какие краски использовал шишкин

Палитра И.Шишкина.

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин
«Полдень. Окрестности Москвы. Братцево». 1866 г.
Этюд. Астраханская гос. картинная галерея им. Б. М. Кустодиева.
« Я хочу Вам дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи, — это фотография. Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель, и если Вы разумно поймёте это и займётесь с энергией изучением того, в чём вы себя чувствуете слабым, то я Вам ручаюсь за скорый успех. В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т.е. облака, и деревья на разных планах, и даль, и воду, словом, всё, что Вам нужно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч. и проч. Если Вы это поймёте и последуете моему совету, то Вы быстро научитесь и писать и рисовать, а главное, разовьёте и облагородите Ваш глаз и прочее.
А практически делается вот так: берётся по вашему вкусу хорошая фотография или только часть из неё, Вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кроме рисования каранд[ашом], нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. На палитре составляют шпакшелем тона, сначала положить самый тёмный; потом полутона и так далее до самого светлого, и все эти тона кучками должны быть заранее на палитре готовы (контур обязательно обводят чернилами или тушью
(из письма И. И. Шишкина И. А. Уткину, Петербург, 1896).
какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин
«Кама». 1882 год. Холст, масло. Частное собрание.
Художница А. Т. Комарова вспоминала, что Шишкин «советовал приходившим к нему ученикам, чтобы по фотографии они научились зимой низшей технике пейзажа и летом изучали уже только краски, не смущаясь трактовкой материи предмета и самими приёмами живописи; он бывал очень доволен, если кто понимал его и следовал его совету; в результатах же изучения природы по фотографии он был уверен, проверив это на себе, Космакове, Шильдере и др.».
какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин
«Зима». 1890 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.
В книге воспоминаний Н. А. Киселёва, сына пейзажиста А. А. Киселёва, «Среди передвижников. Воспоминания сына художника» есть любопытное свидетельство: «Зимой, из-за невозможности писать с натуры, он (Шишкин. — прим. ред.) заставлял учеников делать рисунки с проецируемых на большое полотно диапозитивов, сделанных с его лесных картин и гравюр. Некоторые осуждали такой педагогический метод, но те, кто умел терпеливо всмотреться в его живописные (маслом) картины лесных уголков и почувствовать очарование исключительно талантливой, насыщенной до предела чудесными деталями живой природы, и восторгались и учились многому».

Из истории мишек («Утро в сосновом лесу») от Loboblanko: «Шишкин после написания картины, когда она ещё даже хорошо не просохла пригласил на смотрины многих художников. Один из них пришёл с ребёнком, маленьким мальчиком. После смотрин картины все пошли в столовую-гостиную отобедать. А малыш остался без особого присмотра и бегал по комнатам. Он зашёл в комнату, где была картина и прикоснулся к ней руками, а потом показал испачканные краской руки взрослым. Шишкин, конечно очень расстроился, что картина подпорчена. Но художнику Савицкому, в этих пятнах увиделся силуэт медвежонка и он предложил свой вариант как исправить картину. Но, чтобы этот медвежонок не был одинок, он дописал и маму-медведицу и других мишек. Всем понравилось, да и самому Шишкину тоже. Но, он не догадался дописать имя Савицкого на картине, ну, как, например Ильф и Петров. Из-за этого они вскоре поссорились с Савицким и до самой смерти обоих так и не помирились. Вот теперь будет полная история этого произведения. И более правдивая, т.к. на картине никогда не стояло имя Савицкого. «
какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

Не исключено, возможно Вы правы, встреченное изложение истории от Loboblanko может быть и фейком. Сейчас на каждом ресурсе по дюжине «новых исследований, основанных на архивных данных» :).

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

сложно поверить, что Шишкин, столь мастерски и фотографично изображавший как световоздушную среду, так и предметные лесные планы, был бы не способен изобразить достаточно обобщенные и условные фигуры мишек и даже бобров, лосей и оленей

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

Найдено в интернете.

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

Очень редко пользуюсь земляными коричневыми красками,не знаю к чему их применить. а инфо интересное.

Источник

Палитра И.Шишкина.

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин
«Полдень. Окрестности Москвы. Братцево». 1866 г.
Этюд. Астраханская гос. картинная галерея им. Б. М. Кустодиева.
« Я хочу Вам дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи, — это фотография. Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель, и если Вы разумно поймёте это и займётесь с энергией изучением того, в чём вы себя чувствуете слабым, то я Вам ручаюсь за скорый успех. В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т.е. облака, и деревья на разных планах, и даль, и воду, словом, всё, что Вам нужно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч. и проч. Если Вы это поймёте и последуете моему совету, то Вы быстро научитесь и писать и рисовать, а главное, разовьёте и облагородите Ваш глаз и прочее.
А практически делается вот так: берётся по вашему вкусу хорошая фотография или только часть из неё, Вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кроме рисования каранд[ашом], нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. На палитре составляют шпакшелем тона, сначала положить самый тёмный; потом полутона и так далее до самого светлого, и все эти тона кучками должны быть заранее на палитре готовы (контур обязательно обводят чернилами или тушью
(из письма И. И. Шишкина И. А. Уткину, Петербург, 1896).
какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин
«Кама». 1882 год. Холст, масло. Частное собрание.
Художница А. Т. Комарова вспоминала, что Шишкин «советовал приходившим к нему ученикам, чтобы по фотографии они научились зимой низшей технике пейзажа и летом изучали уже только краски, не смущаясь трактовкой материи предмета и самими приёмами живописи; он бывал очень доволен, если кто понимал его и следовал его совету; в результатах же изучения природы по фотографии он был уверен, проверив это на себе, Космакове, Шильдере и др.».
какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин
«Зима». 1890 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.
В книге воспоминаний Н. А. Киселёва, сына пейзажиста А. А. Киселёва, «Среди передвижников. Воспоминания сына художника» есть любопытное свидетельство: «Зимой, из-за невозможности писать с натуры, он (Шишкин. — прим. ред.) заставлял учеников делать рисунки с проецируемых на большое полотно диапозитивов, сделанных с его лесных картин и гравюр. Некоторые осуждали такой педагогический метод, но те, кто умел терпеливо всмотреться в его живописные (маслом) картины лесных уголков и почувствовать очарование исключительно талантливой, насыщенной до предела чудесными деталями живой природы, и восторгались и учились многому».

Из истории мишек («Утро в сосновом лесу») от Loboblanko: «Шишкин после написания картины, когда она ещё даже хорошо не просохла пригласил на смотрины многих художников. Один из них пришёл с ребёнком, маленьким мальчиком. После смотрин картины все пошли в столовую-гостиную отобедать. А малыш остался без особого присмотра и бегал по комнатам. Он зашёл в комнату, где была картина и прикоснулся к ней руками, а потом показал испачканные краской руки взрослым. Шишкин, конечно очень расстроился, что картина подпорчена. Но художнику Савицкому, в этих пятнах увиделся силуэт медвежонка и он предложил свой вариант как исправить картину. Но, чтобы этот медвежонок не был одинок, он дописал и маму-медведицу и других мишек. Всем понравилось, да и самому Шишкину тоже. Но, он не догадался дописать имя Савицкого на картине, ну, как, например Ильф и Петров. Из-за этого они вскоре поссорились с Савицким и до самой смерти обоих так и не помирились. Вот теперь будет полная история этого произведения. И более правдивая, т.к. на картине никогда не стояло имя Савицкого. «
какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

Не исключено, возможно Вы правы, встреченное изложение истории от Loboblanko может быть и фейком. Сейчас на каждом ресурсе по дюжине «новых исследований, основанных на архивных данных» :).

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

сложно поверить, что Шишкин, столь мастерски и фотографично изображавший как световоздушную среду, так и предметные лесные планы, был бы не способен изобразить достаточно обобщенные и условные фигуры мишек и даже бобров, лосей и оленей

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

Найдено в интернете.

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкин

Очень редко пользуюсь земляными коричневыми красками,не знаю к чему их применить. а инфо интересное.

Источник

Какие краски использовал шишкин

Если вы или ваш ребёнок любите рисовать и хотите развивать этот навык, то необходимо улучшать цветовосприятие. В этом вам помогут палитры, созданные на основе картин великих живописцев.

В этом посте мы покажем прекрасные, в том числе малоизвестные, картины Ивана Шишкина и их цветовую гамму.

И.И.Шишкин «У берегов Финского залива» (Удриас близ Нарвы). Этюд, 1888 г., Государственный Русский музей

Для своих пейзажей художник чаще всего использовал зелёные и охровые оттенки, т.к. это основные природные цвета растений и земли.

А вы знали, что Иван Иванович Шишкин использовал заводские краски, вместо того, чтобы смешивать их и получать необходимые цвета? По мнению великого живописца, это единственный способ нарисовать картину “на века”.

Иван Шишкин на практике выяснил, что большинство оттенков, полученных смешением, уже через 10 лет теряют свой первоначальный цвет или вовсе исчезают. В то время как заводские краски остаются такими же яркими и насыщенными.

Кому и зачем будут полезны эти 10-ти цветовые палитры:

Обратите внимание на сколько гармонично сочетаются между собой эти природные цвета и оттенки.

И.И.Шишкин «Буковый лес в Швейцарии», 1863 г, Государственный Русский музей

И.И.Шишкин «Рожь», 1878 г., Государственная Третьяковская галерея в Москве.

И.И.Шишкин «На даче», 1894 г, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

И.И.Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865 г., Государственный Русский музей

И.И.Шишкин «Скалистый берег», 1879 г.

И.И.Шишкин «Берег моря», 1890 г., Калужский музей изобразительных искусств

Источник

какие краски использовал шишкин. Смотреть фото какие краски использовал шишкин. Смотреть картинку какие краски использовал шишкин. Картинка про какие краски использовал шишкин. Фото какие краски использовал шишкинCтарый 4емодан

В. В. Каплуновский.
КОЛЛЕКЦИЯ И. И. ШИШКИНА
«Лесной богатырь-художник», «царь леса», как называли современники Ивана Ивановича Шишкина (1831—1898), живет в своих неувядаемых произведениях, созданных его волшебной кистью, его карандашом, пером и гравировальной иглою.
Я неоднократно бывал в квартире его осиротевшей семьи, где вся обстановка до мельчайших подробностей говорит о том, что отсутствующий хозяин, творец «Чернолесья», «Соснового бора», «Вечерней зари», невидимо присутствует здесь; всегда казалось мне, что он куда-то вышел и вот-вот сейчас вернется, откроет дверь и войдет в комнату;— мощный, широкоплечий, с седой волной вьющихся непокорных волос и с мягкой улыбкой. Он не приходил, но со стороны смотрели вдумчивые, молодые, проницательные глаза портрета, на котором прекрасно изображен иконописцем Осокиным 20-летний Шишкин, еще только начинавший тогда заниматься живописью.65
Сидишь и смотришь, а между тем слушаешь воспоминания близких о том, о другом, как, например, родители Шишкина не хотели, чтобы он сделался художником, и как мать воскликнула однажды с неподдельным ужасом, молитвенно поднимая руки к образам:
-Господи, да неужели же мой сын будет маляром.
334
Рассказывали и о том, как, живя как-то летом в Меррекюле с некоторыми из своих учеников, Шишкин частенько писал этюды в парке.
Вот раз подходит к нему генерал (дилетант-живописец), рассматривает, щурится и покровительственно замечает:
— Гм. ничего. схвачено как будто недурно.
Художник встает и, приветливо раскланиваясь, отвечает с улыбкой:
— Благодарю за лестный отзыв. Позвольте познакомиться. Шишкин.
Смущенному генералу оставалось одно — поскорее стушеваться.
В прекрасном виде сохранилась коллекция покойного художника, где, кроме его собственных произведений, много картин и рисунков других живописцев, и, большею частью, все выдающиеся <. )•
Все это собирала заботливая рука человека с высоким художественным вкусом, а теперь, после его смерти, все это так же заботливо сохраняется его дочерью, пейзажисткой Ксенией Шишкиной, которой уделил отец искру от своего творческого огня.
Нет ли еще чего-нибудь редкого? — задаешь вопрос, заранее зная, что там, в мастерской молодой художницы, таится много толстых папок.
И вот, мало-помалу вынимаются и раскладываются на столе, на рояле, на стульях ценные реликвии.
Это, так сказать, святая святых шишкинского музея.
Вот целый ряд тетрадей еще молодого И. И. Шишкина, где помещены его ранние рисунки с гипсов, чертежи, перспективы, снеговые эффекты, теория теней и бесконечные наброски с натуры, между которыми попадаются портреты товарищей, деревья, лошади, олени, различные фигуры, комната самого художника, где он работал в 1853 г., наконец, эскизы будущих картин.
Тут же мелькают порой беглые мысли и афоризмы.
Привожу некоторые из них.
«Брюллов от учеников постоянно требовал, чтобы они в свободное время и на прогулках заносили в свои альбомы все, обращающее на себя внимание живописностью или представляющее трудную задачу для художника».
«Борьба с технической частью искусства — тайна развития таланта».
«Работа есть условие таланта; охота и возможность преодолевать трудности есть характер таланта».
«Постоянная работа есть закон искусства»,
335
«Художник, копируя природу, в которой все беспрестанно движется и переменяется, не может схватить в ней разом более одного мгновения».
«Для художников посредственных одна принятая, условная манера кажется лучше, чем бесконечное разнообразное подража-ние природе».
«Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении, и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок».

Н. Н. Хохряков.
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ И. И. ШИШКИНЕ
Иван Иванович ко мне очень хорошо относился, как и покойная Ольга Антоновна Лагода-Шишкина, его жена (. ), но Иван Иванович бывал иной раз и требователен, и, хотя потом смеясь и говорил «кого люблю, того и бью», все же часто резкие слова на меня производили впечатление, и он мне тогда говорил: «Вы как улитка, вас нельзя задеть, сейчас же вы и зажметесь в свою скорлупку. Так нельзя, вас здесь заклюют и вам не выбиться с таким характером».
У Ивана Ивановича я рисовал карандашом с его этюдов и фотографий. Написал один натюрморт. Вот этого мне и хотелось главным образом, но почему-то он предпочитал давать своим ученикам писать одним тоном с фотографии, на этом я сидел довольно долго. Он говорил, что вот в Академии все рисуют с гипса, а придет лето, выйдет человек писать на натуру и ничего не может сделать, нет уменья. Ни дерева, ни леса никогда ему не написать и не справиться. (. )
К Ивану Ивановичу я ходил каждый день, приходил в 9 утра, у него завтракал, обедал, пил чай и уходил от него часов около 2-х ночи, все время работал.
Но мне было тяжело. Я был оторван от семьи, от своего уголка, где все было так для меня дорого и мило, меня тянуло домой. Хотелось постигнуть тайну красок, их гармоничное сочетание. Но Иван Иванович требовал только рисунка. «Нужно рисовать, иллюминировать-то уж это всегда можно. Краски-то Мевес делает!»—говорил он смеясь. Когда он увидел мои жалкие опыты писания картины, то раз сказал мне так: «Живопись вам надо запереть в ящик и ключ от ящика бросить в море.67 а вот с рисунком у вас дело совсем иначе обстоит, рисунком вы займитесь серьезно и работайте над ним. У вас будет мастерство, и известность, и средства, а уж тогда можно будет и живописью заняться».

Источник

ХУДОЖНИК ШИШКИН. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Н. ТОЛСТАЯ, учёный секретарь Государственной Третьяковской галереи, Е. ГЕРАСИМОВА, зав. отделом научно-образовательных программ.

Иван Шишкин родился в городе Елабуге на берегу Камы, вырос среди волжских пейзажей, учился живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Получив в 1860 году большую золотую медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», молодой живописец был награждён поездкой за границу как пенсионер Академии. И в 1862 году Шишкин едет в Европу — сначала в Германию, оттуда — в Швейцарию, Францию, Голландию и Бельгию. В 1864 году он обосновывается в Дюссельдорфе.

В XIX веке Дюссельдорф — один из главных художественных центров в Германии. В 1819 году там основана Академия, которую последовательно возглавляли художники П. Корнелиус и В. Шадов. Одним из направлений, развивавшихся в Дюссельдорфе, был реалистический пейзаж, который и привлекал молодого художника. Итогом недолгого, но крайне важного для Шишкина пребывания за границей стал грандиозный и мастерски написанный «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», который принёс художнику звание академика Российской академии художеств.

Вернувшись в Россию, Шишкин быстро встраивается в художественную ситуацию своего времени, сближается с Артелью художников, становится одним из первых членов Товарищества передвижников, участвует в его выставках, начиная с самой первой, в 1871 году. Шишкин показал на ней картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Почти одновременно он вступает в Общество русских аквафортистов. На протяжении всей жизни Шишкин занимается рисунком и гравюрой. Он много экспериментирует с офортом, по несколько раз прорабатывает одну и ту же доску, достигая эффекта совершенно разного настроения в разных оттисках. Графическое наследие художника широко и чуть ли не впервые так полно представлено на выставке в Третьяковской галерее.

К 1870-м годам Шишкин пришёл уже зрелым мастером. А впереди ещё главные, самые известные его шедевры: «Полдень в окрестностях Москвы», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща». В России он сближается со многими художниками, становясь для них порой не просто товарищем, но и учителем. И. Н. Крамской в одном из писем П. М. Третьякову писал: «. я утверждаю, что Шишкин чудесный учитель. Он способен забрать 5, 6 штук молодёжи, уехать с ними в деревню, ходить на этюды, т.е. работать с ними вместе. Ведь это только и нужно». Среди учеников и художников, испытавших влияние Шишкина, — Ф. А. Васильев, А. Н. Шильдер, Е. Е. Волков. Одним из последних учеников великого пейзажиста, уже вне стен Академии, был первый профессиональный художник Алтая Г. И. Гуркин (Чорос-Гуркэ). Именно с Гуркиным он занимался накануне своей смерти.

Иван Иванович был не просто талантливым художником, но великим тружеником, он считал, что труд — главная составляющая деятельности художника. В одной из записных книжек Шишкина написано: «Человек может совершать многое, если посвятит себя труду на избранном поприще, и не сделает ничего, если целый век будет собираться сделать что-нибудь великое — чем труднее, тем славнее поприще». 3а работой, сидя за мольбертом, 8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скоропостижно скончался.

Многие идеи Шишкина, в том числе мысль о тесной связи художника с научными открытиями и технологиями эпохи, перекочевали в век XX. Вернёмся же к тому разделу выставки И. И. Шишкина, который показал его не как пейзажиста — автора знакомых каждому картин, а как художника, тесно связанного с современностью.

Человек любознательный и практичный, Шишкин с энтузиазмом изучал технические новинки своего времени, особо интересовался различными способами получения изображения. Стремясь к созданию более качественных и дешёвых репродукций своих произведений, он освоил классические печатные техники — офорт и литографию, совершенствовал их авторскими приёмами.

Литографией художник начал заниматься ещё в Академии. Литография (буквально — «рисунок на камне») позволяла недорого и качественно воспроизводить рисунки, передавая все особенности оригинала. Несмотря на то что в экспозиции литографий Шишкина нет, в дидактической зоне представлены образцы литографских камней с оттисками, которые дают представление об этой технике.

Шишкин-офортист присутствует в основной экспозиции широко — и отдельными листами, и произведениями, которые сам художник соединил в альбомы. В дидактической зоне рядом с оригинальными офортами И. И. Шишкина из разных альбомов, хранящихся в библиотеке Третьяковской галереи, показаны материалы, используемые при создании офорта (от франц. eau- forte — буквально «крепкая вода»; так называли азотную кислоту, которой протравливали рисунок на металле): инструменты, металлические офортные доски и образцы оттисков с них. Особенно интересны так называемые разные состояния офортов, в которых видна неутомимая работа Шишкина над одним и тем же пейзажем, одной и той же доской, когда благодаря нескольким лишним штрихам день превращается в ночь, появляются и исчезают птицы, камни, деревья и другие элементы пейзажа.

В дидактической зоне выставки показан и образец так называемого выпуклого офорта, изобретения самого Шишкина. Один из основателей Общества русских офортистов и отец художника Константина Сомова А. И. Сомов в статье «Шишкин как гравёр» писал: «Одно время, с целью найти такой способ размножения своих композиций, который соединял бы в себе достоинства медного офорта с удобствами печатанья в обыкновенном типографском станке, а следовательно, превосходил бы офорт в отношении дешевизны и многочисленности получаемых равносильных оттисков, предпринял Шишкин ряд опытов в цинкографии, или, как он назывался, выпуклом офорте. » На выставке это авторское изобретение Шишкина представлено листом «Лес», воспроизведённым в 1875 году в журнале «Пчела».

Однако выпуклый офорт не прижился, так как появился новый, более совершенный способ репродуцирования на основе фотопроцесса — фототипия. И. И. Шишкин внёс свой вклад в распространение и этой технологии в России. В 1884 году издатель А. И. Беггров специально для демонстрации репродукционных возможностей фототипии заказал Шишкину серию станковых угольных рисунков, опубликованную в альбоме «И. И. Шишкин. Рисунки углём, воспроизведённые способом фототипии. ».

Художник занимался и собственно фотографией. Ещё в 1860-е годы, находясь за границей в качестве пенсионера Академии художеств, он заказывал фотографии со своих этюдов и рисунков и прикладывал их к отчётам, посылаемым в Петербург. С 1870-х годов фотография занимает всё большее место в творчестве художника, он начинает делать снимки сам. Летом 1874 года И. Н. Крамской сетовал в письме К. А. Савицкому, что Шишкин «занят фотографией, учится, снимает, а этюда и картины ни одной».

Фотоаппарат для художника-реалиста, стремящегося точно зафиксировать натуру, становится не менее важной частью снаряжения, чем этюдник или альбом для зарисовок. Кроме вспомогательной роли фотографии, которую использовали многие художники того времени, Шишкин придавал этому новому виду искусства самостоятельное значение не только как способу репродуцирования своих работ, но и как средству изучения натуры. Применение фотографической техники стало оригинальной особенностью педагогической системы И. И. Шишкина.

« Я хочу Вам дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи, — это фотография. Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель, и если Вы разумно поймёте это и займётесь с энергией изучением того, в чём вы себя чувствуете слабым, то я Вам ручаюсь за скорый успех. В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т.е. облака, и деревья на разных планах, и даль, и воду, словом, всё, что Вам нужно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч. и проч. Если Вы это поймёте и последуете моему совету, то Вы быстро научитесь и писать и рисовать, а главное, разовьёте и облагородите Ваш глаз и прочее.

А практически делается вот так: берётся по вашему вкусу хорошая фотография или только часть из неё, Вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кроме рисования каранд[ашом], нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. На палитре составляют шпакшелем тона, сначала положить самый тёмный; потом полутона и так далее до самого светлого, и все эти тона кучками должны быть заранее на палитре готовы (контур обязательно обводят чернилами или тушью)» (из письма И. И. Шишкина И. А. Уткину, Петербург, 1896).

Дидактическая зона выставки представляет образцы фотографической техники второй половины XIX века из Политехнического музея: небольшую фотокамеру для павильона и дороги и камеру для репродуцирования, которая давала возможность перевести негатив в диапозитив для волшебного фонаря. Такими предметами вполне мог пользоваться Шишкин.

Волшебный фонарь — одно из самых популярных развлечений домашнего досуга того времени. Это оптический прибор, проецирующий на экран увеличенное изображение. И. И. Шишкин первым решил приспособить проекцию фотографии для обучения учеников. В 1897 году, возвращаясь после перерыва к официальному преподаванию в Академии художеств, он специально оговорил необходимость устройства там волшебного фонаря с экраном, на котором фотография рисовалась бы увеличенной, так чтобы пейзаж был представлен почти в натуральную величину. На выставке эту роль выполняет современный проектор, спрятанный рядом с аутентичным волшебным фонарём той эпохи.

В книге воспоминаний Н. А. Киселёва, сына пейзажиста А. А. Киселёва, «Среди передвижников. Воспоминания сына художника» есть любопытное свидетельство: «Зимой, из-за невозможности писать с натуры, он (Шишкин. — прим. ред.) заставлял учеников делать рисунки с проецируемых на большое полотно диапозитивов, сделанных с его лесных картин и гравюр. Некоторые осуждали такой педагогический метод, но те, кто умел терпеливо всмотреться в его живописные (маслом) картины лесных уголков и почувствовать очарование исключительно талантливой, насыщенной до предела чудесными деталями живой природы, и восторгались и учились многому».

Художница А. Т. Комарова вспоминала, что Шишкин «советовал приходившим к нему ученикам, чтобы по фотографии они научились зимой низшей технике пейзажа и летом изучали уже только краски, не смущаясь трактовкой материи предмета и самими приёмами живописи; он бывал очень доволен, если кто понимал его и следовал его совету; в результатах же изучения природы по фотографии он был уверен, проверив это на себе, Космакове, Шильдере и др.».

Сутью творческого метода Шишкина было глубокое изучение натуры. «Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом», — писал о нём И. Н. Крамской. Сам художник в предисловии к каталогу выставки в Императорской Академии художеств этюдов, рисунков, офортов, цинкографий и литографий писал: «В деле искусства — будь то живопись, архитектура или другая отрасль — великое значение имеет практика. Она одна только даёт возможность художнику разобраться в той массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника, а для пейзажиста особенно».

Интересно сопоставить представленные на выставке «ботанические» этюды, рисунки и гравюры Шишкина — например, «Сныть-трава», «Мать-и-мачеха» — с гербариями, иллюстрациями в ботанических книгах первой половины XIX века из библиотеки Московского университета и ботанической фотографией второй половины века. Очевидно, что художника интересовали более сложные проблемы, чем достижение ботанической точности. Как большой художник, Шишкин, наблюдая природу, преодолевал «мёртвую точность подробностей». В этом смысле фотография, которую художник использовал очень широко, не была для него той моделью, которую можно бездумно копировать. «Вот тут частью познаётся степень дарования человека: бездарный будет рабски копировать с фотографии все её ненужные детали, а человек с чутьём возьмет то, что ему нужно», — писал сам Шишкин одному из своих учеников.

Несмотря на интерес Шишкина к фотографии, ничто не могло заменить ему натуры. Любопытство по отношению к натуре побуждало художника много путешествовать. Весна была временем далёких поездок (Поволжье, Карельский перешеек, Олонецкая, Вологодская и Тверская губернии, Белоруссия, Нарва), а летом он обычно работал неподалёку от Санкт-Петербурга, в дачных местах в окрестностях столицы: Сиверской, Парголове, Дудергофе, Петергофе, Мерикюле и др. Как выглядели эти места во времена Шишкина, можно представить по старым открыткам, выставленным в витринах дидактической экспозиции вместе с географическими картами.

Развитие железнодорожного сообщения во второй половине XIX века сделало более лёгким перемещение по стране. В экспозицию включена копия Карты российских железных дорог, составленной в 1862 году. Лето 1879 года Шишкин с семьёй и художниками Волковым и Шильдером провёл в Крыму, где «забирались работать в горные леса, писали в монастыре Козьмы и Демьяна, из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф. ». В библиотеке Третьяковской галереи нашлись старые путеводители по Крыму, содержащие описания флоры и фауны, карты, расписание поездов и другие полезные для путешественника конца XIX века пособия.

Некоторые путешествия Шишкина можно назвать настоящими географическими экспедициями. Так, в мае 1890 года художник вместе с фотографом Евгением Петровичем Вишняковым (1841—1916) предпринял путешествие к истокам Волги. Полковник, действительный член Русского географического общества и член фотографического отдела Русского технического общества, автор книги «Применение фотографии к путешествиям», Вишняков работал в жанре фотографического пейзажа. Он не раз сопровождал Шишкина в дальних поездках и многому у него научился. Шишкин участвовал в выборе точки съёмки его пейзажей, давал советы при просмотре снимков. Путешествие к истокам Волги было совсем не простым: «Малочисленность этюдов с верховьев Волги была обусловлена как не совсем благоприятной погодой во время поездки (стояли холода), так в особенности чрезвычайно дурными дорогами для проезда к верховьям. Приходилось с большим трудом продвигаться по топям, болотам и грязи при почти полном безлюдье этой стороны» (из предисловия к каталогу выставки в Императорской Академии художеств этюдов, рисунков, офортов, цинкографий и литографий И. И. Шишкина 1891 года). Память об этой экспедиции сохранил альбом Е. П. Вишнякова «Истоки Волги. Наброски пером и фотографиею», изданный в 1893 году с обложкой, рисованной Шишкиным.

Но первый опыт сотрудничества художника с фотографом относится к гораздо более раннему периоду. В 1869 году выпускник петербургской Академии художеств Андрей Осипович Карелин (1837—1906) открыл в Нижнем Новгороде ателье «Фотография и живопись». Летом 1870 года И. И. Шишкин работал в Нижнем, расцвечивал акварелью фотографические виды города по заказу Карелина, которому нижегородское дворянство поручило составить альбом для поднесения Александру II. В экспозиции представлен лист из альбома А. О. Карелина и И. И. Шишкина «Нижний Новгород», хранящегося в Государственном Русском музее. Участие художника в этом забытом проекте тем более интересно, что Карелин был одним из выдающихся мастеров фотографии второй половины XIX века. Художественная одарённость сочеталась в нём с талантом изобретателя. С помощью добавочных оптических линз ему первому удалось получить чёткое изображение в нескольких планах на одном негативе. Снимки «Катание на Чёрном пруду», «Любительницы гравюр» и «Девушки с альбомами» дают возможность оценить достоинства его фотографий с точки зрения передачи пространственной глубины и свето-воздушных эффектов.

Юбилейная выставка Ивана Ивановича Шишкина, благодаря дидактической зоне в экспозиции, позволила специалистам поставить и отчасти осмыслить проблему взаимосвязи живописи и фотографии в XIX веке, что в какой-то степени меняет представление о том, как связан реализм с фотографией и другими научно-техническими изобретениями той эпохи.

А у зрителей появилась возможность в одном пространстве, в одном контексте увидеть хрестоматийные живописные произведения, тиражную графику и репродукции, оказаться чуть ближе к зрителям эпохи позитивизма, для которой характерно увлечение оптическими эффектами увеличения, преломления, стереоскопии. Увидеть мир через оптику второй половины XIX века можно, заглянув в окуляры стереоскопа, где стереопара (удвоенное изображение) создаёт эффект реального объёма, и рассмотрев через линзу графоскопа пейзаж И. И. Шишкина. На выставке можно было также увидеть волшебный эффект светописи — перевёрнутое отражение натуры, светящееся на матовом стекле большого фотоаппарата.

Среди посетителей выставки не было равнодушных. Шишкин «влюблён во всё своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки, и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновней преданностью, со всей суровостью глубокой искренней любви передаёт в этой дорогой ему стихии лесов всё, всё до последней мелочи, с умением истинно классическим», — писал историк искусства А. В. Прахов. Влюблённость художника передаётся и зрителям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *