Йога сутры что это
Йога сутры Патанджали
Ещё до начала нашей эры индийский мудрец Патанджали собрал все свои знания о йоге жизни в 196 фраз, которые в наше время известны как Йога сутры Патанджали.
Это сборник правил и наставлений, которые созданы для того, чтобы каждый практикующий мог достичь счастья и внутреннего покоя.
В наше время Йога сутры – это классические произведение, описывающее восемь ступеней йоги.
Подробнее о каждой ступени читайте по ссылке.
Сутра и йога
У слов сутра и йога есть несколько вариантов перевода, но чаще всего слова йога используют в контексте слов «связь» или «контроль», а слово сутра переводят как нить. Таким образом, можно сказать, что йога сутры – это знания о связи с Абсолютом и о контроле ума, которые соединены одной нитью, представляют единую цепочку нанизанных на одну нить знаний. Если эти знания не связывать между собой, то это будет лишь набор отдельных бусин.
Йога сутры: практика
В наше время считается, что практика йога сутр Патанджали доступна лишь продвинутым йогинам, но на самом деле – это заблуждение.
Этот древний труд так же полезен и тем, кто только начинает практиковать йогу и осознанное отношение к жизни. С помощью правил, прописанных в йога сутрах человек может значительно быстрее пройти путь восьми ступеней йоги и достичь Самадхи.
Согласно йога сутрам Патанджали асаны йоги – это лишь третья ступень, и, прежде чем на неё перейти, необходимо освоить первые две – Яму и Нияму.
То есть, перед тем как начать практику асан, – с помощью соблюдения правил Ямы и Ниямы, которые подробно описаны в труде Патанджали, – необходимо очистить тело, разум и эмоции, найти внутренний баланс и обрести гармоничное взаимодействие со своим внутренним миром.
Йога сутры Патанджали: краткое описание содержания
Всего в йога сутрах Патанджали – четыре главы.
В первой главе автор описывает йогу как инструмент, позволяющий достичь самореализации, блокировав негативные паттерны ума.
Также Патанджали классифицирует в пять групп всё, что человек видит, слышит, чувствует и испытывает на опыте.
Прамана – правильное знание
Випарьяйя или авидья – неправильное знание
Знание, основанное на несуществующем объекте и по сути являющееся заблуждением, а также неверное понимание истинной природы мужского и женского начала.
Викальпа – воображение
Воображение, основанное на том, чего на самом деле не существует – придуманный персонаж, сказка и т.п.
Нидра – сон
Глубокий сон без сновидений, доступ к бессознательному, в котором скрыто знание внешнего мира.
Смрити – память
Способность человека осознавать и воспроизводить опыт, полученный через органы чувств, при повторном его переживании.
Также в йога сутрах Патанджали можно найти методы управления деятельностью ума, способы освободиться от влечения или отвращения.
Несмотря на то, что йога является ответвлением философии санкхьи (философия индийского дуализма, основанная Капилой), которая является атеистической точкой зрения на мир, Патанджали в йога сутрах вводит понятие Бога, как высшего сознания, которого не касается природа человеческих переживаний.
Согласно тексту сутр Патанджали мантра АУМ – это Бог (Ишвара). Повторение этой мантры помогает преодолеть болезни, сомнения, лень, влечение, ошибочное восприятие реальности и многое другое.
Во второй главе Патанджали описывает страдания и способы их преодоления.
Также в своём трактате Патанджали уделил внимание законам кармы и перерождений, раскрыл различные аспекты йоги и предложил разделить йогу на внешнюю и внутреннюю.
Внешними аспектами йоги считаются яма, нияма, асана, пранаяма и пратьяхара, внутренними – дхарана, дхьяна и самадхи. Все части йоги взаимосвязаны и ведут практикующего по медленному, но цельному пути развития.
Подробное описание каждого аспекта читайте по ссылке.
Йога сутры Патанджали – настольная книга каждого, кто с помощью йоги хочет самосовершенствоваться, достичь самореализации и познать мудрость предков.
йога сутры патанджали
—
цитирование соотв. брошюрки
Я посвящаю это издание профессору Вильяму Скелтону из Колгейтского университета, выразившему духовную суть определения йоги на основании текстов Бхагават Гиты как способности действовать с высшим мастерством, а не ради собственной корысти.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Многие из моих друзей внесли свой вклад в этот проект, но нескольким я хочу выразить особо глубокую признательность за их неоценимую помощь и назвать их поименно: Мари Луизу Скелтон, за руководство проектом и помощь в редактировании; фонд изучения Великих Религий Мира при Колгейтском университете и его директора профессора Джона Росса Картера, за щедрую поддержку; Майкла Смита и Билла Харвея за помощь в редактировании; Р. Брабхакара за просмотр публикуемых подробностей;
С. Шидхарана за помощь в подготовке отпечатанной рукописи.
SAMADHIPADAH
Сутры Патанджали представлены в четырех главах. Первая глава названа Самадхипада (глава о самадхи). Эта глава определяет йогу и ее характеристики. В ней обсуждаются проблемы, связанные с достижением состояния йоги, а также способы разрешения этих проблем.
1-1
atha yoganusasanam
Первая сутра вводит в существо рассматриваемого вопроса, как это и положено в соответствии с устными традициями. В древней санскритской литературе принято, что первое слово, атха, служит дополнением к молитве, обеспечивая благоприятное начало и успешное завершение предстоящей работы.
С этого начинается авторитетное наставление по йоге.
Патанджали отмечает, что рассматриваемый предмет имеет древнюю предысторию и сам он не является его основоположником. Но, изучив сей предмет до необходимой глубины под руководством наставника, он стал достаточно компетентным, чтобы разделить постигнутое со своими последователями. Избранный им стиль вполне подходит для последующей передачи новым ученикам в традиционной устной манере.
tada drastub svarupe ‘vasthanam
Тогда становится очевидной способность понимать объект полностью и правильно.
В состоянии йоги появляется способность контролировать всевозможные предубеждения и вымышленные элементы. Их влияние уменьшается или исключается вовсе. Убираются все препятствия к обновленному постижению.
1-4
vrttisarupyamitaratra
При отсутствии состояния ума, называемого йогой,
Способность понимания объекта либо замещается его ментальной концепцией, либо попросту отсутствует как таковая.
Возбужденный разум редко выдерживает одно направление. Даже если он это делает, понимание объекта будет ложным.
1-5
vrttayah pancatayyah klistaklistah
Что такое разум? Патанджали определяет его через присущие ему проявления*. Разум не может быть воспринят иначе, как посредством этих проявлений.
Существуют пять проявлений разума. Каждое из них может принести пользу и каждое может принести вред.
Будут ли эти проявления полезны или вредны, сразу не ясно. Только время определит их воздействие.
1-6
pratyaksanumanagamah pramanani
Каждое из проявлений имеет ярко выраженный характер.
Постижение базируется на прямом наблюдении за объектом, умозаключении и информации из авторитетных источников.
Разум регистрирует объект посредством своих ощущений. Но если доступная информация неадекватна или недостаточна для чувственного восприятия, другие способности, типа логического мышления и памяти, обеспечивают более полное постижение объекта, о котором делается умозаключение. Подобным образом, мы воспринимаем места, людей и концепции, находящиеся вне нашего прямого наблюдения. Но постижение в состоянии йоги отличается от всех описанных выше вариантов постижения.
В этом состоянии оно в большей степени соответствует истинной природе объекта.
1-8
abhyasavairagyabhyam tannirodhah
Как мы приходим к состоянию йоги? Что мы должны делать и чего не должны?
Разум может достичь состояния йоги посредством упражнений и отрешенности.
1-13
sa tu dirghakalanairantaryasatkaradarasevito drdhabhumih
Только после длительного выполнения правильных упражнений, без перерывов, при наличии положительного к ним отношения и рвения, можно достичь желаемого.
Обычным является стремление энергично, с энтузиазмом начать занятия и сразу получить результат. Но отвлекающее воздействие повседневной жизни и огромное сопротивление ума поощряют нас поддаться человеческой слабости. Все это понятно. Все мы склонны к подобному. Эта сутра подчеркивает необходимость подойти к упражнению трезво, возбудить в себе самодисциплину, положительное отношение к предстоящему труду и понимание длительности пути к конечному успеху.
1-15
drstanusravika visa yavitrsnasya
vasikarasamjnavairagyam
По мере освоения упражнений мы обнаруживаем, как возрастает наша способность к самодисциплине и нейтрализации побочных воздействий. В конце концов мы можем достичь состояния отрешенности, когда.
На высшем уровне отсутствует какое бы то ни было стремление как к высшим ощущениям, так и к экстраординарному опыту.
Полезным результатом упражнений являются физическая сила и ловкость, повышенное осознание и чувствительность. Может появиться стремление использовать это новое умение для доказательства своего превосходства. Но все это случайные преимущества и отвлекающие стремления. И, если мы будем придавать им слишком большое значение, мы можем потерять из виду путь йоги.
1-16
tatparam purusakhyatergunavaitrsnyam
Далее
Когда индивидуум достиг полного понимания своей истинной сути, он больше не будет поддаваться отвлекающему влиянию, как изнутри, так и вне его.
Отрешенность развивается по мере самопознания. Неизбежное желание отступить не сможет быть подавлено навсегда. И поскольку оно существует, оно, безусловно, вновь выйдет на поверхность.
1-17
vitaika vicaranandasmitarupanugamatsampra jnatah
Объект постепенно становится полностью понимаемым. Сначала на более поверхностном уровне. Со временем постижение становится более глубоким. И наконец оно становится всеобъемлющим. Достижение такой глубины понимания вызывает чистую радость. Индивидуум настолько сливается с объектом, что не замечает окружения.
Такой уровень восприятия сути объекта возможен только в состоянии йоги. Часто мы способны понять поверхностные и наиболее очевидные элементы. Но постижение не будет полным до тех пор, пока мы не достигнем безошибочного восприятия самых глубинных слоев.
1-18
bhavapratya yo videhaprakrtil ayanam
Неизбежно, из-за того что нас в мире многие миллионы,
Будут такие, которые родятся в состоянии йоги. Им не нужны упражнения или самодисциплина.
Но такие люди редкость и им не следует завидовать. В действительности, некоторые из них могут не устоять перед влиянием мирских искушений и потерять свои врожденные способности.
tivrasamveganamasannah
Чем интенсивней вера и усилие, тем ближе цель.
1-22
mrdumadhyadhimatratva’ttato ‘pi visesah
Обладаем ли мы (и можем ли обладать) одинаковыми возможностями?
Глубина веры не одинакова для разных личностей. И она различна в разное время для одной и той же личности. Результаты будут отражать эти различия.
Такие вариации являются продуктом культурной базы и способностей личности.
1-23
Isvarapranidhanadva
Патанджали признает, что попытки изменить состояние нашего разума в сторону йоги наталкиваются на препятствия, которые различны по своей силе. Но тот, кто обладает врожденной верой в Бога, наверняка способен преодолеть все эти препятствия.
Тот, кто возносит регулярные молитвы к Богу с чувством смирения перед его мощью, безусловно обретет возможность достичь состояния йоги.
В следующих сутрах Патанджали дает свое определение Бога.
1-24
tatra niratisayam sarvajnabijam
Как Бог может быть таким необычным?
Он знает все, что следует знать.
Его постижение выше понимания человека.
tatra niratisayam sarvajnabijam
Является ли Бог, согласно Патанджали, ограниченным во времени или же он не подвластен времени?
Бог вечен. В действительности он перво-учитель. Он источник Руководства для всех учителей прошлого, настоящего и будущего.
1-27
tasya vacakah pranavah
Как мы должны относиться к Богу? Как нам к нему обращаться?
Способом, наиболее соответствующим Его качествам.
В различных культурах и различных религиях используются различные слова для описания Бога. Но, вне зависимости от исповедуемой религии, единственно важным является то, что мы выражаем Богу свое наивысшее уважение и делаем это безо всяких внутренних противоречий.
1-28
tajjapastadarthabhavanam
Как мы устанавливаем связь с Богом?
Для того чтобы связаться с Богом, необходимо регулярно и правильно обращаться к Нему и размышлять о Его качествах.
Патанджали считает необходимым постоянно размышлять о достоинствах Бога. К этому можно добавить постоянное повторение Его имени с молитвой и созерцанием. Но механическое повторение и молитва бесполезны, если они не сопровождаются осознанной мыслью, рассуждениями и глубоким уважением.
Йога-сутры Патанджали. 11 синхронных переводов
Что такое «Йога-сутры Патанджали»
Й ога-сутры Патанджали — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги. Они были систематизированы и написаны Патанджали, поэтому иногда они называются «йога-сутры Патанджали». Стоит отметить, что эти знания не были придуманы или изобретены автором, он всего лишь облёк их в форму, доступную для понимания практика в эпоху Кали-юги.
Можно по-разному переводить слова «йога» и «сутры», но чаще всего слово «йога» переводиться как «связь» или как «контроль», «сутра» — как «нить». То есть йога-сутры — это знания о связи с Абсолютом, нанизанные на нить повествования, или знания о контроле ума, что больше соответствует смыслу самого произведения. Сутры намекают, в свою очередь, на то, что эти знания представляют собой единую цепочку в виде бус с нанизанными на нить бусинами, в то время как без неё — это всего лишь набор бусин.
Книга в основном ориентирована на продвинутых практиков йоги, которая призвана помочь им сохранять достигнутый высокий уровень энергии и ума. Но не менее полезной она будет и для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении. Это обусловлено структурой текста, мудро раскрывающего суть йоги: сначала засеваются в практика семена нравственности и дхармы; затем описываются системы, направленные на помощь в очищении от омрачений; в третьей главе раскрывается потенциал и даются глубинные наставления для обретших сиддхи (сверхспособностей, являющихся и одним из искушений на пути); завершается книга вызревшим плодом йоги — повествованием об освобождении.
Здоровье и йога
Йога Сутры Патанджали являются шедевром йогической литературы, который признан авторитетным источником по хатха-йоге всеми школами и направлениями.
196 сутр, написанных риши Патанджали очень кратки, лаконичны, точны и наполнены глубинной мудростью понимания законов, которыми управляется человек и Вселенная.
Книга имеет четыре части, называемых пады — четверти.
Каждая отдельная сутра содержит в себе выжимку одного из глубинных понятий, и одаривает садхаку (практикующего йогу) совершенным знанием его подлинной природы. Оно является фундаментом рождения свободы, лежащей за пределами нашего обычного понимания. Рвение и глубокое изучение Йога Сутр разжигают в ученике внутренний свет духовного знания. Благодаря внедрению в жизнь изученных принципов, садхака начинает источать дружелюбие, сострадание и доброжелательность.
Йога сутры Патанджали. Структура текста
1. Часть, посвященная созерцанию (Самадхи пада)
2. Часть, раскрывающая алгоритм и секреты йогической практики (Садхана пада)
3. Часть, посвященная силам или свойствам (Вибхути пада)
4. Часть об обретении свободы (Кайвалья пада)
Конечной целью следования по восьмеричному пути, изложенному Патанджали, становится постижение Пуруши – неделимого и необусловленного ничем созерцателя.
1. Самадхи пада
Первая часть сутр дает определение понятию « йога », а также раскрывает природу колебаний сознания – читта вритти. Данная глава адресована тем практикам, кто уже имеет определенное состояние духовной зрелости и помогает им прочно утвердится в высшем состоянии сознания, обретя ничем не обусловленную мудрость. Патанджали утверждает, что очень редко можно встретить душу, достигшую такого уровня развития, т.к. самадхи является последней стадией развития на восьмеричном пути йоги.
Самадхи – это обретение целостного состояния бытия, в котором не существует границ между душой, умом и телом. Достижение данного состояния свидетельствует о том, что искатель вернулся к источнику сознания – пуруше (созерцателю).
Существует небезосновательное предположение, что начиная свой труд сразу с объяснения понятия самадхи, Патанджали старался привлечь тех духовных искателей, которые уже находятся на высоком уровне эволюционного роста и пытался подтолкнуть их к постижению целостного бытия. Для остальных же душ, такое понятие, как самадхи становится своеобразным «маяком» на пути духовного развития в йоге.
2. Садхана пада
Вторая часть сутр нацелена на людей, находящихся в начале своего духовного развития и раскрывает им алгоритм обретения окончательной свободы. Здесь Патанджали вводит и объясняет понятие крийя йоги. Крийя переводится с санскрита как «действие». Этот подход основан на постоянном усилии, которое должен осуществлять садхака для достижения высшего состояния.
Крийя йога состоит из восьми ступеней:
Данные ступени объединяются на 3 уровня. Первый уровень – это яма и нияма, асана и пранаяма, которые скрепляются тапасом – постоянным усилием, пропитывающем практику. Второй уровень – это пратьяхара и дхарана, он основан на свадхьяе (самоизучении). Третий уровень составляют дхьяна и самадхи, которые базируются на Ишвара пранидхане – полной капитуляции перед Всевышним (Ишварой)
Также данных три уровня отражают три основных пути, которыми пронизана вся индийская философия:
Также в данном разделе Патанджали раскрывает понятие авидьи — духовного невежества, и на наглядном примере показывает, что это и есть источник всевозможных страданий человеческого существа. Авидья является «матерью» всех остальных клеш – духовных болезней: эгоизма, привязанности, неприязни и желания цепляться за жизнь. Данные клеши в дальнейшем формируют желания, которые являются источником последующих страданий.
3. Вибхути пада
Третья часть Йога Сутр Патанджали – Вибхуди пада рассказывает о свойствах и силах, которые обретает садхака в результате йогической садханы.
Преданный практике йогин, открывает в себе знание прошлого, настоящего и будущего, постигает принципы Солнечной системы, обучается читать умы других существ, обретает 8 сиддх – сверх способностей. Ими являются: умение принимать большие или малые размеры, становиться тяжелым или легким, получать всё что угодно, реализовывать любое свое желание…
Однако Патанджали очень чётко предупреждает, что данные сверх способности таят в себе опасность поддаться искушению злоупотребления ими в корыстных целях. Прельщаясь сиддхами, садхака становится похожим на того, кто, пытаясь найти укрытие от маленького ветра, попадает в ураган.
Искоренив в себе искушение и устремляясь по выбранному пути, духовный искатель приходит к неделимому состоянию – кайвалье.
4. Кайвалья пада
Кайвалья пада является заключительной частью «Йога Сутр» Патанджали
В ней он объясняет различие между самадхи и кайвальей.
Находясь в самадхи, практик йоги находится в пассивном состоянии единения с созерцателем. Кайвалья же принципиально отличается тем, что в ней садхака находится в позитивном состоянии. Он полностью нейтрализует влияние тамаса, раджаса и саттвы со стороны природы (пракрити). Находясь в этом мире и совершая свои ежедневные обязанности, он остается не вовлечённым свидетелем происходящего.
Патанджали также открывает знание, что обрести состояние кайвальи можно несколькими путями:
• Благодаря своему происхождению и результатам усилий в прошлых воплощениях
• Путем употребление специфических трав
• В результате пропевания мантр
• Посредством тапаса (интенсивного и продолжительного по времени усилия)
• При помощи самадхи
Из всех вышеперечисленных вариантов лишь последние два помогают обрести зрелость разума и являются гарантом стабильного роста осознанности.
Существует достаточно большое количество комментариев к Йога Сутрам Патанджали
Очень рекомендую Вам ознакомиться со следующими доступными печатными вариантами
Если Вы житель Белоруссии, смотрите книгу на оz.by
Также можно скачать Йога сутры Патанджали в электронном виде
Что такое классическая йога?
В современном мире существует огромное количество школ и направлений йоги. Современный человек легко может выбрать тот стиль, который больше подходит его запросам и ожиданиям. Однако с каждым годом такого рода стили уходят все дальше от йоги в ее классическом понимании. Что же такое классическая йога, и подходит ли она начинающим? Для того чтобы понять, подходит ли йога в классическом понимании начинающим стоит разобраться с самим понятием йоги.
Классическая йога – упражнения или нечто большее?
«Йога» в переводе с санскрита означает «соединение» или «связь». Становится очевидным вопрос: какая связь? Говоря простым языком, это связь нашей души с телом, достижение гармонии с самим собой. Под понятием «классическая йога» стоит понимать йогу в ее изначальном, невидоизмененном состоянии.
Такой, какой она была много веков назад. К сожалению, сейчас йогу воспринимают, прежде всего, как набор асан, как способ поправить здоровье или обрести фигуру мечты. Тем более удивительным для начинающих будет тот факт, что в классической литературе по йоге практически не найти описания физических упражнений. Для примера предлагаем обратиться к одному из самых значимых и древних трудов по йоге – «Йога-сутрам» Патанджали.
«Йога-сутры» Патанджали
Йога-сутры по праву считаются классическим произведением. По оценкам разных специалистов, сутры были записаны во II веке до нашей эры. Этот древний трактат не теряет своей актуальности в наше время. Его активно переиздают, огромное количество учителей дают свое толкование сутр, но самое важное то, что сутры Патанджали идеально подойдут для тех, кто только начал заниматься или делает первые шаги в знакомстве с йогической философией.
Мудрец Патанджали хотел сохранить знания по йоге, обобщить и передать тем, кто стремится к знанию. С этой целью он структурировал все имеющиеся знания по йоге и объединил их в сутры (небольшие по размеру тексты, отражающие самую суть классической йоги). В этой работе вы не найдете рекомендаций к физическим практикам, Патанджали воспринимает тело лишь как инструмент, ставя на первое место наш разум и душу. Для того чтобы достичь успеха в йоге и обрести просветление, Патанджали предлагает практику пройти последовательно по восьми ступеням йоги.
Каждая ступень имеет свое название: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Яма и нияма – нравственные основы йоги. Их следует уяснить любому начинающему практиковать хатха-йогу. Без следования моральным ориентирам добиться успеха в йоге невозможно. Яма и входящие в нее правила учат жить в гармонии с внешним миром, достигнув этого, ученик должен научиться жить в гармонии с собой, пройдя ступень ниямы. Утвердившись на второй ступени, ученик приступает к освоению асаны.
В современном мире большинство начинающих заниматься йогой познают ее через асаны, но, как мы видим, согласно классической йоге, асана – лишь третья ступень. Древние считали, что сначала нужно обуздать свои чувства, научиться управлять собой, а лишь потом переходить к физическим упражнениям. Классическими и рекомендуемыми к освоению были следующие асаны: Падмасана – «поза лотоса», Сукхасана – «удобная» или «легкая» поза, и Сиддхасана – «совершенная поза».
Освоив асаны, ученик должен начать практиковать пранаяму. Сам Патанджали писал: «Будучи в избранной асане, прекращай движение вдоха и выдоха. Это зовется пранаямой». Многие новички ошибочной считают, что пранаяма – это дыхательная гимнастика. Возможно, для современной фитнес-индустрии – да, но для классической йоги это возможность управлять своей энергией.
Пятая ступень, пратьяхара, предусматривает способность практика осознано пребывать внутри себя. Шестая ступень – дхарана, то есть способности концентрироваться на отдельном предмете. Следующая ступень – дхьяна, на этой ступени йог ощущает лишь то, на чем концентрируется. Последняя ступень – самадхи. Она представляет раскрытие сверх-сознания в растворении практикующего с миром. Современными занимающимся такой уровень практически не достигается.
Классическая йога для начинающих
Как быть тому, кто решил пойти путем классической йоги? Как начать заниматься дома? И есть ли классический комплекс?
Первым условием является знакомство с нравственными принципами йоги (яма, нияма). Тот, кто встает на путь йоги, должен использовать их в своей жизни, стремиться максимально четко соблюдать нравственные предписания. Однако ввиду того, что жизнь современного человека имеет бешеный ритм, – в параллели приступить к освоению классических асан. Если вы уже занимаетесь в клубе, то возможность построить свою домашнюю практику позволит тверже встать на путь йоги.
Ваш первый комплекс для домашней практики должен включать разминку. Тренироваться можно только предварительно разогрев тело, далее следует включить в тренировку комплекс для освоения Падмасаны. Ваши первые занятия не должны быть чрезмерно долгими, цель йоги не в том, чтобы утомить вас, а в том, чтобы помочь стать целостной личностью. Начинайте с 30-40 минут, но делайте это регулярно. Любую практику завершайте шавасаной. Ваш первый комплекс должен быть простым и безопасным.
Когда ваше тело будет готово, и вы сможете находиться в медитативной асане от 10 до 15 минут, следует начинать освоение пранаямы. Важно помнить: пранаямы выполняются в медитативных асанах, либо в сидячем положении, с ровной спиной и скрещенными ногами. Пранаямы следует осваивать только под руководством специалиста. Неправильное выполнение упражнений может привести к очень неприятным последствиям. Для начинающих рекомендуется полное йоговское дыхание без задержек, это наиболее безопасный вариант.
Следующей ступенью будет медитация. Медитативных техник огромное количество, но здесь важно также запомнить, что медитативные практики должны выполняться под контролем квалифицированного инструктора.
Подводя итог, хочется напомнить, что суть йоги не в асанах. Неважно, насколько сложную асану ты можешь сделать, если за пределами коврика ты оскорбляешь людей и злословишь. Неважно, как умело ты делаешь пранаяму, важно то, как живым существам дышится рядом с тобой. Йога начинается и заканчивается не на коврике. Она начинается в нашем сердце и уме, а выражается в наших поступках.