Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

Индивидуализация образования – важнейшее условие развития школьника

В современном российском образовании усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора учебных действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышения коммуникативной компетентности обучающихся. Эти требования выполнимы при условии широкой индивидуализации процесса образования.[1] Федеральный государственный стандарт основного общего образования одним из условий реализации образовательной программы определил индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов.[2]

Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. При индивидуализации позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.

Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках урока, занятия через индивидуальный учебный план; в рамках образовательного учреждения через индивидуальную учебную программу; в рамках образовательной среды через индивидуальную образовательную программу.

В конце обучения 9 класса проводится родительское собрание для будущих десятиклассников и их родителей по теме профилизации обучения на третьей ступени. С родителями и учениками обсуждаются вопросы осознанного выбора профильных предметов, элективных предметов. Выбор образовательных предметов должен соответствовать их будущему профессинальному самоопределению.

До начала нового учебного года учащимся старшей школы предлагается выбрать уровень освоения ими тех или иных учебных предметов школьного учебного плана. Уровень освоения определяется выбором программы изучения предмета (профильное, базовое изучение). Помимо этого, учащиеся, могут выбрать элективные предметы которые они хотели бы посещать.

В результате осуществления этого выбора каждый обучающийся третьей ступени составляет свой индивидуальный учебный план на год обучения. Предусматривается возможность изменения своего учебного плана в соответствии с Положением об индивидуальном учебном плане. На основании выбора учащихся составляется учебный план 10 и 11 классов. Основой его формирования являются нормативы базисного учебного плана. На основании выбора учащихся составляется учебное расписание. Так в 2013-2014 учебном году на старшей ступени обучения было составлено 10 индивидуально-учебных планов, учебная недельная нагрузка составляла 28-34 часа.

Все текущие и итоговые формы контроля сохраняются: тематические и итоговые контрольные работы, зачеты, тесты и промежуточная аттестация. Аттестация проводится по полугодиям, поэтому изменение учащимися своего учебного плана возможно по окончании каждого полугодия. Основанием для такого изменения служит желание ученика, соотнесенное с его реальными учебными достижениями.

Вместе с тем внедрением ИУП в 10 классе не позволило решить проблему, актуальную для нашей школы, а именно: школьники, обучавшиеся на средней ступени по общеобразовательным программам базового уровня, испытывают большие трудности в изучении тех предметов, которые в 10-м классе они стали изучать на профильном уровне.

Следует отметить достоинства и недостатки индивидуализации процесса образования в МОУ Снежногорской СОШ.

Обучение в рамках новой модели привело к росту социализации школьников (умение выбирать содержание и уровень своего обучения, необходимость общаться в разных коллективах и пр.).

Кроме того, повысилась конкурентоспособность учеников в более широком спектре учебных предметов.

К недостаткам внедренной технологии можно отнести, прежде всего, сложность учебного расписания: не все школьники начинают занятия с первого урока, у некоторых существуют в расписании «окна». Это время используется учащимися для самоподготовки.

Проблемы составления учебного расписания решаемы за счет накопления опыта этой работы и применения компьютерных технологий.

Для профессионального самоопределения учащихся используются разнообразные формы внеурочной деятельности: работа с индивидуальной траекторией развития ребенка увеличила проектную и исследовательскую составляющую в деятельности педагогического коллектива. Ежегодно учащиеся представляют проектные и исследовательские работы в школьных, муниципальных, региональных очных и заочных научно-практических конференциях, конкурсах и становятся победителями и призерами.

Уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся проявляется в их профессиональных интересах, в выборе дальнейшего направления образования в соответствии в выбранным профилем на третьей ступени обучения: за последние три года более 60% выпускников МОУ Снежногорской СОШ успешно поступают и обучаются в вузах Амурской области.

Индивидуализация образования стала одним из ключевых моментов инновационной деятельности школы. Педагогический коллектив работает над построением такого образовательного процесса, который в полной мере учитывал бы индивидуальные образовательные запросы и потребности обучающихся, предоставлял им оптимальные условия для получения качественного образования, реализации творческих и исследовательских запросов, ответственного выбора индивидуальной образовательной траектории.

Источник

Характеристика понятия «индивидуальный подход к обучению»

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает Олеся Акпарова
Характеристика понятия «индивидуальный подход к обучению»

Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский на вопрос, чем отличается хороший учитель от плохо, если знание предмета и методики его преподавания у обоих примерно одинаково, отвечал, что для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все ученики одинаковы. Чтобы воспитать учителя, считал П. П. Блонский, нужно научить его видеть индивидуальные особенности учеников, замечать, чем каждый из них отличается от всех остальных.

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.

Прочность усвоения учащимися знаний достигается путем систематического выполнение упражнений, во время которых закрепляются и совершенствуются умения и навыки. Существует несколько видов специальных упражнений (установочные, тренировочные, упражнения в умственных и сенсорных действиях, которые подбираются в зависимости от этапов формирования умений и навыков.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления связи между пройденным и новым. Самостоятельно установить такие связи учащиеся, как правило, не могут или делают это неправильно.

Наряду с повседневным повторением целесообразно проводить итоговые повторения, имеющие целью систематизировать и обобщать усвоенные знания по теме или разделу. Одним из показателей прочности знания является умение применять их при решении учебных и практических заданий. Поэтому в процесс повторения следует включать также упражнения на применение знаний.

Рассматривая определение термина «индивидуального подхода» в различных педагогических словарях, мы определили следующие.

Организуя индивидуальный подход на уроках, педагог должен помнить, что таким образом он способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Какова же технология индивидуального подхода? По мнению Я. И. Ковальчук технология индивидуального подходавключает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

2. Полученная информация тщательно анализируется, далее педагог делает определенные выводы, «прощупывает» слабые места и акцентирует свое внимание на самом важном.

3. Пролонгировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым учеником в отдельности.

4. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей. Самый важный этап – осуществление запланированной работы на уроках, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Необходимо помнить, что такая работа должна вестись постоянно, с течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому данная технология не догма, а динамичная система.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумеваетИз опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку» Индивидуальный творческий подход, к отдельно взятому ребенку в ДОУ, в современной образовательной системе — явление общепринятое. Но, что.

Конспект НОД по формированию обобщающего понятия в средней группе 1. Тип: ознакомление с новым материалам. 2. Возрастная группа: средняя. 3. Тема: формирование обобщающего понятия- инструменты. Программное.

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумеваетКонспект НОД по ФЭМП «Понятия — уже и шире» в средней группе Конспект НОД по ФЭМП «Понятия уже — шире» в средней группе Цель: Создать условия для самостоятельной игровой и мотивационной ситуации для.

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумеваетКонспект занятия по формированию обобщающего понятия «Птицы» Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: старшая группа. Тема:Формирование обобщающего понятия «птицы» Цель: обогащение.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумеваетУсвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

Источник

Индивидуализация в образовании (с учетом ФГОС)

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Методические рекомендации для воспитателей.

Индивидуальный подход это организация педагогом воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребенка.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели. Добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты собственной деятельности.

Индивидуальный подход в образовании

Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.

Организация процесса передачи суммы знаний умений и навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

Придание права выборы, совместное обсуждение целей и деталей, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности.

Прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми. Требования и оценка результата.

Инициативный, самостоятельный. Способный ясно сформулировать свои цели желания творчески.

Ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Самое ценное для полноценного и своевременного развития – это приобретение ребенком собственного опыта.

Следующий заданному, предложенному взрослым способу, образцу выполнения действия.

Ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого.

Усвоение опыта взрослых – наиболее ценный способ развития.

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка. От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы. От педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания, проблемы и недостатки в развитии и знание нормы

Индивидуализация образования – это обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулирование детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.

Ситуации, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, которая стимулирует активность детей. При индивидуальном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. При этом, дети становятся заинтересованными участниками деятельности, имеющей для них свое собственное знание, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций.

Методы индивидуального обучения:

Обучение по принципу реагирования – этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовать их собственные цели. К методу реагирования относится модель трех вопросов:

2. Что мы хотим узнать?

3. Как нам это сделать?

Задача педагога помочь тому, кому трудно начать работу самостоятельно (словом или показом). В ходе работы, воспитатель может задавать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок вместо того, чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать. Педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранятть самостоятельность, а педагог, при необходимости реагировать на их индивидуальное желание и потребности.

(просмотр диска «Индивидуализация в образовании»)

Метод контракта – предполагает, что некоторые дети выбирают карточки не на следующий день, а про запас. Выбирают, где им работать и когда. Главное условие – это отчетность.

Направленность заданий: Ознакомление с окружающим при формировании элементарных математических представлений; действия с цифрами и знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики. Компоновать знания на карточках надо так, чтобы работая с ней, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Задания на карточках должны повторяться. Счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов – это даёт детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном интересном для них содержании.

Продуманы задания, основанные на работе в команде. Индивидуальность карточки достигается тем, что ребенок обязательно подписывает свою карточку, ставит дату работы (либо это делает взрослый). Индивидуализация образования предполагает индивидуальный темп, последовательность работы с заданием, получение своего результата. Не следует говорить ребенку, что нужно сделать. Правильнее использовать метод комментирования. Например:

— Я вижу, что ты уже закрасил белочек, а сколько их всего?

— Ты планируешь только посчитать домики, или будешь рисовать?

— Ты хочешь сегодня выполнить все задания, или продолжишь работать завтра?

Работа с карточками предполагает обязательное представление результатов детей. Это может происходить в конце деятельности или проговаривание в ходе совместной деятельности. Обязательно должны присутствовать вопросы для общего обсуждения. Например:

— Что мы вместе сегодня делали?

— Что нового узнали и т. п.

В карточках обязательно должны присутствовать мыслительные операции. Вашему вниманию предлагаются некоторые варианты карточек и задания к ним.

Варианты заданий к карточке № 1

Рассмотреть карточку, назвать то, что на ней изображено.

Сосчитать количество этажей, окон и т. д.

Найти предметы определенной формы и назвать их.

Написать слова по схемам (внизу карточки).

Определить, где живет кот. Кот может жить на чердаке (в любой из квартир, в подвале). Дополнительные вопросы, которые могут поддержать интерес детей к этой теме: «А в вороньем гнезде (в конуре, в печной трубе) кот может жить»?

Назвать, кто где живет (кто живет в конуре, в гнезде, на чердаке, в подвале дома).

Для детей, умеющих считать, можно предложить определить, к чему относится цифра 5: это количество этажей (квартир, котов) или номер дома? Если дети умеют писать цифры – они могут написать номер дома или номера квартир. Если нужна подсказка – подсказкой могут служить специально подготовленные карточки или совет воспитателя посмотреть на цифры в книге (на телефоне, на цифровом фризе и т. п.).

Рассматривая окна, можно найти похожие и непохожие переплеты рам; дорисовать к окнам наличники, украсить окна занавесками и цветами на подоконниках.

Одно из заданий может быть выполнено в виде диагностического среза. В этом случае детям предлагается «заселить все квартиры, начиная с себя». Для понимания особенностей социально-эмоционального развития или текущего состояния ребенка будет важным то, кого и как ребенок расселил в доме.

Варианты заданий к карточке № 2

Определить, где чей домик.

Соединить домики и их жильцов «дорожками».

Раскрасить животных и домики.

Написать название животных.

Варианты заданий к карточке № 3

Рассмотреть карточку. Назвать все, что на ней изображено.

Определить, из какой сказки изображенные персонажи. Рассказать сказку.

Найти дорожку каждого персонажа.

Раскрасить. Написать название сказки.

Варианты заданий к карточке № 4

Рассмотреть, сравнить гномиков по высоте, толщине; сравнить дома.

Найти для каждого гномика подходящий для него дом.

Определить, в каком домике не может жить самый высокий гном. Определить, в каком домике может жить самый маленький гном.

Сосчитать, сколько домов подходят для каждого гнома.

Написать номера домов.

Придумать имена для каждого гнома и написать их на домиках.

Варианты заданий к карточке № 5

Рассмотреть и назвать все, что изображено на карточке.

Определить, что изображено: город или деревня. Объяснить свою точку зрения.

Придумать название деревни, реки. Записать их.

Дорисовать пейзаж. Раскрасить.

Назвать все, что находится внизу (вверху, слева, справа) от …; что выше (ниже) от …

Написать номера домов. Придумать историю.

Варианты заданий к карточке № 6

Рассмотреть и назвать все, что изображено на карточке.

Определить, что изображено: город или деревня. Объяснить свою точку зрения.

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Смотреть картинку Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Картинка про Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает. Фото Индивидуальный подход в образовательном процессе предполагает что подразумевает

Итак, мы с вами рассмотрели, чем же отличается индивидуализация образования от индивидуального подхода в образовании, и более подробно коснулись метода использования раздаточных материалов, тематических комплектов, карточек с заданиями. Надеемся, что данный материал поможет педагогам в дальнейшей работе. Желаем успехов!

Рекомендации: просмотр диска «Индивидуализация работы с детьми» издательства «Линка-Пресс», Центра «Обруч».

Источник

Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и значение индивидуального подхода обучения

Индивидуальный подход в процессе обучения предусматривает такую организацию педагогического воздействия на учащегося, при которой учитываются его индивидуальные особенности и возможности.

В качестве особенностей рассматриваются возраст и пол ребенка, его уровень умственного и физического развития, условия жизни и воспитания.

Чаще всего индивидуальный подход в обучении предусмотрен для детей с различными аномалиями в развитии. Именно поэтому прежде, чем организовать данную форму обучения педагогу необходимо осуществить диагностику и выявить особенности каждого ребенка. В процессе диагностики выявляют не только фактический уровень развития ребенка, но и условия его развития до школы, особенности психического и физического развития, характер, интересы, наклонности и т.д.

Таким образом, совокупный учет данных факторов и обуславливает необходимость индивидуального обучения ребенка.

В рамках современной общеобразовательной школы применение индивидуального подхода в обучении практически не используется. Это связано в первую очередь с большой загруженностью педагогов и «кадровым голодом». Если индивидуальная работа по обучению и проводится, то чаще всего в рамках внеучебной деятельности с учащимися, отстающими в учебе или испытывающими трудности в процессе обучения.

Индивидуальный подход в обучении является одним из основных подходов обучения в коррекционных образовательных учреждениях.

Для организации индивидуального подхода в обучении, в первую очередь необходимо определить уровень знаний и возможности усвоения нового учебного материала детьми. В настоящее время принято выделять три уровня, по результатам исследования детей: высокий, средний, низкий. Однако необходимо помнить, что данное выделение условно.

Готовые работы на аналогичную тему

Сложности в обучении, которые испытывают учащиеся всех трех групп, являются типичными. Характер трудностей, причины их возникновения и развитие определяется индивидуально путем подбора соответствующей диагностической методики.

В рамках общеобразовательных школ трудности в обучении чаще всего определяются особенностями развития ребенка, уровнем его усвоении учебного материала. В коррекционных школах трудности в обучении могут быть связаны с проблемами здоровья детей, а именно недостатками слуха, зрения, речи и т.д.

Таким образом, при разработке системы индивидуального подхода в обучении педагог должен опираться на технические и методические возможности учебного заведения, на выявленные особенности развития ребенка и установленные у него трудности в обучении.

Индивидуальный подход при изложении учебного материала

Индивидуальный подход в процессе обучения предполагает не только индивидуальное проведение учебных занятий, но включает в себя организацию перемен. Это связано с тем, что довольно часто сложно отследить некоторые нюансы в поведении ребенка во время урока, так как на уроках дети ведут себя сдержаннее. Во время перемены дети более раскованы и ведут себя максимально естественно. Поэтому очень важно проводить наблюдение за детьми, как во время урока, так и на перемене. В этом случае можно сформировать целостное представление о каждом учащемся, понять, в чем заключается особенность его поведения, в чем кроется неуспеваемость по учебе и посредством своего педагогического мастерства предотвратить возможные негативные факторы в рамках учебного заведения.

Большое значение в организации индивидуального подхода имеет, верно организованный индивидуальный подход при изложении учебного материала. Педагогу в первую очередь необходимо обратить внимание на тех учащихся, которые испытывают сложности в усвоении нового.

Целесообразным является сочетание различных форм работы с детьми: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Эффективными приемами, для индивидуального подхода к учащимся при объяснении нового материала являются:

Применение данных приемов способствует тому, что во фронтальную работу по изучению нового материала вовлечены все учащиеся. Приемы необходимо менять, допустимо их комплексное применение.

Помимо подачи нового учебного материала большое значение имеет и его закрепление, с использование фронтальной, групповой и индивидуальной работы. В данном случае педагогу необходимо сделать упор на то, что «слабым» учащимся помощь в основном должна быть оказана со стороны «средних» и «сильных» учеников, посредством дополнения и корректировки их ответов. Уровень усвоения учебного материала осуществляется посредством проведения небольших проверочных работ, которые одинаковы по содержанию, объему и сложности для всех учащихся.

Индивидуальный подход при выполнении и проверке домашнего задания

При организации выполнения и проверки домашних заданий можно использовать следующие приемы индивидуального подхода:

Все эти приемы индивидуального подхода могут применяться при различных сочетаниях фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Такая система индивидуального подхода может использоваться во всех классах и на уроках по всем учебным предметам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *