стена с изображением богоматери в грузии
Святые места в Грузии – православные монастыри и храмы
Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.
Знамениты святые места в Грузии
Бодбийский монастырь
Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.
Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.
Патриарший собор Светицховели
Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.
Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.
Монастырь Самтавро
В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро, состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.
Внутри строения содержится много интересных святынь:
Собор Сиони
Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.
Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.
Монастырь Джвари
По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.
Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.
Другие грузинские святыни
Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:
Во время тура по Грузии мы осмотрели немало великолепных древних и современных культовых сооружений страны. Не обошли мы их своим вниманием и в Кутаиси. Более двадцати лет (с 1994 года) Гелатский храмовый комплекс числится в списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО, что не может не радовать. Это уникальный памятник зодчества, был духовным и научным центром Средневековья, является местом захоронения древних грузинских правителей и местом для паломничества.
Строительство монастыря было начато в 1106 году царем Давидом Агмашенебели (Строителем) из династии Багратионов, который объединил все разрозненные грузинские княжества в единое государство. Монастырь строился четверть века и был достроен после смерти царя его сыном. Он не раз был объектом набегов, подвергался разрушениям и вновь восставал из руин благодаря усилиям потомков. Сейчас на территории культового комплекса сохранилось 3 храма. Самый большой из них – церковь Рождества Пресвятой Богоматери, которую увидели в строительных лесах:
Внутри собора сохранились уникальные изображения святых, а также многих исторических личностей Грузии. Часть рисунков датируется 12 веком, другие изображения были нанесены позже:
На территории комплекса находилась Гелатская академия, которая в свое время была научным центром древнего государства, но от нее сейчас остались лишь стены и вход.
Небольшая церковь святого Николая находится на высоком постаменте, под которым можно ходить:
Под ней в качестве экспоната видели полую деревянную емкость для хранения, которой более 100 лет. Она выше человеческого роста:
А это лестница в сам храм, которая также является отличной обзорной площадкой для осмотра всего комплекса:
Кроме храмовых сооружений на территории Гелатского монастыря сохранилась колокольня со святым источником, возведение датируется 13-14 веком:
В храмовых комплексах нашли упокоение грузинские и имеретинские правители. В проходе южных ворот под тяжелыми напольными плитами находится могила царя Давида Строителя, по преданию это было его желанием. Этим он хотел продемонстрировать свое смирение и скромность:
В этих воротах сохранилась верхняя часть одной створки ворот, привезенных сыном Давида в качестве военного трофея из Азербайджана в 1139 году. Над воротами находится изображение святого Давида Строителя:
Сейчас в комплексе действует мужской монастырь, который находится в ведении Грузинской Православной Церкви. В день экскурсии видели приготовления к совершению жертвенного обряда:
Кроме того, стали свидетелями великолепного мужского хорового пения:
Он имеет еще одно наименование – князей Давида и Константина Мхеидзе, причисленных к лику святых. Монастырь расположен на возвышенности, в живописной местности, у небольшой реки:
На входе в храм предлагают взять юбки с завязками женщинам в брюках и представителям обоих полов в шортах, там же можно взять косынки. Но, в основном, многие из нас заблаговременно запаслись своими принадлежностями, кто-то для этих целей использовал парео. Один из служителей вежливо выговаривал туристке в маечке о ее нахождении в храме в неподобающей одежде. Поэтому имейте это в виду, когда посещаете в ходе экскурсии подобные заведения:
На территории комплекса есть колодец с чистой родниковой водой. Это обычная водичка, но посетители верят, что она помогает оздоровить организм:
Икона грузинской Божьей матери: чем помогает
Почитание православными христианами образа Богородицы является давней и славной традицией верующих. Трогательные чувства преклонения перед ней реализовались в создании семисот различных икон, воспроизводящих Святую Марию одну и вместе с Сыном. Ей посвящено множество храмов, названных в ее честь, ее воспевают в гимнах и славословят в молитвах, преисполняющих души православных верой и нежностью. Каждый образ приносит помощь и облегчение по-своему, но все подают исцеление и добро. Одной из таких славных икон является Грузинская икона Божией Матери, сила которой не только врачует душу и тело, но и помогает женщинам, потерявшим надежду на рождение ребенка, обрести долгожданное счастье материнства.
Описание иконы
С позиции христианства живописания святых на иконах считаются посредниками между небесным и земным миром, а основной смысл преклонения перед ними состоит в обращении молений не к картине, а к тому образу, который он являет. Понимание иконописи доступно исключительно всерьез набожному человеку, который не сомневается в неисповедимости Бога. Воображение помогает людям видеть мысленным взором чудесное могущество Божественных сил, однако в процессе обращения к святым проще это делать, видя их образы перед собой.
Иконы Богородицы, написанные за многие века существования христианства, композиционно делятся на различные типы. Грузинская икона Божией Матери представляет собой изображение, написанное в манере иконописи Одигитрия, что означает Путеводительница. Построение православных икон должно соблюдать строгие каноны. По преданию, именно в таком стиле апостол Лука создал первую икону.
Композиционной особенностью иконографии иконы является то, что скомпонованные во впадине в центре доски образы занимают почти весь участок и размещены в форме треугольника, самая продолжительная сторона которого совпадает с наклоном головы Богородицы к Сыну. На иконе Грузинская Богородица держит на коленях подросшего Младенца, одной рукой поддерживая Сына, а другой, направленной ладонью вверх, она указывает на Христа, словно повествует о дороге, предназначенной пройти роду человеческому, чтобы очиститься от грехов. Этот указующий жест также подтверждает, что Иисус является спасителем человечества.
Дева Мария на этом образе показана в качестве провожатой христиан к Богу. Данный тип иконы обычно изображает Богородицу по пояс. Голова Девы Марии слегка повернута и наклонена к Богомладенцу, сидящему на ее левой руке. Характерная особенность этой иконы заключается в способе рисунка длинного покрывала, струящегося с головы Божией Матери складками, оставляющего треугольник синего хитона и отвороты накидки.
Правую руку Христос обычно держит таким образом, будто благословляет всех приходящих к нему. В другой руке у него – свиток, являющийся символом Ветхого Завета, позже дополненного Спасителем. Отличительная черта иконы – изображение правой ножки Иисуса, повернутой оголенной ступней вовне.
Лучше всего рассмотреть Грузинскую Божию Мать можно в церкви – там она обычно бывает большого размера.
История обретения
Икона эта является по происхождению грузинской, однако в 1622 году, после захвата Грузии шахом Аббасом, попала в Персию. Спустя 3 года ее купил купеческий приказчик Стефан Лазарев. Вернувшийся на родину в Ярославль, он передал образ хозяину, а сам купец, видевший в свое время вещий сон, отправил образ в Красногорский монастырь, находящийся в окрестностях Архангельска на реке Пинеге, где на его средства был возведен и обустроен храм. Почти сразу здесь начали происходить многочисленные чудеса: прозрел и обрел слух монах Питирим. Чудодейственное изображение перемещали с крестными ходами по многим районам страны.
В Москву Грузинскую Божию мать отправили в 1654 году: требовалось обновить и сделать для нее новый оклад. Во время распространения повальной болезни с появлением иконы сопоставили чудесные выздоровления. Признательный за излечение сына, ремесленник Гавриил Евдокимов поручил написать копию иконы, переданную в церковь на Глинищах, расположенную в Никитниковом переулке. Дубликат иконы также стал совершать необычные чудеса и помогать горожанам в излечении различных заболеваний.
В 1650 году митрополитом Никоном установлена дата почитания Грузинской иконы Богоматери – 4 сентября (22 августа по старому стилю). После революции монастырь был закрыт, чудотворную икону Грузинской Богоматери в последний раз видели в 1946 году после возрождения монастыря. Позже образ пропал и больше нигде не появлялся.
Создание списков с иконы
В начале ХVIII столетия кремлевским иконописцем Кириллом Улановым был создан тщательно вымеренный список изображения Грузинской Божией Матери. В наши дни с этого образа сделаны копии, хранящиеся в различных храмах нашей страны, большинство считаются чудотворными. Списки древнего образа встречаются во многих московских церквах, к примеру, им обладает Алексеевский женский монастырь на Пречистенке. Изображение появилось в ХVII столетии при весьма любопытных обстоятельствах. Больная монахиня тщетно просила принести ей икону из другой церкви, и ей во сне было сообщено, что список образа скрытно хранится в их монастыре. Непродолжительный поиск привел к спрятанной в стене ризнице с чудотворным образом.
В Раифскую Богородицкую пустынь древнее изображение попало уже в 1661 году, будучи перенесенным из Казани, и митрополит Лаврентий поручил прославленному художнику-иконописцу создать копию чудесного образа. В Раифском монастыре для Грузинской иконы Божией Матери возвели специально предназначенную для нее церковь, где она сразу начала совершать чудеса – стала помогать исцелению незрячих, хромых и умалишенных. В наши дни в Раифский монастырь приезжает масса паломников, чтобы поклониться чудотворному образу.
Еще одно высоко чтимое изображение Богоматери обретается в церкви Мартина Исповедника. Для него Параскева Федоровна в ХVIII веке заказала изготовление драгоценного киота.
Останкинская церковь Живоначальной Троицы, освященная в наше время, также обладает подобным изображением, имеющим весьма любопытную историю, повествующую о явлении владельцу Девы Марии, которая сама определила место нахождения иконы. История реставрации иконы также связана с чудесным самопроизвольным ее восстановлением. Здесь систематически читается славословие Грузинской Божией Матери.
Действующие храмы
Масса церквей посвящена изображению Грузинской Богоматери, они располагаются во множестве городов и сел нашего государства и за границей. Раифский храм возведен в пределах Богородицкой обители в середине ХIХ столетия специально для почитания данного изображения. Красота церкви, умиротворенная обстановка и уникальная энергетика древних икон восхищают верующих и привлекает в храм множество туристов.
Функционирующий храм Грузинской иконы Божией Матери расположен в селе Якшино. Сооруженный в ХVIII столетии и обладающий чудотворным образом, он был разрушен в советское время. Церковь восстанавливали всем миром, и службы были возобновлены в 2004 году.
Церкви и часовни в честь замечательного изображения существуют во многих российских регионах:
Село Васильевское (Шуйский район) славилось старинным храмом, пришедшим в запустение. Сейчас древний иконостас этой церкви хранится в Третьяковке и Русском музее.
Что просят в молитвах, обращенных к Богородице
Икона и в наши дни не прекращает удивлять своими чудесами исцеления. Обращение к почитаемым спискам Пресвятой Богоматери Грузинской помогает излечиваться истинно верующим. Ей молятся о врачевании самых сложных недугов. Она может помочь:
Особый благоговейный трепет испытывают женщины, потерявшие надежду стать матерью, и их молитвы, если идут от чистого сердца, нередко помогают им найти долгожданное счастье.
Молитвенно обратиться к иконе можно своими словами, важно, чтобы они были искренними. В просьбе ниспослать возможность зачать ребенка славословят Деву Марию, перечисляют чудеса, даруемые Царицей Небесной своим чадам на земле, испрашивают:
Большинство молитв Божией Матери Грузинской особо упоминает значение Иисуса Христа, прошение Матери к которому может совершить чудо. Истинная вера в то, что Господь услышит проникновенную молитву, позволяет христианину соблюдать каноны православной церкви. Признательность прихожан за множество чудес, случившихся благодаря замечательному образу, выражается в подарках в виде крестиков, висящих перед образом.
Православные верующие, знакомые с христианскими святынями, прекрасно осведомлены, каким святым изображениям необходимо приносить молитвы в той или иной ситуации, куда совершить паломничество, испрашивая помощь Девы Марии. Чудодейственные списки образа Грузинской Божией Матери в наши дни есть во многих церквах. Они привлекают массу прихожан, надеющихся на помощь в решении различных сложностей со здоровьем и других проблем. В церковных документах зафиксировано множество чудесных случаев исцеления, а также обретения счастья материнства.
Светицховели: тайна Хитона Христова (+ ФОТО)
14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.
По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.
Святая Сидония и Хитон Спасителя
Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.
Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.
Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня
Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.
Столп Животворящий
Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.
Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.
Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».
Волк и лев: святой царь Вахтанг
В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.
Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».
По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).
В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.
Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.
И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.
Сокровища храма
Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.
В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.
В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.
Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.
В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.
В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.
Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.
Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.
Символ Грузии
Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.
Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.
Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.
Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.
Вход на территорию собора
Стены вокруг собора
Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии
Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов
Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов
Фреска «Страшный суд»
Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом
Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза
Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного
Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного
Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885
Икона собора Двенадцати Апостолов
Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним
Фрагменты креста: Рождество Христово
Фрагменты креста: Сретение Господне
Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы
Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил
Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина
Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан
Фреска «Спас Вседержитель»
В углу храма проходит исповедь
Часовня Гроба Господня
Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним
Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена
Фреска: Спас Благое Молчание
Фреска: Исцеление расслабленного
Фреска: Спас Вседержитель
Троица. Современная икона
Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи
Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи
Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)
Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи
Окно часовни Гроба Господня
Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним
Современная икона прп. Марии Египетской
Современная икона св. Иоанна Предтечи
Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею
Могила царя Ираклия I
Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы
Христос и самарянка
Исцеление слепого (фреска)
Фреска Собор Двенадцати Апостолов
Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец
Икона «Слава Грузии»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»
Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака
Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть
Фрагменты центрального иконостаса
Фрагменты центрального иконостаса
Спаситель. Икона из центрального иконостаса
Фрагменты Царских врат центрального иконостаса
Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Внешние украшения храма
Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу
Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев
Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели