Известно что маргинализация переход
Известно, что маргинализация, переход в новое соци альное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используют ся различны.
Тема в разделе «Напишите ЭССЕ», создана пользователем Olesia22.
Olesia22 неофит
Известно, что маргинализация, переход в новое соци альное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используют ся различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?
sometime ботан
Хех, уч. обществознания, 11 класс)
Нужно создавать новые рабочие места для всех, пускай не с самой высокой зарплатой, но стабильной. Сделать доступной переподготовку каждому. Да и в общем то все, мы на уроке с учителем пришли к тому, что этих мер достаточно
illjah учащийся
В какую из четырёх сфер общества входят: забота о престарелых, голосование на выборах, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра
shatenochka отличник
Забота о престарелых (социальная), голосование на выборах (политическая), борьба с безработицей (экономическая), межнациональные конфликты (духовная и социальная, смотря какой аспект рассматривать), сбор налогов (экономическая), посещение выставки или театра )духовная)
delphina почемучка
1)Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
2)Почему П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук является психическое взаимодействие?
3)Объясните характер описанных в параграфе социальных взамимодействий, используя текс Сорокина.
Документ
Размышления об обществе pyccкoгo социолога, ocнoвoпoложника отечественной и американской социологических школ п. А. Сорокина из книги «Человек. Цивилизация. Общество».
Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагaeм наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не coставляет. Значит, общество означает прежде вceгo coвoкупность нескольких единиц (индивидов, существ, ocoбей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д. ), но И предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в пpoцессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требуется еще, чтобы единицы взаимодействовали между собой.
. Все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) (тeорганические) взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые «органические) взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие цeнтры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.
natoolie профессор
Во многих странах для его смягчения используют ся различные средства : пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т.
Д. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?
Обществознания, 11 класс))
Нужно создавать новые рабочие места для всех, пускай не с самой высокой зарплатой, но стабильной.
Сделать доступной переподготовку каждому.
Да и в общем то все, мы на уроке с учителем пришли к тому, что этих мер достаточно.
Чем на ваш взгляд объясняется то что это определение не соответствует реальному поведению многих людей?
Глава государства поставил перед правителстом задачу снижение уровня безработицы в стране?
Глава государства поставил перед правителстом задачу снижение уровня безработицы в стране.
Какие из приведенных мер могут способствовать решению этой задачи?
Запишите ЦИФРЫ, под которыми они указаны.
1) увеличение станок налогообложения предприятий.
2) организация бесплатных курсов профессиональной переподготовки.
3) повышение размера пособий по безработице.
4) уменьшение экспорта промышленной продукции.
5) создание новых рабочих мест.
6) государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
Что на ваш взгляд означает термин «психологическая совместимость членов коллектива»?
Что на ваш взгляд означает термин «психологическая совместимость членов коллектива»?
Стресс и психологическая неудовлетворенность жтзньб обнаружены на одном и на другом.
Кто может помочь дайте характеристику беженцам и мигрантом?
Кто может помочь дайте характеристику беженцам и мигрантом.
Какой это вид безработицы?
Какой это вид безработицы?
Несоответствие структуры спроса и предложения на трудовые услуги, связанное с общим состоянием экономики страны Какой это вид безработицы?
Известно, что Homo sapiens — это Человек разумный?
Известно, что Homo sapiens — это Человек разумный.
Чем, на ваш взгляд, объясняется то, что это определение не соответствует реальному поведению многих людей?
В чём на ваш взгляд выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?
В чём на ваш взгляд выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?
Кокой на ваш взгляд социальный статус подростка?
Кокой на ваш взгляд социальный статус подростка.
Конечно нужно, без этого никак.
Изначально любое государство выполняло триединую задачу : управлять хозяйством и обществом ; оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
Может чтоб не было агрессии и общество не бунтовало. И люли жили ао правилам государства. Моё мнение.
Право совершать мелкие бытовые сделки, право самим разпоряжатся своими заработками, право обратиться в суд.
Человек является социальным существом, потому что он находится в социуме, обществе, взаимодействует с другими людьми. Окружающая среда играет роль вразвитии способностей человека.
Самоотчёт, в том числе в форме дневника. Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с эти..
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.
Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.
Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»
среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.
В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.
Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.
В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодетных семей.
■■Основные понятия:социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины:социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.
1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»? 3) Укажите три вида социальной стратификации. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер? 6) Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понимается под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.
2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения. Классы. яв
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос
паривают существующее распределение власти, преиму
ществ и других возможностей».
Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?
3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен
ства, как индивидуального, так и коллективного».
На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?
4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз
личия в позициях исследователей?
5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци
альные «лифты» существуют в современном обществе?
6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден
ции, медицины, образования, технические служащие и уп
равляющие).
Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?
7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.
Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?
8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще
ства на классы приписывается легендарному римскому ца
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-
чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.
Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.
Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вторых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.
Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий. Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества. Их основная черта — попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей.
На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.
Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоинства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.
§ 2. Социальные институты
каковы основные сферы жизни общества? Что такое потребность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе выполняют социальные нормы?
Когда мы произносим слово «институт», первое его значение, которое приходит на ум, — это высшее учебное заведение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». Понятие «социальный институт» существенно шире. Уже почти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называемый институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов.
В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях исследователи единодушны в том, что институты играют огромную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в современную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие — все более сложным.
Рассмотрим основные характеристики понятия «социальный институт».
Многогранность, сложность и одновременно целостность такого глубокого понятия, как общество, вызывает множество вопросов о его структуре, целостности и строении. Именно поэтому социология как наука появилась вместе с первым общественным строем. Развивающийся современный мир не дает изучающим его наукам остановиться на месте. С изменением условий жизни, труда, отдыха, вероисповеданий, с появлением возможности преодолевать огромные расстояния, возникают новые общественные явления, организации, группы. Все это становится объектом изучения, исследования и систематизации.
Относительно современным понятием является «маргинализации общества». Оно появилось в 20-е годы XX века в работах американских ученых. Его использовали для обозначения состояния мигрантов, создававших свои кварталы в американских городах из-за невозможности гармонично сосуществовать в новой для себя среде обитания.
Что понимают под этим термином?
Маргинализация – это явление, изучаемое социологической наукой и означающее нахождение индивида вне конкретной обособленной группы, на границе нескольких субкультур. Понятие происходит от латинского слова, которое буквально переводится «стоящий на краю». Именно так чувствует себя маргинал, который находится на распутье, не имея определенного социального статуса, либо не относя себя ни к одному из общественных институтов или человеческих организаций. Связь с прежним укладом жизни, нормами и ценностями он уже потерял, а в новой группе еще не нашел себе места. Почему же возникает такое явление?
Общественная социальная структура
Человечество как группа по своей природе не является однородным. В нем прослеживаются состав и строение, которые включают в себя разнохарактерные социальные явления и процессы. Основными составляющими элементами общества являются отдельные индивиды, их межличностные отношения, действия и связи, а также группы и общности, которые определяют принятые ценности и нормы.
Благодаря наличию структуры общество отличается от хаотичной, произвольно сформировавшейся массы. Социальная структура определяет стабильность человеческого симбиоза в целом, как системы. Маргинализация – это процесс разрушения, перестройки гражданского общества, когда социальные группы теряют свою структуру.
Что такое социальная группа?
Если трактовать термин в широком понимании, то это все человечество в целом. В более узком смысле данное понятие используется для обозначения подсистемы общества, состоящей из совокупности людей, взаимодействующих с целью достижения коллективных целей.
Социальные группы делятся на большие и малые. Для первых свойственно более интенсивное и личностное взаимодействие.
Группы также подразделяют на первичные, в которых личность формируется изначально, и вторичные, попадание в которые зависит от образования, направления трудовой деятельности, хобби.
Существует еще множество критериев. Например, социальные группы образуются по формальности, субъективности, по социальному положению, демографическому составу, этнографической принадлежности и пр. Под влиянием сфер общества человек, рожденный в одной социальной группе, может мигрировать в другие, соотнося свои взгляды, нормы, поведение с принятыми и устоявшимися. А маргинализация – это момент «застревания» индивида между этими самыми группами.
Направления сфер влияния
На индивида оказывают влияние четыре основные сферы общества:
От различного влияния этих аспектов и зависит состав, интересы и поведение социальной группы. Каждому человеку жизненно важно чувствовать свою принадлежность к определенному кругу: семье, классу в школе, трудовому коллективу, любителям зимней рыбалки. Именно из-за невозможности индивида отнести себя к какой-либо из групп и возникает социальная маргинализация.
Причины возникновения
Их можно разделить на групповые и личностные.
Когда социологи впервые определили, что такое маргинализация, ее основной причиной считалась неспособность групп иммигрантов войти в новую для себя среду американского общества одновременно с потерей старых связей. Такое состояние вызывает растерянность, но при этом делает человека открытым для влияния новой субкультуры.
Групповая маргинализация
Групповой причиной является перестройка структуры самого общества при смене политического режима или в случае возникновения экономического кризиса. При этом оказываются нарушенными устоявшиеся социальные структуры, происходят миграции больших групп населения в силу экономических либо политических неурядиц. В таких ситуациях целые пласты населения теряют свою общность, распадаются. Следовательно, запускается процесс маргинализации.
Поводы маргинализации индивида
В данном случае следует выделять такие причины, как смена сферы деятельности, изменение классовой принадлежности в связи с изменением уровня дохода, смена социального статуса, а также другие действия и характеристики, которые связаны непосредственно с индивидуумом.
Последствия данного явления
Маргинализация – это не обязательно отрицательное явление по своей причине. Например, хотела семья лучшей жизни, а оказалась оторванной от родственников и никому не нужной в незнакомом городе. А вот последствия, как видно, могут стать разрушительными как для отдельной ячейки, так и для структуры общества в целом.
Индивид, оказавшийся вне своей среды, склонен к девиантному поведению, так как нормы морали прежнего сообщества он уже не применяет, а моральные ценности других социальных групп ему еще не знакомы. Легко становятся маргиналами подростки, стремящиеся освободиться от родительской опеки и попадающие под негативное влияние сект, наркодилеров, дурных компаний.
Действия маргинальных групп, направленные на попытки отвоевать себе место в обществе, также приводят к негативным последствиям. Возникают революции, восстания, мятежи.
При этом следует отметить, что изменение структуры общества – это неизбежное явление, так что плюсы и минусы маргинализации будут все время множиться.
Индивид, не имея возможности войти в желаемую группу, способен не только расстроиться и подвергнуться негативному влиянию. Напротив, он может мобилизовать свои наилучшие качества, основав таким образом свою субкультуру. И это несомненно плюс.
В связи с массовыми переселениями из-за военных конфликтов, межрасовых распрей и природных катаклизмов, маргинализация будет оставаться постоянным явлением. Формирование новых социальных групп, их борьба за место в общественной структуре могут иметь как мирный характер, так и нести разрушение и конфликты. Задача человечества состоит в помощи маргиналам при адаптации к новым для них условиям, лояльное отношение к любым личностным проявлениям.