Исторический факультет что это
Исторический факультет
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Исторический факультет» в других словарях:
Исторический факультет МПГУ — Исторический факультет Московский педагогический государственный университет Английское название Faculty of history of Moscow State Pedagogical University … Википедия
Исторический факультет ЮФУ — Исторический факультет Южный федеральный университет … Википедия
Исторический факультет ЧелГУ — Содержание 1 История 2 Деканат 3 Кафедра всеобщей истории … Википедия
Исторический факультет ЛГУ — Исторический факультет Санкт Петербургский государственный университет Английское название Faculty of History, St. Petersburg State University Основан в 1934 Декан Андрей Юрьевич Дворниченко … Википедия
Исторический факультет ЛГПУ — Исторический факультет Липецкий государственный педагогический университет Го … Википедия
Исторический факультет ТНУ — Исторический факультет Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского … Википедия
Исторический факультет Владимирского государственного университета — Исторический факультет Владимирский государственный университет Английское название Faculty of History Год основания 2008 … Википедия
Исторический факультет ПСТГУ — Исторический факультет Православный Свято Тихоновский Гуманитарный Университет … Википедия
Исторический факультет Казанского государственного университета — Содержание 1 Историческая справка 2 Руководство 3 Кафедры … Википедия
Исторический факультет МГПУ — Исторический факультет Московский городской педагогический университет Год основания 1995 Декан Кириллов Виктор Васильевич … Википедия
10 тезисов о том, почему не надо поступать на истфак
Я оканчиваю историческую магистратуру. До этого учился в бакалавриате на историческом. В сумме потратил шесть лет (!) на изучение истории. Работаю в маркетинге. Хочу рассказать, что не так с российским историческим образованием.
Я долго думал, чтобы написать свои впечатления от получения исторического образования в России. Когда я поступал на истфак, то тешил себя мыслью, что получу базовое, фундаментальное гуманитарное образование и смогу потом пойти учиться и работать в любую смежную сферу (СМИ, управление всякими социально-культурными проектами, бизнес в сфере образования). Этими же словами тешил меня тогдашний и нынешний декан факультета.
Ну, окей, поступил. Учиться с детства я умел и любил, поэтому относился и до сих пор отношусь ответственно к учебному процессу. За четыре года я получил всего 3-4 четвёрки и шёл на красный диплом, но на ГОСах сдали нервы и получил «хорошо» вместо «отлично». За время обучения я проявил большой интерес к научной деятельности и как настоящий историк сидел в архивах (не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге), писал научные статьи, выступал на конференциях и принимал участие в настоящих взрослых научных грантах! В общем, для бакалавра у меня был полный набор, взрослый академический послужной список.
К концу 4 курса я начал задумываться о выборе магистратуры и понял, что надо попробовать что-то смежное. И тут меня осенило. Я в доску гуманитарий. За четыре года научился анализировать источники, писать и исследовать, но при этом у меня осталось огромное количество пробелов, которые не позволяют мне поступить на социологию, культорологию, филологию. Про менеджмент, экономику я молчу, хотя были случаи, когда мои однокурсники замахивались на такое и поступали. Я начал думать о том, почему так вышло. Учился отлично, брал максимум от научной деятельности, писал много работ, участвовал в проектах, учил древние языки…
«Как можно считать высшим то образование, которое есть у всех?»
Я приведу десять тезисов, почему не стоит поступать на исторический факультет и что делать, если вы всё-таки поступили, но не хотите после окончания бакалвриата продолжать.
Я очень люблю историю и с огромным интересом прожил эти шесть лет. Благодарен всем своим преподавателям, но, правда, не стоит повторять мой опыт.
Специально не называю университет, где учился, потому что мои мысли никак с ним не связаны. И исторический факультет там хороший.
Исторический факультет что это
Отношение к историческому образованию среди людей, не знакомых с исторической наукой, зачастую бывает пренебрежительным. Отчасти причина кроется в том, что преподавание истории в школах дает неверное представление об изучении истории в академической или публичной сферах. Упрощенная, сжатая в доступный нарратив, история видится людям набором дат и имен, линейным пересказом событий, о котором можно прочитать в учебнике и благополучно забыть. Более того, история чаще остальных гуманитарных наук используется как предлог для политических высказываний или радикальных движений, вроде национализма. Чем глубже фундаментальное непонимание того, как работает историческая наука, тем проще прикрываться ею для своих целей. Как следствие, не понимая, какими навыками владеет человек с высшим историческим образованием, сложно представить, как это образование может пригодиться в жизни, особенно, если выпускник планирует работать в другой сфере. Бесполезность гуманитарных наук в целом и исторического образования в частности происходит именно от этого незнания.
Давайте попробуем разобраться, как работает историческое образование в России и за рубежом. Какие знания получает студент на историческом факультете, и что они ему дают? Как развивается историческая наука, и что нужно уметь профессиональному историку? Чем отличаются отечественный и зарубежный подходы к преподаванию истории?
Так как ни одно историческое событие не случается само по себе, хороший историк обязательно разбирается в смежных гуманитарных и социальных науках: без знания экономики, политики, философии, социологии, литературы и истории идей невозможно критически оценить, что происходит в тот или иной исторический период. Важно понимать принципы исторической методологии, современных подходов к изучению информации о прошлом и процесса становления этих подходов, быть в курсе актуальных научных дискуссий и применять эти знания на практике. В своей же области исследования хорошее знание источников изучаемого периода необходимо, чтобы знать, какие вопросы можно задавать в ходе исследования, чтобы оно давало результат. Чем понятнее область изучения, тем проще заметить в ней слепое пятно.
Исторические факультеты в России
Дают ли российские университеты необходимый уровень? Мы расспросили нескольких выпускников исторических факультетов российских университетов, среди которых как вузы Москвы (МГУ, МПГУ, РГГУ, ВШЭ, ГАУГН при РАН и т.п.) и Санкт-Петербурга (ЕУСПб), так и региональные (ПсковГУ, ЮУрГГПУ, Пермский, Челябинский, Самарский и Ярославский ГУ и т. п.). В зависимости от вуза ответы разнятся — некоторые выпускники довольны широким выбором специализаций и уровнем преподавателей, сильной теоретической базой, отдельными историческими «школами», например, источниковедческой. Из минусов многие отметили недостаток практического образования — педагогической, археологической или архивной практики, из которой можно было бы вынести общее понимание принципов работы. Хотя, по мнению некоторых респондентов, основная практика для историка — в проведении исследований и написании научных работ, и она, безусловно, на истфаке неизбежна, все же многим не хватало более прикладных навыков. Например, как вести научную полемику, оформлять заявки на конференции или публиковать свои работы. Многие отмечают перевес отечественной истории на факультетах и невозможность изучать что-то кроме нее; таким образом, абитуриенту, желающему изучать зарубежную историю, стоит внимательно выбирать себе университет и уточнять, какой процент занятий будет посвящен истории России и СССР.
Исторические факультеты за рубежом
Чем еще, кроме меньшей консервативности подхода, отличаются от отечественных иностранные исторические факультеты? Как и в России, у разных университетов бывают разные методики. Одни дают больше чем другие практических знаний — например, на историческом факультете Сиднейского университета (University of Sydney) куда больше возможностей поговорить с практикующими историками, причем не только академическими, но и работающими в сфере публичной истории (образовательных проектах, музеях, консультации и так далее), чем в Университете им. Эразма Роттердамского (Erasmus Universiteit Rotterdam). Также зачастую дается больше практических дисциплин, например, углубленные курсы статистики для работы с квантитативными методами исследований.
Как замечают несколько респондентов, в зарубежной практике делается еще больший упор на критическое мышление и способность анализа первоисточников и библиографии — умение объективно разобрать чужую точку зрения нарабатывается во время семинаров. Знание фактологии, то есть дат и событий, считается скорее навыком, нарабатываемым на практике, а вот методология, теория и критический подход к различным способам интерпретации исторических событий являются здесь основными. К тому же, в отличие от российских, в иностранных вузах набор предметов в своем расписании можно составить самому. Если на большинстве российских истфаков студент обязан изучать историю России и СССР, то за рубежом он может сам составить себе программу и решить, какой исторический период хочет изучать.
Большинство исторических факультетов в России успешно дает своим выпускникам базовые исторические навыки, необходимые историку, от практических до теоретических. Однако стоит помнить, что из—за некоторой консервативности отечественного преподавания любознательному историку понадобится нарабатывать более специализированные знания и следить за последними изменениями в международных дискуссиях самостоятельно. К примеру, в России многие исторические кафедры продолжают делать упор на политическую или экономическую историю и способность оперировать большим объемом фактов, пока за рубежом активно используются новые подходы к изучению прошлого и комбинируются разные дисциплины. Если же выпускник не планирует профессионально заниматься историей, навыки, полученные на историческом факультете, все равно пригодятся ему при работе с текстами и источниками, дадут глобальное понимание принципов структурирования информации, объективности и критического мышления.
Обзор особенностей обучения на историческом факультете
Что живет с человеком на протяжении всей его жизни, постоянно пополняясь новым? Речь идет не просто о воспоминаниях, а об истории, которая может носить индивидуальный и глобальный характер.
Что живет с человеком на протяжении всей его жизни, постоянно пополняясь новым? Речь идет не просто о воспоминаниях, а об истории, которая может носить индивидуальный и глобальный характер.
Сегодня одним из интереснейших направлений профессиональной подготовки является профессия историка. Несмотря на простой звучание, она обладает многогранными возможностями. Спектр применения дипломированных специалистов в исторической области огромен: от педагогики до туризма, от культуры и просвещения до госструктур.
Сегодня мы расскажем, с чего начинается и как происходит обучение на историческом факультете.
С чего все начинается?
Как правило, выбор профессии «историк» осуществляется под влиянием амбиций и заинтересованности индивида. Чаще всего о данном направлении подготовки задумываются люди, любящие читать и повышать уровень самообразования, увлеченные изучением исторических событий и тенденций, наблюдающие за современным состоянием в мире и пр.
Обучение на историческом факультете
История – это не просто череда событий, фактов, явлений. Данная наука позволяет определить тенденции, причины возникновения проблем, варианты их решения, перспективы развития. Для этого важно обладать критическим или аналитическим мышлением, хорошей памятью и пр.
Далее важно конкретизировать условия для поступления в вуз на истфак: средний проходной балл, количество доступных к освоению мест (бюджетных и коммерческих), конкурс за вакант, стоимость образовательных услуг вуза/ссуза, вступительные испытания (ЕГЭ, междисциплинарный экзамен и пр.).
Важно заранее начать подготовку ко «вступительной кампании», чтобы достичь намеченной цели.
Специфика обучения на историческом факультете
Большинство поступающих полагает, что профессия историка носит чисто гуманитарный характер и не требует колоссальных практических навыков, умений на самом деле это не так.
Подготовка на истфаке
Все зависит от выбранного профиля и сферы деятельности:
Историкам предстоит не просто погрузиться в исторические дисциплины, но и оценить современные тенденции, определить их взаимосвязь (сходства, отличи и пр.) с ранее произошедшими подобными событиями, спрогнозировать перспективы развития и пр.
На историческом факультете учат не просто разбираться в информационной базе, литературе, но и развивать общечеловеческие и профессиональные качества: мышление, логика, педагогические азы, психология общения, исторические особенности в развитии стран/регионов/народов и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Анализ учебного плана покажет, на какие дисциплины и на каком этапе подготовки будет сделан особый акцент: глубина погружения, продолжительность лекций и практикумов, письменные проекты и пр.
В рамках практической подготовки студент должен пополнить «профессиональную копилку» навыками, которые ему пригодятся в трудовой деятельности:
Специфические дисциплины, изучаемые студентами истфака
Помимо всем известных общеразвивающих предметов: философия, социология политология, история (отечественная и зарубежная), студентам исторического профиля предстоит погрузиться в специфические научные области, подчеркивающие сущность и специфик их профессии. О многих подобных дисциплинах абитуриенты ранее не слышали. К числу столь интересных и оригинальных наук относят:
Эти предметы позволяют изучить согбенности развития разлитых культур, народов, определить сходства и отличия, разобраться в религиозных и культурных традициях, правилах.
Под воздействием различных событий, явлений природа и «географические широты» государств поддавались коррективам. Благодаря этой науке студенты узнают, как человек знакомился и приспосабливался к природе и природным явлениям, воздействовал на нее, как создавались государства и изменялись их границы и территории, как природа влияла на жизнь и быт и пр.
В основе данной научной области лежит изучение письменности: первые рукописи и записи, развитие символов, порядок расшифровки древних записей и рисунков, история становления современной рукописи, определение тенденций изменения письменной и устной речи, правил и пр.
Это комплексная дисциплина, которая призвана раскрыть теоретические и практические аспекты построения туристических программ: развлекательная и развивающая основа, посещение отдельных культурно-исторических мест с их описанием, особенностями, планирование пеших и иных экскурсий.
Помимо специфических дисциплин студенты углубленно изучают историю во всех ее проявлениях: всеобщая история, история Древнего мира, история стран Азии, новейшая история, история стран Латинской Америки и пр.
Порядок выполнения курсовых, дипломных и иных исследовательских работ на истфаке
Студенческие и научно-исследовательские работы исторического плана – это уникальные, значимые и интересные проекты, способные не просто углубить познания, но и развить логическое, аналитическое и креативное мышление.
Исторические исследования призваны продемонстрировать причинно-следственные связи в отношении конкретных событий путем сравнения ранних ситуаций и современности, сопоставления текущих возможностей и прогнозирования перспектив развития.
Как работать с материалами по истории?
В историческом проекте обязательно будет присутствовать хронология событий и определение ключевых моментов: дата, событие, следствие. Поэтому здесь имеет место анализ ситуации и поведение параллели между прошлым, настоящим и будущим.
В структуре курсовых, дипломных и иных работ на истфаке будут присутствовать три основных раздела: теоретический экскурс по прошлому, анализ современных условий (проблемы, темы), прогнозирование ситуации с учетом устоявшихся принципов, теорий и тенденций. Притом точные расчеты, сложные графики, чертежи будут отсутствовать.
Ключевая сложность при выполнении подобного рода проектов заключается в:
Какие предметы не практикуют на истфаке?
Исторический профиль — это уникальное направление подготовки, которое носит гуманитарный характер. Здесь важно максимально развить память, ораторские способности, логику и мышление, аналитический слад ума, планирование и организованность. Поэтому ряд дисциплин не включают в учебный план.
К числу непригодных историками предметов относят:
Какими качествами обладает квалифицированный историк, выпускник истфака?
Выпускники исторического факультета или профиля кардинальным образом отличаются от дипломированных специалистов иных направлений. Они обладают более глубоким пониманием происходящих событий, анализируют каждый шаг и результат, извлекая урок.
Что нужно, чтобы стать хорошим историком?
На истфаке особое внимание уделяется не только историческим предметам. Учащиеся усиленно изучают иностранный язык. В числе обязательных является английский, а к дополнительному относят немецкий, китайский, французский и пр.
Историки изначально работают с колоссальным объемом информации, погружаясь в выбранную ими «среду обитания». Они обязаны не просто иметь представления относительно событий и развития страны, но и знать детали. Для этого им предстоит очень много читать, разбираться в информации (ее качестве, достоверности, точности и сути). Поэтому выпускники исторических направлений подготовки глядят сразу в корень, задавая точные вопросы, строго по делу, извлекая урок из чужих и собственных ошибок, истории.
Нередко именно выпускники истфака успешно занимаются научными исследованиями, занимают руководящие посты в госаппарате, трудятся в СМИ и медиа, выступают в качестве авторов студенческих и исследовательских работ.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Какие предметы изучают на историческом факультете
Если вы с детства интересуетесь прошлым, легко запоминаете даты и любите исследовать причины тех или иных событий, стоит задуматься о профессии историка. Это специалисты, которые умеют восстанавливать картину прошлого разных стран и даже всего человечества. Но прежде чем подавать в университет документы для поступления, стоит выяснить, что изучают на историческом факультете.
Больше полезных советов по выбору специальности и дальнейшей учебе в вузе получают подписчики нашего телеграм-канала. Присоединяйтесь — и всегда будьте в курсе последних новостей из мира образования.
Исторический факультет: какие предметы изучают
Поступая на исторический факультет будьте готовы, что вам придется учить не только историю разных эпох, но и общеобразовательные предметы. Обычно их проходят на 1-2 курсах.
Общие дисциплины, изучаемые на историческом факультете
Как и на любом другом факультете, в учебный план специальностей истфака включены:
Специальные предметы на историческом факультете
Естественно, большинство дисциплин исторического факультета связано с историей:
Подготовка хорошего специалиста-историка требует от студента изучения специальной литературы
Также обучение на истфаке невозможно без предметов, которые в будущем позволят студентам проводить собственные исторические исследования:
По некоторым из этих предметов студенты проходят летнюю практику: археологическую, музейную, архивную и пр. Педагогическую практику обычно проходят зимой на 4 курсе.
Какие дисциплины изучают на историческом факультете в магистратуре
Предметы 5-6 курса зависят от специализации студента. Некоторые углубленно изучают историю Европы, Америки или восточных государств, другие специализируются на военной истории, этнологии или истории мировых религий.
Учебные программы магистратуры во многом зависят от направлений научной работы кафедры.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Какие предметы на историческом факультете не проходят
Как и на филологическом факультете, вам не встретятся точные науки: высшая математика, начертательная геометрия, основы математического анализа и пр.
Нет среди предметов истфака естественных дисциплин: физики, химии, биологии, астрономии и т. д.
Кем можно работать после истфака
Выпускники исторического факультета чаще всего работают в социально-гуманитарной отрасли. Они становятся:
Последняя профессия позволяет работать в удобное для себя время и контролировать объем заданий. С надежным сервисом вам гарантированы конфиденциальность и регулярные выплаты.
Дисциплины истфака кажутся легкими только на первый взгляд. У многих возникают сложности с написанием рефератов и курсовых, подбором литературы для диплома и правильным оформлением источников в учебных работах. В этих случаях на помощь приходит студенческий сервис. Его специалисты легко справятся с проблемами студента любой специальности.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.