какие качества относятся к специальной физической подготовки
СФП и ОФП. Расшифровка и характеристика. Сходства и отличия общей физической подготовки и специальной физической подготовки
Физическая подготовка выступает важной составляющей учебно-тренировочного процесса. Ее основные задачи – становление здорового иммунитета, развитие, повышение выносливости организма. Тренировочный процесс подразумевает общую и специальную физическую подготовку.
Понятие “Общая физическая подготовка”
ОФП – это совокупность физических упражнений, которые направлены на развитие и улучшение основных физических качеств в их гармоничном сочетании.
Целью ОФП является общее развитие способностей организма, поддержание физической активности.
Понятие “Специальная физическая подготовка”
СФП – формирование специальных навыков, развитие физических способностей человека с учетом требований его профессиональной деятельности. Понятие характеризуется готовностью организма к высоким физическим нагрузкам определенной направленности. СФП работает в основном на укрепление системы органов, групп мышц, необходимых относительно требований для выбранного вида спорта.
В чем похожи и чем отличаются ОФП и СФП?
Главное отличие состоит в том, что ОФП опосредованно действует на спортсмена и его достижения, а СФП непосредственно влияет на показатели результата.
Однако, ОФП И СФП не могут существовать друг без друга при подготовке атлетов. Главным принципом ОФП является всестороннее и гармоничное развитие физических способностей. СФП направлена на максимальное развитие систем и способностей организма, которые определяют спортивный результат. Их гармоничное сочетание необходимо для правильного развития спортсмена.
Оба понятия имеют единую базу упражнений, однако, отличаются по структуре подготовки и ее направленности, другими словами, данные методы призваны решать разные задачи.
Задачи общей физической подготовки
ОФП существует для выполнения следующих задач:
Средства ОФП – совокупность физических упражнений, которые положительно влияют на организм и личность в целом, а также развивают основные качества организма:
Общая физическая подготовка оказывает благоприятное воздействие на состояние любого человека, применяется как в спортивных организациях узкого направления, так и в ВУЗах, школах, на службе и на работе. Основные физические упражнения ОФП можно применять в повседневной жизни для поддержания тонуса мышц, скорости реакций, общей выносливости организма.
Разновидности СФП и их функции
СФП состоит из двух фундаментальных понятий:
СФП решает следующие задачи:
Для выполнения поставленных задач необходимы постоянные ежедневные тренировки. Для этого используются специально подготовленные, соревновательные упражнения:
Большую полезность приносят упражнения, которые выполняются в затрудненных условиях.
СФП всегда направлена на определенный результат. Именно поэтому тренировочный процесс включает в себя, наряду с физической подготовкой:
Для правильного и успешного развития спортивных качеств немаловажную роль играет психологическая подготовленность человека. Изнурительные целенаправленные тренировки могут привести спортсмена к нервному истощению. Поэтому предварительно обязательно укрепление всего организма в целом.
Для специальной физической подготовки невозможно выбрать один правильный набор упражнений. Совокупность тренировок определяется, отталкиваясь от выбранного единоборства или сферы профессиональной деятельности. Чтобы достичь высокого уровня СФП, нужны постоянные тренировки, направленные на улучшение необходимых навыков спортсмена. Общая физическая подготовка не повредит как профессиональному спортсмену, так и офисному работнику. Бег, катание на лыжах и другие активные виды спорта не только полезны, но и станут залогом хорошего настроения.
Турнир:
Чемпионат России. Премьер-Лига
Общая и специальная физическая подготовка в процессе физического воспитания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Общая и специальная физическая подготовка в процессе физического воспитания.
1.Опишите какие физические качества воспитываются в процессе ОФП.
Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.
Воспитание силы. Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение.
Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость — это способность противостоять утомлению. Общая выносливость — основа для воспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости, которая характеризуется высокоэкономичной и эффективной работой сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.
Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).
2.Проанализируйте цели и задачи общей физической подготовки.
Главной целью ОФП является укрепление здоровья и общего развития.
-Достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
— Приобрести общую выносливость;
-Повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
-Повысить подвижность суставов и эластичность мышц;
-Улучшить проявление ловкости в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
-Научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабления.
3.Определите принципиальное отличие специальной физической подготовки от общей.
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта. Средствами ОФП являются физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, велоезда, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих спортивной, военной, профессиональной и иной деятельности.
Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности. Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:
-профессионально-прикладная физическая подготовка.
Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элемент.
Таким образом: ОФП – процесс, направленный на формирование двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее, гармоническое, физическое развитие личности. СФП- процесс, направленный на формирование двигательных умений и навыков с учетом вида его деятельности.
Ж н 4. Опишите степени интенсивности нагрузок.
Интенсивность физических упражнений – это суммарное количество выполненной физической нагрузки с определенной скоростью, т.е. учитывается пройденный путь в единицу времени с определенной мощностью (силовые напряжения в единицу времени), с определенной плотностью занятий (величина времени в промежутках между отдельными упражнениями).
Физиологи определили четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС.
Вторая тренировочная зона (смешанная) – ЧСС от 150 до 180 уд/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.
Какие качества относятся к специальной физической подготовки
Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.
Основными средствами СФП спортсмена являются специально-подготовительные и соревновательные упражнения.
Специально-подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре движения или его отдельных фаз, по зоне мощности и т. п. В этой группе упражнений выделяют подводящие упражнения, с помощью которых осваивается одна или несколько фаз соревновательного упражнения, а также развивающие, способствующие воспитанию физических способностей, которые требуются для обеспечения высокого результата в избранном виде спорта.
К соревновательным упражнениям относятся собственно соревнования, т. е. упражнения, по качеству выполнения которых в ходе состязаний определяется спортивный результат, а также такие соревновательные упражнения, когда спортсмены соревнуются, выполняя одно или несколько соревновательных двигательных действий, направленных на воспитание именно заданного специального физического качества.
Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: теоретическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, морально-волевая и психологическая подготовка, физическая подготовка.
Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка заключается в привитии студентам знаний по теории и методике спортивной тренировки в той области, с которыми спортсмен сталкивается каждодневно. Это прежде всего относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю, в изучении механизмов воздействия на организм человека физических нагрузок, законов жизнедеятельности и развития человеческого организма под воздействием спортивной тренировки, постоянного изучения правил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, гимнастика и др.).
Основной формой теоретической подготовки спортсмена является активное и творческое участие в планировании и организации тренировочного процесса. При разрабатывании плана тренировки тренер должен стремиться к тому, чтобы спортсмен осмысливал и анализировал свои действия, а не был лишь механическим исполнителем воли тренера. Эффективной формой теоретической подготовки являются также специальные теоретические занятия, лекции, семинары, которые особенно целесообразны в период пребывания в спортивных лагерях и на тренировочных сборах.
Техническая подготовка. Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике системы движений и доведение их до совершенства.
Роль техники в различных видах спорта неодинакова. Выделим четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.
Тактическая подготовка. Тактическая подготовка спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). Тактика может быть пассивной, активной и комбинированной (смешанной).
Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия, например, » финишный бросок » из – за спины в беге, лыжных гонках, велосипедном спорте и др.
Активная тактика – это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного боя в боксе к замедленному. Смена технических приемов и комбинаций в футболе, баскетболе, гандболе.
Комбинированная тактика включает в себя как активные, так и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.
Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним, например, показать максимальный рекордный результат, выиграть соревнования, показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований – четвертьфинал. Полуфинал и финал.
Избираемая тактика должна соответствовать физическим возможностям спортсмена. Чем выше и разностороннее физическая подготовленность, тем большими потенциальными возможностями располагает он в области тактики, а односторонняя физическая подготовленность даже при высоком уровне развития того или иного качества неминуемо ведет к тактико-технической ограниченности.
Морально-волевая и психологическая подготовка. Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Морально-волевая подготовка спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера. Для того, чтобы добиться высокого уровня развития необходимых в спорте качеств и навыков, спортсмен должен долго, много и настойчиво тренироваться. Это под силу только трудолюбивому, целеустремленному, дисциплинированному человеку. Однако, только высокого уровня подготовленности еще недостаточно для победы. Для того, чтобы побеждать на соревнованиях, нужно уметь бороться за победу, быть собранным, обладать достаточной смелостью и решительностью.
Наиболее характерной чертой, свойственной каждому высококвалифицированному спортсмену, безусловно является исключительная сила воли. Свое высшее выражение воля находит в проявлении так называемых «бойцовских качеств», т.е. способности максимально сконцентрировать все физические и духовные усилия в момент ответственных соревнований, перетерпеть усталость, боль, сломить сопротивление противника и продемонстрировать максимальные возможности необходимые для достижения победы. Отличительным признаком высоких бойцовских качеств как раз и является достижение на соревнованиях более высоких результатов, чем на тренировках.
Волевые качества весьма многообразны. К ним относятся такое чисто специфическое для спортсменов качество, как «умение терпеть», а также упорство, настойчивость в преодолении трудностей, смелость, уверенность в своих силах, решительность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
Каждый человек в зависимости от типа высшей нервной деятельности по-разному переживает периоды высокого нервно-эмоционального напряжения, например, период экзаменов, выполнение ответственного задания на производстве, участие в спортивных соревнованиях и др. Одни, излишне волнуясь, «перегорают», другие впадают в апатию и не могут мобилизовать свои силы и возможности.
В задачи психологической подготовки входит изучение нервной деятельности занимающихся и на этой основе разработка и проведение мероприятий, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии полной «боевой готовности» с высокой степенью психической устойчивости.
При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти и т.п., их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; достигается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления и повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.
Реферат: Специальная спортивная подготовка
Название: Специальная спортивная подготовка Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат Добавлен 09:04:49 22 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 1216 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |