироваться в обществе. Проявление заболевания может быть представлено в виде насильственных движений разной степени выраженности. Также в анамнезе могут присутствовать патологические позы, нарушения походки, нескоординированность движений, низкий уровень сформированности двигательной памяти и др.

Другая же часть детей имеет более выраженную симптоматику. Изменение в состоянии мышечного тонуса настолько значительны, что большая часть двигательных навыков остается несформированной на протяжении всей жизни человека. Невозможность самостоятельного передвижения приводит к необходимости использования ортопедических приспособлений. Поскольку дети испытывают трудности в захвате и удержании предметов, у них отсутствует возможность для формирования предметно-практической деятельности, а значит, и для развития в дальнейшем наглядно-действенного мышления. Остаются несформированными и навыки гигиены и самообслуживания, поэтому дети, а в дальнейшем и взрослые нуждаются во внешнем уходе.

Термин «иппотерапия» является международным. Наряду с использованием слова «иппотерапия» в речи могут употребляться такие слова, как «терапевтическая верховая езда», «адаптивная (реабилитационная) верховая езда», «экитерапия», «верховая езда для инвалидов», «райттерапия». Иппотерапия рассматривается как средство лечения. Содержание ее достаточно разнопланово и включает в себя езду в упряжке, верховую езду на лошади, налаживание общения с лошадью. Таким образом, с помощью иппотерапии осуществляется реабилитация, воспитание, адаптация и интеграция лиц с детским церебральным параличом и не только.

Анализ научно-методической литературы показал, что большинство авторов указывают на эффективность занятий иппотерапией у детей с различными нарушениями, но особую значимость данный вид терапии имеет для детей с церебральным параличом [1, 2]. Биомеханическую основу иппотерапии исследовали В.Н. Коновальчук, Р.А. Пополитов, Е.В. Архангельская [3]. По данным этих авторов, биомеханический фактор способствует снижению спазма мышц, увеличению объема движений в суставах, силы мышц спины, живота и конечностей. С помощью иппотерапии достигается оптимальная согласованность всадника с движениями лошади, которая во многом идентична походке здорового человека.

В силу имеющегося нарушения речевой сферы у детей с детским церебральным параличом ограничен круг общения. Лошадь становится для ребенка неким партнером по коммуникации. Что же касается психогенного фактора, то общение с лошадью и верховая езда вызывает у всадника много положительных эмоций, ощущений и переживаний, обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок или взрослый с ограниченными физическими возможностями способен передвигаться на мощном животном и осуществлять его управление. Кроме того, в процессе проведения занятий у ребенка начинает формироваться представление о кинетическом чувстве. Это способствует появлению желания двигаться и повышает мотивационный компонент проводимой терапевтической работы [2, 4, 5].

Для ребенка общение с лошадью – эмоциональный подъем и расширение кругозора, а на фоне дефицита общения – это еще и приобретение большого сильного друга. В процессе иппотерапевтических занятий у большинства детей увеличиваются желание общаться с окружающими и стремление к расширению сферы своих интересов. Находясь в обществе лошади, ребенок получает непередаваемые ощущения пребывания в энергетическом поле. У ребенка развивается особое кинестетическое чувство – эмоциональный порыв к движению, что создает высокую степень мотивации к занятиям. Таким образом, результаты исследований доказали, что лечебная верховая езда является комплексным терапевтическим методом, оказывающим воздействие на организм человека путем двух факторов: психогенного и биомеханического [1, 3, 6]. Именно поэтому этот метод в последнее время используется все активнее в реабилитации детей с ДЦП.

К настоящему времени организовано и функционирует достаточно большое количество различных оздоровительных центров, которые предлагают программы реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования иппотерапии (иппоцентр «Ветер перемен» (Украина), центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» (Москва), Центр психолого-медико-социального сопровождения «МиР» (Москва) и др. При этом проблемой является недостаток научно обоснованных методик проведения занятий иппотерапией у детей с церебральным параличом 2–4 лет, а анализ существующих показал их несовершенство.

Цель исследования: совершенствовать методику иппотерапии «Школы адаптивной физической культуры Добежиных» и оценить ее эффективность в коррекции двигательных нарушений у детей 2–4 лет с заболеванием детский церебральный паралич.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Школы адаптивной физической культуры Добежиных (г. Сочи – Адлер, Россия). Тестирование проводилось до начала курса реабилитации и по его окончании в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком в отдельно отведенной комнате. В экспериментальную работу были включены дети в возрасте 2–4 лет с диагнозом детский церебральный паралич (форма – спастическая диплегия). Для оценки двигательных способностей нами был подобран комплекс тестовых методик.

На первоначальном этапе мы оценили способность ребенка к удержанию вертикальной позы. Автором данной диагностической процедуры является R. Babannon (1989). Для проведения диагностики на предмет сформированной способности к сохранению положения тела вертикально в пространстве необходимо соблюдение таких требований, как изменение площади опоры. Сохранение вертикального положения тела в пространстве изучается в обычных и облегченных условиях. Увеличение площади опоры осуществляется за счет положения стоп на ширине плеч. Диагностика имеет балло-уровневую систему оценки. При максимальных показателях (четыре балла) ребенок может держать корпус вертикально более 30 с при меньшей площади опоры за счет того, что стопы соединены вместе. Минимальным показателем является трудность удержания вертикального положения тела в течение 30 с при положении ног на уровне плеч.

С целью проведения оценки функциональных категорий ходьбы была проведена диагностическая процедура, предложенная М.K. Holden (1984). Критерием сформированности функциональных категорий ходьбы была продемонстрированная ребенком способность к самостоятельному передвижению, удержание равновесия при прямолинейном передвижении, координированность походки. Максимальным показателем (оцененным в количестве четырех баллов) является независимость при передвижении. Минимальным (ноль баллов) – отсутствие возможности к самостоятельному передвижению, необходимость помощи сопровождающих.

Также нами была оценена степень социально-бытовой адаптации с использованием методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и разработана анкета для родителей и инструкторов с целью проведения опроса о психоэмоциональном состоянии и уровне комфорта ребенка во время проведения занятия. Показателями являлись наличие (отсутствие) раздражительности, проявление (отсутствие) интереса к занятиям. Максимальным показателем являлось свободное и раскованное поведение ребенка (четыре балла). Минимальным – проявление каприза во время занятия (0 баллов).

По результатам обследования с целью отслеживания динамики было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная по 8 человек в каждой. Курс реабилитации длился три недели по 5 занятий в каждую. Всего было проведено 15 занятий по иппотерапии. Психоэмоциональное состояние и уровень комфортности ребенка оценивались после каждой недели работы.

Два инструктора с каждым ребенком проводят занятие в присутствии родителей. На манеже лошадь ведет коневод. Собственные наблюдения за занимающимися иппотерапией показали, что те дети, которые впервые пробуют данный вид терапии, испытывают страх и волнение на первых занятиях от контакта с крупным животным, от высоты нахождения на лошади, от движений лошади и т.п.. Это, по нашему мнению, приводит к скованности и излишнему напряжению ребенка, затрудняет выполнение дальнейших упражнений, а также приводит к негативным реакциям ребенка, страху, отказу от занятий. Данные реакции существенно снижают эффективность терапии.

Оценка двигательных показателей до и после исследования, (Х ± σ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *