Историко философский подход утверждающий что основные исторические события обусловлены

5rik.ru

Материалы для учебы и работы

Основные методологические подходы исторического познания

· Теологический подход – религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога-Творца) и созданного им божественного миропорядка, Бог-Творец – основа миробытия, первооснова всего сущего, он придал сокровенный смысл историческому существованию и развитию человека.

· Субъективизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди; отрицает объективные законы природы и общества, рассматривает исторический процесс как результат проявления мирового духа.

· Географический детерминизм – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса.

· Эволюционизм – подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

· Рационализм – признание разума единственным источником познания.

· Марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, абсолютизирует социально-экономические факторы и игнорирует духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор. Таким образом, в основе марксистской теории исторического развития лежит понятие «формация». Формационный подход к структурированию истории был предложен К. Марксом. Марксизм выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Основоположниками марксистского подхода к изучению истории были К. Маркс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

· Цивилизационный подход – рассматривает исторический процесс как последовательную смену культурно-исторических типов (цивилизаций). Таким образом, в основе цивилизационного подхода в изучении истории лежит понятие «цивилизация». Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

· Синтетический подход – соединяет различные системы исторического познания в единое органическое целое.

Предметом историиявляется изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки, ее становление и развитие как сложный, многогранный и противоречивый процесс и его закономерности. Она также изучает закономерности смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы ученых как на весь ход исторического процесса в целом, так и на его различные проблемы и стороны.

Вплоть до конца XVI в. основным типом исторических сочинений были летописи. Наибольшую известность получила «Повесть временных лет» монаха Нестора (I четверть XII в.).

Отцом русской исторической науки считается В.Н. Татищев (1686–1750), современник Петра I, представитель «дворянской» историографии. Он создал первый обобщающий труд по истории под названием «История Российская с самых древнейших времен» и стал основоположником«дворянской» исторической науки. Развитие истории связывал с деятельностью правителей.

К «дворянской» историографии относят М.М. Щербатова и И.Н. Болтина (II половина XVIII в.) и Н.М. Карамзина (1766–1826), современника А.С. Пушкина и Александра I, автора многотомной «Истории государства Российского». Н.М. Карамзин считал, что решающую роль в истории играли великие люди.

Представителями «государственной» школы российской историографии вXIX в. были С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. С.М. Соловьев (1820–1879) создал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Учеником С.М. Соловьева был В.О. Ключевский (1841–1911), автор «Курса русской истории».

Большое влияние на развитие исторической науки в России 30–40-х годов XIX в. оказала дискуссия между западниками и славянофилами. Западники были сторонниками развития России по пути Западной Европы. К западникам относились Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин и др. Славянофилы рассматривали российскую историю как исключительно самобытную. Славянофилами были А.С. Хомяков, братья Аксаковы и др.

После Октября 1917 г. началось созданиемарксистскойконцепции отечественной истории, она господствовала в исторической науке до распада СССР (1991 г.). Марксизм (учение К. Маркса и В.И. Ленина) стал методологической основой для изучения истории СССР. Одним из основоположников советской исторической науки (родоначальником марксистской концепции отечественной истории) был М.Н. Покровский (1868–1932). Приоритетными направлениями марксистской концепции отечественной истории стали история классовой борьбы, история рабочего класса, крестьянства, коммунистической партии и пр.

Источник

помогите пожалуйста решить тест по истории

1)
Историко-философский
подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной
средой, называется…

2)
Историко-типологический
метод позволяет…

а.
сопоставить
исторические объекты в пространстве и во времени

б.
проследить
количественные параметры исторического процесса

в.
классифицировать
исторические явления, события, объекты

г.
последовательно
рассмотреть динамику исторических процессов

а.
подход,
рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития

б.
умение
выстроить события в исторической последовательности

в.
история
исторической науки, ее становления и развития

г.
учение
о способах исследования, освещения исторических фактов

4)
Учение,
утверждающее, что все существующее находится в процессе поступательно развития,
называется…

6)
После
Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен…

7)
Анализ происхождения исторических
процессов выявление
причинно-следственных связей неразрывно связано _______ методом

17)
Установите соответствие между вспомогательной исторической дисциплиной и
группой источников, которую она изучает:

1)
геральдика а)
системы мер и весов

2)
сфрагистика б) гербы

3)
палеография в) печати

4)
метрология г)
памятники древней письменности

18)
Две составляющие воспитательной функции исторического знания заключаются в том,
что история:

а)
выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные
отношения

б)
оказывает воспитывающее действие на поведение субъектов через отдельные
исторические факты

в)
позволяет обосновывать перспективы развития исторических процессов

г)
позволяет строить прогнозы на будущее

19) Источником личного происхождения
являются (-ется)

а.
Статьи
в журнале ‘’Вопросы истории”

б.
“Дневники “ М. М. Пришвина

в.
“История
государства Российского” Н. М. Карамзина

г.
Советско-германский
пакт о ненападении

Источник

Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением

Эволюционизм

2. Классификация исторических явлений составляет основу ……….. метода

Историко-типологического

Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением

ФункцияОпределение
Социальной памятиСпособ идентификации и ориентации общества, личности
ВоспитательнаяФормирование гражданских, нравственный ценностей и качеств
Практически-рекомендательнаяВыработка научно обоснованного политического курса

6. Методологией называется.
1 научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса
2 умение выстроить события в хронологической последовательности
3 совокупность статистических методов исследования
4 учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания

9. Одной из функций исторического знания является.
1 прагматическая
2 религиозная
3 развлекательная
4 воспитательная

11. Подход, в соответствии с которым российская история рассматривалась как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков-.
1 монархистов
2 народников
3 западников
4 славянофилов

13. Пролетариат как движущую силу революции рассматривали.
1 марксисты
2 славянофилы
3 народники
4 западники

15. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) системный
2) типологический
3) сравнительный
3классификация исторических явлений, событий, объектов
1раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
2 сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени

МетодыОпределения методов
системныйраскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
типологическийклассификация исторических явлений, событий, объектов
сравнительныйсопоставление исторических объектов в пространстве и во времени

16. Функция выявления закономерностей исторического развития — это функция.
1 познавательная
2 воспитательная
3 практически-рекомендательная
4 прогностическая

История Древней Руси (9-12 вв.)

1. К 882 г. относится.
1 призвание Рюрика и варягов в Новгород
2 расправа древлян над князем Игорем
3 поход князя Олега на Киев
4 первый договор Руси с Византией

3. Крещение Руси способствовало.
1 приобщению Руси к достижениям византийской культуры
2 усилению междоусобиц и распаду Древнерусского государства
3 сближению с католическим Западом
4 изоляции Руси от достижений западноевропейской культуры

История Руси и России (13-15 вв.)

1. Двумя причинами политической раздробленности являлись…

1. призвание Рюрика на княжение

2. рост экономического могущества и самостоятельности князей

Развитие производительных сил

4. складывание племенных союзов

2.. Двумя причинами перехода к политической раздробленности являлись.
1 складывание племенных союзов
2 распространение феодального землевладения
3 принятие Русью православия
4 развитие отдельных земель

3. Двумя важнейшими политическими центрами Руси в период раздробленности были.
1 Галицко-Волынское княжество
2 Новгородская республика

3 Черниговское княжество
4. Рязанское княжество

4. Двумя положительными последствиями феодальной раздробленности были.
1 рост городов, ремесла, торговли в княжествах
2 культурное и хозяйственное освоение новых территорий
3 укрепление обороноспособности прекращение набегов кочевников

5. Москва стала общепризнанным центром объединения русских земель после.
1 венчания на царство Ивана IV
2 победы в Куликовской битве
3 «стояния» на р. Угре
4 присоединения Новгорода и Твери

Политику союза с Ордой и решительной борьбы с крестоносцами проводил князь

Дмитрий Донской

7. Установите соответствие между датой и событием периода установления ордынского ига и борьбы Руси с иноземными захватчиками с Востока и Запада.
1) битва на Чудском озере
2) битва на р. Калке
3) Куликовская битва
2 1223 г.
1 1242 г.
3 1380 г.

СобытиеДата
битва на р. Калке1223 г.
битва на Чудском озере1242 г.
Куликовская битва1380 г.

8. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением:
1) ярлык
2) улус
3) выход
1 ханская грамота, подтверждавшая право на княжение
3 дань в пользу Золотой Орды
2 провинция в Золотой Орде

ТерминЕго определение
ярлыкханская грамота, подтверждавшая право на княжение
улуспровинция в Золотой Орде
выходдань в пользу Золотой Орды

10 Двумя причинами, способствовавшими консолидации Руси под властью Москвы, являлись…

1.Победа А. Невского на Чудском озере

2. Переезд в Москву Константинопольского патриарха

3. Успешная завоевательная политика московских князей

Установите соответствие между датой и событием из истории II половины XV – I трети XVI века

СобытиеДата
«стояние» на реке Угре1480 год
Принятие первого общероссийского Судебника1497 год
Присоединение Новгорода1478 год

История России (16-17 вв.)

Установите правильное соответствие между датой и событием XVI века

1. созыв первого Земского Собора 1549 год

2. начало опричнины 1565 год

3. окончание правления Ивана IV 1584 год

2. Установите правильное соответствие между датой и событием XVI века.
1) начало правления Ивана IV
2) созыв первого Земского собора
3) начало опричнины
1 1533г.
3 1565г.
2 1549г.

СобытиеДата
начало правления Ивана IV1533г.
созыв первого Земского собора1549г.
начало опричнины1565г.

3. Установите соответствие между датой и событием из истории Московского государства во второй половине XVI в.
1) принятие Иваном IV царского титула
2) начало опричнины
3) избрание царем Бориса Годунова на Земском соборе
2 1565 г.
1 1547 г.
3 1598 г.

СобытиеДата
принятие Иваном IV царского титула1547 г.
начало опричнины1565 г.
избрание царем Бориса Годунова на Земском соборе1598 г.

Укажите правильную хронологическую последовательность

5. Двумя московскими царями периода Смуты являлись.
1 Лжедмитрий I
2 Иван IV
3 Василий Шуйский
4 Ивана Калита

6. Двумя царями периода Смуты являлись.
1 Б. Годунов
2 Дмитрий Донской
3 Лжедмитрий I
4 Иван I

Василий Шуйский

8. Двумя терминами, относящимися к периоду Смуты, являются.
1 рекрутчина
2 ополчение
3 самозванство

4 коллегии

9. Двумя государствами, проводившими в период Смуты открытую интервенцию против России, являлись.
1 шведские войска короля Густава-Адольфа
2 Речь Посполитая во главе с Сигизмундом III

3 французская армия Наполеона
4 литовские войска великого князя Гедиминаса

10. Крупным народным восстанием XVII века был(-о).
1 восстание Салавата Юлаева
2 Астраханское восстание
3 восстание К.Булавина
4 медный бунт

11. Церковный раскол, принятие «Соборного уложения», окончательное
закрепощение крестьян и восстание Степана Разина связаны с правлением.

1 Алексея Михайловича
2 Петра I Алексеевича
3 Федора Алексеевича
4 Михаила Федоровича

История России XVIII века

2. Характерной чертой реформ Петра I в первой четверти ХУШ в. являлось(-лась, лись).
1 попытки улучшить положение крестьян и смягчить налоговое бремя
2 независимость внутренней политики от внешней
3 следование по европейскому образцу
4 проведение преобразований лишь в некоторых сферах жизни государства

11. Двумя документами, принятыми в эпоху Екатерины II, были.
1 указ о «вольных хлебопашцах»
2 «Наказ» Уложенной комиссии
3 «Кондиции»
4 Жалованная грамота дворянству

12. К царствованию Екатерины II не относятся два из перечисленных документов-
1 «Табель о рангах»
2 «Наказ» Уложенной комиссии
3 Жалованная грамота дворянству
4 «Соборное уложение»

История России XIX века

1. Двумя известными государственными деятелями периода правления Александра I являлись.
1 С.Ю.Витте
2 А. Д. Меншиков
3 А-А.Аракчеев
4 М.М. Сперанский

2. Двумя авторами конституционных проектов декабристов являлись.
1 К.Ф.Рылеев
2 Н.М.Муравьев
3 П.И.Пестель

4 П.Г.Каховский

3. Двумя программными документами «Северного общества» и «Южного общества» являлись.
1 «Русская правда»
2 «Вечевой устав»
3 «Конституция»
4 «Уставная грамота Российской империи»

4. Расположите важнейшие события правления Николая I в правильной последовательности.
1суд над декабристами
2 победа над польским восстанием и отмена польской Конституции
3 осада Севастополя

Освободитель

11. Александр III вступил на престол в ……… году

1881

Славянофильство

13. Одним из результатов либеральных реформ 60-70-х гг. ХГХ в. стало (-а).
1 создание всесословного суда
2 создание Земского собора
3 отмена сословной организации общества
4 введение конституции

15. Целью земской реформы 1864 г. было.
1 распределение государственных земель
2 создание органов местного самоуправления
3 изъятие помещичьих земель
4 проведение Земских соборов

16. Убийство царя Александра II осуществили члены народнической организации.
1 «Черный передел»
2 «Народная воля»
3 «Народная расправа»
4 «Земля и воля»

17. Введение золотого рубля в ходе индустриализации С.Ю. Витте было осуществлено в …… году

1897

18. Александр III правил в________годы.
1 1881-1894
2 1801-1825
3 1825-1855
4 1855-1881

19. Идейное влияние на деятельность революционных народников оказали.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс
2 А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский
3 С.М. Соловьев и К. Д. Кавелин
4 В.И. Ленин и Г.В. Плеханов

История России 1900-1917 гг.

9 января 1905 года

Октября 1905 года

1 августа 1914 года

2. Двумя важнейшими положениями Манифеста 17 октября 1905 г были:
1 Думе предоставлялись законодательные права
2 населению даровались демократические свободы

3 избирательные права получали женщины
4 отменялось крепостное право

4. Двумя основными причинами русской революции 1905-1907 гг. являлись.
1 русско-японская война
2 Крымская война
3 Манифест от 17 октября
4 политический кризис, вызванный обострением внутренних противоречий

СССР в 1917-1941 гг.

2. Укажите правильное соответствие между датой и событием первых лет Советской власти:

СобытиеДата
Декрет о запрете партии кадетов после прихода большевиков к властиОктябрь 1917 года
разгон Учредительного собранияЯнварь 1918 года
перенос столицы в МосквуМарт 1918 года

3. Двумя решениями Учредительного собрания в январе 1918 г. были.
1 отмена декретов II съезда Советов
2 создание Временного правительства
3 отречение Николая II
4 отказ утвердить предложенную большевиками «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

4. Двумя партиями, сотрудничавшими до весны 1918 года, были.
1 партия большевиков
2 партия октябристов
3 партия кадетов
4 партия эсеров

5. Двумя наркомами в первом составе СНК являлись.
1 А. Жданов
2 И. Сталин
3 Л. Троцкий

4 Г. Жуков

6. Установите соответствие между фамилиями и деятельностью исторических лиц:
1) А. С. Антонов
2) Л.Д. Троцкий
3) Ф.Э. Дзержинский
3 возглавлял ВЧК
1 руководил крестьянским восстанием в Тамбовской губернии
2 являлся в годы гражданской войны председателем Реввоенсовета Республики

Исторический деятельЕго деятельность
А. С. Антоновруководил крестьянским восстанием в Тамбовской губернии
Л.Д. Троцкийявлялся в годы гражданской войны председателем Реввоенсовета Республики
Ф.Э. Дзержинскийвозглавлял ВЧК

7. Двумя основными Декретами, принятыми II Всероссийским съездом Советов, являлись.
1 о 8-часовом рабочем дне
2 о земле
3 о мире

4 о созыве Учредительного собрания

8. Установите соответствие между деятельностью и фамилиями военачальников Белой армии в годы гражданской войны:
1) командовал Добровольческой армией, отдал директиву о наступлении на Москву
2) командовал войсками юга России в Крыму
3) руководил наступлениями на Петроград
3 Н.Н. Юденич
1 А.И. Деникин
2 П.Н. Врангепь

ВоеначальникЕго деятельность
Н.Н. Юденичруководил наступлениями на Петроград
А.И. Деникинкомандовал Добровольческой армией, отдал директиву о наступлении на Москву
П.Н. Врангепькомандовал войсками юга России в Крыму

10. Двумя основными чертами «военного коммунизма являлись …

введение твердой валюты

Введение продразверстки

Грузия

Азербайджан

12. Договор об учреждении Союза Советских Социалистических Республик заключили РСФСР, Украина.
1 Таджикистан и Грузия
2 Белоруссия и Закавказская Федерация
3 Туркменская ССР и Молдавская АССР
4 Бухарская и Хорезмская народные республики

М.Н. Покровский

21. Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)».
1 открыл эпоху гласности в изучении истории
2 ввёл плюралистический подход в изучении исторического прошлого
3 закрепил монополию партии на историческую истину
4 открыл период «оттепели»

23. К особенностям советского варианта индустриализации относился (-ось).
1 акцент на развитие тяжелой промышленности
2 приоритетное развитие легкой промышленности
3 осуществление индустриализации исключительно за счет внешних займов
4 создание совместных российско-иностранных предприятии

25. Курс на коллективизацию сельского хозяйства предусматривал.
1 введение твердого продналога с крестьян
2 введение продразверстки в деревне
3 помощь государства зажиточному крестьянству и беднякам
4 создание в деревне крупных коллективных хозяйств

26. Двумя республиками, включенными в 1940 г. в состав СССР, являлись.
1 Армянская ССР
2 Белорусская ССР
3 Эстонская ССР
4 Молдавская ССР

27. К причинам существования в СССР сталинского режима не относился (-лась)
1 монополия государственной собственности
2 вера людей в коммунистические идеалы
3 поддержка со стороны западноевропейских стран
4 страх населения перед репрессиями и ГУЛагом

История СССР 1945-1991 гг.

Эволюционизм

2. Классификация исторических явлений составляет основу ……….. метода

Историко-типологического

Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением

ФункцияОпределение
Социальной памятиСпособ идентификации и ориентации общества, личности
ВоспитательнаяФормирование гражданских, нравственный ценностей и качеств
Практически-рекомендательнаяВыработка научно обоснованного политического курса

6. Методологией называется.
1 научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса
2 умение выстроить события в хронологической последовательности
3 совокупность статистических методов исследования
4 учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания

9. Одной из функций исторического знания является.
1 прагматическая
2 религиозная
3 развлекательная
4 воспитательная

11. Подход, в соответствии с которым российская история рассматривалась как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков-.
1 монархистов
2 народников
3 западников
4 славянофилов

13. Пролетариат как движущую силу революции рассматривали.
1 марксисты
2 славянофилы
3 народники
4 западники

15. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) системный
2) типологический
3) сравнительный
3классификация исторических явлений, событий, объектов
1раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
2 сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени

МетодыОпределения методов
системныйраскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
типологическийклассификация исторических явлений, событий, объектов
сравнительныйсопоставление исторических объектов в пространстве и во времени

16. Функция выявления закономерностей исторического развития — это функция.
1 познавательная
2 воспитательная
3 практически-рекомендательная
4 прогностическая

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *