Известно что бобовые растения повышают плодородие
Известно что бобовые растения повышают плодородие
Задания с развернутым ответом
Линия вопросов 22
Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)
(Приведены типовые задания ФИПИ)
1. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
1) Заключенная в органических веществах энергия в каждом звене пищевой цепи расходуется на процессы жизнедеятельности.
2) Часть энергии рассеивается в виде тепа или не усваивается организмом.
2. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блоки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консументов II порядка в составленной цепи и объясните с вой выбор.
1) Листья репы – крестоцветные блоки – лягушка – уж – хорь.
2) Консумент II порядка – лягушка, так как она питается консументами первого порядка.
3. Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?
1) Увеличение численности растительноядных организмов.
2) Уменьшение численности растений, которыми питаются консументы первого порядка.
1) Вспышка заболеваний среди растительноядных рыб в отсутствии достаточного количества хищников.
2) гибель растительноядных рыб и зарастание (заболачивание) водоема.
4. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется.
2) За единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера, эта величина названа морганидой.
5. Поясните, почему горох посевной высевают на полях совместно с овсом.
1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.
6. Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.
1) Это пример квартиранства: стволы и ветви деревьев служат субстратом для прикрепления орхидей (деревья играют положительную роль в жизни орхидей).
2) Поселяясь на деревьях, орхидеи не приносят им вреда.
7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Какой из организмов исполняет роль консумента третьего порядка?
1) Листовой опад – дождевой червь – еж – лисица – орел.
2) консумент третьего порядка – лисица.
8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: сельдь, гренландский тюлень, одноклеточные водоросли, треска, мелкие ракообразные. Какой из организмов исполняет роль консумента четвертого порядка?
1) Одноклеточные водоросли – мелкие ракообразные – сельдь – треска – гренландский тюлень.
2) Консумент четвертого порядка – гренландский тюлень.
9. Почему в полевых агроценозах не рекомендуется из года в год использовать одну и ту же культуру?
1) При выращивании одной и той же культуры на поле истощается почва, так как растения избирательно поглощают вещества.
2) Увеличивается численность вредителей и паразитов этой культуры растений (увеличивается устойчивость вредителей к пестицидам).
10. Известно, что бобовые растения (клевер, горох, фасоль, чечевица и др.) повышают плодородие почвы. Объясните почему.
1) На конях бобовых растений поселяются клубеньковые бактерии.
2) Клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот, при этом почва обогащается соединениями азота.
11. В странах с мягким климатом можно увидеть зимой и весной деревья без листьев, на ветвях которых растет омела – растение, похожее на зеленый шар. Предложите способ, которым можно установить паразитический тип взаимоотношений между омелой и соответствующим деревом.
1) Экспериментальный способ – нужно срезать ветку с дерева с омелой и оставить на некоторое время.
2) Если омела завянет, то она – паразит и самостоятельно жить не может.
12. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 10 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Классы и семейства цветковых растений»
1. Определите класс цветкового растения. Ответ поясните. Назовите орган, обозначенный на рисунке цифрой 1, объясните его роль в жизни растения.
1) Класс Однодольные: дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система.
2) Цифрой 1 обозначено корневище.
3) Функция корневища – запасание веществ, расселение и вегетативное размножение.
2. Определите по рисунку, к какому отделу и какому классу относят изображенное растение. Какие признаки доказывают его принадлежность к этим отделу и классу? Назовите соцветие у данного растения, укажите название и характеристики плода.
1) отдел Покрытосеменные (цветковые) – наличие соцветия (цветка) и плода;
2) класс Двудольные – сетчатое (перистое) жилкование листьев, стержневая корневая система;
3) соцветие – корзинка;
4) плод семянка, сухой, односемянный
3. Какой орган растения на рисунке обозначен вопросительным знаком? Укажите его основные функции в жизни растения. Какому классу покрытосеменных можно отнести это растение? Ответ обоснуйте.
1) вопросительным знаком обозначен лист;
2) основные функции листа – фотосинтез (воздушное питание) и транспирация (испарение воды);
3) лист имеет перистое жилкование, корневая система стержневая – следовательно, растение относится к классу Двудольные
4. Известно, что бобовые растения (клевер, горох, фасоль, чечевица и др.) повышают плодородие почвы. Объясните почему.
1) на корнях бобовых растений поселяются клубеньковые бактерии;
2) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот, при этом почва обогащается соединениями азота
5. Определите, к какому отделу и классу относят изображенное растение. Приведите признаки отдела и класса.
1) Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Признаки – наличие цветка и плода.
2) Класс Двудольные. Признаки – стержневая корневая система, перистое жилкование листьев, две семядоли в семени.
6. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Отдел Покрытосеменные делят на классы Двудольные и Однодольные. (2) Для двудольных растений характерно наличие двух семядолей в семени. (3) У однодольных растений в стебле имеется кольцо камбия. (4) Мочковатая корневая система, как правило, характерна для двудольных растений. (5) Растения семейств Злаковые и Лилейные относят к классу Однодольные. (6) Растения семейств Розоцветные и Бобовые относят к классу Двудольные. (7) У двудольных растений, как правило, число частей цветка кратно трем.
7. Определите по рисунку, к каким отделу и классу относят изображённое растение. Приведите признаки этих отдела и класса, определяемые по рисунку.
1) Класс Однодольные, отдел Цветковые.
2) Признаки однодольных, определяемые по рисунку: одна семядоля в семени, параллельное жилкование листа, мочковатая корневая система, количество тычинок кратно трем.
3) Признаки цветковых, определяемые по рисунку: наличие цветка, плода.
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Покрытосеменные растения». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Растения отдела Покрытосеменные, в отличие от растений всех других отделов, характеризуются наличием цветков, плодов и семян. (2) Покрытосеменные растения подразделяются на два класса: Однодольные и Двудольные. (3) Принадлежность к классу определяется по количеству семядолей в зародыше семени и строению других органов. (4) У двудольных цветок, как правило, трёхчленного типа. (5) Представители двудольных растений: шиповник коричный, горох посевной, ландыш майский. (6) У большинства однодольных растений дуговое или параллельное жилкование листьев. (7) У однодольных формируется мочковатая корневая система.
1) 1 – покрытосеменные растения отличаются от растений других отделов наличием цветков и плодов, семена имеют растения отдела Голосеменные;
2) 4 – у двудольных растений цветок четырёх-пятичленного типа (у однодольных трёхчленного типа);
3) 5 – ландыш майский – представитель класса Однодольные
9. Назовите плод, разрез которого изображен на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют?
1) плод – зерновка;
2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ;
3) 2 – семядоля – транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени;
4) 3 – зародыш – дает начало новому растению
10. Чем растения класса двудольных отличаются от растений класса однодольных? Приведите не менее 4-х признаков.
1) у двудольных в зародыше семени две семядоли, у однодольных – одна;
2) корневая система двудольных, как правило, стержневая, а однодольных – мочковатая;
3) у двудольных листья простые и сложные, жилкование – сетчатое, у однодольных листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;
4) как правило, у двудольных цветки с двойным околоцветником, четырех- или пятичленные, у однодольных – цветки с простым околоцветником, трехчленные
Почему бобовые растения повышают плодородие почвы?
Замечательным свойством этих двудольных является то, что в их корнях обитают сапрофиты- бактерии, умеющие накапливать азот, обогащая этим полезным элементом и фасоли, и почву, наглядный пример симбиоза живых организмов и бактерий- паразитов- сапрофитов.
Вот небольшая характеристика семейства растений Бобовые (Мотыльковые).
Например: горох посевной, клевер красный, люпин, фасоль, люцерна и другие.
Жизненная форма: Кустарники и травы.
Формула цветка: ↑Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1.
Бобовые на планете представлены огромным разнообразием видов. Бобовые имеют важное значение в природе, в системе возделывания, как с/х культуры. Из самых распространенных можно назвать горох, бобы, люцерну, сою, вику, клевер, люпин и так далее.
Цветы бобовых очень разнообразны по расцветке, красивы, и имеют свои индивидуальные особенности в строении.
Т- тычинка, П- пестик, Ч- чашечка ( из чашелистиков), В- венчик, О- околоцветник (состоит из венчика и чашечки).
А цифры в формуле обозначают количество разных элементов в цветке.
Цветок бобовых культур напоминает мотылек, потому и называется мотыльковые, иногда его сравнивают и с корабликом.
Итак, формула цветка мотыльковых или бобовых растений выглядит так: Ч5 Л1+2+(2) Т (9+1) П1.
Ч и Л образуют околоцветник. Пять чашелистиков и пять лепестков. Лепестки не все одинаковые. Самый верхний- это парус, он значительно крупнее остальных. Ниже по бокам два- весла, а два нижних, сросшиеся, образуют лодочку.
Пестик- П- один. А вот тычинок 10, или 9+1, что означает, что 9 срослись, а одна осталась отдельно.
По типу цветки бобовых обоеполые, то есть и пестик и тычинки. По симметрии, цветки бобовых неправильные, то есть зигоморфными( возможно повести лишь одну вертикальную линию).
По количеству цветков могут быть и одиночными, с крупными лепестками, зачастую очень яркими и широкими. Но и в виде соцветий, которые могут быть в виде кисти, метёлки или головки.
Удобряем без химикатов. Бобовые сидераты
Плодородная почва — это залог здоровых, крепких растений и хорошего урожая. Одним из важных макроэлементов является азот. Он способствует быстрому росту культуры и наращиванию зелёной массы. Ежегодно огородники и садоводы вносят в грунт азотсодержащие удобрения: натриевую селитру, хлорид аммония, перепревший навоз… Бобовые сидераты также обогащают почву перечисленными элементами и улучшают её структуру. Это альтернатива химическим препаратам, концентрацию которых необходимо точно рассчитывать. Иначе, при избыточном внесении, нитраты будут накапливаться в сельскохозяйственных продуктах и могут стать причиной отравления.
Общая характеристика
«Зелёные удобрения» или сидераты — это экологически чистые удобрения, которые благоприятно влияют на почву. Высевают их до или после сбора огородных культур. Вегетативную массу используют для изготовления компоста, на корм животным или заделывают в грунт.
«Зелёные удобрения» или сидераты
Преимущество использования сидератов:
• улучшают структуру грунта;
• насыщают почву питательными веществами, макро- и микроэлементами, добывая их из воздуха или глубоких слоёв земли;
• некоторые виды отпугивают насекомых-вредителей — разносчиков болезней;
• препятствуют эрозии почвы.
В качестве сидератов используют растения различных семейств — крестоцветных, бобовых, злаковых, гречишных, сложноцветных, которых обогащают землю определёнными элементами и выполняют различные функции.
Бобовые сидераты — самые лучшие накопители азота в почве благодаря своей корневой системе. На их корешках есть клубеньки, в которых живут бактерии и поглощают азот из окружающей среды. В результате их жизнедеятельности элемент преобразуется в легкоусвояемые соединения, которыми питаются растения. А также они снижают кислотность грунта, обогащают его фосфором, делают более рыхлым и воздухопроницаемым.
Принципы использования
Бобовыми засевают любые типы почв — от лёгких песчаных до тяжёлых глинистых.
Подготовка участка для посадки
В зависимости от цели сидераты высаживают:
• на свободные грядки — для подготовки почвы для будущих посадок;
• в междурядья — для защиты культур от сорняков и вредителей, использования в качестве мульчи и предотвращения осыпания грунта.
На грядки сидераты сеют весной, перед высадкой рассады, летом — после уборки урожая для восстановления почвы. Землю хорошо рыхлят, делают бороздки и сеют семена, присыпая сверху землёй.
Осенью почву перекапывают и разбрасывают по ней семенной материал, а затем присыпают мульчей или компостом.
Под картошку семена сидератов высаживают в зависимости от региона в марте–апреле, и осенью за 1,5 месяца до похолодания. Всходы должны вырасти на 10–15 см в длину и успеть разложиться — в среднем этот процесс длится около четырёх недель. Если зелёной массы получилось очень много, не надо её всю вносить в почву. Это вызовет закисание растительных остатков. Часть удобрений запахивают на другие участки под остальные культуры.
Время и нормы посева
Бобовые высевают как весной, так летом и осенью — на протяжении всего вегетационного периода, учитывая особенности того или иного растения.
Посев семян в грунт
Весной сидераты быстро набирают зелёную массу и не дают сорнякам прорасти. Ранней весной обычно высаживают донник, сераделлу и вику.
Горох как сидерат лучше высаживать ранней весной с заделкой под озимые. При поздних сроках посева повышается риск поражения его болезнями или вредителями.
Летом и в начале осени после сбора урожая высаживают все бобовые для обогащения почвы азотом. Под зиму сеют озимую вику, клевер, кормовые бобы и люпин.
Норма высева бобовых сидератов:
• для засаживания 1 м² понадобится до 15 г семян люпина или 20 г гороха;
• клевера и донника берут по 2,5 г/ м² ;
Когда и как убирать
Перед посевом овощных культур ботву заделывают в почву за 2–3 недели: в тяжёлый грунт на глубину 6–8 см, в лёгкий — на 12–15 см. Скошенную зелёную часть оставляют для мульчи, которая при разложении обогащает почву питательными веществами. Под зиму срезанную ботву перекапывают вместе с верхним слоем почвы.
При высадке рассады сидераты необязательно скашивать. Лунки делают прямо в месте их роста. Таким образом, молодые растения будут защищены от неблагоприятных погодных условий. Через 2–3 недели зелёную часть срезают на высоте 5 см от поверхности земли и раскладывают по земле. Процедуру повторяют по мере отрастания надземной части бобовых до момента сбора урожая.
Заделка сидератов в грядку
Красивоцветущие и пахнущие многолетние растения — клевер, донник — оставляют подольше, чтобы привлечь на участок насекомых-опылителей. Растения, растущие в междурядье, срезают, пока они не переросли основные культуры, так как они могут задержать их рост.
Сидераты скашивают с помощью плоскореза, срезая стебли бобовых представителей на 5–6 см ниже уровня грунта. Затем высаживают овощные культуры как семенами, так и рассадой. Главное, скосить до образования семян, иначе бобовые быстро распространятся на участке и превратятся в простые сорняки, с которыми огородники ведут постоянную борьбу.
Для каких культур подходят
Бобовые являются лучшими предшественниками для картофеля, томатов, перца, клубники и земляники, бахчевых культур, огурцов. Однако их нельзя высаживать до и после своих родственников: фасоли, сои, чечевицы и прочих, поскольку повышается риск развития общих болезней и появления вредителей.
Поле засеянное соей
Воздействие на почву
Мощная система бобовых культур хорошо рыхлит и дренирует почву, вытягивает питательные вещества из более глубоких слоёв. Практически все представители этого семейства заглушают рост сорняков и защищают от нематоды. С паршой картофеля и корневой гнилью хорошо справляются горькие люпины алкалоидных сортов. К тому же, эти сидераты улучшают жизнедеятельность полезных бактерий и дождевых червей.
Особенности и свойства
Рассмотрим более подробно культуры бобового семейства, которые наиболее часто используются на участках в качестве сидерата.
Бобы кормовые
Клевер
Клевер — многолетнее растение, произрастающее на влажных слабокислых почвах. Как и все бобовые, он повышает питательность грунта, насыщая его органическими соединениями, азотом и минеральными веществами. Его корни препятствуют вымыванию и выветриванию, рыхлят землю, делая её воздухо- и влагопроницаемой. Семена высевают в марте–апреле или под зиму.
Клевер — многолетнее растение
При посеве в летний период необходимо обеспечить ежедневный обильный полив до достижения ростками 5 см. Растение заделывают в почву, как только на нём массово начнут образовываться бутоны. В этот время накапливается больше всего питательных веществ. Скашивают сидераты за 2–3 недели до высадки основных растений: томатов, баклажанов, картофеля, огурцов и капусты.
Горох
Вьющийся однолетник, который погибает при морозе, но выдерживает небольшое похолодание. Сеять на сидераты его надо на свободные грядки, не занятые овощными культурами, рядами. Расстояние между ними оставляют 15 см, что улучшает вентиляцию и снижает риск развития заболеваний. Горох является лучшим предшественником для чеснока и лука. Растение предпочитает увлажнённые нейтральные почвы, хорошо их рыхлит и дренирует, улучшает структуру, обогащает азотом. Зелень гороха скашивают на сроке молочной зрелости — это примерно через 2 месяца после посева семян или за три недели до посадки озимых культур. Посадки гороха лучше совмещать с люпинами или злаковыми культурами в качестве покровной культуры.
Вика мохнатая
Вика мохнатая или озимая — однолетнее вьющееся растение с быстрым ростом зелёной массы; она устойчива к низким температурам, восполняет недостаток азота и фосфора в земле, сдерживает рост сорной травы и препятствует эрозии почвы. Сеют ранней весной до высадки основных культур. Зелёную массу срезают в период цветения. Лучше всего вика растёт на нейтральных почвах. Это прекрасный предшественник для дайкона, свёклы, моркови, репы.
Люцерна
Многолетняя культура, предпочитающая слабощелочные почвы, тепло и влагу. Это самый требовательный представитель из бобовых. При недостатке влаги быстро зацветает, теряя зелёную массу. Этот сидерат снижает кислотность, насыщает грунт питательными компонентами и гумусом. Содержит природные вещества с антисептическим действием, поэтому посадив люцерну около культур, вы убережёте их от нематоды и сорняков. Скашивают её при появлении бутонов.
Донник
Выращивают как однолетник или двулетник. Растёт он на песчаных почвах и солончаках, переносит засуху и морозы. Цветки у него пахучие, привлекают на участок насекомых. Благодаря длинным корням, донник способен извлекать питательные вещества из глубоких слоёв земли. Высаживают его на грядки после сбора урожая и оставляют на зиму. Весной он снова отрастает. Скашивают донник перед бутонизацией. Он защищает растение — картофель, томаты, баклажаны, огурцы, кабачки, тыкву, отпугивая нематод и проволочника, восстанавливает почву.
Эспарцет
Многолетний медонос с ароматными цветками. Растение переносит засуху и морозы. В первый год активно наращивает корневую систему. Корни длинные и могут достигать в глубину 10 м. Благодаря этому, эспарцет приживается на тяжёлых и глинистых почвах. В последующие годы идёт прирост зелёной массы. Листья скашивают до цветения. Культура поднимает из глубоких слоёв почвы питательные вещества и переносит их ближе к поверхности, улучшает структуру грунта и делает его проницаемым для воздуха и воды.
Сераделла
Это теневыносливое холодостойкое растение. Её отличительной чертой является повышенное требование к влаге. В дождливое лето быстро наращивает зелёную массу даже на самых бедных, истощённых субстратах. Растёт на лёгких песчаных, хорошо увлажнённых почвах, не переносит грунты с повышенной кислотностью. Высевают её ранней весной и срезают 2 раза за сезон: в мае и конце лета.
Сераделла — теневыносливое холодостойкое растение
Люпин однолетний
Растение с прямым стеблем и мощными корнями. Медонос. Он цветёт синими, жёлтыми или белыми цветками. Люпин обогащает любую почву и восстанавливает её плодородную функцию. Не зря он считается альтернативой навозу. Растёт на песчаных почвах с разной кислотностью. Сеют его рано весной или осенью после уборки урожая. Через 7–8 недель зелёную массу срезают. Хорошо после него растёт клубника, представители паслёнового семейства и бахчевые. Они будут надёжно защищены от нематод и корневой гнили.
Бобовые сидераты — это экономически выгодный и безопасный способ восстановления плодородности почвы, насыщения её питательными веществами. Главное, подобрать правильную культуру, учитывая тип почвы и климатические условия, и своевременно поливать и скашивать растения.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Сельскохозяйственные палы губят плодородие почв
О том, как повысить плодородие почв, как предотвратить лесные пожары во время уборочной кампании, рассказал председатель комитета лесного хозяйства Курской области Василий Выводцев
— Василий Дмитриевич, как ученые оценивают естественное плодородие почв в Курской области?
— Примерно 90% продуктов питания человек получает от использования земельных угодий, и только 10% приходится на долю морской и речной продукции, дикорастущих ягод, плодов, грибов и фруктов. В настоящее время земельные ресурсы планеты подвергаются сильному выборочному воздействию, связанному с загрязнением их тяжелыми металлами, разными активными веществами, пестицидами, нефтепродуктами и т.д.
Повсеместно прогрессируют эрозионные процессы, ежегодно теряется около 1 млн га земельных угодий для нужд горнорудной промышленности, строительства, прокладки трубопроводов, размещения полигонов промышленных и хозяйственных отходов, около 5 млн га ежегодно переходит в пустыню.
Отчуждение земельных угодий приводит к тому, что площади сельскохозяйственных угодий, приходящихся на одного человека, заметно убывают, при этом сокращается количество производимой сельскохозяйственной продукции. Курская область располагает достаточно большими запасами сельскохозяйственных угодий. На одного жителя области приходится около 1,5 га земель. Однако исследования ученых показали, что за последние 50 лет произошло заметное снижение естественного плодородия почвенного покрова. Содержание основного компонента плодородия — гумуса — уменьшилось на 20—30%, сократилось количество подвижных элементов питания: азота, фосфора и калия.
— Что могут сделать сельхозпроизводители, чтобы снизить негативное воздействие на почву и сохранить ее плодородие?
— Исследования и практика показывают, что отходы зернового производства – солома — являются ценным органическим удобрением, при ее минерализации (разложении) образуется гумус и другие элементы питания. В странах Западной Европы десятки лет используют солому в качестве органических удобрений, имеется соответствующая технология ее внесения. Подобную технологию применяют отдельные сельхозтоваропроизводители и в нашей области. В структуре урожая зерновых доля зерна и соломы одинакова — 1:1. Простые расчеты показывают, что при урожае зерновых в 25 ц/га на полях области можно запахать около 2 млн т. соломы, что позволит существенно повысить плодородие наших почв.
— Как вы считаете, положительно ли влияет на плодородие почвы сжигание соломы и стерни? Увеличивается ли количество зольных элементов?
— Отдельные сельхозтоваропроизводители не понимают, что сжигание стерни и соломы приводит к выбрасыванию в атмосферный воздух громадного количества углекислого газа и других ядовитых соединений, что в определенной степени усиливает парниковый эффект, вследствие чего сокращается количество озона, нарушается экологическая ситуация.
Но самые негативные процессы протекают в почве. Корневая система сорняков проникает в почву на глубину свыше одного метра, они практически не погибают, так как воздействию огня подвергается верхний — 0—5—10 см — слой почвы, что приводит к уничтожению почвенных микроорганизмов, при этом затрудняется процесс минерализации и нормального функционирования почвенной биоты.
Установлено, что наибольшее количество микроорганизмов сосредоточено в верхнем, до 10 см, слое почвы. Сжигание соломы и другой травянистой растительности приводит к стерилизации этого слоя, погибают простейшие, дождевые черви — почвообразователи, божьи коровки и другие полезные насекомые. Нарушение пищевых цепей приводит к уничтожению микробиоценоза.
Поступление почвенного азота естественным путем происходит за счет микробиологической азотфиксации двумя группами микроорганизмов. Первая группа — свободноживущие азотобактер (индикатор плодородия), клостридиум и водоросли. Эта группа микроорганизмов выгорает, что останавливает поступление в почву азота из воздуха.
Вторая группа микроорганизмов — клубеньковые бактерии, живущие на корнях бобовых растений. Сжигание наземной массы растений также останавливает накопление азота.
При горении соломы нарушаются водно-физические свойства почвы, образуются многочисленные трещины, нарушается влагоемкость и водопроницаемость почвенного слоя.
— Что должны делать сельскохозяйственные производители, чтобы не допустить перехода огня с сельскохозяйственных полей в лесной фонд?
— Сжигание соломы очень опасно для зеленых насаждений (лесные защитные полосы), создающих микроклимат, выделяющих кислород, сдерживающих эрозионные процессы. По краям полей загорается травяной покров, дальше этот пал переходит в лесной фонд. В результате чего обгорает корневая шейка древесно-кустарниковых пород, приостанавливается их рост — возникают очаги скопления вредителей и возникновения болезней, а иногда и гибель всего насаждения.
Согласно постановлению правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме» перед созреванием колосовых культур хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть обкошены и опаханы полосой шириной не менее 4 метров, а уборка зерновых должна начинаться с разбивки хлебных массивов на участки площадью не более 50 гектаров. Между участками делаются прокосы шириной не менее 8 метров. Скошенный хлеб с прокосов немедленно убирается. Посредине прокосов делается пропашка шириной не менее 4 метров. Все сельхозтоваропроизводители обязаны соблюдать эти правила.
— Василий Дмитриевич, уборочная кампания в самом разгаре. Прибавилось ли в связи с этим забот у лесной охраны?
— Ежегодно в период уборки урожая у лесной охраны региона начинается «жаркая» пора — усиливается надзор за лесными участками, граничащими с полями сельскохозяйственного пользования, чтобы предотвратить угрозу перехода огня в лесной фонд. В свою очередь, лесопользователями региона принимаются профилактические противопожарные меры — создаются новые и подновляются уже имеющиеся минерализованные полосы, устанавливается наглядная агитация в лесах, проводятся беседы с местным населением. Но, несмотря на все это, ежегодно возникают многочисленные возгорания из-за значительной рекреационной нагрузки на леса и причина одна — неосторожное, а порой и халатно преступное обращение населения с огнем в лесу. Каждой весной и осенью полыхает сухая прошлогодняя трава по оврагам и балкам, на обочинах дорог, полосах отчуждения железнодорожных путей, на заросших полях. Пожар переходит в леса, в защитные лесонасаждения. В огне гибнут не только деревья, кустарники, травяной покров, но и все живое. Дым, гарь и копоть от пожаров ухудшает экологическое состояние атмосферы, повышает радиацию, оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека.
Уберечь природу, лес от огненной беды — наша общая задача. Давно известно, что любую чрезвычайную ситуацию, в том числе связанную и с лесными пожарами, легче предотвратить, чем потом с ней героически бороться. Охрана лесов, всегда была и остается важнейшей государственной задачей, и как следствие одной из основных задач лесоводов области.