Используя обществоведческие знания объясните чем занимается наука антропология
Используя обществоведческие знания объясните чем занимается наука антропология
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «гуманизм».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге.
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком; с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
Зачем нужна социальная антропология
От автора курса
Сегодня слово «антропология» встречается нам в очень разных контекстах: в постах в социальных сетях, в художественной и non-fiction литературе, в тематических подкастах и т.д. Однако далеко не всегда речь в них идёт об одной и той же «антропологии».
Несколько лет назад, когда меня заинтересовала социальная антропология, я стала часто разговаривать со своими знакомыми об «антропологии», при этом не уточняя, о какой именно. В результате я не раз слышала фразы наподобие: «А, ну, раз антропология – значит, черепа будешь измерять». Никто не отрицает, что измерять черепа – это интересно. Как минимум, можно представить себя эдаким «Гамлетом от мира науки», держащим в руках череп. Но с этим есть проблема, а именно то, что работой с черепами занимается физическая антропология. Социальная антропология – наука отнюдь не о мертвых головах, а о живых. И не просто живых, а живущих неповторимыми и полными загадок мирами, понимание которых – цель социального антрополога.
Как и зачем социальные антропологи познают миры «Других»? Почему социальные антропологи – ещё и культурные? Обязательно ли плыть на острова Тихого океана, чтобы провести антропологическое исследование? Спойлер: нет. На эти и некоторые другие вопросы о социальной антропологии ответы будут даны в этом курсе.
Курс рассчитан на широкую аудиторию, желающую получить знания о том, чем занимаются антропологи, кроме измерения черепов, и, в частности, чем занимаются социальные антропологи. В первой части (темы 1-2) читатели узнают об этапах развития социальной антропологии, а также принципах и методах социоантропологического исследования. Вторая часть (темы 3-5) посвящена таким предметным областям антропологии как обряды перехода, дарообмен и идентичность.
Ещё в 1944 г. американский культурный антрополог Клайд Клакхон отметил следующую черту антропологии:
Большая часть исследований по антропологии состоит из статей в научных журналах и неприступных монографий. Эти сочинения изобилуют странными названиями и незнакомыми терминами, они слишком специальны для обычного читателя [1].
В этом курсе мне хотелось бы немного расширить границы неприступности антропологического знания и познакомить «обычного читателя» с тем, чем занимались и о чём писали социальные антропологи. Хотя всё-таки главная цель – развеять миф об антропологе как «человеке, измеряющем черепа».
[1] Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – С-Пб.: Евразия, 1998. – С. 30
Зачем нужна антропология?
Многие из нас хоть раз да заглядывали в школьные или университетские учебники, где последовательно излагались такие базовые характеристики различных наук как объектная и предметная область, отцы-основатели, современные направления исследований и т.д. Все эти аспекты – применительно к социальной антропологии, – мы также будем рассматривать в последующих разделах курса.
Однако прежде, чем двинуться дальше, было бы резонно ответить на вопрос: «А зачем вообще кто-то занимается социальной антропологией?». Это позволит нам не только расширить знания о содержании антропологических исследований, но и достигнуть понимания роли социальной антропологии и социальных антропологов в обществе.
Для объяснения значимости социальной антропологии уже упомянутый нами К. Клакхон использовал метафору зеркала:
Антропология держит перед человеком большое зеркало и даёт ему возможность посмотреть на себя во всём его безграничном разнообразии [2]
Как это работает это «зеркало»? Прежде всего, нам необходимо понимать, что современная социальная антропология выросла из исследований конца XIX – начала XX века, когда основной фокус внимания антропологов был сосредоточен на «примитивных» незападных обществах.
[2] Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – С-Пб.: Евразия, 1998. – С. 32.
В качестве примера подобных обществ нередко приводятся бесписьменные племена коренных народов Америки, Африки, Меланезии и т.д. Как правило, это общества, которые территориально и культурно отдалены от привычной исследователю среды. Для обозначения неизвестных и чуждых обществ в антропологии используется понятие «Другой», ставшее основанием для дихотомии «Мы» и «Другие» (или «Свои» и «Чужие»).
Чем для нас значимо это различение? Благодаря нему мы понимаем, что, осознавая существование Другого, который становится «видимым», или «заметным», в результате антропологических исследований, мы тем самым обращаем внимание на самих себя. Логика такова: если есть кто-то, отличный от нас, то это значит, что мы тоже обладаем уникальными культурными чертами, определяющими нас как членов нашего общества.
Так, именно при столкновении с культурным Другим ценности и установки социума, к которому принадлежит антрополог, становятся заметными для него. Вновь обращаясь к метафорам Клакхона, можно сказать, что, если бы мы были рыбами, нам не была бы заметна вода, в которой мы плаваем.
Клайд Клакхон:
«Исследование примитивных народов позволяет нам лучше видеть самих себя. Обычно мы не замечаем шор, ограничивающих наш взгляд на жизнь. Существование воды вряд ли было открыто рыбами. Нельзя ожидать от исследователя, не преодолевшего мыслительный горизонт своего общества, изучения обычая, который является принадлежностью его собственного мышления. Тот, кто занимается человеческими отношениями, должен знать столько же о глазе, который смотрит, сколько и о предмете, на который смотрят» [3].
[3] Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – С-Пб.: Евразия, 1998. – С. 32.
Для понимания специфики социальной антропологии также важно иметь в виду, что, изучая чужое общество, антрополог наблюдает ситуации, которые невозможно оценить с точки зрения «его» культуры. Более того, такая оценка является некорректной для социального антрополога как учёного, стремящегося к получению объективного знания. Важность объективности также подчёркивал известный французский антрополог Клод Леви-Стросс.
Клод Леви-Стросс:
«Объективность, на которую претендует антропология, идет дальше. Ей мало подняться над ценностями, присущими обществу или социальному кругу, к которому принадлежит наблюдатель [прим. антрополог]: она поднимается над его образом мыслей» [4].
[4] Леви-Стросс К. Узнавать других. Антропология и проблемы современности. – М.: Текст, 2016. – С. 33.
Итак, антропологи производят знание о культурном разнообразии и дают нам «пищу для размышлений» о том, какова наша роль в современном мире. Норвежский социальный антрополог Томас Хилланд Эриксен даёт следующее определение своей науке: антропология – это «сравнительное изучение культуры и общества, фокусирующееся на жизни локальных сообществ» [5]. Тем не менее, остается вопрос о том, чем производимое антропологами знание может быть полезно современному человеку?
[5] Эриксен Т.Х. Что такое антропология? – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 23.
Т.Х. Эриксен в книге «Что такое антропология?» приводит четыре причины, почему антропологические исследования востребованы в современном мире:
Сегодня мы наблюдаем активные контакты между людьми, принадлежащими к разным культурам и обществам. Это связано с несколькими факторами, наиболее значительным среди которых является интенсификация потоков людей, путешествующих по миру – с разными целями. Будь то бизнесмены или студенты, туристы или паломники, трудовые мигранты или беженцы – все они перемещаются по миру и пересекаются друг с другом в разных странах и городах, где формируются пространства культурного разнообразия.
Например, в больших городах вроде Москвы, Санкт-Петербурга или других мировых столиц мы можем встретить разные этнические магазины или рестораны – индийские, китайские, израильские и др. При этом для местных жителей соприсутствие «экзотических» культур воспринимается как само собой разумеющееся. Хотя если мы посмотрим чуть дальше, за пределы индустрии развлечений, то увидим и негативную сторону мультикультурного мира – проблемы прав представителей коренных народов и/или религиозных меньшинств, этническое неравенство на рынке труда, дискриминацию мигрантов и т.д.
Поиск решений подобных социальных проблем тесно связан с необходимостью рационального и обоснованного подхода к культурным различиям и пониманию их роли в структурировании жизни общества. Кто как ни социальный антрополог будет полезен для решения этих задач?
Мир активно «сжимается».
«Все более тесное переплетение ранее относительно независимых социокультурных пространств ведет к пониманию того, что мы все находимся в одной лодке, что человечество, разъединенное классами, культурами, географией и доступными возможностями, всё-таки едино» [6].
Такие глобальные медиа-технологии как спутниковое телевидение и Интернет способствовали нивелированию географических расстояний. Сегодня мы можем посмотреть, как люди живут в других странах и на других континентах – не только в документальном или этнографическом кино, но и, например, на фотографиях или видео, публикуемых пользователями социальных сетей на страницах их аккаунтов. А для того, чтобы поговорить с человеком, который вырос и живёт в другой стране и другой культуре, нам достаточно нескольких нажатий на экран смартфона.
Кроме того, происходит глобализация экономики, а такие проблемы как бедность, неравенство и массовые эпидемии становятся общими для всего человечества. Опыт пандемии Covid-19 в 2020 году продемонстрировал, что мы действительно «находимся в одной лодке». Но каким образом, будучи в одной лодке, мы сможем избежать конфликтов и наконец понять, как взаимодействовать друг с другом? Вот тут-то на помощь и придут социальные антропологи, вооружённые методологией изучения культурных различий.
[6] Эриксен Т.Х. Что такое антропология? – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 18.
Культура быстро изменяется, что приводит ко всё большему разнообразию стилей жизни, социальных практик и норм. Например, сегодня мы наблюдаем стремительное развитие новых форм романтических и семейных отношений (полиамория и др.). Всё чаще мы читаем тексты или слушаем публичные выступления на темы, которые ещё несколько лет назад представлялись табуированными: в частности, темы сексуальной ориентации, интимных практик, нарушений ментального здоровья и т.д.
Трансформируются наша повседневная жизнь – например, пищевые привычки. То каждый третий наш приятель становится этическим вегетарианцем, то вдруг все массово переходят на сбалансированное «правильное» питание и начинают готовить куриный бульон.
Каждый новый сезон в книжных магазинах мы находим разные книги о том, как стать счастливым, при этом рецепты «счастья» обладают ярко выраженной культурной принадлежностью: датский хюгге, шведский лагом, японской икигай и т.д.
Пространство выбора стиля жизни расширяется, но мир от этого не становится проще – наоборот, он всё активнее усложняется. И в этом сложном мире мы начинаем задаваться вопросами о самих себе и нашей культурной принадлежности:
«кто мы такие на самом деле?»; «что такое наша культура и имеет ли смысл говорить о «нас», которые «имеют» эту самую «культуру»?»; «что у нас общего с людьми, жившими здесь 50 лет назад и теми, кто живёт ныне где-то в другом месте?»; «имеет ли всё еще смысл говорить о том, что мы прежде всего принадлежим к нациям, или более важными стали другие формы групповой принадлежности?» [7]
[7] Эриксен Т.Х. Что такое антропология? – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 19.
В глобальном мире становится ощутимым культурное влияние извне, и порой оно становится угрозой локальной уникальности. В связи с этим, возрастает интерес к проблеме культурной идентичности и отстаиванию «своих» культурных границ. Например, когда в Индии появились рестораны сети McDonalds, менеджеры компании были вынуждены адаптироваться под местную культуру. Для религиозных индийцев неприемлемо употребление в пищу говядины, так как корова – это священное животное. В связи с этим, традиционный биг-мак с говяжьей котлетой был преобразован в вегетарианский «махараджа-мак», так как индийцы отказывались нарушать табу на употребление в пищу коровьего мяса [8].
Как мы можем заметить, даже название продукта было изменено в соответствии с привычными локальному рынку языковыми особенностями. Однако на примере можно проследить, что работа, нацеленная на выявление локальных культурных особенностей и определение стратегий работы с ними (то есть работа социального антрополога), может быть полезна и в таких, казалось бы, неклассических для антропологии сферах как транснациональный бизнес.
[8] См.: Бергер П., Хантингтон С. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. – М.: Аспект пресс, 2004. – 382 с.
Последний пункт заставляет нас задуматься над тем, как менялась роль социального антрополога и его образ в глазах общественности. Социальный антрополог сегодня – это уже не столько авантюрный Индиана Джонс, сколько наблюдательный Шерлок, который работает в «современных племенах» – с жителями больших и малых городов, сотрудниками крупных корпораций, врачами и пациентами больниц и т.д., – объясняя их поведение на основе фактов. Тем не менее, несмотря на прошедшие со времен зарождения социальной антропологии десятилетия, сохраняются мифы о том, кто же такие антропологи.
«Многие все ещё верят в то, что цель антропологии состоит в «открытии» новых народов в отдаленных районах, таких как Амазонка или Борнео. Многие полагают, что антропологов тянет, как магнитом, к наиболее экзотическим обычаям и ритуалам, которые только можно себе вообразить, и они предпочитают зрелищное обычному. Есть те, кто верит, что антропологи проводят большую часть своей жизни, странствуя по миру, в костюмах цвета хаки или без оных, время от времени пописывая сухие научные отчёты о своих путешествиях. Все эти представления об антропологии неверны, хотя они – как и многие мифы подобного рода – содержат зёрна истины» [1].
[1] Эриксен Т.Х. Что такое антропология? – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 20.
Полина Ваневская
Список источников
Дополнительные материалы
Видео, в котором кратко описано становление антропологии и её ключевые идеи. Рекомендуется к просмотру перед чтением следующей части курса под названием «Краткая история социальной антропологии».
21-24. Задания по тексту
Чем же общество отличается от естественных, “псевдосоциальных” объединений животных особей? Прежде всего тем, что это целостность надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, то есть “сверхприродной” нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных выводов современной антропологии.
Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно ещё не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура — это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.
Культура всегда уже предполагает систему жизнеобеспечения. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место социокультурное объединение людей.
Материальное производство есть преобразование природных объектов, материальное творчество. Оно вызывает на свет мир артефактов — “содеянных вещей”, начиная с каменного наконечника стрелы и кончая компьютером. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надёжнейшим свидетельством присутствия Homo sapiens внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.
Материальное производство как созидательный процесс, в котором воплощены различные способности человека, обозначается в философии понятием “предметнопрактическая деятельность”. Это понятие имеет в виду осмысленную работу, воплощающуюся в некотором полезном (значимом для человека) продукте, а следовательно, обладающую осознанно целесообразным характером. Оно (пусть неявным образом) содержит в себе представление о таких качествах действующего субъекта, как самосознание и рациональное мышление.
Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим. Напомним, что Аристотель называл человека “политическим животным”, подчёркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
(И. Фролов и др.)
№21 Что позволяет авторам характеризовать общество как надбиологическую целостность? Какие два объяснения смысла понятия “культура” приведены в тексте? Какое необходимое условие социокультурного объединения людей отмечено авторами?
№22 Какие качества человека как социального существа называют авторы? (Назовите любые два качества). Какой признак биологической сущности человека упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните, чем занимается наука антропология.
№23 Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами учёт в социальной жизни биологически обусловленных различий между большими группами людей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
№24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три подтверждения того, что культурные нормы обеспечивают единство общества.
№ 21 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: то, что общество покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм;
2) ответ на второй вопрос:
— “сверхприродная” нормативно-ценностная система, регулирующая индивидуальное поведение;
— форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов;
3) ответ на третий вопрос: наличие производства.
№ 22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: способность к предметно-практической деятельности, самосознание и рациональное мышление.
2) ответ на второй вопрос, например: принадлежность к высшим млекопитающим.
3) объяснение, например: изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
№ 23 Могут быть приведены такие примеры:
1) в Гражданском кодексе РФ зафиксирован особый правовой статус несовершеннолетних граждан, который в части дееспособности отличается от правового статуса совершеннолетних;
2) Конституция РФ гарантирует пенсионное обеспечение граждан старшего возраста;
3) в культуре нашего народа выработаны определённые стереотипы гендерных моделей поведения.
№24 Могут быть приведены такие подтверждения:
1) культурные нормы обеспечивают коммуникацию людей, их совместную деятельность;
2) культурные нормы несут в себе определённый “культурный код” этноса, общечеловеческие ценности, освоение которых новыми поколениями обеспечивает сохранение, самовоспроизводство общества;
3) культурные нормы и механизмы социального контроля позволяют минимизировать проявления отклоняющегося поведения, консолидировать общество.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Каждый человек живёт в определённой системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причём разные ценности имеют для неё различное значение, и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.
Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на её развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит её социализация.
Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков.
С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема “экзистенциального вакуума”. В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудрённым жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведёт к развитию неврозов. Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.
(В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова)
21. Что авторы называют системой ценностных ориентаций личности? Что, по мнению авторов, включает в себя социализация личности? Как в тексте объясняется причина возникновения иерархии ценностей?
22. Авторы отмечают, что существует индивидуальная динамика ценностей. Используя текст и личный социальный опыт, объясните, почему ценности человека могут меняться на протяжении его жизни. Что авторы называют “экзистенциальным вакуумом”? Почему, по их мнению, “экзистенциальный вакуум” опаснее для человека и общества, чем нужда?
23. Объясните, в чём проявляется конкретно-исторический характер социальных ценностей. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте двумя примерами конкретно-исторический характер социальных ценностей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения связи системы ценностных ориентаций личности с её социальной активностью.
№21 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми;
2) ответ на второй вопрос: усвоение социального опыта и социальную активность личности;
3) ответ на третий вопрос: разные ценности имеют для личности различное значение.
№ 22 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: расширяется социальный опыт человека, могут измениться условия его жизни, поэтому какие-то ценности могут потерять своё значение или могут сформироваться новые ценности;
2) ответ на первый вопрос: состояние, когда людям не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть / состояние потери смыслообразующих ценностей, недостатка смысла жизни;
3) ответ на второй вопрос: нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.
№23 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: в социальных ценностях отражается менталитет конкретного народа, наиболее значимые события и процессы социальной действительности, текущая политическая ситуация, цели общественного развития в конкретный исторический период; (Объяснение может быть сформулировано иначе.)
2) примеры, допустим:
— ценность предпринимательской активности и индивидуального успеха человека актуальна только для западного буржуазного общества;
— ценность рабоче-крестьянской солидарности, труда, обобществления собственности во имя построения коммунистического общества была актуальна для Советской России, позже на первый план вышли иные ценности.
№24 Могут быть даны такие объяснения:
1) ценностные ориентации личности могут приобретаться / изменяться в процессе её социальных взаимодействий; чем выше социальная активность личности, тем более интенсивен этот процесс;
2) личность проявляет / реализует свои ценностные ориентации в социальной жизни, за счёт социальной активности;
3) высокая социальная активность может являться следствием соответствующих ценностных ориентаций личности.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Человек. осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру.
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде.
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
(А. Г. Спиркин)
21. Что автор называет самосознанием? В чём, по его мнению, проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.) Как в тексте трактуется причина возникновения самосознания?
22. Что, по мнению авторов, представляет собой сознательность? Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? (Используя текст, приведите три объяснения.) Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните, что характеризует ответственность как качество личности.
23. Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что “человек может стать самим собой. через свою практическую деятельность, общение”. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните своё предположение.
№21 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает; (и/или) осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе;
2) ответ на второй вопрос, например:
— в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях;
— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения;
— человек осознаёт себя через созданную им материальную и духовную культуру.
3) ответ на третий вопрос, например: оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей;
2) ответ на второй вопрос, например:
— регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них;
— самосознание и рефлексия способствуют “постоянному подытоживанию содеянного”, что позволяет достичь более высоких результатов;
— осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки.
3) объяснение, например: готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
№23 Могут быть приведены такие примеры:
1) предприниматель К. основал фонд помощи больным детям и реализует свою потребность в гражданской активности, проявлении милосердия;
2) общение с психологом помогло Марине Г. преодолеть тяжёлые жизненные обстоятельства;
3) после производственной практики Антон С. понял, что правильно выбрал профессию.
№24 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение связи, например: рефлексия — одно из проявлений самосознания человека;
2) предположение и краткое пояснение, например: уровень интеллектуального развития человека (человек с высоким уровнем интеллектуального развития воспринимает окружающий мир и себя самого в более сложных взаимосвязях, пытается установить причинно-следственные связи событий, задаётся большим количеством смысложизненных вопросов).
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все её составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, “дух” эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И всё же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных “составляющих”.
В мировоззрение входят и играют в нём важную роль обобщённые знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или “многоучёность”, которая, как пояснял ещё древнегреческий философ Гераклит, “уму не научает”. Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание всё новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Ещё менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщённые представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.
Все три компонента мировоззрения — знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие.
(И. Фролов и др)
21. Что такое мировоззрение? Как авторы характеризуют роль мировоззрения в человеческом сознании? (Приведите одну любую характеристику.) Какие два способа освоения мира в сознании человека, по мнению авторов, сочетаются в мировоззрении?
22. В чём, по мнению авторов, проявляется многообразие мировоззрения? Почему мировоззрение исторично? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, почему мировоззрение невозможно без знаний.
23. Какие три компонента мировоззрения выделили авторы? Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами взаимосвязь этих компонентов мировоззрения (обязательно указывайте в каждом примере компоненты мировоззрения). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения приведённой в тексте мысли о том, что “многоучёность уму не научает”.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Индивидуум может быть справедливо принуждаем совершать некоторые положительные действия ради пользы других людей.
Не только в доктринах мыслящих индивидуумов, но и вообще в людях заметна возрастающая склонность к расширению господства общества над индивидуумом как через общественное мнение, так и через посредство закона далее должных пределов; и так как все изменения, совершающиеся в существующих порядках, обнаруживают тяготение к усилению общества и к ослаблению индивидуума, то чрезмерное увеличение власти общества над индивидуумом представляется нам не таким злом, которое обещало бы со временем прекратиться само собою, а, напротив, это такое зло, которое всё более и более растёт.
(Дж. С. Милль)
21. Какие три вида индивидуальной свободы названы в тексте? Какой ограничитель индивидуальной свободы человека приведён автором? Какие условия привлечения свободного индивидуума к действиям сообща приведены в тексте?
22. Что автор называет сферой индивидуальной свободы? Какие средства господства общества над индивидуумом приведены автором (назовите любые два средства)? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл любого из этих средств.
23. Приведите три примера положительных действий, к которым “индивидуум может быть справедливо принуждаем. ради пользы других людей”, и к каждому примеры дайте краткое объяснение того, в чём состоит польза для других людей. (Сначала приведите пример, а затем дайте соответствующее объяснение.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение мысли автора о том, что “каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного”.
№21 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: свобода мысли и слова, свобода жить, как хочешь, свобода ассоциаций; ИЛИ свобода совести, свобода выбора, свобода действовать сообща;
2) ответ на второй вопрос, например: причинение вреда другим людям:
3) ответ на третий вопрос, например: совершеннолетие, отсутствие обмана и насилия.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: сфера человеческой жизни, которая имеет непосредственное отношение только к самому индивидууму;
2) ответ на второй вопрос, например: общественное мнение, закон;
3) объяснение, например: общественное мнение — это форма социального сознания, в которой проявляется отношение различных социальных групп к происходящим в обществе событиям, процессам ИЛИ закон — это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке.
№23 В правильном ответе должны быть приведены примеры и даны соответствующие объяснения, допустим:
1) Водитель автомобиля К. соблюдает правила дорожного движения (так обеспечивается необходимая всем людям безопасность на дорогах);
2) Алина и Сергей заботятся о своих несовершеннолетних детях (так обеспечивается социализация и благоприятные жизненные условия для детей, которые в силу возраста не могут позаботиться о себе сами);
3) Гражданин П. своевременно уплатил транспортный и земельные налоги (так обеспечиваются доходы бюджета, которые впоследствии перераспределяются в интересах всего общества).
№24 В правильном ответе должны быть приведены аргументы в подтверждение и аргументы в опровержение:
1) аргументы в подтверждение, например:
— каждый человек посредством самопознания выявляет свой потенциал, интересы, склонности, возможности их развития / реализации, лучше, чем он сам, никто не сможет построить траекторию его развития;
— каждый человек знает об особенностях своего здоровья, духовной организации, и только он сам может понять, как учитывать в деятельности эти особенности, компенсировать или корректировать некоторые из них;
2) аргументы в опровержение, например:
— человек не всегда может отличить мнимые потребности от реальных, соответственно, в некоторых случаях он причиняет вред своему здоровью;
— некоторые люди в силу своих особенностей просто не способны адекватно оценивать себя и свои жизненные проблемы, находить пути их решения, поэтому требуется помощь других людей.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.