какие моменты в развитии ребенка вы считаете существенными ответ
Какие моменты развития ребенка вы считаете существенными
С уважением, Лёлька
Лучшие ответы
Peva:
1. Какие моменты в развитии ребенка Вы считаете существенными?
Самостоятельно встал на ножки, сам стал держать ложку и кушать, пить из чашки, умеет слушать музыку, реагирует на веселую (танцует). умеет держать карандаш.
2. Социальный статус семьи.
Укажите ваше и мужа образование, и специальности, отдельно или с родителями живете,
Q:
По первому пункту напишите — хорошее здоровье и воспитание, по второму пункту напишите — семья полная, благополучная, стабильный доход, обеспечены жильем. Этого достаточно, а если не достаточно, то пусть воспитатели сами добавят. А вообще хрень все это…
Видео-ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
Шеба:
Формирование личности идет всю жизнь. Описаны случаи кардинальных изменений и в преклонном возрасте.
И все же. Основные этапы развития ребенка:
до года;
до трех лет;
до пяти;
до 11-12;
до 16-18.
Каждый переход с этапа на этап характеризуется возрастным кризисом. У кого это проходит мягче, у кого острее.
На разных этапах закладываются разные аспекты личности.
Это очень сложный вопрос.
Например, характер — не темперамент, хотя связан с ним. Нравственность — не характер, но тоже с ним связана. И так далее.
В возрасте до 5 лет закладывается некоторый практически неизменный фундамент. Любой фундамент определяет здание, его размеры, устойчивость и пр. Но согласитесь, сами здания на одинаковом фундаменте могут все же очень разниться.
Валенсия:
Я считаю что ребенок рождается уже со своим личным характером, темпераментом, чувством воспириятия. Так что формирование личности начинается с момента, когда яйцеклетка уже понимает кто она — мальчик, или девочка. Человечек родился и уже индивидум. Родители могут только откорректировать и что-либо подправить своими заботой и трудолюбием.
А когда заканчивается? Наверное человек развивается на протяжении всей своей жизни, если он этого хочет.
exKress:
ЛИЧНОСТИ — до 5 лет.
Mari Ya:
я тоже слышала что формирование личности у ребенка происходит до трех лет, это говорила одна преподовательница моя по психологии.
Helen:
После 5 лет уже сложно что-то изменить! Старая русская поговорка гласит, что воспитывать ребенка нужно, пока он поперек лавки лежит! То есть до пяти лет нужно вложить в ребенка максимум! Я упустила это время, теперь мучаюсь и переделать ничего не могу!
Мария Пироговская:
Начинается с той поры, когда бьет ножками в животе и не хочет успокаиваться. До сих пор характер пробивной.
Нина Миронова:
Примерно до 3-х лет формируется у человека сознание, к 5-ти годам уже складывается характер, а именно формирование как личности со своими убеждениями и контролем поведения может длиться всю жизнь и меняться.
Роман Лебедев:
Бред дилетантов.
Иван IV Грозный:
Большинство бред, какая к черту личность у ребенка которые еще находится во внутреутробном развитии?
заюня:
в момент слияния яйцеклетки со спермотозоидом.
TRAINTOWN:
во время зачатия.
Наталья:
При зачатии. Сперматозоиды сразу несуб в себе информацию о поле ребёнка.
Кроха:
в момент зачатия! Если попала У-хромосома, то будет сын, и если Х, то дочка. Как только спермотазоид оплодотворил яйцеклетку — уже точно будет ребенок того или иного пола.
Marianna Chernysheva:
А на УЗИ можно увидеть в 16-20 недель
@ня:
он заложен еще в сперматозойде! яйцеклетка всегда женского пола, а сперматозойд может быть мальчиком или девочкой)))
Валерия Киселева:
к 17ой неделе можно определить по узи какой пол у ребенка, а формируется пол с самого зачатия, как только х или у хромосома папы соединяется с х хромосомой мамы.
Лора:
Любая пара, ожидающая ребенка, втайне имеет свои предпочтения касательно того, кто у них должен родиться — мальчик или девочка. Многие пары, планируя беременность, предполагают использовать специальные методики для планирования пола малыша, однако определиться с тем, какая из них является наиболее действенной, не так просто. Для того, чтобы сделать это, нужно четко представлять себе, каким образом формируется половая принадлежность будущего ребенка, и как происходит зачатие вообще.
Интересно, что мальчики в принципе появляются на свет немного чаще девочек — 105 против 100, однако они чаще гибнут в родах и на первом году жизни, в результате чего общее количество мужчин и женщин остается приблизительно одинаковым. Известно, что беременности мальчиками наступают еще чаще, однако многие из них прерываются на разных стадиях.
Каким же образом формируется пол будущего ребенка?
Информация о том, кем будет только что зачатый ребенок, мальчиком или девочкой, закладывается сразу же после оплодотворения, а пол малыша определяется тем, какую хромосому нес оплодотворивший яйцеклетку сперматозоид, «мужскую» или «женскую».
На первых этапах формирования все эмбрионы имеют только женские половые признаки. Если яйцеклетка была оплодотворена сперматозоидом, который нес информацию «на мальчика», в определенный момент начинает действовать мужская Y-хромосома, и у эмбриона начинают формироваться определенные органы и части тела, характерные только для мальчиков. Таким образом, получается, что повлиять на пол малыша после зачатия невозможно, и если родители больше хотят сына или наоборот, дочку, побеспокоиться об этом им стоит заранее.
Людмила Белова:
После третьего месяца беременности. Пол ребенка кстати зависит от мужчин.
наф-наф ниф-ниф:
Пол не формируется, а определяется, а формируются половые признаки. Запутали народ, поэтому и ответы разные.
Все родители с нетерпением ждут и замечают, когда малыш впервые начинает улыбаться, четко произносит «мама» или делает первый шаг. Когда ребенок в первый раз сам садится на горшок, идет в детский сад, а потом впервые остается там без рыданий на прощание. Но есть и множество других значимых событий в жизни детей, которые легко можно пропустить — а они являются более значимыми, чем может показаться. MedAboutMe предлагает родителям список из двенадцати важных моментов и объясняет, что они означают в процессе развития ребенка.
Грудные дети и важные моменты их развития
3 месяца: развитие чувства юмора
В течение первых месяцев жизни ребенок — это сосущее, пачкающее подгузники и спящее существо, порой страдающее от колик и невнимания. Постепенно развиваясь, малыш начинает улыбаться и гулить, но в период от 3 до 6 месяцев груднички начинают дозревать до чувства юмора и смеются над тем, что кажется им смешным.
Мозг младенца начинает учиться обрабатывать информацию значительно быстрее, чем в период новорожденности. Кроха начинает реагировать на смешные рожицы, «угрозы» проглотить и хихикает в ответ на поцелуи в живот и пяточки.
После полугодия чувство юмора становится более утонченным: ребенок смеется над походкой, как у пингвинчика, использование игрушек не по назначению. Так, можно вызвать бурное хихиканье, положив плюшевого мишку себе на голову или в самом деле падать при прочтении стишка «идет бычок, качается». Поощряйте и создавайте такие моменты. Смех вместе с ребенком в этом возрасте помогает формировать зарождающиеся социальные навыки общения и взаимодействия.
Реакция на звуки: 4-5 месяцев
Дети начинают распознавать голоса родителей, особенно мамин, еще во время внутриутробного развития. Но в районе 4-5 месяцев младенцы начинают не просто узнавать, а пытаться активно двигаться в сторону маминого голоса и других интересных звуков.
Этот период знаменуется созреванием центров слуха в головном мозге, что позволяет грудничку определять, откуда исходят шумы, и двигаться в сторону нужного. Это хорошее время для особого материнского голоса — женщины используют этот прием неосознанно, повышая тональность и удлиняя гласные при обращении к малышам. Такое специфическое произношение является оптимальным для научения детей речи, и мамы точно знают, как надо говорить!
Копирование мимики: 6-8 месяцев
Улыбка — это, как правило, первая «рожица», которую малыш учится строить примерно в возрасте 6 недель. Но вот к 8 месяцам ребенок уже вполне может подражать взрослому, надувая щеки или складывая губы кружочком. Примерно в этом же возрасте дети могут начать подражать родителям в их привычном выражении лица: радостном, печальном, сердитом, депрессивном. Так, если взрослые выглядят веселыми, дети, скорее всего, тоже будут радостно улыбаться.
Речевое развитие ребенка: гуление и слоги от 6 до 10 месяцев
Вокализации — это ключевой этап в развитии умения разговаривать. Гуление и слоги — те блоки, на которых базируется речь. Появление многочисленных вокализаций, интонирования, слогов «бабаба», «нанана» и т. п. показывает, что развитие ребенка достигает стадии управления звукопроизношением и попыток общаться. Лепет прогрессирует, становится более сложным, по интонациям напоминает настоящую речь, с паузами и изменением тональности.
Поддержите своего малыша, заводите разговоры, спрашивайте и слушайте «ответы», комментируйте их, даже если смысл и непонятен. Такие предречевые тренировки помогают усвоить схему речи и особенности произношения.
Этапы развития малышей
Появление прилагательных: 18-24 месяца
Если раньше собака была собакой, а мячик — мячиком, то теперь наступает момент использования прилагательных. Большой красный мячик и белая пушистая собака означают, что ребенок не только видит объект и помнит его название, но и замечает, чем схожие предметы отличаются друг от друга.
Поощряйте использовать описания предметов, произносите больше прилагательных, это увеличивает словарный запас и развивает наблюдательность и умение систематизировать объекты.
Снимание подгузника: от 18 до 24 месяцев
Да, это не тот момент, о котором захочется написать в истории семьи. Но он также важен, и все дети делают это. Во-первых, это забавно и легко достижимо. Малыш может сам снять подгузник и статься голышом. Во-вторых, в познавательной активности присутствует и изучение связи причины и следствия: «я снял подгузник, мама побежала за мной, вот веселье!».
Ну а в-третьих, примерно в это же время дозревают функции, сообщающие малышу о дискомфорте пребывания в мокром подгузнике, и это знак, что кое-кто готов уже приучаться использовать горшок.
Забота о другом: 2-3 года
Это исключительно милая картинка: малыш, утешающий расстроенного друга. Дети в этом возрасте начинают проявлять альтруистические чувства и потихоньку понимать отличие себя от других людей. Цените и развивайте подобные проявления, моделируя ситуации («Мишка упал, давай его пожалеем») и читая соответствующие детские книжки.
Одна нога на ступеньке: от 2,5 до 3 лет
Однажды при подъеме или спуске о лестнице вы замечаете, что ребенок не наступает, как прежде, на каждую ступеньку двумя ногами, а ходит, как взрослый. Это значит, что крупная моторика совершила «рывок» в развитии баланса между верхней и нижней частями тела. Развивайте умение балансировать, покажите, как можно прыгать на одной ноге или ходить по линиям и бордюрам.
Развитие ребенка-дошкольника
Воспоминания о прошлых событиях: от 3 до 4 лет
Воспоминания ребенка в этом возрасте в основном связаны с сильными эмоциями, хорошими и плохими: как Дед Мороз приходил прямо в дом или испугала собака на улице. Способность вспоминать означает, что дошкольник развивает понятие последовательности событий и и сохраняет воспоминания, важные для обучения в будущем.
Конечно, поначалу все вспоминается нечетко и складывается в категорию «вчера». Помогайте развитию ребенка, комментируя и восполняя пробелы в памяти: «Верно, а еще перед приходом Деда Мороза мы слепили снеговика во дворе», рассматривайте фотографии и подарки, укрепляя память.
Первая маленькая ложь: от 3 до 5 лет
Конечно, мало кто захочет развивать качества, способствующие лживости. Но сама способность показывает, что ребенок достиг нового уровня рассуждений: он осознает, что потенциально может влиять на исход событий своими словами.
Большинство первых опытов маленьких врунишек связаны с попыткой избежать наказания: «Это не я съел конфеты» или «Он сам первый ударил!». Не стоит читать лекции о неприемлемом поведении, дошколята больше реагируют на действия, чем на слова. Объясните, что врать плохо, и это повлечет за собой такие итоги, как лишение привилегий, игрушки или тайм-аут в играх и общении.
Повторение ритма музыки: около 4-х лет
В этом возрасте дети научаются хлопать в ладоши в соответствии с ритмическим рисунком любимой мелодии. Это важно, так как свидетельствует о способности сосредоточиться, сконцентрироваться на цели и услышать общую ритмическую мелодию. А еще показывает неплохую координацию движений.
Помогайте ребенку услышать разные ритмы в других песнях, прохлопывать, простукивать их, использовать трещетки, бубен, дудочку. Это не просто развитие слуха, это основы и речи, и арифметики.
Самостоятельное одевание: от 3 до 5 лет
Младший дошкольник пытается стать независимым и начинает одеваться сам. О чем это говорит?
Чтобы полноценно одеваться, нужны хорошо развитые моторные навыки и чувство равновесия. В три года малыш может натягивать на себя штаны и футболки, а вот пуговицы, молнии и липучки осваиваются, как правило, не раньше 4-х. Помогайте малышу отстаивать свою независимость и развиваться физически, предлагайте несколько простых штанишек и футболок, и набирайтесь терпения, если он точно решил, что сегодня оденется сам.
Какие моменты в развитии ребенка вы считаете существенными ответ
Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.
4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.
5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей.
Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.
Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:
— разработать индивидуальную методику работы с ребенком;
— организовать социально-педагогическую работу с группой;
— разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;
— разрешить конфликт между участниками образовательного процесса;
Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными. Особенности ребенка, тревожащие родителей
5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными. Особенности ребенка, тревожащие родителей.
Знакомясь с историей развития ребенка, надо иметь в виду, что сами по себе события в его жизни не могут быть правильно оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Вопрос о реакции ребенка на каждое жизненное обстоятельство не менее важен, чем выяснение самого обстоятельства.
Следует учитывать, что родители часто не очень хорошо понимают смысл задаваемых им вопросов, не всегда точно помнят существенные для ребенка особенности жизненных ситуаций, а нередко не хотят быть откровенными и осознанно утаивают часть информации. Сообщая психологу определенные факты, отец или мать одновременно дают и собственную оценку этих фактов, часто совершенно неадекватную. Задача психолога — суметь отделить факты от их интерпретации.
Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке должны помочь психологу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.
Анализ результатов обследований.
Анализируя результаты обследований, в первую очередь психолог должен разграничить норму и патологию (под патологией понимаются интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, другие виды психических отклонений), имея в виду, что дифференциальная диагностика различных форм патологии не входит в задачу детского психолога.
Основная цель обследования — создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.
Анализ познавательного развития ребенка подразумевает выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, речи и воображения. Следует определить, равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Случаи равномерного развития являются достаточно простыми, трудности при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития. Последнее выражается не только в различиях уровней восприятия, мышления, воображения и т.п., но и в симптоматических различиях внутри каждого отдельного познавательного процесса.
Анализ результатов необходимо проводить комплексно, интерпретировать отдельные проявления следует только в связи с другими: сам по себе отдельный симптом всегда неоднозначен, его истинное значение вытекает из сопоставления с другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных, познавательных и так называемых «личностных» заданий.
Специальное значение при анализе результатов обследования приобретает правильное понимание особенностей взаимодействия ребенка с другими людьми.
Значительную роль здесь играют характер воспитания в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, степень конфликтности семьи и т.п. Не менее важны и качества самого ребенка, определяющие его поведение за пределами семьи (с детьми, воспитателями, другими взрослыми), в частности, инициативность, конфликтность, организованность ребенка.
Анализируя данные обследования, психолог должен стремиться не к оценке количественного уровня развития той или иной функции, а к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа поведения ребенка. В таком случае оказывается возможным выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.
Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
Особой проблемой является принятие этих рекомендаций родителями (воспитателями) — только в этом случае они становятся действенными. Чем более связаны советы психолога с проблемами, сформулированными в запросе, чем большее участие в их разработке принимает тот, кто обратился к психологу за консультацией, тем продуктивнее окажутся рекомендации.
Этика психолога в работе с родителями и воспитателями предполагает неразглашение полученных сведений; заключения и рекомендации, даваемые родителям или конкретному воспитателю по их запросу, никому больше не передаются.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
б) сколько лет, месяцев
а) фамилия, имя, отчество
в) образование, специальность, место работы
а) фамилия, имя, отчество
в) образование, специальность, место работы
4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)
5. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними
6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан
7. Была ли патология беременности, родов (какая)
8. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
9. Основные виды игр и занятий дома
10. Какие игрушки любит, кто их убирает
11. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто
12. Какие кружки, секции посещает ребенок
13. Часто ли в Вашем доме бывают гости (чаще 1 раза в неделю, чаще 1 раза в месяц, реже); кто они
14. Насколько часто Вы с ребенком ходите куда-нибудь и куда
15. Как Вы наказываете ребенка (перечислить). Какая мера наказания наиболее действенна
16. Какая мера поощрения наиболее действенна
17. Посещает ли ребенок детский сад, сколько времени, как относится к посещению детского сада
18. Какие у ребенка отношения с детьми. Есть ли трудности (какие)
19. Что Вас беспокоит в ребенке
20. Что Вы хотели бы узнать и какие советы получить от нас
КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МДОУ № 26 «Эрудит» г.Зеленогорска
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка: он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.
На основе анализа педагогической деятельности МДОУ №26 «Эрудит» педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего пространства ДОУ».
В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что около 70 % детей характеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы.
Полученные результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)
Данная ситуация потребовала пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного пространства и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.
В процессе проведения экспериментальной работы появилась необходимость в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Следовательно,
Здоровье – это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:
в физическом плане – умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
в психологическом плане:
а) интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;
б) социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;
в) эмоциональное – уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи, а здоровье – как образовательный продукт.
В гуманистической психологии, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям.
На основе анализа психолого-педагогической литературы определены критерии психического здоровья детей, к которым отнесены:
подвижность \ инертность психических процессов
произвольность \ импульсивность двигательной и познавательной сферы
продуктивность \ истощаемость психических функций
адекватность и критичность поведения
устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)
межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.
Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.
Оценка показателей психического здоровья проводится посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).
Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве характеристики личностных проявлений.
В качестве критериев психологического здоровья детей выделили:
способность планирования своей деятельности
позитивный образ Я-концепции
возможность саморегуляции психических состояний
способность к рефлексии, эмпатии
сформированность навыков общения
Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.
Оценка показателей психологического здоровья проводится посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).
Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет
Занятие 1. Знакомство
«Ласковое имя». Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.
«Если он медведь, назови его ласково». Ведущий дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково — например, мишенька, мишутка, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: лиса, заяц, кошка, собака.
Включается музыка для релаксации.
Занятие 2. Веселые-грустные
«Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку куклу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» — «Здравствуй, я Сашенька».
«Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д. Затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший Сашенька. ».
Ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя, и после этого замереть в позах этих животных.
Первым жалеет сам ведущий-котенок, затем другие дети надевают котенка на руку и его лапками гладят «птичку» со словами «Птичка-Саша — хорошая».
«Тихий час для мышат».
Занятие 3. Страшный-веселый
«Здравствуй, я пластилинчик». Ведущий говорит ребятам о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хочет с ними подружиться, но сначала надо поздороваться.
«Превратись в пластилинчик». Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пласти-линчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.
«Чего боялся зайчик?» Ведущий рассказывает детям: «Жил-был маленький зайчик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика плохо — он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.)
Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лисы, волка и медведя». Далее ведущий спрашивает, что случилось с зайчиком, дети придумывают свои рассказы.
«Ау». Один ребенок поворачивается спиной к группе — он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему: «Ау!» Водящему необходимо догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.
«Тихий час для мышат».
Занятие 4. Радуется-боится
«Хорошие ушки—красивые глазки». Ведущий предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со словами «хороший мальчик» и «хорошая девочка».
«Кто погладит козочку?» Ведущий «лепит» из одного ребенка какое-либо животное (например, козочку), спрашивает у детей, понравилось ли оно им, и предлагает желающим его погладить.
«Кто когда радуется и боится». Дети превращаются в кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается, когда и кого она боится. После этого они превращаются в радостных и испуганных детей — Таню и Гошу..В конце упражнения делается вывод о том, когда дети обычно боятся и когда радуются.
«Помяукай и похрюкай». Ведущий предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрюкать, полаять и т.п.
«Тихий час для мышат».
Занятие 5. Радость, страх, злость
«Пластилинчик» (см. занятие 3).
«Как выглядят чувства». Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут этого сделать, то он помогает им), а затем изобразить это чувство (при этом сам ведущий тоже изображает его).
«Покажи чувства язычком». Ведущий просит детей высунуть свои язычки, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.
«Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в кулачки и дрожат (боятся).
«Листочек падает». Ведущий поднимает в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги — дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно опустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.
«Тихий час для мышат».
Занятие 6. Узнаю чувство по голосу
«Кто самый похожий?» Детям предлагается показать, как спит кошечка, собачка, волк, медведь, и выбрать самую похожую фигуру.
«Кто лучше разбудит?» Один ребенок ложится на коврик в центре группы — он «уснул». Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» по-разному (словами и прикосновением), но ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кому удалось разбудить наиболее ласково.
«Что чувствует кошечка?» Ведущий на ушко загадывает ребенку одно из изученных чувств (радость, страх, грусть). Он изображает его при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод, что чувство можно узнать по голосу.
«Что хочет сделать Колина мама?» Ведущий принимает на себя роль Колиной мамы (важно, чтобы ребенка с таким именем не было в группе) и произносит слова «Подойди ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать Колю или отругать?
«Тихий час для мышат».
Занятие 7. Узнаю чувство по походке
«Карандашик-кисточка». Ведущий показывает детям, как изображать карандашик — напряженная, вытянутая вперед рука. А кисточка — мягкая изогнутая рука. По сигналу ведущего «Карандашик!» дети напрягаются, изображая карандаш, «Кисточка!» — расслабляются. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку.
«Я иду на день рождения». Ведущий выбирает двух детей. Одному из них на ушко дает задание показать, как зайчик идет на день рождения к ежику, другому — как зайчик идет домой и прячется от лисы. Дети угадывают, какой из зайчиков идет на день рождения, какой прячется от лисы. Затем определяют, что первый зайчик чувствовал радость, а второй — страх. Делают вывод, что чувство можно узнать по походке (хорошо, если лица детей при этом закрыты масками).
«Вот так». Ведущий рассказывает историю, сопровождая ее действиями (дети повторяют действия ведущего): «Жил на, свете мальчик. Он любил радоваться (вот так). Радовался солнцу, когда просыпался, радовался папе и маме и говорил им радостно: «Доброе утро!» (вот так). И радостно шел в детский сад (вот так). Но однажды по дороге в сад он увидел большую собаку и испугался (вот так), закричал «А-а-а» (вот так) и побежал быстрее к садику. Но собака-то быстрее бегает, чем мальчик. Тем более что это была большая собака, а он маленький мальчик. Собака догнала маленького мальчика и. лизнула его, и вильнула весело хвостом. Мальчик остановился и рассмеялся (вот так). И мы с вами тоже можем немного посмеяться (вот так)».
«Тихий час для мышат».
«Превратились — кошечки — радость». Ведущий называет животное и чувство, ребятам необходимо показать это чувство из роли названного животного.
«Игрушечный магазин». Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в какую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки. А остальные угадывают. В продвинутой группе можно предложить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.
«Поехали, поехали». Ведущий предлагает ребятам отправиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, велосипеде, пешком. Все вместе дети показывают и. озвучивают самолет, поезд и т.п.
«Маша упала». Ведущий выбирает ребенка, которому нужно понарошку упасть и заплакать. Ребенок садится на стульчик, а все остальные по очереди подходят к нему и утешают его.
«Встану я утром». Ведущий читает текст, а дети показывают к нему действия: «Встану я утром, глазки протру, бочок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завяжу, открою я дверку, выйду из дома и пойду. Куда я пойду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду я домой и к маме на ручки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!».
«Тихий час для мышат».
Занятие 9. Поссорились-помирились
«Добрые-злые». Дети делятся на две группы. Одна группа показывает, злых животных, другая — добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.
«Звери поссорились». Ведущий выбирает двух ребят на роли зайчика и ежика. Предлагает детям показать, как ежик и зайчик поссорились. Потом ссорятся волк и медведь. Делается вывод, что ссорятся всегда двое, значит, и мириться нужно двоим.
«Кто больше знает мирилок». Ведущий играет роль слоника, который по очереди ссорится с каждым из ребят. Детям необходимо придумать, как по-разному помириться со слоником (например, мизинчиком или словами «Мир, мир навсегда, ссор, ссор никогда»).
«Утро—вечер». Дети «превращаются» в цветы. Когда ведущий говорит: «Пришел вечер, цветочки закрылись и заснули», — дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда ведущий говорит: «Но вот пришло утро, цветочки проснулись и потянулись к солнышку», — дети поднимают голову и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз.
«Тихий час для мышат».
Программа занятий с детьми 4-5 лет
Занятие 1. Я рясту, изменяюсь
«Самое интересное летом». Дети вспоминают и рассказывают группе самый интересный случай, который произошел с ними летом.
«Я расту». Ведущий просит одного из детей показать размеры ребенка, который недавно родился. Затем приложить этот размер к другому ребенку и сделать наблюдение, что все дети сильно выросли за 4-5 лет своей жизни. После этого, используя стулья, дети показывают рост взрослого человека. Размышляют над тем, сколько им еще предстоит расти.
«Интервью». Дети по очереди залезают на стульчик, входя в роль взрослого человека. Ведущий берет у них интервью, просит представиться по имени и отчеству, рассказать, где и кем работают, есть ли дети и т.п.
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 2. Я рясту, изменяюсь
«Мысленная картинка». Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.
«Линия времени». Ведущий и ребенок проигрывают основные этапы жизни человека. В центр круга ряд им ставятся два стульчика — это кроватка. Один из детей ложится на стульчики, двигает руками и ногами, изображая младенца. Ведущий — мама, которая качает ребенка. Далее ребенок вырастает — идет в детский сад. Ведущий сначала в роли мамы сопровождает туда ребенка, затем играет роль воспитательницы. Потом ребенок идет в школу, ведущий при этом становится учителем. Когда ребенок вырастает большим, он идет в армию, на работу, в институт (как сам придумает). Соответственно ведущий — либо начальник, либо командир, либо преподаватель. Важно, чтобы ребенок сам строил линию времени, а взрослый только помогал в инсделировании «содержания возрастов».
Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют: стихотворение Э.Мошковской: «Кран откройся. Нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь смывайся!»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 3. Я – мальчик, девочка
«Девочки и мальчики умеют». Ведущий берет два мяча разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч — то, что умеют девочки.
«Я люблю». В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю. », затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю. ».
«Я — мама». Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей (маму, папу, бабушку, дедушку, брата), остальные стараются отгадать.
«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И.Мазнина: «Почему, почему говорят коровы — МУ, Кошки — МЯУ, ГАВ — собаки, Овцы — БЕ, Козы – ME, А киты — ни БЕ ни ME? Почему киты молчат, Ничего не говорят, Хоть имеют киты Преогромные рты?
Потому, что киты в рот набрали воды!»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 4. Какие девочки-какие мальчики
«Какие девочки — какие мальчики». Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.
«Что любят мальчики, что любят девочки». Ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч ведущему, если мальчиков — откатить.
«Кто кого обидел».- Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.
«Мама делает, папа делает». Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.
Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Г.Кружкова: «Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» — Почувствовал пес и полез в конуру.
«Подальше, мой милый, держись от собак!» — Сказал себе кот и махнул на чердак.
«Коты — это скверно, пора уходить!» — Подумала мышь и сквозь щелочку — фить!
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 5. Кто хозяин своих чувств
«Собачка хочет ласки». Дети по очереди «превращаются» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок-«собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его.
«Стоп, кулак!» Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.
«Танцы для пальцев». Дети представляют что их пальцы пришли на праздник. На своих коленях они танцуют вприсядку, по парам (палец одной руки с пальцем другой), вокруг елочки и т.п.
«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение С.Я.Маршака: «Два маленьких котенка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу. И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котенка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег и оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном».
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 6. Я учусь не драться
«Мысленная картинка» с задание представить себе что-нибудь волшебное.
«Оживи картинку». Ведущий показывает фотографию какого-нибудь животного и просит детей точно отобразить позу этого животного.
«He-хозяин чувств». Вспомнив вместе с детьми понятие «хозяин своих чувств», ведущий предлагает детям ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются со стульчика «хозяина своих чувств» на стульчик «не-хозяина чувств» и придумывают действия и реплики в этих ситуациях. Например, Миша толкнул Машу. Если Маша хозяйка своих чувств, то она. Если Маша не хозяйка своих чувств, то она.
«Стоп, кулак! А как?» Ребята начинают игру прошлого занятия «Стоп, кулак!», но продолжают ее обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.
«Сказочная страна». Дети закрывают глаза и представляют себе сказочную страну. Ведущий просит детей «рассмотреть», что в их стране самое главное. Затем дети рассказывают о своей стране и рисуют ее.
«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Л.Барбаса: «Вова-растеряшка, Где твоя рубашка? Может, серые коты Унесли ее в кусты? Может, заяц приходил? Может, ежик утащил? Может, плюшевый медведь Захотел ее надеть? Стал рубашку примерять — И засунул под кровать. Вова-растеряшка, Вот твоя рубашка!»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 7. Я учусь не обзывать других
«Мысленная картинка» на тему «Волшебство».
«Обзывалки, стоп!» Проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.
«Оживи картинку». Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть фотографию или картинку с интересным для них сюжетом. Затем один ребенок «строит» такую же из остальных детей. Для некоторых элементов картинки, например, для дома он может использовать несколько человек.
«Акулы—рыбки». Дети делятся на две группы: акул и рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы становятся по одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят съесть рыбок. Рыбки по другую сторону веревочки очень боятся. Затем дети меняются ролями.
Храбрый мальчик крикнул: Брысь. »
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 8. Я учусь не обижаться
«Мысленная картинка» на тему «Обида».
«Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берет его за локти, затем пара начинает двигаться по группе. Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.
«Какими чувствами нужно уметь управлять?» Ведущий обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую очередь нужно уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства — злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.
«Обида, стоп». Ведущий спрашивает ребят, как можно по : разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.
«Волк-волчишко, пусти переночевать». В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к волку со словами: «Волк-волчищко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро подняться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже, встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.
«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э.Мошковской: «Горько живет Лежебока — Кровать Лежебоке высока.
Полы от кровати далеко. Слезать Лежебоке — морока!
Вот и лежит Лежебока. Спит Лежебока без срока.
Уже отлежал оба бока. Спит и вздыхает глубоко: Кабы еще два бока!»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
2. Обеспечение формирования основных новообразований возраста:
первичных нравственных норм;
элементов партнёрского общения.
Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость;
Обучать положительному самоотношению и принятию других людей;
Содействовать росту и развитию ребёнка;
Развивать адекватное ролевое поведение.
Занятия проводились по подгруппам. Проведено 24 занятия в каждой подгруппе.