какие коренные отличия существуют между человеком и животными чем их можно объяснить
В чем коренные различия между человеком и животным, сравнительная таблица черт
Несмотря на то, что человек и животное имеют очевидные различия, они во многом и схожи. Похожие черты обусловлены общей эволюцией. Но, если животные ведут себя более примитивно и сосредоточены на выживании, то человек имеет врожденное стремление к совершенствованию и достижению высоких целей. Существует несколько ключевых особенностей, качественно отличающих людей от животных.
Чем отличается человек от животного
Животное, в большей степени, сосредоточено на следовании инстинктам, помогающим добиваться желаемого. Также деятельность животного ограничивается стремлением выжить и удовлетворить базовые потребности для комфортного существования.
Человек, в отличие от остальных видов, – существо социально зависимое. Удовлетворение таких потребностей, как еда и комфорт, не может сделать людей счастливыми. Порыв и желание познавать внутренний и внешний миры являются факторами, отличающими человека от животного.
Прямохождение
Внешняя разница между человеком и животным определена выработанной поколениями привычкой людей ходить с ровной спиной. Животные перемещаются на четырех конечностях. Даже близкие по виду обезьяны помогают себе ходить руками, являясь поэтому сгорбленными.
Малый волосяной покров
Человек и животные, схожие по размеру, изначально имели примерно одинаковое количество растительности на теле. Если животным волосы и шерсть необходимы для сохранения тепла и маскировочной защиты от хищников, то человек с первобытных времен научился добывать огонь и греться за счет него, поэтому волос на теле становилось все меньше. Растительность на теле – это одна из главных отличительных черт между животным и человеком.
Развитые верхние конечности
Млекопитающие неспособны использовать подручные средства для достижения целей, за исключением простых палок или камней (характерно для обезьян).
Размер мозга
Мозг человека больше и сложнее, чем у его братьев меньших. Но отличия заключаются не только в размере. Принципиальная разница состоит в структуре головного мозга. Так, если у животных мозг направлен на выполнение привычных задач, то мозг человека позволяет ему выходить за рамки обыденности.
Мозг людей разделен на два полушария. Левое полушарие отвечает за логический процесс, а правое – позволяет человеку действовать творчески и мыслить вне привычных шаблонов поведения.
Разум и мышление
Человеку свойственно анализировать, предполагать и планировать, отталкиваясь от личных выводов. Амбиции и стремление к новым горизонтам весьма основательно отличают человека от животного.
Ничто так не отличает человека от животного, как возможность и умение устно обмениваться детальной информацией с окружающими. Человек обязан этой предрасположенности особой структуре гортани, расположенной ниже, чем у его сородичей из числа животных.
Представители дикой земной фауны, в то же время, не способны передавать друг другу неочевидные мысли при помощи звуков. Их речевое общение сводится к подаче сигналов. Некоторые обезьяны были научены передавать информацию и общаться с людьми немыми знаками, но такие случаи весьма редки и требуют долгой работы зоологов.
Умение контролировать инстинкты
Отношение человека к вложенным в него инстинктам принципиально другое. Люди имеют возможность решать, прислушаться ли им к предписанной модели поведения либо дополнить ее, исходя из нового опыта и размышления.
Животные руководствуются вложенными в них инстинктами, и не могут действовать вне их влияния. Инстинкты обусловлены средой обитания животного, а также опытом его предков, передающимся генетически из поколения в поколение.
Обширный спектр потребностей
Человек погружается в ранее неисследованные области, жаждет познавать и превосходить старое. Лишь в таком русле он чувствует себя по-настоящему живым и реализованным, создавая коренные изменения в окружающей среде.
Животные никогда не придут к глубоким концепциям, чтобы изменить способ жизни, а будут идти на поводу у закоренелых инстинктов, благодаря которым их предки смогли выжить и продолжить род.
Длительный детский период
Человеческий ребенок не заканчивает развитие своего организма в материнской утробе, поэтому длительность детства у людей продолжительнее. В случае с животными все проще – некоторые млекопитающие освобождаются от родительской зависимости уже через пару недель после рождения, а также быстрее учатся самостоятельно ходить и питаться.
Целеустремленность
Свобода от инстинктов человека разумного позволила ему достичь невероятного для животных прогресса. Перейдя от опасной охоты, человек стал одомашнивать животных, заниматься скотоводством.
Религиозные и моральные качества
Человек, как эмоциональное существо, с древности выражал свое восприятие мира через религиозные обряды. Сострадание и способность проявлять уважение как ничто другое отличает большинство людей от животных. Ведь звери, хоть и способны на ласку и любовь, но испытывают ее в связи с программой инстинкта.
Культурная и творческая деятельность
Еще одним проявлением отношения человека к миру, наряду с религией, является искусство. И хотя некоторых животных реально обучить имеющим отношение к культуре навыкам, например – рисованию, братья наши меньшие не находят в этом занятии того душевного удовлетворения, к которому стремится человек, беря в руки кисть или исполняя музыку.
Какие животные имеют наибольшую схожесть с человеком
Из мира животных самым близким родственником человека является обезьяна. Зоологами были предприняты успешные попытки научить обезьян коммуникации с человеком посредством языка жестов. Из числа обезьян наиболее схожи с человеком:
Краткая сравнительная таблица
В целом, человек и животное имеют принципиальные отличия, затрагивающие организм и поведение:
Качества человека | Особенности животного |
Поведение вне шаблонных моделей, способность выстраивать планы и менять среду пребывания. | Зацикленность на инстинктах, стремление соответствовать среде обитания. |
Предрасположенность к созданию улучшенных орудий труда. | Использование телесных инструментов, таких как когти и клыки. Редкое употребление предметов естественной среды. |
Стремление к духовным благам, познанию внутреннего мира. | Удовлетворение основных потребностей, необходимых для выживания и продолжения рода. |
Подведем итог
В заключение можно сказать, что человек превосходит животное не только более гибким физическим развитием, но и перечнем умственных отличий, позволяющим людям действовать, в отличие от животных, намного продуктивнее.
«Воистину человек – Царь зверей, ибо какой еще зверь сравнится с ним в жестокости». — Леонардо да Винчи.
3. Сходство и различия между человеком и животными
1. Что роднит человека с животными
Какие есть доказательства родства человека с животными?
Антрополог: Как все живые существа, человек для поддержания жизни нуждается в пище, воде, сне. Подобно всем животным, он старится и умирает. Эти черты сходства, как говорится, «лежат на поверхности». Но есть и другие, быть может, не столь очевидные. Я уже рассказывал вам, что строение тела человека во многом сходно со строением тела других животных. Сравнивая между собой скелет или отдельные органы, выполняющие одни и те же функции (например, пищеварения или дыхания), ученые находят множество совпадений. Конечно, больше всего таких совпадений с близкородственными животными (особенно обезьянами, все кто видели обезьяну, сразу это подмечают). Но даже в том случае, когда мы начинаем сопоставлять организм человека с организмом такого непохожего на него существа, как рыба, быстро обнаруживается много общих черт (у рыб, как и у людей, есть позвоночник, сердце, желудок, нервная система и т.п.).
А какие-нибудь другие подтверждения этому есть?
2. Инстинкты и разум
Чем человек отличается от других животных?
Антрополог: Главное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в том, что он обладает разумом. Именно благодаря разуму человек способен быстро ориентироваться в окружающей обстановке и принимать решения, наиболее целесообразные для настоящего момента.
Ну, это еще не факт! Разве другие животные на это не способны? Вспомним хотя бы пчёл, муравьёв и других насекомых.
Антрополог: Да, на первый взгляд их поведение может показаться осмысленным. Однако учёные доказали, что все действия насекомых диктуются не разумом, а инстинктами.
Инстинкт — это врождённая форма поведения.
Вот только один пример. Для того чтобы обеспечить своих личинок кормом осы роют норки и затаскивают туда парализованных ядом насекомых (например, кузнечиков). Положив добычу у отверстия норки, оса, перед тем как окончательно втащить её, быстро «обыскивает» свое помещение. Это целесообразно, так как волочить добычу приходится издалека, и в «квартиру» мог кто-нибудь залезть. Убедившись, что всё в порядке, оса выбирается наружу, берёт добычу и прячет её в норке. А что будет, если внести в её инстинктивные действия незначительные коррективы? Когда оса исчезнет в норке, чуть-чуть отодвинем её добычу от входа. На наш взгляд ничего не изменилось, но для осы вся цепочка действий начинается сначала. Она вновь подтаскивает парализованное насекомое к входу и вновь ныряет в норку для «проверки». Один исследователь сорок раз отодвигал добычу, и оса каждый раз вновь и вновь «обыскивала» норку, вход в которую ей был прекрасно виден! Можно сказать, что она вела себя в данном случае как автомат. Впрочем, так оно и есть на самом деле. Поведение насекомых «запрограммировано» с самого их рождения. Они ведут себя так, как вели на протяжении многих миллионов лет эволюции. Каждое их действие продиктовано инстинктом. «Обдумать», изменить своё поведение в соответствии с изменившимися обстоятельствами, они просто не в состоянии.
Допустим, с насекомыми всё понятно. А как быть с собаками или обезьянами?
Антрополог: Действительно, поведение высокоорганизованных животных (например, собак или обезьян) гораздо сложнее, чем поведение насекомых. Они способны делать выбор, предвидеть последствия того или иного своего поступка. Однако и в этом случае поведение животных является инстинктивным, а не разумным. Просто высокоорганизованные животные способны к обучению. Обезьяны и собаки, в отличие от насекомых, могут менять своё поведение в зависимости от ситуации. Но они совершенно не способны к творчеству, к созданию чего-либо нового. Эта способность присуща одному только человеку. Человек трудится, и в результате его трудовой деятельности происходит преобразование окружающего мира. Человек может размышлять, анализировать, обобщать, делать выводы, накапливать и передавать информацию. Он единственный из живых существ, кто способен к познанию мира и самого себя. Эта его особенность и называется разумом.
Разум – это способность человека понимать и осмысливать мир и самого себя, способность к творчеству и познанию.
Именно разум позволил человеку изобрести множество полезных вещей и занять господствующее положение на нашей планете. Да, он не так быстро бегает, как леопард, не такой зоркий, как орёл, он не умеет летать, как птицы, у него нет острых когтей, мощных клыков, толстой шкуры. Но благодаря биноклю, человек видит лучше орла, благодаря автомобилю перемещается быстрее леопарда, а благодаря самолёту летает выше и быстрее любой птицы.
Люди сродни животным. Значит, у них тоже есть инстинкты?
Антрополог: Хотя человек обладает разумом, инстинкты ему также присущи. Например, новорожденный младенец, когда голоден, жадно сосёт молоко. Никто не учил его этому. Ребенок «умеет есть» с самого рождения. Однако способность говорить, читать, играть, трудиться и многое другое человек обретает только путем обучения. Поэтому и говорят, что инстинкты играют в его жизни несравнимо меньшую роль, чем в жизни других животных.
3. Мозг – основной инструмент мыслительной деятельности
Антрополог: Действительно, главным инструментом разумной деятельности человека является его головной мозг. Но этот жизненно важный орган есть и у многих других живых существ, например, у рыб, у птиц и у зверей. Однако разумом они не обладают! Заманчиво было бы считать, что его мозг устроен совсем не так, как мозг других животных. Однако научные исследования этого не подтвердили. В строении головного мозга человека, как и в строении других его органов, можно обнаружить множество общих черт со строением мозга зверей и птиц, что еще раз подтверждает тот факт, что человек вышел в своём развитии из животного мира, что он – часть природы. Начать с того, что в работе любого мозга, будь то мозг птицы, обезьяны или человека, ведущую роль играют особые нервные клетки – нейроны. (К примеру, у человека нейроны составляют одну десятую часть всех клеток нервной ткани). Сложность нервной системы находится в прямой зависимости от числа составляющих её нейронов. Например, у червей их всего около 100, а у человека – более 10 миллиардов!
Получается, чем больше объём головного мозга у какого-либо существа, тем оно «умнее»?
Антрополог: Это не совсем так. Известно, что у слонов и дельфинов мозг больше, чем у людей. Однако разумом из них обладает только человек. Учёные считают, что наряду с объёмом мозга чрезвычайно важную роль играет количество связей, возникающих между отдельными нейронами. Человеческий мозг можно уподобить волшебному лесу: из нейронов вытягиваются длинные отростки, которые переплетаются между собой, как ветви деревьев. При помощи этих отростков отдельные нейроны постоянно обмениваются друг с другом нервными импульсами. Количество подобных связей одного только нейрона может достигать 20 тысяч! Ни у одного другого существа нейроны головного мозга не образуют таких сложных и многочисленных связей. И именно этим человеческий мозг отличается от мозга животных. Однако следует отметить, что у новорожденного младенца разветвлённых связей между нейронами нет. Они образуются только в результате его общения с другими людьми и обучения. Чем больше человек узнаёт, чем больше он размышляет или занимается творчеством, тем больше нейронных связей устанавливается в его мозгу. А это показывает, что разум не даётся человеку с рождения. Он формируется, «создаётся» только в общественной среде!