Искусство что это 5 класс
План-конспект учебного занятия для 5-го класса по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», тема: «Что такое искусство?»
Просмотр содержимого документа
«План-конспект учебного занятия для 5-го класса по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», тема: «Что такое искусство?»»
Урок по теме «Что такое искусство?»
— формирование общего представления о месте и роли искусства в жизни человека и общества;
— актуализация представления об искусстве;
— ознакомление с основными версиями происхождения искусства;
— характеристика значения и функций искусства в жизни человека и общества;
— формирование умений высказывать собственные суждения о произведениях искусства;
— формирование культуры восприятия произведений искусства;
— развитие ассоциативно-образного мышления.
Оборудование: учебное пособие, репродукции произведений искусства, техническое оборудование.
Тот, кому природа начинает открывать свои тайны, чувствует неодолимое влечение к наиболее достойному толкователю – к искусству.
Жизнь коротка, искусство долговечно.
Искусство – это то, что нельзя сказать словами.
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необыкновенный урок. Я хочу вам дать представление о предмете, который вы будете изучать на протяжении нескольких лет – это предмет «Искусство». Мы постараемся увидеть красоту в окружающем нас мире, прекрасное во всем, с чем сталкиваемся и, прежде всего, в искусстве. И тема нашего первого урока звучит как вопрос: «Что такое искусство?» (слайд 1)
— Может кто-то из вас уже знает ответ на этот вопрос? Не стоит огорчаться, если этот вопрос вызывает затруднение. Исследователи всего мира ищут ответ на него, но так и не могут прийти к единому толкованию.
— Ответьте сначала на такой вопрос: Как часто мы встречаемся в жизни с искусством? (слайд 2)
— Прочитаем эпиграф к нашему уроку. Как вы его поняли? (слайд 3)
2. Актуализация знаний и мотивация. Беседа.
Учитель: В истории человечества не было никогда, да и не могло быть, общества без искусства (слайд 4). Во все времена, начиная с первобытного общества, человек оборудовал себе место для жилья, создавал форму орудий и вещей, украшал себя и предметы, изображал свои представления об окружающем мире (слайд 5).
Человек всегда стремится к красоте. Он любуется звездным небом, украшает свою квартиру, одежду, облик. Нет такого народа, которому не ведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и хранить красоту.
? Вспомните, пожалуйста, тот момент в жизни, когда вы сказали или подумали: «Как красиво!».
(Ответы: закат солнца, степь широкая, горы и водопады, первые цветы, и т.д.)
? Кто может остановить время и запечатлеть это на долгие годы?
(Художник (слайды 6, 7))
Учитель: Но иногда мы называем художником мастера любого дела, работающего творчески, способного создавать что-то новое. Умение строить замысел и находить средства для его воплощения нужно каждому человеку!
Работа художника – это творчество. Но восприятие и понимание искусства – это тоже творчество, только не художника, а зрителя. Зритель перенимает опыт, чувства других людей, опыт многих поколений и своих современников (слайд 8).
Но каждый человек – индивидуальность, поэтому каждый выражает свои эмоции и чувства по-разному. Средства выразительности могут быть разными. Какими?
? Как назовем человека, выражающего свои чувства при помощи:
Что такое искусство — его виды и функции
«Да, искусство бесполезно, но его бесполезность необходима».
Эжен Ионеско, французский драматург
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Писать про искусство – это пытаться объять необъятное, ведь оно является предметом изучения многих дисциплин, каждая из которых по-своему трактует это понятие.
Более того, каждый мало-мальски значимый мыслитель, ученый, исследователь, а уж тем более деятель культуры считал своим долгом дать определение этому явлению.
Сегодня мы попробуем привести разные определения искусства, выделим его отличительные черты, узнаем какие полезные функции оно выполняет и каких видов бывает. Также коснемся вопроса отсутствия катарсиса (очищения) от знакомства с современным искусством.
Что такое искусство
Мое самое любимое и, наверное, самое меткое определение принадлежит советскому писателю Юрию Васильевичу Бондареву:
«Искусство – всегда метафора действительности».
Сложив и перемешав все эти определения, мы выведем универсальную формулу, дающую своеобразный ответ на вопрос, что такое искусство.
Искусство – это разные виды культурной деятельности человека, направленные на познание мира с помощью художественных образов, воспроизводящие действительность через творчество и удовлетворяющие эстетические потребности людей.
Довольно рискованно – предлагать такой коктейль в роли академического определения, но мы честно пытались угодить всем.
Предлагаю уйти с зыбкой территории многовековых споров и встать на более твердую почву, где мы перечислим все признанные виды искусства, разберемся в его особенностях и функциях, но сначала немного покопаемся в корнях.
Происхождение слова
Слово имеет два основных значения в русском языке.
Во-первых, это мастерство, умение (например, искусство вести беседу), во-вторых, это творческая художественная деятельность в самом широком смысле.
Редко когда в статьях, посвященных философским понятиям, встретишь слово не из древнегреческого или, на худой конец, из латинского языка.
Искусство – это старославянское слово, и образовано оно от корня искусъ, что значило испытание, опыт, пробу и даже пытку.
Если копать совсем глубоко, то все-таки можно докопаться до латинских корней, но мы не будем.
В английском языке эквивалентом нашему искусству будет слово art, которое уверенно вошло и в наш язык. Арт-коллаборации, арт-пространства и прочие арт-явления также означают нечто, относящееся к творческому процессу. Надо отметить, что семантика слова art в английском шире семантики (что это такое?) искусства в русском языке.
Признаки искусства
«Всякое искусство автобиографично; жемчужина – это автобиография устрицы».
Федерико Феллини, итальянский кинорежиссер
Искусство обладает рядом важных качеств.
Функции искусства
Функция искусства – это роль, которую оно выполняет в жизни отдельного человека и общества в целом.
Искусство полифункционально, у него множество таких ролей. Остановимся на важнейших.
Познавательная.
Познание принято считать уделом наук, но если задуматься, науки возникли гораздо позже искусств. Душа пещерного человека требовала творчества, и он царапал рисунки на стенах своего жилища.
Сегодня эти первые попытки живописи являются ценнейшими источниками знаний о первобытном обществе. Конечно, это не единственный пример. Любое произведение – отражение своего времени.
Наука познает мир с объективной точки зрения, а искусство опирается на личностный аспект, причем в этом процессе познания важен как создатель, так и созерцатель.
Искусство – это чувственное познание мира.
Часто творческие произведения несут воспитательный, назидательный посыл, особенно это свойственно литературе и зрелищным видам – театру, кино и т.п.
Чрезмерная назидательность способна переродиться в пропаганду. Например, советское искусство сплошь носило пропагандистский характер, каждый, кто не принимал правила игры, становился изгоем.
Упомянем и другие функции:
Не все произведения выполняют сразу все перечисленные функции.
Виды искусства
«Искусство не может отвлечься от стремлений своего времени».
Ромен Роллан, французский писатель
Если однозначного определения искусства не существует, то его виды определены вполне конкретно. Еще в Древней Греции были попытки классификации. Вспомним 9 муз – дочерей Зевса и неустановленной матери – то ли богини памяти Мнемосины, то ли богини согласия Гармонии. Музы жили на Парнасе и покровительствовали наукам и искусствам.
В греческом языке понятие музыка означало не только гармонию звуков, но и объединяло искусство с науками. Позже музой стали называть источник вдохновения.
Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, музы же отвечали за определенные направления.
Интересно, что из девяти муз пять покровительствовали разным видам поэзии.
Если переводить всю эту красоту в сухие цифры, то древние греки из современных видов искусств различали литературу, театр, музыку и танец.
Удивительно, что у непревзойденных мастеров скульптуры не было ни музы, ни бога, покровительствующего скульпторам.
Виды искусства – это сложившиеся формы творческой деятельности. Одни формы известны с древнейших времен, другие появились в новейшее время благодаря развитию технологий. Каждый вид обладает своим арсеналом художественно-выразительных средств.
Сейчас общепринятой считают классификацию по трем основным признакам.
Катарсис
Искусство – это отражение бытия в тех или иных формах, при этом оно пронизывает нашу жизнь, наполняя ее новыми смыслами.
Произведения искусства описывают действительность через призму авторского взгляда, эмоций, чувств, оценок, а зритель, получая информацию, воспринимает посыл с позиции своего опыта, личных ощущений.
Иногда случается чудо, и посыл автора начинает звучать в унисон с восприятием зрителя. Такое состояние можно назвать катарсисом.
По Аристотелю катарсис — это сострадание и страх, которое испытывает зритель, сопереживающий трагедии, разворачивающейся перед ним. Катарсис возвышает и очищает человеческую душу, в этом основная цель искусства.
Со времен Аристотеля понятие катарсиса трансформировалось, но все же основной посыл сохранился, это эстетическое воздействие искусства на человека.
Хоть мы очень далеко ушли от древних греков, но все же до сих пор плачем над сильным фильмом, ощущаем бегущие по телу мурашки от гениальной музыки, запоминаем с первого прочтения стихи, затронувшие душу, оглушенные выходим из театра после потрясающего спектакля.
Современное искусство
Современное искусство – это поле экспериментов. Мы наблюдаем, как оно становится все более технологичным, появляются новые синтезированные формы. Еще одна тенденция — это уход от понятия прекрасного.
Искусство все чаще стремится не пробудить эстетическое чувство, а шокировать публику. Катарсис заменяется шоковым состоянием. Чтобы расшевелить современного человека, перегруженного информационным потоком, нужно все более сильное воздействие.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Интересно, а кому(чему) покровительствовала десятая Муза (на представленной картине их десять). И как её звали?! Буду признателен автору материала за уточнения и разъяснения!
Спасибо за вопрос. Десятую музу традиционно резервируют (уже много столетий) для какой-либо области искусства (или науки), не вошедшей в данный канонический список. Но пока еще не пришли к единодушному решению, кем она будет.
В наше время искусство имеет искаженную форму: чувак к стеке банан прикрепил — искусство! Или бумаги набросали — креативная инсталляция, искусство!
Тезис о том, что искусство бесполезно совершенно неверный. Люди ведь не вычислительные машины. Большинство из нас живет чувствами и эмоциями, самые лучше из которых как раз и подпитываются из искусства.
Искусство. Функции и виды искусства.
Понятие искусства.
Искусство представляет собой особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).
Объектом (или предметом) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования – художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства – высшая форма результата творчества.
Цели искусства:
Функции искусства.
Виды искусства.
Виды искусства различны – все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.
По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:
По времени создания:
По соотношению время-пространство:
По количеству используемых компонентов:
Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества – развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.
«Что такое искусство?»
План-конспект урока №1 по предмету «Искусство» в 5 классе.
Просмотр содержимого документа
«»Что такое искусство?»»
Урок 1. Что такое искусство?
Цель: формирование общего представления о месте и роли искусства в жизни человека и общества.
актуализировать представления об искусстве;
ознакомить с основными версиями происхождения искусства;
охарактеризовать значение и функции искусства в жизни человека и общества;
формировать умение высказывать собственные суждения о произведениях искусства;
формировать культуру восприятия произведений искусства;
развивать ассоциативно-образное мышление.
Оборудование: учебное пособие, репродукции произведений искусств, техническое оборудование.
Тот, кому природа начинает открывать свои тайны, чувствует неодолимое влечение к наиболее
достойному толкователю – к искусству.
Жизнь коротка, искусство долговечно.
Искусство – это то, что нельзя казать словами.
Предмет «Искусство». Мы постараемся увидеть красоту в окружающем нас мире, прекрасное во всем, с чем сталкиваемся и, прежде всего, в искусстве.
И тема нашего первого урока звучит как вопрос «Что такое искусство?»(слайд 1)
Может кто то из вас уже знает ответ на этот вопрос? Не стоит огорчаться, если этот вопрос вызывает затруднение. Исследователи всего мира ищут ответ на него, но так и не могут прийти к единому толкованию.
Ответьте сначала на такой вопрос: Как часто мы встречаемся с искусством?(слайд 2)
Прочитаем эпиграф к нашему уроку. Как вы его поняли? (слайд 3)
Актуализация знаний и мотивация. Беседа.
В истории человечества не было никогда, да и не могло быть общества без искусства. (Слайд 4)Во все времена, начиная с первобытных, человек оборудовал себе место для жилья, создавал форму орудий и вещей, украшал себя и предметы, изображал свои представления об окружающем мире (слайд 5)
Человек всегда стремится к красоте. Он любуется звездным небом, украшает свою квартиру, одежду, облик. Нет такого народа, которому не ведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и хранить красоту.
— Вспомните, пожалуйста, тот момент в жизни, когда вы сказали или подумали «Как красиво!».
(Ответ: закат солнца, степь широкая, горы и водопады, первые цветы, и т.д.)
— Кто может остановить время и запечатлеть это на долгие годы?
Художник (слайд 6, 7)
Ответ детей. Как назовем человека. Выражающего свои чувства при помощи:
Виды изобразительного искусства для 5 класса
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виды изобразительного искусства 5 класс Выполнила: учитель изобразительного искусства Антоненко Татьяна Васильевна 2018
Изобразительное искусство Живопись Графика Скульптура Архитектура Виды Декоративно-прикладное искусство
Живопись Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
Живопись в зависимости от назначения, места использования, вида исполнения монументальная станковая прикладная театрально-декорационная миниатюрная
Живопись в зависимости от техники и способа применения изобразительного материала фресковая масляная темперная восковая
Графика Графика – это изображение (рисунок), выполненное художником на бумаге или картоне с помощью карандаша, пера, угля, кисти, а также рисунок, воспроизведённый с помощью специальных приспособлений и машин, позволяющих печатать его в большом количестве экземпляров.
Графика сангина уголь пастель тушь карандаш рисунок, выполненный от руки
Графика печатная ксилография линогравюра офорт литография
Графика прикладная реклама марка плакат календарь открытка этикетка
Графика компьютерная рисунки вектор кино презентация дизайн 3d
Скульптура Скульптура– это объёмное изображение человека, животных, выполненное в каком-либо материале. К скульптуре относятся произведения изобразительного искусства, созданные посредством высекания, вырезания, лепки, литья и чеканки.
Скульптура портрет статуя жанровые сцены станковая
Скульптура монументальная парк мемориальный ансамбль памятник
Архитектура Архитектура (зодчество) – здания, сооружения, целые ансамбли сооружений, площадей и проспектов, парки и стадионы. Различают три вида архитектуры.
Архитектура объёмные сооружения дом стадион театр школа магазин
Архитектура ландшафтная мостик парк сквер беседка фонтан бульвар
Архитектура градостроительство Арбат Москва Астана Москва 18 век Лебедянский район Липецкая область Гонконг
Декоративно-прикладное искусство орудия труда посуда предметы быта ткани мебель
Назови виды изобразительного искусства 1 2 3 4 5
Посмотри, найди лишних 2 вида
Подумай и ответь Перечисли виды изобразительного искусства. Какие произведения графики ты знаешь? Что ты знаешь о скульптуре? С какими видами архитектуры ты познакомился? Перечисли произведения декоративно-прикладного искусства.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-553365
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.