История философии показывает что кажущиеся различными философские учения смысл высказывания

«Лекции по истории философии» Гегеля

представляют собою заключительную часть его философской системы. В них дана характеристика абсолютного духа зал его высшем этапе, на стадии абсолютного знания.

Согласно Гегелю, в искусстве абсолютный дух самораскрывается в форме созерцания, в религии —в форме представления.

В такой постановке вопроса у Гегеля содержится тенденция поставить науку выше веры. Но здесь же он заявляет, что философия лишь по форме отличается от религии, а содержание у них тождественное. Этим самым философ дает понять, что его объективный идеализм — родной брат христианского «господа бога». Это хорошо видно из следующего его высказывания: «В религиозном сознании форма знания о предмете есть форма, принадлежащая области представления, содержащая в себе, следовательно, нечто более или менее чувственное.

В философия мы на будем выражаться, что бог родил сына (отношение, заимствованное из физической жизни); но мысль, субстанциальное содержание этого отношения получает, однако, признание в философии» К

Философию Гегель определяет как «мыслящее рассмотрение предметов» [334] [335]. Подлинным философским мышлением, по его мнению, является спекулятивное мышление, а не то, которое исходит из чего-то преднайдеиного, определенных предпосылок и опыта. Философия как спекулятивная наука относится к другим наукам таким образом, что «не отбрасывает в сторону эмпирического содержания последних, а признает его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием: она также.признает всеобщее в этих науках, законы, роды и т.

Отсюда вовсе не следует, что Гегель полностью игнорировал специальные науки, в частности естествознание. Рассмотренная выше «Философия природы» свидетельствует о том, что Гегель внимательно следил за развитием наук о природе и пытался теоретически осмыслить их результаты. Тем не менее отдельные науки у пего выступают как нечто прикладное к философии, точнее к логике. Следовательно, действительно научным знанием, по Гегелю, является только философское знание. Такая постановка вопроса вела к искаженному толкованию связи философии с развитием конкретного знания. Это приводило к тому, что философия изолировалась от специадь

ных наук, превращалась в замкнутую систему и переставала играть роль мировоззренческой и методологической основы в развитии конкретного знания. Именно за это Гегеля критиковал Герцен в своих «Письмах об изучении природы».

Гегель, таким образом, не понял существа связи междутой пли иной философской системой и современной ей эпохой.

Гегель первый подошел к истории философии исторически и тем самым впервые поставил вопрос об истории философии как науки. В этом его большая заслуга. Чтение курса по истории философии Гегель начал зимою 1805—1806 гг. в Иене, т. е. в период работы над «Феноменологией духа», поэтому справедливо считать «Лекции по истории философии» наряду с «Феноменологией духа» историческим введением в гегелевскую философскую систему, как это отметил т. Гропп в статье «Об истории философии Гегеля» [340] [341].

Маркс, Энгельс, Ленин очень высоко ценили этот историко- философский труд Гегеля. В. И. Ленин тщательно законспектировал «Лекции по истории философии», показав образец того, как нужно читать и критиковать Гегеля с диалектико- материалистических позиций.

Принцип исторического подхода к истории философии Гегель сформулировал уже в «Феноменологии духа». Там он подчеркнул мысль о том, что нет абстрактной противоположности между истиной и заблуждением, что истина есть процесс. «Противоположность истинного и ложного,—писал Гегель,— так укоренилась в общем мнении, что последнее обычно ожидает или одобрения какой-либо имеющейся философской системы, или несогласия с ней, а при объяснении ее видит лишь либо то, либо другое. Общее мнение не столько понимает разнообразие философских систем как прогрессирующее развитие истины, сколько усматривает в разнообразии только противоречие.

Почка исчезает, когда распускается цветок, н можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод.

К числу поверхностных представлений об истории философии Гегель относит также утверждения о ничтожности философского познания, которые черпаются из самой истории философии. Согласно этим аргументам, объективной истины нет, так как история философии дает нам картину возникновения многообразных, противоречащих друг другу мыслей, различных философских учений. Такому поверхностному воззрению, говорит Гегель, история философии представляется «полем битвы, сплошь усеянным мертвыми костями, — царством не только умерших, телесно исчезнувших лиц, но также и опровергнутых, духовно исчезнувших систем, каждая из которых умертвила, похоронила другую» [342] [343]. Нужно оказать, что такие поверхностные представления об истории философии имеются и у многих современных буржуазных идеологов, пытающихся использовать историю философии для дискредитации познавательных усилий человечества, черпающих в истории познания аргументы для обоснования скептицизма, агностицизма и релятивизма.

Гегель справедливо указывает, что такой поверхностный взгляд на историю философии возникает из абстрактного противопоставленпя истины заблуждению, из недпалектнческого понимания процесса познания, из неумения уяснить диалектику абсолютной и относительной истины. Этим неглубоким представлениям философ противопоставляет свое диалектическое понимание процесса познания. «В движении мыслящего духа, — говорит он, — есть существенная связь, и в нем все совершается разумно»[344]. Для Гегеля история философии не есть простая коллекция различных воззрений, не запас философских мнений и соображений, связанных чисто внешними узами и сосуществующих или сменяющих друг друга. Рассматривая разлпчпые философские системы, он стремится найти между ними внутреннюю, существенную связь и выявить их

Гегель не отрицает, что в истории философии встречаются системы, противоречащие друг другу. Но в этом противоречии философских систем решающим ои считает не заблуждение, а поступательное движение к абсолютной истине, или, как он говорит, «прогрессирующее развитие истины». Поэтому, согласно Гегелю, историю философии следует сравнивать не с «галереей заблуждений человеческого духа», а скорее «с пантеоном божественных образов». Каждая философская система есть изображение особенной ступени в процессе развития идеи, т. е. она ограничена историческими условиями познания п в то же время содержит момент абсолютного. Опровержение философского учения, следовательно, означает лишь то, что знание вышло за пределы этого учения. Если говорят об опровержении данной философии, то под этим понимают, что «опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение» х. Каждая новая система философии доказывает односторонность предыдущей и низводит ее на степень момента этой новой системы, впоследствии последняя сама превратится в один из моментов последующей за пей системы. Следовательно, ни одна из систем не исчезает, а все они сохраняются в философии как моменты одного целого. «Каждая система, — говорит Гегель, — пребывает в пределах одного определения, но дело на этом не останавливается, и различия не навсегда остаются друг вне друга. Должна свершиться судьба этих определений, которая именно и состоит в том, что они объединяются и низводятся на степень моментов» [345] [346].

В развитии философских систем Гегель усматривает действие сформулированного им закона «отрицания отрицания». Согласно этому закону отрицание выступает как момент развития. Благодаря диалектической трактовке отрицания Гегелю удается глубоко поставить вопрос о связи относительного и абсолютного моментов процесса познания и, насколько это вообще возможно в рамках идеалистического мировоззрения, преодолеть релятивизм.

Если история философии представляет собою поступательное движение к абсолютной истине, то ее изучение, по Гегелю, всегда сохраняет актуальность. История философий хотя и «является историей, мы тем не менее в ней не имеем дела с

тем, что прешло и исчезло. История философии имеет своим предметом нестареющееся, продолжающее свою жизнь[347]

Защита Гегелем истории человеческой мысли, а также отстаивание пм принципов историзма приобретают глубокий смысл в настоящее время, когда идеологи империалистической буржуазии всячески глумятся над человеческим разумом и на все лады тщатся обессмыслить человеческую историю.

Гегель пытается теоретически обосновать мысль о том, что история философских идей представляет собою закономерный процесс. «. Вся история философии, — подчеркивает он,— есть по своему существу внутренне необходимое, последовательное поступательное движение, которое разумно внутри себя. От случайности мы должны отказаться при вступлении в область философии* [348] [349]. В качестве движущих сил истории философии Гегель указывает на внутреннюю «диалектику форм*, на внутренние противоречия, содержащиеся в процессе развития философских идей. При всей идеалистической мистификации историко-философского процесса сохраняется, однако, рациональная мысль Гегеля о внутреннем противоречии как движущей силе развития познавательного процесса. В зарубежной философии до Маркса и Энгельса ни один философ не смог с такой глубиной раскрыть диалектику гносеологического процесса, как это сделал Гегель.

Рассматривая историю философии как единый, диалектический процесс, Гегель натолкнулся на проблему взаимоотношения между истиной, которая, по Гегелю, должна быть вечной, и многообразием философских систем, развивающихся во времени. Конкретнее — это вопрос о том, каково отношение истории философии к самой философии.

На этот вопрос Гегель попытался дать ответ в предисловии к «Феноменологии духа». «Истинное есть целое, — пишет Гегель Но целое есть только та сущность, которая завершается через свое развитие»[350]. Поскольку философия содержит в себе истину как целое, постольку она и осуществляется путем развития. Эту мысль Гегель конкретизирует во введении к «Энциклопедии философских наук»: «История философии показывает, что кажущиеся различными философские учения представляют собою отчасти лишь одну философию на различных ступенях развития, отчасти же особые принципы, каждый из которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвления одного и того же целого. Последнее по времени философское учение есть результат всех предшествующих философских учений и должно поэтому содержать в себе принципы всех их; поэтому, если только оно представляет собою философское учение, оно есть самое развитое, самое богатое и самое конкретное» 1.

Таким образом, философию Гегель рассматривает в становлении. В этом процессе она выкристаллизовывает одну категорию за другой, при этом процесс кристаллизации воплощается в закономерно сменяющих друг друга философских системах. Каждая система философии, по Гегелю, постигает какую-то одну из ступеней абсолютной истины и выражает ее в какой- либо категории, центральной для дайной философской системы. Всякое новое философское учение выдвигает не только новый, но п более высокий и конкретный принцип. Преодолевая недостатки предшествующего философского учения, новая система сохраняет его рациональные моменты и более глубоко и обстоятельно раскрывает абсолютную истину. Именно в этом смысле следует понимать высказывание Гегеля о том, что философия вообще не опровергается, опровергается лишь односторонность ее выводов; ее принципы сохраняются и входят в более высокую философскую систему.

‘ Все эти соображения Гегеля имеют глубокий смысл, хотя и базируются на идеалистических предпосылках. Действительный историко-философский процесс Гегель рассматривает как следствие деятельности духа. «. Мастером этой работы тысячелетий, — говорит он, — является единый живой дух, мыслящая природа которого состоит в том, что он осознает в себе то, что он єсть, и когда последнее стало, таким образом, его предметом, он уже вместе с тем поднимается выше его и есть высшая ступень» 2. Гегель, таким образом, не знает и не признает материальной основы процесса познания вообще и историко-философского в частности. У него субъектом и объектом познания является сам дух, развивающийся в силу лишь своих внутренних противоречий. Это и вносит искажения и мистификацию в понимание Гегелем истории философии. Это хорошо видно из его трактовки категорий «развитие» и «конкретное», тех категорий, которые положены им как в основу анализа ступеней логического развития идеи (т. е. в основу его Логики), так и в основу исторического рассмотрения процесса самораскрытия этой же идеи (т. е. в основу истории философии).

В процессе раскрытия понятия «развитие» Гегель различает два состояния: одно состояние есть то, что известно как задаток, способность. Это потенциальное состояние «развития» он называет е-себе-бытием. Человек, например, считается разумным существом. Но от природы он получает разум лишь в зародыше, в возможности. Поэтому дитя разумно лишь в-себе, так как оно обладает только реальной возможностью разума. Когда реальная возможность осуществляется, возникает новоо [351] * состояние — действительность. Это состояние философ называет для-себя-бытием. «Развитие»* по Гегелю, сводится к движению от в-себе-бытия к для-еебя-бытию. При этом Гегель подчеркивает, что то, что находится в себе, вступая в существование, т. е. реализуясь, хотя и изменяется, но вместе с тем все же остается одним и тем же, ибо оно управляет всем ходом изменения. Так, в зародыше растения содержится в свернутом виде все то, чем становится растение в процессе своего развития. Развитие духа, по Гегелю, не является полным аналогом развития в царстве природы. Но и здесь оно носит телеологический характер, т. е. в начальной ступени развития духа находятся в снятом виде, в зародыше все последующие. Дух выходит из себя и самораскрывается, но все это есть вместе с тем его возврат к себе. Начало и конец здесь, стало быть, совпадают. Развитие духа состоит в том, что он стремится познать себя, сделать себя самого предметом, найти себя, объединиться с собой. Только в результате зтого он становится свободным.

Чтобы раскрыть понятие «развитие» более определенно, Гегель вводит категорию «конкретного». Конкретное — это единство различных определений. Здесь идеалист формулирует гениальную мысль: «Если истина — абстрактна, то она — не истина» Ч Но не это положение для нас сейчас важно. Анализируя взаимосвязь понятия «конкретного» с категорией «развития», Гегель пытается раскрыть природу процесса развития. По его мнению, сущность развития заключается в становлении, образовании конкретного. Исходным пунктом развития вообще является абстрактное (в логике это будет тождество бытия и ничто). Здесь различия еще не выявились, они находятся в возможности. Но это вовсе не означает, что конкретное представляет собою только обнаружение различного, в конкретном различия снова концентрируются, но уже в более богатое единство. Развитие, таким образом, состоит в движении от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от (противоречий не выявленных к их выявлению и сведению к высшему единству. Саморазвитие духа, таким образом, мыслится у Гегеля как раскрытие его определений, где обогащение есть вместе с тем и углубление, или так называемое возвращение духа к самому себе.

В этих рассуждениях Гегеля ярко обнаруживается его идеалистическая ограниченность. Развитие историко-философских систем в конечном счете он сводит к движению духа от состояния в-себе-бытия к для-себя-бытию. Но ведь ясно, что в для-себя-бытии духа ничего нет такого, чего бы не было (хотя бы в зародыше), когда он находился только в-себе. Стало быть, в процессе развития не появляется ничего нового. Вследствие этого процесс развития сводится к развертыванию уже суще-

бїяовйвшего ИЛИ,. КЗК Говорит ГєгЄЛЬ, К стагіовлеиию его ДЛД- себя-бытаем. Такая телеологическая трактовка развития страдает тавтологичностью, здесь в сущности нет развития, есть только одна видимость его. Маркс, критикуя положение Гегеля о развитии как движении от абстрактного к конкретному, говорил, что такое направление развития не отражает процесса возникновения конкретного, т. е. возникновения вещей

Источник

Философия рационализма и экзистенциализма

Заочное отделение при Богословском факультете

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (вариант 3)

Резванова Елена Владимировна

1. Рационализм в философии Нового времени

2. Отношение Гегеля к предшествующей философии

3. Современный экзистенциализм и его основные представители

1. Рационализм в философии Нового времени

Зачатки рационализма можно обнаружить в философских системах еще Древнего мира. «Исторически первой формой рационализма стала античная натурфилософия».[1] Истоки рационализма можно увидеть в трудах Парменида, Сократа, Платона и Аристотеля.

В XVII-XVIII вв. под влиянием развития математики и естествознания работы философов Декарта, Спинозы, Лейбница сформировали систему рационализма, который представляет собой «целостную гносеологическую концепцию, противостоящую эмпиризму и сенсуализму, провозглашающую разум в качестве главной формы и источника познания».[2] В эпоху рационализма возникает новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «Научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка».[3]

Сторонники рационализма «были убеждены, что только разум является источником научного знания, выступая одновременно и критерием его истинности. При этом сам разум (или рациональность) трактовался ими в качестве особой, универсальной, всеобщей и необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашу способность познавать мир и создавать достоверные знания».[4] Эта способность представлялась рационалистам как врожденная.

XVII, названный «веком гениев», был «веком, в котором начинался культ разума, когда человек открывал перед собой безбрежность научного познания, когда…мыслилось, что разум может все, что человек, открывая при помощи своего мышления законы природы и собственной мысли, может познавать весь мир».[5]

Рационализм становится методом мышления в эпоху Просвещения. «Он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим…Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже аппелировать ни к какой высшей инстанции».[6]

2. Отношение Гегеля к предшествующей философии

Гегель является одним из наиболее сложных философов за всю историю мировой философии.[8] Эта сложность в изучении гегелевской философии возникает из-за языка, которым он излагает свои положения. Гегель пытался построить такую философскую систему, которая включала бы в себя всё.

Сам Гегель в своих трудах указывал, что философскую систему можно развивать с разных точек и разных понятий.

В своей «Энциклопедии философских наук» Гегель показывает «отличие своей философии от предыдущих философских систем, прежде всего философии Канта, Фихте и Шеллинга».[9]

В своем труде «Лекции по Истории философии» философ «указывает, что его философия совершенна и является абсолютно истинной, но не противопоставляет свою философию предыдущим философским учениям, показывая, что все эти философские системы и точки зрения в той или иной мере подходили к истине. Они отражали одну или другую сторону объективности».[10] Сам Гегель пишет «История философии показывает, во-первых, что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития; во-вторых, что особы принципы, каждый из которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвления одного и того же целого».[11] Как оценивает себя сам Гегель «его заслуга состояла в том, что он увидел односторонность предыдущих философий и соединил в своей философии все эти противоположности», решив противоречия в своей системе.[12] Гегель считал, что вся предшествующая философия является лишь подготовкой к разработке его собственной системы.

В своих «Лекциях..»философ показывает, что предшествующие философы «сами того не зная, шли к тому, чтобы философия достигла объективной истины в гегелевской философии».[13]

3. Современный экзистенциализм и его основные представители

Хайдеггер считает, что «философия экзистенциализма — это истинно гуманистическая философия, потому что, даже разрешая чисто онтологические проблемы, она всегда исследует прежде всего человека…Человек есть сущее, бытие которого как эк-зистенции состоит в том, что это сущее проживает в близости с бытием».[20] Человек есть некоторое сущее, можно рассматривать его как животное, как предмет, как материальное образование, но это сущее, через которое просвечивает бытие. «То, что Хайдеггер понимает под «бытием», Ясперс называет словом Бог. Поэтому атеистический экзистенциализм Хайдеггера очень близок с религиозным экзистенциализмом.»[21] Сартр последовательно настаивает на атеистическом экзистенциализме и утверждает, что «экзистенциализм — это философия, которая делает все выводы из атеизма: что человек заброшен в бытии, человек существует только в бытии, поэтому бытие существует только через человека, и все что угодно, даже Бог и ангелы все равно есть сущее, существующее для человека. А человек есть дыра в бытии, он просвечивает в бытии и всё. Поэтому человек всегда одинок в этом мире. Человек обречен быть одиноким. Он вырван из бытия, и эта его вырванность проявляется как свобода человека. Поэтому человек, по выражению Сартра, обречен быть свободным».[22]

Габриель Марсель и Карл Ясперс – представители философии религиозного направления экзистенциализма. Марсель предпочитал называть свое учение не экзистенциализмом, а «христианским сократизмом». По его мнению, человека нельзя рассматривать как вещь, между людьми не должно быть вещных отношений отношение человека к другому человеку должно быть как к такому же субъекту. Таким образом стирается граница между субъектом и объектом. «Само бытие, единое, в котором не расчленено я и не-я, субъект и объект, существует, поскольку существует Бог. И такому человеку, который преодолел субъект-объектные отношения … дается откровение…Бог открывает Себя именно как некое Бытие, в котором не существует никаких противоположностей, и это бытие просвечивает сквозь экзистенцию человека».[23]

«Философствование для Ясперса — это не учение, каким является философия. Ясперс говорит, что философия уже исчерпала себя… Все возможные философские системы уже созданы, и главная задача философов состоит теперь в том, чтобы этот метод, разработанный философией, использовать для самопознания».[24]

Список используемой литературы

1. Новейший философский словарь. – Минск, Научное издательство, 1999. Ihtik@ufacom.ru.

2. История философии. Энциклопедия. – Минск, «Интерпрессервис», 2002.

3. Философский энциклопедический словарь. Ihtik@ufacom.ru.

4. Лега В.П. Лекции по истории философии. Часть II. – Москва, ПСТБИ, 1999.

5. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для ВУЗов / под ред. проф. Кохановского В.П., проф. Яковлева В.П. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

[1] Новейший философский словарь. – Минск, Научное издательство, 1999. Ihtik@ufacom.ru.

[2] История философии. Энциклопедия. – Минск, «Интерпрессервис», 2002. с.876.

[3] Философский энциклопедический словарь. Ihtik@ufacom.ru.

[4] История философии. Энциклопедия. – Минск, «Интерпрессервис», 2002. с.877.

[5] Лега В.П. Лекции по истории философии. Часть II. – Москва, ПСТБИ, 1999. с. 11.

[6] Философский энциклопедический словарь. Ihtik@ufacom.ru.

[7] История философии. Энциклопедия. – Минск, «Интерпрессервис», 2002. с.878.

[8] Лега В.П. Лекции по истории философии. Часть II. – Москва, ПСТБИ, 1999. с.65.

[11] Хрестоматия по философии. Учебное пособие для ВУЗов / под ред. проф. Кохановского В.П., проф. Яковлева В.П. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. с.328.

[12] Лега В.П. Лекции по истории философии. Часть II. – Москва, ПСТБИ, 1999. с.70.

[18] Лега В.П. Лекции по истории философии. Часть II. – Москва, ПСТБИ, 1999. с. 133.

[22] Лега В.П. Лекции по истории философии. Часть II. – Москва, ПСТБИ, 1999. с.137.

Источник

в) Философия

Свои воззрения на философию и ее историю Гегель изложил в «Лекциях по истории философии».

Философию Гегель определяет как мыслящее рассмотрение предметов. Это значит, что философия ставит своей основной целью разработку логических категорий и подведение под них эмпирических данных. У Гегеля явно обнаруживается тенденция поставить философию над специальными знаниями, изобразить ее как «науку наук».

Гегель впервые поставил вопрос о связи философии с современной ей эпохой, с историческими условиями, с государством, культурой, искусством. А поскольку исторические условия меняются, то претерпевают изменения и философские теории. К философии, следовательно, нужно подходить исторически. Так возникает у Гегеля концепция истории философии.

Без преувеличения можно сказать, что Гегель первый подошел к философии исторически и тем самым поставил вопрос об истории философии как науке.

Рассматривая вопрос о понятии истории философии, Гегель отмечал наличие в этом понятии противоречия: философия стремится познать истину, т. е. нечто неизменное, а история дает нам изображение ряда минувших образов познания.

В целях разрешения этого противоречия Гегель вводит понятие развития и понятие конкретного. Развитие есть движение от потенциального состояния к актуальному; конкретное — это «единство различного», «единство различных определений» (8, IX, стр. 29, 30). Отсюда делается важнейший вывод: «…история философии есть по своему существу внутренне необходимое, последовательное поступательное движение» (8, IX, стр. 40). История философии есть, следовательно, закономерный процесс развития, а не простой перечень различных мнений. Все философские системы необходимо внутренне связаны.

Каждая философская система есть изображение особенной ступени в процессе развития идеи, т. е. ограничена историческими условиями познания и в то же время содержит момент абсолютного. Следовательно, история философии представляет собой поступательное движение к абсолютной истине.

Философию, таким образом, Гегель рассматривает как находящуюся в становлении. В этом становлении она выкристаллизовывает одну категорию за другой. Этот процесс кристаллизации воплощается в закономерно сменяющих друг друга философских системах. Каждая философская система, по Гегелю, постигает какую-то одну из ступеней абсолюта и выражает ее в какой-либо категории, центральной для данной философской системы. Всякое новое философское учение выдвигает не только новый, но и более высокий и конкретный принцип. Преодолевая недостатки предшествующего философского учения, новая система сохраняет ее рациональные моменты и более глубоко и обстоятельно раскрывает абсолютное. Поэтому философские системы прошлого не опровергаются полностью, а опровергаются лишь их односторонние выводы, их претензии на окончательное определение абсолюта; их же рациональное содержание сохраняется и входит в более высокую философскую систему.

Все эти соображения Гегеля, имеющие глубокий смысл, опираются у него на идеалистическую основу. Действительный историко-философский процесс идеалист рассматривает как следствие деятельности духа. У него субъектом и объектом познания выступает сам дух, развивающийся в силу лишь внутренних противоречий. Это как раз и вносит искажения в понимание Гегелем истории философии как в целом, так и в частностях. Гегель, например, упрощенно понимает прогресс в истории философии. Упрощение вопроса объясняется тем, что у Гегеля связь философии с эпохой представляется слишком прямолинейно. На самом деле эта связь опосредствуется классовой борьбой, развитием конкретного знания, философской традицией и т. д., у Гегеля же эпоха находит прямое адекватное выражение в философской мысли.

Явно искажает Гегель и отношение логического и исторического, объявляя логическое первичным.

Многочисленны извращения у Гегеля и по частным вопросам истории философии. Он фиксирует свое внимание на истории идеалистической диалектики. Материалистические тенденции в развитии философской мысли он или полностью игнорирует, или же фальсифицирует их. В силу националистических предрассудков Гегель принижает философию народов Востока. Стремясь подогнать системы философии под категории своей идеалистической логики, он часто искажает хронологию. Однако в идеалистически извращенной форме философ в общем правильно поставил вопрос об истории философии как закономерном процессе, который представляется ему в виде поступательного развития по кругам. Эту идею Гегеля неоднократно отмечает В. И. Ленин.

Заканчивается история философии Гегелем тем, что свою философскую систему он объявляет конечным пунктом развития философской мысли. Им самим провозглашенный принцип развития, таким образом, разбивается о его догматическую систему.

Это противоречие между системой и методом Гегеля было подмечено классиками русской философии. Социальную и гносеологическую основу этого противоречия вскрыли основоположники марксизма-ленинизма.

По выражению Энгельса, философская система Гегеля является «колоссальным недоноском». Содержащиеся в ней «рациональные зерна» могли быть спасены только путем коренной ее переработки. Труд по коренной переработке гегелевской идеалистической диалектики осуществили основоположники марксизма-ленинизма.

Читайте также

Философия

Философия Оганян приходит в гости к Всеволоду Лисовскому, начинает осматривать книги, стоящие у того на книжных полках.— Ильенков? Это кто? Философ? Дай почитать!— Да на что он тебе? Марксист-шестидесятник с человеческим лицом, ни то, ни се, давай я тебе лучше

в) Философия

в) Философия Свои воззрения на философию и ее историю Гегель изложил в «Лекциях по истории философии».Философию Гегель определяет как мыслящее рассмотрение предметов. Это значит, что философия ставит своей основной целью разработку логических категорий и подведение

Философия возможностей

Философия возможностей Весной 1887 года Никола Тесла впервые встал на путь свободного предпринимательства. Начальный капитал изобретателя составляли права на патенты, число которых росло день ото дня. Американская модель организации бизнеса предполагала множество

ФИЛОСОФИЯ РУГАТЕЛЬСТВ

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ От философии русского космизма у многих людей (даже и представителей науки, особенно — западной) может закружиться голова. Ибо объектом исследования здесь в прямом смысле слова становится бездна — бесконечность и вечность Вселенной. В конце XX —

Философия

Философия Любовь к философии пришла к Альберту Швейцеру из книг. Он с одинаковым увлечением читал Диогена Лаэртского (III век н. э.) и сочинения Гёте. Получив прекрасное философское и теологическое образование, он по кирпичику начал строить свою философскую систему. Он

«ФИЛОСОФИЯ БОМБЫ»

Философия

Философия Как защититься от риска в бизнесе, чтобы чувствовать себя спокойно? Сейчас открою вам очень большой секрет. Никак. Бизнес — это постоянный риск и ответственность. Это не только способ зарабатывать на жизнь, но и сама философия жизни — поуправлению рисками,

ФИЛОСОФИЯ ОКЕАНИИ

ФИЛОСОФИЯ ОКЕАНИИ В письме, посланном 23 июля 1944 года Камуэну, Матисс вспоминает благословенные дни в Марокко и в Океании. Теперь он знает кое-что о мадам Матисс и Маргарите; однако его продолжают беспокоить молчание сына Жана и неизвестность о судьбе Альбера

IV. Философия

IV. Философия Были люди, которым хотелось бы, чтобы Сент-Экзюпери удовольствовался тем, что он писатель, небесный путешественник, и они говорили: «Зачем он постоянно пытается философствовать, когда он отнюдь не философ». А вот мне как раз нравится, что Сент-Экзюпери

Философия Паскаля

Философия Паскаля Паскаль не оставил после себя ни одного цельного философского трактата, тем не менее в истории философии он занимает вполне определенное место. Его миросозерцание, кажется, всего точнее может быть определено как христианский скептицизм. В истории

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ Велик перечень научных достижений Вернадского. Учение о биосфере, о геологической деятельности живых организмов и человеке. Учение о природных водах; история минералов и химических элементов земной коры; анализ сущности симметрии и времени; исследования

Философия познания

Философия познания Некогда богословы обсуждали: может ли Бог создать камень, который сам не в силах поднять? Всемогущий способен сотворить глыбу любого веса. Хотя, обладая всемогуществом, Он должен справиться с любой тяжестью…Логического решения эта умозрительная

Философия

Философия Если спросить современного человека, кем был Аристотель, то с наибольшей вероятностью последует ответ — «философом». Действительно, в нашем сознании Аристотель прежде всего философ. Но хочется еще раз отметить, что слово «философ» древними греками понималось

5. Философия

5. Философия Когда 1 апреля 1922 года я получил кафедру, став ординарным профессором философии в Гейдельберге, мне казалось, что я еще не готов к этому — по моим собственным меркам. Я стал заниматься изучением философии более основательно. Вопреки своим прежним планам, я

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *