какие менеджеры востребованы в россии
Гений места. Какие топ-менеджеры наиболее востребованы в России
В 50% случаев акционеры компаний будут менять генерального директора и наемную топ-команду в ходе значимых изменений. Кто же нужен компании и в какой ситуации? Чаще всего СЕО являются выходцами из следующих функций: финансовая (23%), коммерческая (16%) и инженерно-техническая (14%). И хотя, по результатам исследования, чаще всего они остаются верны своей отрасли и специализации, около 23% руководителей при переходе на пост гендиректора все же сменили отрасль. Это означает, что в случае кросс-индустриального или функционального перехода hard и soft skills руководителя перевесили его долгий опыт в определенной отрасли. При этом далеко не любой опыт может быть релевантен руководящей позиции. Можно выделить наиболее востребованные типы.
СЕО-финансист
Один из самых популярных типов. Причиной его популярности являются, в первую очередь, изменения в экономике страны. Грамотный руководитель с опытом в финансовом секторе востребован во времена жесткого контроля бюджета, в период оптимизации — там, где необходимо активное управление рисками. Эти руководители прежде всего про экономику. За последние четыре года руководителями в компаниях из сферы коммерции (35%) и финансов (29%) стали люди, которые ранее были финансовыми директорами или CFO. При этом в компаниях финансового сектора первые роли играют люди из частного бизнеса (50%) и с опытом госслужбы (43%).
В качестве примера CEO-финансиста можно привести Елену Журавлеву, которая с 2012 по 2014 год была CFO ГК «Независимость», а с 2014 по 2017 год — генеральным директором группы. Известно, что автодилер переживал финансовые трудности из-за падения российского авторынка и был близок к банкротству. Кто, как не опытный финансовый директор, лучше всех может взаимодействовать с банками-кредиторами, решать вопросы реструктуризации задолженности, принимать решения в сложной финансовой ситуации?
СЕО-коммерсант
Второй по популярности тип управленца. Он становится особенно востребован, когда рынок растет. Такой руководитель придерживается агрессивных стратегий, нацеленных на рост, и, как правило, склонен к риску. В последние годы в сфере промышленности и транспорта самыми популярными являются именно руководители с коммерческой функцией (19%). Традиционно востребованы такие специалисты в розничной торговле (35%). Однако есть спрос на управленцев с таким опытом и в финансовом секторе (29%).
Так, Петр Исаев, будучи коммерческим директором Capital Group, придумал и стал активно развивать концепцию универмага «Цветной». Был придуман продукт, сочетающий в себе площадку с корнерами модных брендов, поп-ап магазины, гаражные распродажи и ярмарки в сочетании с выставками, мероприятиями и отдельными маркетинговыми кампаниями. Впоследствии Исаев стал генеральным директором управляющей компании Tsvetnoy Central Market.
СЕО-инженер
Это особенная когорта управленцев. Их отличает знание точных наук, устройство технических процессов и достаточно жесткая отраслевая привязка. Они становятся востребованы вне своей привычной отрасли, когда необходима технологическая реорганизация компании. С бурным развитием технологий и ростом спроса на технологическую трансформацию вырос спрос и на этих специалистов. Наиболее востребованы такие управленцы традиционно в промышленности и транспорте (16%), а с недавних пор также и в банковском секторе и коммерции (29%).
Здесь можно вспомнить таких известных личностей, как Илон Маск, Билл Гейтс или Стив Джобс.
СЕО-чиновник
Такой руководитель имеет широкую сеть контактов, понимает процессы, протекающие в госсекторе, может применить административный ресурс. Такой тип становится нужен компании, когда она выходит на высокий уровень, на международный рынок, требует кардинальных изменений с целью значительного расширения сфер работы. Правда, за последнее время 43% руководителей с опытом работы на госслужбе перешли в финансы. Как и в случае с СЕО-инженерами, они востребованы в наиболее динамично развивающихся на данный момент компаниях.
Показательными примерами стали назначения Германа Грефа в Сбербанк, Николая Подгузова — в «Почту России». Вартан Хачатуров стал гендиректором совместного предприятия «Ростеха» и компании «Цитадель», Михаил Гришанков, бывший зампредседателя комитета Госдумы по безопасности, назначен первым вице-президентом ОАО «Газпромбанк».
СЕО-HR
Такой руководитель хорошо чувствует атмосферу в коллективе, умеет управлять людьми больше, чем процессами. Он нужен компании, когда необходимо решить глобальные кадровые вопросы, провести вертикальную и горизонтальную перестановку кадровых сил. Нанять и смотивировать большую команду. В середине июля в холдинге «Северсталь» на работу вышли четыре новых топ-менеджера, которых в компании называют «критичными друзьями». Перед ними была поставлена необычная задача — выявлять недостатки в организации бизнес-процессов в отношении к сотрудникам и работе с клиентами. С помощью нестандартного подхода горнодобывающая и металлообрабатывающая компания собирается повысить эффективность работы и увеличить годовую выручку на 10–15%. Аналогичные кадры с опытом в HR появились в таких компаниях, как «Техпопарк-импульс», «Danone Россия» и других.
СЕО-инноватор
Самый востребованный тип руководителя. И самый загадочный. Невозможно выделить определенную закономерность, связанную с образованием или предыдущим опытом. Кто они, СЕО-инноваторы? Как формируется их опыт и стиль руководства? Очевидно, что этот человек тесно связан с технологиями. Им может стать ИТ-директор, вице-президент по стратегическим цифровым партнерствам или директор по развитию бизнеса интернет-компании. А может быть, государственный служащий, который в силу личных интересов активно увлекается передовыми технологиями, инновациями и продвигает флагманские решения в своей отрасли.
Профессии будущего в сфере менеджмента
Ниже приведен список профессий в сфере менеджмента, которые могут появиться в ближайшие 5-15 лет.
1. Менеджер по кросс-культурной коммуникации
Глобализация приводит к тесному сотрудничеству компаний, работающих в совершенно разных странах. Зачастую их культура и обычаи имеют существенные различия. Поэтому фирмам, взаимодействующим с иностранными клиентами или партнерами, необходимы специалисты по кросс-культурной коммуникации. Их работа заключается в консультировании руководства по вопросам ведения бизнеса за границей, обучении сотрудников компании доносить информацию до представителя другой культуры, не искажая смысл сообщения. Главная задача специалиста данной области — не допустить недопонимания или конфликтов между сторонами.
На что ориентироваться сегодня? Вероятно, менеджер по кросс-культурной коммуникации будет являться одной из трансформаций профессии переводчика. Уже сейчас от такого специалиста требуется не только знание языков в совершенстве, но и осведомленность об основных принципах делового общения в разных странах, их культурных особенностях. Именно этой сфере стоит уделять особое внимание.
2. Специалист в области трансмедиа
Технологии трансмедиа являются одним из эффективных методов продвижения товаров. Они появились совсем недавно и уже успели завоевать популярность в рекламной индустрии. Трансмедиа — это взаимодействие различных медиаплощадок с целью донесения необходимой информации до потребителя. Можно сказать, что каждая из медиаплатформ открывает ему часть одной большой истории. Специалист в области трансмедиа следит за тем, чтобы сюжет оставался целостным и логичным, а персонажи фильма выглядели одинаково, например в игре и на плакатах.
На что ориентироваться сегодня? Если взять за основу работу с различными медиаплощадками, то данную профессию можно связать с медиапланером. Некоторые обязанности специалиста в области трансмедиа вполне могут появиться у специалистов в области медиапланирования, а затем оформиться в полноценную профессию.
3. Специалист по созданию персонального бренда
Уже сейчас можно заметить достаточно жесткую конкуренцию среди специалистов за привлекательные позиции в крупных компаниях. В будущем данная тенденция будет лишь усиливаться. Чтобы правильно и выгодно продать себя работодателю, потребуется специалист по созданию персонального бренда. Он поработает над имиджем, подскажет, как правильно вести себя на собеседовании, составит резюме, которое впечатлит работодателя. Данная профессия начинает зарождаться уже сейчас.
На что ориентироваться сегодня? Наиболее близкие позиции — персональный HR-консультант, бренд-менеджер и PR-менеджер. Наличие опыта работы в этих областях будет большим преимуществом. Также нелишним будет знание психологии, так как данная профессия предполагает индивидуальный подход к каждому человеку, большое внимание к личности.
4. Менеджер по управлению проектами объединенных компаний
Появление этой профессии связано с глобализацией и тесным сотрудничеством между различными компаниями, занятыми в одном проекте. Менеджер по управлению проектами объединенных компаний будет сопровождать рабочий процесс, заниматься разработкой программы общих вложений и дальнейшего развития, а также согласованием долгосрочных целей компаний.
На что ориентироваться сегодня? Стартовая позиция — менеджер проектов. Также очень важным является знание иностранных языков, как минимум необходимо свободное владение английским.
5. Lean-менеджер
Компании всегда стремились и будут стремиться к оптимизации производства, сокращению издержек. Именно этот фактор способствовал появлению такой профессии, как lean-менеджер. В обязанности этого специалиста входит обучение персонала основам бережливого производства и его внедрению на предприятии. Также представитель данной профессии является координатором производственного процесса и его аудитором.
На что ориентироваться сегодня? Профессия lean-менеджера уже существует на рынке труда, и пока спрос значительно превышает предложение. Так что советуем поторопиться и начать освоение этой профессии как можно скорее. Для такого специалиста очень важно разбираться в специфике производства компании-работодателя.
Кристина Алахвердиева, автор статьи=
Менеджер в Digital: 16 наиболее популярных специализаций
Менеджер по сути управляют компанией. В зависимости от опыта он ответственен за отдел и людей, которые в нем работают, либо за бизнес целиком. Так, например, менеджер ресторана отвечает за весь ресторан, а не за его часть.
Это человек, который, в первую очередь, выполняет административные функции. Он нанимает, увольняет, дисциплинирует, проводит аттестации и контролирует посещаемость, а также утверждает сверхурочную работу и разрешает уйти в отпуск.
В обязанности менеджера также входит управление сотрудниками или подразделением компании.
Если вы думаете стоит ли начать обучаться этой профессии, то для начала взвесьте плюсы и минусы, с которыми придется столкнуться.
Каждый менеджер обладает набором как мягких, так и жестких навыков, которые помогут в работе. Давайте посмотрим какие навыки нужно развить в себе человеку, которые решил стать менеджером.
У менеджеров есть свои специальности, которые располагаются по иерархии компании или организации. Давайте посмотрим на них.
Руководит командой продавцов в организации. Он устанавливает цели и квоты продаж, составляет план продаж, анализирует данные, обучает продажам и территории продаж, наставляет членов группы и участвуют в процессе найма и увольнения сотрудников.
Менеджеры по продажам также поддерживают связь с дилерами и дистрибьюторами. Они анализируют собранную персоналом статистику для определения потенциала продаж и потребностей в запасах продукта и для отслеживания предпочтений клиентов.
Эта специализация набирает популярность с ростом он-лайн торговых площадок. Менеджеры маркетплейсов отслеживают доходность каждой площадки, контролируют онлайн продажи через веб-сайт, занимаются коммерческим анализом и запуском рекламных кампаний.
Привычное уху название этой специальности — менеджер по работе с клиентами. Это коммуникаторы, которые стремятся удовлетворить потребности клиентов. От них зависит, какой опыт общения с брендом получит покупатель. Если аккаунт менеджеры хорошо выполняют работу, то клиенты будут сохранять с компанией долгие отношения, а не уйдут к конкурентам.
Отвечает за функционирование офиса компании, выполняя ряд административных, финансовых и управленческих задач. По сути, бесперебойная работа офиса это их заслуга. Также они управляют командой административного и вспомогательного персонала.
Высшее звено руководства компании. Они несут ответственность за контроль и надзор за организацией, разрабатывают цели, стратегические планы, политику компании и принимают решения о направлении бизнеса. Как правило, к ТОП-менеджменту относят совет директоров, президента, вице-президента и генерального директора компании.
Отвечает за руководство, планирование и организацию конкретных проектов для организации, следит за сроками их выполнения и расходами бюджета.
Наблюдая за сложными проектами от старта до завершения, менеджеры проектов формируют путь развития организации, помогая сократить расходы, максимизировать эффективность компании и увеличить доход.
В его обязанности входит поддерживать актуальность, информативность и привлекательность данных, отображаемых на медиа-ресурсах компании.
Контент-менеджер создает, пишет и управляет, собственно, контентом для достижения бизнес-целей. Он голос компании. Для создания и публикации интересного контента требуются креативность, лидерские качества и писательские способности.
Создает и поддерживает продвижение брендов в социальных сетях, следит за их аналитикой, используя бесплатные или платные инструменты, и отвечает на вопросы и комментарии в соответствии с принципами компании. Менеджеры социальных сетей ежедневно создают контент для компании, чтобы продвигать новые идеи и форматы, а в дальнейшем анализируют, как они работают.
Управляет рекламой компании. Вместе с командой разрабатывает творческие и последовательные рекламные кампании для конкретных брендов, контролирует других сотрудников и работает с ними, устанавливает цели проекта, а также утверждает и оценивает статус проекта.
Помогает бизнесу, разрабатывая и контролируя программы обучения сотрудников. Он оценивает потребности бизнеса, реализует как планы развития, так и весь спектр программ обучения, которые повышают эффективность персонала.
Определяет потребности клиента и бизнес-цели, которые будет выполнять продукт или услуга. Такие менеджеры формулируют, как выглядит успех для продукта, и работают с командой, чтобы воплотить это видение в реальность.
Играет важную роль в крупных компаниях: он как бы является точкой контакта для высшего руководства и клиентов. Менеджеры по развитию работают как менеджеры проектов, составляя расписание и делегируя задачи, необходимые для реализации инициатив компании. Также они взаимодействуют с другими руководителями отделов, чтобы определить этапы проектов и работать над их завершением не выходя из бюджета.
Работа аналогична работе менеджера розничного магазина. Отличие в том, что такой специалист не разговаривает с покупателем лично. Его задача — следить за тем, чтобы все продаваемые товары были актуальными, имели правильные размеры и цены.
Занимается организацией и проведением рекламных, деловых и общественных мероприятий. Он контролируют весь проект, от планирования с самого начала до проведения мероприятия в течение дня.
Отвечает за присутствие, локализацию и оптимизацию игр и приложений в AppStore, а также разрабатывает стратегию продвижения их а в топ.
Действует как связующее звено между организацией и ее аудиторией. Он выступает в качестве голоса, тона и модератора бренда посредством поддержки сообщества, распространения контента и цифрового взаимодействия. Его работа направлена на укрепление присутствия бренда и на поддержание доверия, как онлайн, так и лично.
Спектр обязанностей у менеджеров сложный и разнообразный. Прежде чем выстраивать карьеру менеджера, выберете наиболее интересный вам профиль.
За востребованность менеджеров можно не переживать: хорошие управленцы будут нужны всегда, ведь бизнес с каждым днем становится многограннее, а в одиночку не уследить за всеми аспектами.
💚 Книги и дополнительные материалы о создании и развитии цифровых продуктов для предпринимателей и менеджеров продукта на канале Цифровая ферма единорогов и в чате Мышление предпринимателя.
10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes
Номинанты в рейтинг 30 самых перспективных россиян до 30 лет в категории «Управление» в этом году особенно активно откликнулись на призыв Forbes присылать заявки на участие в проекте. Мы получили десятки писем от достойных кандидатов, из которых как минимум пять были отобраны для нашего итогового топ-10. В номинации, как и в прошлом году, превалируют представители технологических компаний: в их топ-менеджменте чаще встречаются молодые управленцы. Однако претендовать на участие в «30 до 30» смогли и несколько выходцев из таких на первый взгляд консервативных индустрий, как строительство и золотодобыча. Подробнее о десятке номинантов — в нашей галерее.
Даниил Федоров, Ozon
Финансовый директор Ozon, 30 лет
Бэкграунд. Один из самых молодых финансовых директоров в российской электронной коммерции Даниил Федоров пришел в Ozon в феврале 2018 года. До этого он работал в департаменте инвестиционного банкинга и M&A Sberbank CIB и отделе исследований фиксированной доходности Renaissance Capital, а в 2012-м стал главным аналитиком в отделе исследований рынка акций Goldman Sachs по транспорту, недвижимости и инфраструктуре, а также главным аналитиком европейских авиакомпаний.
Инициатива. В Ozon Даниил руководил созданием инвестиционной программы развития логистической инфраструктуры, по его инициативе в компании появился департамент по работе с инвестиционными проектами, силами которого в декабре 2018-го была закрыта крупнейшая (по версии CRE Moscow Awards) сделка за все время развития рынка складской недвижимости в России: Ozon взял в долгосрочную аренду 122 000 кв. м под флагманский логистический центр в парке «Ориентир Север-1», расположенный на севере Московской области.
Достижения. Федоров также реформировал систему управления финансами, в результате чего Ozon нарастил темпы роста, кратно превысив по этому показателю весь рынок e-commerce в России. По итогам 2018 года оборот компании увеличился более чем на 70% к прошлому году, а по итогу 2019-го — на 93%. В 2019-м Даниил обеспечил дополнительное финансирование от акционеров в виде конвертируемого займа на сумму 10 млрд рублей, а также привлек нового зарубежного инвестора — расположенный в Сан-Франциско инвестиционный фонд Princeville Capital. Эта сделка с участием западных инвесторов стала крупнейшей для российского рынка электронной торговли с 2013 года.
Руководитель команды анализа данных 2ГИС, 29 лет
Начало. Алина пришла в 2ГИС на последнем курсе Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), где училась на факультете прикладной математики и информатики. Перед этим она закончила школу тестировщиков, которую организовали сотрудники 2ГИС. В 2015-м стала ведущим специалистом по тестированию софта в компании: до этой должности она доросла с нуля менее чем за два года.
Хобби. Алина увлекается йогой и пишет стихи.
Юрий Красильников, Belka Games
Вице-президент по развитию бизнеса белорусской студии Belka Games, 29 лет
Профиль. Выпускник Ташкентского университета информационных технологий по специальности «Менеджмент телекоммуникационных компаний», Юрий Красильников отвечает за развитие бизнеса в Belka Games — одном из наиболее динамично развивающихся белорусских разработчиков мобильных игр.
Бэкграунд. Через год после окончания университета возглавил экспертно-сервисный отдел международного интегратора Winncom Technologies. В геймдеве начал с позиции проджект-менеджера в компании Amayasoft, через три месяца был повышен до менеджера по развитию бизнеса, еще через полгода — до директора по развитию бизнеса. В 2015-м переехал в Москву и занял позицию директора по развитию бизнеса в геймдев-стартапе Trilobitesoft, откуда в 2017-м был приглашен на должность директора по развитию в Belka Games.
Инвестиции и рост. В 2019 году Belka Games привлекла стратегические инвестиции (объем сделки не раскрывался) от крупной американской компании AppLovin. На тот момент белорусская студия объявила, что за предыдущие два года ее аудитория выросла в пять раз, а доходы — в семь раз. Красильников среди важных для компании событий последних лет также выделяет успешный ребрендинг и выстраивание партнерских отношений с Google, Apple и Amazon. Менеджер подчеркивает важность общего вклада более чем 200 сотрудников Belka Games в развитие бизнеса.
Компетенции. Красильников отвечает за внешние партнерства и коммуникации компании. Belka Games в настоящий момент развивается и в направлении издания мобильных игр других разработчиков — это направление также курирует Юрий.
Семья. Женат, есть дочь.
Цитата. «Как геймер, я провожу очень много времени в наших играх, в частности, в «Часовщике» Если говорить о сторонних проектах, то я очень много провел сессий в Call of Duty, и мне кажется, что Activision прямо задрали планочку для шутеров и сделали «доброе дело» для всех разработчиков экшена: сначала агрегировали тонну аудитории, лояльной к бренду, затем показали, что на мобайле можно играть комфортно. Теперь вся братия пойдет смотреть и на альтернативные проекты в жанре. Прекрасно же?!» Интервью App2Top.ru, 2019 год
Дмитрий Качмар, «Яндекс»
Коммерческий директор «Яндекса», 30 лет
Первый бизнес. В юности выпускник мехмата СПбГУ Дмитрий Качмар развивал собственный сервис поиска жилья в аренду по друзьям «ВКонтакте» — проект он запустил в сентябре 2013 года в Петербурге вместе с партнером Александром Константиновым. Кроме того, с 2009 по 2011 год будущий топ-менеджер «Яндекса» был сооснователем игровой студии, которая разрабатывала приложения для социальных сетей. В основном это были лотереи и казино, и со временем партнеры закрыли проект из-за того, что в России изменилось законодательство.
Старт карьеры. В «Яндекс» Дмитрий устроился в 2007 году, когда ему было 17 лет. За годы работы в IT-корпорации он руководил службой разработки тематических поисков, занимался развитием продукта и интеграцией «Авто.ру» в «Яндекс». После чего перешел в руководство отдельного бизнес-юнита и стал одним из самых молодых GM в компании, заняв позицию исполнительного директора «Яндекс.Вертикали» в 27 лет.
Назначение. В январе 2020 года Качмара назначили коммерческим директором «Яндекса».
Спорт. Качмар — двукратный чемпион России по Ultimate Frisbee. В 2013 году Дмитрий завоевал серебро чемпионата Европы в Mix дивизионе.
Алексей Золотарев, группа ПИК
Вице-президент по развитию земельных активов ПАО «Группа компаний ПИК», 30 лет
Бэкграунд. Алексей Золотарев, как и многие номинанты рейтинга самых перспективных россиян до 30 лет, учился в МФТИ. Сначала занимался технологическими проектами внутри физтеха и «Кубком техноваций» — конкурсом студенческих наукоемких проектов. После окончания бакалавриата Золотарев решил посвятить себя науке, но параллельно получил предложение поработать помощником заместителя министра промышленности и торговли, который отвечал за авиацию, электронику и химическую промышленность.
Карьера. Вице-президентом крупнейшего европейского девелопера, публичной компании ГК ПИК Алексей стал в 28 лет. В компанию Золотарев пришел в декабре 2014 года по приглашению одного из сотрудников ПИК. Перед ним поставили амбициозную задачу вывести ПИК в регионы. В тот момент у ПИК были низкомаржинальные региональные проекты. В задачу Золотарева входило искать и проводить детальную оценку новых потенциальных девелоперских проектов.
Обязанности. В последнее время Золотарев курирует покупку активов для компании в России и за рубежом и участвует в M&A в смежных бизнесах. Кроме того, занимается инвестициями в зарубежные девелоперские проекты на Филиппинах и в Индии.
Анастасия Комиссарова, Group-IB
Заместитель гендиректора Group-IB, 27 лет
Образование и старт карьеры. «Если бы в начале моей карьеры кто-то сказал мне, что я буду работать в сфере кибербезопасности или даже просто в IT, я бы ни за что не поверила — я изначально из другого теста», — говорит топ-менеджер одной из самых крупных в России компании в сфере инфобезопасности Group-IB Анастасия Комиссарова. К 26 годам она успела получить образование экономиста-международника в Финансовом университете, поработать старшим аналитиком по слияниям и поглощениям «Альфа-банка», инвестиционным партнером в финансово-промышленной группе «Сафмар» и партнером по инвестициям в финтех и кибербезопасность фонда Binomial VC.
Поворот к IT. Во время работы в фонде Комиссарова познакомилась с Ильей Сачковым, основателем компании Group-IB, которая занимается информационной безопасностью и защитой от киберугроз. В мае 2018-го она перешла в проект на должность инвестиционного директора и занялась выстраиванием отношений с инвесторами в Азии и Европе. При ней в июне 2019 года Group-IB открыла международную штаб-квартиру в Сингапуре.
Достижения. За год в компании Анастасия доросла до заместителя гендиректора. Сейчас она отвечает за весь финансовый и юридический блок, участвует в формировании стратегии, оптимизации структуры управления и бизнес-процессов, общается с инвесторами. Под управлением Комиссаровой находится почти 400 человек — инженеры, разработчики и технические эксперты.
Генеральный директор Sports.ru, 28 лет
Начало. «Я искренне считаю Марка одним из лучших медийных менеджеров в стране на данный момент», — говорит в беседе с Forbes сооснователь спортивного портала Sports.ru Дмитрий Навоша о нынешнем CEO проекта Марке Тене. Но шесть лет назад студент социологического факультета МГИМО Тен попал на работу в Sports.ru далеко не с первого раза — на первые несколько писем в компанию он просто не получал ответа.
Мечта. Марк мечтал работать в одном из главных спортивных медиа страны и подавался на позицию продакт-менеджера, хотя само это понятие узнал только из текста вакансии. В итоге руководители Sports.ru взяли студента на работу, когда услышали о его амбициях стать Chief Product Officer в пятилетней перспективе. Но реальность превзошла ожидания — через шесть лет, в апреле 2019 года, Тена назначили генеральным директором компании.
Достижения. Важным проектом для Sports.ru, в котором Тен принимал значительное участие, стал запуск международного продукта для болельщиков, которые хотели следить за спортивной статистикой. Сервис запустился сразу в 12 странах. Но своим главным достижением сам Тен считает «команду, которую удалось построить в компании».
Планы. В дальнейшем Марк хотел бы заняться ангельскими инвестициями и вкладываться в стартапы, которые создают продукты в онлайне.
Хобби. Тен любит готовить и катается на серфе.
Андрей Рыбинцев, «Авито»
Директор Trust & Safety «Авито», 28 лет
Бэкграунд. До того, как начать руководить самым большим продуктовым кластером в «Авито», выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Андрей Рыбинцев работал в крупнейшем онлайн-рекрутере HeadHunter. Там он занимался развитием проекта «Школа программистов HeadHunter», а также frontend- и backend-разработкой, но понял, что «это не его».
Карьера. В 2015 году Андрей пришел в «Авито» заниматься внедрением машинного обучения в продакшен, так как любил автоматизировать различные процессы, а также современные технологии и все, что с ними связано. С детства его интересовали алгоритмы и программирование. Направление Trust & Safety, которое он возглавляет сейчас, одно из самых важных в «Авито». В его задачи входит решение проблем пользователей с безопасностью и доверием на всех этапах использования сервиса. Кластер включает в себя несколько отделов, среди которых модерация, контент, а также отдел, который изучает мошеннические схемы (фрод) и борется с ними.
Хобби. Андрей увлекается путешествиями — он посетил 67 стран и был на всех континентах Земли, кроме Антарктиды, которая также входит в его планы.
Георгий Фотин, KAZ Minerals
Исполнительный директор KAZ Minerals в России, 29 лет
Профиль. Уроженец Пскова и выпускник МГИМО Георгий Фотин — представитель поколения молодых управленцев не в компаниях технологического сектора, а в такой традиционной отрасли, как добыча полезных ископаемых.
Цитата. «Я считаю, что российский Дальний Восток — наиболее перспективный центр добычи твердых полезных ископаемых в мире, и для меня раскрытие потенциала региона, его интеграция в мировое экономическое пространство, внедрение наиболее современных технологий является сильнейшим мотиватором».
Личная жизнь. Холост, детей нет.
Булат Замалиев, Минцифры РТ
Уполномоченный по технологиям искусственного интеллекта в Татарстане, 26 лет
Профиль. 26-летний аспирант Высшей школы информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского федерального университета — представитель новой генерации государственных управленцев в рейтинге Forbes. Министерство цифрового развития, ИТ и связи Татарстана (Минцифры РТ) ввело для Замалиева новую позицию — AI-омбудсмен. В этой должности он должен курировать стратегию внедрения технологий искусственного интеллекта на республиканском уровне. Аналогов подобной работе в других регионах пока нет.
Карьера. Замалиев известен в первую очередь как разработчик социального проекта «Цифровая деревня». Этот комплекс сервисов для жителей сельской местности призван был обеспечить доступ отрезанных от ИТ-инфраструктуры районов к новым технологиям и помочь им включаться в экономические цепочки по сбыту продукции. В 2017-м «Цифровая деревня» победила в конкурсе Google и АСИ «Вдали от столиц», в 2018-м выходила в полуфинал «Школы миллиардеров Forbes», а в 2019-м Замалиев выиграл организованный окологосударственными НКО всероссийский хакатон «Цифровой прорыв».
Работа. На работу при Минцифры РТ Замалиева пригласили в декабре 2019-го. Вместе с позицией AI-омбудсмена он занял пост советника профильного министра. Замалиеву предстоит разработать стратегию развития ИИ властями республики, определить социально значимые области для внедрения новых алгоритмов и помочь избежать рисков, связанных с нарушением ИИ этических норм. Одновременно AI-омбудсмен обещает не забрасывать развитие «Цифровой деревни» — он мечтает уже в этом году оснастить участвующие в эксперименте населенные пункты магазинами без продавцов и облегчить местным жителям доступ к электронной коммерции.
Цитата. «Главное — исключать предрассудки алгоритма. Когда ИИ пишет посты в Twitter, он обучается на сообщениях других людей, которые полны стереотипов, сексизма, расизма, и сам начинает писать расистские посты. Мы же не хотим, чтобы, например, в правоохранительной системе применялись технологии, которые обучались на новостных сюжетах, — СМИ часто пишут о преступлениях, которые совершают мигранты, и, соответственно, будут чаще воспринимать их как преступников». Интервью «Бизнес Online», 2019 год