какие навыки сотрудничества должны быть сформированы у ребенка в первую очередь
Формирование навыков сотрудничества у дошкольников
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновации, со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи.
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОО содержание образования усложняется. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Основой для создания социоигровых подходов послужила методика, которую разработали Е. Е. Шулешко, В. М. Букатов, А. П. Ершова. (2сл.)
Социо- оигровая технология-это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
(3сл.)Социоигровая технология подразумевает следующие задачи:
1. Научить детей эффективно общаться.
2. Воспитывать в детях желание узнавать новое.
3. Способствовать развитию активной позиции, самостоятельности, творчества
4. Сделать образовательный процесс более
Составляющие социо-игровой технологии(4сл.)
1. работа в микрогруппах
4. смена темпа и ритма
5. интеграция нескольких видов деятельности
Микрогруппа – это уникальные условия для детской (5сл.) самостоятельности. Микрогруппа возникает при игровом делении либо по интересам. При игровом делении на микрогруппы можно использовать (считалки, разрезные картинки, по цвету глаз,по цвету одежды и т. д.).Основой деления на микрогруппы множество их можно чередовать в зависимости от ситуации.
(6сл.)Смена лидерства –в процессе выполнения задания участвует вся группа: дети обсуждают,общаются между собой.Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решает компания через считалку или через голосования.
(7-8сл.) Движение детей –Во время работы компании детей могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют представителя, ищут варианты выполнения заданий и т. д. В социо-игровой технологии перемещение детей-неотделимый атрибут.
(9сл.) Воспитатель – партнер, советчик –это тоже один из важных моментов социо-игровой технологии,при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку. Для развития детей большое значение имеет формирование личного опыта для оценки ребенком своих возможностей. Детей увлекает сама возможность проявить свою инициативу и направлять её формирование новых представлений или на применение тех, что уже были сформированы. Социо-игровые технологии стимулируют развитие у детей свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно. (10 сл.)Дети любят играть в игры: «Найди своё место в ряду», «Путаница», «Волшебная палочка» и др. Социо-игроваая технология представляет возможность сформировать умение у детей взаимодействовать с окружающими людьми, что пригодиться в течении всей жизни.
Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях
Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Формирование у ребенка навыков сотрудничества осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитания. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т. е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Организация сотрудничества способствует более качественному развитию умения общаться, взаимодействовать с другими окружающими его людьми. Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста целесообразно начинать с трех лет. Именно в этом возрасте ребенок способен к установлению сотрудничества со взрослым: принятию общей цели, распределению обязанностей, соотнесению результата и цели.
Сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности. В образовательном процессе сотрудничествобыло рассмотрено в трудах передовых отечественных педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и в практической деятельности А. С Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.
Необходимо признать, что современные дети испытывают значительные затруднения при организации совместной деятельности и взаимодействии. Это отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие [1, с. 243].
Работу по формированию у детей способов сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов.
1 этап – обогащение эмоций и речи детей (создание и поддержание положительного эмоционального фона, беседы о правилах дружбы, сотрудничества, демонстрация образцов поведения и т. д.). В образовательном учреждении, на 1 этапе,можно играть в такие игры: д/игры «Комплименты», «Угадай, кто ушёл?», «Обезьянка в магазине зеркал»; игры-пантомимы «Изобрази животное», «Известная личность»; мимическая гимнастика «Удивление», «Страх», предлагается сморщить лоб, нос, нахмуриться и т. д. ; беседы «Почему у человека меняется настроение?», «Как правильно дружить».
2 этап – освоение моделей сотрудничества.Технология определяет 3 вида моделей:
— совместно-индивидуальная модель сотрудничества (СИМС) предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок-участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в ее начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. Осваивая эту модель, в изобразительной деятельности, можно выполнить коллективную аппликацию «Новогодняя ель»: поставить общую цель, каждый участник самостоятельно должен выбрать и выполнить аппликацию игрушки, затем, все работы необходимо объединить на общем панно «Новогодняя ель».
— совместно-взаимодействующая модель (СВМС) предполагает, с одной стороны наличие у детей определенного опыта совместной работы, с другой – открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. 3 этап – развитие детского сотрудничества. Переход к 3 этапу, возможен при освоении всех моделей сотрудничества, т. к. технология предусматривает 2 года работы, начиная со старшего возраста [2, с. 165].
Игры бывают: сюжетно-ролевые; театрализованные; подвижные; дидактические (классификация игр по С. Л. Новоселовой).
Для формирования основ взаимодействия со сверстниками и взрослыми можно проводить подвижные, хороводные и дидактические игры («Колпачок», «Каравай», «Как у бабушки Маланьи», «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лохматый пес», «Дождик», «Воробушки и автомобиль», «Доброе животное»). В этих играх дети учатся согласовывать действия при выполнении движений, устанавливать контакт, слушать взрослого, считаться друг с другом, согласованно приближаться к общей цели.
Играя с детьми в настольно-печатные игры, можно научить детей договариваться о правилах игры, принимать цель, соблюдать очередность действий, действовать на общей территории, советоваться с партнером, вступать в общение.
Регулярное проведение совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Список использованных источников
3. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М., 2013. – С. 45-54.
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это.
Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения» МАДОУ Детский сад с. Уральск. Воспитатель Маннанова Римма Шамилевна. Путь в детский сад многих детей переходит через проезжую часть. Дошкольники.
Лэпбук «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически,.
Перспективный план по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного.
Проект «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста» ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста» Воспитатель:.
Реферат: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Реферат: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель МБДОУ №42 «Малышок».
Адаптация детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях Красинская С. А Воспитатель МБДОУ «Каменский детский сад» с. Каменка Адаптации детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях Аннотация:.
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен,.
Формирование сотрудничества у старших дошкольников в специально организованной деятельности
Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности
Слайд 1. (название сообщения) Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности
Здравствуйте уважаемые коллеги.
В старшем дошкольном возрасте дети имеют достаточный опыт взаимодействия с взрослым, со сверстниками. Они уже научились работать в парах, в группах, научились элементарным формам оценки и контроля. Данная работа продолжается, но формы взаимодействия усложняются.
Схема занятия с детьми старшего дошкольного возраста остается такой же, как и в средней группе, однако увеличивается число познавательных задач, за счет сокращения времени на организацию сотрудничества.
Слайд 2. (сотрудничество) Согласованная, совместная ценностная значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.
Сотрудничество – это то, что помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других занятие.
Сотрудничество представляет собой гуманистическую идею совместной развивающей деятельности взрослого и детей.
Сотрудничество предполагает активность деятельности всех участников процесса
Слайд 3 (изучение темы педагогами) В образовательном процессе сотрудничествобыло рассмотрено в трудах передовых отечественных педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и в практической деятельности А. С Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике неоднократно подчеркивалось, что для полноценного социального и познавательного развития ребенку необходимо общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками (З. М. Богуславская, Р. С. Буре, Я. Корчак, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, В. А. Сухомлинский, Ж. Пиаже, H.L.Bee, S.K.Mitchell, C.S.Schuster, S.S.Ashburn и др.).
Слайд 4 (задачи) При формировании навыков сотрудничествау детей были поставлены следующие задачи:
Продолжать учить ставить общую цель, планировать предстоящую деятельность
Учить объединяться в микрогруппы по 4-6 человек разными способами, в том числе по деловым качествам
Учить искать новые способы решения задачи или использовать знакомые способы при действии с незнакомым материалом
Знакомить с новыми способами распределения ролей, функций, материала
Развивать способность контролировать промежуточные и итоговые результаты
Формировать чувство ответственности за коллективный результат
Слайд 5 (этапы обучения) Деятельность, проводимая в данном направлении предполагает этапы обучения сотрудничества:
• формирование предпосылок навыков сотрудничества в совместно-индивидуальной деятельности
• формирование навыков сотрудничества в совместно-последовательной деятельности
• формирование навыков сотрудничества в совместно-взаимодействующей деятельности
Слайд 6 (фиксирующие знаки) При формировании навыков сотрудничества целесообразно использовать условные знаки, фиксирующие этапы деятельности:
(знаки, регулирующие поведение при выполнении задания)
Слайд 7 (приемы обучения) Как и в любой деятельности при обучению сотрудничеству существуют свои методы и приемы обучения.
совместное планирование воспитателя и детей
фиксация этапов деятельности с помощью условных обозначений
Смещение внимания с взрослого на сверстников
. Многие приемы придумываются в ходе подготовки к занятию, порой они являются неким логическим переходом от одной части занятия к другой. Например, в первой части занятия дети считают количество кисточек на карточке, которыми рисует художник и подбирают карточку с цифровым обозначением числа, далее, при разделении на пары дети используют предложенные мерки для поиска нужного карандаша, которым «художник нарисовал другие картины», во второй части дети отмечают количество картин, которые художник рисовал цветными карандашами на цифровой оси
Слайд 8, 9, 10 (особенности объединения) Обучение детей – это очень трудная работа, которую можно выполнить в одиночку или сообща с другими детьми, объединившись в паре или в группе. Вместе получается быстрее интереснее, но только при условии, что партнеры владеют навыками сотрудничества. Дети могут объединиться по деловым качествам или при наличии симпатии друг к другу.Необходимо обращать внимание на взаимодействие между детьми в процессе приглашения к работе: какие слова сказать, как посмотреть, как привлечь к себе внимание.
Слайд 11 (правила работы в группе) В процессе организации детей в совместной деятельностивводились элементарные правила взаимодействия: при обсуждении не кричать, не мешать другим, говорить спокойно, если работа в паре то говорить на ушко, а если в группе – собравшись в кружок, внимательно слушать говорящего, высказывать своё мнение, совместно с детьми мы выделили правила «работы вместе». Важно, чтобы дети при выполнении заданий в группе или паре соблюдали определенные правила, не отвлекались на не нужные споры.
1. Задавать вопросы только по теме занятия.
3. Слушай мнение других, другие тебя тоже будут слушать.
4. К воспитателю обращайся не с жалобой, а с просьбой помочь разобраться
Слайд 12 (знаки, регулирующие поведение) В группе совместно с детьми мы придумали знаки, которые будут напоминать им соблюдать определенные правила во время выполнения заданий, чтобы достичь хороших результатов
2. Не ссориться, не кричать.
4. Плохо – дети отвлекаются от поставленной задачи.
Слайд 13 (формы работы) Учимся объединяться в группы-пары (по 4-6 человек, в том числе по деловым качествам. Для выполнения задания дети вправе выбирать,как они будут работать: в паре или в микрогруппе, мотивируя тем, что так быстрее можно выполнить задание помогут ребята.
Слайд 14, 15. 16 (планирование работы) Чтобы деятельность была эффективной необходимо планировать свою работу.
Традиционно, свои занятия я начинаю с постановки проблемной ситуации, и детям предлагаю уже самостоятельно выбрать форму организации работы «Как мы это будем делать, каждый за себя, или как-то по-другому?».
Или прослушав проблемную ситуацию: «Как нам быстрее собрать цветы?»,дети сами предлагают разделиться на группы и разделить обязанности: один будет главным, и будет примерять лепестки к серединке, остальные их будут выбирать и ему давать.
Объединение детей в пары или группы чаще происходит по выбору знака, как они будут работать в группе или в паре, это для старших дошкольников становиться привычным, и не составляет сложности. Для разделения использую дидактические игры или упражнения, например «Раздели слово на слоги», «Найди такой же» «Собери цветок», «Собери квадрат», «Рифмы», «Варежки», игры с мячом «Передай мяч», «Слоговая пирамидка».
Слайд 17 (работа в одиночку) Ребенок выполняя задание один испытывает затруднения, требует с помощью знаков определить его в пару и вместе выполнить задание.
Слайд 18 (нестандартные ситуации) Как поступить, когда ребенок не может объединиться в ту или иную группу, он стоит в нерешительности вне группы.
Ребенок не имеет своего мнения и стоит в не решительности вне групп.
• Возьмите ребенка за руку, подведите по очереди к каждой из образовавшихся групп и спросите детей, почему они собрались вместе.
• Ваш подопечный должен сам решить, какая из групп ему подходит больше.
Ребенок, не раздумывая, спешит влиться в группу, где находиться его друг.
• Возьмите «нарушителя» за руку и скажите его другу, что вы и его приятель хотите играть с ним вместе Глагол хотите в этом случае используется для того, чтобы не фиксировать внимание детей на нарушении правила или ошибочном выборе игрока. Хотя фактически игрок уже присоединился к группе не по правилу и тем самым нарушил его. После этого каждому из играющих предлагается высказать свое мнение по поводу правомерности такого выбора не по правилу (мини-дискуссия)
Дети из личных антипатий не хотят образовывать группу, которая по логике вещей в данном случае целесообразна.
• Возьмите из рук детей картинки и предложите игрокам вместе с вами рассмотреть, что на них нарисовано.
• После того как ребята ознакомятся с содержанием картинок, организуйте мини-дискуссию на тему, имеют ли эти картинки что-то общее.
• Получив утвердительный ответ, обратите внимание детей на то, что они не очень внимательно слушали правила игры и допустили ошибку – смотрели не на картинку, а на игрока. Поэтому они чуть не проиграли игру.
• Иногда возникают пары детей, которым трудно взаимодействовать друг с другом, и если содержание занятия не сложное, то такое совпадение дает попытку наладить сотрудничество детям между собой, конечно же, не без помощи воспитателя. Если содержание занятия сложное, и для решения поставленных задач необходимо максимальное внимание детей, то стараюсь спрогнозировать объединение детей в пары, например, подкладываю парные картинки тем или иным детям.
Слайд 19 (оценка) Последняя, часть занятия отводится на контрольные и оценивающие действия детей. В процессе овладения различными видами контроля дети не только стали оценивать адекватно свои достижения и достижения своих товарищей, но научились высказывать мнения по лучшей организации обучающей среды,размещение познавательного материала в группе: «Давайте подсказки к загадке приклеим на стене, на видном месте». При обсуждении оценки, выполняемой работы, дети должны уметь правильно высказывать свое мнение,придерживаясь определенных правил:
обсуждение причин неудач,
нарушения процесса деятельности,
отсутствие совместного планирования и пр.
Слайд 20 Чувство ответственности за коллективный результат позволяет лучше работать
Слайд 21 (правила дискуссии) Немаловажным является задача научить детей самостоятельности суждений, умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать друг другу вопросы, указывать на ошибки и исправлять их. Конечно, мне порой самой приходится давать образцы высказываний, но дети быстро улавливают эти правила, и скоро самостоятельно их применяют.
Чтобы детский спор был содержательным и не превращался в склоку и взаимообвинения,обговариваю с детьми правила:
а)Точно формулируй свою точку зрения: «Я считаю, что они выполнили задание неверно. Мы сказали, что слева и справа от квадрата треугольники, а сверху и снизу круги» (дидактическая игра «Варежки»).
б) Выясни точку зрения своих партнёров: «Как ты думаешь? Ты согласен?»
в) Определи,в чем разница точек зрения: «Я считаю так., а я считаю иначе».
Таким образом, именно в сотрудничестве со сверстниками на занятиях создаются благоприятные условия для развития эмоционально-волевой готовности детей к школе. Дети учатся видеть и понимать позицию партнёра, согласовывать и соподчинять свои действия, они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивая своё мнение. Именно в такой обстановке наиболее полно раскрывается интеллект ребёнка. Всё это в дальнейшем поможет дошкольнику безболезненно войти в школьную жизнь, что в свою очередь обеспечивает успешность взаимоотношений и дальнейшего развития ребенка.
Слайд 23 Предлагаю вашему вниманию перечень игр на развитие навыков сотрудничества у детей.
Слайд 24 Игра «Живые прыгалки»
Описание игры: Двое детей крутят скакалку (мне нравится то, что я делаю, независимо от того, с кем это делаю)
Каждые прыгалки должны крутить одновременно два человека;
В каждой паре обязательно должны быть девочка и мальчик;
Имена обоих игроков должны начинаться на одну и ту же букву.
«Давайте посмотрим, чьи прыгалки скорее оживут»