какие мфо пишут заявление в полицию
Правомерно ли это со стороны МФО?
МФО подал заявление в полицию в отношении меня. Якобы за мошенничество. Просрочка по платежу чуть больше месяца. До этого просрочек не было. Правомерно ли это со стороны МФО?
Ответы на вопрос:
Нет, это не основание для возбужждения угдела.
Это пустые слова специалистов отдела взыскание МФО. Нету оснований для возбуждение уголовного дела по ст. 159 УК РФ, как и нету состава преступления.
В рассматриваемой ситуации Вас вводят в заблуждение. Действия МФО неправомерны, просрочка по кредиту незначительная.
Похожие вопросы
В прошлом году воспользовалась услугами микрофинансовой организации на сумму 14000. До этого уже брала займы и отдавала вовремя. Потеряла работу и отдавать нечем. Теперь они подали заявление в полицию по обвинению в мошенничестве. Полиция грозит уголовным делом и хотят задержать пока на 48 часов, а потом посадить. А я собираю документы на банкротство физ. лица. Так как с работой не ладится до сих пор. Что мне грозит? И как поступить? Что говорить в полиции?
МФО подали заявление в полицию, звонит следователь и зовет на допрос по статья 159 часть 1, в МФО я оплатил основной долг но не оплатил процент.
Пришла смс от МФО о том что написали заявление в полицию по 159.1 мошенничество что делать.
МФО подали заявление в полицию на меня по ст.159, чем мне это грозит. Я собираю документы на процедуру банкротства.
Микрофинансовая компания деньги сразу подало заявление в полицию о мошенничестве теперь вызывают в участок что делать? Что будет за это? брали 5000 р, пять лет назад а звонят только сейчас. Говорят долг уже 160000 р.
Много займов в МФО, оплачивать не могу нет денег могут-ли привлечь по статье 159 мошенничество.
МФО подали заявление в полицию о мошенничестве что делать? Как решить этот вопрос? Спасибо.
Муж в 2018 году брал микрозайм, два платежа совершил и на этом все, сегодня позвонили с уголовного розыска и говорят, что на него подали заявление о мошенничестве по ст.159 ук рф, что он указала заработок один, а они проверили через налоговую у него такого заработка не было, дали номер телефона этой МФО мол звоните договаривайтесь, завтра в обед я передаю ваше дело в следственный комитет, при этом никаких справок о заработной плате он предоставлял, все заполнялось с его слов, вопрос в том, что делать ему?
Микрофинансовая компания написала заявление в полицию и обвиняет в мошенничестве. Как быть?
В прошлом году воспользовалась услугами микрофинансовой организации на сумму 14000. До этого уже брала займы и отдавала вовремя. Потеряла работу и отдавать нечем. Теперь они подали заявление в полицию по обвинению в мошенничестве. Полиция грозит уголовным делом и хотят задержать пока на 48 часов, а потом посадить. А я собираю документы на банкротство физ. лица. Так как с работой не ладится до сих пор. Что мне грозит? И как поступить? Что говорить в полиции?
Ответы на вопрос:
Если со стороны МФО направлено такое заявление и проводится проверка, то с Вас сотрудники полиции должны будут взять объяснение по данному факту. В объяснении Вам необходимо будет указать, что Вы не скрываетесь, намерены возвратить займ, заведомого умысла на получение займа без намерения его возвратить у Вас не было. Как правило, в этом случае полиция выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же заявление не подано, а Вам лишь угрожают таким шагом, то направьте в адрес МФО письмо с изложением тех же доводов, и более не обращайте внимания на данную угрозу.
Выплачивайте хотя бы небольшими платежами, и никакого уголовного дела никогда не будет.
Никто Вас не задержит по такой статье, не переживайте. А вот такие разговоры с полицией, фиксируйте на будущее, и тогда точно дело возбудят, но уже в отношении сотрудника полиции. Если потеряли работу, это объективные причины, от Вас не зависящие, уголовное преследование Вам не грозит. А говорить в полиции надо все как было, взяли займ, работала, обиралась платить, неожиданно пришлось уволиться, уволилась, платить нечем, работы не найду в коронавирус, умысла на неуплату и мошенничество не было, как устроюсь все оплачу, сейфа банкротство буду инициировать, так как финансов нет. Успехов!
Куда жаловаться на МФО
Нередко микрофинансовые организации в попытке вернуть свои деньги заходят дальше, чем разрешено законом – посылают жестко действующих коллекторов, накручивают штрафы до невероятных размеров, звонят по ночам. Кроме того, рынок МФО – не самый благонадежный, клиент какой-нибудь небольшой микрокредитной компании может внезапно обнаружить, что договор был составлен с лазейками, позволяющими МКК забрать намного больше денег, чем предполагалось изначально. Во всех этих случаях, как и во многих других, клиенту нужно защищаться, и лучший способ – жалобы в различные инстанции, которые могут «усмирить» разбушевавшуюся кредитную компанию предупреждением, предписанием или заведением административного дела. Ниже мы расскажем, куда жаловаться на микрофинансовую организацию и как это делать.
Основания для жалобы на МФО
Для начала проясним: если вы брали микрокредит в МКК, и не вернули его, организация имеет законное право действовать – звонить вам и напоминать про долг, начислять пеню, подавать в суд. Все законно – заемные деньги нужно возвращать. Основания для жалобы появляются тогда, когда микрокредитная компания выходит за рамки закона либо при истребовании долга, либо при заключении договора. Весомые причины для жалобы:
Как видите, причин для жалобы – много. Разберемся, как ее составить и куда отправить.
Как правильно составить жалобу?
Простой совет: если собрались подать жалобу в какую-то государственную организацию, свяжитесь с ней по телефону/через интернет/лично и попросите форму для жалобы. Это повысит шансы на быстрое рассмотрение.
В целом в жалобе должна быть следующая информация: куда и кому вы ее направляете (чтобы узнать, кому направлять, свяжитесь с госорганизацией), кто вы и где вы проживаете, когда и у какой микрофинансовой организации вы брали микрокредит, на какую сумму и под какой процент, когда нужно было вернуть, сколько насчитали задолженности, что МФО делала для возврата долга, в чем состоит суть жалобы. Желательно еще указать номер договора с МКК. Заодно оставьте свои контактные данные, чтобы вам сообщили результат рассмотрения обращения.
Образец
Образец жалобы в ЦБ на МФО выглядит так:
Кстати, обратите внимание на самый нижний абзац – жалоба в Центробанк на микрофинансовую организацию имеет очень мало шансов на рассмотрение, если к ней не приложены договоры и платежные документы.
Жалоба в Роспотребнадзор:
Куда отправить жалобу?
Как оформить – разобрались. Теперь разберемся, в какую государственную организацию нужно обращаться при различных нарушениях.
Центробанк
Жалоба в ЦБ на МФО имеет смысл тогда, когда:
Жаловаться в Центробанк – очень эффективно, при наличии у МКК серьезных нарушений ЦБ может лишить ее лицензии, а если ее не было – подать документы в суд или помочь вам это сделать. Подать жалобу онлайн можно здесь: https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint
Роспотребнадзор
Микрозайм – потребительский, поэтому некоторые нарушения от микрофинансовых организаций попадают под юрисдикцию Роспотребнадзора. Какие именно:
Жаловаться в Роспотребнадзор можно через интернет, здесь: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/
В прокуратуру
Писать жалобу в прокуратуру нужно тогда, когда коллекторы или представители микрокредитной компании угрожают вам и вашим близким, звонят ночью, «подкарауливают» вас на улице и так далее. Перед тем, как составлять жалобу, обязательно узнайте у коллекторов, в какой организации они работают – это ускорит процесс. Желательно узнать и фамилию-имя-отчество конкретных надоедающих вам сотрудников, но эту информацию выдаст далеко не каждый коллектор.
Финансовый омбудсмен
Финансовый омбудсмен – это практика, недавно появившаяся и активно развивающаяся в России. Суть: омбудсмен – это юрист, решающий денежные вопросы в досудебном порядке. Причины для обращения – те же, что и для Центробанка. Отличие омбудсмена от суда и ЦБ заключается в следующем:
Таким образом, финансовый омбудсмен решает и проблему клиента с наймом адвоката, и проблему судов с высокой загруженностью. Чтобы подать жалобу, найдите омбудсмена и напишите к нему обращение в вольной форме.
Федеральная служба судебных приставов следит за тем, чтобы взыскание долга проходило по закону. В ФССП можно обратиться, если есть следующие нарушения:
Написать в ФССП онлайн можно здесь: http://fssprus.ru/form/
Федеральная Антимонопольная Служба может заинтересоваться микрофинансовой организацией в том случае, если последняя нарушает законы о рекламе. Основных нарушений – 2: МФО рекламирует себя, хотя ее нет в реестре Центробанка, и предложение организации, размещенное на сайте, не соответствует действительности (в договоре написано другое). Написать в ФАС можно здесь: https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas
Когда не стоит подавать жалобу?
Можно выделить 2 основных случая, когда не стоит обращаться с жалобой в серьезные структуры:
В первом случае вы зря потратите свое время – ответ от государственной организации может прийти через месяц, и он вам ничего не даст (а пеня за это время увеличится). Во втором случае лучше написать письмо непосредственно в МФО, а не в ЦБ или прокуратуру – если госструктура придет в микрокредитную организацию с проверкой по вашей наводке, о мирном урегулировании конфликта можно будет забыть.
Жалоба на микрофинансовую организацию
Жизнь непредсказуемая штука! И с каждым из нас может случится такая ситуация, когда вдруг срочно понадобятся деньги. Возможно, что пара-тройка тысяч — дотянуть до зарплаты. Может быть, и более значительная сумма, чтобы срочно починить машину, купить новый телефон, потому что старый уже свое отслужил, или просто порадовать свою вторую половинку. Что делать, если «нормальные» банки отказали в выдаче ссуды или кредитной карты? А у родственников или друзей финансовая ситуация ничуть не лучше вашей?
Тогда остается единственный выход. Нет, не пойти грабить банк, а обратиться за деньгами в микрофинансовую организацию. Единственное, что может остановить от похода за деньгами в микрофинансовую организацию, это «безумные» условия займов и «перегибы» специалистов по взысканию просроченной задолженности, или, проще говоря, коллекторов. В данной статье подробнее рассмотрим, как написать жалобу на МФО и «прижать к ногтю» зажравшихся ростовщиков.
Мы постараемся ответить на вопросы:
Какие действия микрофинансовых организаций можно обжаловать;
Как и куда подавать жалобу на незаконные действия микрофинансовых фирм.
Какие действия микрофинансовых организаций можно обжаловать
Итак, чтобы подать кляузу на незаконные действия микрофинансовой организации, для начала нужно оформить в ней займ. К сожалению, без этого никак: нет денег в долг — нет жалобы на кредитора. Правда, вам могут отказать в предоставлении займа, и на это решение тоже, скорее всего, можно попытаться подать куда-нибудь какую-то жалобу. Но с учетом принципа «свободы договора», который предусмотрен Гражданским кодексом РФ, такая затея выглядит весьма сомнительной.
После того, как первый этап пройден, и вы получили деньги, переходим ко второму пункту. Теперь нужно дождаться, когда МФО или коллекторы начнут «беспределить» и во всю нарушать ваши права, тем самым причиняя вам своими незаконными действиями «моральный вред и нравственные страдания». Эту фразу любят использовать органы власти при отсутствии физического вреда. Или, не дай Бог, конечно же, они причинят вам физический вред и имущественный ущерб.
Все нарушения можно условно разделить на две категории:
МФО требует комиссию за выбор
способа перечисления денег.
Куда мне жаловаться?
Нарушения, допущенные при оформлении и выдаче займа
К таким нарушениям, в частности, относятся:
Нарушения, допущенные при взыскании просроченной задолженности
В этом перечне могут быть:
Полиция, прокуратура или суд?
Куда жаловаться? Спросите юриста
Как и куда подать жалобу на незаконные действия микрофинансовых фирм
Кто рассматривает жалобы на незаконные действия финансовых компаний? Все, кому не лень! Ну. А если серьезно, все зависит от допущенного нарушения.
Заявление в ЦБ РФ или саморегулируемую организацию можно направить в случае:
Пожаловаться на незаконные действия взыскателей можно в ФССП России. Но только в том случае, если вас достают именно коллекторы, а не сами сотрудники МФО. Жаловаться можно по таким причинам:
Если при телефонном звонке
коллекторы не представились,
куда жаловаться?
В жалобе надо обязательно указать название и ИНН МФО из договора («торговую марку», наименование на «вывеске» указывать не обязательно). По реквизитам из договора проверяющие органы и будут работать с МФО.
Причем такие действия могут быть направлены не только в отношении Вас, но и ваших родственников и друзей, коллег по работе.
Кроме того, вы вправе подать обращение в органы прокуратуры на нарушения закона, допущенные финансовыми или коллекторскими организациями. Жалобу на МФО в Прокуратуру РФ можно подать онлайн, то есть, не выходя из дома. Достаточно иметь подтвержденную учетную запись на портале государственных услуг и заполнить соответствующую форму заявления.
Всегда ли МФО, включенные в реестр,
ведут переговоры с должниками
цивилизованно?
В случае нарушения «Закона о защите прав потребителей» — навязывание клиентам дополнительных услуг, взимание комиссии, начисление штрафов, а также предоставление неполной или недостоверной информации о кредитах, жалобу на такие нарушения необходимо направлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человек или сокращенно — Роспотребнадзор.
Указывайте в жалобе в государственный орган правильный номер для связи. Большая часть отказов по жалобам происходит из-за того, что государственный служащий не может связаться с заявителем для оперативного подтверждения фактов нарушения его прав.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов такой орган государственной власти как суд, самый гуманный в мире.
В судебном порядке можно не только признать некоторые пункты кредитного договора противоречащими нормам действующего законодательства, но и уменьшить размер неустойки. Можно также оспорить действия или бездействие должностных лиц, отказывающихся реагировать на поступившие жалобы на МФО.
В заключении хочется сказать, что хочется верить, что «белая» компания не станет нарушать закон и «опускаться» до угроз, физического или психологического насилия. Ведь потеря статуса микрофинансовой организации обойдется намного дороже безвозвратного микрозайма. А риски таких «невозвратов» уже заложены в «грабительские» проценты по кредиту.
Но, увы, легальные компании, состоящие в реестре ЦБ, бывает, ведут себя хуже самых отпетых коллекторов.
«Обычно у недобросовестных МФО целый «куст» юридических лиц — микрофинансовых организаций. Иногда в этом «кусте» сидит и контора, внесенная в реестр ФССП России как коллектор. Все эти юридические лица у них не живут долго: их изгоняют из реестра МФО, из реестра ФССП России, как только они нахватают штрафов и нарушений. Бывает, что штрафов «набегает» больше 10 млн. рублей», — говорит директор НАПКА Борис Воронин.
Могу ли я подать в суд на моральный ущерб
от звонков МФО и коллекторов?
Хулиганы очень искусны в организации давления на должника. Это целые «школы» запугивания. Противостоять этому можно только одним способом — направить жалобу в государственные органы и допускать минимум общения с МФО-хулиганами, как только они начали грубить, дает совет Воронин. Пробудить совесть или договориться с ними не получится. Жалоба в ФССП России и Банк России — это единственное, на что они правильно реагируют.
С недавних пор кредитные организации и МФО стали наказывать по ч.1 ст. 14.57 КоАП РФ за незаконные действия по возврату просроченной задолженности. Раньше банки и МФО даже не обязаны были записывать разговоры с должниками — в отличие от коллекторов.
Увеличили и размер штрафов. Должностные лица заплатят от 20 тыс. до 200 тыс. руб., ранее штраф составлял — от 10 тыс. до 100 тыс. руб. Для юрлиц предусмотрели от 50 тыс. до 500 тыс. руб. штрафа (было — от 20 тыс. до 200 тыс. руб.).
Кроме того, отменили специальные составы (например, для МФО, ломбардов) с меньшими штрафами за нарушения при возврате долгов. Их теперь наказывают по общей норме.
Зачем писать жалобу
Во-первых, хулиганы, получив от государственного органа запрос по Вашей жалобе, притихают и делают вид, что они тут ни при чем. А Вам именно это и надо.
А вот как себя поведут сотрудники «черных» компаний — кредиторов, которые выдают займы, хотя не имеют на это никакого права — это вопрос. Такие фирмы не имеют статус микрофинансовых организаций, и ведут свою деятельность, по сути, нелегально. Ограничения, установленные законом для официальных МФО и коллекторов, их не волнуют.
Методы «выбивания» долгов могут быть самыми разнообразными и зачастую незаконными. Чтобы избежать такой ситуации, заранее проверяйте, у кого вы берете в долг и на каких условиях. Интернет вам в помощь! Сайты в поисковиках легально работающих компаний Яндекс отмечает специальным значком.
Если вы столкнулись с противоправными действиями сотрудников МФО или коллекторов. Или у вас возникают трудности с тем, как правильно написать жалобу и куда ее нужно направить, обращайтесь за правовой помощью к нашим юристам. Специалисты нашей компании окажут вам высокопрофессиональную юридическую помощь с минимальными последствиями и максимально положительным результатом для вас и ваших близких.
Споры с МФО: как помириться в суде или до него
Хоть закон и регулирует деятельность МФО, сильно легче от этого не становится.
Центробанк следит, чтобы микрофинансовые организации не вгоняли заемщиков в кабалу: например, закон ограничивает максимальную процентную ставку, обязывает до получения займа предоставить заемщику информацию об условиях договора и возможности его изменения. Но количество просроченных договоров и клиентов в долговой яме растет с каждым годом.
Я участвовала в судах и выигрывала дела как со стороны должников, так и со стороны МФО. В статье расскажу, как из заемщика не превратиться в должника и что делать, если отношения с МФО уже так себе.
Центробанк может воздействовать только на компании, внесенные в государственный реестр микрофинансовых организаций. Реестр выложен на сайте Центробанка и постоянно обновляется. Рекомендую пользоваться именно этими данными: никто не сможет поручиться за полноту и достоверность информации на сторонних сайтах. Можно не скачивать реестр и проверить информацию по названию МФО.
Перед оформлением займа стоит проверить микрофинансовую организацию в этом реестре. Если обратиться в организацию, не внесенную в реестр, есть риск стать жертвой мошенников.
Также заемщик имеет право запросить у микрофинансовой организации документы о том, что она внесена в государственный реестр. По запросу МФО обязана предоставить свидетельство.
Центробанк утвердил табличную форму условий потребительского кредита — в ней 16 пунктов, которые должны быть в договоре займа. Разберем самые важные из них.
Валюта займа. Микрофинансовая организация вправе выдавать займы только в российских рублях — если предлагают в иностранной валюте, это нарушение законодательства.
Процентная ставка. С 28 января 2019 года максимальная ставка, под которую МФО могут выдавать микрозаймы продолжительностью меньше года, — 1,5% в день. С 1 июля 2019 максимальная ставка снизится до 1% в день.
МФО обычно указывают процентную ставку в день, а не в год. Это не нарушение или введение в заблуждение с точки зрения закона, но именно эти небольшие числа сбивают с толку и создают иллюзию выгоды — переплата 1% в день кажется незначительной, но на самом деле это 365% в год. Если проценты указаны за один день или за неделю, всегда считайте процентную ставку в год.
Микрофинансовая организация не может в одностороннем порядке увеличивать размер процентных ставок или менять порядок их определения по действующим договорам микрозайма. Также МФО не вправе сокращать срок действия договоров.
Уступка прав требования третьим лицам. Обратите внимание, есть ли в договоре условие о том, что МФО может передать право требования третьим лицам. Такое условие не нарушает закон, МФО вправе это сделать, но вы заранее будете знать о возможности такого варианта. Однако МФО может переуступить право требования, даже если этого нет в договоре.
Сначала читать, потом подписывать
Исполнение обязательств заемщиком. Убедитесь, что порядок и условия погашения займа не ограничиваются каким-то одним неудобным способом — например, наличными в кассе конкретного МФО на другом конце города. Недобросовестные МФО могут намеренно уклоняться от приема платежей, чтобы в дальнейшем сослаться на просрочку со стороны должника.
Досрочный возврат займа. По закону вы вправе вернуть всю сумму займа без предварительного уведомления МФО в течение 14 календарных дней после заключения договора. Заплатить проценты нужно будет только за фактический срок пользования деньгами МФО. Срок менее 14 дней не может быть установлен договором, это будет прямо противоречить закону. Срок больше 14 дней может быть согласован сторонами, но вряд ли МФО на это пойдут.
Если вы хотите досрочно вернуть заем, но указанные в законе 14 дней уже прошли, нужно письменно уведомить микрофинансовую организацию не менее чем за 10 дней до погашения. В этом случае микрофинансовая организация не имеет права применить штрафные санкции за досрочный возврат денег. Обычно легальные МФО не нарушают эту норму.
Если микрофинансовая организация отказывается принимать от вас заявления или какие-либо документы, отправляйте все заказным письмом с описью вложения, сохраните квитанцию об отправке и свой экземпляр описи. Так у вас будут доказательства, что вы пытались погасить долг и что в образовавшейся просрочке нет вашей вины. Это пригодится в суде, если дело дойдет до него.
Ответственность заемщика. Внимательно читайте пункты договора, в которых сказано о неустойке за несвоевременное погашение долга. Обратите внимание, может ли неустойка меняться в каких-то случаях: например, увеличиться с 2 до 5 процентов в зависимости от просрочки платежа.
Размер неустойки или штрафа за просрочку не может составлять больше 20% годовых, если за время нарушения на долг начислялись проценты. Если проценты не начислялись, штраф не может составлять более 0,1% от суммы просроченной задолженности.
Избегайте займов под залог имущества
Иногда МФО предлагают взять заем под залог имущества — обычно недвижимости или автомобиля. Риск в том, что если заемщик не сможет платить долг, имущество, которое он заложил по договору, будет продано на публичных торгах.
Пример из судебной практики: женщина взяла в долг у микрофинансовой организации 100 000 рублей под залог недвижимости, но не смогла отдать. В итоге суд взыскал: основной долг 50 000 рублей, проценты 52 500 рублей, неустойку 25 000 рублей. Денег у должницы не было, и взыскание обратили на долю в квартире: продали ½ квартиры площадью 40,5 м² на торгах с начальной продажной стоимостью 200 000 рублей.
Госдума сейчас рассматривает законопроект, запрещающий МФО выдавать займы под залог недвижимости, но пока такой вид кредитования вполне законен.
Еще несколько лет назад российские судьи не спешили становиться на сторону должника и одобряли практически все иски микрофинансовых организаций. Сейчас судебная практика меняется в лучшую для должников сторону, но о единообразии принимаемых решений говорить пока рано. Немало случаев, когда вопрос решался положительно для заемщика только в Верховном суде.
Скажу сразу: если не участвовать в судебном процессе, избегать коллекторов и не гасить долг, ситуация не улучшится. Суды массово выносят решения в пользу МФО — и к сумме долга, процентам и штрафу еще добавляется государственная пошлина, которую платит проигравшая сторона. Учитывайте, что судебный процесс по таким делам длится в среднем три-четыре месяца в одной инстанции.
Часто неблагоприятная судебная практика складывается из-за неучастия самого должника в судебном процессе. Если вы будете ходить в суд и озвучивать свою позицию, ситуация может развернуться в вашу сторону. Разберемся, какие есть варианты, если долг есть, а денег нет. Начнем с того, как делать не надо.
Не пытайтесь признать договор недействительным
Микрофинансовые организации действуют в рамках правового поля — конечно, за исключением мошеннических организаций. И договоры, которые МФО предлагают заключать, соответствуют всем формальным требованиям закона — признать их недействительными практически невозможно, если в них нет прямого нарушения закона.
Что делать, если взял в долг у мошенников
Если вы взяли в долг, а потом поняли, что условия договора нарушают закон, расторгать его придется в суде.
Если просто не платить проценты и не возвращать долг, мошенники вряд ли обратятся в суд для взыскания долга. Но у таких «компаний» обычно свои методы возврата долгов — не сильно дружелюбные и часто незаконные. Центробанк никак не сможет повлиять на ситуацию, единственный вариант — обратиться в правоохранительные органы.
Не говорите, что договор подписан под принуждением
Человек сам приходит в МФО с определенной целью — получить заем. Если человеку что-то не понравилось в условиях конкретного МФО, он мог встать и пойти в другую компанию.
При вынесении решения суд будет исходить из того, что обязательства должны исполняться, а односторонний отказ от обязательств недопустим. А ведь как раз и получается, что микрофинансовая организация должна была предоставить заем — предоставила; заемщик должен погашать долг — и не погашает. То есть выходит, что неправ заемщик.
Не пытайтесь объявить договор кабальным
Чтобы признать сделку кабальной, требуется одновременное наличие нескольких условий:
К договорам с МФО можно применить неблагоприятные обстоятельства — тяжелое финансовое положение заемщика. Но доказать остальные два обстоятельства практически невозможно.
На практике суды руководствуются тем, что, подписывая договор, человек выражает свое с ним согласие. Если он ставит свою подпись, предполагается, что он прочитал, изучил, понял содержимое договора и осознает, какие обязательства этот договор на него налагает и какую ответственность он будет нести за их несоблюдение. После подписания договора поздно говорить, что «что-то не понял», «не дочитал», «не увидел», «не заметил» и т. д. Суд будет считать, что если человек подписал договор, то он был с ним согласен.
Иногда суд признает договор «имеющим элементы кабальности», но все равно взыскивает задолженность с заемщика. Но в этом случае можно отсрочить исполнение решения. Например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия отсрочила взыскание долга на шесть месяцев, указав, что договор «имеет элементы кабальности».
Ссылаться на невыгодность сделки бесполезно: по мнению судов, это не является признаком кабальности договора — например, так решил Ленинградский районный суд Краснодарского края от 28.09.2018 г. по делу № 2-1073/2018.
Попытайтесь снизить проценты и штрафы
Если у заемщика есть долг, то его взыщут в любом случае — это обязательство по договору, которое должно соблюдаться и от которого нельзя отказаться, если одной стороне просто так захотелось. Но можно снизить проценты и штрафы — даже в несколько раз.
Может возникнуть вопрос: как на это соглашаются МФО, ведь неустойки и штрафы — их основная прибыль. Есть две причины: первая — статья 333 ГК РФ «Уменьшение неустойки». По смыслу этой статьи, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. По договорам, заключенным до 28 января 2019 года, снизить неустойку таким образом вполне реально: тогда еще не действовали ограничения по максимальной ставке и неустойке. Некоторые МФО сами понимают это на этапе подачи исков, поэтому снижают взыскиваемую сумму в несколько раз.
Еще по «старым» договорам суд учитывает позицию Верховного суда: проценты по займу вычисляют, исходя из средневзвешенной процентной ставки по потребительским кредитам, установленным Банком России на момент заключения договора микрозайма.
Возможна и другая ситуация: когда проценты — это плата за пользование займом. Тогда статья 333 ГК РФ неприменима. В этом случае суд обязан оценивать условия конкретного договора с точки зрения их разумности и справедливости.
При этом не последнюю роль играет добросовестность заемщика. Если какое-то время заемщик исправно платил, или же в письменной форме предупреждал МФО, что в данный момент не может платить, или на судебном заседании демонстрирует готовность погасить долг и умеренную неустойку, вероятность, что суд пойдет ему навстречу, гораздо выше.
Попробуйте «сторговаться» на мировое соглашение
Мировое соглашение может быть предложено любой из сторон на любом этапе судебного процесса, но до вынесения решения судом. Мировое соглашение утверждается судом. Суд не будет диктовать или предлагать сторонам какие-то условия — он лишь проверит, чтобы не нарушались нормы закона.
МФО может сама предложить мировое соглашение, но, чтобы должник захотел подписать такое соглашение, оно должно быть ему выгодно — МФО приходится чем-то жертвовать и снижать неустойки. Причина, по которой МФО может быть выгодно заключение мирового соглашения: в этом случае больше шансов получить обратно хоть какие-то деньги — и при этом должник заплатит добровольно.
Если должник подписал мировое соглашение, он должен исполнить свою часть обязательств в оговоренные в мировом соглашении сроки. Если должник не будет исполнять мировое соглашение, микрофинансовая организация сошлется на это при обращении в суд и получит исполнительный лист, а затем обратится к судебным приставам. Приставы могут удерживать суммы из дохода должника, описывать имущество, закрыть выезд из страны.
Получите полгода-год отсрочки
Если должнику нечем платить, то уменьшение процентов и неустоек ему не особо поможет: решение суда, если его не обжаловать, вступит в силу через 30 дней. По истечении этих 30 дней МФО может получить исполнительный лист и обратиться к судебным приставам. Если должник предвидит, что деньги у него в ближайшие месяцы не появятся, об этом можно позаботиться еще на этапе судебного разбирательства. В этом случае должник может просить суд об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Порядок действий такой:
Если должник основывает свою позицию на том, что признает долг и готов платить разумные проценты, и у него действительно есть неблагоприятные обстоятельства, препятствующие быстрому погашению долга, то суд может пойти ему навстречу. Например, Курский областной суд учел, что у должника сложное материальное положение из-за прекращения деятельности ИП, и предоставил рассрочку исполнения судебного решения на два года.
Однако не стоит злоупотреблять возможностью получить отсрочку: суд обязан соблюдать интересы не только должника, но и взыскателя.
Например, Пошехонский районный суд Ярославской области отказал в отсрочке потому, что ходатайство не было оформлено письменно и не были представлены доказательства того, что отсрочка необходима. А Засвияжский районный суд Ульяновска посчитал, что ответчик слишком рано попросил предоставить отсрочку, заявив ходатайство до вынесения решения.