Инклюзивный туризм что это значит
Инклюзивный туризм что это значит
Без границ: зачем создавать сервис для инвалидов-путешественников
Текст: Виталий Мосеев
Иллюстрации: Александр Черепанов
По оценкам ВОЗ, более 1 млрд человек в мире, или почти 15% населения Земли, — инвалиды. В странах, где средняя продолжительность жизни больше 70 лет, 11,5% престарелого населения проживает как минимум восемь лет с инвалидностью. В России сегодня живет 12 млн инвалидов, большинство из них не решаются покидать пределы своего города. Созданный семьей Анпилоговых в 2015 году проект globe4all занимается развитием путешествий для людей с ограниченными возможностями здоровья, Inc. Russia рассказывает его историю.
Как семейный сайт трансформировался в бизнес
Ренат и Надежда Анпилоговы c 2012 года вели семейный сайт, где они публиковали рассказы о своих путешествиях. Уже тогда там был раздел, посвященный путешественникам с инвалидностью. О проблемах таких людей Ренат Анпилогов узнал еще в 2003 году, когда работал преподавателем в колледже-интернате для слепых музыкантов, Надежда Анпилогова столкнулась с ними после того, как ее дедушка в 2007 году оказался в инвалидном кресле.
«Я по семейному опыту с дедушкой понимала, что самые простые и привычные для человека вещи — рыбалка, поездка за грибами или прогулка в парке, исчезают, если он оказывается в коляске, в квартире в доме без лифта и пандуса. В 2009 году мы выехали за границу в поездку в первый раз — и там встретили на площади туристов с костылями и на колясках, которые были обычной туристической группой. И тогда мы поняли, что это может и должно быть доступно для людей», — рассказывает Анпилогова.
Пока Анпилогов работал в колледже-интернате, он выяснил, что в России инклюзивным туризмом занимается Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) и некоторые турфирмы. ВОИ организует доступные по финансам или бесплатные путешествия своими силами, турфирмы обычно предлагают персональные туры по высокой стоимости.
Изучение сферы доступного туризма натолкнуло супругов на идею создания отдельного проекта. Эта ниша в России была не занятой, и семья приступила к реализации идеи.
Что такое «доступный туризм»
Согласно определению Европейской сети доступного туризма (ENAT), термин трактуется как постоянное обеспечение доступности туристических направлений, продуктов и услуг для всех людей, независимо от их физических или интеллектуальных ограничений, инвалидности или возраста. Иными словами, доступная среда предназначается для инвалидов, детей и пожилых людей. Изначально она формируется в соответствии с принципом универсального дизайна. При этом туристы должны быть максимально независимы от посторонней помощи. Принципы доступной среды изложены в ст. 9 в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (КПИ).
Безграничные возможности для путешествий
После работы преподавателем в колледже-интернате Ренат Анпилогов занимался техническим менеджментом и управлял командой разработчиков, создающих мобильные приложения и сайты для Ivi.ru, «Триколор» и других интернет-медиа. Этот опыт он использовал при создании globe4all.
«Деньги на развитие сайта мы вкладывали только со своих зарплат. Средства тратились преимущественно на контент и разработку. На первых этапах акцент был сделан на информационную часть сайта с рассказами о доступном туризме. Такие истории помогли сподвигнуть читателей на путешествия», — вспоминает предприниматель.
Перед тем, как раздел «Доступный туризм» на сайте о путешествиях стал полноценным проектом, Анпилоговы в ноябре 2014 года отправились в Сан-Марино, чтобы принять участие в Первой Европейской конференции UNWTO по доступному туризму. На мероприятии эксперты говорили о развитии рынка. Например, по оценкам организации, средние расходы туристов с ограниченными возможностями в Испании превышают €800, тогда как обычный путешественник оставляет лишь €600.
Спрос на доступную среду продиктуют пенсионеры
Объем глобального рынка доступного туризма составляет от 14% до 20% от общего рынка туризма, подсчитали в TravAbility. При этом первый сегмент растет темпами в три раза быстрее второго.
По оценкам Джеймса Боутелла из Университета Лафборо (Великобритания), размер рынка доступного туризма напрямую зависит от количества сопровождающих. По усредненным прогнозам, объем рынка вырастет с €53,5 млрд в 2005 году до €88,6 млрд в 2025-м. Боутелл также проанализировал данные Deloitte и применил мультипликативный эффект, из расчета «один турист — два сопровождающих». По его подсчетам, при таких условиях объем рынка вырастет до €132,8 млрд в 2025 году.
Супруги решили сделать сайт с акцентом на выездной туризм, а приоритетными направлениями выбрали страны с развитой безбарьерной средой — Испанию, Италию и Францию. В России на тот момент для людей с ограниченными возможностями здоровья более-менее подходила только городская среда Сочи, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.
Проект Анпилоговых получил название globe4all, инвестиции в запуск составили примерно 1,5 млн руб. собственных средств. Информационная часть появилась в 2016 году, а с начала 2020 года была реализована и возможность бронирования туров.
Путешествия без ограничений
С началом пандемии бизнес globe4all, ориентированный на зарубежные поездки, изменился. Вынужденные переключиться на внутренний туризм предприниматели присоединились к акселератору Московского инновационного кластера и программе Moscow Travel Hub «Фабрика туристических продуктов и сервисов». В результате globe4all запустил активные продажи по внутренним направлениям.
Сейчас выбор туров на сайте разбит на три самых популярные категории:
Если выбор путешествия для первой категории не составит особого труда, то для второй и третьей приходится выбирать несколько иные направления. Незрячим важны эмоции, им не интересно изучать по несколько часов тактильные копии картин в одном музее, объясняет Анпилогов.
Так, автономная некоммерческая организация «Белая трость» для globe4all разработали туры с яхтингом, преимущественно на морские курорты. Незрячие туристы могут почувствовать волны, ветер, морскую соль.
«В одно из путешествий в Сочи мы пригласили блогера Ивана Ерхова. Мужчина потерял зрение будучи студентом, после осложнения болезни. Это обстоятельство не мешает ему плавать, ходить в походы, заниматься спортом. Одна из экскурсий была в Скайпарк. Иван стоял на краю и по ветру понимал, что находится на высоте. Потом инструктор объяснил ему правила прыжка. Семь секунд свободного падения — и Иван покорил высоту», — рассказал предприниматель.
Отдельные прдукты компании рассчитаны на людей с различными аллергиями на те или иные продукты питания, например с непереносимостью глютена или лактозы.
«Многие рестораны остаются gluten-free только на бумаге, на деле человек покупает при заказе обычные блюда. Аллергикам опасно ходить в подобные заведения: еда с аллергеном может вызвать отек или другую негативную реакцию организма», — рассказывает Ренат Анпилогов.
Как технологии помогают незрячим людям
Незрячим людям в передвижении по родному или незнакомому городу помогают технологии — «умные» трости и «умная» обувь со встроенной навигацией. Эти вещи определяют препятствия или отклонения от маршрута и сигнализируют об этом с помощью вибрации. Так, например, определенная вибрация в левом ботинке может сигнализировать о повороте налево. Еще одно полезное изобретение — приложение Be My Eyes. В сервисе регистрируются зрячие волонтеры (сейчас их около 1 млн), они удаленно помогают незрячим людям перемещаться по улицам: человек включает тыльную камеру на смартфоне, а добровольцы подсказывают правильный путь до нужного места.
Понимание проблем мотивирует сотрудников
В проекте работает семь человек, из них пятеро — с инвалидностью. Сотрудники с ограниченными возможностями здоровья не понаслышке знакомы с проблемой и лучше понимают потребности целевой аудитории, считает Анпилогов. Кроме основного состава, у globe4all есть внештатные помощники и волонтеры. Задача волонтеров — лично проверять новые локации и туры. Поощрением становятся скидки на туры.
Один из таких помощников — Анастасия Румянцева, она перемещается на кресле-коляске. Первые свои путешествия она организовывала самостоятельно, в таких случаях перед поездкой всегда необходимо обзванивать отели и узнавать про доступность для людей на коляске, рассказывает она.
«Сотрудники гостиницы не всегда правильно понимают, какая должна быть доступность, поэтому лучше наводящие вопросы задавать самим, чтобы не возникло недоразумений. Человек с инвалидностью тоже может быть разный, например, кому-то в ванной обязательно нужны поручни, а кто-то может справиться и без них. Существуют общие правила и нормы для гостиниц, но проектировщики иногда умудряются понять их по-своему», — объясняет Румянцева.
Как монетизируется проект
Основной источник дохода globe4all — гиды. Проект берет комиссию 10% с каждого организованного тура. Кроме того, сервис отдельно помогает найти сопровождающего для поездки, взять в аренду средства реабилитации, пройти курс обучения в сфере доступного туризма. По словам Анпилогова, стоимость зависит от того, где живет сопровождающий, куда отправляется путешественник и нужна ли ему помощь санитара.
Основным ограничением в развитии проекта является отсутствие в большинстве российских городов доступной среды, а также низкие доходы населения в России, признает Ренат Анпилогов. По максимуму концепцию доступной среды при возведении новых зданий и инфраструктуры сейчас учитывают только в США, Европе и ОАЭ.
«В Европе инвалиды стали полноценными субъектами экономики, способны сами заработать деньги и тратить даже больше, чем дает государство. А в России у многих инвалидов основной источник дохода, к сожалению, только пенсия от государства», — пояснил предприниматель.
На коляске из США в Россию
Россиянка Юлия Ричардсон живет в США. После утраты мобильности в 2019 году она начала регулярно возвращаться в РФ на процедуры в нижегородский медицинский центр. По ее словам, в США нет комплексного подхода к реабилитации, а стоимость процедур — в разы дороже, чем в России. После каждого курса реабилитации у Ричардсон остается время и на посещение других городов страны.
С каждым годом Россия становится все более дружелюбной для инвалидов, признает она. Например, в историческом центре Санкт-Петербурга начали устанавливать пандусы между дорогой и тротуаром, но обычно все же есть перепады высот между концом пандуса и дорогой. «Приятно удивил Эрмитаж, в котором сделали подъемники. В Третьяковской галерее сложно спроектировать подъем на коляске по лестнице на второй этаж. Поэтому маломобильных граждан доставляют на второй этаж на грузовом лифте», — рассказала Юлия Ричардсон.
В то же время по тротуарам, когда тепло, ездят велосипедисты, скейтеры, люди на самокатах — это существенно осложняет перемещение по городу в инвалидном кресле, продолжает она. Летние веранды в ресторанах также почти всегда располагаются на платформе, а многоквартирные дома проектируют без учета потребностей неспособных ходить самостоятельно людей, а также родителей с детскими колясками.
В России для инвалидов-колясочников проблемной частью остается городской транспорт, продолжает Ричардсон, в Москве и Санкт-Петербурге она вынуждена перемещаться преимущественно на такси. «Зато на вокзалах появились группы содействия, которые встретят в зале ожидания и довезут до твоего вагона, а также помогут зайти в вагон при помощи подъемника», — рассказала она.
По словам женщины, в США она не чувствует себя инвалидом и ей доступно все.
В Америке с 1990 года действует закон об американцах-инвалидах. Он защищает около 56 млн человек с ограниченными возможностями здоровья от дискриминации в любой сфере жизни, в том числе на работе. Законом гарантирован равный доступ к общественным зданиям, равный доступ к вакансиям и государственным услугам.
Инклюзивный туризм: проблемы и перспективы его развития
Аннотация. В статье проведен анализ развития инклюзивного туризма в стране. Рассмотрены разные виды инклюзивного туризма и возможности доступности туризма для инвалидов. В статье актуализирована необходимость в развитии инклюзивного туризма и установлена его значимость для людей с ограниченными физическими возможностями, Выявлено, что необходимо проведение государственной политики в области инклюзивного туризма и планирование развития этого сектора на государственном и региональном уровнях.
Ключевые слова: туризм, инклюзивный туризм, туризм выходного дня, доступность туризма.
— в гостиницах организуется проживание в специализированных номерах, более просторных, чем стандартные номера, и имеющих как минимум более широкие дверные проемы, все необходимые поручни и «душ в пол» в санузле;
— экскурсионный транспорт снабжен лифтом или пандусом;
— все музейные и культурные объекты по программе доступны (должны иметь адекватные пандусы, подъемные устройства, лифты) и имеют специализированный туалет;
— пункты общественного питания доступны и имеют специализированный туалет;
— по маршруту предусмотрены бытовые остановки (доступные общественные туалеты);
— гиды подготовлены, владеют актуальной информацией о доступности объектов, могут сориентироваться в случае спонтанных желаний туристов (неожиданно понадобился туалет, туристы проголодались, нужно заменить музейный объект и т.д.) [2].
Особого внимания при совершении инклюзивных туров требуют люди с психологическими проблемами, так как данной категории свойственны различные эмоциональные реакции, которые порой сложно предугадать. Однако не следует делать преждевременных выводов и опасаться таких людей: многие из них не проявляют эмоциональных всплесков до возникновения чрезвычайных ситуаций. Если человек расстроен, следует постараться его успокоить и ни в коем случае не кричать [10].
Для составления программ инклюзивного туризма детей с ОВЗ относят к трем социальным группам: социально и физически адаптированным; преимущественно социально не адаптированным; преимущественно физически не адаптированным. Следует отметить, что для детей с ОВЗ, имеющих общие клинико-психологические особенности, различный возраст, присутствует фактор осознания ими своей неполноценности. Для детей с ОВЗ характерен пониженный жизненный тонус, тенденция самоограничения социальных контактов, проявление отчужденности и замкнутости, которое получило название «псевдоаутизации» личности. Основными факторами, влияющими на ограничение жизнедеятельности детей с ОВЗ, являются нарушения функции передвижения, ухода за собой, общения с окружающим миром и снижению способности к обучению. Для многих детей с ОВЗ характерно ощущение враждебности окружающего мира. При этом в большинстве случав семья не способствует коррекции психологического состояния ребенка с ОВЗ [4].
По данным комплексного наблюдения условий жизни населения в 2016 г. из общего числа респондентов в возрасте 15 лет и более туристскую или экскурсионную поездку за последние 12 месяцев совершили только 13,8% опрошенных. Следует указать причины, по которым инвалиды не осуществляют туристские путешествия:
— во-первых, им не позволяет состояние здоровья (так ответили 46,7% из числа лиц, не совершавших туристское путешествие и не участвовавших в экскурсиях);
— во-вторых, у 24% опрошенных не хватает денежных средств на путешествие;
— в-третьих, инвалиды предпочитают отдых на даче или с выездом к родственникам, друзьям и знакомым в местность, отличную от постоянного места жительства (так ответили 12% респондентов);
— в-четвертых, 8,6% опрошенных инвалидов не выезжают за пределы своей обычной среды обитания с туристско-экскурсионными целями по семейным обстоятельствам;
— в-пятых, у 4,9% инвалидов отсутствует интерес к поездкам туристского характера, на долю иных причин, не указанных выше, приходится 3,7% ответов респондентов [5].
Инклюзивный туризм может развиваться в том случае, если объекты индустрии гостеприимства и туризма отвечают принципу «доступно и удобно для всех». Среди исследований по разработке направления развития инклюзивного туризма следует отметить Лифанова И.В., который разрабатывает принципы реабилитации детей-инвалидов средствами туризма и краеведения [3].
Актуализация развития инклюзивного туризма усиливается тем обстоятельством, что для людей с ограниченными возможностями туризм является не только средством отдыха и реабилитации, способствующим активизации двигательных функций и поддержанию физической формы, но и источником, создающим среду для полноценного общения и устранения чувства неполноценности, что в свою очередь мобилизует психические ресурсы и восстанавливает психоэмоциональный настрой человека, а, следовательно, повышает уровень его самооценки и самозначимости. Многоотраслевой характер инклюзивного туризма предполагает использование методического инструментария, базирующегося на статистическом изучении совокупности показателей, отражающих динамику и структуру туристского рынка, в т.ч. в сфере доступного туризма [6].
Выделим следующие факторы, ограничивающие или влияющие на возможность организации инклюзивного туризма:
1. Физическое состояние потенциальных туристов (инвалидность, ограниченная дееспособность).
2. Материальное положение потенциальных туристов (недостаточность средств для осуществления путешествия).
3. Высокие транспортные составляющие туристической поездки.
4. Завышенные цены на средства размещения.
5. Наличие бюрократических препятствий (например, сложности процедур оформлении виз для зарубежных поездок).
6. Отсутствие или слабое развитие мер по социальной поддержке туризма и отдыха.
7. Проблема слабой информированности относительно получения требуемого или желаемого туристского продукта, слабое развитие маркетинга.
8. Ограниченность набора предлагаемых туристских услуг и туристских дестинаций, доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
9. Отсутствие необходимой мотивации у людей к совершению путешествий.
Для решения перечисленных проблем может быть предложен следующий комплекс мероприятий:
В связи с требованиями ФГОС ООО перед системой образования встают новые цели и задачи, ориентированные на инклюзивное образование. Главной целью такого образования и воспитания является формирование духовно-нравственного потенциала личности в инклюзивной среде. В современном стандарте образования намечен переход школьников от пассивного участника образовательного процесса к активному деятельностному подходу. Это позволяет расширить возможности детей с ОВЗ, но вместе с тем наибольшую остроту приобретает психолого-педагогический фактор во время процесса их инклюзии в здоровую образовательную среду. Одним из активных методов социализации детей с ОВЗ является проектно-исследовательская деятельность [9].
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Основным критерием, согласно которому лица, имеющие ограничения возможностей здоровья, выбирают тот или иной туристский маршрут, является доступность среды. В связи с этим перспективной задачей развития доступного туризма должно стать формирование такой туристской среды, которая бы отвечала туристским потребностям всех путешествующих граждан вне зависимости от их половозрастных характеристик, от их образования и социального статуса. В Российской Федерации проектирование туристских продуктов с учетом нужд особой категории туристов должно стать нормой, однако в целях преодоления противоречий между желаниями и возможностями туристской отрасли необходимо обеспечить максимально полную реализацию туристского потенциала территории регионов, переведя их потенциальные возможности в фактически используемые в деятельности туристской отрасли факторы производства [8].
Список литературы
Ivanov V.D., Tulisov S.N., Rafikova V.D. Inclusive Tourism: Problems and Prospects of Its Development
Abstract. The article analyzes the development of inclusive tourism in the country. Different types of inclusive tourism and possibilities of accessibility of tourism for disabled people are considered. The article actualizes the need for the development of inclusive tourism and its importance for people with disabilities, Revealed that it is necessary to conduct public policy in the field of inclusive tourism and planning the development of this sector at the state and regional levels.
Keywords: tourism, inclusive tourism, weekend tourism, tourism availability.
15 проектов, которые делают туризм доступным для всех
Инклюзивный туризм как бизнес
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 1 млрд людей сегодня живут с инвалидностью. Это примерно 15% всех жителей планеты. Причем цифра постоянно растет — прежде всего, из-за старения населения и увеличения числа хронических заболеваний.
К 2030 году около 20% населения будет старше 65 лет. И, вероятнее всего, до половины из них будут иметь какую-либо форму инвалидности.
Для туристической отрасли это означает, что путешественники с ограниченными возможностями здоровья становятся все более значимым сегментом аудитории. А создание условий для инклюзивного туризма превращается из социальной ответственности в полноценный бизнес.
Принимать туристов с ограниченными возможностями порой даже выгоднее, чем обычных путешественников. Как правило, они тратят в 1,5 раза больше других и обычно путешествуют группами от трех-пяти человек. И если туристическая компания или объект не могут принимать путешественников с особыми потребностями, то они теряют не одного потенциального клиента, а целую группу.
Вдобавок инфраструктура для инклюзивного туризма востребована не только людьми с ОВЗ, но и путешественниками старшего поколения. «Специальные возможности принесут пользу как людям с инвалидностью, так и пенсионерам, помогая бизнесу дольше удерживать клиентов», — подчеркивают во Всемирном совете по туризму и путешествиям.
Тем не менее, пока в туризме явно не хватает инфраструктуры и предложений для путешественников с особыми потребностями. Рассказываем о проектах, которые помогают устранить этот дефицит.
Музеи и театры
«Гараж» с глухими гидами
В 2015 году Музей современного искусства «Гараж» открыл первый в российской музейной практике отдел инклюзивных программ. Его задача — адаптировать пространство и экспозицию к особым потребностям посетителей. Программу для людей с ОВЗ разрабатывают каждый выставочный сезон.
Экскурсии для глухих и слабослышащих в музее проводят глухие гиды. На адаптированных мероприятиях работают переводчики русского жестового языка (РЖЯ), педагоги и медиаторы. Кассиры и смотрители «Гаража» знают основы РЖЯ и могут на нем объясняться.
В программе для незрячих и слабовидящих музей использует тактильные модели и тифлокомментарии — краткие описания предметов или действий, которые были бы непонятны слепому человеку без пояснений. Гостям с расстройствами аутического спектра заранее высылают социальную историю — краткий рассказ о визите в музей с иллюстрациями, который помогает подготовиться к посещению.
Сенсорная экскурсия
«Все здание похоже на крещендо», — так сенсорный аудиогид, вышедший в 2020 году, описывает музей Гуггенхайма. Здесь подготовили десять аудиодорожек с подробными рассказами об экспонатах, звуках и поверхностях, которые встречаются во время прогулки по музею.
Прослушать их можно дома или при личном посещении. The New York Times отмечает, что сенсорный гид дает интересный опыт в том числе посетителям с нормальным зрением.
Создание гида — часть программы Mind’s Eye, которую реализует музей. Она включает в себя ежемесячные экскурсии и семинары для слепых и слабовидящих. В этих мероприятиях сочетаются словесные описания, беседы, сенсорный опыт и творческие практики.
Спектакль в тишине
В России есть несколько театров, которые создают визуальные спектакли без слов и музыки. Например, в Петербурге есть инклюзивный театр «Дети тишины». В нем на сцене вместе работают слышащие и слабослышащие артисты.
Постановки созданы в духе классической пантомимы. Идея театра — делать спектакли, понятные любой аудитории, объясняет его режиссер Александр Копосов.
Инклюзивные маршруты и локации
Комплекс ВДНХ
Параллельно с музеями собственные инклюзивные программы развивают и общественные пространства. Среди самых продвинутых в Москве — площадка ВДНХ.
По всей территории комплекса ходит бесплатный транспорт для маломобильных посетителей, есть экскурсии для людей с ограниченными возможностями, бесплатный прокат кресел-колясок, детские спектакли с сурдопереводом и модели для тактильного изучения.
Музей ВДНХ тестирует систему «Говорящий город». Она помогает информировать и ориентировать инвалидов по зрению и других маломобильных горожан.
Знакомство с Петербургом
В Санкт-Петербурге для незрячих туристов разработали обзорный экскурсионный маршрут. Он начинается со вводного занятия в библиотеке для слепых, где участники изучают огромную тактильную карту города.
Затем группа отправляется к основным достопримечательностями. Маршрут построен так, чтобы у экскурсантов была возможность прикоснуться к объектам — например, потрогать гранит набережной или колонны зданий.
На остановках используют тактильные пособия, макеты и рельефно-графические материалы. В маршрут входит экскурсия по Исаакиевскому собору, специально адаптированная для слепых и слабовидящих.
Доступные пляжи
За пределами городов туристам с особыми потребностями сложнее найти доступный маршрут или локацию. Но в последние пару лет таковых стало больше.
Один из недавних примеров — программа «Доступный пляж» в Коста-Рике. Ее запустил местный Совет по туризму вместе с другими госучреждениями и профильными ассоциациями.
На пляжах устанавливают выдвижные тротуары для колясочников и шезлонги-амфибии, на которых можно передвигаться по песку или забираться в воду. К лету 2021 года удалось оборудовать шесть пляжей.
Хайкинг в коляске
Популярную тропу «Близнецы» в хорватском природном парке Медведница полностью адаптировали к потребностям маломобильных туристов. Ее протяженность — около 800 м. Тропу можно полностью пересечь на электрических и обычных инвалидных колясках, с тростью или ходунками.
По всему маршруту есть места отдыха, доступные для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Информационные материалы размещены достаточно низко, чтобы их можно было прочитать с коляски. Содержание стендов продублировано шрифтом Брайля.
Рестораны и гостиницы
Вкусы в темноте
Ресторан «В темноте?!» (Dans Le Noir) начинался как социальный проект. Первое заведение открылось в Париже в 2004 году при участии организации, поддерживающей незрячих людей. Но благодаря необычной концепции и упору на гастрономический опыт такие рестораны стали популярны и появились по всему миру.
Вслед за парижским заведением в разных странах открылось более десяти заведений. Они есть в том числе в Москве и Петербурге.
Посетителям здесь предлагают сосредоточиться на вкусовых ощущениях, находясь в полной темноте. Гидами по меню и пространству выступают в основном незрячие официанты.
Меню голосом
Проект «Доступная еда» создает для кафе и ресторанов голосовые меню. Они позволяют незрячим посетителям выбрать блюдо и напитки без посторонней помощи.
Сначала участники проекта собирались работать со шрифтом Брайля. Но чтобы изучить такое меню, потребовалось бы много времени. Кроме того, его пришлось бы постоянно перепечатывать. Поэтому вместо специального шрифта выбрали голосовой вариант. Аудиодорожки загружают в мобильное приложение, которое управляется с помощью голосовых команд.
К проекту уже присоединились несколько десятков заведений из разных городов России.
Номера в отелях
Для людей с ограниченными возможностями отели предлагают специальные номера. Они больше по площади, в них нет лишних порогов и есть оборудование, помогающее переместиться с кресла на кровать.
Такие номера в Москве есть в отелях международных сетей (например, «Новотель» или «Парк Инн») и крупных гостиницах («Метрополь»). В строящихся объектах тоже, как правило, предусмотрена инфраструктура для людей с ОВЗ.
Мобильность и транспорт
Таблички в самолетах
Чтобы облегчить незрячим пассажирам пребывание в самолете, салон снабжают надписями шрифтом Брайля. Раньше такие таблички встречались в основном на «Боингах» зарубежных авиакомпаний. Но в 2020 году в России выпустили комплекты тактильных наклеек специально для воздушных судов. А летом 2021-го ими оснастили один из лайнеров S7.
Карта доступности
Даже в самых продвинутых с точки зрения инклюзии городах часть объектов остаются недоступными для туристов с ОВЗ. Выбрать маршрут без препятствий помогает онлайн-карта Wheelmap.
Она работает по системе светофора. Зеленым отмечены полностью безбарьерные объекты, желтым — частично безбарьерные (доступ на коляске требует усилий), красным — совсем не приспособленные для колясок.
Похожие задачи решает приложение iAccess Life, которое содержит обзоры и рейтинги ресторанов, отелей и магазинов, доступных для людей с ОВЗ.
Туристические услуги и отдых
Путешествия для всех
Российский проект Globe4All помогает туристам с особыми нуждами выбрать интересный и удобный маршрут для путешествия. На сайте собраны экскурсии, туры, развлечения и мероприятия, адаптированные для людей с ОВЗ. Здесь же публикуются новости, лайфхаки и интервью о доступном туризме, описания туристических объектов и инфраструктуры.
В 2020 году Globe4All стали финалистами в акселераторе, который организовал Moscow Travel Hub для поддержки туриндустрии и развития направления TravelTech.
Инклюзивное агентство
Индийская компания Planet Abled работает как инклюзивное агентство путешествий. Она объединяет людей с ограниченными возможностями в туристические группы, организует логистику, размещение и экскурсионную программу.
Среди путешественников — маломобильные туристы, инвалиды по зрению, слуху и речи, люди с аутизмом и когнитивными нарушениями.
Детский лагерь
В Пермской области работает инновационный лагерь — Новый город «Дружный», в котором отдыхают дети с разными способностями и потребностями. Мероприятия здесь адаптированы для людей с более чем 23 различными диагнозами.
Дети приезжают в лагерь короткими сменами от одной до двух недель. Проект сотрудничает с отделом инклюзивного развития ООН и масштабируется по франшизной модели.