какие навыки составляют 4k компетенции

Обучающий семинар для педагогов «Эффективные приемы развития у обучающихся 4К-компетенции»

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1с.Александров-Гай

Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области

«Эффективные приемы развития у обучающихся 4К-компетенции»

обучающий семинар для педагогов

зам.директора по ДО

«Эффективные приемы развития у обучающихся 4К-компетенции»

Цель: научить педагогов нескольким приемам развития 4 к-компетенции у обучающихся.

-рассказать об актуальности и необходимости и развития у обучающихся 4 к компетенции.

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Начнем наш семинар «Эффективные приемы развития у обучающихся 4К-компетенции».

Сначала я хочу показать одно исследование, которое покажет для чего нужно развивать 4к компетенции.

Это исследование о тенденции в разнообразии требуемых квалификаций, какой работник нужен работодателю.

Посмотрим на красную линию. Какие профессии представляют рутинную ручную работу? (делаю каждый день одно и тоже руками).

Исследования ведутся с 60-х годов и до сих пор.

Можете отрефлексировать сколько учителей у вас работают также. Дети обладаю навыками рутинно мыслительной деятельности, они способны понять и запомнить то, что говорит учитель, но этого не достаточно в современном меняющемся мире. Вы видите (на графике) как уходит время таких профессии и они становятся не востребованными.

Не вам, не современным работодателям не нужны такие специалисты, они любят и выполняют конкретные задачи: Вы скажите, что нужно сделать конкретно и я выполню.

Теперь посмотрим на голубую линию – это не рутинная аналитическая деятельность. Как возрастут шансы на получение работы своей мечты у ваших выпускников, если только на этом уроке соотношение черной и голубой линии поменяются. 20 мин мы будете использовать на рутину и 25 на развитие критического мышления, где в каких нестандартных ситуациях мы сможем применить полученные знания. Еще круче если добавить еще межличностные компетенции, дать возможность детям обсудить в паре или команде эти знания.

Переходим на следующий слайд.

Как же эти навыки развивать?

А теперь смотрим видео.

Сейчас вернитесь к своим утверждениям и поставить + или – в графе «после».

Это прием я с вами провела для того, чтобы рассказать как развить в учениках навыки критического мышления это прием называется ЭР Ар Гайд.

Как часто вы показываете видео, текст и объясняете?

Как обычно вы это делаете?

Сначало картинку, потом объяснение.

Мы учителя созданы так, чтобы создать максимально комфортную ситуацию, Он (ученик) приходит на урок, и я хочу максимально все объяснить. Но когда он уходит с урока, его мозг никак не фиксирует, что он узнал.

Что ваши родные дети отвечают вам, что нового узнали сегодня в школе? (ничего нового, все тоже самое).

А учителя готовятся к каждому уроку, а дети уходят с ощущением, что ничего не узнают нового. Это происходит от того, что нет положительных раздражителей. Информация накладывается на уже ранее известную.

Что мы сейчас с вами сделали.

В начале, когда я попросила вас ответить на тест и уже принять решение, не зная наверняка правильного ответа, ваш мозг активно включился. Он взял ответственность за выбранный вариант, а верный он или нет, эмоциональное переживание является тем положительным раздражителем.

Мы каждый день решаем проблему мотивации детей к обучению, а это один из способов.

Исследования показывают, как только появляются положительные раздражители, мозг цепляется за новую информацию и сравнивает с уже указанными ответами. Не нужно детям говорить внимательно слушайте и смотрите, они уже будут сами искать ответы на заданные утверждения.

Теперь обратите внимание на 2 пункта: дети не должны уйти без правильных ответов и второе это рефлексия: повернитесь к соседу и ответьте на два вопроса «Вы поменяли какой либо из ваших ответов? Если да, какой и почему? или Какие из этих утверждений наиболее важны для вас? Почему?

Практическая часть. Сейчас повернитесь к соседу и ответьте на два вопроса: Вы поменяли какой либо из ваших ответов? Если да, какой и почему? (4 мин)

Зачем тратить время на то, что ребенок ответить заученный ответ. Пусть они подумают и предложат новые ответы. Это развивает креативное нестандартное мышление. Расширяет просторы мыслительной деятельности.

ТО ЖЕ САМОЕ, НО ПО-ДРУГОМУ

Предлагается картинка, выражение, или утверждение. И запрещается произносить элементарные, всем известные ответы. Нужно придумать, подобрать новое определение под то, что изображено на экране. Задание на время с обязательным обсуждением вариантов.

Посмотрите на экран и предложите новые определения тому, что вы видите, не используя выражения написанные ниже. (2 мин).

Мы с вами познакомились с двумя новыми приемами по развитию 4 к компетенции. Их очень много, мы продолжим их разбирать на следующих семинарах. Развивайте наших детей и предлагайте свои эффективные методики и приемы для обмена передового опыта. Желаю вам успеха!

Источник

Выступление «Педагог «4К»»

(выступление на конкурсе «Лучший мастер-класс»)

ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской

Дворец творчества юных»

Все меняется, но ничто не изменяется!

Но все-таки перемены есть!

М. Крету «Король мертв! Да здравствует король!»

Данная цитата приведена не просто так.

В данном случае она имеет форму некой аллегории самой системы образования, которая преобразуясь и совершенствуясь, остается «ощутимо» неизменной, но «зримо» имеет изменения.

В условиях современного динамично меняющегося общества, система образования претерпевает серьезные изменения. То, что до сегодняшнего дня транслировалось со страниц учебников и воспринималось исходной истинной, в настоящий момент времени утрачивает свою значимость и актуальность.

При этом, форма подачи актуальной информации остается прежней, т.е. на уровни ниже запросов современного поколения учащихся.

Сегодняшний современный стиль педагогического взаимодействия, интегрированный с постоянно расширяющимся информационным полем, обуславливает постоянное развитие собственных компетенций, обновление формата знаний, и формирование новых навыков.

Знание приобретает форму контекста, в рамках которого компетентность, ограниченная одним видом деятельности становится недостаточной, важном становится обладание мета-компетенциями, т.к. именно этот формат становится необходимым как для получения новых знаний, так и для трансляции их, и основываются они на многообразии мыслительной деятельности, коллективном интеллекте, эмпатии.

С целью развития компетенций личности педагога, мы взяли за основу модель «4К», разработанную некоммерческой организацией Partnership for 21st Century Skills.

В системе образования России о модели 4К активно стали говорить с 2014 года, а с 2017 года данная модель продвигаются Фондом новых форм образования.

Непосредственно в своей работе, модель «4К» мы используем с 2016 года.

В качестве основного инструмента совершенствования педагогических компетенций была разработана программа «Минерва».

Цель программы — повысить компетентность педагога в сфере трансляции знаний, межличностного общения и сотрудничества в команде.

Основными задачами программы являются:

Развитие умения решения комплексных задач;

Формирование и развитие навыка распознавания и контроля собственных эмоций;

Развитие навыка командной работы;

Развитие критического мышления;

Развитие навыка быстрого переключения с одной задачи на другую;

Развитие информационной грамотности.

Раскроем идею программы более подробно.

«4К»- это система из 4-х ключевых навыков надпрофессиональных компетенций:

Рассмотрим каждое «К».

Критическое мышление – это умение быстро ориентироваться в большом потоке информации, распознавать причинно-следственные связи, выделять важное и второстепенное. Способность быстро находить новые решения и понимать причины успехов и неудач.

Креативность – способность видеть и принимать нестандартные решения, позволяющая оценивать ситуацию с различных сторон и чувствовать себя уверенно в меняющихся условиях среды. Это способность генерировать собсвееные идеи и развивать начинания других людей.

Коммуникация – умение быстро и продуктивно налаживать контакты, слушать и слышать собеседника, доносить до пониманию других людей свою точку зрения в формате «равный-равному».

Командная работа (сотрудничество) – процесс тесно связанный с коммуникацией, и относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, через распределение ролей и оценки результативности действий.

Принимая во внимание современные требования к образованию в РФ, мы приходим к необходимости развития 4К компетенций у педагогов.

Программа дает возможность:

Разработки и адаптации новых форм группового взаимодействия;

Разрабатывать оценочные инструменты личностного роста участников образовательного процесса;

Транслировать собственный опыт, через создание нового методического материала;

Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является не только создание им авторской системы работы и трансляции знаний, но и наглядная демонстрация его достижений в лице участников образовательного процесса.

«4К» – это возможность для педагога подниматься на разные ступени своего профессионально-личностного развития и совершенствования педагогического мастерства.

Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений». – М.: 2018;

Кинг Л. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». – М.: Альпина Паблишер, 2018;

Клеон О. «Кради как художник». – М.: МИФ, 2013;

Пинк Д. «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует». – М.: Альпина Паблишер, 2013;

Феррацци К. «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга». – М.: МИФ, 2010;

Элрод Х. «Магия утра». – М.: МИФ, 2018.

4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации;

Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования;

Приказ Минобрнауки России от 2 июня 2017 г. № 490 «О создании федерального государственного автономного учреждения «Фонд новых форм развития образования» путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного научного учреждения «Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред».

Источник

Презентация выступления на тему «4К компетенции»

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Описание презентации по отдельным слайдам:

4К компетенции Кочетова Галина Егоровна Учитель информатики и ИКТ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов»

Что такое обучение 4К? Зачем оно нужно ребенку? Как обучать по такой системе?

Раньше было: устойчивость, простота, Массовость, консерватизм, предсказуемость, определенность Сейчас: изменчивость, невозможность прогнозирования, неопределенность, сложность, роботизация, автоматизация, индивидуализация быстроменяющиеся условия Времена меняются

16 навыков, которыми должны владеть ученики XXI века* Языковая грамотность Математическая Естественно-научная ИКТ-грамотность Финансовая Культурная и гражданская ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ 7. Критическое мышление/решение проблем 8. Креативность 9. Коммуникация 10. Кооперация КОМПЕТЕНЦИИ 11. Любознательность 12. Инициативность 13. Упорство/настойчивость 14. Приспособляемость 15. Лидерство 16. Социальная и культурная осведомленность ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА Soft skills – что это такое и как этому научить? *Всемирный экономический форум. Доклад «Новый взгляд на образование»

Система 4К Критическое мышление (Critical Thinking); Креативность (Creativity); Коммуникация (Communication); Координация (Coordinating With Others).

К1: Критическое мышление Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.

Что развиваем: особенности мышления современного человека; различные способы обращения с информацией, помогающие правильно оценить чужие утверждения и аргументированно отстаивать свою позицию; понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций; умение задавать «правильные» вопросы

К2: Креативность Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Что развиваем: изобретательность (продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью); творческое мышление; умение найти нестандартное решение в случае возникновения непредвиденных ситуаций

К3: Коммуникация Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.

Что развиваем: способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий), разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и учитывать их при принятии решений; умение рационально осуществлять интернет-коммуникацию

К4: Координация Координация (Кооперация, сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Что развиваем: способность к сотрудничеству, совместной работе, в том числе в роли лидера и в роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды

Как соотносится с ФГОС В качестве важных учебных результатов во ФГОС заявлено развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать проблемные и творческие задачи, что невозможно без развития креативности и формирования критического мышления. Данные компетенции являются навыками высокого порядка и стимулируют укрепление аналитического потенциала страны. Однако их формальная оценка отсутствует. В массовой школьной практике нет таких педагогических технологий и оценочных инструментов, которые позволяют формировать и оценивать эти компетенции в рамках традиционного урока и в соотнесении с конкретным предметным содержанием. Кроме того, данные компетенции не имеют четкого описания в рамках образовательных стандартов. (см. таблицу) ФГОС

Спасибо за внимание! Кочетова Галина Егоровна Учитель информатики и ИКТ МАОУ «СОШ №40 с уиоп»

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Номер материала: ДБ-1287948

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни

Время чтения: 1 минута

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть фото какие навыки составляют 4k компетенции. Смотреть картинку какие навыки составляют 4k компетенции. Картинка про какие навыки составляют 4k компетенции. Фото какие навыки составляют 4k компетенции

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации

Главная страница

Проект посвящен исследованию ключевых компетенций XXI века: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. В рамках этого проекта разрабатывается стандартизированный инструмент измерения компетенций 4К, проекты уроков, направленных на развитие этих компетенций и инструменты внутриклассного оценивания учителя.

Наша цель – дать школам качественные инструменты, которые позволяют делать валидные и надежные выводы об уровне развития компетенций у учеников. При этом мы считаем, что инструменты измерения (тесты) не должны дополнительно нагружать сотрудников школы, они должны быть удобны в использовании и давать максимум полезной информации.

Проект с официальным названием «4К современного мира. Формирование компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии» стартовал в июле 2016 года. В ноябре 2017 года закончился первый этап проекта. Первый этап проекта был реализован при поддержке благотворительного фонда «Вклад в будущее».

В 2018 году прошёл второй этап проекта. На этом этапе была проведена полномасштабная апробация инструмента измерения критического мышления и креативности, созданного сотрудниками Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов в 13 школах г. Москвы, с участием более 1000 четырехклассников. По результатам апробации были доработаны задания теста и модель обработки данных, а также выявлены компоненты рамки, требующие пересмотра.

В декабре 2018 года начался третий этап реализации проекта при поддержке фонда «Вклад в будущее», который продлится до середины 2020 года. В рамках этого этапа будут разработаны дополнительные задания на измерение критического мышления и креативности; задания на измерение коммуникации и кооперации; инструмент будет расширен для учеников 7 класса.

Источник

Об инструменте 4К

Актуальность

Глобализационные процессы, стремительное развитие технологий и компьютеризация жизни задают новые рамки для развития современного человека (Aedo, Hentschel, Moreno, Luque,2013; Levy, Murnane,2007)[1][2]. Как указывают Levy и Murnane (2004), «снижается доля рабочей силы, занятой на позициях, связанных с рутинной когнитивной работой и ручным трудом – такими задачами, которые легко могут быть выполнены с помощью программирования. Возрастающая доля рабочей силы занята в экспертом оценивании или комплексной коммуникации, т.е. в тех задачах, которые невыполнимы с помощью компьютера»[3]. Новый формирующийся рынок труда будет требовать от специалистов умения решать неструктурированные проблемы, работать с новой информацией и выполнять нерутинные задания с помощью ручного труда[4]. Эти изменения структуры рынка труда формируют новый вызов образованию.

Для того, чтобы нынешние ученики были успешны во взрослой жизни, в рамках школьного обучения необходимо формировать у них компетенции XXI века (критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию), которые помогут ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат учеников умением учиться на протяжении всей жизни.

Международный и российский опыт

Необходимость особого внимания к навыкам XXI века признается международным сообществом. Мы приводим наиболее известные международные рамки, выделяющие навыки XXI века.

В докладе New Vision for Education, представленный на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе выделяется три сферы важных для современного человека навыков: новая грамотность, компетенции XXI века и личностные характеристики.

Партнерство по навыкам XXI века (Partnership for 21 st Century Skills) также выделяет критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию как важную часть рамки, определяющей обучение в XXI веке.

В работе ЮНЕСКО, посвященной обучению будущего, выделяются такие важные компетенции как критическое мышление и навык решения проблем, кооперация и лидерство, эффективная коммуникация, любопытство и воображение, инициативность и адаптивность.

Необходимость формирования навыков XXI века признается и в России: уже сейчас в ФГОС НОО и ОО включены метапредметные и личностные результаты школьников, которые, по сути, отражают некоторые компетенции XXI века.

«овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям»

«готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»

Инструмент

Каждое задание самостоятельное, то есть его решение не связано с решением остальных заданий. Это позволяет снизить нагрузку для ребенка, процесс оценки может происходить с перерывами на физическую активность, чтение и прочие виды деятельности не за компьютером.

Так как создаваемый инструмент направлен на измерение навыков XXI века, разработчики составляют задания, не основанные на конкретных знаниях ребенка. Такой уход от предметных знаний позволяет оценить, например, насколько критично ребенок относится к поступающей информации, а не измерить степень усвоения материала, полученного на уроке.

Проведенные когнитивные лаборатории показали, что детям интересно выполнять предложенные задания. Участиники когнитивных лабораторий сравнивали задания с игрой, и отмечали, что в школе таких заданий не дают и им хотелось бы порешать еще таких необычных задач. Использованный разработчиками формат заданий позволяет удерживать внимание ребенка на решении поставленной проблемы. Ниже вы можете увидеть стиль оформления заданий:

Задание «Аквариум» для учеников 4 класса на измерение креативности и критического мышления

Инструмент состоит из заданий сценарного типа, которые школьники проходят на компьютере. Ученик становится героем истории и последовательно решает в ней несколько проблем. Определенные действия ученика в заготовленном сценарии рассматриваются как наблюдаемые проявления той характеристики, которую мы хотим оценить: служат свидетельством ее выраженности.

При создании этого инструмента работает большая команда: разработчики заданий, психометрики, психологи, иллюстраторы и дизайнеры, программисты.

Проект с официальным названием «4К современного мира. Формирование компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии» стартовал в июле 2016 года при поддержке благотворительного фонда «Вклад в будущее». В ходе первого этапа мы разработали теоретическую рамку, которая призвана учитывать особенности креативности и критического мышления в рамках компетентностного подхода для возраста целевой группы – учеников в конце начальной школы. Наша теоретическая рамка базируется на детальном анализе научной литературы: мы учитывали как «классические», так и современные подходы в зарубежной и отечественной психологии. На следующем шаге работы, согласно разработанной теоретической рамке, наша команда разработчиков создала первые сценарные задания. Мы разработали три сценария, направленные на измерение критического мышления и креативности среди учеников четвёртых классов.

В 2018 году был запущен второй этап проекта. На этом этапе мы провели полномасштабную апробацию разработанных сценариев в 13 школах г. Москвы, с участием более 1000 четвероклассников. Результаты апробации помогли внести уточнения в логику сценариев, сделать интерфейс более удобным и понятным, выявить те переменные, которые не отражали заявленные характеристики учеников, а также выявить компоненты теоретической рамки, требующие пересмотра.

С декабря 2018 года идёт третий этап реализации проекта, который продлится до середины 2020 года. В рамках этого этапа мы расширяем возраст целевой группы: кроме заданий для четвертого класса, мы приступаем к разработке инструмента и для более старших – для семиклассников. А также расширяем спектр оцениваемых характеристик: разрабатываем сценарии для оценки коммуникации и кооперации. Разработка инструмента измерения коммуникации и кооперации также была начата с построения теоретической рамки – на основании подробного анализа научных исследований.

Для заданий четвёртого класса мы улучшили качество исходных сценариев, а также разработали альтернативные (параллельные) формы сценарных заданий на измерение критического мышления и креативности. Альтернативные формы сценарных заданий позволят отследить возможные изменения критического мышления и креативности, избегая завышения оценок, которое могло бы возникнуть из-за «научения» на предыдущем тестировании. Также мы разработали сценарии для измерения новых характеристик: коммуникации и кооперации. Для заданий седьмого класса разработали сценарии для оценки критического мышления и креативности.

Осенью 2019 года мы провели новую волну апробации. В Москве и регионах в тестировании приняли участие около 1500 учеников четвертых классов и 700 семиклассников. В 4 классе мы апробировали три исходных сценария для оценки креативности и критического мышления и их альтернативные формы, а также три сценария для оценки коммуникации и кооперации. В седьмом классе апробацию прошли три сценария, направленные на измерение креативности и критического мышления.

Итого осенью 2019 года было протестировано более 2000 учеников и апробировано 12 заданий.

Задание «Привидение» для учеников 7 класса на измерение критического мышления

Наши следующие задачи также масштабны. Сейчас мы разрабатываем сценарии и их альтернативные формы для оценки коммуникации и кооперации в четвертом и седьмом классах; альтернативные формы сценариев для оценки креативности и критического мышления в седьмом классе. Кроме разработки сценариев, перед нами стоят непростые психометрические вопросы, которые нам предстоит решить для доказательства качества инструмента измерения.

Задания сценарного типа – новый формат заданий в образовательном оценивании. Этот формат служит не только удобным инструментом для практиков, но и вызовом для исследователей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *