Изолированный ребенок в группе что делать

Работа с изолированным ребёнком

Что же делать с изолированным ребенком? Можно ли как-нибудь повысить социометрический статус школьника?

• Прежде всего, постарайтесь найти какие-нибудь достоинства в ребенке и отметьте их перед классом. Для себя попробуйте его негатив обратить в позитив, например, можно думать, что он «не упрямый осел, а крепкая скала».

• Дайте изолированному посильное поручение, с которым он непременно хорошо справится. Отметьте его хорошую работу перед всем классом, подчеркните значимость ребенка в классном коллективе. Время от времени отмечайте его реальные достоинства и личные успехи.

• На условиях взаимной симпатии определите его в пару, в микрогруппу для выполнения общего дела. Это может быть организация групповой работы на уроке, взаимопомощь при выполнении домашнего задания, выпуск газеты, сбор материала к выставке, подготовка к празднику, походу, экскурсии, коллективное домашнее задание. Отметьте идеи, старание и вклад участников этой группы в жизни класса.

• Используйте в работе с детьми интерактивные игры, которые ближе знакомят детей друг с другом, дают эффект единения с группой, выводят из ощущения одиночества. Игротерапия – лучшее лекарство для сплочения коллектива.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. В минуты неудач нам самим хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение? Почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его? Убережет ли это его от новых неудач? Научит ли противостоять трудностям?

Взрослые часто своими словами обижают ребенка. Негативные замечания и упреки обычно не имеют действия и приводят ребенка к выводу, что все равно все будет не так, и незачем стараться. С. Кривцова в своей работе «Учитель и проблемы дисциплины» предлагает пошаговую стратегию психолого-педагогической поддержки ученика. Призываю всех педагогов к неукоснительному соблюдению этих требований. Психологи обещают потрясающий эффект!

А поддержать ребенка можно

• словом («красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай, мне нравится, я рада за тебя»),

• прикосновением (дотронуться, обнять),

• физическим соучастием и совместными действиями (быть рядом, слушать, есть за одним столом, играть вместе, идти за руку),

• выражением лица (улыбка, кивок, смех).

Кроме стратегии психолого-педагогической поддержки ребенка в условиях школьного обучения, есть общие правила эффективного общения взрослого и ребенка. Вы можете читать их каждую свободную минуту, носить их с собой, вешать на стену, пробовать заучивать наизусть и все равно не запомните. Надо пробовать их в действии, рано или поздно это изменит ситуацию к лучшему, а то, что удается, как раз и легче запоминается.

Источник

Памятка для педагогов «Работа воспитателя по повышению статуса малопопулярного ребёнка в группе сверстников»

1 шаг.

Выявление малопопулярного ребёнка.

2 шаг.

— личностные особенности ребёнка (застенчивость, гиперактивность, агрессивность, вспыльчивость и др.);

— низкий уровень развития игровых умений и навыков (мал запас знаний об окружающем, неумение соблюдать правила, при распределении ролей требует для себя только главные роли, не умеет согласовывать свои действия с партнёрами по игре, не умеет проигрывать и др.);

— низкий уровень коммуникативных навыков (не умеет договариваться, найти компромисс, неумение ребёнка встать на место другого и др.);

-низкая или завышенная самооценка ребёнка;

— неопрятность ребёнка (хронический ринит, энурез);

— негативное влияние семейного воспитания (гиперопека, авторитарный стиль воспитания, физические наказания и др.);

— перенос предвзятого отношения педагога к малопопулярному ребёнку на мнение остальных детей в группе (частые замечания, иногда – несовместимость темпераментов ребёнка и педагога (меланхолик – холерик, наличие у воспитателя «любимчиков», высмеивание ребёнка при свидетелях и др.);

— конфликтные отношения педагога с родителями малопопулярного ребёнка.

— пересмотреть своё отношение к ребёнку, попытаться найти в ребёнке (в поведении, общении) положительные качества, опираться на них при педагогическом воздействии. «Опираться на положительное, а не бороться с отрицательным». При необходимости ознакомиться с литературой, попросить совета у коллеги, которая имеет положительный опыт по данной проблеме. Относиться к родителям малопопулярного ребёнка с уважением. Верить в позитивные, быть может, не быстрые изменения ситуации.

С ребён ком

— подчёркивание положительных качеств ребёнка, поощрение положительных моделей поведения;

— приёмы «Звезда недели», «Выставка достижений», «Копилка добрых дел»;

— составить план работы с ребёнком (система игр, этюдов, игровых ситуаций в зависимости от проблемы – агрессивность, застенчивость и др.)

— обучение ребёнка игровым навыкам, ненавязчивая помощь педагога в организации игры (вхождение в игру, развитие сюжета, при возникновении конфликтных ситуаций и др.)

— разыгрывание ситуаций общения, помощь в нахождении способов решения конфликтной ситуации (разучивание считалок, мирилок и др.)

С родителями

— беседа с родителями (без свидетелей, обязательное акцентирование на положительных качествах ребёнка и тактичное указание на то, что тревожит педагога; превращение родителей в своих союзников и др.);

— диспетчерская деятельность (предложить посетить психолога, при необходимости – лор-врача или детского невролога).

— информация в родительском уголке по нужной тематике;

— информация в «В контакте» своей группы детского сада;

— «День открытых дверей»;

— видеозапись свободной игровой деятельности;

— игровые тренинги родителей и детей;

Индивидуальный план работы воспитателя на межаттестационный период по повышению профессионального уровня Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня Муталиповой Эльмиры Сеитибрагимовны, воспитателя.

Основные направления работы старшего воспитателя по повышению компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО «Правильно организованное обучение ведёт за собой развитие». Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное.

Памятка для педагогов «Проведение родительских собраний» Памятка для педагогов Родительские собрaния: Могут быть организационными (обсуждение задач на новый учебный год, тематическими (посвящены.

Памятка для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Памятка для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы.

Памятка для воспитателя по обучению грамоте 1. АЛФАВИТ. В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим. Гласных звуков – 10, согласных звуков.

Памятка для воспитателя (при адаптации ребёнка к условиям Доо …) Памятка для воспитателей при адаптации ребенка к условиям ДОО. Необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка.

Изолированный ребенок в группе что делать. Смотреть фото Изолированный ребенок в группе что делать. Смотреть картинку Изолированный ребенок в группе что делать. Картинка про Изолированный ребенок в группе что делать. Фото Изолированный ребенок в группе что делатьМастер-класс для педагогов ДО по повышению профессионального мастерства 1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА Чем нам здесь предстоит заниматься? Какую пользу это нам принесет? 2. ЗНАКОМСТВО (Цветные листочки, фломастеры) Участники.

Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ «Детский сад № 269» Старший воспитатель Потешонкова Е. А. В настоящее.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по повышению речевой компетенции детей средней группы Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «В гостях у Лесовичка» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная,.

Источник

Преодолеваем социальную изоляцию ребенка

Советы о том, как помочь ребенку справиться с социальным отчуждением и вырасти сильным человеком

Изолированный ребенок в группе что делать. Смотреть фото Изолированный ребенок в группе что делать. Смотреть картинку Изолированный ребенок в группе что делать. Картинка про Изолированный ребенок в группе что делать. Фото Изолированный ребенок в группе что делать

«Мама, почему Петя и Вася не разрешают мне играть с ними?». Слезы стоят в глазах ребенка, боль неприятия проявляется в каждой маленькой складочке у него на лбу и в дрожи его нижней губы…

В такие моменты родителям важно напоминать самим себе о том, что они не смогут находиться рядом с ребенком каждый раз, когда он будет испытывать отторжение и социальную изоляцию. Роль родителя должна заключаться в том, чтобы помочь ему подготовиться к таким ситуациям, а не решать проблемы ребенка вместо него.

Дело мастера боится, а практика ведет к совершенству

Для многих детей самоутверждение – сложная задача. Родители могут использовать ролевые игры в безопасной обстановке дома, чтобы помочь детям практиковать разные реакции на ситуацию «Мы не хотим с тобой играть!».

Дети порой считают, что им необходимо защитить собственное пространство, и могут отвергать другого ребенка, не думая. Нападение, агрессия – это просто их защита. Если мы сможем дать нашим детям инструменты, чтобы противостоять нападению в позитивном ключе, это поможет сломать барьеры в общении и обеспечит ребенку доступ к группе сверстников.

Уважительный ответ, бесспорная аргументация – очень действенные инструменты, и ролевые игры – это отличный способ изучить технику эффективного разрешения конфликтов. Вот несколько примеров правильной реакции детей на социальное отчуждение.

И только преднамеренно недоброжелательный или очень самоуверенный ребенок сможет отвергнуть сверстника после таких ответов. Практикуя подобные ответы дома с родителями, ребенок научится уверенно использовать их в реальных жизненных ситуациях.

Если малыша и после этого будут отвергать сверстники, нужно научить его уходить с высоко поднятой головой. Но самое главное, ребенок будет делать это, оставаясь верным себе и зная, что он вел себя позитивно и открыто – и проблема не в нем. Его самооценка будет расти, несмотря на конечный результат. (В этом ему тоже может понадобиться помощь родителей.)

Повышение самооценки ребенка

Социальное отчуждение бьет по уверенности человека в себе в любом возрасте. Но дети со здоровой самооценкой лучше подготовлены к тому, чтобы переносить обиды и двигаться дальше. Развитие внутренней силы – это один из лучших способов помочь ребенку подготовиться к подобным жизненным ситуациям.

С этой целью специалисты советуют просто более тщательно выбирать слова, которые мы используем в общении с детьми. Такие простые действия родителей, как избегание негативных ярлыков, оскорблений и позитивная реакция на конкретные действия и ситуации вместо общих фраз типа «Ты очень умный!», формируют у детей ощущение собственной ценности.

Отправляя позитивные посылы детям в ежедневных взаимодействиях, мы не только укрепляем нашу связь с ними, но и помогаем им развивать крепкий внутренний стержень собственного достоинства и уверенности в себе. С таким стержнем дети смогут черпать силы в самих себе, когда им придется сталкиваться с неизбежными проблемами, которые жизнь бросит на их пути.

Поощряйте самоанализ

Речь идет не о том, чтобы побуждать детей брать на себя вину за свое социальное отчуждение. Важно научить их объективно анализировать то, как окружающие люди воспринимают их. Это важный жизненный навык детей, который необходимо развивать, поскольку он стимулирует личную ответственность и эмпатию.

Вот несколько способов того, как мы можем поощрять детей размышлять о собственной роли в социальных ситуациях и помогать им работать над своей привлекательностью в глазах окружающих. Важность того или иного из представленных советов зависит от возраста ребенка, вовлеченного в ситуацию:

Работайте вместе с ребенком, чтобы помочь ему идентифицировать любой из этих внутренних факторов. Если ему еще сложно сделать это, спросите малыша, есть ли дети, с которыми он не всегда хочет играть и почему, а затем спроецируйте ответ ребенка на него самого. После этого помогите малышу определить способы, как он может изменить свой образ и отношение к себе окружающих.

Однако не все факторы ребенок сможет или захочет изменить. Вот еще два ключевых фактора:

Работа с этими факторами требует иного подхода. Если ваш ребенок, к примеру, носит очки или ваша семья отличается от семей его сверстников, вам необходимо научить его понимать различия между людьми, ценить и принимать их. Позитивное отношение и себялюбие создают внутренний мир и силу, которую трудно победить.

Развитие жизнестойкости

Даже самая высокая в мире ассертивность, самооценка и самоанализ не изменят тот факт, что ребенок периодически может подвергаться социальному отчуждению. Это будет ранить и обижать его, поэтому нам нужно помогать малышу развивать жизнестойкость как инструмент борьбы с трудностями. Вот несколько советов по этому поводу:

Управление эмоциональными последствиями социального отчуждения

Когда наших детей исключают, бросают, их эмоции могут накалиться до предела. Родителям очень важно не оставлять без внимания невидимые раны, которые дети могут носить в себе, и вооружать их инструментами для борьбы с болью души. Эту боль нельзя оставлять на волю случая, и важно ежедневно оказывать детям эмоциональную поддержку.

Эмоциональная поддержка родителей демонстрирует детям, что их чувства являются здоровыми, нормальными и управляемыми. Важно демонстрировать ребенку, что вы, безусловно, принимаете его самого и все его эмоции, наделять малыша силой, жизнестойкостью и уверенностью в своих эмоциях. Когда дети растут, принимая свои эмоции, они способны лучше контролировать их и реагировать на неблагоприятные ситуации.

Вот хороший пример эмоциональной поддержки девочки, которую подруги не взяли с собой в игру на детской площадке. Вместо того чтобы предлагать ребенку исправить ситуацию, мать просто сказала: «Ты злишься потому, что для тебя не нашлось места в игре, и это задевает твои чувства».

Так мать эффективно дала понять дочери, что расстраиваться нормально, и после того как девочка выплакалась, поддерживаемая словами матери «Плакать это нормально», она смогла перебороть свои чувства и начать диалог с мамой о важности присоединения – в ее собственное время и с позиции внутренней силы и независимости.

Социальное отчуждение и буллинг

Это два совершенно разных отношения, и важно чтобы ребенок учился определять разницу между ними. Буллинг (травля, запугивание) связан с властью, влиянием и доминированием. Буллинг предполагает постоянные и намеренные попытки причинить физическую и/или эмоциональную боль.

Социальное отчуждение может быть формой буллинга, но зачастую это просто вопрос предпочтений и выбора другого ребенка. Социальное отчуждение принимает форму буллинга тогда, когда ребенка исключают из группы сверстников нарочно, намеренно и когда один ребенок подговаривает группу детей не дружить с другим ребенком.

Когда ребенок хочет поиграть с детьми в футбол, а ему не дают, мотивируя это тем, что в командах уже нет свободных мест, это называется «намеренным отчуждением», в результате которого ребенок чувствует грусть и обиду. Это не буллинг.

А когда на следующий день вашего ребенка не берут в команду по тем же причинам, а другому малышу предлагают заменить одного из игроков команды, граница между буллингом и социальным отчуждением стирается.

Очень важно проводить с детьми беседы о том, что представляет собой буллинг, чтобы они могли распознать его в случае необходимости, но так же важно предоставлять детям инструменты, чтобы они могли справиться с болью и обидой, когда их просто оставляют, бросают, исключают по той или иной причине.

Вот несколько полезных примеров плана действий, которые обобщают все вопросы, затронутые в этой статье.

Двухминутный план действий для родителей

Ежедневные взаимодействия с детьми предлагают широкие возможности для подготовки их к борьбе с социальной изоляцией:

Долгосрочный план действий для родителей

Источник

Проблема: «Принятие изолированных детей в классном коллективе. Комплексный подход в работе».

Педагог-психолог МАУОС СОШ №48

Герасимова Татьяна леонидовна

Проблема: «Принятие изолированных детей в классном коллективе.

Комплексный подход в работе».

« Если каждый классный руководитель, сделает всё от него зависящее для того, чтобы вверенный ему класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, это сделает его чуточку счастливее в этом мире».

Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования классного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса», показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри классного коллектива.

К сожалению, в каждом классе есть изолированные подростки, их процент, к счастью, не достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением. Они зачастую агрессивны, неуравновешаны, склонны к антисоциальным поступкам. Своим поведением такие дети пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы можно разделить на две группы:

— подростки с высокой самооценкой, высокие притязания на признание и стремление к лидерству. Трудности в общении со сверстниками, у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе;

— подростки неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Как правило, они удовлетворены своим положением в группе, так как данная группа не является для них референтной, либо среди ведущих мотивов не диагностируется мотивации на общение.

Изолированные подростки, как правило демонстрируют агрессивность, они подозрительны, зависимы, недружелюбны. Их агрессия носит оборонительный характер.

Зная особенности взаимоотношений подростков с разным социометрическим статусом в классе можно выстраивать эффективную коррекционно – развивающую работу, направленную на решение проблем взаимоотношений подростков со сверстниками, в решении личностных проблем (низкая самооценка, неуверенность в себе и т.д.), повышение способности к социальной адаптации, оптимизации процесса социализации подростка, его личностного и профессионального самоопределения.

Ребенку-изгою очень трудно войти в коллектив, стать одним из них. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям-изгоям надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет его от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

Психологические особенности детей-изгоев:

– ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;

– дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.

Причины отверженности подростков:

– высокая активность в учёбе, нередко она воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение;

– ситуация, когда в связи с теми или иными социальными обстоятельствами индивидуального развития ребенок на предшествующих этапах онтогенеза не “отработал” в необходимой мере “игровой период”, то есть когда игра, развивающие ресурсы которой не были задействованы в полной мере ранее, выходит на первый план, по сути дела, становится ведущей психико-развивающей деятельностью;

– низкий социоэкономический статус;

– когда ребёнок попадает в класс, где лидирует развлекательно-разгильдяйская группа.

Так же важную роль в становлении взаимоотношений ребёнка со сверстниками играют способы воспитания детей родителями. Можно выделить несколько типичных ошибок.

Первая – считают своего ребёнка всегда правым.

Вторая – вмешательство в отношения детей, когда их “не просят”, когда для этого нет веских оснований.

Третья ошибка родителей в воспитании своего ребёнка состоит как раз в том, что под видом совета они навязывают ребёнку свой опыт, своё мнение, свои представления о том, как надо действовать.

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, обучающихся и родителей.

Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

— Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.

— Работа с классом в целом.

— Работа с отвергаемым ребёнком.

— Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).

Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации. Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из–за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока, и он заменяется более важным, отменяется какое-либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относиться к отдельным одноклассникам.

Взаимодействие родителей «ребенка-изгоя» с остальными родителями. Совместные мероприятия «Родители + дети»

Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками), педагогами и родителями.

Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт. Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

Родителям следует разобраться, что стало причиной непопулярности их ребенка и попытаться ее устранить. Может, ребенок выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Следует заинтересовать каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалиста. Недооценивает себя? Необходимо помочь ему обрести уверенность в своих силах и способностях. Родители должны подчеркивать достоинства своего ребенка при каждом удобном случае. Не скупиться на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывать, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.

Внеурочные мероприятия по интересам подростков (кино, дискотека)

Учитель должен в обязательном порядке пресекать травлю кого-бы то ни было в детском коллективе.

Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива.

Источник

Изолированный ребенок в группе что делать

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Изолированные дети: почему и как помочь…

В детских коллективах отмечается четкое распределение ролей:

— активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

— агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

— дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

— дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);

— эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

— максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

Зачинщиков отличает следующее:

—высокая самооценка и высокий уровень притязания;

-стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы

почувствовать себя значимым, быть в центре внимания;

-стремление добиться справедливости.

— большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

— некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

— кто-то принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в догонялки).

— часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

— небольшой процент преследователей таким образом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников.

несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны;

-конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил);

-не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других);

-часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания);

-эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»);

-не уверены в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса);

-трусливы и озлоблены.

Действительно, в жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Скорее всего подвергнется нападкам и насмешкам ребенок:

— с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.)

— страдающие энурезом или энкопрезом

— не умеющий за себя постоять

— часто пропускающий занятия

— неуспешный в учебе

— слишком опекаемый родителями

— не умеющий общаться

Психологические особенности жертвы:

● могут отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешны, нежели их одноклассники (н-р, по количеству друзей в классе, по успехам в учебе и т.д.). При этом предполагают, что окружающие их недооценивают (родители или учителя считают их менее успешными в учебе или имеющими меньше друзей, чем на самом деле).

Исследования американских психологов показали, что детей с адекватной самооценкой сверстники обычно принимают с большей готовностью, чем тех, у кого самооценка слишком высокая или сниженная.

● дети-жертвы часто подчеркивают свое неприятие школы, отмечают, что их дразнят, обижают одноклассники.

● в проективных тестах часто описывают происходящее как ссоры со сверстниками, обиды, непринятие героя в игру. Даже ситуации взаимодействия сверстников, оцениваемые большинством детей как положительные («играют вместе, смеются»»), дети-жертвы описывают как отрицательные («ругаются, ссорятся»).

● отвергаемые дети сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами. Они часто отрицают собственную ответственность, не испытывают чувства вины за происходящее, выказывают высокую степень защитной агрессии, направленной вовне и не пытаются найти выход из ситуации. Не умеют адекватно реагировать на неприятности в жизни.

○ травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель:

месть, развлекаются и т.п.).

○ активное неприятие ( возникает в ответ на инициативу, исходящую от

жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит,

делают его козлом отпущения).

○ пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях

(когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту,

дети отказываются: «С ним не буду!»).

○ игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не

замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы.

Типы отвергаемых детей: «Любимчик», «Прилипала», «Шут» или «козел отпущения», «Озлобленные», «Непопулярные », « Агрессоры», «Ябеды».

Клички и дразнилки

— привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение.

М.В.Осорина : «Обзывание – это всегда испытание детского Я на психологическую прочность». Это неизбежное явление в процессе формирования группы, когда выясняется кто и на что может в ней претендовать.

В 1980 году американский психолог Ром Харе и его коллеги провели в США, ряде европейских и арабских стран исследование, посвященное роли кличек в детском сообществе. Обследовав около тысячи детей в возрасте от 5 до 15 лет, они пришли к выводу, что одна из главных причин присвоения кличек состоит в желании отделить «своих» от «чужих». Детей, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. «Иметь кличку – это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным».

Клички- обзывательства (Толстый, Сопляк и т.д.) могут присваиваться лидерами групп, чтобы показать, какими не надо быть. Обладатели подобных кличек становятся примерами нарушения стандартов или норм данной группы. С помощью кличек дается понять, что приемлемо в их сообществе, а что нет. Прозвища «Тупой» или «Пугало» получают не обязательно самые глупые или неаккуратные дети в группе, но те, кто добровольно сносит унижение, являясь символом детской жадности, неряшливости или лени.

Клички, понятные только посвященным, позволяют детям почувствовать свою обособленность, передать секретную информацию, неизвестную даже тем детям, к которым эти клички относятся.

Давать друг другу клички дети учатся у взрослых.

Основные причины обзывания детьми друг друга:

агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника)

желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих)

— игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к

себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять)

— провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится

таким образом спровоцировать его на активные действия, н-р, заставить его

погоняться за собой, побороться, принять вызов)

— шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить

— самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию)

месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; так же поступает от зависти).

— никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания)

— не поддаваться на провокацию

— не позволяйте собой манипулировать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *