какие меры могут быть применены к банку за нарушение требований закона 115 фз

FinTok: как избежать блокировки счета по 115-ФЗ

Какие ограничения по счетам клиентов применяют банки для соблюдения закона о противодействии отмыванию доходов и как их избежать?

Одна из обсуждаемых тем в финансовом пространстве, в том числе и в «Народном рейтинге» Банки.ру, — ограничения по счетам клиентов, которые применяют банки в рамках соблюдения закона «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма». Федеральный закон № 115 вступил в силу с 7 августа 2001 года, с этого момента банки должны оценивать операции по счетам клиентов, опираясь на требования регулятора и правила внутреннего контроля.

Основная цель — мониторинг действий по легализации нелегальных доходов, а также анализ финансовых операций, потенциально связанных с отмыванием преступных капиталов, и выявление фактов финансирования терроризма. Этим занимается служба финансового мониторинга, которая создается в структуре банковской организации и пристально следит за операциями по счетам клиентов: проводит внутренний контроль, оценивает риски осуществляемых денежных операций и их соответствие законодательным нормам.

Обнаружив сомнительные операции, банк имеет право ограничить предоставление услуг дистанционного банковского обслуживания.

Можно выделить несколько признаков сомнительных операций:

Если банк замечает хотя бы один из указанных признаков, запускается процесс внутренней проверки. Банк запрашивает документы по сделкам и устанавливает срок, до которого клиент должен предоставить необходимые сведения. Если от клиента не поступают пояснения, банк вправе приостановить операции по его счету.

Существуют три процедуры, которые совершаются по инициативе банка:

— если клиентом по требованию банка не предоставлены запрошенные документы;

— если у работников банка возникли подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Даже имея заблокированный счет, клиент вправе и в некоторых случаях обязан совершать различные платежи. Таким образом, существует ряд операций, на которые не распространяются ограничения. Это, например, следующие:

Риск попасть под ограничения, связанные со 115-ФЗ, касается всех, кто имеет счет в банке и использует его для бизнеса, личных расчетов, дополнительного заработка или крупных денежных переводов. Чаще всего с этим сталкиваются индивидуальные предприниматели и малый бизнес, ведь именно их деятельность подразумевает частое снятие и внесение наличных денежных средств, что, в свою очередь, вызывает подозрения у банков.

Чтобы избежать блокировки счета, следует:

Источник

Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15.27 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ в часть 1 статьи 15.27 настоящего Кодекса внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ в часть 2 статьи 15.27 настоящего Кодекса внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса дополнена частью 2.2

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ в часть 2.3 статьи 15.27 настоящего Кодекса внесены изменения

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ примечание 1 статьи 15.27 настоящего Кодекса изложено в новой редакции

Примечания : 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ статья 15.27 настоящего Кодекса дополнена примечанием 3

3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 и 4 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

См. схему «Ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

Источник

Какие меры могут быть применены к банку за нарушение требований закона 115 фз

КоАП РФ Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15.27 КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 484-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 95-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(примечание 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.

3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 и 4 настоящей статьи.

(примечание 3 введено Федеральным законом от 29.12.2014 N 484-ФЗ)

Источник

Как подготовиться к проверке по 115-ФЗ

Росфинмониторинг снял мораторий на выездные проверки, которых не было почти год из-за пандемии. Ведомство вернулось к работе в обычном режиме. Разбираемся, как подготовиться к проверке регулятора и за что штрафуют по «антиотмывочному» закону.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — 115-ФЗ) обязывает компании следить за операциями клиентов и выявлять тех, которые занимаются обналичиванием средств и проводят другие сомнительные операции.

Организации, которые должны исполнять требования закона, называют субъектами 115-ФЗ. В их числе банки, лизинговые компании, обслуживающие бухгалтерии, агентства недвижимости и другие. Полный список можно посмотреть в ст. 5 и ст. 7.1.

Кто следит за исполнением 115-ФЗ

В России работают органы-регуляторы, которые следят за соблюдением законодательства в сфере ПОД/ФТ. Всего их четыре: это Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральная пробирная палата и Роскомнадзор.

У каждого субъекта 115-ФЗ свой регулятор, он зависит от вида деятельности компании:

Как проходят проверки

Росфинмониторинг не публикует план проверок и подробную статистику по нарушениям. Причина — специфика деятельности. Дело в том, что регулятор не относится к ведомствам, которые организуют надзор по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ (пп. 15 п. 3.1 ст. 1).

В течение последнего года проверок не было. Весной регулятор отменил мораторий, поэтому в 2021 году может проверить любое юрлицо и ИП, поднадзорное ведомству, независимо от его рода деятельности. Об этом говорится в сообщении Росфинмониторинга.

Цель проверки — выяснить, как в организации соблюдают нормы ПОД/ФТ. Можно выделить ключевые параметры, на которые обращает внимание регулятор:

Ответственность за нарушения в сфере ПОД/ФТ указана в ст. 15.27 КоАП. На организацию могут наложить штраф в размере от 30 000 до 1 млн руб., приостановить деятельность на срок до 60 суток или лишить лицензии.

Рассмотрим несколько случаев, когда во время выездных проверок регулятор выявил нарушения по 115-ФЗ.

Ошибки при заполнении ФЭС

«Финанс-кредит» был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и оштрафован на 56 000 руб. Представители кооператива подали жалобу в Арбитражный суд и просили заменить штраф на предупреждение.

По закону кредитные потребительские кооперативы обязаны:

Кооператив уже привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Арбитражный суд не удовлетворил апелляционную жалобу кооператива.

Во время проверки ООО «Ломбард «Рублев-Град» регулятор выяснил, что сотрудники компании допускали ошибки при составлении ФЭС: неправильно заполняли поля, неверно выбирали названия для сообщений. Также они допустили ошибки при разработке правил внутреннего контроля.

Регулятор вынес постановление о привлечении ломбарда к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в 50 000 руб. Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением — признать постановление незаконным. Однако суд не удовлетворил требование ломбарда.

Нет на учете регулятора — нет штрафов по 115-ФЗ

Отказ регистрации не означает, что таким образом получится скрыться от внимания надзорных органов. Это одно из распространенных заблуждений. Проверить соблюдение законодательства в сфере ПОД/ФТ может не только регулятор.

Это подтверждает ситуация с агентством недвижимости «Регион» из Московской области. Организация не состояла на учете в Росфинмониторинге, хотя подпадает под действие ст. 5 115-ФЗ, поэтому должна выполнять требования закона.

Прокуратура провела плановую проверку и выяснила, что сотрудники агентства недвижимости не соблюдают 115-ФЗ в части нескольких пунктов:

Прокуратура вынесла постановление об административном правонарушении по ч. 1. ст. 15.27 КоАП РФ. Росфинмониторинг назначил агентству недвижимости штраф в 60 000 руб.

Представители агентства недвижимости пытались оспорить постановление прокуратуры в арбитражном суде. Они настаивали, что их деятельность не подпадает под действие 115-ФЗ, так как они не оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи, занимаются только консультационными.

Однако суд заметил, что агентство предоставляло посреднические услуги при купле-продаже недвижимости. Это подтверждала информация из устава и выписки из ЕГРЮЛ. Суд не удовлетворил иск риелторов.

Всё необходимое для управления рисками в одном окне: идентификация клиентов по актуальным критериям, комплексная оценка комплаенс-рисков и др.

Аналогичные нарушения выявили сотрудники ИФНС в деятельности компании «Дональд Трейд Плюс», которая занимается распространением лотерейных билетов.

Согласно ст. 5 115-ФЗ к организациям, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся «организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной̆ форме». Поэтому в «Дональд Трейд Плюс» должны принимать меры в целях ПОД/ФТ.

Как следует из материалов дела, сотрудники налоговой провели проверку и выявили нарушения норм 115-ФЗ:

Налоговая вынесла постановление об административном правонарушении по ч. 1. ст. 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения. В «Дональд Трейд Плюс» намеревались оспорить это решение, однако Арбитражный суд Калининградской области не удовлетворил иск общества.

Как подготовиться к проверке регулятора

Единственный способ застраховаться от штрафов и других неприятных последствий проверки — соблюдать требования законодательства.

Росфинмониторинг разработал памятки для субъектов закона из ст. 5 и ст. 7.1. Это подробная инструкция по соблюдению норм 115-ФЗ.

Организуйте систему по внутреннему контролю

Ведите внутренний контроль

Под внутренним контролем подразумеваются следующие действия:

Справиться со значительной частью работы по ПОД/ФТ помогают облачные сервисы, такие как Контур.Призма. Решение автоматизирует сбор данных о клиентах, формирование анкет, сверку с перечнями. Система позволяет сделать результаты проверок прозрачными и легко продемонстрировать их регулятору в случае проверки.

Ольга Смирнова, руководитель Контур.Призмы

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Статья 74

О временных регуляторных послаблениях Банка России в связи с пандемией COVID-19 см. Информационные письма Банка России.

Статья 74. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала (за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи) либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 74-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае нарушения кредитной организацией требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с указанным Федеральным законом, Банк России помимо применения мер, предусмотренных частью первой настоящей статьи (за исключением взыскания штрафа), имеет право взыскивать с кредитной организации штраф в размере до 0,1 процента размера собственных средств (капитала) кредитной организации, но не менее 100 тысяч рублей.

(часть вторая введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 74-ФЗ)

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала (за исключением случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи);

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 74-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

замены лиц, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона, либо ограничения размера компенсационных и (или) стимулирующих выплат указанным лицам на срок до трех лет;

осуществления реорганизации кредитной организации;

4) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

5) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) потребовать от учредителей (участников) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов, в том числе путем ограничения распределения прибыли кредитной организации в части выплат, влекущих уменьшение собственных средств (капитала) кредитной организации;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть четвертая введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 74-ФЗ)

В случае неоднократного в течение одного года нарушения кредитной организацией требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.2, 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с указанными федеральными законами, Банк России вправе ввести запрет на проведение кредитной организацией идентификации, проводимой в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», на срок до одного года.

(часть пятая введена Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)

В случае, если головная кредитная организация банковской группы нарушает в связи с участием в банковской группе требования федеральных законов, в том числе не представляет информацию, представляет неполную или недостоверную информацию, не проводит обязательный аудит либо не раскрывает консолидированную отчетность и аудиторское заключение по ней, Банк России вправе применить к головной кредитной организации банковской группы меры, предусмотренные частью первой настоящей статьи. При нарушении установленных Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательных нормативов для банковских групп Банк России вправе применить к головной кредитной организации банковской группы меры, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

1) взыскать с головной кредитной организации банковской группы штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) ввести запрет, предусмотренный пунктом 3 части третьей настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 74-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для исполнения требований Банка России о соблюдении обязательных нормативов банковской группы головная кредитная организация банковской группы самостоятельно принимает решения, связанные с деятельностью и активами банковской группы.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предписание Банка России об устранении нарушения и (или) предписание об осуществлении мер подлежат исполнению акционером (участником) кредитной организации в срок не более 45 календарных дней со дня получения такого акта. В случае невыполнения акционером (участником) кредитной организации предписания Банка России об устранении нарушения и (или) предписания об осуществлении мер право голоса акционера (участника) кредитной организации на общем собрании акционеров (участников) кредитной организации приостанавливается со дня, следующего за указанным сорокапятидневным сроком, до дня исполнения или отмены соответствующего предписания. Под приостановлением права голоса акционера (участника) кредитной организации на общем собрании акционеров (участников) кредитной организации понимается, что акции (доли) такого акционера (участника) кредитной организации голосующими не являются и не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) кредитной организации.

Банк России вправе обжаловать в судебном порядке решения общего собрания акционеров (участников) кредитной организации и сделки, совершенные во исполнение указанных решений, в случае участия в голосовании акционера (участника) кредитной организации во время действия предписания, указанного в части девятой настоящей статьи, если такое участие повлияло на решения, принятые общим собранием акционеров (участников) кредитной организации.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 74-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предписание Банка России об устранении нарушения и (или) предписание об осуществлении мер подлежат отмене Банком России в случае устранения акционером (участником) кредитной организации выявленного Банком России нарушения. Акт Банка России об отмене предписания Банка России об устранении нарушения и (или) предписания об осуществлении мер направляется акционеру (участнику) кредитной организации и кредитной организации в порядке, установленном нормативным актом Банка России.

Порядок применения предусмотренных настоящей статьей мер устанавливается нормативными актами Банка России.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 74-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 74-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 91-ФЗ)

(статья 74 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *