какие могут быть преимущества перед конкурентами
Методика создания конкурентного преимущества
Методика создания конкурентного преимущества
Без конкурентного преимущества не может быть и речи о развитии проекта и существенной прибыли. Без преимуществ вы не можете рассчитывать ни на помощь инвесторов, ни, тем более, на получение гранта. Отсутствие конкурентного преимущества является основной причиной отказов в грантах и инвестициях начинающим бизнесменам.
Возникает вопрос: что делать, если вы уверены в успехе вашего проекта, но понятия не имеете, какое у вас может быть преимущество перед конкурентами? И что вообще можно считать конкурентным преимуществом? Какие факторы можно к нему отнести, а какие нет? На самом деле, вопросы эти непростые. Но бизнес-сфера изучается уже очень давно, и сегодня практически для каждой проблемы разработан алгоритм решения.
Что такое конкурентное преимущество и из чего оно складывается?
Перед тем, как искать конкурентное преимущество для своего бизнеса, нужно понять для себя, что это такое. Это понятие в бизнесе подробно изучал американский экономист Майкл Портер. Исследователь определял конкурентное преимущество как набор определённых особенностей, которые в совокупности позволяют получать от продажи товара или услуги больше прибыли, чем в среднем по рынку.
Представьте, вы решили продавать, например, кресла. Но кресла эти не простые. Они сделаны из специального материала, который полезен для здоровья. Уникальность материала позволяет продавать их дороже цены, по которой в среднем продаются все остальные кресла. И это соответственно, приносит больше прибыли. Это и есть конкурентное преимущество.
Очень важно не путать конкурентное преимущество с понятием «сильные стороны компании». Сильные стороны – это особенности, которые есть и у других компаний, но у вас они лучше, сильнее. Если мы возьмём пример с креслами, то уникальный, полезный для здоровья материал – это конкурентное преимущество. А если ваши кресла сделаны из тех же материалов, но при этом вы делаете их очень качественно, и они получаются очень удобными. Это тоже принесёт больше прибыли, но это не конкурентное преимущество, а сильная сторона. Конкурентное преимущество – это нечто совершенно уникальное, чего нет у других компаний.
Сильные стороны, безусловно, важны, но конкурентное преимущество играет большую роль. Инвесторы и спонсоры обращают на него гораздо больше внимания. Почему? Казалось бы, и то и другое – прибыль. Но всё не так просто. Допустим, у вас очень удобные кресла. Но вот появилась компания, которая производит такие же, как у вас, удобные кресла. Потом ещё одна. И вот у вас уже множество конкурентов, и чтобы их превзойти, вам придётся пытаться выиграть на чём-то другом. Если же ваши кресла сделаны из особенного материала, конечно, может случиться так, что появится человек, который будет использовать в производстве тот же материал. Но тут вы займёте определённую нишу, заработаете репутацию и будете прочно держаться на рынке, а новичку понадобится огромное количество времени и сил, чтобы начать конкурировать с вами.
Хорошее конкурентное преимущество должно обладать следующими свойствами:
Хорошее конкурентное преимущество привлекательно для клиентов, необычно. И вместе с этим оно должно быть максимально простым. То есть оно должно чётко отвечать на вопрос: «Чем ваш товар (услуга) лучше, чем у других?». И формулироваться в одном коротком предложении. Во-первых, такое конкурентное преимущество наверняка будет просто реализовать. А во-вторых, короткое и ёмкое конкурентное преимущество с большей вероятностью убедит инвесторов и дистрибьюторов вам поверить.
Как всё это работает на практике?
Составление конкурентного преимущества – алгоритм действий:
Шаг первый. Первым делом вы должны понять, с кем вам придётся конкурировать, и какие преимущества есть у них. Для этого нужно определить целевую аудиторию продукта. Понять, кто будет покупать товар, и что их в первую очередь будет интересовать. Вторым пунктом здесь нужно составить список конкурентов, посмотреть, что они предлагают, на что делают упор.
Шаг второй. Нужно составить список выгод товара, то есть определить, почему покупателям выгодно, покупать товар, для чего он им нужен. Чтобы составить этот список правильно, можно обратиться к потенциальным покупателям – провести опрос и выяснить, какие выгоды они получают от товара, и что они хотели бы получать сверх этого. После составьте полный список свойств, которыми обладает ваш продукт. А дальше на основе сравнения двух получившихся списков, вы распределяете свойства товара на три группы:
Шаг третий. Точно такую же классификацию можно составить про товары конкурента и потом сравнить со своей. Если выгодных свойств у вас меньше или столько же, значит, проект нуждается в доработке. А если есть свойства, которые выгодно отличаю ваш товар от других – это и есть конкурентное преимущество.
Шаг четвёртый. Если вы нашли конкурентное преимущество, это не значит, что прибыльный стабильный бизнес вам обеспечен на сто процентов. Чтобы действительно была стабильность и прибыль, нужно чётко продумать, как это конкурентное преимущество будет реализовываться и сохранять в дальнейшем свою актуальность. А для сохранения актуальности нужно постоянное развитие, план которого у вас должен быть продуман на несколько лет вперёд.
Самые распространённые конкурентные преимущества
Преимущества хоть и должны быть уникальны, но сами по себе обычно бывают достаточно типичными. Самые распространённые типы конкурентных преимуществ, которые можно взять за основу, чтобы найти своё:
Конкурентное преимущество – обязательное условие существования бизнеса. В идеале оно должно сформироваться у вас ещё на этапе возникновения идеи. Лучшие преимущества обычно содержаться уже в самой идее. Без устойчивого конкурентного преимущества нет смысла даже пытаться начинать дело.